Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры школьников в условиях реализации современных образовательных программ'

Формирование экологической культуры школьников в условиях реализации современных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ / КУЛЬТУРА / ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ / СТАНДАРТ / ШКОЛА / КОМПОНЕНТ / ЗНАНИЯ / СОЗНАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / АНАЛИЗ / А STANDARD / А SCHOOL / А COMPONENT / FORMATION / ECOLOGY / CULTURE / PROGRAMME / EDUCATIONAL / KNOWLEDGE / CONSCIOUSNESS / ACTIVITY / ADAPTATION / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодрова Лариса Александровна

В статье автор рассматривает возможности применения образовательных программ в школьной практике в контексте формирования основных компонентов экологической культуры школьников: экологических знаний, экологического сознания и экологической деятельности. Также в статье рассмотрены особенности дополнительных образовательных программ, основные принципы их разработки и возможности адаптации к условиям школьной внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бодрова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Schoolchildren’s Ecological Culture in Realization of Modern Educational Programmes

In this article the author considers possibilities to use educational programmes in school practice in the context of formation the main components of ecology culture: ecology knowledge, ecology consciousness, ecology activity. Also in this article are regarded peculiarities of supplementary educational programmes, the main principles to work them out and possibilities of adaptation to conditions of school out of lessons activity.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры школьников в условиях реализации современных образовательных программ»

УДК 37.013

Л. А. Бодрова

Формирование экологической культуры школьников в условиях реализации современных образовательных программ

В статье автор рассматривает возможности применения образовательных программ в школьной практике в контексте формирования основных компонентов экологической культуры школьников: экологических знаний, экологического сознания и экологической деятельности. Также в статье рассмотрены особенности дополнительных образовательных программ, основные принципы их разработки и возможности адаптации к условиям школьной внеурочной деятельности.

Ключевые слова: формирование, экологическая, культура, программа, образовательный, стандарт, школа, компонент, знания, сознание, деятельность, адаптация, анализ.

L. А. Bodrova

Formation of Schoolchildren's Ecological Culture in Realization of Modern Educational Programmes

In this article the author considers possibilities to use educational programmes in school practice in the context of formation the main components of ecology culture: ecology knowledge, ecology consciousness, ecology activity. Also in this article are regarded peculiarities of supplementary educational programmes, the main principles to work them out and possibilities of adaptation to conditions of school out of lessons activity.

Key words: formation, ecology, culture, programme, educational, а standard, а school, а component, knowledge, consciousness, activity, adaptation, analysis.

Проблема противоречия человека и природы, индустриального общества и окружающей среды является одной из наиболее острых глобальных проблем современности. В связи с этим в настоящее время существует настоятельная необходимость такого духовного и культурного роста человека, который бы не отставал от роста технологических новшеств. Подобный рост возможен как результат формирования экологической культуры личности.

Экологическая культура в научной литературе рассматривается в нескольких аспектах, в том числе как новый тип культуры, а также как широкое интегративное свойство личности, которое охватывает интеллектуальные, эстетические, этические и деятельностные стороны человеческой жизни. Анализ и обобщение мнений исследователей позволили установить основные структурные компоненты экологической культуры: экологические знания, экологическое сознание и экологическая деятельность.

Формирование экологической культуры личности можно определить как процесс целенаправленного и организованного овладения личностью компонентами экологической культуры.

В то же время формирование экологической культуры личности является результатом образовательной деятельности.

Формирование экологической культуры школьников в образовательном пространстве не должно носить спонтанный характер. Для достижения качественных результатов в этом направлении необходимо, чтобы образовательная деятельность была четко и грамотно спланирована и запрограммирована.

Несмотря на то, что проблемы формирования экологической культуры школьников разрабатываются длительное время, их решение в большей степени связывают с реализацией школьных учебных курсов, в значительно меньшей мере рассматриваются возможности применения дополнительных образовательных программ.

Дополнительная образовательная программа -это нормативный документ, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цели, ценности образования, учебно-тематический план, формы, содержание, методы и технологии реализации образования, а также критерии оценки его результатов в конкретных условиях развития того или

© Бодрова Л. А., 2011

иного направления и уровня совместной творческой деятельности детей и взрослых.

Дополнительные образовательные программы могут реализовываться: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными; в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

Анализ программного обеспечения школьного образования показал, что учебные программы по отдельным предметам имеют прямое отношение к формированию экологической культуры личности, однако, при этом ориентированы в большей степени на формирование компонента «экологические знания» (курсы «природоведение», «окружающий мир», «биология», «ботаника», «зоология» и др.). Другим, не менее важным основным компонентам экологической культуры личности (экологическое сознание, экологическая деятельность) уделяется внимания явно недостаточно.

Являясь по своей сути учебными курсами, такие программы помогают решать в основном учебные задачи, но не могут, на наш взгляд, в полной мере обеспечить решение задач экологического воспитания школьников.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко прослеживается тенденция к усилению воспитательной составляющей школьного образования. Для решения воспитательных задач особое внимание уделено внеурочной деятельности школьников, для которой определено пространство и время в образовательном процессе. При этом внеурочная деятельность является не-отьемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется в формах, отличных от урочной системы обучения.

Разработчики ФГОС второго поколения [1] предлагают следующие формы организации внеурочной деятельности школьников: кружки, факультативы, научные общества учащихся, интеллектуальные клубы, познавательные экскурсии, викторины и т. п.

Мы разделяем мнение, что развитие внеурочной воспитательной деятельности в школе невозможно без соответствующего программно-методического обеспечения. При этом, как показывает практика, в настоящее время существует

проблема недостаточного количества готовых программ по организации внеурочной деятельности школьников, имеется настоятельная потребность в их разработке.

Для решения этой проблемы мы предлагаем брать за основу и адаптировать к условиям школьной внеурочной деятельности образовательные программы, разработанные специалистами системы дополнительного образования детей, в том числе программы, в которых предусмотрено формирование экологической культуры детей. В таком случае дополнительные образовательные программы, по нашему мнению, выступают как важнейший образовательный ресурс.

Адаптация образовательных программ к условиям школьной внеурочной деятельности, с нашей точки зрения, может вестись под руководством наиболее квалифицированных педагогов школы, методистов из учреждений дополнительного образования детей, научных сотрудников.

В результате образовательные программы, которые предполагается использовать в условиях школьной внеурочной деятельности, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой стороны, учитывать его достоинства. Для решения этой задачи, по нашему мнению, при адаптации конкретных дополнительных образовательных программ педагогическим работникам необходимо ознакомиться с содержанием школьных учебных предметов, связанных с их содержанием.

В процессе реализации таких программ, с нашей точки зрения, возможно эффективное формирование основных компонентов экологической культуры школьников (экологических знаний, экологического сознания, экологической деятельности). Это согласуется с теми воспитательными результатами, достижение которых предполагается в ходе реализации школьной внеурочной деятельности [1]:

- 1 уровень: приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни (в том числе освоение экологических знаний);

- 2 уровень: формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества (в том числе формирование экологического сознания);

- 3 уровень: получение детьми опыта самостоятельного общественного действия (в том числе опыта экологической деятельности).

В соответствии с общими правилами разра-

Формирование экологической культуры школьников в условиях реализации современных образовательных программ

ботки программ внеурочной деятельности [1], адаптированная к условиям школы дополнительная образовательная программа должна содержать:

- введение, в котором есть информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

- перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

- описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;

- характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

Отметим другой аспект возможности применения дополнительных образовательных программ по формированию экологической культуры в школьной практике - предпрофильную подготовку. В практике работы школ г. Ярославля имеется такой опыт. В ходе исследования на основе содержания дополнительных образовательных программ при нашем участии были разработаны и внедрены в образовательный процесс общеобразовательной школы № 71 элективные курсы «Экологическое право», «Экологическая журналистика».

Анализ нормативных документов и программного обеспечения показал, что дополнительные образовательные программы, по сравнению с учебными программами, имеют ряд отличительных признаков. Наиболее существенным для нашего исследования является тот факт, что в дополнительных образовательных программах имеет место триединство образовательных задач: учебных, воспитательных и развивающих.

В процессе реализации таких программ становится возможным комплексно рассматривать когнитивный, эмоционально-ценностный и дея-тельностный аспекты формирования экологической культуры.

Дополнительная образовательная программа обладает уникальным потенциалом. Обладая гибкостью, в процессе реализации она может своевременно корректироваться, быстро и точно реагируя на образовательные запросы семьи, образовательного учреждения, государства.

В процессе реализации дополнительных образовательных программ может иметь место сочетание системного, деятельностного и культурологического подходов.

В основу разработки дополнительных образовательных программ положены философско-методологические, дидактико-методические и

организационно-методические принципы, отражающие прогрессивные тенденции современного образовательного процесса.

К философско-методологическим принципам построения образовательного процесса относятся принципы: интеграции, дифференциации, гуманизации, системности, прогностичности.

Группу дидактико-методических принципов составляют: научность и фундаментальность содержания образования, развивающий характер образования, преемственность, междисципли-нарность и комплексность, принцип личностно-оринтированного образовательного процесса.

И, наконец, группу организационно-педагогических принципов составляют: принцип дополнительности, принцип непрерывности, принцип открытости, принцип обратной связи.

Отсутствие в ходе реализации дополнительной образовательной программы жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников образовательного процесса, творческая атмосфера создают возможности для широкого внедрения в практику экологического образования личностно-ориенти-рованных технологий.

По мнению ряда исследователей (М. И. Болотова, О. Г. Тавстуха, А. И. Щетинская, и др.), успешному формированию экологической культуры детей в процессе реализации дополнительных образовательных программ способствует реализация комплекса педагогических условий, включающего [2]:

- целенаправленное развитие склонностей, интересов и потребностей обучающихся с учетом возрастных особенностей;

- разнообразие форм, методов и видов экологической деятельности;

- единство познавательной и практико-преобразующей деятельности.

За последние десятилетия произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

В ходе исследования нами был проведен анализ содержания ряда дополнительных образовательных программ, разработанных педагогами дополнительного образования г. Ярославля, в процессе реализации которых ведется деятель-

ность по формированию экологической культуры школьников.

В научной литературе и в нормативных документах дополнительные образовательные программы классифицируют по разным направлен-ностям. Анализ программного обеспечения показал, что формирование экологической культуры школьников ведется не только в рамках реализации образовательных программ эколого-биоло-гической и культурологической направленностей (как можно было предположить из частей, составляющих понятие «экологическая культура» (экология + культура), но и в рамках реализации программ других направленностей (художественно-эстетической, социально-педагогической, туристско-краеведческой, и др.)

В ходе анализа мы смогли также установить, что образовательные программы могут быть ориентированы на новые формы интеграции культуры, искусства и экологии. При этом могут быть построены различные образовательные модели:

- эстетико-экологического образования;

- литературно-экологического образования;

- нравственно-экологического образования.

Следует отметить, что в рассмотренных нами

дополнительных образовательных программах уделено внимание формированию всех основных компонентов экологической культуры, однако часто в разной степени. Анализ показал, что в ряде образовательных программ делается особый акцент на формирование каких-либо двух основных компонентов. Например, в подвергшихся анализу программах эколого-биологической направленности больше внимания уделяется формированию экологических знаний и экологической деятельности; в программах социально-педагогической и художественно-эстетической направленности - формированию экологического сознания и экологической деятельности.

В рассмотренных нами дополнительных образовательных программах предусмотрена возможность для связи познавательной и практико-преобразующей деятельности и применения полученных знаний на практике. Например, выполнение учебно-исследовательских заданий, участие в экологических проектах, акциях.

Анализ также показал, что в дополнительной образовательной программе может быть предложено использование в процессе формирования экологической культуры нетрадиционных средств, таких как интеллектуально-образовательная игра, экскурсия по интерактивному му-

зею, мультимедийная презентация, средства кинообразования и др. Используемые при этом наглядные пособия тоже могут быть специфичны. Например, экологические фотоэкспозиции, поделки из природных материалов, анимационные фильмы.

Для поддержания познавательной и творческой активности детей на занятиях в ряде программ планируется применять чередование способов восприятия информации. Уровень интереса и эмоциональной включенности предлагается стимулировать с помощью игровой деятельности детей, в которой школьники ощущают повышенную потребность. Программы предусматривают широкое использование различного занимательного материала: загадки, викторины, ребусы на различные темы. Такие задания помогают определить достигнутый уровень знаний обучающихся и активизируют познавательный интерес.

С целью актуализации знаний о природе и выражения своего отношения к ней авторы многих программ предлагают различные задания творческого характера: выполнение рисунков, фотографий; сочинение стихотворений, эссе, экологических сказок, и др.

В содержании многих программ также присутствует региональный компонент знаний. Дети знакомятся с красотой и особенностями природы Ярославского края, основными экологическими проблемами и путями их решения.

Для диагностики результативности формирования экологической культуры детей в рассмотренных нами образовательных программах чаще всего предполагается использование:

- педагогического наблюдения за поведением детей во время игр и творческих заданий;

- викторин и конкурсов;

- анализа творческих работ детей (рисунки, сочинения, работы прикладного творчества);

- анкетирования детей и родителей.

Как показал анализ, в дополнительных образовательных программах существует проблема неразработанности систем мониторинга формирования экологической культуры. На наш взгляд, это связано, прежде всего, с тем, что результаты формирования экологической культуры, как правило, не могут быть представлены в конечной форме формализованного итога, выраженного в баллах. Для преодоления этой проблемы, по нашему мнению, необходим обмен опытом в этом направлении, взаимодействие педагогических работников разных видов образовательных учреждений, занимающихся экологическим обра-

Формирование экологической культуры школьников в условиях реализации современных образовательных программ

зованием, проведение для них мероприятий, способствующих установлению более тесной связи науки и практики: семинаров, педагогических мастерских, заседаний методических объединений и др.

Мы считаем, что в контексте непрерывного экологического образования школьные учебные программы и дополнительные образовательные программы могут и должны взаимно дополнять друг друга. Реализация дополнительных образовательных программ по формированию экологической культуры в практике работы школы способна восполнить те пробелы в экологическом образовании и воспитании, которые возникают в

процессе реализации традиционных школьных учебных программ.

Библиографический список:

1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Щетинская, А. И. Теория и практика современного дополнительного образования детей [Текст] / А. И. Щетинская, О. Г. Тавстуха, М. И. Болотова. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. - 491 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.