Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры школьников на основе интеграции предметных знаний'

Формирование экологической культуры школьников на основе интеграции предметных знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2233
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры школьников на основе интеграции предметных знаний»

6. Махмутова, И. И. Программа подготовки специалистов для учреждений культуры и искусства на 2002-2006 гг. / И. И. Махмутова. -Уфа: республиканский учебно-методический центр по образованию Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан, 2002, - 59с.

7. Методические рекомендации по реализации в регионах приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Государственная поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» (новая редакция) [Текст] // Приложение к журналу «Национальный проект «Образование». - 2007. - № 1. С. 2-82

8. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]: учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с,

9. Профессиональная ориентация учащихся [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов/ Под ред. А. Д. Сазонова. — М.: Просвещение, 1988. - 223 с.

10. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст]. Метод пособие.для ст-тов пед.вузов/ С. Н. Чистякова. — М.: «Академия», 2005.—128 с.

УДК 373.5.016:504

Н. В, Ульянова

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ

В целом культура — это результат деятельности каждого отдельного человека, ее истоки находятся не б мудрых головах правителей общества а в реальной жизни обыкновенного человека. Выразить культуру в деяниях или быть культурным можно лишь имея представления о культуре и потребности в ней. Общество или государство могут только способствовать развитию культуры или препятствовать этому развитию, но они никогда не заменят собой отдельного человека в создании культуры.

По утверждению Л. Е. Кертмана существует свыше четырехсот определений «культуры». Это связано с разнообразием самой культуры и употреблением этого термина. Многочисленные социально значимые проблемы, встали перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное среди них место заняла проблема выживания Человечества и всего живого на Земле.

Гармония человека с природой [1] может быть достигнута при высоком

уровне экологизации общественного сознания и экологического сознания личности. Оно предполагает внесение экологического аспекта во все остальные формы (политическое и правовое сознание, мораль, искусство, философию и т. д.) и уровни (теоретическое и обыденное, массовое сознание, идеология и общественная психология) общественного сознания [2; 3].

Экологическое сознание - важнейший компонент экологической культуры, объединяющий все виды и результаты материальной и духовной деятельности людей, направленной на достижение оптимального взаимодействия общества и природы, на экологизацию материальной и духовной жизни общества [4].

Первостепенную роль в формировании экологической культуры играет экологическое образование и воспитание.

Целью экологического воспитания и образования является целенаправленное формирование у каждого человека на всех этапах его жизни глубоких и прочных экологических знаний, целостных представлений о биосфере, понимание органической взаимосвязи и единства человечества и окружающей среды, роли природы в жизни общества и человека, необходимости и значимости ее охраны и рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности за состояние окружающей среды [5; 6].

Конечная цель такого образования заключается в том, тюбы представить населению возможность понять сложный характер окружающей среды и необходимость для всех стран развиваться таким образом, чтобы это согласовывалось с окружающей средой. Подобное образование должно также содействовать осознанию человечеством экономической, политической и экологической взаимозависимости современного мира, с тем чтобы повысить чувство ответственности всех стран, что станет предпосылкой для решения серьезных проблем окружающей среды на глобальном уровне [7; 8; 9; 10].

Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов школы [1].

Педагоги-ученые (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Л. П. Симонова и др.) считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества.

Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить следующим образом: экологические знания и умения, экологичес-

кое мышление,, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.

Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Конкретная цель экологического образования школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Данный подход опирается на такие психологические особенности школьников, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость.

В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно установили нормы и правила поведения в природе. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся [11]. Учеными-экологами были выделены основные компоненты экологической культуры: экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически осознанное поведение [12].

Экологические знания и умения. С раннего детства, общаясь с природой, ребенок получает минимальные экологические знания и умения. Придя в школу, ученик начинает получать конкретные знания и умения но экологической культуре. Самое главное в этом процессе — это заинтересованность ребенка.

Экологические знания ученик получает непосредственно на уроке или на внеклассных мероприятиях через общение с природой. Учитель должен использовать на уроке различные виды работ (просмотр кинофильмов, экскурсии, экологические вечера). Получить экологические знания ученик может и с помощью самостоятельной работы.

Экологические умения ученик может продемонстрировать непосредственно на практических работах. В конце обучения у ребенка должны сформироваться четкие умения и навыки экологической культуры [13].

Экологическое мышление - это мышление направленное на решение экологических проблем.

Важнейшими структурами экологического мышления являются анализ и синтез. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Ценностные ориентации. Специфика субъективного отношения к миру природы может быть отражена путем содержательного описания таких его

базовых параметров, как ценностные ориентации и степень осознанности отношения.

Формирование ценностных ориентаций не должно сводиться только к повышению экологической эрудиции школьников. Важно, чтобы у ребенка не просто было сформировано понятие о многих природных объектах, а чтобы эти природные объекты стали для него личностно значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись чувства ребенка. О высоком показателе ценностных ориентаций к миру природы можно говорить, когда ребенок проявляет симпатию к большому количеству природных объектов, способен идентифицироваться с ними, они ему симпатичны и, в конце концов, субъектифицируются ребенком, происходит расширение индивидуального экологического пространства личности [14].

Экологически осознанное поведение. Педагогически целесообразно формировать осознанное поведение личности к миру природы на ранних этапах развития ребенка. Уже в школьном возрасте школьникам следует задавать вопросы об их отношении к миру природы, предлагать вербально описать, охарактеризовать его. Безусловно, такое задание по началу будет вызывать у учащихся определенные трудности, однако в результате можно добиться повышения уровня поведения в природе. Осознанность отношения к природе необходима для возможности его рефлексивного анализа, который является условием волевой коррекции личности своего экологического поведения.

Теоретический анализ научной литературы и общеобразовательных программ вышеуказанных авторов, позволил нам разработать единый курс экологии для 5-11 классов средней общеобразовательной школы. Программа этого курса ориентирована на интеграцию естественнонаучных, гуманитарных и экологических знаний в каждом классе и предусматривает непрерывное формирование экологической культуры школьников 5-11 классов с учетом их возрастных особенностей. Целостность курса достигается интеграцией экологических знаний, устранением их фрагментарности, установлением преемственных связей между классами, последовательностью развития основных экологических понятий и системой межпредметных связей и междисциплинарного подхода при обучении экологии.

Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников представляет собой вариант педагогической модификации и практической реализаций идей системного подхода. В научном понимании междисциплинарность - это взаимодействие наук, которое предполагает использование для решения какой-либо приоритетной задачи всего интеллектуального потенциала научного знания. Междисциплинарность может быть также определена как применение в рамках одного какого-либо конкретного исследования нескольких научных методов.

Междисциплинарность имеет место обычно там, где налицо многокачественные, системные, многоотраслевые проблемы, которые не могут быть

решены одной отдельно взятой наукой. В научных исследованиях междисциплинарность проявляется двояко, во-первых, многосторонне изучается единый многокачественный объект, т. е. исследуется совокупность разнородных, но взаимосвязанных вопросов, качеств, признаков и т.д.; во-вторых, один объект или даже одно какое-либо его свойство изучается с помощью методов, традиционно относящихся к различным наукам [1],

Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников предполагает:

• систематизацию учебного содержания на основе ведущих экологических идей;

• конкретизацию основных экологических идей и научных экологических понятий системой фактов глобального, регионального и локального уровней;

• системный анализ международных и национальных документов об охране окружающей среды;

• использование в учебно-воспитательном процессе методов и методических приемов, обеспечивающих единство и взаимосвязь научного, прав-ствеино-эстетического и практического отношения к природе;

• широкое применение в учебно-воспитательном процессе межпредметных форм экологического образования (межпредметные уроки, полевые практикумы, ролево-сюжетные игры, походы-экспедиции) [15].

Важнейшим условием эффективной реализации межпредметного подхода является нахождение и целенаправленная реализация межпредметных связей того или ииого школьного предмета с другими учебными дисциплинами и поэтапное использование этих связей в различных формах.

Межпредметные связи экологического характера в процессе обучения могут устанавливаться с помощью следующих методических приемов:

1. изучение биологических, физиологических и других явлений для раскрытия важнейших эколого-географических закономерностей;

2. постановка вопросов комплексного характера для систематизации знаний из других учебных предметов;

3. выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на межпредметной основе;

4. работа с таблицами и иллюстрациями;

5. составление комплексных характеристик различных объектов природы, требующих привлечения знаний из курсов биологии, физики, химии, истории и др.;

6. побуждение школьников к участию в опросе своих товарищей, к диалогу, направленному на воспроизведение знаний из курсов других школьных предметов [16].

Межпредметные связи, равно как и межпредметный подход в целом, могут применяться не только в обучении, но и во внеклассной работе по всем

предметам естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эетети-ческого циклов. Все это позволяет, во-первых, всесторонне, с позиции различных предметов, раскрывать содержание важнейших межпредметно-экологических идей и сущность современных экологических проблем; во-вторых, обеспечить преемственность и взаимосвязь обучения, внеклассной воспитательной работы и общественно-полезной деятельности школьников по исследованию и охране окружающей среды родного края, что является принципиально важным условием эффективного экологического образования школьников [1],

Межпредметные связи выполняют в обучении экологии ряд функций.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель экологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития экологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении экологии, Учитель экологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель экологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые располагают знаниями учебников и программ смежных предметов.

Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Они влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании экологии, и наоборот, - идущие от экологии в другие учебные предметы.

Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из функций образования установление межпредметных связей, формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса экологии, содействуя тем самым раскрытию единства природы — общества - человека [17].

Библиографический список

1. Карона, Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г.Н. Каропа. - Мн.: НМО, 1999. - С. 70-99.

2. Миллер, Т. Жизнь в окружающей среде / Т. Миллер. - М.: Прогресс; Пангея, 1993.-Ч. 1.-256 с.

3. Миллер, Т. Жизнь в окружающей среде. / Т. Миллер. - М.; Прогресс; Пангея, 1996.-Ч. 3.-400 с.

4. Мананков, А. В. Основы экологии / А. В. Мананков. - Томск: ТГУ 1998. -261 с.;

5. Гиренок, Ф, И. Экология как косноязычие культуры/Ф, И. Гиренок//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. - М., 1995, - № 2. С, 44-51,

6. Дубнищева, Т. Я. Концепция современного естествознания / Т. Я. Дубнише-ва. — Новосибирск. ЮКЭА, 1997. - 832 с.

7. Зверев, И. Д., Суравегина И. Т. Отношение школьников к природе. - М.: Педагогика, 1998. - 129 с.

8. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 1980. - С. 19.

9. Ильчепко, В. Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

10. Суравегина, И. Т., Сенкевич, В. М. Как учить экологии. -М.: Просвещение, 1995. - 96 с.

11. Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000. - С. 38-86.

12. Глобальная экологическая проблема/Г. И. Морозов, Р. А. Новиков и др-М„ 1988.-С. 90-116.

13. Васильев, С. В. Формирование природоохранных понятий: Дис, канд. пед. наук.-Л., 1994.-С. 12-17.

14. Зверев, И. Д., Салеева Л. Т. Компоненты экологического образования. -М, 1991.-С. 12-26.

15. Сидельский, А. П. Человек и природа. — Ставрополь, 1975. — С. 41—46.

16. Дерябо, С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. — 480 с.

17. Шустов, С. Б., Шустова Л. В. Химические основы экологии. - М.: Просвещение, 1994. — 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.