Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ / ЭКОСИСТЕМНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колина Екатерина Сергеевна

Одной из важных задач современного образования является формирование экологической грамотности, которая относится к экологическому образованию. Наиболее эффективный способ формирования экологической грамотности является вовлечение ученика в учебную деятельность через экосистемную познавательную модель, которая состоит из образовательных ситуаций. Образовательные ситуации должны основываться на основных принципах экологической грамотности. Формирование экологической грамотности через образовательные ситуации, с точки зрения психологических процессов проходит четыре стадии. Формирование экологической грамотности основано на применении экосистемной познавательной модели, а для наибольшей эффективности задания должны быть основаны на методе с использованием ИКТ. В статье приведена примерная ориентировочная система действий, которая является основой для решения экологических ситуаций и может применяться на разных предметах. Помимо этого, выделены критерии сформированности экологической грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ENVIRONMENTAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN THROUGH EDUCATIONAL SITUATIONS

One of the important tasks of modern education is the formation of environmental literacy, which refers to environmental education. The most effective way to form environmental literacy is to involve a student in educational activities through an ecosystem cognitive model, which consists of educational situations. Educational situations should be based on the basic principles of environmental literacy. The formation of environmental literacy through educational situations, from the point of view of psychological processes, goes through four stages. The formation of ecological literacy is based on the application of an ecosystem cognitive model, and for the greatest efficiency tasks should be based on the method using ICT. The article provides an approximate indicative system of actions, which is the basis for solving environmental situations and can be used on different subjects. In addition, the criteria for the formation of environmental literacy are highlighted.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ»

Формирование экологической грамотности школьников через образовательные ситуации

Колина Екатерина Сергеевна,

аспирант, Институт стратегии развития образования Российской академии образования E-mail: kolinaekat@gmail.com,

Одной из важных задач современного образования является формирование экологической грамотности, которая относится к экологическому образованию. Наиболее эффективный способ формирования экологической грамотности является вовлечение ученика в учебную деятельность через экосистемную познавательную модель, которая состоит из образовательных ситуаций. Образовательные ситуации должны основываться на основных принципах экологической грамотности. Формирование экологической грамотности через образовательные ситуации, с точки зрения психологических процессов проходит четыре стадии. Формирование экологической грамотности основано на применении экосистемной познавательной модели, а для наибольшей эффективности задания должны быть основаны на методе с использованием ИКТ. В статье приведена примерная ориентировочная система действий, которая является основой для решения экологических ситуаций и может применяться на разных предметах. Помимо этого, выделены критерии сформированности экологической грамотности.

Ключевые слова: экологическая грамотность, ориентировочная система действий, экосистемная познавательная модель, экологическая проблема.

о с

CJ

см см о см

СП

Основой образования для устойчивого развития во многих странах мира и в России выступает экологическое образование.

Экологическое образование включает в себя воспитание культуры, экологического мышления, экологической грамотности.

Понятие экологической грамотности сегодня закреплено и в нормативных документах. Так в статье 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды», сказано, что «в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов» [8, с. 39], тем самым подчеркивается, что необходимо формирование основ экологической грамотности населения.

Во ФГОС ООО, условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность формирования экологической грамотности обучающихся [7].

Экологическая грамотность в свою очередь является с одной стороны результатом экологического образования, а с другой - элементом функциональной грамотности [4, с. 2]. Экологическая грамотность, по мнению А.Н. Захлебного - это «экологические знания в области взаимоотношений природы и общества, эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил экологоориентированного поведения» [5].

Таким образом, экологическая грамотность является одним из результатов экологического образования, которое в основном общем образовании организуется на многопредметной основе и является результатом целенаправленного, структурированного, поэтапного формирования экологических знаний и умений на основе содержания предметных областей и внеурочной деятельности.

Как же сформировать экологическую грамотность у школьников в школе?

Формирование экологической грамотности возможно через вовлечение ученика в организованную деятельность, интериоризация способов которой и обеспечит искомый эффект. Имеется в виду не о форме деятельности - экспедиции, проекты и т.д., а о ее содержании, ориентировочной основе деятельности (ООД). ООД - это система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или вы-

полняемого действия. Схема ООД экологического грамотности определяется экосистемной познавательной моделью. Она представляет собой ООД третьего вида и ориентирует на принципы мыслительной деятельности по изучению экосистемных взаимосвязей в окружающем мире [6, с. 37].

В свою очередь, экосистемная познавательная модель - метапредметная конструкция, позволяющая рассматривать любые объекты - предметы, явления, ситуации - с точки зрения их связей с окружающей средой; выявлять экологические противоречия; формировать свое отношение к ним; осваивать на этой основе способы экологически безопасной практической деятельности. Экосистемная познавательной модель - модель системного изучения объекта во взаимосвязи с окружающей их средой [6, с 43].

Формируемая на основе экосистемной познавательной модели экологическая грамотность включает умение выявлять экологические противоречия в экосистеме, анализировать причины их возникновения (эколого-экономико-социальные), обосновывать прогноз экологических рисков в зависимости от условий окружающей среды, используя данные науки, культуры и личный опыт; давать им морально-нравственную оценку; делать ответственный выбор направления поведения (индивидуального или совместного).

Реализацию экосистемной познавательной модели эффективнее осуществлять через совокупность образовательных ситуаций. Под образовательной ситуацией, в свою очередь будем понимать, «сценарий взаимодействия субъектов - педагогов и обучающихся - по поводу определенного содержания образования для выполнения задач образования [3, с. 84]».

Образовательные ситуации основаны на основных принципах экологической грамотности, таких как принцип изучения экосистемного уровня организации жизни на Земле; принцип абсолютного приоритета экологического императива (Табу, или запретов природы) и нравственных действий в рамках экологического императива (Общая среда-общая судьба-общая ответственность) запреты на снижение биологического разнообразия, ландшафтного разнообразия, культурного разнообразия, на превышение меры изменения окружающей среды и границ устойчивости экологических систем); глобального-локального, принцип трех «П» - познания, переживания, практики (соединение знаний науки, заповедей и традиций культуры, личного опыта); принцип экологической зоркости - выявления экологических противоречий между экосистемами и факторами окружающей среды (биогенными, абиогенными, антропогенными, техногенными, информационными); принцип трехмерного мышления (взаимосвязь природных, социальных и экономических процессов) для выявления причин экологических проблем; принцип прогноза и оценки экологических рисков в конкретных условиях; принцип ответственного и осознанного выбора действий.

Психологический механизм формирования экологической грамотности в образовательных ситуациях заключается в следующих стадиях [5, с. 57].

I-ая стадия образовательной ситуации - исследовательская, заключается в формировании обобщенного образа предмета, отражающего его структуру, его общие системные основы. Выделение генетического основания позволяет сформировать обобщенный образ исследуемой экосистемы. Принцип «рассечения» на части позволяет установить структурные закономерности природных объектов.

На этой стадии формирования ООД складывается, определенный образ исследуемого предмета, выявляется его экологическая сущность.

II-ая стадия ориентировочная. Сформированный образ открывает «поле возможного действия» (П.Я. Гальперин). Формируется предварительный план деятельности с объектом. Учащиеся находят возможные варианты решения ситуации, выявляют структурные связи или их нарушения. Действия в мышлении ученика обобщаются и легко переносятся на решение широкого класса подобных задач.

Ш-ая стадия - контрольно-оценочная - осуществляется контроль и оценка сформированного плана как адекватного в практическом решении задач. Формирование личного ответственного отношения к принимаемым практическим действиям, определяемым экологическим императивом.

М-ая стадия - регуляторная - деятельность функционирует как сформированное умение.

Поэтому вовлекая учащихся в образовательные ситуации формирование экологической грамотности происходит наиболее эффективно.

Особенность образовательных ситуаций по формированию экологической грамотности, отличаются пространственно-временными масштабами, «трехмерностью», соединением научной и этической оценки, объективной трудности соединения представлений о глобальном и локальном, прошлом и настоящем с будущим; естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний.

Для формирования экологической грамотности результативным будет использования в образовательных ситуациях ИКТ. Известно, что ИКТ выполняют роль дидактического «усилителя» эффективности обучения за счет предоставления дополнительных возможностей для проявления коммуникативных способностей и определенных качеств обучающегося (расширения границ объема и операционного содержания мышления, представления, воображения, предвидения и т.д.) в процессе их целевого непосредственного (стихийного) или опосредованного развития [2, с. 96].

Формирование экологической грамотности у учащихся возможно через включение в содержание обучения образовательных ситуаций, которые направлены на применение экосистемной познавательной модели с освоением/применением/ закреплением принципов экологической грамотности, для наибольшей эффективности задания

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см

СП

должны быть основаны на методе с использованием ИКТ.

Для формирования экологической грамотности предлагаем следующую ориентировочную основу действий (ООД) решения экологических задач.

1. Анализ экологической ситуации (взаимосвязь природных, социальных и экономических процессов):

- ознакомьтесь с содержанием учебной задачи;

- определите изучаемую экологическую систему;

- выделите факторы, влияющие на экологическую систему (биотические, абиотические, антропогенные, техногенные);

- выявите противоречия в системе;

- сделайте предположение о возможных причинах их возникновения с точки зрения взаимосвязей экологических, экономических, социальных;

2. Выделение экологической проблемы (взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего):

- найти информацию об экологических проблемах, которые вызвали эти причины в прошлом и настоящем;

- сделать прогноз экосистемных рисков для развития (нарушения) экосистемы при разных вариантах развития событий;

- сделать предположение о возможных последствиях нарушений в экосистеме;

- сформулировать экологическую проблему;

- сформулировать гипотезу о путях решения проблемы.

3. Решение экологической проблемы на основе Целей устойчивого развития (глобальное-локальное).

- какие ЦУР описывают данную проблему?

- какие ЦУР помогут в ее решении и как?

ООД формируется в процессе учебной деятельности и является показателем сформированного действия как умения, ориентирующего процесс формирования экологической грамотности [1, с. 61 ]. Полную отработку ООД необходимо осуществить при овладении учебным материалом, за единицу можно выбрать раздел.

Таким образом, начальная стадия формирования экологической грамотности у младших подростков будет осуществляться с помощью образовательных ситуаций, содержание которых основано на экосистемной познавательной модели с применением средств ИКТ.

За основу организационных форм можно принять урочную систему предметов естественнонаучной направленности, усовершенствованную и обогащенную формами учебной деятельности

Применительно к школьнику экологическая грамотность позволяет ему самостоятельно:

1) теоретически анализировать экологические ситуации;

2) определять экологическую проблему;

3) понимать экологические, экономические, социальные взаимосвязи в пределах изученного и личного опыта;

4) понимать связи прошлого, настоящего и будущего;

5) анализировать процессы на глобальном (планетарном) и локальном уровнях;

6) находить способы решения выявленной проблемы с учетом экологического императива;

7) составлять прогноз развития экологической ситуации в региональном и глобальном масштабе;

8) уметь планировать умственные и физические действия по решению проблемы;

9) рефлексировать процесс выполнения умственные и поведенческие действий и их результаты. В связи с этим можно выделить следующие

критерии экологической грамотности:

A) способность учащихся к теоретическому анализу экологической ситуации;

Б) умение определять экологическую проблему;

B) способность к нахождению способов решения выявленной экологической проблемы;

Г) спланировать действия по решению проблемы;

Д) составить прогноз развития экологической ситуации;

Е) предлагать способы решения проблемы в рамках экологического императива;

Ж) сформированность экологической рефлексии на выполненные задания.

В соответствии с приведенными требованиями нами были выделены следующие уровни сформи-рованности экологической грамотности у школьников: 1) начальный уровень - экологические знания несистемные, фрагментарные, учащиеся не умеют выделить экологическую проблему, в связи с этим не могут разработать план по решению экологической проблемы; 2) формирующийся уровень - учащийся выделяет экологическую проблему, проявляется интерес к решению проблемы, однако учащийся не может спланировать действия, направленные на решение экологической проблемы; 3) актуальный уровень - экосистемное мышление сформировано, в соответствии с критериями.

Экологическая грамотность школьников является одним из результатов экологического воспитания, формирование которой возможно и на уроке и во внеурочной деятельности. Одним из способов формирования экологической грамотности являются образовательные ситуаций, которые могут применяться педагогами всех школьных предметов.

Литература

1. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия. / Ю.А. Вакуленко. - М.: Учитель. - 2019 - с. 157.

2. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование. Учебное пособие для постдипломного образования и самообразования пе-

дагогов. - М.: Образование и экология, 2010. -140 с.

3. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Общепредметная экологическая грамотность школьников. М: Педагогика. 2017. № 8-23 с.

4. Землянская Е.Н. Образовательные ситуации как единица событий образовательного процесса // Проблемы педагогического образования. - 2020. - № 3. - С. 83-92.

5. Каленская В.П. Педагогическая технология формирования экологического мышления старшеклассников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.08 / Моск. гос. открытый пед. ун-т. - Москва, 1999. - 32 с.

6. Семенова И. Н., Слепухин А.В. Классификация и проектирование методов обучения с исполь-зованиеминформационноко-комуникационных технологий // Образование и наука. - 2013. -№ 5. - С. 95-96.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 287).

8. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция).

FORMATION OF ENVIRONMENTAL LITERACY OF

SCHOOLCHILDREN THROUGH EDUCATIONAL

SITUATIONS

Kolina E.S.

Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of

Education

One of the important tasks of modern education is the formation of environmental literacy, which refers to environmental education. The most effective way to form environmental literacy is to involve a student in educational activities through an ecosystem cognitive model, which consists of educational situations. Educational situations should be based on the basic principles of environmental literacy. The formation of environmental literacy through educational situations, from the point of view of psychological processes, goes through four stages. The formation of ecological literacy is based on the application of an ecosystem cognitive model, and for the greatest efficiency tasks should be based on the method using ICT. The article provides an approximate indicative system of actions, which is the basis for solving environmental situations and can be used on different subjects. In addition, the criteria for the formation of environmental literacy are highlighted.

Keywords: ecological literacy, indicative system of actions, ecosystem cognitive model, ecological problem.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Vakulenko Yu.A. Education of love for nature in preschoolers. Ecological holidays, quizzes, classes. / Yu.A. Vakulenko. - M.: Teacher. - 2019 - p. 157.

2. Dzyatkovskaya E.N. Ecological developing education. Textbook for postgraduate education and self-education of teachers. -M.: Education and Ecology, 2010. - 140 p.

3. Dzyatkovskaya E.N., Zahlebny A.N. General environmental literacy of schoolchildren. M: Pedagogy. 2017. No. 8-23 p.

4. Zemlyanskaya E. N. Educational situations as a unit of events of the educational process // Problems of pedagogical education. -2020. - No.3. - pp. 83-92.

5. Kalenskaya V.P. Pedagogical technology of formation of ecological thinking of high school students: abstract of the dissertation of the candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01, 13.00.08 / Moscow State University. open ped. un-T. - Moscow, 1999. - 32 p.

6. Semenova I. N., Slepukhin A.V. Classification and design of teaching methods using information and communication technologies // Education and science. - 2013. - No. 5. - pp. 95-96.

7. Federal State Educational Standard of Basic General Education (Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 287 dated May 31, 2021).

8. Federal Law "On Environmental Protection" dated 10.01.2002 No. 7-FZ (latest edition).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.