pects of informatization of society), Vestnik Tehnolog-icheskogo universiteta Tadzhikistana, 2014, No. 1 (22), pp.116-119.
9. Poljanskaja N. A., Shamin A. E. Aktual'nye problemy podgotovki kadrov dlja IT-sektora Nizhego-rodskoj oblasti (Urgent problems of training for IT sector of the Nizhny Novgorod Region), Vestnik NGIJeI, 2014, No. 9 (40), pp. 107-118.
10. Rezvushkin S. V. Informatizacija obshhe-stva i jekonomicheskie processy (Informatization of society and economic processes), Godichnye nauchnye chtenija filiala RGSUv g. Klinu, 2014, No. 2 (12), pp. 224-235.
11. Sajhanova H. I. Informatizacija obshhe-stva kak odna iz zakonomernostej sovremennogo so-cial'nogo progressa // Mezhdunarodnyj zhurnal gumani-tarnyh i estestvennyh nauk. 2016. T. 1. No. 1. pp.195-198.
12. Saljutina T. Ju., Kuzovkov A. D. Analiz metodov i podhodovk izmereniju processov in-formatizacii i dvizhenija k informacionnomu ob-shhestvu (The analysis of methods and nogxogoBK to measurement of processes of informatization and the movement to information society), T-Comm: Telekom-munikacii i transport, 2016, T. 10, No. 6, pp. 52-57.
13. Kolosova O. Ju. Social'no-jekonomicheskie aspekty informatizacii ob-shhestva (Social and economic aspects of informatization of society), Sborniki kon-ferencij NIC Sociosfera, 2014, No. 1, pp. 7-11.
14. Kulikova E. A. Informatizacija obshhe-stva: ee sushhnost', protivorechivyj harakter i posledstvija (Informatization of society: its essence, contradictory character and consequences), Sborniki' konferencij NIC Sociosfer, 2016, No. 1, pp. 84-87.
15. Jackevich V. V. Osobennosti informatizacii v sovremennom informacionnom obshhestve (Features of informatization in modern information society), Uspehi sovremennoj nauki, 2016, T. 3, No. 5, pp. 35-37.
16. Shubin I. I. Vlijanie informatizacii obshhest-va na izmenenie struktury jekonomiki Rossijskoj Fed-eracii (Influence of informatization of society on change of structure of economy of the Russian Federation), Jekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issle-dovanija, 2016, No. 4 (12), pp. 46-50.
17. Chelmakina L. A., Pershina T. N. Informatizacija obshhestva v Rossii: osobennosti formiro-vanija i osnovnye pokazateli razvitija (Informatization of society in Russia: features of formation and main indicators of development), Kontentus, 2014, No. 4 (21), pp. 18-31.
18. Shatalov M. A. Obosnovanie adaptivnyh in-strumentov obespechenija ustojchivogo razvitija re-gional'nyh jekonomicheskih sistem (Justification of adaptive instruments of ensuring sustainable development of regional economic systems), Vestnik NGIJeI, 2017, No. 1 (68), pp. 75-83.
19. Aletdinova A. A., Koroleva N. S. Vlijanie in-formacionno-kommunikacionnyh tehnologij na ten-dencii postmodernistskogo stroja zhizni (Influence of information and communication technologies on tendencies of postmodern system of life), ITportal, 2016, No. 4 (12), [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://itportal.ru/science/tech/vliyanie-informatsionno-kommunikats/.
20. Aletdinova A. A. Sovershenstvovanie in-formacionnogo obespechenija innovacionnogo razvitija sel'skohozjajstvennyh organizacij (Improvement of information support of innovative development of agricultural organizations), Ajekonomika: jekonomika i sel'skoe hozjajstvo, 2016, No. 4 (12), [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://aeconomy.ru/science/ economy/sovershenstvovanie-informatsionnogo/.
Дата поступления статьи в редакцию 20.12.2016, принята к публикации 16. 01.2017.
08.00.05 УДК 338
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА
© 2017
Березина Екатерина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Вятский государственный университет, Киров (Россия)
Аннотация
Введение. В условиях жесткой конкуренции между территориями по привлечению инвесторов, населения и других групп потребителей встает вопрос о формировании эффективной маркетинговой стратегии развития стран, регионов и городов. Особую роль в определении стратегических направлений играет маркетинг территорий, как особый вид деятельности, направленный на формирование конкурентных преимуществ в интересах потребителей территории. Территориальным органам власти необходимо определять те виды деятельности, которые имеют стратегическую важность для развития территории.
Материалы и методы. В статье представлена краткая характеристика объекта исследования - Кировская область. Проведен социально-экономический анализ, по результатам которого определены сильные и слабые стороны области. На основе официальных статистических данных с использованием метода сравнения проведен сравнительный анализ регионов Приволжского федерального округа с целью выявления основных
конкурентов Кировской области. В качестве параметров сравнения рассмотрены экономические, социальные, демографические, географические и природные факторы. Представлена методика построения «портфельной» матрицы территории, позволяющая выявить основные виды деятельности, осуществляемые на территории, и определить стратегические направления развития территории.
Результаты. В результате исследования построена «портфельная» матрица Кировской области, которая позволила определить виды деятельности, на данный момент наиболее развитые на территории и приносящие наибольший доход, а также приоритетные направления развития региона.
Обсуждение. Особое внимание уделено видам деятельности, лежащим в основе маркетинговой стратегии повышения туристической и коммерческой притягательности региона.
Заключение. Результаты исследования могут быть использованы в разработке стратегии социально-экономического роста региона и повышения конкурентоспособности Кировской области на федеральном уровне.
Ключевые слова: валовой региональный продукт, виды деятельности, инвестиции, маркетинг территорий, матрица, отрасль, перспективы, показатели социально-экономического развития, пользователи ресурсов, «портфельная» стратегия, преимущества, регион, сравнительный анализ, стратегический маркетинг, территория.
Для цитирования: Березина Е. А. Формирование эффективной маркетинговой стратегии региона // Вестник НГИЭИ. 2017. № 4 (71). С. 100-108.
FORMING EFFICIENT MARKETING STRATEGY OF THE REGION
© 2017
Berezina Ekaterina Alexandrovna, candidate of economic Sciences, associate Professor in the Department of «Management and marketing»
Vyatka state University, Kirov (Russia)
Annotation
Introduction. In the face of fierce competition between territories to attract investors, the public and other groups of consumers raises the question of the formation of an effective marketing strategy for the development of countries, regions and cities. A special role in determining the strategic directions of plays Marketing areas as a special kind of activity, aimed at the formation of the competitive advantages of the territory in the interests of consumers. Territorial authorities need to determine those activities which have strategic importance for the development of the territory.
Materials and Methods. The article presents a brief description of the object of study - Kirov region. Spend sotsicially-economic analysis, the results of which identified the strengths and weaknesses of the area. Based on official statistics, using the method of comparison, a comparative analysis of the Volga Federal District in order to identify the main competitors of the Kirov-region. As a comparison, the parameters considered economic, social, demographic, geographical and environmental factors. The technique of building a «portfolio» of the matrix area, which allows to identify the main activities carried out in the territory, and to determine the strategic direction of development of the territory.
Results. The study is based «portfolio» matrix of the Kirov region, which allowed us to determine the activities which are currently the most developed on the site and bring the most revenue, as well as priority areas for development in the region. Particular attention is paid to the activities underlying the marketing strategy to increase tourist and commercial attraction in the region.
Discussion. Particular attention is paid to the activities underlying the marketing strategy to increase tourist and commercial attrac-tion in the region.
Conclusion. Results of the study can be used in the development of socio-economic ro-hundred of the region and increase the competitiveness of the Kirov region on the federal level.
Keywords: gross regional product, activities, investments, marketing, matrix, industry, prospects, indicators of socio-economic development, resource users, «portfolio» strategy that benefits the region, comparative analysis, strategic marketing, territory.
Введение
В результате накопления практического опыта регионов в использовании маркетинга в целях повышения туристической и инвестиционной при-
тягательности, появились возможности активного внедрения маркетинговой деятельности в области территориального управления [1]. На современном этапе между территориями возникает конкуренция
по поводу привлечения инвесторов, населения и других групп потребителей [2].
Панкрухин А. П. рассматривает маркетинг территорий, как особый вид деятельности, направленный на создание и использование конкурентных преимуществ территории в интересах как внутренних, так и внешних субъектов, в которых заинтересована территория. В качестве основного объекта внимания рассматривается территория в целом. Данный вид деятельности осуществляется как внутри, так и за пределами территории [18].
К задачам маркетинга территории относят:
- повышение конкурентоспособности региональных предприятий;
- четкое понимание гражданами региона своего проживания;
- привлечение в регион инвесторов и новых ресурсов;
- повышение уровня качества управленческой составляющей территории;
- улучшение инфраструктуры территории;
- повышение уровня известности и привлекательности территории;
- достижение баланса между ключевыми функциями территории: местом жительства, местом отдыха и местом хозяйствования [3; 15; 20].
С целью осуществления стратегического рыночного планирования территории необходимо создавать информационную систему, системы планирования, внедрения и контроля, которые будут способны приспосабливаться к изменяющейся среде и конструктивно реагировать на возникающие возможности и угрозы [12; 13].
Территориальные органы власти должны определять приоритетные направления развития региона и выбирать те виды деятельности, которые следует поддерживать и развивать в регионе. Кроме того, необходимо определять факторы, за счет которых возможно развитие региона, и разрабатывать мероприятия по обеспечению устойчивости имеющихся конкурентных преимуществ региона [8].
Материалы и методы
Кировская область является одной из крупнейших областей в Нечернозёмной зоне Российской Федерации. Кировская область является лидером по количеству соседей-областей. Область граничит с девятью регионами: на юге - с Татарстаном и Республикой Марий Эл, на западе - с Вологодской, Костромской и Нижегородской областями, на севере -с Архангельской областью и Республикой Коми, на востоке - с Пермским краем и Удмуртией [16].
На территории Кировской области ведущей отраслью в сельскохозяйственном производстве является животноводство молочно-мясного направления.
Кроме того, на территории области получило развитие машиностроение, пищевая, химическая промышленность. Особое место уделяется лесной и деревообрабатывающей промышленности, т. к. основой природно-ресурсного потенциала области является лес хвойных пород.
По уровню жизни Кировская область, по последним данным, находится на 55 месте среди всех регионов Российской Федерации, что связано с относительно низким показателем уровня дохода и плохой демографической ситуацией. Но, несмотря на это, Кировская область продолжает занимать лидирующие позиции не только в ПФО, но и в России по уровню развития малого бизнеса. Положительное влияние на данный показатель оказывают особая структура экономики региона и активная работа Правительства области по поддержке и развитию данного направления.
В результате проведенного анализа социальных и экономических показателей Кировской области были выявлены ее сильные и слабые характеристики.
Сильные стороны региона:
- выгодное географическое положение области;
- наличие в области железнодорожной развязки;
- высокий интеллектуальный потенциал;
- развитая социальная инфраструктура;
- низкий уровень преступности;
- положительная демографическая обстановка;
- высокий уровень развития торговых отношений;
- развитая пищевая и молочная отрасль.
Слабые стороны региона:
- низкий уровень дорожной инфраструктуры;
- отсутствие нефти и газа;
- плохая экологическая обстановка;
- суровые климатические условия;
- низкий уровень развития;
- высокий уровень безработицы [5].
По результатам исследований туристической привлекательности регионов России Кировская область занимает 64-е место среди 85 регионов России.
Все это свидетельствует о низкой активности территориальных органов власти в области разработки мероприятий по повышению туристической и инвестиционной привлекательности региона.
Любой регион представляет собой многопрофильную организацию, профилирующую по нескольким направлениям и осуществляющую свою деятельность на различных потребительских рынках.
Органам власти на различных территориальных уровнях необходимо проводить исследования с целью выявления тех видов деятельности, которые максимально важны региону не только сейчас, но и в будущем. «Портфельная» стратегия, разработанная в рамках территориального маркетинга, позволяет выбрать приоритетные направления деятельно-
сти, которые позволят повысить социально-экономического развитие региона [6].
«Портфельная» матрица территории позволяет определить успешные и эффективные сегодня виды деятельности, реализуемые на территории, а также спрогнозировать, какие виды деятельность можно рассматривать как будущее территории.
Наименее развитые виды деятельности, осуществляемые на территории сегодня Наиболее развитые виды деятельности, осуществляемые на территории сегодня
Виды деятельности, спрос на товары (услуги) которых растет высокими темпами «Знак вопроса» - виды деятельности, на которые следует направлять сегодня имеющиеся территориальные ресурсы «Звезда» - виды деятельности, спрос на продукцию которых сегодня и в ближайшем будущем будет расти высокими темпами
Виды деятельности, спрос на товары (услуги) которых растет низкими темпами «Собака» - виды деятельности, которые необходимо сохранить территории в виду их высокой социальной значимости и с целью поддержания имиджа «Дойная корова» - виды деятельности, которые на данный момент приносят наиболее высокий доход территории
Рисунок 1 - «Портфельная» матрица территории
Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ), адаптированная к маркетингу территорий, представлена на рисунке 1 [4].
В качестве стратегических хозяйственных единиц (СХЕ) в маркетинге территорий рассматриваются виды деятельности, осуществляемые на территории.
Этапы «портфельного» анализа: 1. Рассчитывается относительная доля рынка каждой СХЕ:
ОДР=
<2ф вк
(1)
где ОДР - относительная доля рынка СХЕ; Qф -объем ВРП анализируемой территории; Qk - объем ВРП наиболее опасной территории-конкурента.
К наиболее развитым видам деятельности на территории относятся те, у которых расчетный показатель ОДР> 1.
2. Рассчитывается темп прироста отрасли по каждой СХЕ:
(2)
ТПО =
го Л
вт.г. 1 --1
V
100%
У
где ТПО - темп прироста вида деятельности, %; Qт.г. - объем ВВП страны по видам деятельности в текущем году; Qп.г. - объем ВВП страны по видам деятельности в прошлом году.
К видам деятельности, спрос на товары (услуги) которых растет быстрыми темпами, относятся те, у которых расчетный показатель ТПО> 10 %.
3. Строится «портфельная» матрица территории.
4. Предлагаются направления стратегического развития каждой СХЕ, исходя из занятой в матрице позиции.
Одним из основных показателей, позволяющих оценить уровень социально-экономического развития территорий и провести сравнительный анализ, является валовой региональный продукт
[7; 19].
Валовой региональный продукт Кировской области в структуре ВВП Приволжского федерального округа составляет всего лишь 2,7 % и занимает 11 место по своему округу (рисунок 2), несмотря на то, что в динамике за 2009-2015 годы данный показатель Кировской области растет (рисунок 3) [11].
В качестве основных конкурентов рассматриваются как соседние территории, так и ряд отдаленных территорий, схожих с анализируемой территорией по некоторым показателям [21]. Учитывая интересы различных групп пользователей ресурсов территории, определяются показатели для проведения сравнительного анализа территорий (таблица 1)
[9].
В результате сравнительного анализа, выявлено, что Кировская область по рассматриваемым параметрам наиболее схожа с такими территориями, как Ульяновская область, Ивановская область и Пермская область. На территории Кировской области осуществляется множество видов деятельности.
Наибольший вклад в структуре ВРП области приходится на обрабатывающие производства и торговлю, а также ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
Таблица 1 - Сравнительный анализ Кировской области с другими регионами
Показатель Кировская область Нижегородская область Ульяновская область Ярославская область Пермская область Республика Коми Саратовская область Ивановская область
Площадь, км2 120 800 76 624 37 181 36 177 160 600 415 900 101 240 21 437
Численность населения, тыс. чел. 13 043,5 32 702,3 12 625,5 12 716,3 26 370,3 8 644,2 24 930,2 10 363,1
Средний уровень заработной платы, тыс. руб. 20,8 24,4 20,8 24,2 24,8 35,8 21,3 19,2
ВРП, млрд руб. 224,7 281 260,3 360,7 893,4 490,7 528,6 157,7
Уровень безработицы, % 6,7 0,57 0,56 1,4 6,26 6,4 5,2 2,1
Уровень преступности (на 100 тыс. чел) 1 011 1 974 907 776 1 970 2 353 1 639 1 274
Обеспеченность врачами (на 10 тыс. чел.) 40,3 38,9 32,6 54,1 46,8 38,8 42,0 48,4
Природные ресурсы Торф, фосфориты, древесина, стекольные пески, глина, строительный камень Торф, фосфориты, железная руда, суглинки, кварцевый песок, глина Нефть, мел, глина, диатомиты, карбонатное сырье Торф, пес- чано-гравийные материалы, строительный песок Нефть, газ, каменный уголь, минеральные соли, золото, алмазы, известняк Уголь, нефть, природный газ, бокситы, золото, алмазы Нефть, газ, уголь, известняк, гипс, строительный камень Глина, песок, торф, гипс, гравий, фосфориты
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
18,2
13,6
1,6 1,9
10,6
11,1
12,6 ш
4,8
2,6
2,7
3,2
6,1
1 и
РЧ «
ч ю
о <и Рч
ч «
«
«
ч
«
о ч а о
3
и н
Ю Ю
1 Е? Е?
2 5 5
-4 <и <и
Л Рч Рч
« 03
« ю ю ю ю ю ю к о о о о о о
ю ю
I Ёб
о о
<и <и
Рч Рч
Ю О
Еб £
£ ^
Рч ч
и и
о
и
о «
о
« Р4
И
О
Ч О
а о
и
<4
И о и
& я
и
о &
И
<и а О
и
о «
О
Й &
О
-а
н
о @
ю о
и
о «
о
и «
Л
300
250
200
150
100
50
250,3 251,3
208,5
195,3
22471 I
172,4 I 1
46'3 в!!
46,3 172,4
!
11112 11
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рисунок 2 - Структура ВВП Приволжского федерального округа
Рисунок 3 - Валовой региональный продукт Кировской области (в текущих основных ценах), млрд руб.
8
3
0
Таблица 2 - Исходные данные для «портфельного» анализа
№ СХЕ Вид деятельности Валовая добавленная стоимость по России (в текущих ценах, млрд рублей) ВРП Кировской области (в текущих ценах, млрд рублей) ВРП Ульяновской области (в текущих ценах, млрд рублей) ОДР ТПО, %
2014 2015
1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2 706,9 3 158,2 22,5 18,5 1,22 16,67
2 Рыболовство, рыбоводство 138,5 192,3 0 0 0,00 38,84
3 Добыча полезных ископаемых 6 161,5 7 066,1 0,9 8,2 0,11 14,68
4 Обрабатывающие производства 9 209,0 10 244,6 65,4 67,4 0,97 11,24
5 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1 951,1 2 019,4 9,4 11,8 0,80 3,50
6 Строительство 4 396,4 4 264,2 11,2 22,8 0,49 -3,01
7 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 10 887,4 11 430,0 34,5 40,4 0,85 4,98
8 Гостиницы и рестораны 617,8 652,6 4,1 2,3 1,78 5,63
9 Транспорт и связь 5 025,2 5 304,8 21 27,5 0,76 5,57
10 Финансовая деятельность 3 307,1 3 088,4 0,9 0,7 1,29 -6,61
11 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 11 440,0 12 555,7 21,2 24,5 0,87 9,75
12 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 5 776,0 5 869,6 24,8 23,7 1,05 1,62
13 Образование 1 860,9 1 878,1 11,9 13,1 0,91 0,92
14 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2 640,4 2 962,7 16,8 13,9 1,21 12,21
15 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1 098,6 1 181,1 5,7 4,2 1,36 7,51
16 Деятельность домашних хозяйств 436,1 496,9 0 0 - -
17 Итого 67 652,9 72 364,7 224,7 279,00 - -
Результаты
С целью разработки «портфельной» стратегии Кировской области в качестве стратегических хозяйственных единиц берем основные виды деятельности, осуществляемые в регионе. Для определения темпа роста спроса на товары (услуги) данных видов деятельности рассматривается показатель «валовая добавленная стоимость» в целом по России за два периода (таблица 2) [17]. Результаты расчета для построения «портфельной» матрицы Кировской области представлены в таблице 2.
Таким образом, региональным органам власти Кировской области особое внимание следует обратить на такие виды деятельности, как добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства. Именно на данные виды деятельности (товары, услуги) необходимо сегодня направить имеющиеся ограниченные ресурсы для достижения в будущем высоких региональных доходов.
В категорию «Звезда» попали следующие виды деятельности - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, а также здравоохранение и предоставление социальных услуг. На услуги здравоохранения и другие социальные услуги, а также
продукцию сельского и лесного хозяйства в Кировской области спрос сегодня и в ближайшем будущем будет расти высокими темпами.
На сегодняшний момент основной совокупный доход Кировской области приходится на сферу услуг. Максимально высокий доход область получает от осуществления финансовой деятельности, предоставления коммунальных, социальных и прочих услуг, а также от обеспечения военной безопасности.
Большое количество видов деятельности, осуществляемых в Кировской области, вносят не значительный вклад в совокупный доход территории, но их необходимо сохранить ввиду их высокой социальной значимости (образование, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, строительство).
Обсуждение
В рамках стратегического маркетинга особое значение уделяется вопросу о процессе образования «стоимости» территориальной единицы. Речь идет о капитализации региона, влияющей на оценку инвестиционной привлекательности территории [10].
Вид деятельности, наименее развитый на территории сегодня Вид деятельности, наиболее развитый на территории сегодня
Вид деятельности, спрос на товары (услуги) которого растет, высокими темпами Рыболовство, рыбоводство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Здравоохранение и предоставление социальных услуг
Вид деятельности, спрос на товары (услуги) которого растет низкими темпами Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Транспорт и связь Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Образование Гостиницы и рестораны Финансовая деятельность Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Рисунок 4 - «Портфельная» матрица Кировской области
Особенно важным это становится при инновационном развитии региона, поскольку фактор инноваций является и фактором оценки, и, в свою очередь, фактором, определяющим саморазвитие региона [14].
Так как наибольшее внимание в Кировской области следует уделять таким видам деятельности, как обрабатывающая промышленность, сельское и лесное хозяйство и здравоохранение и предоставление социальных услуг, рассмотрим инвестиционную активность области по данным направлениям (рисунок 5).
40 35 30 25 20 15 10 5 0
-1-1-1-1-1
2011 2012 2013 2014 2015 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Обрабатывающие производства
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
Рисунок 5 - Динамика долей инвестиций в основной капитал по видам деятельности в процентах
Доли инвестиций по обрабатывающим производствам и сельскому хозяйству в общей структуре инвестиций весьма существенны. При этом по инвестициям в обрабатывающие производства наблюдается динамика быстрого роста доли инвестиций в 2015 году по сравнению с 2011 годом. Инвестирование в сельское хозяйство и здравоохранение относительно стабильно в рассматриваемом периоде. Таким образом, территориальным органам власти Кировской области необходимо активизировать инвестирование в сельское и лесное хозяйство, а также здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Заключение
Таким образом, разработка «портфельной» стратегии в рамках маркетинга территорий позволила выбрать приоритетные виды деятельности для Кировской области, концентрация ресурсов в которых позволит получить максимально высокую отдачу для региона. Реализация данной «портфельной» стратегии является фундаментом экономического успеха Кировской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаларова Е. Г. Маркетинг как инструмент повышения туристической привлекательности территории // Молодой ученый. 2013. № 11. С.259-262.
2. Айба Б .Э. К вопросу о сущности маркетингового потенциала территории // Российское предпринимательство. 2012. № 24 (222). С. 108-112.
3. Барабанов А. С. Развитие территориального маркетинга в регионе // Российское предпринимательство. 2009. № 5. Вып. 2 (135). С. 168-174.
4. Березина Е. А. Адаптация матрицы бостонской консалтинговой группы в маркетинге территорий // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 26-27.
5. Березина Е. А. Разработка стратегии улучшения и развития Кировской области // №ика-Rastudent.ru. 2015. № 5 (17). С. 3.
6. Березина Е. А. Региональный маркетинг как фактор повышения эффективности экономики субъектов Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 8. С.75-79.
7. Бутов В. И., Игнатова В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. М., Ростов н/Д,
2006. 448 с.
8. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. М. : Омега-Л. 2004. 472 с.
9. Данилов И. П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология). М. : «Ка-нон+» РООИ «Реабилитация».
2007. 368 с.
10. Кузьменко Н. И., Райымбаев Ч. К. Значение маркетинга в различных сферах экономики в современных условиях хозяйствования // Синергия.
2016. № 5. С. 34-40.
11. Шаталов М. А., Болдырев В. Н., Суш-ков В. Н. Формирование региональной системы экономической безопасности // Территория науки.
2017. № 1. С. 151-155.
12. Комаров С. В. Маркетинг территорий и инновационное развитие региона [Электронный ресурс] // http://s-komarov.com/menedzhment-i-тагкей^/о8поупуе^ай
13. Котлер Ф., Рейн И., Хайдер Д., Метакс-ас Т. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2005. 382 с.
14. Мальцев В. А., Морозова Н. В., Шигиль-чева С. А. Управление развитием отраслей региона: учебник. Часть 1. Теоретические основы. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы. 2009. 326 с.
15. Маркетинг территорий: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. О. Н. Романенковой. М. : Издательство Юрайт. 2015. 262 с.
16. Безпалова А. Г. Информационное обеспечение маркетинговых решений в сфере консалтинга // ИТпортал. 2016. № 3 (11). [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://itportal.ru/science/tech/ informatsionnoe-obespechenie-market/.
1l. Чернопятенко Н. В., Митина Э. А. Роль маркировки в реализации органической продукции // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. 201б. № 4 (12). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://aeconomy.ru/science/economy/rol-markirovki -v-realizatsii-organi/.
1S. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. 2-е изд. СПб.: Питер. 2006. 416 с.
19. Sozinova A. A., Fokina O. V. Study of economic and technological factors influencing development of services market // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 7s. С. 31S-321.
20. Старцев Ю. Н. Территориальный маркетинг: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2004. S4 с.
21. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.т: ИН-ФРА-М. 2007. 312 с.
REFERENCES
1. Agalarova Ye. G. Marketing kak instrument povysheniya turisticheskoy privlekatelnosti territorii (Marketing as a tool to increase the tourist attractiveness of the territory), Molodoy uchenyy, 2013, No. 11, pp.259-2б2.
2. Ayba B. E. K voprosu o sushchnosti market-ingovogo potentsiala territorii. Rossiyskoe predprini-matelstvo (To the question about the essence of marketing potential of the territory), 2012, No. 24 (222), pp.10S-112.
3. Barabanov A. S. Razvitie territorialnogo marketinga v regione (Development of territorial marketing in region), Rossiyskoe predprinimatelstvo, 2009, No. 5, Vyp. 2 (135). pp. Ш-П4.
4. Berezina Ye. A. Adaptatsiya matritsy bos-tonskoy konsaltingovoy gruppy v marketinge territoriy (Adaptation matrix the Boston consulting group in the area marketing), Vestnik nauki i obrazovaniya, 2014, No. 2 (2), pp. 26-21.
5. Berezina Ye. A. Razrabotka strategii uluchsheniya i razvitiya Kirovskoy oblasti (Development of strategies for the improvement and development of the Kirov region), Nauka-Rastudent.ru, 2015, No. 5 (П), pp. 3.
6. Berezina Ye. A. Regionalnyy marketing kak faktor povysheniya effektivnosti ekonomiki subektov Rossiyskoy Federatsii (Regional marketing as a factor of increase of efficiency of economy of subjects of the Russian Federation), Ekonomika i upravlenie: prob-lemy, resheniya, 201б, T. 2, No. S. pp. 75-19.
l. Butov V. I., Ignatova V. G., Ketova N. P. Osnovy regionalnoy ekonomiki (The foundations of the
regional economy), Moscow, Rostov n/D, 2006, 448 pp.
8. Gaponenko A. L., Pankrukhin A. P. Strate-gicheskoe upravlenie (Strategic management), Moscow, Omega-L, 2004, 472 pp.
9. Danilov I. P. Konkurentosposobnost re-gionov Rossii (teoreticheskie osnovy i metodologiya) (The competitiveness of regions of Russia (theoretical bases and methodology), Moscow, «Kanon+»ROOI «Reabilitatsiya», 2007, 368 pp.
10. Kuz'menko N. I., Rajymbaev Ch. K. Znachenie marketinga v razlichnyh sferah jekonomiki v sovremennyh uslovijah hozjajstvovanija (Znacheniye of marketing in various spheres of economy in modern conditions of managing), Sinergija, 2016, No. 5, pp.34-40.
11. Shatalov M. A., Boldyrev V. N., Su-shkov V. N. Formirovanie regional'noj sistemy jekonomicheskoj bezopasnosti (Formation of regional system of economic security), Territorija nauki, 2017, No. 1, pp. 151-155.
12. Komarov S. V. Marketing territoriy i inno-vatsionnoe razvitie regiona (Territorial marketing and innovative development of the region), available at: http : //s -komarov.com/menedzhment-i -marketing/osnov nye-stati
13. Kotler F., Reyn I., Khayder D., Metaksas T. Marketing mest. Privlechenie investitsiy, predpriyatiy, zhite-ley i turistov v goroda, kommuny, regiony i strany Yevropy (Marketing places. Attracting investment, businesses, residents and tourists to cities, communes, regions and countries of Europe), Sankt-Peterburg, Stokgolmskaya shkola ekonomiki v Sankt-Peterburge, 2005, 382 pp.
14. Maltsev V. A., Morozova N. V., Shigilche-va S. A. Upravlenie razvitiem otrasley regiona (Manag-
ing the development of industries in the region), Nizh-niy Novgorod, Izd-vo Volgo-Vyatskoy akademii gos. sluzhby, 2GG9, 32б pp.
15. Marketing territoriy (Marketing of territories), pod obshch. red. O. N. Romanenkovoy, Moscow: Izdatelstvo Yur-ayt, 2G15, 2б2 pp.
16. Bezpalova A. G. Informacionnoe obes-pechenie marketingovyh reshenij v sfere konsaltinga (Information providing marketing decisions in the sphere of consulting), ITportal, 2G16, No. 3 (11), [Jel-ektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://itportal.ru/ science/tech/informatsionnoe-obespechenie-market/.
17. Chernopjatenko N. V., Mitina Je. A. Rol' markirovki v realizacii organicheskoj produk-cii (Rol of marking in realization of organic production), Ajekonomika: jekonomika i sel'skoe hozjajstvo, 2G16, No. 4 (12), [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://aeconomy.ru/science/economy/rol-markirovki-v-realizatsii-organi/
1S. Pankrukhin A. P..Marketing territoriy (Marketing of territories), 2-e izd, Sankt-Peterburg: Piter, 2GG6, 41б pp.
19. Sozinova A. A., Fokina O. V. Study of economic and technological factors influencing development of services market, Life Science Journal, 2G14, T. 11, No. 7s. pp. 31S-321.
2G. Startsev Yu. N. Territorialnyy marketing (Territorial marketing), Chelyabinsk, Izd-vo Tatyany Lure, 2GG4, S4 pp.
21. 21. Fatkhutdinov R.A. Konkurentosposob-nost: ekonomika, strategiya, upravlenie (Competitiveness: Economics, strategy, management), Moscow, IN-FRA-M, 2GG7, 312 pp.
Дата поступления статьи в редакцию 23.12.2G16, принята к публикации 31.G1.2G17.
_08.00.10 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ_
08.00.10 УДК 336.66
ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЗИНГА КАК МЕТОДА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В АПК
© 2017
Валерианов Андрей Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Корнилова Людмила Михайловна, кандидат экономических наук, проректор по учебной и методической работе Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Чебоксары (Россия)
Аннотация
Введение. В данной статье авторы провели исследование особенностей и перспектив агролизинга как метода финансирования инвестиций в сельское хозяйство. Лизинг содействует росту обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимой техникой, сокращению периода окупаемости инвестиционных затрат, снижает влияние сезонности сельского хозяйства на скорость обновления основных фондов.