Научная статья на тему 'Формирование эффективного взаимодействия между субъектами системы венчурного инвестирования в Республике Татарстан'

Формирование эффективного взаимодействия между субъектами системы венчурного инвестирования в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климчак А. О.

Статья посвящена проблемам развития системы венчурного инвестирования в Республике Татарстан. В статье рассматривается текущая структура субъектов региональной системы венчурного инвестирования в Республике Татарстан, проведен анализ их функционирования, выявлены проблемы, с которыми сталкиваются данные субъекты и предложены пути выхода из сложившихся проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективного взаимодействия между субъектами системы венчурного инвестирования в Республике Татарстан»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ СИСТЕМЫ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

А.О. КЛИМЧАК Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

Наличие эффективных схем венчурного инвестирования сегодня является одним из главных условий развития инновационного производства на территории Республики Татарстан.

Для примера, инновационные проекты в США и Западной Европе уже несколько десятилетий в значительной степени финансируются из средств венчурных фондов. Через венчурное финансирование прошли многие ныне всемирно известные компании. Достаточно назвать такие фирмы, как «Cisco Systems», «Apple Computers», «Intel», «Compaq», «Sun Microsystems» и т. д. В США и Западной Европе такие вложения ежегодно составляют многие десятки миллиардов долларов.

Необходимость перевода экономики Республики Татарстан на инновационный путь развития ставит задачи по организации конкретных форм венчурного финансирования внедрения научных разработок в производство.

По нашему мнению, наступило время предпринять совместные усилия научно-исследовательских коллективов, бизнеса и государства по формированию ряда венчурных фондов для финансирования инновационных проектов, в которых реализуются новые технологии, созданные на основе научных разработок.

На данный момент ситуация на рынке венчурного инвестирования Республики Татарстан сложилась таким образом, что большинство крупных венчурных инвесторов представлено государственными структурами.

Схема субъектов венчурного инвестирования представлена на рис. 1.

Из основных инвесторов можно выделить «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарс-

тан», закрытый паевой инвестиционный фонд венчурного инвестирования (ЗПИФВИ) «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан» под управлением управляющей компании (УК) «Тройка Диалог» и ЗПИФВИ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высоких технологий)» под управлением УК «Ак Барс Капитал».

Пока основная доля венчурных инвестиций приходится на образованный за счет бюджетных средств «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан».

Мы считаем, и опыт зарубежных стран это доказывает, что такое положение вещей не вполне соответствует смыслу венчурного инвестирования, где государство не должно играть главной роли.

Сегодня все больший акцент в венчурном инвестировании должен быть сделан в сторону государственно-частного партнерства, с упором именно на частные инвестиции.

В свою очередь «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан» под управлением УК «Тройка Диалог» образован на 50 % на средства федерального и республиканского бюджетов, а остальные 50 % составляют частные инвестиции. Здесь наблюдается государственно-частное партнерство и это, несомненно, огромный плюс. Но данный фонд, равно, как и аналогичный фонд под управлением УК «Ак Барс Капитал», основан на такой юридической форме, как закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ).

Но, на наш взгляд, венчурные фонды, основанные на ЗПИФ, не являются достаточно эффектив-

Агенство по развитию предпринимательства Республики Татарстан

Кредитование малых предприятий

Фонды, научные и благотворительные организации по поддержке инновационной деятельности

Центр производственной субконтрактации

Содействие инновациям

Конкурсы научных проектов и грантов

Конкурсы по поддержке инновационной деятельности

Объекты венчурного

инвестирования Республики Татарстан

Агентство по государственному заказу Республики Татарстан

Размещение государственного заказа Конкурсы Аукционы

Программа «Старт»

Рис. 1. Схема субъектов венчурного инвестирования в Республике Татарстан

ными при осуществлении инвестиции на ранних этапах развития инновационных компаний и не соответствуют самой природе венчурного инвестирования.

В той связи, как вариант выхода из сложившейся проблемы, и развития системы венчурного инвестирования с упором на государственно-частное партнерство в Республике Татарстан, мы бы хотели предложить создать «Венчурный фонд развития инновационных компаний Республики Татарстан».

Основными отличительными особенностями вновь создаваемого фонда должны стать, во-первых, государственно-частное партнерство при его создании, с большим упором именно на частные венчурные инвестиции, а, во-вторых, данный фонд должен быть сформирован на такой организационно-правовой форме, как договор простого товарищества (ДПТ).

На наш взгляд, такая правовая форма венчурного фонда, как ДПТ, на сегодняшний день, должна обеспечить эффективное функционирование всех субъектов системы венчурного инвестирования в Республике Татарстан.

При формировании венчурного фонда, основанного на ЗПИФ, изначально формируется непосредственно сам фонд из средств федерального и регионального бюджетов и средств частных

инвесторов РТ в определенной пропорции. Это занимает 3—6 мес.

Когда фонд сформирован, средства фонда переходят в доверительное управление УК, выбранной по конкурсу. Данная УК вкладывает деньги инвесторов в уставный капитал зарегистрированных фирм (ЗАО, ООО), созданных под конкретный инновационный проект предприятий малого и среднего бизнеса, в обмен на паи венчурного фонда.

Также управляющая компания обеспечивает функционирование паевых инвестиционных фондов (бухучет, отчетность и т. д.), аккумулирует вокруг себя «инфраструктурные компании», услуги которых могут понадобиться при реализации бизнес-проектов (юридические, консалтинговые, аудиторские, кадровые и т. д.).

Таким образом, каждый венчурный инвестор вкладывает свои средства в ЗПИФы венчурного фонда с целью дальнейшей их продажи новым собственникам, либо УК, но только после окончания срока функционирования фонда.

Предполагается, что за время функционирования фонда стоимость паев инвесторов возрастет и, продав свои паи, инвесторы получат прибыль.

В качестве примера такого фонда, который уже существует в Татарстане, можно рассмотреть

работу «Регионального венчурного фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан» под управлением УК «Тройка Диалог».

Данный фонд был сформирован 18.12.2006, его размер составил 800 млн руб., из которых 400 млн руб. были предоставлены федеральным и республиканским бюджетом, а остальные 400 млн руб. были получены от частных инвесторов. Всего было сформировано 800 паев, стоимостью 1 млн руб. каждый. Фонд создан на 7 лет.

Так как фонд функционирует всего лишь один год, пока трудно сделать выводы о его эффективности.

В табл. 1 предоставлена динамика стоимости чистых активов фонда и стоимости пая.

Как видно, за период в почти один год стоимость пая изменилась несущественно, примерно на 34 000 руб., что является весьма скромным показателем и не превышает 4 % годовых прироста от первоначальной стоимости пая. То же самое можно сказать и о стоимости чистых активов фонда.

Данная тенденция объясняется, на наш взгляд, долгосрочностью инвестирования в венчурные компании, ощутимую прибыль от которых необходимо ожидать через 5—7 лет.

Мы считаем, что субъекты системы венчурного инвестирования будут работать более эффективно, при организационно-правовой форме венчурного фонда как простого товарищества.

Договор простого товарищества как форма создания венчурного фонда сейчас наиболее активно обсуждается российскими аналитиками.

При этом в качестве примера приводится опыт англо-американской компании «Limited Partnership»

(что означает «ограниченное партнерство»). Эквивалентная ей форма используется и в других юрисдик-циях, в том числе в континентальной Европе.

В рамках «Limited Partnership» все участники подразделяются на ограниченных (отвечающих по обязательствам партнерства лишь в пределах своих вкладов) и генеральных (отвечающих по обязательствам всем своим имуществом и принимающих основные управленческие решения).

Налоги платят лишь участники, а не партнерство на уровне юридического лица. Это позволяет избежать «двойного налогообложения», столь важного для инвестиционных механизмов в целом, в том числе и для венчурных фондов.

Для «Limited Partnership» характерны малый уровень издержек и отчетности, возможность заключения гибких и сложных контрактов между инвесторами и управляющей компанией.

Таким образом, мировой приоритет организационно-правовой формы для венчурного фонда, отрабатывавшийся на протяжении нескольких десятилетий, уже существует.

Следует отметить, что и региональная венчурная программа Великобритании, и венчурная система Израиля основаны на «Limited Partnership» как юридической форме организации венчурного фонда.

По мнению израильских экспертов, принятие за основу именно этой формы стало одной из базовых компонент их успеха (к 2004 г. в экономику Израиля поступило около 9 млрд долл. США венчурных инвестиций).

Гражданский кодекс дает простым товариществам такие важные для венчурного инвестирования

Таблица 1

Динамика основных показателей «Регионального венчурного фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан»

Дата Стоимость чистых активов фонда Стоимость пая

Всего, руб. Изменение за месяц, % Всего, руб. Изменение за месяц, %

30.11.2007 826 970 126,00 0,23 1 033 712,66 0,23

31.10.2007 825 110 517,98 0,63 1 031 388,15 0,63

28.09.2007 819 904 470,49 0,40 1 024 880,59 0,40

31.08.2007 816 605 289,79 -0,17 1 020 756,61 -0,17

31.07.2007 818 030 645,79 0,20 1 022 538,31 0,20

29.06.2007 816 384 950,91 0,06 1 020 481,19 0,06

31.05.2007 815 902 148,35 0,94 1 019 877,69 0,94

28.04.2007 808 343 001,15 0,54 1 010 428,75 0,54

30.03.2007 804 021 052,94 0,55 1 005 026,32 0,55

28.02.2007 799 652 404,43 0,49 999 565,51 0,49

31.01.2007 795 724 958,86 -0,47 994 656,20 -0,47

29.12.2006 799 515 570,22 999 394,46

Источник: Официальный сайт УК «Тройка Диалог»: http://www. troika. ru.

Таблица 2

Сравнение организационно-правовых форм потенциального венчурного фонда

Критерий сравнения ЗПИФВИ ДПТ

Отсутствие двойного налогообложения + +

Ограниченная ответственность + -

Принцип commitments - +

Возможность организации Инвестиционного комитета - +

Возможность смены управляющей компании - +

Малый объем издержек - +

Конфиденциальность информации по проектам Низкая Высокая

Отсутствие регуляции с третьей стороны, только со стороны инвестора - +

Малый объем отчетности - +

Свобода в выборе объектов и форм инвестиций Ограничена (депозитарии) +

Отсутствие требований на собственный капитал - +

Издержки До 10 % До 3 %

преимущества, как выбор методов оценки имущества и вкладов по договору между участниками, возможность постоянного внутреннего контроля за деятельностью фонда со стороны инвесторов, возможность вложения по принципу «commmtments» («коминтменс») \ отсутствие «двойного налогообложения».

Имеющиеся недостатки договора простого товарищества в случае венчурного фонда — солидарная ответственность участников по обязательствам (что принципиально отличает договор простого товарищества от формы «Лимитед Партнершип»), возможность досрочного выхода партнера из соглашения, распад партнерства в случае банкротства одного из участников — не являются препятствием к его деятельности и могут быть легко устранены посредством заключения договоров между участниками.

Еще одним аргументом в пользу данной формы является то, что в России уже действуют фонды в виде простых товариществ.

Например, как простое товарищество структурирован венчурный фонд корпорации «Аэрокосмическое оборудование», созданный с участием фонда фондов — Венчурного инвестиционного фонда.

Попробуем сравнить эти две организационно-правовые формы.

Договор простого товарищества не является юридическим лицом и не подвержен двойному налогообложению. На наш взгляд, этот плюс ДПТ является весомым для потенциальных инвесторов.

Касательно такого критерия сравнения двух организационных форм венчурного фонда, как

1 Принцип, основанный на обязательствах предоставить фонду средства в заранее обговоренных объемах лишь в тот момент, когда они будут нужны для инвестирования, а не сразу при формировании фонда.

ограниченная ответственность инвесторов, необходимо отметить следующее: в рамках ЗПИФВИ инвесторы отвечают по обязательствам фонда в рамках стоимости своих паев, а в договоре простого товарищества предусмотрена солидарная ответственность инвесторов по общим обязательствам венчурного фонда независимо от оснований их возникновения. Но здесь нужно понимать, что сущность инвестиционной деятельности не предполагает нанесения ущерба инновационным компаниям — получателям венчурных инвестиций. Здесь есть риск несостоятельности инновационного проекта, присущий венчурному инвестированию, к которому венчурные инвесторы должны быть готовы и которые свойственны также паевым фондам.

Следующий критерий сравнения — использование принципа «commitments», означающий, что инвестор вкладывает средства в фонд в тот момент, когда они необходимы для инвестирования в конкретную инновационную компанию. Данный принцип имеет место только при ДПТ.

В случае с паевыми фондами инвесторы вносят средства сразу, покупая при этом паи фонда, с надеждой, что стоимость акций инновационных компаний, в которые вкладывает средства инвесторов УК, начнет расти, и они получат прибыль.

Возможность организации инвестиционного комитета отсутствует в паевых венчурных фондах по следующим причинам:

• необходимо письменное требование для созыва общего собрания владельцев инвестиционных паев (которых может быть довольно много);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• собрание для принятия решения о передаче доверительного управления другой УК созывается специальным депозитарием;

• сообщение о созыве собрания должно быть

направлено депозитарию, аудитору и федеральному органу по рынку ценных бумаг. В то же время, в рамках договора простого товарищества есть возможность организации инвестиционного комитета, создания и функционирования УК в соответствии с пожеланиями товарищей.

Далее, в рамках паевого фонда невозможно поменять УК до момента, когда фонд перестанет функционировать, тогда как при простом товариществе есть такая возможность, при согласовании такого решения товарищей друг с другом.

Говоря об объемах издержек, необходимо отметить, что УК ЗПИФВИ контролируется депозитарием, регистратором, оценщиком, аудитором.

Суммарные затраты на депозитария, регистратора, оценщика, аудитора могут составлять до 7 % ежегодно от капитализации венчурного фонда.

При договоре простого товарищества внешние затраты идут на комиссионное вознаграждение управляющей компании. Такие затраты не превышают 3 % от капитализации венчурного фонда.

Конфиденциальность информации по проектам намного выше при договоре простого товарищества, так как число товарищей, как правило, намного меньше, чем пайщиков. Кроме того, информация о паевых фондах почти всегда распространяется в сети Интернет, а значит, становится доступной широкому кругу людей.

В случае с венчурным инвестированием, когда предполагается создание уникального по своим свойствам продукта, многие инвесторы не желают распространять информацию о своем бизнесе. Такое возможно лишь при договоре простого товарищества.

Как уже было сказано, деятельность паевых фондов, помимо самих инвесторов регулируется депозитарием, регистратором, оценщиком, аудитором. При этом основными, на наш взгляд, недостатками здесь является то, что, во-первых, оценка имущества ЗПИФВИ производится независимым оценщиком, т. е., затруднено применение «венчурного» метода оценки, который может базироваться на оценке перспективности вложения средств в ту или иную компанию, основываясь на личном опыте, деловых связях или даже интуиции. А, во-вторых, процесс инвестирования ЗПИФВИ требует согласования с депозитарием, что, естественно, не устроит большее число частных венчурных инвесторов.

В свою очередь, при договоре простого товарищества не существует никакой жесткой регуляции со стороны третьих лиц, вопрос по процессу инвестирования решается на инвестиционном комитете.

Управляющая компания ЗПИФВИ обязана предоставлять в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР):

• баланс имущества, отчет о приросте имущества, справку о стоимости активов, справку о стоимости чистых активов — ежемесячно;

• бухгалтерскую отчетность УК, отчет о владельцах паев — ежеквартально;

• годовую отчетность УК, заключение аудитора, отчет о вознаграждении УК и расходах — ежегодно.

Таким образом, можно сделать вывод, что отчетность ЗПИФВИ обременительна и не соответствует природе венчурного капитала (долгосрочные инвестиции, свобода в принятии решений, конфиденциальность и т. д.).

На основании изложенного мы считаем, что договор простого товарищества является более рациональной, удобной и экономически выгодной организационно-правовой формой для создания венчурного фонда развития автомобильного кластера на территории Республики Татарстан.

По большинству критериев оценки договор простого товарищества выигрывает по сравнению в паевыми фондами.

На наш взгляд, очень важно отметить, что система паевых фондов аналогична системе фондов прямых инвестиций.

Дело в том, что основной целью классической венчурной схемы инвестирования в республике должен стать рост инвестиционной привлекательности сектора «высокий доход — высокий риск», к которому и относится подавляющее число инновационных разработок малых инновационных компаний.

Если же приоритетом фондов становится гарантированное обеспечение продекларированной доходности при более умеренных объемах прибыли, то инвестиции делаются преимущественно в более зрелые компании, находящиеся на стадии расширения и имеющие сложившиеся рынки, как правило, в уже развитых отраслях.

Такие инвестиции называются «private equity» («прямое инвестирование»), и задачу превращения инновационных идей в экономически прибыльные проекты они не решают.

В отличие от венчурных фондов, индустрия «private equity» в России уже развита достаточно неплохо, в стране действуют несколько десятков крупных фондов, как отечественных, так и иностранных.

Основными объектами вложений являются потребительский рынок, телекоммуникации,

связь (с опорой на импортные технологические решения).

Таким образом, для технологического рывка требуется четкое разграничение венчурных и прямых частных инвестиций и направленность государственно-частного партнерства именно на венчур.

К сожалению, пока паевые фонды ориентированы, скорее, на сектор «private equity».

Для организационно-правовой формы закрытого паевого фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций характерна очень высокая степень регламентации со стороны ФСФР и высокие требования по собственному капиталу УК, а инвесторы практически не могут влиять на выбор объектов вложений.

Предусмотрен большой объем отчетности и дополнительный контроль за объектами инвестиций со стороны спецдепозитария, регистратора и оценщика.

Внешний контроль за инвестициями при затрудненности его осуществления со стороны самих инвесторов приемлем лишь для прямых частных инвестиций в уже сложившиеся компании, где приоритетом является гарантированная доходность инвесторов по всем проектам, а не нахождение одного-двух «звездных» стартапов, которые и принесут сотни процентов прибыли, более чем достаточных для самоокупаемости фонда.

Требования к УК в рамках конкурса еще раз подтверждают обозначенную направленность паевых фондов на сектор «private equity».

Согласно условиям конкурса, российские УК получают шансы на управление венчурным фондом, лишь, если продолжительность их деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами на дату подачи заявки в конкурсе составляет не менее 2 лет; активы под их доверительным управлением в течение 2005 г. составляли не менее 0,5-1 млрд руб.; собственный капитал по состоянию на 1 января 2006 г. составлял не менее 30 млн руб.

Кроме того, обязательным требованием является наличие в управлении в 2005 г. активов не менее 3 паевых инвестиционных фондов и не менее чем 3-летнего стажа работы руководителей УК в этом качестве и/или на рынке ценных бумаг.

Для иностранных участников конкурса предполагается наличие опыта работы на российском рынке прямого и венчурного инвестирования и продолжительность деятельности по управлению

фондами прямых и венчурных инвестиций не менее 5 лет.

Требования, налагаемые на российские УК, создают ситуацию, когда победителями конкурса могут стать лишь крупные компании, пришедшие из «private equity» или других инвестиционных сегментов, не связанных с наукоемким предпринимательством, и, по сути, отсекают именно те коллективы, для которых основным приоритетом стала коммерциализация технологий в российских условиях.

Последние не имеют опыта управления ЗПИФ при наличии огромной квалификации именно в превращении научной идеи в коммерческий продукт в рамках «неформального» венчурного проекта, т. е. без официальной регистрации фонда.

А основным фактором успеха венчурных фондов является именно «совместная жизнь инвестора с проектом», т. е. непосредственное участие в процессе развития компании на ранней стадии и помощь в организации бизнеса. Эффективность УК, пришедших из других секторов, в этом качестве вызывает сомнения.

Таким образом, в существующей программе государственно-частного партнерства должен быть сделан дополнительный фокус именно на венчур.

Во-первых, предпочтителен выбор другой организационно-правовой формы для регистрации фонда, а именно - ДПТ.

Во-вторых, требования к управляющим компаниям должны допускать к управлению государственно-частными фондами и российские команды менеджеров, приходящих не только из инвестиционной индустрии, но и непосредственно из бизнеса в научно-технической сфере.

В результате, на наш взгляд, в современных экономических условиях, наиболее оптимальной формой создания регионального венчурного фонда с государственным участием является договор простого товарищества.

В структуре данного фонда, применительно к Республике Татарстан, мы выделяем трех участников:

• государство - «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» (ИВТ РТ), Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан (АРП РТ), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (АГЗ РТ) - и т. п.;

• частные инвесторы («бизнес-ангелы»);

• управляющая компания.

Структура субъектов системы венчурного инвестирования, основанная на договоре простого товарищества, представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема работы венчурного фонда, основанного на договоре простого товарищества

Государство (ИВФ РТ, АРПРТ, АГЗ РТ и т. п.)

Мониторинг и отбор проектов

Принятие инвестиционного решения

Подготовка документации, реализация и сопровождение проекта

Ведение бухгалтерии, налоговое администрирование общей деятельности

Ведение дел товарищей

Собственно фондом в предлагаемой нами концепции выступает совокупность инвестиционных средств и иное имущество участников ДПТ.

Таким образом, мы предлагаем учредить компанию ОАО «Государственные венчурные инвестиции Республики Татарстан» со 100 %-ным государственным участием.

Здесь аккумулируются средства, выделенные для целей венчурного инвестирования в малый бизнес, государственными структурами Республики Татарстан в лице Кабинета министров, Министерства экономики и промышленности, Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан, Агентства по развитию предпринимательства, Агентства по госзаказу Республики Татарстан и т. п.

Данная компания будет выступать участником ДПТ, являясь своеобразным посредником между государственными структурами и венчурным фондом.

Другим ключевым субъектом договора простого товарищества является профессиональная УК, поскольку, как показывает отечественная практика, вложения в инновационные компании не служит профильным видом деятельности для многих частных инвесторов.

Кроме того, осуществление венчурных инвестиций в силу значительной степени риска и неопределенности требует высококвалифицированного подхода.

По этим причинам ведение общих дел товарищей, и прежде всего деятельность по поиску, отбору, реализации и контролю за инновационными проектами, целесообразно доверить профессиональной УК.

Управляющая компания должна обладать разработанными и апробированными методиками отбора инновационных проектов, необходимым

составом экспертов, могла бы предложить весь комплекс управленческих услуг по развитию и сопровождению бизнеса, вплоть до реализации интересов инвесторов, а также варианты стратегического сотрудничества.

Отметим, что непосредственно сами инвесторы должны иметь право влиять на принятие решений по венчурному инвестированию в те или иные инновационные компании.

Для этих целей мы предлагаем создать инвестиционный комитет, куда войдут несколько представителей от частных инвесторов и государства.

В данном случае только инвестиционный комитет принимает окончательное решение о вложении средств, и, следовательно, все участники товарищества через своих представителей смогут определять объекты инвестиций.

Далее профессиональная УК, используя свой кадровый потенциал, на основе разработанных технологий и определенных инвестиционным комитетом условий инвестирования от имени товарищей осуществляет комплексное сопровождение инновационного проекта.

Как правило, это означает заключение инвестиционного договора, приобретение доли в капитале новой компании или реализацию другой формы стратегического сотрудничества, патентные и иные правовые процедуры, мероприятия производственной, технологической и кадровой политики инвестируемой компании и т. д.

На управляющую компанию также возлагается обязанность формирования отчетных документов для всех участников договора, для того чтобы своевременно и в полном объеме информировать их о ходе инвестиционного процесса и сообщать о развитии инновационной компании.

Перечень таких отчетных документов, а также их типовые формы утверждаются и прикладываются к ДПТ; там же определяются периодичность и каналы доставки отчетных данных.

Одной из важных функций, которая отведена в предлагаемой схеме участнику, ведущему общие дела товарищества, является ведение бухгалтерского учета и налоговое администрирование совместной деятельности товарищей.

Ситуация в области налогового администрирования с точки зрения осуществления функций налогоплательщика различна по отношению к различным налогам. Однозначно можно определить, что само простое товарищество как таковое не является налогоплательщиком, так как не представляет собой юридическое лицо. Вместе с тем

участие в договоре не освобождает его участников от уплаты налогов в процессе и по результатам совместной деятельности.

Рассмотрим взаимодействие участников венчурного фонда по предлагаемой схеме.

Основную роль в организации и управлении венчурным фондом играет УК—участник договора, которому от имени остальных товарищей поручается ведение совместных дел.

Совместными в данном случае следует рассматривать дела по осуществлению инвестиций (заключение договоров, приобретение долей капитала и т. д.), а также по управлению ими (консультационное и организационное сопровождение инвестируемой компании).

Государственная коммерческая компания и частные инвесторы присоединяются к ДПТ на условиях, которые в нем определены. При этом параметры договора будут предварительно согласовываться с потенциальными участниками товарищества.

В соответствии с условиями договора участники товарищества вносят свои вклады в виде принадлежащего им имущества (денежных средств), либо в иной форме, в том числе нематериальных активов, оценка которых достигается путем соглашения сторон.

Сформированный таким образом складочный капитал в объеме внесенного имущества учитывается участником товарищества, который в соответствии с договором ведет дела товарищества на отдельном балансе.

В приложении к договору участники товарищества разрабатывают и утверждают инвестиционную декларацию, где определяют принципы инвестиций, приоритетные направления вложений и форм стратегического сотрудничества с инновационными компаниями.

Все участники товарищества участвуют в разработке регламента приема заявок и отбора проектов.

Управляющая компания осуществляет поиск, мониторинг и профессиональную экспертную оценку инновационных проектов, сопоставляет предложение с запросами потенциальных инвесторов на инновации, проводит всесторонний анализ содержательной части проекта и плана его реализации, компетенции инициаторов проекта и т. д.

В нашем случае УК должна тесно сотрудничать с отделом инновационных предложений «Единого центра по инновациям и трансферту технологий Республики Татарстан» (при Академии наук Рес-

публики Татарстан), где содержится информация о планируемых инновационных проектах в Республике Татарстан и готовых инновационных разработках, требующих дальнейших инвестиций.

Если проект прошел все этапы предварительного отбора и анализа, он выносится на Инвестиционный комитет фонда. В соответствии с регламентом этого коллегиального органа автор или инициатор инновационного проекта устраивает его презентацию, давая разъяснения всем заинтересованным лицам. В результате по итогам заседания Инвестиционного комитета формируется позиция инвесторов в отношении всех представленных проектов и принимается решение о параметрах возможного сотрудничества. В случае если положительную оценку проекту дают лишь несколько (меньшинство) инвесторов и экспертов, а совместное решение не принято, участники договора, высказавшиеся за инвестиции в проект, имеют право рассматривать эту возможность в рамках собственной деятельности, но не в формате совместных дел товарищества.

В ситуации, когда решение принято и параметры инвестиций определены, региональный венчурный фонд начинает формализацию отношений с инновационной компанией, если таковая создана, либо приступает к ее созданию на определенных ранее условиях участия и выхода товарищей из проекта. Сотрудничество с инновационным бизнесом может строиться в рамках действующего законодательства в форме:

• приобретения доли в уставном капитале существующей компании;

• заключения договоров инвестирования, займа и т. п.;

• соглашения о консультационном сопровождении развития компании, участии представителей товарищества в управлении компании и т. д.

Важно определить стратегические принципы взаимодействия участников с точки зрения инициации, планирования, организации и контроля за венчурной деятельностью. Так, принципы инвестиционной политики определяются исходя из выявленных отраслевых приоритетов и иных особенностей, учет которых осуществляется в

инвестиционной декларации, неотъемлемой части договора простого товарищества. Декларация определяет наиболее желательные типы объектов инвестиций, размер вложений в отдельный проект, максимальное число проектов в инвестиционном портфеле, перечень рисков, которые могут проявиться в ходе инвестиционного процесса.

Инвестиционная политика подлежит изменениям только по общему решению всех товарищей. Формирование приоритетов фонда, исходя из интересов одного участника, запрещается, если иное не установлено соглашением и не отражено в инвестиционной декларации.

Таким образом, деятельность по поиску и отбору инвестиционных проектов, подготовке соответствующей документации и другие функции, связанные с обоснованием инвестиционного решения и последующим управлением инновационной компанией, осуществляет профессиональная УК. Участники простого товарищества принимают инвестиционные решения как члены Инвестиционного комитета. Они также имеют право в режиме запросов и консультаций получать оперативную информацию о состоянии инвестиционного портфеля, а в установленном порядке — периодические отчеты о деятельности фонда в целом.

Таким образом, мы показали, что ДПТ является более удобной организационно-правовой формой венчурного фонда, чем ЗПИФВИ. Мы считаем, что формирование субъектов системы венчурного инвестирования должно происходить на основе ДПТ с упором на государственно-частное партнерство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Венчурное финансирование инновационных проектов. - М.: АНХ, 1999.

2. Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. № 7.

3. Каржаув А. Т., Фоломьев А. Н. Национальная система венчурного инвестирования. - М.: Издательство Экономика, 2006.

4. Проект Концепции развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.