Научная статья на тему 'Формирование эффектинвого банковсокого надзора через призму макропруденциального регулирования'

Формирование эффектинвого банковсокого надзора через призму макропруденциального регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / МАКРОПРУДЕНЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КАПИТАЛ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / КОНТРЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНДИКАТОРЫ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поправка О. Г.

В статье рассмотрены основные положения организации эффективной системы банковского регулирования. Рассмотрены основные положения макропруденциального регулирования, определены проблемы его реализации для регулирования рынка банковских услуг и рассмотрен процесс реализации концепции макропруденциального надзора и регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эффектинвого банковсокого надзора через призму макропруденциального регулирования»

Новый университет. 2012. № 12 (22).

ISSN 2221-7347

УДК 336.71 (477)

О.Г. Поправка

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИНВОГО БАНКОВСОКОГО НАДЗОРА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МАКРОПРУДЕНЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В статье рассмотрены основные положения организации эффективной системы банковского регулирования. Рассмотрены основные положения макропруденциального регулирования, определены проблемы его реализации для регулирования рынка банковских услуг и рассмотрен процесс реализации концепции макропруденциального надзора и регулирования.

Ключевые слова: банковская система, банковский надзор, макропруденциальное регулирование, капитал банковской системы, контрциклическое регулирование, индикаторы финансовой устойчивости.

Последний финансовый кризис засвидетельствовал о недееспособности современной системы банковского регулирования и надзора. Повышение требований к финансовой устойчивости банковских учреждений со стороны Центральных банков требует изменения стратегий развития банков. Модель агрессивного и преимущественно экстенсивного развития, которая дает проциклический эффект и возникновение дисбалансов, должна превратиться в модель более сбалансированного интенсивного развития.

Разрушительное воздействие глобального финансово-экономического кризиса обнажил уязвимость финансовых систем стран мировой экономики, поставив некоторые из них на грань коллапса, что было связано с высоким уровнем взаимозависимости финансовых систем различных стран мира (Центральной, Восточной Европы и Центральной Азии), вследствие высокой финансовой интеграции в предкризисные годы. Эти страны испытали большой приток капитала в виде субординированных кредитов и еврооблигаций, прямых иностранных инвестиций, которые составили 652 млрд. долларов США за 1989-2008 годы [1]. Помимо этого значительно увеличилась доля присутствия иностранных банков в банковских активах некоторых стран, например, Эстонии - до 99% от всей системы, Латвии - до 60% [1].

Поскольку в исследованиях, которые посвящены проблемам формирования эффективной структуры банковского надзора, определятся, что традиционное регулирование допустило бесконтрольное усиление воздействия возникновения системных банковских кризисов, что в свою очередь способствует глобальному финансовому кризису, регуляторы во многих странах рассматривают возможность использования системного подхода к финансовому регулированию. Данный комплексный подход имеет название макропруденциального регулирования.

Макропруденциальное регулирование не стремиться заменить традиционное регулирование финансово-кредитных учреждений, а направлено на отслеживание в финансовой системе признаков нарастающей угрозы для финансовой устойчивости и принятия регуляторами мер для борьбы с этими угрозами.

По мнению специалистов Международного валютного фонда, одним из ключевых заданий деятельности регуляторов финансового рынка в посткризисный период, должно стать использование макропруденциального анализа и расширение полномочий центральных банков как главных регуляторов денежного и финансовых рынков [2, с. 4].

Проблеме усовершенствования системы банковского надзора и регулирования посвящены научные труды таких ведущих ученых, как: Бураковского И. [3], Кауровой Н. [4], Ковалева М. [5], Коваленко В. [6], Луис И. [7], Мщенко В. [8], Моисеева С. [9], и многих других.

Наиболее активными субъектами финансового рынка являются банки. Выполняя свои функции и осуществляя операции, банк обеспечивает функционирование финансового рынка и его сегментов - денежного, валютного рынка, рынка ссудных капиталов. Поэтому для развития финансового рынка важным аспектом является банковский надзор и регулирование банковской деятельности.

Эффективность банковского регулирования и надзора зависит от заданий, которые стоят перед соответствующими регулятивно-наблюдательными органами и насколько эти задания понимают и поддерживают органы, которые отвечают за экономическую и денежно-кредитную политику государства.

К основным заданиям банковского регулирования и надзора следует отнести:

© Поправка О.Г., 2012.

50

ISSN 2221-7347

Экономика и право

—обеспечение стабильности и надежности банковской системы с целью экономического роста страны;

—защита интересов вкладчиков, которые размещают свои средства в банках, от неэффективного управления банками и мошенничества;

—создание конкурентной среды в банковском секторе, которая способствует снижению процентных ставок за займами, увеличению процентных ставок за депозитами, расширению спектра банковских услуг, вводу новых банковских технологий;

—обеспечение открытости (прозрачности) политики деятельности банковского сектора в целом и каждого банка в частности;

— поддержка необходимого уровня стандартизации и профессионализма в банковском секторе, обеспечение эффективной деятельности банков и ввода технологических нововведений в интересах потребителей банковских услуг [10].

Вопрос относительно необходимости внедрения макропруденциального регулирования для обеспечения устойчивого развития финансовой системы впервые были рассмотрены зарубежными научными учеными в 1979 г. [11].

Дальнейшее развитие теориимакропродунциального регулирования приобрела благодаря разработке в 2000 г. Международным валютным фондом [12] макропруденциальных индикаторов (macroprudential indicators), которые в следующем году были переименованы в показатели финансовой устойчивости, - ПФС (financial soundness indicators).

Повышение эффективности банковского надзора за счет реализации концепции макропруденциального надзора направленно на обеспечение системной финансовой устойчивости банковской системы, дополнительных мер регулирования деятельности системных банков, введение контрциклического регулирования.

Определение макропруденциального регулирования представлено на рис. 1.

Макропруденциальное регулирование комплекс превентивных мер, направленных на минимизацию системного финансового кризиса

У

Цель О управление системным риском - риск срыва предоставления финансовых услуг, который вызывается ухудшением состояния всей финансовой системы или ее части, и имеет потенциальное серьезные негативные последствия для реальной экономики

У

Объекты регулирования Взаимоотношения между финансовыми посредниками, рынками, инфраструктурой финансового рынка, а также между финансовой системой и реальной экономикой

Ф

Задачи регулирования — поддержание устойчивости финансовой системы — к агрегированным шокам; — ограничение избыточных финансовых рисков, — принимаемых на себя финансовой системой в целом; — сглаживание финансового цикла

Рис. 1. Сущность макропруденциального регулирования (составлено автором с использованием [5, 9])

В свою очередь макропруденциальное регулирование концентрируется на системной стабильности финансового сектора, а не на избежание несостоятельности отдельных банков. Особое внимание при этом должно быть уделено системообразующим банкам и взаимосвязям на финансовом рынке. Выше отмеченное объясняется тем, что риск системной стабильности зависит от коллективного поведения участников финансового рынка, в результате чего риски в финансовой системе для регулятора приобретут эндогенный характер.

В отличие от макропруденциального регулирования, пруденциальный надзор сосредоточен на отдельных банках и их рисках, уделяя минимальное внимание деятельности финансового сектора в целом.

51

Новый университет. 2012. № 12 (22).

ISSN 2221-7347

В целом, можно сказать, что макропруденциальное регулирование - это постоянный процесс, в пределах которого происходит минимизация масштаба системного риска, вызванного наступлением макро- и микро- рисков, которые влияют на банковскую систему и на реальную экономику, которая достигается путем согласованности в действиях, которые принимаются регулятором, снижения процикличности финансовой системы и прослеживания взаимосвязей между финансовыми институтами.

С точки зрения используемых инструментов макропруденциальное регулирование базируется на пруденциальных нормах - требования к капиталу и ликвидности, нормированию баланса и лимитированию рисков. Группа тридцати выделила два подхода к использованию инструментов макропруденциального регулирования (табл. 1).

Таблица 1

Классификация инструментов макропруденциального регулирования Группы тридцати (составлено по материалам [13])

№ пор. Объект регулирования Инструменты

Повышенный коэффициент взвешивания риска в нормативе достаточности капитала за торговым портфелем ценных бумаг

1 Леверидж Контрциклический буфер капитала

Стресс-тестирование для оценки достаточности капитала

Коэффициент валового левериджу (простое соглашение капитала и активов)

Дополнительный буфер ликвидности

2 Ликвидность Норматив соотношения долгосрочных активов и долгосрочных обязательств

Норматив соотношения краткосрочных активов и краткосрочных обязательств

3 Кредитная экспансия Динамический норматив соотношения объемов кредита и стоимости залога

Представленные инструменты разделяют за следующими подходами:

- подход переменных инструментов (variableapproach), который предусматривает использованиепруденциальных норм, параметры которых изменяются во времени;

- подход постоянных инструментов (fixedapproach), который предусматривает применение постоянно действующих обязательных нормативов [6].

По состоянию на 1.09.2012, маропруденциальные меры, которые использовались в различных странах нами сгруппированы в четыре группы (табл. 2).

Так, в 2012 году наиболее крупные развивающие страны (Индия, Бразилия) снижали нормативы обязательного резервирования с целью поддержания необходимого уровня ликвидности в банковской системе в условиях продолжающегося замедления глобального экономического роста и на фоне масштабных стимулирующих мер, предпринимаемых регуляторами в США, Европе и Японии.

С целью снижения волатильности на фондовых рынках в ряде стран еврозоны были в очередной раз введены временные запреты на «короткие» продажи акций. Для снижения рисков перегрева на рынке недвижимости в Гонконге были ужесточены требования к выдаче ипотечных кредитов.

Следует отметить, что за период исследования, наблюдался лишь небольшой рост склонности инвесторов к риску на фоне мер центральных банков в ведущих странах мира по поддержанию экономического роста.

При этом регуляторы развивающихся стран в отчетный период воздерживались от принятия макропруденциальных мер, ограничивающих либо стимулирующих приток капитала, ввиду сохранения неопределенности относительно дальнейшего развития ситуации на мировых финансовых рынках.

В целом, следует отметить, что реализация концепции макропруденциального регулирования предусматривает решения троих основных задач.

52

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Таблица 2

Использование макропруденциальных мер различными странами по состоянию на 01.09.2012 (составлено автором на основе [14])

№ пор. Проблема Инструменты

1 Макроэкономический риск и риск «финансовых пузырей» • резервные требования; • лимиты по объемам кредитования; • налоги на потребительское кредитование (налог на основную сумму долга)

2 Кредитный риск и рыночный риск • нормативы соотношения объема кредита и стоимости залога (Loan-to-valueratio-LTVratio); • нормативы соотношения суммы задолженности и дохода (debet-to-incomeratio - DTIratio); • создание контрциклических / динамических резервов (countercyclical / dynamicprovisioning), формирование резервов на возможные потери по ссудам; • ограничения на короткие «продажи»; • ограничения на операции с CDS (кредитный дефолтный своп).

3 Валютный риск и риск потоков капитала • налоги на операции с капиталом; • ограничения на открытие валютной позиции банков; • ограничение на вложения в активы с номиналом в иностранной валюте; • специальные требования по лицензированию; • административные меры

Во-первых. Определение институциональных основ макропруденциального регулирования. Институциональные основы должны учитывать особые условия стран и различия в первоначальных институциональных строениях. Для достижения этой цели система должна избегать сложных и чрезмерных фрагментарных структур.Кроме того, для создания сильных стимулов к действию, система должна указывать ведущий орган, наделенный четким мандатом и соответствующими полномочиями для достижения поставленных целей.

Во-вторых. Измерение системного риска. Для измерения системного риска макропруденциальный орган должен следить за общим кредитным риском, риском ликвидности и рыночным риском, а также за любыми концентрациями этих рисков чтобы принимать решение о наиболее действенном инструменте политики для их преодоления.

В-третьих. Поскольку национальные финансовые системы взаимосвязаны и предоставление финансовых услуг выходит за границы стран, страны должны координировать макропруденциальное регулирование. Координации могут способствовать общие инструменты и международные соглашения о едином использовании таких инструментов.

Таким образом, стратегия макропруденциального регулирования и надзора должна реализовываться в первую очередь через достижение результата влияния банковской системы на экономику в целом с позиции обеспечения стабильного постепенного экономического роста. Особое внимание в стратегии должно быть уделено оценке качества управления рисками и модернизации модели оценки финансовой устойчивости с учетом уроков глобального финансового кризиса.

Библиографический список

1. Обзор Центра макроэкономическихисследованийСбербанкаРоссии. URL: http://www.sbrf.ru/ moscow/ ru/analytics/cmei/macroeconomics.

2. Науменкова С.В. ^bi тенденцп в механiзмi регулювання фшансового сектору // Вюник Нацюнального банку Украши. 2011. № 12. С. 4-11.

3. Бураковский И.В. Мироваяэкономика: глобальныйфинансовыйкризис / И.В. Бураковский, А.В. Плотников. Харьков: Фолио, 2010. 415 с.

4. Каурова Н.Н. Макропруденциальноерегулированияфинансовыхрынков // Финансовый журнал. 2012. № 1. С. 6-18.

5. Ковалев М. Макропрудинциальноерегулирование - новаяфункцияцентробанков // Банковский-вестник. 2010. № 11. 17-24.

53

Новый университет. 2012. № 12 (22).

ISSN 2221-7347

6. Коваленко В.В. Концептуальш засади макропруденцшного нагляду та регулювання баншвсько! д1яльносл / В.В. Коваленко, Б.А. Дадашев // Ефективна економжа. 2012. № 4. Режим доступу до журналу: http://www.economy.nayka.com.ua/mdex.php?operation=1&iid=1074.

7. Луис И. Защита системы в целом / И. Луис, Хакоме и Эрленд У. Нир // Финансы и развитие. 2012. № 3. С. 30-33.

8. Мщенко В. Базель III: нов1 тдходи до регулювання баншвського сектору / В. Мщенко, А. Не-знамова // Вюник Нацюнального банку Украни. 2011. № 1. С. 4-9.

9. Моисеев С.Р. Макропруденциальаная политика: цели, инструменты и применение в России / С.Р. Моисеев // Банковское дело. 2011. № 3. С. 34-40.

10. Еш С.М. Фшансовий ринок:Навч. пос1б. К.: Центр учбово! лггератури, 2009. 528 с.

11. Piet C. The ofofof term macroprudentia: origins and evolution / of С. Piet. URL http://www.bis.org/ publ/ qtrpdf/r qt1003h.pdf.

12. InternationMonetaryFund. Financialinstitutions - Auditing.2. URL: http://www.imf.org.

13. EnhancingFinancialStabilityandResilience: MacroprudentialPolicy, Tools, andSystemsfortheFuture. GroupofThirty, october, 2010. 77р.

14. Обзор текущих мер макропруденциальной политики. URL: http://www.cbr.ru/analytics/

fin_stab/MPR_12Q1.pdf.

Статья поступила в редакцию 11.12.2012.

ПОПРАВКА Оксана Геннадиевна - экономист департамента инспектирования, Национальный банк Украины.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.