Научная статья на тему 'Формирование единой системы озеленения в г. Волжском'

Формирование единой системы озеленения в г. Волжском Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
573
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОЗЕЛЕНЕНИЯ / ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / GARDENING SYSTEM / GREEN PLANTING / ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Подколзин Михаил Михайлович

Рассмотрены этапы формирования единой системы озеленения г. Волжского. Обосновывается экономический механизм реализации предложенного мероприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A UNIFIED SYSTEM OF PLANTING IN VOLZSKY

The stages of forming a unified system of planting in Volzhskiy are reviewed. Economic mechanism for implementing the proposed activities is stated

Текст научной работы на тему «Формирование единой системы озеленения в г. Волжском»

УДК 630.265.77 UDC 630.265.77

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ FORMATION OF A UNIFIED SYSTEM OF

ОЗЕЛЕНЕНИЯ В Г. ВОЛЖСКОМ PLANTING IN VOLZSKY

Подколзин Михаил Михайлович Podkolzin Mikhail Mikhailovich

Волгоградский государственный университет, Volgograd State University, Volgograd, Russia

Волгоград, Россия

Рассмотрены этапы формирования единой системы The stages of forming a unified system of planting in озеленения г. Волжского. Обосновывается Volzhskiy are reviewed. Economic mechanism for

экономический механизм реализации implementing the proposed activities is stated

предложенного мероприятия

Ключевые слова: СИСТЕМА ОЗЕЛЕНЕНИЯ, Keywords: GARDENING SYSTEM, GREEN

ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ PLANTING, ECONOMIC MECHANISM МЕХАНИЗМ

Задача сохранения зеленых массивов на территории г. Волжского в связи с возрастающим уровнем техногенной нагрузки становится первоочередной для сохранения возможностей развития городской территории.

Проведенный анализ обеспеченности жителей города зелеными насаждениями показывает нехватку озелененных площадей, неравномерность распределения по территории города (рис 1). Рассчитанная на основе данных инвентаризации площадь нехватки насаждений показывает, что для достижения нормативов необходимо озеленить только первично 292,08 га (рис 1).

Рис. 1. Обеспеченность зелеными насаждениями г. Волжского, м2/чел.

В г. Волжском создание единой системы озеленения не предусматривается законодательными актами (Г ородское положение "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 15 октября 2009 г. N 480-ВГД в редакции Городского Положения от 08.10.2010 № 92-ВГД) [1].

В 2009г. принята долгосрочная целевая программа "Озеленение городского округа - город Волжский" на 2010-2012 годы" (табл. 1)

Таблица 1 - Программные мероприятия ДЦП "Озеленение ... 2010-2012гг."

Цель программы Задачи программы Ожидаемый результат

1. Улучшение экологической обстановки и оздоровление окружающей среды; 2. Формирование комплекса природных и озелененных территорий города; 3. Увеличение площади зеленого фонда и улучшение его состояния. 1. Доведение качественных и количественных показателей объектов озеленения до уровня нормативных; 2. Обеспечение жизнеспособного состояния и устойчивого воспроизводства зеленых насаждений; 3. Формирование системы устойчивых, эстетически привлекательных, благоустроенных территорий, обладающих санитарно-защитными свойствами 1. Устройство системы капельного орошения и полива дождеванием на 3 площадках. 2. Строительство и реконструкция поливочного водопровода протяженностью 104,6 км. 3. Обеспечение надлежащего ухода за зелеными насаждениями в количестве 1925 шт. 4. Посадка зеленых насаждений в количестве 3430 шт.

В генеральном плане города от 2007г. основными этапами развития территории на период до 2015г. предлагаются:

1. Увеличение нагрузки на рекреационные зоны.

2. Сокращение размеров санитарно-защитных зон.

3. Завершающее строительство моста через р. Волгу.

4. Строительство многопрофильного порта.

5. Развитие дорожно-транспортной системы с созданием

многопрофильных центров.

В целом направление совершенствования системы зеленых насаждений несет дифференцированный принцип и не является комплексным способом решения поставленных задач.

Подобные решения в своей основе несут увеличение нагрузки на зеленые насаждения и снижение параметров обеспеченности жителей территории. Причинами негативной динамики являются невыполнение контролирующими органами должного мониторинга, неопределение зоны ответственности за объекты озеленения. В городе наблюдается постепенное сокращение выделяемых средств их бюджета города на озеленение и благоустройство. При этом средств на интродукцию новых сортов и пород деревьев не выделяется вовсе. Возникает необходимость в выработке единой стратегии озеленения территории.

Создание единой системы озеленения имеет различные варианты реализации в ряде городов России [2]. В Москве предполагается создание и реконструкция озеленительных посадок по административным округам с координацией единым органом надзора (Закон города Москвы от 5 мая 2010 года №17 "О Генеральном плане города Москвы" [3]), в Санкт-Петербурге (Закон Санкт-Петербурга № 254-38 "Об охране зеленых насаждений" [4]). В ряде средних городов России (Орел ("Программа развития до 2020г.", Тюмень ("Генеральный план развития городов до 2020г.")) создание единой системы озеленения либо единого органа контроля и надзора (расширение полномочий муниципальных природоохранных служб) повысило показатели озелененности (табл. 2) и показало свою эффективность.

Таблица 2 - Эффективность работы единой системы озеленения в городах

России

Город Организация системы Население, тыс. чел. Показатель озелененности, м2/чел

начальный этап 2010г.

Орел 2006 320 7,12 (227,84 га) 7,54 (241,3 га)

Тюмень 2005 609,1 6,1 (371,5 га) 6,4 (389,8 га)

В Европейском союзе планируется создание единой континентальной системы озеленения (COST Action E-12).

Так как создание единой системы озеленения на урбанизированных территориях является актуальными и доказало свою эффективность на примере других городов, необходимо разработать ряд последовательных мер для улучшения ситуации в г. Волжском. Принципы реализации стратегии базируются на принципе диверсификации компонентов единых систем (рис. 2).[5]

Основными целями создания единой системы озеленения являются улучшение экологической обстановки и оздоровление окружающей среды, формирование комплекса природных и озелененных территорий объектов социальной направленности, а также увеличение площади зеленого фонда и улучшение его состояния.

Формирование лесопарковой зоны («зеленого кольца») в городе с учетом ЗК РФ

Финансирование работ по озеленению (бюджетные и внебюджетные источники), подготовка юридического обоснования создания единой системы

Выбор кадрового состава исполнителей работ

Выбор и применение ресурсосберегающих технологий при проведении работ, развитие системы поливочного водопровода

Обеспечение необходимого количества посадочного материала (с использованием хозяйств питомников и лесных хозяйств ВАП

Реконструкция и первичное озеленение территорий

Увеличение показателей озелененности на каждого жителя г. Волжского (доведение до нормативных показателей)

Развитие рекреационных территорий (парки, скверы, бульвары и др.), создание единой санитарно-защитной зоны

Развитие системы вертикального озеленения

Формирование и реконструкция зеленых массивов с учетом техногенной нагрузки от стационарных и передвижных источников

Технические, организационные, экономические составляющие стратегии

s

s

— Q_

-0 О 1-

CD s

1— Q.

О Q.

S 0

О I-

>s

о О

X

s о

Cl CL

CD О

o; s Q_

О i_

zr 03 со К s

s X

с 03 0 X

CD CL 0 С 0 со О

Рис 2. Стратегия формирования единой системы озеленения территории г.

Волжского.

Для достижения этих целей необходимо обеспечить решение следующих задач:

- доведение качественных и количественных показателей объектов озеленения до уровня нормативных;

- обеспечение жизнеспособного состояния и устойчивого воспроизводства зеленых насаждений;

- формирование системы устойчивых, эстетически привлекательных, благоустроенных территорий, обладающих санитарно-защитными свойствами.

Основными шагами по достижению поставленных задач целесообразно считать:

1. Объекты общего и ограниченного пользования 23-39 (42) микрорайонов. Площадь - 1521,79 га (территории нового освоения). Максимальное сохранение, использование и архитектурно-планировочное преобразование природной составляющей территории, а также создание новых озелененных территорий общего, ограниченного пользования и специального назначения.

2. Объекты общего и ограниченного пользования микрорайонов 719. Площадь - 820,61 га (застроенные территории). Сохранение и реконструкция сформировавшейся системы зеленых насаждений, в том числе реконструкция, ландшафтное формирование и благоустройство объектов озеленения общего пользования, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

3. Объекты общего и ограниченного пользования кварталов и микрорайонов 1-6. Площадь - 343,01 га (староосвоенные территории). Осуществляется процесс реконструкции - сохранение и развитие системы озеленения в соответствии с новыми функциями и характером планировочной организации территории.

4. Организация озелененных буферных зон, отделяющих жилую застройку от производственно-коммунальных территорий. Площадь -121,96 га.

5. Архитектурно-планировочное преобразование природных территорий для использования их в рекреационных целях. Площадь -401,68 га.

6. Реабилитация нарушенных территорий и создание новых зеленых зон и ландшафтов, выполняющих функции связующих звеньев, экологических коридоров и буферных зон.

7. Проведение инвентаризации зеленых насаждений города и создание реестра объектов озеленения общего пользования.

8. Организация мониторинга состояния зеленых насаждений.

В том числе на первую очередь:

- создание систем озеленения общего пользования (бульвары, парки, скверы) во вновь формируемых жилых микрорайонах.

- организация благоустроенных озелененных территорий общего пользования в кварталах, отведенных под развитие общественной функции.

- формирование озелененных буферных зон, отделяющих жилую застройку от производственно-коммунальных территорий.

- архитектурно-планировочное преобразование природных территорий для использования их в рекреационных целях.

- реконструкция и благоустройство парковых территорий.

Одним из направлений должно стать целенаправленный подбор

древесных культур с привлечением ресурсов питомников и ресурсов Волго-Ахтубинской поймы. С учетом представленных рекомендаций была составлена картосхема реализации стратегии единой системы озеленения (рис. 3).

Насаждения общего и ограниченного

Рис. 3. Картосхема проведения мероприятий по созданию единой системы озеленения

г. Волжского.

Условные обозначения:

Насаждения специального пользования пользования

Зона преимущественного создания зеленых насаждений Зона преимущественной реконструкции зеленых насаждений

_ Зона преимущественной охраны

зеленых насаждений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы на озеленение города снижаются в последние годы из-за дефицита бюджета и не покрывают всех необходимых затрат. Согласно нормативным документам предлагается выделить 130 млн. руб. в течение 3 лет на доведение норм посадок до нормативных и формирования устойчивой системы зеленых насаждений (табл. 3).

Таблица 3 - Ассигнования на содержание, реконструкцию зеленых насаждений

из бюджета г. Волжского (2010-2012г.)

Наименование мероприятия Расчетная потребность, тыс. руб.

2010г. 2011г. 2012г. Всего

Устройство системы капельного орошения городских зеленых насаждений 1000 1000

Устройство системы капельного орошения в ЦПКиО "Г идростроитель" 4000 4500 8500

Устройство системы поливочного водоснабжения дождеванием 1000 1000

Строительство и реконструкция поливочного водопровода на территориях учреждений физической культуры и спорта 460 300 240 1000

Строительство и реконструкция поливочного водопровода на территориях учреждений образования 22000 35000 40000 97000

Строительство и реконструкция поливочного водопровода на территориях учреждений здравоохранения 1000 1000 3445 5445

Строительство и реконструкция поливочного водопровода на территориях учреждений культуры 456 456

Инвентаризация городских зеленых насаждений 6000 6000

Содержание зеленых насаждений в ЦПКиО "Г идростроитель" 3000 3000 3000 9000

Снос сухостоя и содержание зеленых насаждений на территориях учреждений физической культуры и спорта 426 346 311 1083

Снос сухостоя и содержание зеленых насаждений на территориях учреждений образования 1500 1125 550 3175

Снос сухостоя и содержание зеленых насаждений на территориях учреждений здравоохранения 2088 2296 2526 6910

Снос сухостоя и содержание зеленых насаждений на территориях учреждений культуры 961,7 1957,9 1163,66 3183,26

Создание зеленых насаждений в ЦПКиО "Г идростроитель" 375 750 750 1875

Создание зеленых насаждений на территориях учреждений физической культуры и спорта 430 380 205 1015

Создание зеленых насаждений на территориях учреждений образования 525 578 635 1738

Создание зеленых насаждений на территориях учреждений здравоохранения 161 177 195 533

Создание зеленых насаждений на территориях учреждений культуры 670 737 810 2217

Итого 32916 49800 46685 129401

Согласно обоснованным нормативам по обеспечению засушливых зон зелеными насаждениями и проведенному анализу, необходимо резкое увеличение показателей озелененности.

Закладывая в расчет показатели динамики численности населения на уровне 320000 человек, проведен расчет необходимых затрат на первичное

озеленение (доведение до нормативных показателей), на реконструкцию существующих зеленых зон и текущую эксплуатацию зон различного функционального назначения (табл. 4).

Финансовые показатели базируются на основании расчетных сметных актов, выполненных с помощью программного комплекса "ГрандСмета" версии 4.0.3.369.

Таблица 4 - Требуемые расходы на создание, реконструкцию и эксплуатацию

зеленых насаждений г. Волжского

Функциональная зона Необходимая площадь (га) Затраты на 1 га, тыс. руб. Итоговые затраты, тыс. руб.

Расходы на создание (первичное озеленение)

Общего пользования 22,92 1803,03 41325,47

Специального пользования 33,06 591,94 19571,77

Ограниченного пользования 91,60 1797,84 164682,14

Всего 170,08 1397,6 225579,39

Лесопарки (вне города) 122,00 1706,03 208135,78

Расходы на реконструкцию

Общего пользования 67,50 114,25 7711,74

Специального пользования 11,25 52,91 595,18

Ограниченного пользования 46,25 53,98 2496,67

Всего 125,00 221,14 10803,59

Лесопарки (вне города) 5,20 53,98 289,7

Расходы на эксплуатацию

Общего пользования на 1 га в ценах 2010г. 1277,24

Специального пользования на 1 га в ценах 2010г. 394,26

Ограниченного пользования на 1 га в ценах 2010г. 1212,00

Всего на 1 га в ценах 2010г. 961,17

Лесопарки (вне города) на 1 га в ценах 2010г. 394,26

Итоги проведенного расчета показывают, что выделяемых сумм на озеленение города явно недостаточно. В условиях повышения техногенной нагрузки это способствует снижению обеспеченности зелеными насаждениями, увеличению негативного воздействия на экосистему города.

Вместе с тем, в связи в массовой застройкой (точечной), в качестве альтернативной меры по наполнению статей бюджета по уходу за зелеными насаждениями, предлагается легитимизация фактов

самовольных захватов придомовых территорий путем создания муниципальных стоянок. Это приведет к сокращению площадей посадок, увеличению нагрузки на оставшиеся насаждения.

Литература

1. Городское положение от 15.10.2009 № 480-ВГД "Правила

землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области" [Электронный ресурс] // Информационный сайт "Сайт Администрации городского округа - г.Волжский" ЦКЬ:

http://admvol.гu/Gгadostгoitelstvo/docs/Pгavila_zemlepolzovaniya_i_zastгoiki/Mateгialy_utv eгzhdennyh_pгavil_zemlepolzovaniya_i_zastгoiki_goгodskogo_okгuga-g_Volzhskii/Dokument_2.zip (дата обращения: 11.12.2010г.).

2. Слепян Э. И. Стратегии озеленения, категории растений озеленителей и проблемы сохранения и оздоровления городской природной среды// Озеленение, проблемы фитогигиены и охрана городской природной среды. - Л., 1984. - 138 -230.

3. Закон г. Москвы "О Генеральном плане города Москвы". [Электронный ресурс] // Информационный сайт "Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы" ЦКЬ: http://www.mka.mos.гu/mka/mka.nsf/va_WeЬPages/Genplan_2010-17zmRus (дата обращения: 11.12.2010г.).

4. Закон Санкт-Петербурга "Об охране зеленых насаждений с изменениями

на 1 апреля 2010г." [Электронный ресурс] // Информационный сайт "ЭКОМ - Центр экспертиз Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей" ЦЯЬ:

http://ecom.su/law_documents/index.php?id=1413 (дата обращения: 11.12.2010г.).

5. Томпсон А. А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство

разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. Пер. с англ. / Под ред. Зайцева

Л.Г., Соколовой М.И. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.