Научная статья на тему 'Формирование эффективной системы управления травматологическими центрами в медицинских организациях Московской области'

Формирование эффективной системы управления травматологическими центрами в медицинских организациях Московской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / TRAUMA CENTER / МЕНЕДЖМЕНТ В МЕДИЦИНЕ / MANAGEMENT EFFICIENCY / SWOT-АНАЛИЗ МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА / MEDICAL ADMINISTRATION / HEALTH CENTER SWOT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Андрей Игоревич

Настоящее исследование направлено на изучение способов формирования эффективной системы управления в травматологических центрах медицинских учреждений. Цель. Разработать основные составляющие системы управления травматологическим центром и методы, реализуемые травматологическим центром на пути формирования эффективной политики менеджмента. Задачи. Разработать стратегию развития травматологического центра на основе SWOT-анализа. Охарактеризовать порядок использования наиболее эффективных методов подбора персонала. Проанализировать мероприятия по формированию организационной культуры и коммуникационной политики. Охарактеризовать информационную систему медицинского учреждения и разработать мероприятия по обеспечению эффективной коммуникационной связи между подразделениями и сотрудниками. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена система формирования эффективной системы управления травматологическим центром, выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития проводимой политики, и определены основные направления ее совершенствования. Результаты. Каждая медицинская организация должно самостоятельно решить проблему выбора путей повышения эффективности управления в зависимости от особенностей уже сложившейся системы управления учреждением. Однако руководство предприятия должно принимать во внимание, что наибольшая эффективность управленческой деятельности может быть достигнута в том случае, если использовать комплекс различных методов, ориентируясь на существующие цели и стратегию развития предприятия. Выводы. Существует значительное количество способов и методов повышения эффективности управления травматологическими центрами в медицинских организациях, каждый из которых связан со спецификой сферы деятельности. Эффективность управления можно повысить за счет использования различных методов, в том числе непосредственно связанных с деятельностью руководителя. В частности, эффективной мерой является повышение его квалификационного уровня, получение дополнительного образования и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizing an Efficient Trauma Center Management System in Moscow's Medical Institutions

This study examines ways of organizing efficient management systems in trauma centers and medical institutions. Aim. This study develops the basic elements and methods of a trauma center management system with the goal of framing an efficient management policy. Tasks. This study develops a strategy for trauma center development based on SWOT analysis, outlines the most efficient recruitment methods, analyzes measures for establishing an organizational culture and a communications policy, describes the information system of a medical institution, and develops measures for ensuring efficient communication between employees across departments. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine a system for organizing an efficient trauma center management system in various aspects, determines trends in the current state and the development of implemented policies, and identifies major directions for their improvement. Results. Each medical institution should tackle the problem of improving management efficiency individually, based on the specific features of its existing management system. However, the institution's administration should note that the most efficient management system can be achieved using a combination of various methods, based on the organization's current objectives and strategy. Conclusion. More efficient trauma center management in medical institutions can be achieved in a significant number of ways, each of which is related to a specific field. Management efficiency can be improved using various methods, including those directly associated with a manager's activity. Improving a manager's qualifications and providing additional training are particularly effective.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективной системы управления травматологическими центрами в медицинских организациях Московской области»

I

ш

*

ci ш

I

ш

о; s

I

ш с;

со <

CL

С

>

<

<

CL С

о; s

CL

О ш

Формирование эффективной системы управления травматологическими центрами в медицинских организациях Московской области

Organizing an Efficient Trauma Center Management System in Moscow's Medical Institutions

УДК 617:005

Павлов Андрей Игоревич

начальник травматологического центра 2-го уровня ГБУЗ МО «Сергиево-Посадская районная больница», врач-травматолог, ортопед высшей категории, доктор медицинских наук

141301, Московская обл., г. Сергиев Посад, Новоуглическое шоссе, д. 62, лит. А

Andrey I. Pavlov

Traumatologic Center of «Sergievo-Posadskaya rayonnaya bol'nitsa» Novouglichеskoe Highway 62A, Sergiev Posad, Moscow region, Russian Federation, 141301

Настоящее исследование направлено на изучение способов формирования эффективной системы управления в травматологических центрах медицинских учреждений. Цель. Разработать основные составляющие системы управления травматологическим центром и методы, реализуемые травматологическим центром на пути формирования эффективной политики менеджмента. Задачи. Разработать стратегию развития травматологического центра на основе SWOT-анализа. Охарактеризовать порядок использования наиболее эффективных методов подбора персонала. Проанализировать мероприятия по формированию организационной культуры и коммуникационной политики. Охарактеризовать информационную систему медицинского учреждения и разработать мероприятия по обеспечению эффективной коммуникационной связи между подразделениями и сотрудниками.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена система формирования эффективной системы управления травматологическим центром, выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития проводимой политики, и определены основные направления ее совершенствования.

Результаты. Каждая медицинская организация должно самостоятельно решить проблему выбора путей повышения эффективности управления в зависимости от особенностей уже сложившейся системы управления учреждением. Однако руководство предприятия должно принимать во внимание, что наибольшая эффективность управленческой деятельности может быть достигнута в том случае, если использовать комплекс различных методов, ориентируясь на существующие цели и стратегию развития предприятия.

Выводы. Существует значительное количество способов и методов повышения эффективности управления травматологическими центрами в медицинских организациях, каждый из которых связан со спецификой сферы деятельности. Эффективность управления можно повысить за счет использования различных методов, в том числе непосредственно связанных с деятельностью руководителя. В частности, эффективной мерой является повышение его квалификационного уровня, получение дополнительного образования и т. п. Ключевые слова: травматологический центр, эффективность управления, менеджмент в медицине, SWOT-анализ медицинского центра

This study examines ways of organizing efficient management systems in trauma centers and medical institutions.

Aim. This study develops the basic elements and methods of a trauma center management system with the goal of framing an efficient management policy.

Tasks. This study develops a strategy for trauma center development based on SWOT analysis, outlines the most efficient recruitment methods, analyzes measures for establishing an organizational culture and a communications policy, describes the information system of a medical institution, and develops measures for ensuring efficient communication between employees across departments. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine a system for organizing an efficient trauma center management system in various aspects, determines trends in the current state and the development of implemented policies, and identifies major directions for their improvement. Results. Each medical institution should tackle the problem of improving management ef-

SWOT-анализ травматологического центра

Сильные стороны Наличие бюджетных средств. Наличие собственных стандартов и оборудования. Наличие контрактов со страховыми компаниями по оказанию услуг ДМС и ОМС. Наличие потребности в услугах центра на рынке медицинских услуг Слабые стороны Отсутствие необходимых финансовых ресурсов. Отсутствие маркетингового плана и выстроенной рекламной кампании. Устаревание некоторых видов оборудования

Возможности Расширение ассортимента услуг. Привлечение большего количества страховых компаний к сотрудничеству. Проведение рекламной кампании по предоставлению платных услуг Угрозы Сокращение объемов финансирования. Отказ в приобретении нового современного оборудования

> <с

ficiency individually, based on the specific features of its existing management system. However, the institution's administration should note that the most efficient management system can be achieved using a combination of various methods, based on the organization's current objectives and strategy. Conclusion. More efficient trauma center management in medical institutions can be achieved in a significant number of ways, each of which is related to a specific field. Management efficiency can be improved using various methods, including those directly associated with a manager's activity. Improving a manager's qualifications and providing additional training are particularly effective.

Keywords: trauma center, management efficiency, medical administration, health center SWOT analysis

В настоящее время необходимой составляющей деятельности любого предприятия, в том числе медицинской организации, является повышение эффективности управления. На современном этапе разработаны различные способы и методы формирования эффективной системы управления, каждый из которых направлен либо на руководство предприятия, его профессиональные и личные качества, либо на определенный элемент управленческой деятельности.

Процесс формирования эффективной системы управления травматологическими центрами в медицинских организациях можно начинать с любого структурного звена, для которого повышение эффективности является более актуальным в настоящее время. При этом необходимо принимать во внимание наличие взаимосвязи между структурными элементами предприятия.

Необходимо отметить неоднозначную природу категории «эффективность управления» [1-6 и др.]. С точки зрения автора статьи, под эффективностью управления медицинским учреждением стоит понимать сложную совокупную категорию, которую можно охаракте-

ризовать как системную, т. е. как комплекс результативных нормативов, характеризующих степень удовлетворения потребностей, которые охватывают экономические, социальные, бюджетные и другие эффекты.

В рамках настоящей статьи будут рассмотрены некоторые из способов формирования эффективной системы управления травматологическим центром на примере ГБУЗ МО «Сер-гиево-Посадская районная больница» (Московская область):

1) разработка стратегии развития травматологического центра на основе проведения анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализа), разработка миссии, целей и политики центра, охватывающей все функциональные задачи;

2) разработка системы использования наиболее эффективных методов подбора персонала, оценки кадровых ресурсов, формирования работоспособного состава кадров, формирование максимально благоприятного психологического климата в коллективе;

3) разработка мероприятий по формированию организационной культуры, коммуникационной политики, выработка совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками предприятия;

4) разработка информационной системы медицинской организации, обеспечивающей эффективную коммуникативную связь между подразделениями и сотрудниками предприятия.

Рассмотрим детально ряд условий для формирования эффективной системы управления травматологического центра в медицинской организации. В табл. 1 представлен SWOT-анализ для травматологического центра ГБУЗ МО «Сергиево-Посадская районная больница».

С точки зрения автора статьи, в первую очередь необходимо увеличить средства, выделя-

Методы подбора персонала медицинской организации

Категория персонала травматологического центра Характеристика Методы поиска

Высококвалифицированный персонал, руководящий состав Узкоспециализированные врачи, руководители центра Headhunting, агентства персонала

Медицинский персонал Врачи, медицинские сестры Размещение информации о вакансиях в Интернете, работа с центрами занятости, профильными вузами, размещение информации в СМИ

Вспомогательный персонал Санитарки, уборщицы и т. п. Размещение информации о вакансиях в Интернет и СМИ

> <

емые на рекламную кампанию, и выстроить четкую стратегию маркетинга. Необходимо задействовать местные газеты и кабельное телевидение, чтобы предоставить информацию о деятельности травматологического центра жителям близлежащих районов. Помимо этого для продвижения услуг медицинской организации стоит задействовать Интернет (создать новый сайт, осуществлять постоянное работу по продвижению сайта, осуществление коммуникации в социальных сетях, привлечение новых пациентов с помощью сети Интернет). Данные действия будут способствовать выходу травматологического центра на лидирующие позиции.

Кроме того, необходимо реализовать программу по информированию жителей близлежащих районов об услугах медицинского центра и методах предупреждения травм. В частности, можно организовать курс лекций для учащихся школ и колледжей, семинары для учителей, работников социальных центров и т. п.

Также травматологическому центру необходимо расширить ассортимент услуг, например, выполнять операции в программе ВМП (тотальное эндопротезирование тазобедренного и коленного суставов, артроскопические операции). Для этого больнице необходимо пройти лицензирование по данному виду деятельности. Кроме того, необходимо создать благоприятные условия для пациентов травматологических отделений и их родственников. С целью повышения комфортности пребывания необходимо выполнение капитальных ремонтов имеющихся капитальных сооружений и их оборудования.

Наконец, можно организовать обследование пациентов таким образом, чтобы необходимые обследования и помощь следовали одна за другой, без необходимости проводить дополнительное время в ожидании операции, т. е. предлагается внедрение потокового метода оказания медицинских услуг. С точки зрения

автора статьи, все вышеперечисленные меры будут способствовать формированию положительного имиджа медицинского центра и повышению сильных сторон данной организации.

Рассмотрим детально некоторые условия повышения эффективности системы управления организации. В существующих экономических условиях для осуществления эффективного процесса управления необходимо, чтобы руководитель любого уровня управления обладал разносторонними знаниями, отличался оперативностью и деловым подходом к решению деловых вопросов, проявлял инициативу, обладал новаторскими способностями.

На повышение эффективности труда сотрудников предприятия, в том числе руководителей, можно оказывать определенное воздействие. Важным стимулом для повышения квалификации руководителей и развития их инициативы является систематическое продвижение по карьерной лестнице. Руководители должны осознавать, что вопрос их продвижения во многом будет зависеть от повышения деловой квалификации и активности в трудовой деятельности.

Продвижение руководителей предприятия может быть осуществлено в следующих формах:

1) перемещение в рамках одной и той же должностной категории и уровня оплаты труда, но с повышением ответственности выполняемых функциональных обязанностей;

2) повышение оплаты труда без продвижения по карьерной лестнице;

3) продвижение руководителя по карьерной лестнице [7].

Повышению эффективности управления также способствует система повышения квалификации, направленная на совершенствование и углубление знаний, умений и навыков работников и руководителей предприятия в определенном виде деятельности,

их активное участие в системе непрерывного медицинского образования. Также стимулирующее воздействие на повышение эффективности труда руководящего состава может оказывать периодическая аттестация, основная цель которой заключается в выявлении того, на что способен тот или иной руководящий работник.

Одним из самых важных элементов формирования эффективной системы управления травматологическим центром является интеллектуальный капитал, именно поэтому необходимо тщательно подходить к подбору высококвалифицированных кадров. В табл. 2 представлены методы формирования штата травматологического центра в зависимости от категорий сотрудников. Данные методы были сформированы нами на основе анализа положений статьи С. С. Борисовой [8].

Обычный медицинский персонал представляет собой основу стабильного функционирования медицинской организации, каждый год профильные вузы выпускают специалистов различных профессий. Основная задача руководства травматологического центра — осуществление тщательного отбора возможных кандидатов. Для этого с соискателями проводится собеседование, анкетирование, оценка личных и профессиональных качеств, тестирование. Данные методы дают возможность получить полную информацию о кандидате.

Аналогичная ситуация наблюдается и со вспомогательным персоналом с разницей в том, что требования к сотрудникам в данном случае ниже. Что касается высококвалифицированного персонала и руководящего состава центра, то данная категория является самым важным функциональным элементом штата, а также формирует имиджевое и конкурентное преимущество для медицинского учреждения. Поэтому при найме их на работу травматологическому центру необходимо обеспечить им условия, которые обеспечат лояльность сотрудников к медицинской организации (например, материальная и нематериальная мотивация — стажировки за границей, выезд на международные и российские конференции, возможность профессионального роста и т. п.).

Важная роль в обеспечении эффективного управления отводится делегированию полномочий, которое означает поручение выполнения конкретных задач подчиненным. Преимущества делегирования полномочий заключаются в высвобождении руководства предприятия для выполнения самых важных

функциональных обязанностей; расширении ^

объема задач, выполняемых предприятием; ш

развитии у подчиненных инициативы, умений *

и навыков, профессиональной компетенции; ^

расширении уровня принятия решений. Од- 5

нако в данном случае необходимо принимать ^

во внимание то, что делегирование заданий ^

и полномочий не освобождает руководителя ^

от ответственности, оно представляет собой <

форму разделения труда управленческого пер- >

сонала, которая дает возможность для повы- |

шения его эффективности [9]. £

<

В значительной степени эффективность ^ управления определяется организационной и ^

„ к

производственной структурой управления, от ^ правильного выбора которых зависят быстрота ° и эффективность принятия управленческих н решений, результативность выполнения задач, поставленных руководством, и, таким образом, общая эффективность управления предприятием. С целью повышения эффективности управления руководство предприятия может внести изменения в существующую структуру или произвести полную реорганизацию организационной и производственной структуры медицинской организации [10].

Как правило, формирование организационной и производственной структуры происходит с учетом специфики и масштабов деятельности медицинской организации, объема оказываемых услуг, штата управленческого персонала и т. п. Таким образом, выбор оптимальной организационной и производственной структуры должен осуществляться в зависимости от особенностей и специфики деятельности конкретного медицинского предприятия и может оказать значительное влияние на эффективность управления травматологическим центром.

Большое значение в формировании эффективной системы управления травматологическим центром придается информационным системам, обеспечивающим коммуникационные связи между подразделениями и персоналом [11]. В настоящее время существуют различные способы обеспечения коммуникаций на предприятиях, в частности: создание единой компьютерной сети; обеспечение сотрудникам возможности доступа к информационным базам данным, отчетам предприятия и другим материалам, связанным с деятельностью травматологического центра; организация специальных конференций для сотрудников и руководителей разных уровней, проводимых на постоянной основе; посещение сотрудниками передовых медицинских центров с целью обмена опытом и т. п.

С целью создания эффективно действую-ш щей информационной системы на предпри-х ятии можно использовать различные спосо-^ бы, однако необходимо понимать, что только 5 применение системного подхода к информа-^ ционному обмену даст возможность гибко ^ управлять работой медицинской организации

" [12].

m

< Таким образом, из вышесказанного следует, > что существует значительное количество спо-| собов и методов повышения эффективности

v управления травматологическими центрами

<

¡^ в медицинских организациях, каждый из ко-^ торых связан со спецификой сферы их дея-s тельности. Эффективность управления также ° можно повысить за счет использования различных методов непосредственно на уровне топ-менеджмента, в частности, следует указать на необходимость повышения его квалификации, получения дополнительного образования и т. п.

Каждая медицинская организация должна самостоятельно решить проблему выбора путей повышения эффективности управления в зависимости от особенностей уже сложившейся системы управления учреждением. Однако руководство предприятия должно принимать во внимание, что наибольшая эффективность управленческой деятельности может быть достигнута в том случае, если использовать комплекс различных методов, ориентируясь на существующие цели и стратегию развития предприятия.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Вертакова Ю. В., Борисова М. С., Борисов А. М. Оценка эффективности публичного управления в России на региональном уровне: проблема выбора индикаторов развития // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 4 (55). С. 27-38.

2. Вертакова Ю. В., Леонтьев Е. Д., Плотников В. А. Оценка влияния конкурентной среды на эффективность стратегического управления развитием малого предприятия: методология и практика // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 2 (15). С. 30-36.

3. Государство и рынок: механизмы взаимодействия в условиях глобальной нестабильности экономических систем / Санкт-Петербургский гос. эконо-мич. ун-т. СПб., 2014. 706 с.

4. Ковач А. С., Плотников В. А. Эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на обязательное медицинское страхование // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 4(26). С.10-14.

5. Костин К. Б. Инновационный подход к формированию ценовой политики туристско-гостинич-ного предприятия как решающий инструмент

маркетинга // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 6. С. 74-83.

6. Пирогова О. Е. Исследование возможностей оптимизации структуры капитала торгового предприятия на основе учета риска банкротства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 26-31.

7. Архипов В. И. Стратегическая эффективность управленческих решений // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 5. С. 117-122.

8. Борисова С. С. Формирование эффективной системы управления медицинской организацией на этапе зарождения: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-rej.ru/upload/iblock/cbb/cb bd17a7e0e55a42a9e9e3a82cf36d86.pdf.

9. Кадырова Э. Ф. О методах оценки эффективности инвестиционных проектов по продвижению медицинских услуг // Проблемы современной экономики. 2009. № 1. С. 506-508.

10. Заболотний А. Г. Научное обоснование и формирование интегрированной системы управления качеством офтальмологической помощи (на уровне медицинской организации): Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 2008. 29 с.

11. Соколов Р. В., Николаев М. О. Экономико-математические модели управления информационными рисками на предприятиях связи // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 6 (102). С. 88-93.

12. Кучеренко В. З. и др. Методические подходы к оценке деятельности лечебно-профилактического учреждения: мониторинговые индикаторы, показатели, критерии, определения / В. З. Кучеренко, Л. П. Разливинских, B. Ф. Мартынен-ко // Экономика здравоохранения. 2006. № 8. С. 29-37.

References

1. Vertakova Yu. V., Borisova M. S., Borisov A. M. Otsenka effektivnosti publichnogo upravleniya v Rossii na regional'nom urovne: problema vybora indikatorov razvitiya [Assessment of efficiency of public management in Russia at regional level: Problem of the choice of indicators of development]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstven-nogo universiteta [News of the South-Western State University], 2014, no. 4 (55), pp. 27-38.

2. Vertakova Yu. V., Leont'ev E. D., Plotnikov V. A. Otsenka vliyaniya konkurentnoy sredy na effek-tivnost' strategicheskogo upravleniya razvitiem malogo predpriyatiya: metodologiya i praktika [Assessment of competitive environment impact on the efficiency of strategic management of small business: Methodology and practice]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment [News of the South-Western State University. Ser.: Economy. Sociology. Management], 2015, no. 2 (15), pp. 30-36.

3. Gosudarstvo i rynok: mekhanizmy vzaimodeystviya v usloviyakh global'noy nestabil'nosti ekonomich-eskikh sistem [State and market: Mechanisms of interaction in conditions of global instability of

economic systems]. St. Petersburg, SPb. State Univ. of Econ. Publ., 2014. 706 p.

4. Kovach A. S., Plotnikov V. A. Effektivnost' ispol'zovaniya byudzhetnykh sredstv, vydelyaemykh na obyazatel'noe meditsinskoe strakhovanie [The efficiency of use of budgetary funds, allocated for compulsory medical insurance]. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii, 2015, no. 4 (26), pp. 10-14.

5. Kostin K. B. Innovatsionnyy podkhod k formiro-vaniyu tsenovoy politiki turistsko-gostinichnogo predpriyatiya kak reshayushchiy instrument mar-ketinga [Innovative approach to pricing in tourism and hospitality industry as a critical marketing instrument]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo ekonomicheskogo universiteta [News of the St. Petersburg State Economic University], 2015, no. 6, pp. 74-83.

6. Pirogova O. E. Issledovanie vozmozhnostey opti-mizatsii struktury kapitala torgovogo predpri-yatiya na osnove ucheta riska bankrotstva [Exploring opportunities to optimize the capital structure of commercial enterprise on the basis of considering the risk of bankruptcy]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [News of the St. Petersburg State Economic University], 2015, no. 1 (91), pp. 26-31.

7. Arkhipov V. I. Strategicheskaya effektivnost' up-ravlencheskikh resheniy [Strategic effectiveness of management decisions]. Problemy teorii i praktiki upravleniya, 1996, no. 5, pp. 117-122.

8. Borisova S. S. Developing the effective management < system of the medical organization at the stage of J origin. Available at: http://www.e-rej.ru/upload/ ^ Íblock/cbb/cbbd17a7e0e55a42a9e9e3a82cf36d86. ^ pdf. (in Russ.).

9. Kadyrova E. F. O metodakh otsenki effektivnosti 2 investitsionnykh proektov po prodvizheniyu medit- ^ sinskikh uslug [Methods of evaluation of effective- ^ ness of investment projects for promotion of medi- ^ cal services]. Problemy sovremennoy ekonomiki, ™ 2009, no. 1, pp. 506-508. ^

10. Zabolotniy A. G. Scientific substantiation and for- ^ mation of an integrated quality management system ^ for ophthalmic care (at the level of a medical or- ^ ganization). Cand. med. sci. diss. Synopsis. Moscow, 2 2008. 29 p. (in Russ.). S=

11. Sokolov R. V., Nikolaev M. O. Ekonomiko- k matematicheskie modeli upravleniya informatsion- cl nymi riskami na predpriyatiyakh svyazi [Economic lu and mathematical models of information risk management in telecommunications]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [News of the St. Petersburg State Economic University], 2016, no. 6 (102), pp. 88-93.

12. Kucherenko V. Z., Razlivinskikh L. P., Martynenko B. F. Metodicheskie podkhody k otsenke deyatel'nosti lechebno-profilakticheskogo uchrezhdeniya: monitor-ingovye indikatory, pokazateli, kriterii, opredeleniya [Methodical approaches to the evaluation of the activity of the treatment-and-prophylactic institution: Monitoring indicators, criteria, definitions]. Ekonomika zdravookhraneniya, 2006, no. 8, pp. 29-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.