Научная статья на тему 'Формирование эффективной системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации Челябинской области'

Формирование эффективной системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация / КРЕДИТОВАНИЕ / заем / гарантийный фонд / целевой взнос / Rural credit consumers' cooperation / Crediting / loan / Guarantee Fund / target fee

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Д. Ю.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием в АПК Челябинской области эффективной системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the questions connected with formation in agrarian and industrial complex of the Chelyabinsk area of an effective system of agricultural credit consumers' co-operative society are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективной системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации Челябинской области»

Экономика

с возможностью их дальнейшей реализации. Индивидуально для работников сельскохозяйственных предприятий и, в частности, молодых специалистов в возрасте до 30 лет может быть предложена следующая схема финансирования жилищного строительства (но при условии, что он отработает не менее 3 лет): 40% - федеральный бюджет, 30% - областной бюджет, 20% - сельскохозяйственное предприятие и 10% -работник предприятия. Но если у молодой семьи есть двое и более детей, то процент финансирования части строительства может быть увеличен до 25%. А если молодой специалист отработает на сельскохозяйственном предприятии 10 лет, то жилье ему передается в собственность.

Кроме того, для привлечения в село молодежи как сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных профессий также рекомендуется ввести поправочный коэффициент к заработной плате трудящихся в сельской местности, в частности, работников бюджетной сферы (школы, детские сады и т.д.). При этом размер среднемесячной заработной платы должен быть не ниже средней заработной платы по сельскохозяйственному предприятию, а в сельскохозяйственном предприятии - не ниже, чем по району и области. Если учесть, что в настоящее время средняя заработная плата по югу Тюменской области составляет 11,5 тыс. руб. в месяц, а размер заработной платы работников бюджетной сферы, проживающих в сельской местности, равен 4241 руб., то поправочный коэффициент к заработной плате работ-

ников села должен составить 2,7. Финансирование для этого направления развития сельской инфраструктуры и, в частности, улучшения социальных условий трудящихся в сельской местности может идти из федерального бюджета в размере 50%, 30% - из областного бюджета и 20% - из средств сельскохозяйственного предприятия, находящего на территории муниципального образования. Все это будет способствовать дополнительному притоку молодежи на село, а государство от реализации этого проекта получит выгоду в виде дополнительного производства валового регионального продукта и увеличения областного бюджета за счет налоговых отчислений.

Помимо всех указанных мероприятий по снижению безработицы среди молодежи и рационализации кадровой политики в сельском хозяйстве также необходимо, во-первых, поднимать моральные единые основы престижности сельского труда (публикация в СМИ статей о лучших работниках и пропаганда сельского труда и жизни, проведение конкурсов профессионального мастерства). Во-вторых, во время учебы в сельскохозяйственных техникумах и вузах на период практик формировать комплексные студенческие бригады, состоящие из будущих специалистов разных профилей, которые могли бы в дальнейшем в данном составе работать на сельскохозяйственных предприятиях в сельской местности. В-третьих, всячески поддерживать талантливую молодежь, стремящуюся работать в сельскохозяйственном производстве. При

этом важно создать такую систему подготовки кадров для отрасли, при которой в аграрные учебные заведения будут поступать молодые люди, заранее выбравшие профессиональный путь. Кроме того, необходимо формировать на селе базовые условия социального комфорта, позволяющие в первую очередь удовлетворить потребность в жилье. И, наконец, необходимо восстановление и дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села, создание для работников достойных условий труда и жизни, их финансовая и моральная поддержка.

Выводы

Таким образом, проблема трудовой занятости сельской молодежи в Тюменской области - это одна из важнейших проблем современности. Нежелание властей, хозяйственников и самих селян оценить эту проблему в результате приведет к дальнейшему опустошению сельских местностей вследствие старения населения, к сворачиванию сель-хозпроизводства и дальнейшей девиации сельского населения, а производственная проблема может в итоге стать катастрофой. Хочется, чтобы было больше молодежи, чтобы выпускники учебных заведений возвращались в село, где бы их уже ждали гарантированные рабочие места и жилье. Воплотить это вполне реально, если действительно реализовывать приоритетные национальные проекты по сельскому хозяйству, жилью, образованию и здравоохранению, ориентируя их на рядового жителя России, на рядового жителя российского села.

Литература

1. Ельчанинов П. М. Проблемы трудовой занятости сельской молодежи // СоцИс. 2004. № 4. С.133-135.

2. Статистический ежегодник Тюменской области (без автономных округов). 1992-2007. Ч. 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Д.Ю. ИВАНОВА,

аспирант, Челябинский ГАУ

Ключевые слова: сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация, кредитование, заем, гарантийный фонд, целевой взнос.

Недостаток собственных финансовых ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также ограниченные возможности областных и региональных бюджетов приводят к снижению эффективности функционирования агропромышленного комплекса (АПК). В АПК Челябинской области существует проблема создания и функционирования эффективной системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации.

Мы разработали пути поддержки,

454080, г. Челябинск, "пр. Ленина, 75,

Тел. (3512) 66-65-30

способствующие развитию эффективной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации Челябинской области.

1. Поддержка на федеральном уровне. Включение сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (СКПК) в перечень участников программы льготного сезонного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

2. Областная поддержка:

1) организация гарантийного фонда

поддержки СКПК при администрации области;

2) прямая финансовая помощь из областного бюджета сельскохозяйственной кредитной кооперации на возвратной основе или на основе ассоциированного членства.

Для четкой и регламентированной работы СКПК необходима эффективная заемно-сберегательная политика.

Заемно-сберегательная политика -

Rural credit consumers ’ cooperation, crediting, loan, guarantee fund, target fee.

Экономика

это система инструментов финансового управления кооперативом по комплексу вопросов, в частности, предоставление займов, привлечение сбережений, снижение рисков, формирование взаимного учета доходов и расходов по основной деятельности [3].

Структура займов включает:

■ краткосрочные займы (до 1 года);

■ среднесрочные займы (от 1 года до 3 лет);

■ долгосрочные займы (свыше 5 лет).

Наиболее привлекательной для любой кредитующей организации на первоначальном этапе ее развития является выдача краткосрочных кредитов. Система выдачи краткосрочных кредитов наиболее устойчива к колебаниям финансовой системы и позволяет максимально быстро нарастить кооперативу собственный капитал. Исследование сельскохозяйственной кредитной системы в России показало, что краткосрочные кредиты нужны сельхозпроизводителям на срок не менее года. Получение кредита необходимо в апреле текущего года, соответственно, и возврат кредита - тоже в апреле следующего года. Коммерческий кредит дается в пределах календарного года. Возврат коммерческого кредита в ноябре-декабре текущего года заставляет сельхозпроизводителей продавать свою продукцию по наиболее невыгодным ценам, поскольку максимум предложений порождает минимум цен. Сельхозпроизводитель сталкивается с серьезными проблемами выплаты текущих процентов по краткосрочному займу. Это происходит из-за отсутствия пополнения оборотных средств в течение срока кредитования. Нами была выявлена практика закладывания заемщиком суммы, необходимой для уплаты текущих процентов, которая приводит к непосредственному увеличению величины платы за пользование кредитом. Таким образом, нами рекомендовано осуществление кредитования членов сельскохозяйственного кооператива на срок не менее года.

Проведенные нами исследования функционирования кредитной кооперации Челябинской области показали, что являются нежелательными расходы по займу в начале срока кредитования, так как денежные средства займа, вложенные в производство, еще не окупились. В настоящее время существует правительственная программа льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Основу льготного кредитования составляет компенсация кредитов государством в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. В настоящее время СКПК не включены в перечень участников программы льготного сезонного кредитования. Компенсацию получают сами сельскохозяйственные товаропроизводители в течение следующего за отчетным месяца после подтверждения уплаты процентов по займам.

Нами разработана и предложена во

внедрение следующая структура системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации (рис.).

■ Гарантийный фонд администрации области (ГФАО) дает областному сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу (ОСКПК) гарантию для банка на получение льготного сельскохозяйственного кредита. В свою очередь, ОСКПК дает гарантию ГФАО по возврату денежных средств в гарантийный фонд. Подтверждением гарантии ОСКПК перед ГФАО являются гарантии СКПК и договоры залога сельскохозяйственного товаропроизводителя. Следовательно, СКПК предоставляет гарантию возврата заемных средств областному кооперативу. Приложением к гарантии идут договоры залога членов СКПК (сельскохозяйственных товаропроизводителей). Каждую заявку на заем, подаваемую в СКПК членом-сель-хозтоваропроизводителем необходимо подтверждать договором залога. У СКПК должно быть время, необходимое для проверки залоговых обязательств сельхозтоваропроизводителя.

■ ОСКПК заключает с банком кредитный договор с оформлением всех необходимых документов под гарантию ГФАО. ОСКПК необходимо подавать в банк заявку на объем требуемых финансовых ресурсов на текущий год.

Заявка на объем требуемых финансовых ресурсов формируется с учетом подаваемых в начале года (январь) кредитными кооперативами Челябинской области заявок на необходимые объемы заемных ресурсов на текущий год.

■ Далее СКПК заключает с ОСКПК договор займа на требуемую сумму под залог имущества и будущего урожая членов (по рыночным ценам на момент расчетов) с предоставлением всей необходимой документации, требуемой положением ОСКПК по выдаче займов. Дополнительно к договору займа заключается договор о сотрудничестве, а также составляется протокол о сотрудничестве. В соответствии с протоколом

кредитный кооператив обязуется внести целевой взнос - взнос на содержание и развитие областного кооператива. Размер целевого взноса равен расходам по основной деятельности областного кооператива.

■ СКПК, в свою очередь, заключает договор займа с членом-сельхозтова-ропроизводителем. Совместно с договором о займе сельхозтоваропроизводитель заключает договор о сотрудничестве и протокол к договору о сотрудничестве. В соответствии с протоколом сельхозтоваропроизводитель обязуется внести целевой взнос - взнос на содержание и развитие СКПК и ОСКПК. Размер целевого паевого взноса будет отражать размер, который выражает затраты ОСКП и СКПК по их основной деятельности в процентном соотношении от размера предоставляемого займа.

, (1)

где П - размер паевого целевого взноса в % от запрашиваемой суммы займа;

А - затраты ОСКПК по выдаче займа СКПК;

В - затраты СКПК по выдаче займа сельхозтоваропроизводителям.

■ При льготном кредитовании ОСКПК в соответствии с положением о порядке возмещения 2/3 ставки ЦБ РФ сельхозтоваропроизводителям подготавливает все необходимые документы на получение возмещения и передает их в ГУСХиП в утвержденные сроки.

ОСКПК в соответствии с договором займа ежемесячно в необходимые сроки направляет в кредитный кооператив уведомление о необходимости перечисления ежемесячных процентов по заемным средствам и отслеживает их поступление. Член СКПК ежемесячно уплачивает проценты по займу, равные процентной ставке банка, а СКПК переводит эти денежные средства на счет ОСКПК.

ОСКПК после получения от СКПК

Рисунок. Схема структуры функционирования сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации Челябинской области (составлена на основании собственных разработок)

Экономика

ежемесячных процентов перечисляет ему возвраты по процентам от казначейства.

ОСКПК и СКПК покрывают свои расходы за счет единоразового целевого взноса заемщика. В свою очередь, заемщик - член кооператива получает доступ к кредитным ресурсам по рыночным ставкам процентов. При достаточном паевом фонде кредитного кооператива сроки внесения процентов по займу сельхозтоваропроизводителем могут варьироваться. Например, срок внесения может быть перенесен на конец срока займа или вносится равными частями в течение срока кредитования. В данном случае стратегически важным является включение кредитных потребительских кооперативов в перечень участников программы льготного сезонного кредитования. Следовательно, ОСКПК берет на себя процедуры подготовки необходимых документов для получения возвратов. В настоящий момент трудоемкий процесс подготовки документов и обязательное наличие личного расчетного счета усложняют сель-

скохозяйственному товаропроизводителю механизм получения возвратов по процентам.

Разработанная нами структура системы сельской кредитной кооперации адаптирована к существующей системе налогообложения СКПК. Нами установлено, что в отличие от предложенной нами схемы внесения целевого взноса схема заключения договора беспроцентного займа влечет за собой дополнительные налоговые расходы.

Мы предлагаем в практику деятельности СКПК ввести заключение договора о внесении второго целевого взноса на пополнение паевого фонда в процентном соотношении. Существенным условием будет то, что второй целевой взнос можно будет внести частями или же в конце срока кредитования. Часть размера второго целевого взноса будет внесена в виде полученного СКПК возмещения 2/3 ставки ЦБ РФ, если заемщик попадает под эту программу. Следовательно, будет происходить накопление финансовых фондов кооперативов, что в дальнейшем позво-

лит им осуществлять деятельность по выдаче займов большему числу членов-заемщиков без привлечения заемных денежных средств банков. Часть второго целевого взноса будет направлена в областной фонд финансовой взаимопомощи.

Таким образом, разработанная эффективная система сельскохозяйственной кредитной кооперации Челябинской области с учетом системы налогообложения позволяет:

■ планировать объем заемных денежных средств;

■ планировать размер паевого фонда кредитного кооператива;

■ осуществлять выдачу заемных денежных средств членам-хозяйствам по рыночной процентной ставке;

■ заключать договора займов с условием внесения целевых взносов на содержание кооперативов, не облагаемых налогом на прибыль;

■ получать возврат 2/3 ставки ЦБ РФ в соответствии с положением о порядке возмещения затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Литература

1. О сельскохозяйственной кооперации : федер. закон Рос. Федерации от 8 дек. 1995 г. № 193-ФЗ.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 3 ноября 2006 г. № 183-ФЗ.

3. Глушенко А. В., Слепова А. П. Заемно-сберегательная политика сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Волгоград : Изд-во ВГУ, 2004. 146 с.

4. Волохонский Ю. Н., Сидорня А. А, Родин А. М., Шилов Е. В. Методическое пособие по кредитной кооперации. Вып. 2 / Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области ; Южно-Российская ассоциация кредитных союзов. Ростов н/Д : Лео, 2004. 468 с.

5. Шкляр М. Ф. Кредитная кооперация : уч. пособие. М. : Дашков и Ко, 2006. 334 с.

СЕГМЕНТАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ ПТИЦЕВОДЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.С. СОТНИКОВА,

аспирант, Уральская ГСХА

Ключевые слова: имидж организации, сегментация потребителей, кластерный анализ, имиджеобразующие характеристики.

В современных условиях хозяйствования одним из наиболее перспективных направлений агропроизводства по праву считается птицеводство. Так, потребление продуктов из мяса птицы растет в 2 раза быстрее, чем продуктов из говядины, и в 2,5 раза быстрее, чем из свинины. Сейчас в рационе питания жителя России на долю мяса птицы приходится 30-35% от всего объема потребляемого в стране мяса. Причем некоторые специалисты полагают, что к 2010 году этот показатель может достичь 50% [1]. В таких условиях укрепление позиций данных производителей выглядит одним из приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса региона.

В настоящий момент в Свердлов-

ской области птицепредприятия являются наиболее успешными производителями сельскохозяйственной продукции. Так, в рейтинг наиболее крупных и эффективных сельскохозяйственных организаций (клуб «Агро-300») за 2004-2006 годы входили пять птицефабрик региона: ОГУП «Птицефабрика «Рефтинская», ОГУП «Птицефабрика «Свердловская», ОГУП «Птицефабрика «Кировоградская», ОГУП «Птицефабрика «Среднеуральская» и ОГУП «Птицефабрика «Первоуральская» [2].

В условиях качественного роста агропроизводства, когда для многих производителей стоит вопрос не просто выживания, а расширения своей рыночной доли и влияния, необходимыми для дальнейшего роста и разви-

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; Тел.: (343) 371-50-64

тия становятся инвестиции в создание и продвижение имиджа. Для пти-цепредприятий, учитывая однородность выпускаемой продукции и высокую конкуренцию как на областном рынке, так и со стороны импортеров и производителей из других регионов, этот вопрос является особенно актуальным. Более того, зачастую именно имидж организации в этих условиях является основным преимуществом в конкурентной борьбе.

Имидж организации - это заявленная (идеальная) позиция, которую она спланировала и намерена про-

Image of organization, segmentation of consumers, cluster analysis, generating traits of image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.