Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПЛАНИРОВАНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПЛАНИРОВАНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА / ПЛАНИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ / ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ СДУ / НОРМЫ ЧИСЛЕННОСТИ / НОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестаков М.А., Данилина М.В.

Цель исследования - формирование единого методического подхода к планированию численности работников системы долговременного ухода (ОДУ). Актуальность работы обусловлена необходимостью обеспечения эффективности функционирования СДУ и качества социальных услуг на этапе создания и развертывания модели управления данной системой. Гипотеза исследования связана с тем, что планирование численности работников СДУ, основанное на едином подходе, позволит обеспечить эффективность предоставления и качество услуг по уходу, способствовать установлению эффективной системы оплаты труда и мотивации персонала, рациональному планированию бюджета в части финансирования расходов на СДУ. В результате исследования определен методический подход к планированию численности работников СДУ, основанный на разработке и установлении нормативов численности и норм обслуживания, предложены соответствующие нормы труда, позволяющие научно обоснованно подойти к определению необходимой численности работников и планированию расходов на персонал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шестаков М.А., Данилина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A UNIFIED METHODOLOGICAL APPROACH TO PLANNING THE NUMBER OF LONG-TERM CARE WORKERS

The aim of the study is to develop a unified methodological approach to planning the number of employees in the long-term care system (LTC). The relevance of the article is determined by the need to ensure the efficiency of the LTC functioning and the quality of social services at the stage of creation and deployment of the management model of this system. The hypothesis of the study is related to the fact that the planning of the number of employees of the LTC, based on a unified approach, will ensure the efficiency of the provision and quality of care services, contribute to the establishment of an effective system of remuneration and motivation of staff, and rational budget planning in terms of financing the costs of LTC. As a result of the study, a methodological approach to planning the number of LTC employees based on the development and establishment of staffing and service standards has been defined, and the corresponding labor standards have been proposed, allowing for a scientifically sound approach to determining the required number of employees and planning personnel costs.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПЛАНИРОВАНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА»

■

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2023-52-3-115-121 УДК 331.522; 314.93 ^ Ш; ^4

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПЛАНИРОВАНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

М.А. Шестаков, М.В. Данилина

Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Цель исследования - формирование единого методического подхода к планированию численности работников системы долговременного ухода (СДУ). Актуальность работы обусловлена необходимостью обеспечения эффективности функционирования СДУ и качества социальных услуг на этапе создания и развертывания модели управления данной системой. Гипотеза исследования связана с тем, что планирование численности работников СДУ, основанное на едином подходе, позволит обеспечить эффективность предоставления и качество услуг по уходу, способствовать установлению эффективной системы оплаты труда и мотивации персонала, рациональному планированию бюджета в части финансирования расходов на СДУ. В результате исследования определен методический подход к планированию численности работников СДУ, основанный на разработке и установлении нормативов численности и норм обслуживания, предложены соответствующие нормы труда, позволяющие научно обоснованно подойти к определению необходимой численности работников и планированию расходов на персонал.

Ключевые слова: система долговременного ухода; планирование численности работников; типовая модель СДУ; нормы численности; нормы обслуживания; социальные услуги по уходу.

Для цитирования: Шестаков М.А., Данилина М.В. Формирование единого методического подхода к планированию численности работников системы долговременного ухода. Социально-трудовые исследования. 2023;52(3):115-121. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-52-3-115-121.

ORIGINAL PAPER

FORMATION OF A UNIFIED METHODOLOGICAL APPROACH TO PLANNING THE NUMBER OF LONG-TERM CARE WORKERS

M.A. Shestakov, M.V. Danilina

All-Russian Research Institute of Labor, Moscow, Russia

ABSTRACT

The aim of the study is to develop a unified methodological approach to planning the number of employees in the long-term care system (LTC). The relevance of the article is determined by the need to ensure the efficiency of the LTC functioning and the quality of social services at the stage of creation and deployment of the management model of this system. The hypothesis of the study is related to the fact that the planning of the number of employees of the LTC, based on a unified approach, will ensure the efficiency of the provision and quality of care services, contribute to the establishment of an effective system of remuneration and motivation of staff, and rational budget planning in terms of financing the costs of LTC. As a result of the study, a methodological approach to planning the number of LTC employees based on the development and establishment of staffing and service standards has been defined, and the corresponding labor standards have been proposed, allowing for a scientifically sound approach to determining the required number of employees and planning personnel costs.

Keywords: long-term care system; planning the number of employees; standard model of LTC, headcount standards; service standards; social care services.

For titaHon: Shestakov M.A., Danilina M.V. Formation of a unified methodological approach to planning the number of long-term care workers. Social and labor research. 2023;52(3):115-121. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-52-3-115-121.

ВВЕДЕНИЕ

Тенденции изменения демографической структуры населения в Российской Федерации свидетельствуют о том, что в долгосрочной перспективе доля пожилого населения будет увеличиваться, а, следовательно, будет и расти нагрузка на систему

© Шестаков М.А., Данилина М.В., 2023

социального обслуживания1 [1, 2, 3]. Многие страны, правительства которых осознают указанные тенденции и связанные с ними риски, осущест-

1 Роик В.Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения: учебное пособие для среднего

профессионального образования / В.Д. Роик. Москва: Издательство Юрайт, 2023.

вляют реформирование национальных систем долговременного ухода за пожилыми гражданами (Long-Term Care, LTC) [4, 5].

В настоящее время в Российской Федерации реализуется масштабный федеральный проект по разработке и реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения, одним из важнейших направлений которого является формирование СДУ (системы долговременного ухода) - системы организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг (социальное обслуживание, поддержка семейного ухода, помощь в домашних и полустационарных условиях с привлечением сиделок и службы патронажа) гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в уходе в силу возраста или состояния здоровья, основанную на межведомственном вза-имодействии2.

Ранее проведенные исследования, в т.ч. международного опыта по созданию и развитию систем долговременного ухода показали, что оказание услуг в данной отрасли социальной сферы носит весьма трудоемкий характер [6]. В этой связи качество и эффективность формирования системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - СДУ), оказания социальных услуг по уходу (далее - услуги по уходу) во многом зависит от качества планирования численности персонала, который не только непосредственно участвует в оказании услуг по уходу, но и обеспечивает управление всей системой долговременного ухода в пределах предоставленных полномочий.

Представляется, что одним из наиболее рациональных и эффективных подходов к планированию и расчету численности СДУ, необходимой для реализации возложенных на нее функций, является тот, в основе которого лежат научно обоснованные и проверенные на практике нормы труда.

В рамках данного исследования:

• проведен анализ и дана оценка имеющейся нормативно-методической базы для нормирования труда работников СДУ;

• определен методический подход к разработке норм труда для расчета необходимой численности работников СДУ.

2 Подпункт 1 пункта 4 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2022 г. № 781 «О реализации в отдельных субъектах РФ в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе».

Результаты исследования, представленные в настоящей статье, являются попыткой обобщить имеющиеся подходы и предложить универсальную методику планирования численности персонала СДУ, основанную на нормах труда.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ

Прежде чем перейти к более развернутому описанию имеющихся методических наработок и оценке возможности их использования для планирования численности работников СДУ представляется целесообразным рассмотреть особенности организации функционирования СДУ.

Согласно Типовой модели СДУ, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации3, участниками системы является целый ряд субъектов, наибольший интерес среди которых с точки зрения данного исследования, представляют:

1) региональные и территориальные координационные центры, созданные в организациях, подведомственных органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, не являющихся поставщиками социальных услуг;

2) организации социального обслуживания независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (поставщики социальных услуг).

Типовая модель СДУ также закрепляет и регламентирует функции, реализуемые каждым участником СДУ. На рис. 1 представлены направления деятельности, обеспечивающие ее функционирование.

Согласно Типовой модели СДУ функция по признанию гражданина нуждающимся в соцоб-служивании, в т.ч. в услугах по уходу и включению его в систему долговременного ухода реализуется территориальными координационными центрами, работники которых - эксперты по оценке нуждаемости (далее - эксперты) определяют индивидуальную потребность гражданина в соцобслуживании, осуществляют координацию и обеспечение функционирования СДУ на муни-

3 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2022 г. № 781 «О реализации в отдельных субъектах РФ в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе».

Признание гражданина, нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и его включение

в систему долговременного ухода

Организация предоставления и предоставление услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода

Контроль за качеством предоставления услуг по уходу, включенных в социальный пакет доолговременного ухода

Рис. 1 / Fig. 1. Направления деятельности отдельных участников СДУ, обеспечивающие функционирование СДУ в субъектах Российской Федерации / Areas of activity of individual LTC participants, ensuring the LTC functioning in the constituent entities of the Russian Federation

Источник/Source: отставлено авторами / compiled by the authors.

ципальном или межмуниципальном уровне. Непосредственное оказание услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется, согласно Типовой модели СДУ, работниками поставщика социальных услуг, а именно - помощниками по уходу.

Организация оказания услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, и контроль за качеством их оказания на уровне поставщика социальных услуг осуществляются непосредственно поставщиками социальных услуг, для чего в структуре персонала поставщика социальных услуг, оказывающего услуги по уходу, предусмотрена должность организатора ухода.

Таким образом, анализ действующего нормативного документа, определяющего основы формирования и функционирования СДУ на этапе реализации пилотного проекта, позволяет выделить 3 группы персонала, для которых предполагается разработать нормативы по труду (рис. 2).

ОЦЕНКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ И МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СДУ НА ОСНОВЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА Поскольку норм и нормативов, соответствующих требованиям Минтруда России4, которые могли бы непосредственно быть использованы для расчета нормативной численности работников СДУ, не разработано, а действуют лишь два нормативно-методических документа, на основании которых рассчитывается нормативная численность социальных работников и основного персонала стационарных организаций социального обслуживания5 [7, 8], в процессе исследования использовались общеметодические принципы, заложенные в приказах Минтруда России №№ 235, 504, а также методический подход при определении норм нагрузки на одного социального работника (приказ Минтруда России № 725).

Под планируемой численностью работников СДУ подразумевается количество работников, необходимое для качественного выполнения запланированного объема работ, т.е. предполагается, что она (численность) будет рассчитываться на основе норм труда.

4 См.: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2013 г. № 235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда» (далее - приказ Минтруда России №235), приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября 2013 г. №504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях» (далее - приказ Минтруда №504).

5 См.: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 октября 2015 г. № 725 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания» (далее - приказ Минтруда России №725), приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 ноября 2014 г. №940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений».

Наименование функции

Наименование структурной единицы

Наименование должности

Признание гражданина Организация предоставления

нуждающимся в социальном услуг по уходу, включенных Оказание услуг по уходу,

обслуживании, в том числе в социальный пакет предусмотренных

в социальных услугах по уходу, долговременного ухода, социальным пакетом

и его включение в систему контроль поставщика социальных услуг долговременного ухода

долговременного ухода за качеством оказания услуг по уходу

Территориальный Поставщик социальных услуг

координационный центр

Эксперт по оценке Организатор ухода Помощник по уходу

нуждаемости

Рис. 2/ Fig. 2. Группы персонала, для которого предполагается разработать нормативы по труду / Personnel groups for which labor standards are to be developed

Источник/Source: отставлено авторами / compiled by the authors.

чп

Рис. 3/ Fig. 3. Мероприятия по признанию гражданина нуждающимся, в т.ч. в услугах по уходу и включению его в систему долговременного ухода / Measures to recognize citizens in need of care services and to include them in the long-term care system

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Одним из важнейших этапов разработки нормативных материалов по труду является определение нормообразующих факторов, т.е. факторов, существенно влияющих на затраты труда при выполнении нормируемых работ.

На сегодняшний день описано значительное количество способов выявления нормообразую-щих факторов. Но в основе любого из них должен лежать анализ содержания выполняемых работ.

Анализ содержания работ (определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, формирование проектов индивидуальной программы и дополнений к ней и др.), выполняемых экспертами по оценке нуждаемости показал, что основным нормообразующим фактором, определяющим численность работников по данной должности, является численность граждан, нуждающихся в услугах по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода4.

На рис. 3 выделены основные мероприятия, реализуемые при определении индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании.

Планируемая численность экспертов (Ч™) может быть определена по следующей формуле:

и

ФП

(1)

где Тэ - нормативная трудоемкость выполнения работ экспертами, чел.-час.;

Ф"рВ - плановый (полезный) фонд рабочего времени одного работника, час.

В свою очередь, нормативная трудоемкость выполнения работ экспертами ( иЭ) рассчитыва-

ется по следующей формуле:

N

г-рН_ \ 1 .н глпп

Т Э = L 'i ' Qi

(2)

где

норма времени на выполнение 1-й ра-

ботыэкспертами, час.;

Qn.л - плановый объем ьй работы, установленный на период, для которого планируется численность экспертов;

i...N - индекс суммирования и верхняя граница суммирования соответственно, показывающие что нормативная трудоемкость суммируется по всем работам от 1 до М-ой.

Плановый фонд рабочего времени одного работника может быть определен по следующей формуле:

ФРВ—Т ПК Т О Т ВН Т ПР

(3)

где ТПК - норма рабочего времени по производственному календарю; ТО - количество часов, не отработанное в связи с предоставлением основного и дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии с трудовым законодательством и локальными нормативными документами организации; ТВН - среднее количество часов в год, не отработанное в связи с временной нетрудоспособностью; ТПР - среднее количество часов, не отработанное по другим причинам.

Плановая численность экспертов также может быть определена на основе нормы обслуживания, по формуле:

ц

цПГ_ -1 О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э _ ~Но

Ч

х п

(4)

плановая численность получателей услуг по рооду, чел.;

Нэо - норма обслуживания, получателей услуг по уходу в расчете на одного эксперта.

Проведенные авторами исследования показали, что норма обслуживания, т. к. количество обслуживаемых в течение года граждан, приходящееся на одного эксперта, составляет 1000 чел.

На основании полученной нормы обслуживания построено нормативное уравнение для определения планируемой штатной численности экспертов, которое имеет следующий вид6:

ЧЭ=0,0696 + 0,001 - Чп0Л (5)

На основании данного уравнения могут быть построены нормативные таблицы для определения нормативной численности экспертов.

Однако, анализ их деятельности показал, что в структуре рабочего времени данных специалистов значимое место занимают затраты труда, связанные с их передвижением от рабочего места до места пребывания гражданина, в отношении которого проводится процедура оценки индивидуальной потребности в уходе.

В связи с этим полученную по формуле (5) численность экспертов по оценке нуждаемости необходимо скорректировать на величину, учитывающую затраты времени эксперта на передвижение. То есть, формула (5) преобразуется в следующую формулу:

Ч™ =(0,0696 + 0,001 - Чпол) ■ Кд (6)

где Кд - поправочный коэффициент, учитывающий затраты времени эксперта на передвижение.

Поскольку численность обслуживаемых граждан экспертом по оценке нуждаемости сокращается с ростом затрат времени на передвижение, поправочный коэффициент должен быть больше единицы, а его значение определяться непосредственно территориальными координационными центрами с учетом системы расселения, развития системы транспортного обслуживания и прочих факторов.

Согласно Типовой модели СДУ организатор ухода является сотрудником поставщика социальных услуг, который организует деятельность помощников по уходу и осуществляет контроль за предоставлением гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода .

Плановую численность организаторов ухода целесообразно определять на основе норм обслуживания. Однако, анализ их деятельности показывает, что трудоемкость выполнения работ зависит от уровня нуждаемости в уходе, который установлен получателю услуг по уходу.

Таким образом, плановая численность организаторов ухода (ЧОУ) может быть рассчитана по следующей формуле:

Таблица 1 / Table 1 Показатели трудоемкости выполнения работ организаторами ухода / Indicators of labor intensity of work care organizers

Наименование показателя / Indicator Значение показателя по уровням нуждаемости в уходе (УН) / Indicator value by level of care (LOC) needs

1 УН 2 УН 3 УН

1 2 3 4

Трудоемкость, мин. 1010 1310 2570

Норма обслуживания, чел./раб. 103,9 80,1 40,8

Источник/Source: отставлено авторами / compiled by the authors.

Чпя =У

^ОУ = Zj

j=l НО

(7)

где Чо ^ - плановая численность получателей услуг по уходу, относящихся к j-му уровню нужда-ем ости вуходе;

- норма обслуживания, получателей услуг по уходу, относящихся к j-му уровню нуждаемости в уходе, в расчете на одного организатора ухода;

j...J - индекс суммирования и верхняя граница суммирования соответственно, показывающие что плановая численность суммируется по всем уровням нуждаемости в уходе от 1 до /-го.

Ранее проведенные исследования позволили определить исходя из основных видов работ, выполняемых организаторами ухода, трудоемкость выполнения работ по уровням нуждаемости в уходе и нагрузку (норму обслуживания) на одного организатора ухода (табл. 1).

К уравнению (7) также применяется поправочный коэффициент, учитывающий особенности выполнения работ организаторами ухода, связанные с передвижением от рабочего места до места пребывания (проживания) получателя услуг по уходу.

Непосредственно услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, согласно Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе8, оказываются помощниками по уходу, перечень основных трудовых функций которых определен профессиональным стандартом сиделки (помощника по уходу)9. Трудоемкость выполняемых ими работ непосредственно зависит от уровня нуждаемости в уходе, к которому отнесен тот или иной получатель услуг по уходу.

6 Уравнение получено на основе регрессионного анализа. Нормативное уравнение характеризуется следующими параметрами: коэффициент детерминации ^2): 0,9871; уравнение в целом и коэффициенты значимы на уровне р<0.001.

7 п. 88 Типовой модели СДУ.

8 п.50 Типовой модели СДУ.

9 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2018 г. № 507н «Об утверждении профессионального стандарта «Сиделка (помощник по уходу)».

о ,1

Таблица 2/ Table 2 Показатели трудоемкости выполнения работ помощниками по уходу / Indicators of labor intensity of work performed by care assistants

Наименование показателя / Indicator Значение показателя по уровням нуждаемости в уходе (УН) / Indicator value by level of care (LOC) needs

i УН 2 УН 3 УН

1 2 3 4

Трудоемкость, час. 364 910 1274

Норма обслуживания, чел./раб. 4,4 1,76 1,26

Примечание. Поскольку недельный объем оказания услуг по уходу в Типовой модели СДУ представлен в виде интервалов, то для расчетов использовались значения, соответствующие серединам указанных интервалов

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Типовой моделью СДУ предусмотрено, что при установлении гражданину 1 уровня нуждаемости (1 УН) в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 14 часов в неделю; 2 уровня нуждаемости в уходе (2 УН) - до 21 часа в неделю; 3 уровня нуждаемости в уходе (3 УН) - до 28 часов в неделю, а суммарное время, требуемое для предоставления всех социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, не может превышать предельный объемсоциасьного пакета долговременного уходо,установлст ный для каждого уровня нуждаемости в уходе10.

Основываясь на установленном Типовой моделью СДУ объеме предоставления услуг по уходу в неделю, плансшую численностб помощников по уходу (ЧПУ) можно определить по следующей формуле:

J т_гПЛ

= У Чо ,j

' НПУ

j=1 Н

(8)

о 'j

где Н^ - норма обслуживания, получателей услуг по уходу, относящихся к ;-му уровню нуждаемости в уходе, в расчете на одного помощника по уходу;

j...J - индекс суммирования и верхняя граница суммирования, соответственно, показывающие что плановая численность суммируется по всем уровням нуждаемости в уходе от 1 до /-го.

На основе вышеизложенного определена трудоемкость выполнения работ помощниками по уходу и нормы обслуживания (табл. 2).

В завершении хотелось бы представить пример расчета плановой численности работников системы долговременного ухода исходя из следующих исходных данных:

Cм. п. 42-46 Типовой модели ОДУ.

1) плановая численность получателей услуг по уходу в субъекте Российской Федерации (Ч™): 600 чел., в т.ч.:

а) относящихся к 1 уровню нуждаемости в уходе (Ч™): 60 чел.;

б) относящихся ко 2 уровню нуждаемости в уходе (ч™2): 300 чел.;

в) относящихся к 3 уровню нуждаемости в уходе (Ч™): 240 чел.

2) поправочный коэффициент, учитывающий затраты времени на передвижение работников установлен эмпирически и составляет: Кд =1,15.

Исходя из представленных выше данных, плановая численность работников системы долговременного ухода, выполняющих работы по оценке нуждаемости в уходе, организации, контроле и предоставлении услуг по уходу, предусмотренных социальным пакетом долговременного ухода, составит 442,75 шт. ед., в т.ч.:

1) экспертов по оценке нуждаемости: ЧЭ=(0,0696 + 0,001 ■ 600) ■ 1,15 = 0,77 чел.~ 0,75шт . ед.

2) организаторов ухода:

ЧпУ = +-300+^) ■ 1,15 = (0,58 + 3,33 + 5,88) ■ 1,15 =

ОУ \ 103,9 90,1 40,8 / 1 ' ' ' ' '

= 11,26чел.~ 11,25шт. ед.

3) помощников по уходу:

ЧпПУ = ( —+ — +—) ■ 1,15 = (13,6 + 170,5 + 190,5) ■ 1,15 = ПУ \4,4 1,76 1,26 / 1 ' ' ' ' '

= 430,79 чел. - 430,75 шт. ед.

ВЫВОДЫ

Разработанный в результате исследования единый методический подход к планированию численности работников системы долговременного ухода имеет не только теоретико-методологическое значение, но и важное практическое значение. Прежде всего его применение позволяет избежать диспропорций при формировании штатного расписания организаций социального обслуживания, участвующих в предоставлении услуг по уходу в рамках СДУ, связанных с тем, что численность обслуживаемых работниками граждан будет носить преимущественно субъективный характер, не учитывающий общеотраслевые закономерности формирования удельных показателей численности работников, а также наиболее рациональную и эффективную организацию труда.

Единый подход к планированию численности работников СДУ позволит также обеспечить эффективность предоставления и качество услуг по уходу, т.к. несложно показать, что, например, нео-

10

боснованное занижение норм обслуживания при одинаковых организационно-технических условиях выполнения работ и их объемах приводит к тому, что мощность организации социального обслуживания используется неэффективно и оно не может обслуживать необходимое количество граждан, нуждающихся в уходе.

Кроме того, важно отметить, что применение единых норм труда будет способствовать формированию эффективной системы оплаты труда и повышению мотивации персонала организаций социального обслуживания, оказывающих услуги по уходу в рамках СДУ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Роик В.Д. Пожилые и стареющий социум России: выбор модели жизнедеятельности: [монография] / В.Д. Роик. Москва: Проспект, 2016. 337 с. Библиогр.: с. 322-331. ISBN 978-5-392-21580-5

2. Bloom D.E. & Luca D.L. (2016). The Global Demography of Aging: Facts, Explanations, Future. Handbook of the Economics of Population Aging. 10.1016/bs.hespa.2016.06.002

3. Shestakov M.A., Smirnov V.M., Danilina M.V. State and Current Trends in the Development of the Social Service System in Russia. Economies, 2022;10(32). https://doi.org/10.3390/economies10020032

4. Shestakov M.A., Smirnov V.M., & Danilina M.V. Methodological approaches to assessing the differentiation of indicators of the functioning of the social service system. Interacción Y Perspectiva. 2021;11(2):170-187.

5. Halásková Renáta & Bednar Pavel & Haláskova Martina. (2017). Forms of Providing and Financing Long-Term Care in OECD Countries. Review of Economic Perspectives. 17. 10.1515/revecp-2017-0008

6. Lipszyc B., et al. (2012). Long-Term Care: Need, Use and Expenditure in the EU-27. European Commission Economic Papers 469.

7. Смирнов В.М., Шестаков М.А. Эффективность внедрения нормативов штатной численности основного персонала в организациях социального обслуживания // Экономика труда. 2022;9(12):2129-2144. DOI: 10.18334/et.9.12.116905

8. Смирнов В.М., Шестаков М.А. Перспективы учета степени ограничения к самообслуживанию при разработке и применении нормативов штатной численности стационарных организаций социального обслуживания. Проблемы экономики и юридической практики. 2022;(6):213-221.

REFERENCES

1. Roik, V.D. Elderly and aging society of Russia: Choice of life activity model: [monografiya] Moskva: Prospekt. 2016. 337 p. Bibliogr.: p. 322-331.ISBN 978-5-392-21580-5. (In Russ.).

2. Bloom, D.E., Luca, D.L. The Global Demography of Aging: Facts, Explanations, Future. Handbook of the Economics of Population Aging. 2016. 10.1016/bs.hespa.2016.06.002.

3. Shestakov M.A., Smirnov V.M., Danilina M.V. State and Current Trends in the Development of the Social Service System in Russia. Economies. 2022;10(32). URL:https://doi.org/10.3390/economies10020032

4. Shestakov M.A., Smirnov V.M., Danilina M.V. Methodological approaches to assessing the differentiation of indicators of the functioning of the social service system. Interacción Y Perspectiva. 2021;11(2):170-187

5. Halásková, Renáta & Bednar, Pavel & Haláskova, Martina. Forms of Providing and Financing Long-Term Care in OECD Countries. Review of Economic Perspectives. 2017. 17. 10.1515/revecp-2017-0008.

6. Lipszyc, B., et al. Long-Term Care: Need, Use and Expenditure in the EU-27. European Commission Economic Papers 469. 2012.

7. Smirnov V.M., SHestakov M.A. Efficiency of implementing standards for staffing levels of key personnel in social service organizations. Ekonomika truda = Labor Economics. 2022;9(12):2129-2144. DOI: 10.18334/et.9.12.116905. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Smirnov V.M., SHestakov M.A. Prospects for considering the degree of limitation to self-service when developing and applying staffing standards for inpatient social service organizations. Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki = Problems of Economics and Legal Practice. 2022;(6):213-221. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Максим Алексеевич Шестаков - заместитель директора Центра исследований социальной политики, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Maxim A. Shestakov - Deputy Director Center for Social Policy Research, Federal State Budgetary Institution "All-Russian Scientific Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor and Social Protection of Russia, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-5552-1888 shestakov_ma@vcot.info

Марина Викторовна Данилина - кандидат экономических наук, доцент, в.н.с., ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Marina V. Danilina - Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Senior Researcher, Federal State Budgetary

Institution "All-Russian Scientific Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor and Social Protection

of Russia, Moscow, Russia.

https://orcid.org/0000-0002-7849-5029

marinadanilina@yandex.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 10.07.2023; после рецензирования 18.07.2023, принята к публикации 20.07.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 10.07.2023; revised on 18.07.2023 and accepted for publication on 20.07.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.