Научная статья на тему 'Формирование экологической компетентности у студентов-провизоров при прохождении полевой практики по ботанике'

Формирование экологической компетентности у студентов-провизоров при прохождении полевой практики по ботанике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокий Галина Васильевна

В статье приведены данные о задачах полевой практики по ботанике и практических навыках, которые должны приобрести студенты-провизоры при её прохождении. Рассматривается, как формируется экологическая компетентность в процессе её прохождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бокий Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической компетентности у студентов-провизоров при прохождении полевой практики по ботанике»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Формирование экологической компетентности у студентов-провизоров при прохождении полевой практики

по ботанике Бокий Г. В.

Бокий Галина Васильевна /Бокгу ОаИпа УазПвта - кандидат биологических наук, доцент, кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье приведены данные о задачах полевой практики по ботанике и практических навыках, которые должны приобрести студенты-провизоры при её прохождении. Рассматривается, как формируется экологическая компетентность в процессе её прохождения.

Ключевые слова: экологическая компетентность, полевая практика, практические навыки, рациональное природопользование.

Воздействие человека на окружающую среду возрастает, а изменения, происходящие в биосфере, вполне могут привести к экологической катастрофе. В связи нынешней ситуацией крайне важную роль приобретают экологические знания и применение их на практике.

В настоящее время усилился интерес к экологической компетентности. Обусловлено это рядом обстоятельств теоретического и практического характера. Интерес к выявлению сущности экологической компетентности возрос в связи с пониманием того, что решение глобальной экологической проблемы, существующей в современном мире, невозможно без качественного изменения экологической культуры и экологической компетентности. Экологическое образование ставит новые проблемы перед административно-управленческим и профессорско-преподавательским составом вузов, так как требует новых подходов к оценке эффективности обучения, формированию личности, способной в дальнейшем адаптироваться к условиям жизни и применять экологические знания на деле [3].

Экологическая компетентность - это владение специалистом системой знаний, взглядов, убеждений соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и направленное на осознание своей моральной ответственности за состоянием окружающей среды во всех видах профессиональной деятельности.

Формирование экологической компетенции предполагает переориентацию всей системы подготовки студентов в вузе на интересы и потребности общества, каждого субъекта обучения с учетом экологии окружающей среды жизнедеятельности.

Формирование экологической компетенции будущих специалистов взаимосвязано с профессиональными компетенциями в виде:

• осознания социальной значимости своей профессии;

• мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;

• способности использовать экологические знания и навыки для решения социальных и профессиональных задач;

• в готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья людей.

Формирование этих компетенций и экологического осознания в целом

осуществляется путем решения студентами в процессе обучения ситуационных заданий, разрешения профессиональных ситуаций, профессиональных дискуссий, поиску экологических закономерностей в описываемых событиях, выполнению учебных и исследовательских проектов и прочего [4].

Медицинская ботаника относится к циклу профессиональных дисциплин и вместе с другими фармацевтическими дисциплинами формирует профессиональные знания фармацевта высшей квалификации - провизора [2]. Важным звеном в преподавании ботаники является летняя учебная полевая практика [2].

Практика проводится в Ботаническом саду Южного федерального университета на базе коллекций живых растений и природной флоры, после весенней сессии первого курса в течение двух недель. К этому времени студенты уже знакомы с теоретическим курсом и прошли лабораторный практикум по ботанике. Основными задачами практики являются: выявление разнообразия высших растений в месте прохождения практики, т. е. изучение флоры; изучение морфологических и биологических особенностей растений различных местообитаний, выявление взаимосвязи с условиями среды; знакомство с полезными растениями места проведения практики (лекарственными, пищевыми, кормовыми, техническими и др.); приобретение начальных знаний по экологии и географии растений; знакомство с основными типами растительности места проведения практики и методами геоботанических исследований; приобретение начальных знаний о методах выращивания лекарственных растений и принципах рационального использования и охраны растительных ресурсов.

При прохождении практики студенты приобретают следующие практические навыки: научной гербаризации растений: сбор, сушка, этикетаж, монтировка гербария; практические навыки определения растений; навыки морфологического описания растений; навыки проведения геоботанического описания фитоценоза, которые послужат базой для овладения в будущем методами учета запасов сырья лекарственных растений; навыки ведения полевого дневника.

Учебная практика по ботанике для студентов фармацевтического факультета является первым практическим применением теоретических знаний, полученных при прохождении теоретического курса дисциплины «Ботаника», по сбору, сушке, монтировки гербария, определению растений, описанию фитоценозов. В ходе учебной практики студенты посещают ряд экскурсий, где они знакомятся с различными типами растительных сообществ. Наблюдая растения в природе, студенты обращают внимание на особенности местообитания, приспособленность растений к определенным условиям среды, получают представление об экологических группах растений. Эколого-морфологическое изучение растений лежит в основе всех мер охраны растительных объектов, заготовки лекарственных растений с учетом их рационального использования и воспроизводства.

Экологическая направленность учебного процесса при прохождении полевой практики по ботанике, позволяет будущему специалисту наиболее эффективно интегрировать теоретические знания и сформировать систему профессиональных знаний в целях рационального использования природных ресурсов. Экологизация осуществляется через актуальность целей каждого занятия и находит свое выражение в экосистемном подходе, нахождении экологических закономерностей при изучении любого растительного сообщества будь то лесная, луговая, степная или синантропная растительность. Особое внимание уделяется занятиям, посвященным сохранению биоразнообразия растений местной флоры, принципам рационального природопользования, выращиванию лекарственных растений в культуре. В процессе прохождения этих занятий студенты изучают на практике редкие и исчезающие виды растений Ростовской области; знакомятся с Красной книгой Ростовской области; овладевают общими сведениями о практическом использовании лекарственных и эфирномасличных растений, понятиями об интродукции и акклиматизации растений и выращивании лекарственных растений в культуре, как один из способов их сохранения, знакомятся с основными агротехническими приёмами возделывания лекарственных растений в условиях Ботанического сада.

Экскурсии на коллекционный участок редких видов местной флоры, на коллекционный участок лекарственных и эфирномасличных растений способствуют лучшему усвоению знаний и полученных навыков. Это особенно важно, так как воспроизвести на лабораторно-практических занятиях по ботанике какой-либо фитоценоз или показать заросли лекарственных растений невозможно.

Завершается прохождение практики оформлением отчёта, в котором студенты излагают результаты своей учебно-практической деятельности. Учебный гербарий, собранный студентами в период прохождения летней полевой практики по ботанике, успешно используется при изучении дисциплины «Ботаника».

Таким образом, экологизация осуществляется непрерывно, последовательно и логически. Формирование экологической компетенции будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности.

Формирование экологической компетентности студентов представляет собой непрерывный процесс постепенного включения их в экологическую деятельность посредством приобретения опыта участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, экологически значимых личностных качеств, таких как гуманность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности. Все это способствует приобретению знаний о природной среде как важнейшей ценности, о характере воздействия и нормах взаимодействия человека с природой и умений творчески решать учебные экологические задачи.

Литература

1. Бокий Г. В. Роль дисциплины ботаники в формировании профессиональных компетенций у студентов-провизоров // Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы: межд. конф. (Ростов-на-Дону, 16 декабря 2014). Ростов-на-Дону, 2014. С. 38-42.

2. Бубенчикова В. Н., Сухомлинов Ю. А., Кондратова Ю. А., Бубенчиков Р. А. Организация учебно-исследовательской работы студентов в период учебной практики по фармакогнозии // Фундаментальные исследования, 2014. № 12-2. С. 344-347.

3. Лаврентьева Л. А. К вопросу о формировании экологической компетенции в образовательном процессе // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования, 2011. № 15. С. 86-88.

4. Макарова Е. А. Экологическая компетентность студентов через сотрудничество // Фундаментальные исследования, 2011. № 12-2. С. 317-321.

5. Садыкова Э. Ф., Ниязова А. А. Формирование экологических компетенций в процессе подготовки будущих педагогов // Фундаментальные исследования, 2014. № 11-9. С. 2066-2069.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.