Научная статья на тему 'Формирование двухфакторной модели классификации лизинговых компаний по стратегии ключевого лизингового продукта'

Формирование двухфакторной модели классификации лизинговых компаний по стратегии ключевого лизингового продукта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ЛИЗИНГОВЫЙ ПРОДУКТ / LEASING / CLASSIFICATION / STRATEGY / LEASING PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маковеев Роман Евгеньевич

Говоря о лизинге, как явлении предпринимательства современной экономики, мы представляем сделки с большим разнообразием форм, размеров и параметров продукта данного рынка. И с усложнением рынка, ростом количества включенных в него субъектов, применением все более сложных форм и способов финансирования, старые формы классификации лизинговых компаний не могут ответить на некоторые вопросы, которые встают при исследовании различных аспектов лизингового рынка. Глубокое понимание рынка, его анализ и планирование то, что приобретает все более существенную роль в условиях нестабильности отрасли. Поэтому в статье предложен новый подход к классификации лизинговых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE TWO-FACTOR MODEL OF CLASSIFICATION OF LEASING COMPANIES ON THE STRATEGY OF KEY LEASING PRODUCT

Speaking about leasing, as a phenomenon of entrepreneurship in the modern economy, we represent transactions with a wide variety of shapes, sizes and parameters of the product of this market. And with the complexity of the market, the growing number of subjects included in it, the use of increasingly complex forms and ways offinancing, old forms of classification of leasing companies can not answer some of the questions that arise in the study of various aspects of the leasing market. Deep understanding of the market, its analysis and planning is something that is becoming increasingly important in the conditions of the industry's instability. Therefore, a new approach to the classification of leasing companies is proposed in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование двухфакторной модели классификации лизинговых компаний по стратегии ключевого лизингового продукта»

Маковеев Р.Е.

ФОРМИРОВАНИЕ ДВУХФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ ПО СТРАТЕГИИ КЛЮЧЕВОГО ЛИЗИНГОВОГО ПРОДУКТА

Аннотация. Говоря о лизинге, как явлении предпринимательства современной экономики, мы представляем сделки с большим разнообразием форм, размеров и параметров продукта данного рынка. И с усложнением рынка, ростом количества включенных в него субъектов, применением все более сложных форм и способов финансирования, старые формы классификации лизинговых компаний не могут ответить на некоторые вопросы, которые встают при исследовании различных аспектов лизингового рынка. Глубокое понимание рынка, его анализ и планирование - то, что приобретает все более существенную роль в условиях нестабильности отрасли. Поэтому в статье предложен новый подход к классификации лизинговых компаний.

Ключевые слова. Лизинг, классификация, стратегия, лизинговый продукт.

Makoveev R.E.

FORMATION OF THE TWO-FACTOR MODEL OF CLASSIFICATION OF LEASING COMPANIES ON THE STRATEGY OF KEY LEASING PRODUCT

Abstract. Speaking about leasing, as a phenomenon of entrepreneurship in the modern economy, we represent transactions with a wide variety of shapes, sizes and parameters of the product of this market. And with the complexity of the market, the growing number of subjects included in it, the use of increasingly complex forms and ways offinancing, old forms of classification of leasing companies can not answer some of the questions that arise in the study of various aspects of the leasing market. Deep understanding of the market, its analysis and planning is something that is becoming increasingly important in the conditions of the industry's instability. Therefore, a new approach to the classification of leasing companies is proposed in the article.

Keywords. Leasing, classification, strategy, leasing product.

Лизинг в современной России, переживает время больших изменений. Ключевые изменения происходят в арбитражной практике (в активное использование вошли новые теории и подходы); регулировании рынка (планируется реформа лизинга с целью формирования регуляторной функции Центробанка) с непонятным на данный момент шагами и несистемной политикой в данном вопросе; правовых основах рынка - активно обсуждаются и вносятся законопроекты по существенным изменениям в ГК РФ (в раздел «аренда», выделению раздела «лизинг») и федеральный закон о лизинге, которые существенно повлияют на работу всех компаний.

Кроме этого, общеэкономические факторы не могут не находить отражение в лизинговой отрасли. В том числе и ретро-информация о событиях, которые имели место. Прошлые экономические проблемы являлись причинами реструктуризаций, продлений и продаж / возвратов в индуст-

ГРНТИ 06.73.65 © Маковеев Р.Е., 2018

Роман Евгеньевич Маковеев - аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.

Контактные данные для связи с автором: 190000, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 44А (Russia, St. Petersburg, Lermontovsky av., 44А). E-mail: makoveev.roman@yandex.ru.

рии [1]. Сильная экономика, которая заинтересована в обновлении оборудования влияет на рост объема лизинга. Отсутствие же подобного положения в стране ведет к неуверенности и неопределённости всего экономического сообщества. Данная нестабильность влияет на актуальность вопросов, возникающих при изучении лизинга как феномена.

В современной экономической науке классификация лизинговых компаний обычно базируется на нескольких ключевых параметрах, таких как [2]:

• по отношению к арендуемому имуществу (чистый / сухой, «мокрый», частичный лизинг);

• по типу финансирования (срочный, возобновляемый лизинг, генеральный лизинг);

• по количеству участников сделки (двусторонний, прямой лизинг, вендор-лизинг, возвратный лизинг, косвенный, лизинг с участием множества сторон, сублизинг);

• по типу предмета лизинга (движимое и недвижимое имущество);

• по степени окупаемости имущества (лизинг с полной и неполной окупаемостью);

• в зависимости от степени риска для лизингодателя (необеспеченный, частично обеспеченный, гарантированный лизинг).

Существует также ряд других критериев, по которым классифицируются лизинговые операции и лизинговые компании. Однако, данные критерии не дают общей информации о том, каким образом работает компания, какими принципами руководствуется, какой генеральной линией в своей стратегии руководствуется, влиянию каких факторов подвержена больше, а каким - меньше. В рамках авторского исследования, проводимого по вопросу стратегического управления лизинговыми компаниями и разработке механизмов управления лизинговым предпринимательством, была необходима система классификации компаний, которая могла бы ответить на данный вопрос.

Предлагаемый вариант классификации основан на разнице в лизинговых продуктах, которыми компания занимается. То есть ключевым параметром для определения компании признается один из четырех предлагаемых лизинговых продуктов. Данная классификация имеет вид модели и имеет одно существенное допущение: одна лизинговая компания занимается только одним видом лизингового продукта. Это означает, что одной отдельной компании соответствует один определённый продукт. Данное допущение необходимо для дальнейшей разработки вопроса влияния различных факторов на лизинговые компании, а также их поведения в ответ на влияние этих факторов.

Предлагаемая классификация базируется на четырех, так называемых, «ключевых лизинговых продуктах»: розничный лизинг, инвестиционный лизинг, проектно-инвестиционный лизинг, оперативный лизинг. Сравнение основных параметров «ключевых лизинговых продуктов» представлено в таблице 1.

По мнению авторов данного подхода, другие факторы, такие как источник фондирования, способ сделки (прямой или возвратный лизинг), территория реализации сделки, и др. не являются влияющими на поведение компании на рынке и на то, как компания реагирует на различные факторы. Указанная классификация дает нам возможность рассмотреть более детально влияние разного рода факторов (внешних и внутренних) по каждой группе компаний. В соответствии с данной классификацией можно сделать выводы о том, какой портрет лизингополучателя присущ каждой из групп, какие риски и какие резервы необходимы лизинговой компании и др.

Важным аспектом, на который необходимо обратить внимание, является то, что по данной классификации для целей исследования стратегий поведения лизинговых компаний автор отходит от стандарта Базель II, по нормам которого исключается предметы объектного финансирования (суда, самолеты, железнодорожные вагоны и автопарки) [3]. В данном случае ввиду схожести наименований, понятия могут быть ошибочно приравнены между собой. Однако, для целей данного исследования более корректным является отнесение объектного финансирования к группе «про-ектно-инвестиционных лизинговых продуктов».

Дополнительным критерием для достаточности оценки поведения на рынке является количество ключевых сделок в портфеле компании. Если компания имеет в своем портфеле проектно-инвестиционную сделку на сумму более 10 млн руб., это показывает, что компания, с одной стороны, имеет большие возможности по привлечению капитала и работает с крупным бизнесом. Но, с другой стороны, если весь портфель компании сформирован одной сделкой и компания является кэптинговой и фактически необходима для оптимизации инвестиционного потока внутри холдинга - это несколько другая модель оценки и рисков и поведения компании.

Таблица 1

Характеристика «ключевых лизинговых продуктов», согласно авторской классификации_

Параметр Розничный Инвестиционный Проектно-инвестиционный Оперативный

Лизингополучатель Микро, малый и средний бизнес Малый, средний и крупный бизнес Средний и крупный бизнес Средний и крупный бизнес

Предмет лизинга Высоколиквидное имущество: легковые и грузовые автомобили, стандартизированное оборудование и др. Средне- и низколиквидное имущество: крупные имущественные комплексы, недвижимость, предприятия, оборудование с индивидуальными характеристиками и др. Неликвидное, уникальное оборудование и имущество, которое изготавливается под определённые потребности определённого клиента. Имеет крайне высокую степень индивидуальных характеристик Высоколиквидное имущество: легковые и грузовые автомобили. Целевое имущество: самолеты, вагоны, колесная техника, буровое оборудование

Стандартный размер авансового платежа 0-40% 10-45% 0-20% 0%

Стоимость имущества до 5 млн руб. до 25 млн руб. от 15 млн руб. от 0,5 млн руб.

Срок сделки до 5 лет от 2 до 7 лет от 5 лет зависит от имущества и срока его полезного использования

Срок поставки имущества 0-3 месяца 0-6 месяцев 0-60 месяцев 0-3 месяца

Стоимость привлечения фондирования для реализации сделки средняя средняя низкая средняя

Маржинальность сделки для лизингодателя высокая средняя низкая Финансовая маржинальность низкая. Основная маржинальность зависит от дополнительных сервисов

Пример сделки приобретение автомобиля ГАЗель для потребительского кооператива или для создания «Магазина на колесах» приобретение морского дока для судоремонтной компании; приобретение бывшего в эксплуатации сухогруза для фрахтовой компании постройка в лизинг комплекса перегрузки угля в одном из портов; постройка пассажирского самолета одному из авиаперевозчиков приобретение парка автомобилей для каршеринга; приобретение парка карьерных самосвалов для алмазных карьеров

Таким образом, модель делит рынок на 12 групп, описанных в таблице 2. В результате, можно говорить о формировании новой для современной экономической теории двухфакторной классификации лизинговых компаний по 2 критериям:

• по «ключевому лизинговому продукту»

• по количеству таких сделок в портфеле лизингодателя.

Таблица 2

Двухфакторная модель классификации лизингодателей_

«Ключевой лизинговый продукт»

Розничный Инвестиционный Проектно- Оперативный

лизинг лизинг инвестиционный лизинг лизинг

Количество Менее 10 Группа 1 Группа 4 Группа 7 Группа 10

сделок в От 10 до 250 Группа 2 Группа 5 Группа 8 Группа 11

портфеле Более 250 Группа 3 Группа 6 Группа 9 Группа 12

ЛИТЕРАТУРА

1. Halladay S.D., Amembal S.P. The handbook of Equipment Leasing. Euromoney Lease Training. P.R.E.P. Institute of America, 1998.

2. Газман В.Д. Финансовый лизинг. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. 392 с.

3. Газман В.Д. Неординарный лизинг. М.: ГУ-ВШЭ, 2014. 527 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.