УДК 614.2+369.04+ 368.942
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО СТРАХОВОГО ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ
Быстрова К.Е.
В статье поставлена цель - исследовать источники финансирования системы медицинского обеспечения населения. В результате сравнительного анализа определено место Российской Федерации по уровню затрат на охрану здоровья населения. Структурный анализ выявил основные диспропорции в сложившемся механизме финансирования здравоохранения. По итогам исследования предложены практические рекомендации по формированию единого страхового механизма в финансовом обеспечении системы здравоохранения. Результаты исследования могут быть использованы при организации единого страхового механизма в системе финансирования здравоохранения.
Ключевые слова: Всемирная организация здравоохранения,
финансирование системы здравоохранения, страховые источники, нестраховые источники.
THE FORMATION OF THE FINANCIAL INSURANCE SINGLE MECHANISM IN THE SYSTEM OF A MEDICAL PROVISION
OF THE POPULATION
Bystrova K.E.
The purpose of the article is research of the financing sources of the system population medical support. As a result of the comparative analyses the place of the Russian Federation on the level of expenditures for the public health protection in the world is determined. Structural analysis identified major disparities in the mechanism of financing the health sector. According to the results of the research practical recommendations for the creation of a single insurance mechanism in the financial support of the health care system is proposed. The results of the research can be used for the organization of a singe insurance mechanism in the financing health care system.
Keywords: The world health organization; financing of the health system; insurance sources; uninsured sources.
Охрана здоровья населения является приоритетным направлением в политике любого государства. Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) установлено, что ожидаемая продолжительность жизни напрямую зависит от доли выделяемых средств на здравоохранение и их распределения.
ВОЗ выделила 4 критерия оценки финансового потенциала системы здравоохранения:
1. Доля общих расходов на здравоохранение от валового внутреннего продукта;
2. Объем государственных расходов на здравоохранение в ВВП;
3. Доля государственных расходов на здравоохранение от общих государственных расходов;
4. Размер общих расходов на здравоохранение на душу населения (ППС в межд. долл.) [1]
В соответствии с «Докладом o состоянии здравоохранения в мире в 2010 году», на финансирование системы здравоохранения должно выделяться не менее 5-6% от ВВП[1]. ВОЗ включает в общие расходы на здравоохранение следующие элементы:
• Расходы на здравоохранение как часть общих государственных расходов;
• Медицинские услуги, оплачиваемые через систему медицинского страхования (обязательное и добровольное медицинское страхование);
• Платные медицинские услуги, оплачиваемые за счет пациента;
В соответствии с данной методикой расчета в 2008 году доля расходов на здравоохранение в Российской Федерации составила 5,2% от ВВП. Примерно на таком уровне приоритетности здравоохранения в общих объемах финансирования находятся развивающиеся страны и страны Восточной Европы (Таджикистан - 5,3%, Эстония - 5,9%) [3](таблица 1).
Таблица 1
Расходы на здравоохранение по странам мира в 2008 году
Страна Общие расходы на здравоохранение, % от ВВП Г осударственные расходы на здравоохранение , % от ВВП Г осударственные расходы на здравоохранение, % от общих государственных расходов Общие расходы на здравоохранение на душу населения (ППС в межд.долл.)
США 16,0 7,9 20,5 2 992
Франция 11,1 8,8 14,9 3 709
Австрия 10,1 7,8 15,8 3 763
Италия 9,0 7,0 14,2 2 686
Латвия 6,5 3,9 9,3 1 071
Эстония 5,9 4,7 12,7 1 094
Таджикистан 5,3 2,5 1,9 93
Россия 5,2 3,75 9,6 797
Китай 4,3 2,3 2,4 233
Индия 4,0 1,3 2,0 109
Армения 3,8 1,6 10,4 246
Казахстан 3,7 2,5 10,4 405
Доля государственного финансирования в ВВП в западноевропейских странах составляет 6-10% ВВП, к этому уровню финансирования приближаются страны Центральной Европы: Латвия, Италия. Наиболее развитые страны - США, Франция, Австрия тратят на систему здравоохранения 10-16% от ВВП[1;2].
Вторым определяющим критерием, по мнению ВОЗ, становится объем государственных расходов в валовом внутреннем продукте. Для повышения эффективности финансирования системы здравоохранения, государственные расходы должны составлять 4-5% от ВВП. Проанализировав долю государственных расходов на систему здравоохранения в общем объеме ВВП в РФ, автор выявил, что по уровню затрат наша страна стоит на одном месте с Латвией (3,9%), а ее госрасходы составили 3,75% (таблица 1). Показательно, что такие страны, как США (7,9%), Франция (8,8%), Австрия (7,8%), используют на данные цели в 1,5-2 раза больше средств, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения.
Следующим индикатором финансовой достаточности развития системы здравоохранения является доля государственных затрат на охрану здоровья в общих государственных расходах. ВОЗ рекомендует относить 15% на систему здравоохранения от общего объема государственных расходов. В 2008 году доля государственных средств на медицинское обеспечение в Российской Федерации составила 9,6% от общих государственных расходов. Очевидно, что это значительно меньше того, что предлагает ВОЗ. Такие же проблемы отмечены в Таджикистане, Индии, Китае. Значительно больше предложенных 15% расходуют США - 20,5%, что более, чем в два раза выше, чем в России (таблица 1). При этом следует отметить, что в США преимущественно фигурирует страховая модель медицинского обеспечения, а страховая защита населения осуществляется системой добровольного медицинского страхования.
Важнейшим показателем качества системы здравоохранения по критериям оценки ВОЗ является объем общих расходов на здравоохранение на душу населения. Экспертами ВОЗ доказано, что если государство выделяет на нужды здравоохранения в год в среднем на одного гражданина 10$ США, то биологические возможности гражданина материализуются не более чем на 50%, а если сумма приближается к 1000$ США, то граждане такой страны могут рассчитывать на 75% реализации своих биологических возможностей [2].
В результате оценки соответствия показателя общих расходов на здравоохранение на душу населения в РФ, нами выявлено, что на одного россиянина расходуется 797 $ (ППС в межд. долл.) США. В то же время это в три раза меньше, чем в США (2 992) и Италии (2 686); в 4,5 раза меньше, чем во Франции (3 709) и Австрии (3 763) (таблица1).
Приведенные данные свидетельствуют, что финансирование системы медицинского обеспечения в Российской Федерации по международным критериям и в сравнении со странами мира не достигает необходимого уровня. По приоритетности затрат на систему здравоохранения Российская Федерация находится на одной ступени с развивающимися странами. Несмотря на рост ВВП и общего благосостояния страны, затраты на охрану здоровья остаются на крайне низком уровне. Государственное финансирование системы здравоохранения не достигает необходимых показателей, рекомендованных ВОЗ. Исключение составляет показатель общих расходов на здравоохранение, включающий в себя частные платежи граждан. Однако, вследствие
недостаточности достоверных данных по объему предоставляемых платных медицинских услуг в системе здравоохранения, мы не используем в
дальнейшем данный показатель.
Для решения проблем недофинансирования системы здравоохранения в 1991 году в РФ было введено медицинское страхование в двух организационных формах - обязательное и добровольное медицинское страхование (ОМС, ДМС). При этом, фактически, ОМС «заработало» в 1993 году. Приоритетными задачами введения ОМС было сохранение принципа бесплатности и доступности медицинской помощи населению, а также
расширение источников финансирования здравоохранения и получение новых каналов стабильного поступления дополнительных средств. Однако именно бесплатность и доступность медицинской помощи остаются главными
проблемами функционирования ОМС и, следовательно, системы медицинского страхования в целом. Страховая медицина доказала свою состоятельность в
развитых странах не только как основополагающий инструмент системы социальной защиты населения, но и как независимый финансовый регулятор всей системы медицинского обеспечения. Необходимость развития страховых механизмов в системе охраны здоровья не вызывает споров, но между тем, проблемы медицинского страхования остаются нерешенными на протяжении всего двадцатилетнего опыта реформирования отечественной системы здравоохранения. Рассмотрим особенности формирования системы медицинского страхования в России.
В целях исследования финансового механизма в системе медицинского обеспечения, источники поступления средств можно подразделить на страховые и нестраховые. (рис. 1):
Рис. 1. Источники финансирования системы здравоохранения.
К страховым источникам мы будем относить страховые взносы системы обязательного и добровольного медицинского страхования.
К нестраховым источникам относятся:
1. Средства федерального бюджета;
2. Средства консолидированных бюджетов субъектов РФ;
3. Иные источники - добровольные пожертвования, личные средства граждан и хозяйствующих субъектов, средства ведомств и предприятий, кредиты банков доходы от ЦБ.
Ставя перед собой цель исследования страхового механизма в системе медицинского обеспечения населения, проведем оценку поступающих средств из страхового канала через системы ОМС и ДМС (таблица 2).
Таблица 2
Страховые источники системы медицинского обеспечения в 2006-2010 гг,
млрд. ру6.
Источники 2006 2007 2008 2009 2010
Общий объем поступлений 1357,3 1889,5 2157,8 2278,7 2373,65
Страховые источники, из них: 395,1 508 611,5 625,7 664,85
ОМС 341,8 444,8 537 551,3 574,9
ДМС 53,3 63,2 74,5 74,4 89,95
Доля страховых источников в общем объеме поступлений 29,11 26,89 28,34 27,46 28,01
Доля ОМС в общих источниках, % 25,18 23,54 24,89 24,19 24,22
Доля ДМС в общих источниках, % 3,93 3,34 3,45 3,27 3,79
Доля ОМС в страховых источниках, % 86,51 87,56 87,82 88,11 86,47
Доля ДМС в страховых источниках, % 13,49 12,44 12,18 11,89 13,53
Итого 1175,1 2319,5 2641,4 2820,4 2938,25
Анализ данных таблицы 2 показал, что доля страховых источников в общем объеме средств на систему медицинского обеспечения крайне низкая и составляет всего 27-28%. Очевидно, что этих средств явно недостаточно при реформировании системы здравоохранения и переходе на страховую модель медицинского обеспечения. Несмотря на рост страховых источников в абсолютных показателях с 2008 по 2010 гг. - 611,5 млрд. руб. и 664,85 млрд. руб. соответственно, в совокупном финансировании системы здравоохранения их удельный вес остался практически неизменным - 24,89 %, и 24,22 % соответственно. Следовательно, наращивание объемов финансирования системы здравоохранения происходил не за счет страховых взносов, а за счет
роста отчислений нестраховых источников.
В страховом канале преобладают взносы по ОМС - в 2006-2007 гг. доля обязательных отчислений составила 86,51% (341 млрд. рублей) и 87,56% (444,8 млрд. рублей) от страховых источников.
Страховые взносы по ДМС занимают незначительное место в общей структуре всех источников системы здравоохранения. Их доля составляет 3,93% (53,3 млрд. рублей) в 2006 г и 3,79% (89,95 млрд. рублей) в 2010 г. Также, как и в общем объеме расходов на здравоохранение, в страховом канале удельный вес взносов по ДМС незначителен и составил 12-13% за весь исследуемый период. С 2006 по 2008 гг. четко выражена тенденция роста страховых взносов по ДМС с 53,3 млрд. рублей, до 74,5 млрд. рублей. Прирост составил 40%. В 2009 году абсолютные значения остались на том же уровне -74, 4 млрд. рублей (в 2008 - 74,5 млрд. рублей). С 2010 года рост возобновился - сборы составили 89,95 млрд. рублей (прирост 21%). Тенденцию вновь начавшегося роста можно объяснить стабилизацией на финансовом рынке и возвращением компаний, временно отказавшихся от полисов ДМС.
Анализ существующего в настоящее время в РФ механизма финансирования медицинского обеспечения населения показывает чрезмерную его зависимость от нестраховых источников и незначительную долю страхового канала в общем объеме поступлений. Более того, ДМС не находит должного распространения среди населения как альтернатива теневым платежам медперсоналу и платным услугам в медицинском учреждении. Медицинское страхование больше ассоциируется с обязанностью государства в предоставлении бесплатной медицинской помощи, что порождает безответственное отношение к собственному здоровью и не стимулирует к здоровому образу жизни. В обратной ситуации следствием установления соплатежей населения и возможности регулирования медицинских услуг было бы стремление к улучшению здоровью и снижению стоимости полиса.
Проблему формирования единого страхового механизма медицинского
обеспечения развитые страны решают по-разному, но с учетом политических приоритетов, национальных особенностей и экономического курса, автор предлагает следующие варианты взаимодействия систем ОМС и ДМС применительно для Российской Федерации:
1. Возможность модификации программ медицинского страхования. Предполагается установление предельного возраста, после которого каждый гражданин одновременно с государством и работодателями будет обязан покупать страховой медицинский полис, но условия страхования должны варьироваться в зависимости от стоимости полиса. Представляется, что все население страны имеет право на стандартный пакет медицинских услуг - на уровне сложившегося в стране ОМС. Страховщики реализуют разные вариации данного пакета по условиям оказания медицинской помощи. Они предлагают программы управления лечением хронических заболеваний, программы стимулирования здорового образа жизни, создают собственную сеть медицинских организаций. Кроме того, страховщики имеют право устанавливать размер соплатежа в момент потребления медицинской помощи, но не более определенной суммы в год (франшизы). При оказании услуг меньше стоимости франшизы возможен возврат оставшейся части, либо перезачет остатка на следующий год. Таким образом, появляется возможность накопления оставшейся части страхового взноса.
2. Превращение страховых медицинских организаций (СМО) в носителей финансового риска. Страховщики должны делить ответственность с фондом обязательного медицинского страхования за отклонение фактических расходов на медицинскую помощь от плановых, определяемых ФОМС на основе дифференцированного норматива финансирования страховщиков. Таким образом, СМО будут оплачивать медицинскую помощь не только в пределах, полученных от государства и населения средств, но и за счет собственных источников. Их неспособность уложиться в установленный порядок финансирования влечет за собой прямые экономические потери. И,
наоборот, в случае эффективной организации страховщиками оказания медицинской помощи застрахованным они получают прибыль. Стационарозамещающая терапия, профилактика заболеваний, разработка и внедрение новых методов лечений должна стать приоритетным направлением страховых медицинских организаций.
3. Изменение взаимодействия медицинских учреждений со СМО в части предоставления СМО права отказать медицинскому учреждению в заключении договора. Таким образом, у разных страховщиков может быть отличающийся перечень медицинских организаций, с которыми заключен договор. В свою очередь, право выбора застрахованного может значительно удорожит его полис - чем шире охват организаций, тем выше стоимость.
Рассматривая ОМС и ДМС как единый страховой канал финансового механизма системы здравоохранения, мы подчеркиваем значимость и необходимость создания комплексной системы медицинского страхования. Интегрируя денежные ресурсы систем обязательного и добровольного медицинского страхования в солидарный источник финансовых средств системы здравоохранения, повышается уровень медицинского обслуживания населения, качество предоставляемых услуг и доступность дорогостоящих видов лечения.
Список литературы
1. Всемирная организация здравоохранения. Режима доступа http://data.euro.who.int (дата обращения 10.07.2012).
2. Развитие отечественного здравоохранения как фактора улучшения здоровья населения. Извлечение из доклада Инновационное развитие России: стратегия, ресурсы, законодательные решения (проект на 05.09.2011 г.).// Научно-практический медицинский журнал для врачей. 16.11.2011. ЦКЬ http://www.rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=15 13:2011-11-15-23-54-34&catid=25:the-project (дата обращения 15.08.2012).
3. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа http://www.gks.ru (дата обращения 03.08.2012)
References
1. Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya [The world health organization.]. http://data.euro.who.int (accessed June 07.2012).
2. Razvitie otechestvennogo zdravookhraneniya kak faktora uluchsheniya
zdorov'ya naseleniya. Izvlechenie iz doklada Innovatsionnoe razvitie Rossii: strategiya, resursy, zakonodatel'nye resheniya (proekt na 05.09.2011 g.): Nauchno-prakticheskiy meditsinskiy zhurnal dlya vrachey [The development of the national healthcare system as a factor of improving the health of the population. Extract from the report of the Innovative development of Russia: strategy, resources, and legislative decisions. (The project on September 09.2011 year.) The scientific-practical medical magazine for doctors]. 16.11.2011.
http://www.rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=15 13:2011-11-15-23 -54-34&catid=25 :the-project (accessed 15.08.2012).
3. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal service of state statistics] http://www.gks.ru (accessed August 03, 2012 ).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Быстрова Ксения Евгеньевна, соискатель
Санкт-Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов улица Садовая, 21, Санкт-Петербург, 191023, Россия E-mail: kshomе@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR Bystrova Kseniya Evgenevna, Applicant
Saint-Petersburg State University of Economics and Finance 21 Sadovaya str., Saint-Petersburg, 191023, Russia E-mail: kshomе@mail.ru
Рецензент:
Янова С.Ю., заведующая кафедрой страхования, доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного Университета Экономики и Финансов