Научная статья на тему 'Формирование экологического мышления у студентов на примере разработки социально-экологического проекта: «Замедление процесса деструкции экосистем «Голубого озера» в городе Энгельсе Сартовской области»'

Формирование экологического мышления у студентов на примере разработки социально-экологического проекта: «Замедление процесса деструкции экосистем «Голубого озера» в городе Энгельсе Сартовской области» Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
121
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Данилова Е. А., Собгайда Н. А., Титоренко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологического мышления у студентов на примере разработки социально-экологического проекта: «Замедление процесса деструкции экосистем «Голубого озера» в городе Энгельсе Сартовской области»»

ной деятельности» и разработка компьютерной технологии обучения студентов по этой дисциплине // Материалы 4 Международной НПС «Практика и перспективы развития институционного партнерства». Т.3. Известия ДНТУ и ТРТУ. 2003. №3. С. 76 - 82.

13. Мтешко Л.П. Физико-химические и экологические аспекты рационального вы-

// -

. « 2002 - ». 2002. 6. .

160 - 163.

14. Бобух Л.В., Бобух КА. Физико-химические основы экологии // Инженерная экология. 2001. №3. С. 42 - 47.

15. Кутепов А.М., Мешалкин В.П., Невский А.В., Шарнин В.А., Шорманов В.А. Термодинамический подход к проектированию систем водопотребления и водоотве-

// . 2002.

№4. С. 12 - 15.

16. . . - // Экология и промышленность России. 2002. №6. С. 33 - 35.

17. . . -

// . « 2002 - ». 2002. №6. С. 196.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА: «ЗАМЕДЛЕНИЕ ПРОЦЕССА ДЕСТРУКЦИИ ЭКОСИСТЕМ « ГОЛУБОГО ОЗЕРА» В ГОРОДЕ ЭНГЕЛЬСЕ САРТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Е.А. Данилова, Н.А. Собгайда, О.В. Титоренко

Мировой опыт показывает, что разработка и реализация сценария устойчивого развития общества невозможны с использованием только лишь инженернотехнических средств и методов. Необходимо коренное преобразование самого обще, , качественном повышении уровня экологического образования. Причем экологическое образование в XXI веке должно стать составным элементом воспитания моло-.

экологических специальностей социально-экологических проектов для решения локальных экологических проблем силами молодежи города. Такие проекты способствуют формированию у студентов экологического мышления и повышению экологической культуры всего населения города.

На кафедре «ЭКОС» ТИСГТУ группой студентов 5-го и 2-го курсов, аспирантов под руководством преподавателей кафедры разработан социальноэкологический проект: « Замедление деструкции экосистемы «Голубого озера»» (фото 1). Озеро антропогенного происхождения, образовалось на месте песчаного карье-. 20 . -чески единственное место для отдыха, поэтому испытывает сверхинтенсивное рекреационное напряжение. Особенно сильно влияет на экологическое состояние два :

1) вытаптывание (выбивание) растительного покрова;

2) . рамках проекта выполнен анализ абиотических и биотических компонентов данной

. 4- 60

( . 1), . отмечено наличие отходов механических повреждений около 20% растений, нарушение травяного и почвенного покрова, значительное сокращение видового состава

, ,

. -

( ),

движением (от 50 до 500 автомобилей в час) (фото 2) и автозаправочной станции (около 300 м) (фото 3). Как следствие, интенсивная водная и ветровая эрозия почв, , , -шение экологического равновесия.

Фото 1. Студенты 2-го курса специальности «Экология» на полевой практике на берегу « Голубого озера» (июль 2003г.)

Фото 2. Вид на автомагистраль с берегов «Голубого озера» (май 2003 г.)

Фото 3. Вид на АЗС с берегов « Голубого озера» (май 2003г.)

Студентами проведены климатические наблюдения, изучен состав и свойст-. ( -ки, суглинки, лиманно-морские отложения) почвы темно-каштановые солонцеватые. Изучена запыленность воздуха, качественные показатели воды (прозрачность, цвет, , ). -мов (планктон, нектон, перифитон и бентос). Определена численность и биомасса растений травяного покрова, численность и биомасса животных почв (подстилка верхних горизонтов, мезофауны).

1

Загрязненность территории «Голубого озера» (июль 2003 г.)

№ Наименование отхода Количество единиц на 100 м2 Средняя загрязненность, ед.

1 участок 2 участок 3 участок

1 Стекло 3 13 10 9

2 Бумага и картон 8 35 - 14

3 Жесть 2 38 30 23

4 Дерево 1 - - 0,3

5 Органические отходы 5 7 - 4

6 Металлический лом - - - -

7 Полимерные отходы 5 32 15 17,3

8 X отходов 24 125 55 49,3

Неразлагающиеся отходы составляют 73% от общего количества отходов. При оценке состояния видовой структуры растительных сообществ выявле-

:

1) 15 (

Маршала, полынь Лерха, типчак сизый, острец, трса, различные злаки, такие как ежа сборная, пырей ползучий, мятлик, ближе к воде 2 вида осок: болотолюбивая и взду-).

2)

Д=1/Хр1=3,75 ,

где Р1 - доля 1-го вида в суммарной численности особей всех видов. Величина индекса 3,75 указывает на то, что видовое разнообразие растений .

3)

Е= Д/8=3,75/15=0,25, где 8-видовое богатство.

Величина Е=0,25 показывает, что распределение особей всех видов в данном сообществе неравномерно.

Сравнительная оценка видового разнообразия животных почвы участка около «Голубого озера» и участка почв удаленного от озера на 800 м по коэффициенту видовой фаунистической общности (коэффициент Жаккара=0,27)показала, что соответствие участков очень незначительное. Следовательно, антропогенное использование данной территории привело к значительному уменьшению видового разнообразия. Основными причинами этого являются:

1) нарушение структуры почв из-за частого посещения территории людьми;

2) шумовое загрязнение;

3) , -

грязнение почв свинцом. Методом атомно-адсорбционной спектроскопии был прове-

« », , свинца в почве составляет 0,002 мг/кг.

В рамках данного проекта был разработан круг инженерных, организационных и информационных мероприятий. Целью данных мероприятий является:

1)

;

2) « -».

Такие проекты знакомят студентов с арсеналом средств и методов практиче-

,

экологического образования и успешности взаимодействия между его различными ступенями. Такие «маденькие» проекты помогают понять, что наша экологическая безопасность в наших руках.

Данный проект получил поддержку Энгельского муниципального образования и Шумейского муниципального округа (район Шумейка - это месторасположение «Голубого озера»).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Денисова С.Н. Полевая практика по экологии: Учеб. пособие. - Минск. Ушверсгоцкая книга. 1999 - 120с.

2. Дорогань Л.В. Экологический практикум. - Воронеж, 1994. - 109с.

3. . . / . . , . . -

ев, З.И. Чердымова // Экология и жизнь. 2003. №3. С.41 - 43.

4. Тихо нов ИЮ., Тарасов В.В. Практикум по химическим методам анализа в экологи-

: . . - .: , 2002. -64 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.