DOI: 10.25586/RNU.HET.17.11.P.30 УДК 378
Р. М. Мухаметшина,
Казанский архитектурно-строительный университет
Формирование экологической компетентности у будущих специалистов дорожно-строительной отрасли
Казанский архитектурно-строительный университет
Проблемы охраны окружающей среды и здоровья населения, связанные с дорожно-транспортным комплексом, в последние годы привлекают к себе повышенное внимание. В особенности это относится к загрязнению атмосферного воздуха. На долю дорожно-транспортного комплекса России приходится более 40 % объема выбросов, загрязняющих атмосферу [5, 1, 7].
Важным условием эффективного, безопасного функционирования дорожно-строительной техники является подготовка экологически грамотных, компетентных
специалистов дорожно-строительной отрасли, способных к сознательным действиям по сохранению, улучшению качества окружающей среды и здоровья человека в условиях современной экологической ситуации.
Основными критериями сфор-мированности экологической компетентности студентов являются, на наш взгляд, владение системой экологических знаний, готовность к деятельности по выявлению и решению экологических проблем, освоение умений, позволяющих действовать эффективно на основе использования новых техноло-
гий по улучшению состояния окружающей среды.
Сегодня в высших учебных заведениях задачи экологического образования в профессиональной подготовке студентов решают специальные экологические дисциплины общекультурного блока. Большую помощь в этом оказывают и специальные дисциплины профессиональной подготовки, в рамках которых можно наглядно продемонстрировать действия экологических факторов и закономерностей.
Экологическое образование - неотъемлемая составляющая подготовки кадров на кафедре дорожно-строительных машин Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Современному специалисту дорожно-строительной отрасли необходимо уметь предвидеть последствия внедрения новых технологий, знать особенности поведения различных технических объектов при их попадании в окружающую среду, оценивать их воздействие на биосферные процессы [3, 2].
Экологическая подготовка студентов происходит в процессе выявления и решения экологических проблем в учебных и реальных экологических ситуациях и включает анализ ситуации, осознание проблемы и ее формулирование, постановку цели, разработку вариантов решения, практическую реализацию эффективного решения. В курсах инженерно-техниче-
© Мухаметшина Р. М., 2017
30
о ё
к
РУМИЯ МУГАЛЛИМОВНА МУХАМЕТШИНА
кандидат химических наук, доцент кафедры дорожно-строительных машин Казанского архитектурно-строительного университета. Сфера научных интересов: совершенствование методики подготовки инженерных кадров в области строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин. Автор 57 опубликованных научных трудов
Уровень экологической компетентности выпускников технических вузов является важным фактором обеспечения техносферной безопасности. В этом контексте рассматриваются вопросы формирования экологической компетентности у будущих специалистов дорожно-строительной отрасли.
Ключевые слова: экологическая безопасность, дорожно-строительная отрасль, экологическая компетентность, будущий специалист.
The level of ecological competence of technical Universities graduates is very important factor of technosphere safety provision. The article represents the issues of formation of future specialists' ecological competence in the road-building field.
Key words: ecological safety, the road-building field, ecological competence, future specialist.
ских дисциплин заложены большие потенциальные возможности для постановки исследовательской работы экологического характера. Круг изучаемых тем, связанных с экологической безопасностью дорожно-строительной техники, как показано на рис., может быть обширным. Это, в частности, влияние технического состояния дорожно-строительных машин на загрязнение окружающей среды, создание экологически безопасных дорожно-строительных машин с интеллектуальным управлением, энергетические загрязнения (шумовое воздействие, электромагнитное и тепловое излучение) и др. [6].
Формирование экологической компетентности студентов может быть реализовано на основе обучения решению экологических проблем посредством учебных заданий, в которых отрабатываются отдельные этапы решения этих проблем. Так, например, при изучении формирования комплексов дорожно-строительной техники необходимо учитывать экологические характеристики машин и оборудования, а при принятии решения о выборе моделей дорожно-строительных машин целесообразна оценка экологического ущерба от загрязнения атмосферы вредными выбросами.
Экологический ущерб окружающей среде оценивается с учетом условий эксплуатации дорожно-
строительной техники и определяется показателями загрязнения атмосферы вредными выбросами от двигателя внутреннего сгорания. Самым распространенным типом двигателя, устанавливаемым на дорожно-строительных машинах, является дизельный двигатель. Некоторые специальные машины используют бензиновые двигатели. В последнее время начинает поступать дорожно-строительная техника, двигатели которой работают на сжиженном природном газе или комбинированном газодизельном топливе.
Расчет выброса загрязняющих веществ в атмосферу дорожно-строительной техникой может основываться на потреблении ею топлива. Для количественной оценки экологического ущерба от выбросов загрязняющих веществ студенты определяют производительность дорожно-строительной машины
и удельный расход топлива, устанавливают норматив ущерба от загрязнения атмосферы вредными выбросами при сжигании топлива двигателями внутреннего сгорания в процессе работы дорожно-строительной машины и рассчитывают величину удельного экологического ущерба.
Затраты на топливо, расходуемое дорожно-строительными машинами, составляют примерно 15 % всех затрат на их эксплуатацию. Поэтому одной из постоянных проблем эксплуатации строительных и дорожных машин является экономное расходование топлива.
Задача обеспечения экологической надежности является одной из первоочередных при создании и эксплуатации дорожно-строительных машин. При изучении студентами технических основ создания машин особое внимание должно быть уделено экологическим требованиям технического состояния создаваемой техники. При всем многообразии конструкций составных частей дорожно-транспортного средства требования к экологической безопасности их технического состояния сравнительно однородны [8]. При этом эксплуатационные требования должны быть применимы вне зависимости от конструктивного выполнения составной части и назначения техники.
Изменения в конструкциях дорожно-строительной техники могут негативно влиять на ее эко-
Техническии уровень
Надежность и безопасность техники, способность
обеспечить высокое качество и необходимую производительность выполняемых работ
Рис. Экологическая безопасность дорожно-строительной техники
Строительно-дорожная техника сегодня, пустыня завтра
логическую безопасность. Демонтаж системы нейтрализации, замена глушителя на используемый в транспортных средствах других моделей, удаление с транспортных средств защитных экранов, снижающих шум двигателя, изменение степени сжатия рабочей смеси в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания, установка дополнительных топливных баков, сертифицированных в составе другого типа транспортного средства, за-
мена системы выпуска на используемую в транспортных средствах других моделей и другие конструктивные изменения ухудшают экологическую безопасность транспортного средства.
Риски, связанные с эксплуатационным снижением безопасности дорожно-строительной техники, чрезвычайно велики, а противодействие им остается серьезной социально-экономической и технической проблемой [4]. Ухудше-
ние технического состояния эксплуатируемых машин усугубляет фундаментальную проблему дорожно-строительного транспорта - негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.
В России, особенно в крупных городах, с каждым годом растет количество транспорта, в связи с чем еще более остро встает проблема обеспечения экологической безопасности. Если своевременно не принять меры по защите окружающей среды и здоровья населения, то экологический ущерб от негативного воздействия будет расти пропорционально наращиванию численности дорожно-транспортного комплекса. Причем важнейшая составляющая этих мер должна быть направлена на формирование у будущих специалистов экологически грамотного подхода к решению профессиональных задач. Уровень экологической компетентности специалистов дорожно-строительной отрасли является важным фактором обеспечения экологически устойчивого, безопасного развития отрасли и общества в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмадиева Р. Ш. Концепция обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах в Республике Татарстан до 2020 г. Казань: ГУ «НЦБЖД», 2010. 28 с.
2. Громов Н. Н. и др. Менеджмент на транспорте. М.: Академия, 2008. 528 с.
3. Мухаметшина Р.М. Формирование культуры дорожно-транспортной безопасности в процессе обучения в техническом университете // Высшее образование сегодня. 2017. № 1. С. 44-46.
4. Мухаметшина Р. М., Петров А. В. Безопасность технического состояния дорожно-строительных машин // Техника и технология транспорта: науч. интернет-журн. 2017. № 2(3). С. 6. URL: http://transport-kgasu.ru/files/N3-06KN217.pdf (дата обращения: 28.09.17).
5. Смуров А.В. и др. Экология России. М.: Академия, 2011. 352 с.
6. Шестопалов К.К. Строительные и дорожные машины. М.: Академия, 2008. 384 с.
7. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.».
8. Яхьяев Н.Я. Безопасность транспортных средств. М.: Академия, 2011. 432 с.
LITERATURA
1. Ahmadieva R.Sh. Koncepciya obespecheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti na dorogah v Respublike Tatarstan do 2020 g. Kazan': GU «NCBZHD», 2010. 28 s.
2. Gromov N. N. i dr. Menedzhment na transporte. M.: Akademiya, 2008. 528 s.
3. Muhametshina R. M. Formirovanie kul'tury dorozhno-transportnoj bezopasnosti v processe obucheniya v tekhnicheskom universitete // Vysshee obrazovanie segodnya. 2017. № 1. S. 44-46.
4. Muhametshina R.M., PetrovА. V. Bezopasnost' tekhnicheskogo sostoyaniya dorozhno-stroitel'nyh mashin // Tekhnika i tekhnologiya transporta: nauch. Internet-zhurn. 2017. № 2(3). S. 6. URL: http://transport-kgasu.ru/files/N3-06KN217.pdf (data obrashcheniya: 28.09.17).
5. SmurovА. V. i dr. EHkologiya Rossii. M.: Akademiya, 2011. 352 s.
6. Shestopalov K. K. Stroitel'nye i dorozhnye mashiny. M.: Akademiya, 2008. 384 s.
7. Federal'naya celevaya programma «Povyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2013-2020 gg.».
8. Yah'yaev N. Ya. Bezopasnost' transportnyh sredstv. M.: Akademiya, 2011. 432 s.