Научная статья на тему 'Формирование эффективного механизма по передаче бизнес-процессов промышленного предприятия на аутсорсинг'

Формирование эффективного механизма по передаче бизнес-процессов промышленного предприятия на аутсорсинг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS PROCESS / СУБЪЕКТЫ АУТСОРСИНГА / SUBJECTS OF OUTSOURCING / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / ORGANIZATION MANAGEMENT / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INDUSTRIAL ENTERPRISE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE / ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ / PRODUCTION / АУТСОРСЕР / OUTSOURCER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долбина Сталина Анатольевна

В статье рассматриваются особенности формирования эффективного механизма взаимодействия между заказчиком и исполнителем при передаче бизнес-процессов промышленного предприятия на аутсорсинг. Обоснована последовательность построения и развития отношений субъектов аутсорсинга и разработан алгоритм управления этими взаимоотношениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming an Effective Mechanism When Transferring Business Processes of a Industrial Enterprise to Outsourcers

The article examines features of forming an effective mechanism of interaction between the customer and the outsourcer when transferring business processes of industrial enterprise to the latter. The author justifies the sequence of building and developing the relations between the outsourcing subjects. She also develops an algorithm for controlling these relationships

Текст научной работы на тему «Формирование эффективного механизма по передаче бизнес-процессов промышленного предприятия на аутсорсинг»

алгоритм управления отношениями с аутсорсерами

формирование эффективного механизма при передаче бизнес-процессов

промышленного предприятия на аутсорсинг

__Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования эффективного механизма взаимодействия между заказчиком и исполнителем при передаче бизнес-процессов промышленного предприятия на аутсорсинг. Обоснована последовательность построения и развития отношений субъектов аутсорсинга и разработан алгоритм управления этими взаимоотношениями.

_Ключевые слова: бизнес-процесс, субъекты аутсорсинга, управление ор-

_ганизацией, промышленное предприятие, информационные технологии,

_конкурентоспособность предприятия, производство продукции, аутсорсер

Долбина Сталина Анатольевна

аспирантка, кафедра менеджмента, Оренбургский государственный университет Dolbina.S@mfua.ru

В последние десятилетия рынок претерпел существенные изменения. Конкурентоспособность современного предприятия зависит не только от умения извлекать максимум прибыли, грамотно управляя масштабами и объемами выпуска продукции, но также от согласования усилий в областях маркетинга, разработки, закупок, производства, сбыта, послепродажного обслуживания продукции, то есть от эффективности функционирования всех звеньев цепочки создания ценности для конечных потребителей. Условия деятельности промышленных предприятий требуют новых концептуальных решений, принципов ведения бизнеса и структурной организации. Эти новые условия находят свое отражение в ряде характерных процессов, к которым относятся:

- переход от функциональной специализации к интеграции бизнес-процессов;

- интеграция всех звеньев цепочки создания ценности на основе современных информационных технологий;

- переход к выполнению индивидуальных заказов покупателей;

- выход на глобальный мировой рынок для обеспечения доходности новых продуктов и видов деятельности;

- сокращение жизненного цикла продукции и др. [1].

Внедрение аутсорсинга

Анализ изменений во внешней и внутренней среде предприятий показывает, что наиболее эффективным является принцип формирования производственной системы на основе аутсорсинга. В сущности, только аутсорсинг предоставляет возможность построения цепочки создания ценности таким образом, чтобы каждое ее звено было обеспечено ключевыми компетенциями отдельного производителя продукции или услуг в отдельной сфере, а также доступными ресурсами [1].

Аутсорсинг (от англ. outsourcing (outer-source-using) -использование внешнего источника/ресурса) - передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области [2]. В соответствии со специальной программой британского правительства по тестированию рынка (1993), оптимальным аутсорсинг является в следующих случаях:

- когда требуется наличие значительных ресурсов, особенно большие капитальные или трудовые ресурсы;

- сферы деятельности слабо связаны между собой;

- требуются специальные знания и опыт;

- объем работы и ее результаты могут быть одинаково большими и малыми;

- деятельность предприятия подвержена резким колебаниям рынка, что влечет большие затраты на наем, обучение и сохранение персонала;

- быстро меняется технология, что требует больших инвестиций [3].

Анализ литературных источников показывает, что практически все рекомендации по внедрению аутсорсинга на промышленных предприятиях сводятся к следующим этапам:

1) изучение возможных альтернатив;

2) организация совещания по поводу того, что следует передать на аутсорсинг, и какими будут последствия его примеенения;

конкурентоспособность предприятия зависит не только от умения извлекать максимум прибыли, но также от согласования усилий в областях маркетинга, разработки, закупок, производства, сбыта, послепродажного обслуживания продукции

л

с с

X

сс

Подсистема персонала

ГЖГ

Подсистема инноваций

Подсистема маркетинга

^ПЧ. I Г11 II и

гТ

Подсистема закупок

Подсистема технологий

Подсистема сбыта

Подсистема логистического менеджмента

Подсистема сервиса

31

Финансовая подсистема

ш

г'

СП 8

Информационная подсистема

Рис. 1. Основные подсистемы предприятия при организации его деятельности

на основе аутсорсинга

...только аутсорсинг

_предоставляет

_возможность

построения цепочки создания ценности

_таким образом,

_чтобы каждое

_ее звено было

_обеспечено

_ключевыми

компетенциями

_отдельного

_производителя

3) подготовка соответствующего технико-экономического обоснования или технической спецификации;

4) изучение компаний, предоставляющих услуги аутсорсинга;

5) организация тендера в соответствии с технической документацией;

6) оценка участников тендера в соответствии с предварительно выбранными критериями;

7) проведение переговоров после проведения тендера;

8) заключение контракта;

9) организация контроля и мониторинга.

Управление взаимоотношениями субъектов аутсорсинга

При внедрении аутсорсинга промышленные предприятия сталкиваются с рядом проблем, к числу которых относится проблема определения тех бизнес-процессов, которые целесообразно отдать компаниям, специализирующимся на аутсорсинге. Передача бизнес-процессов на аутсорсинг предполагает управление взаимоотношениями субъектов аутсорсинга, под которым понимается скоординированная программа действий (интегрированный бизнес-процесс), разработанный совместно организацией-заказчиком и аутсорсе-ром, чтобы улучшить общие показатели функционирования и снизить общие издержки цепи поставок.

Процесс формирования отношений подробно описан Марией Холмлунд [5], которая исследует варианты взаимодействия между двумя или несколькими предприятиями, возникающие на пяти последовательных уровнях:

1) действия - конкретные мероприятия, осуществляемые предприятием, такие как телефонные разговоры, которые могут касаться продукта, информации, финансовых ресурсов или социальных контактов;

2) эпизоды - несколько связанных между собой действий, например, проведение переговоров, отгрузка продукции и др.;

3) последовательность эпизодов - например, продвижение продукции и/или услуг;

4) взаимоотношения состоят из нескольких последовательностей эпизодов, например, реализация комплекса маркетинга;

5) партнерство, основанное на совместном использовании информации, доверительных и открытых отношениях, координации и планировании, общей выгоде и общих рисках, признании взаимозависимости, общих целях, совместимости принципов ведения бизнеса.

На каждом уровне указанные выше взаимодействия состоят из процесса (что сделано?) и результата (что получено?). Таким образом, взаимодействия на более низком уровне могут влиять на взаимодействия на более высоком уровне и

...оптимальным аутсорсинг является, когда требуется наличие значительных ресурсов, особенно большие капитальные или трудовые ресурсы

Вид контроля сегментов рынка

Оперативный

3

р.

«

О) &

е я в

Стратегический

Однородные

Разнородные

Элитарные

Разработка монопродукта Разработка монопродукта с полным циклом его обслуживания

Разработка типоразмерного ряда продукции Разработка типоразмерного ряда продукции с полным циклом ее обслуживания

Разработка диверсифицированного ряда продукции Разработка диверсифицированного ряда продукции с полным циклом ее обслуживания

Рис. 2. Основные виды деятельности предприятия на рынках различного типа_

Рис. 3. Алгоритм управления отношениями с аутсорсером

наоборот. В зависимости от того, на чем концентрируются усилия предприятия - на процессе или результате, может быть достигнута та или иная перспектива взаимоотношений организации-заказчика и аутсорсера.

Авторская версия формирования и развития отношений между предприятием и аутсорсером

Используя изложенный выше материал, можно предложить авторскую версию формирования и развития отношений между предприятием и аутсорсером. Данная версия основана на данных

Таблица _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторская версия формирования и развития отношений _

между предприятием и аутсорсером _

Интегрируемые подсистемы Характеристика -1

Вариант отношений предприятий —

Потребителя Поставщика отношений

1. Организация бизнеса (начало - Маркетинговая Исследование потребностей ~~1

деятельности) сегмента рынка

«действия»

2. Осуществление разовой закупки Закупок, Сбыта, Торг и заключение договора -1

«действия» финансовая финансовая разовой купли-продажи ~~1

3. Периодическая закупка при Технологи- Технологи- Пролонгация договора купли- ~~1

выпуске одного вида продукта и/ ческая ческая продажи, возможное предостав-

или оказании услуги ление скидок на оптовые партии

«эпизоды» ресурсов

4. Организация выпуска типо- Инновационная Инновационная Согласование сотрудничества в

размерного ряда продукции и/ сфере подготовки производства -1

или услуг -1

«последовательность эпизодов» -1

5. Организация послепродажного Сервисная Сервисная Организация сотрудничества

обслуживания продукции с целью удержания конечных -1

«последовательность эпизодов» потребителей —

6. Организация выпуска диффе- Маркетинго- Маркетинго- Качественное удовлетворение -1

ренцированного ряда продукции вая, вая, элитарных потребностей сегмен- —

и/или услуг информа- информа- тов рынка —

«взаимоотношения» ционная ционная

7. Выпуск дифференцированного Логистичес- Логистичес- Приобретение дополнительного _

ряда продукции и/или услуг при кого менедж- кого конкурентного преимущества за _

нарастающей конкуренции на мента менеджмента счет дополнительного создания

рынке ценности для конечного потре-

«взаимоотношения» бителя

8. Выпуск дифференцированного Персонала Персонала Развитие человеческого капита-

ряда продукции и/или услуг при зна- ла предприятий при ориентации

чительной конкуренции на рынке на создание единой концепцию

«партнерство» управления

9. Выполнение индивидуальных Интеграция подсистем Формирование единой концеп-

заказов конечных потребителей предприятии-партнеров ции управления предприятиями-

«партнерство» партнерами

рисунков 1 (см. на с. 62) и 2 (см. на с. 63) и представлена в таблице 1 (см. на с. 65). Алгоритм управления отношениями с аутсорсером представлен на рис. 3 (см. на с. 64). Таким образом, в рамках данной статьи обоснована последовательность формирования и развития отношений между организацией-заказчиком и аут-сорсером, включающая поэтапную интеграцию основных подсистем предприятия, на основе которой создаются цепи ценности. Также был разработан алгоритм управления отношениями с аутсорсерами, обеспечивающий эффективное управление цепями ценности.

Литература

1. Аникин БА., Рудая ИЛ. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менджмента: Учебное пособие.

- М.: Инфра-М, 2006. - 288 с.

2. Аутсорсинг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Outsourcing.

3. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. / Пер. с англ.

- М.: Инфра-М, 2005. - 798 с.

4. Тяпухин А.П. Производственный менеджмент: Учебник. - СПб.: Гиорд, 2008. - 384 с.

5. Holmlund M. Perception configuration in business relationships // Management Decision. - 1999. - Vol. 37, №. 9. - P. 686-696.

Stalina A. Dolbina

Postgraduate Student, Chair of Management, Orenburg State University

Forming an Effective Mechanism When Transferring Business Processes of a Industrial Enterprise to Outsourcers

_Abstract

The article examines features of forming an effective mechanism of interaction between the customer and the outsourcer when transferring business processes of industrial enterprise to the latter. The author justifies the sequence of building and developing the relations between the outsourcing subjects. She also develops an algorithm for controlling these relationships.

Keywords: business process, subjects of outsourcing, organization management, industrial enterprise, information technologies, competitiveness of enterprise, production, outsourcer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.