Научная статья на тему 'Формирование эффективной системы самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря'

Формирование эффективной системы самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1509
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ / ДЕТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / "СТАЛКЕР" / "СЛАЙДЕР" / "CОВЕТ КОМАНДИРОВ" / GOVERNMENT / CHILDREN'S SELF-GOVERNMENT / "STALKER" / "SLIDER" / "СOUNCIL OF COM-MANDERS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никульников Антон Николаевич

В статье идет речь о формировании эффективной системы самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря. Рассматривается содержание таких понятий, как «самоуправление», «детское самоуправление». Представлены функции детского самоуправления. Дается краткая характеристика назначения детского самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря. В статье представлена структура и механизмы организации самоуправления в детском оздоровительном лагере «Синяя птица». Раскрываются принципы функционирования детского оздоровительного лагеря, игровые названия руководителей детского самоуправления, такие как «сталкер» и «слайдер», права и обязанности ведущего командира, его ответственность перед «Советом командиров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никульников Антон Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An efficient system of government in the conditions chil-dren’s health camp

The article deals with the formation of an effective system of self-government in terms of the Camp. The content of such concepts as “self-government”, “children’s self-government”. Representing the function of children’s self-government. A brief description of the appointment of children’s self-government in terms of the Camp. The paper presents the structure and mechanisms of the government in the children’s camp “Blue Bird”. Reveals the laws of the Camp, game titles heads of government such as the children’s “stalker” and “slid-er”, the rights and obligations of the master commander, his responsibility to the “commanders of the Council”.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективной системы самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

УДК 374+37.0

Никульников Антон Николаевич

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация. В статье идет речь о формировании эффективной системы самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря. Рассматривается содержание таких понятий, как «самоуправление», «детское самоуправление». Представлены функции детского самоуправления. Дается краткая характеристика назначения детского самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря. В статье представлена структура и механизмы организации самоуправления в детском оздоровительном лагере «Синяя птица». Раскрываются принципы функционирования детского оздоровительного лагеря, игровые названия руководителей детского самоуправления, такие как «сталкер» и «слайдер», права и обязанности ведущего командира, его ответственность перед «Советом командиров».

Ключевые слова: самоуправление, детское самоуправление, «сталкер», «слайдер», «Совет командиров».

Современное общество диктует системе образования заказ на воспитание личности, готовой к жизни в постоянно меняющихся условиях, к продолжению образования, способной учиться на протяжении всей жизни, осуществлять самореализацию и саморазвитие.

Важной задачей современной системы образования является формирование у детей и подростков навыков самостоятельности, культурных потребностей и жизненных принципов, ориентированных на развитие целостной, социально адаптированной личности.

Реализация данной задачи в полной мере возможна в условиях детского оздоровительного лагеря. В детском оздоровительном лагере должна быть создана такая обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении лагерем, или иначе развитие самоуправления.

Самоуправление помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства, предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Посредством своего участия в решении про-

блем отряда и лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.

Существует множество определений понятия «самоуправление». Приведем некоторые из них.

Самоуправление - самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами [1].

Самоуправление - узаконенный порядок, по которому какие-либо общественные учреждения осуществляют через свои выборные органы некоторые функции центральной власти [6].

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей в жизни отряда, лагеря. Детское самоуправление специфично, так как оно основано на взаимоподчинении детей и сочетается с педагогическим руководством взрослых [2].

Детское самоуправление реализует следующие функции:

- самоактивизация - приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления;

- саморегулирование - устойчивое влияние актива лагеря на коллектив, способность

ЗЛепап Pedagogical .Гош™! ♦ № 1 / 2016

15

коллектива самостоятельно изменять свою структуру;

- самоконтроль - предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.

Немаловажным в организации самоуправления в лагере является его структура. Структура самоуправления всегда специфична, и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т. д.), какие поручения возложить на них.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Избранные на организационных сборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины, состоящий из представителей советов отрядов [4].

Интересным в контексте данной проблематики может быть опыт по созданию самоуправления в детском оздоровительном лагере «Синяя птица».

В ДОЛ «Синяя птица» существуют определенные «законы», которые обязаны выполнять вожатые и дети.

«Закон доброжелательности». Общайся спокойно и вежливо, что бы ни случилось. Всегда помни - все мы люди, все мы ошибаемся. Прежде чем обвинить соседа, найди свою вину. Человек - самая главная ценность на Земле.

«Закон отвергаешь - предлагай»». Мало

просто раскритиковать идею соседа, предложи ей достойную замену. Предлагаешь - не отходи в сторону

«Закон "Увидел работу - делай"». Не жди, когда тебя найдет командир и заставит работать. Придумай себе дело, полезное окружающим.

«Закон дежурного командира». Дежурный командир имеет право давать любые распоряжения (не нарушая законов «Синей птицы»), которые должны быть выполнены без препирательств (но не бездумно).

«Закон песни». Песня, которую запели -должна быть закончена. Запевая песню, подумай, уместна ли она в этом месте, в это время, с этими людьми.

«Закон круга». Все, кто собрался в круг для обсуждения, равны между собой. Каждый из них имеет право быть выслушанным. Каждый обязан выслушать остальных.

«Закон ноль-ноль». Все что предполагалось, должно быть начато и закончено вовремя.

Закон «зеленого друга». Природу нужно беречь.

«Закон поднятой руки». Человек, поднявший руку, требует тишины и внимания. Его нужно выслушать. Нужно заранее сформулировать свою мысль.

Оперативное руководство осуществляется «Советом директоров», куда входят вожатые с опытом работы.

Вожатые с опытом работы в данном лагере становятся «сталкерами». «Сталкер» является координатором и представителем своей пятерки «слайдеров» - вожатых без опыта работы в детских оздоровительных лагерях.

Обязанности «сталкера»:

1) организовывать участие пятерки «слайдеров» в выполнении плана работы на смену;

2) своевременно и точно информировать свою пятерку о предстоящей деятельности (иметь список телефонов и другие сведения о пятерке);

3) организовывать регулярные сборы пятерки по организационным вопросам;

4) организовывать чередование творческих (ЧТП) и разовых поручений в пятерке;

5) равномерно распределять работу между участниками пятерки.

На общем сборе в конце каждого дня оценивается деятельность пятерки «слайдеров»

UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS

и подводятся итоги работы пятерки по следующим критериям:

- интерес вожатых в работе пятерки (высокий, средний низкий);

- равномерность в распределении обязанностей внутри пятерки;

- удовлетворенность детей итогами работы.

В случае нетрудоспособности «сталкера»

вожатский коллектив имеет право назначить своего представителя, чтобы дать необходимое и выполнимое поручение любому из «слайдеров» своей пятерки.

Если внутри пятерки происходит конфликт, то по требованию одного из участников конфликта может быть назначен разбор при участии двух и более членов пятерки и «сталкера».

«Сталкер» имеет право:

- отстранить от участия в определенном деле любого из пятерки, в случае нарушения законов детского оздоровительного лагеря;

- обратиться за советом, помощью или поддержкой к любому из вожатых;

- являться представителем своей пятерки на совете директоров.

«Сталкер» отвечает за свои действия перед пятеркой и «Советом директоров». Решение «сталкера» может быть отменено только им самим или после переизбрания.

Высшим законодательным органом детского оздоровительного лагеря «Синяя птица» является «Совет командиров», состоящий из наиболее опытных и ответственных ребят из отрядов.

Возглавляет «Совет командиров» ведущий командир, который является координатором работы «слайдеров».

Ведущий командир обязан:

1) выяснить у «Совета директоров» план работы отряда на смену;

2) проконсультироваться с кем-либо из

«сталкеров» о своей работе;

3) перед каждым «Советом командиров» выяснять у всех заинтересованных лиц вопросы для составления повестки дня;

4) проводить «Совет директоров» по составленной повестке дня, четко фиксировать все решения;

5) организовать выпуск оперативного «Информбюллетеня» по решениям «Совета командиров»;

6) контролировать выполнение решений «Совета командиров» пятерками;

7) начинать каждый очередной «Совет командиров» с отчета по выполнениям решения прошлого;

8) в случае изменения ситуации корректировать решения «Совета командиров» лично или через проведение внеочередного сбора (в наиболее важных случаях);

9) следить за периодичностью и посещаемостью «Совета командиров», за соблюдением прав присутствующих;

10) равномерно распределять между пятерками разовые поручения (оформление помещений, выпуск объявлений и т. д.);

11) поддерживать авторитет должности «ведущего командира»;

12) спланировать и провести очередной сбор «Совета командиров».

Ведущий командир отвечает за свои действия перед «Советом командиров» и «Советом директоров».

Таким образом, самоуправление в детском оздоровительном лагере - это динамичная, демократическая система, создаваемая силами детей в сотрудничестве с взрослыми, которая способствует самоорганизации коллектива и каждого его члена, обеспечивает взаимопонимание, доверие, ответственное отношение к делу и обладает высоким воспитательным потенциалом.

1. Большой энциклопедический [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic. ru/contents.nsf/enc3p (дата обращения: 08.12.2015).

2. Золотарёва А. В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия формирования, 2004. - 304 с.

3. Никульников А. Н. Формирование гуманной личности детей-спортсменов в пространстве детского оздоровительно-спортивного центра //

Библиографический список

словарь Сибирский педагогический журнал. - 2015.

№ 1. - С. 126-130.

4. Развитие самоуправления в отряде и лагере [Электронный ресурс]. - URL: http://summercamp. ru/index.php?title= (дата обращения: 10.11.2015).

5. Самоуправление в лагере. Методические рекомендации старшим и отрядным вожатым пионерских лагерей / сост. Н. М. Костина, О. В. Ма-лова, Э. А. Мальцева. - Устинов, 1986. - 61 с.

6. Толковый словарь русского языка

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 1 / 2016

17

Д. Н. Ушакова [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/ushakov (дата обращения: 09.12.2015).

7. Bialeschki M. D, Henderson K. A., James P. A. Camp experiences and developmental outcomes for

youth // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. - Arkansas, 2007. - Р. 769-788.

8. Kristen M. C., Evangeline E. Play and Learning in Summer Camps for Children with Special Needs. - Illinois, 2011. - 123 p.

Поступила в редакцию 03.12.2015

Nikulnikov Anton Nikolaevich

Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof. of the Department Pedagogy and Methodology of Primary Education Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk

AN EFFICIENT SYSTEM OF GOVERNMENT IN THE CONDITIONS CHIL-DREN'S HEALTH CAMP

Abstract. The article deals with the formation of an effective system of self-government in terms of the Camp. The content of such concepts as "self-government", "children's self-government". Representing the function of children's self-government. A brief description of the appointment of children's self-government in terms of the Camp. The paper presents the structure and mechanisms of the government in the children's camp "Blue Bird". Reveals the laws of the Camp, game titles heads of government such as the children's "stalker" and "slid-er", the rights and obligations of the master commander, his responsibility to the "commanders of the Council".

Keywords: government, children's self-government, "stalker", "slider", "Council of com-man-ders".

References

1. Bol'shoj entsiklopedicheskij slovar' [Great encyclopedic dictionary] [online]. Available at: http:// dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p (Accessed 8 December 2015) (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Zolotareva, V. A., 2004. Dopolnitel'noje obra-zovanije detej: Teorija i metodika sotsial'no-peda-gogicheskoj deyatel'nosti [Additional education of children: Theory and methods of socio-pedagogical work]. Yaroslavl: Academy of formation, 304 p. (in Russ.).

3. Nikulnikov, A. N., 2015. Formirovanije gu-mannoj lichnosti detey-sportsmenov v prostranstve detskogo ozdorowitel'no-sportivnogo tsentra [Development of humane personality of children-athletes in the space of children's health-sports centre]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 1, pp. 126-130 (in Russ., abstr. in Eng.).

4. Razvitije samoupravlenija v otr'ade i lagere [The development of self-government in the unit and

camp] [online]. Available at: http://summercamp. EN/index.php?title= (Accessed 10 November 2015).

5. Kostina N. M., Malova O. V , Mal'tseva E. A., eds., 1992. Samoupravlenije v lagere: metodicheskije rekomendatsii starshyim i otr'adnyim vozhatyim pio-nerskih lagerej [Self-government in the camp: guidelines senior squadron leader and pioneer camps]. Ustinov, 61 p. (in Russ.).

6. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka D. N. Ushak-ova [Explanatory dictionary of the Russian language D. N. Ushakov] [online]. Available at: http://dic.aca-demic.ru/contents.nsf/ushakov (Accessed 9 December 2015) (in Russ.).

7. Bialeschki, M. D., Henderson, K. A., James, P. A., 2007. Camp experiences and developmental outcomes for youth. Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. Arkansas, pp. 769-788.

8. Kristen, M. C., Evangeline, E., 2011. Play and Learning in Summer Camps for Children with Special Needs. Illinois, 123 p.

Submitted 03.12.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.