Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
182
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УРОКИ ХИМИИ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА / ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Митченкова Ю.В., Чехов Е.О.

В настоящее время важным вопросом является экологическое воспитание школьников. Большое значение в данном вопросе имеет школа, ведь именно там происходит становление личности детей, формируется их мировоззрение и отношение к окружающей среде. В данной статье рассматриваются способы и методы формирования понятий экологического на уроках химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ»

УДК 1

Митченкова Ю.В.

студент 4 курса института МЕиТ ЕГУ им. И.А. Бунина (г. Елец, РФ)

Чехов Е.О.

студент 4 курса института МЕиТ ЕГУ им. И.А. Бунина (г. Елец, РФ)

Научный руководитель: Усачева И.Н.

к.п.н., доцент ЕГУ им. И.А. Бунина (г. Елец, РФ)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

Аннотация: в настоящее время важным вопросом является экологическое воспитание школьников. Большое значение в данном вопросе имеет школа, ведь именно там происходит становление личности детей, формируется их мировоззрение и отношение к окружающей среде. В данной статье рассматриваются способы и методы формирования понятий экологического на уроках химии.

Ключевые слова: экологическое воспитание, уроки химии, экология, экологическая катастрофа, химические проблемы экологии, межпредметные связи.

С каждым годом в обществе все острее поднимается проблемы экологического воспитания. Конечно, в современном мире вопросы экологической грамотности

набирает все большую актуальность. С чем это связано? Например, каждое лето отдыхающим на Лазурном берегу время от времени предлагается отказаться от морских купаний, настолько велика концентрация в воде опасных бацилл. И к несчастью, это далеко не единичные случаи. Большая часть акватории океанов используется в настоящее время как общественная и частная свалка, как самый дешевый и потому повсеместно распространенный способ избавления от промышленных и бытовых отходов.

Большие города сбрасывают туда массу органических отходов, либо недостаточно очищенных, либо вообще не прошедших никакой обработки, превращая океаны в рассадники болезнетворных вирусов.

Перепачканные мазутом ноги и купальники- неотъемлемые ныне элементы пляжных удовольствий- еще не самое страшное. Гораздо хуже то, что загрязнение морской воды нефтепродуктами вызывает нарушение фотосинтеза и водовоздушного обмена. Поверхность моря на неопределенное время закупоривается довольно плотной трудно разрушаемой плеткой из нефти, неразличимой для глаза, кроме тех случаев, когда она имеет радужный блеск. Частицы некоторых металлов, участвующих в образовании дождей, не попадают больше в атмосферу. Невольно напрашивается вопрос, не загрязнением ли океанов объясняется, хотя бы частично, трагедия длительной засухи, обрушившейся на район африканского Сахеля?

Но к поистине трагичным последствиям приводят аварии нефтеналивных судов, как, например, крушение танкера «Торри Каньон» 18 марта 1967 года близ побережья полуострова Корнуэлл, когда в море попало огромное количество нефти. От британских берегов до побережья французской Бретани вода покрылась черно-коричневыми пятнами зловонной и тягучей грязи толщиной 20-30 сантиметров. Слипшиеся от нефти перья птиц больше не защищали их от холода и сырости; пытаясь очистить их клювом, кайры, гагарки, тупики сотнями погибали от отравления. Добавьте к этому уничтожение ракообразных, моллюсков, актиний, а также потери в результате неудачной попытки растворить разлившуюся нефть с помощью эмульгаторов, и вы поймете, какой большой урон нанесен природе.

Именно поэтому в современных школах необходимо рассказывать об основных аспектах экологического воспитания не только во внеурочное время, но и в учебной деятельности.

Цель современно школы- подготовка детей к самостоятельной жизни. Каждый ребенок должен получить определенные знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни для того, чтобы обезопасить себя и свое будущее от экологической катастрофы. Именно поэтому естественные науки - химия, физика, биология-представляют собой особою важность.

В этом отношении для учителя важны каналы, с помощью которых он может воздействовать на личность ученика, и педагогические средства, с помощью которых осуществляется экологическое образование и воспитание учащихся. В школьном курсе химии предлагается ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии. Основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации.

Химические знания - неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном использовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.

Моими экологическими целями на уроках химии являются: -

сформировать у школьников экологическую компетентность, направленную на положительное отношение к экологии окружающей среды.

-создание системы непрерывного экологического образования;

-выявление связи между теоретической и научно-практической деятельностью;

-формирование основ здорового образа жизни;

-формирование и развитие межпредметных связей в изучении экологических проблем (химия - география, химия - биология, химия - экономика, химия -социология).

Экологизация школьного курса химии даёт возможность учителю раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации.

Рассмотрим на примере вводного урока в курс органической химии в 10 классе.

Главная воспитательная цель - подвести учащихся к восприятию здоровья человека как общественной ценности, к оценке роли зеленых насаждений в улучшении состояния окружающей среды. Перед изучением темы дается задание: оформить флипчарт об экологических проблемах города Ельца; разработать механизм борьбы с существующими проблемами; добавить диаграмму о процентном соотношении проблем в городе, схему «Город - производство - природа»

Курс органической химии достаточно сложен для восприятия и усвоения. Учащиеся часто утрачивают к нему интерес уже после первой темы. Однако трудно переоценить мировоззренческое значение изучения органических веществ, из которых состоит весь природный мир Земли и каждый из нас. Это поможет не только ввести ученика в органический мир «изнутри» и раскрыть особенности и свойства биомолекул, но и рассмотреть проблемы, касающиеся живых организмов, отдельных экосистем и биосферы в целом.

В заключении хотелось бы сделать вывод, что определенные методики используемые на уроках химии на прямую формируют у школьников основы экологического воспитания. Большая часть воспитания детей несомненно лежит на плечах их родителей, но и время, которое ученики проводят в школе, не должно проходить без поддержания их здоровья и развития правильного отношения к окружающему миру. Возможно, если дети со школьных лет научатся этому, то будущее поколение будет более развито не только интеллектуально, но и физически.

Список литературы:

Elibrary.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.