Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников: диалогический аспект'

Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников: диалогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственные ценности / формирование духовно-нравственных ценностей / духовность / нравственность / диалог / диалогическое воспитание / диалогическое общение / метод диалога / сократовский диалог

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчан Э. М.

В статье раскрывается сущность диалогического общения, заключающаяся в сократическом подходе. Метод диалога способствует формированию духовно-нравственных ценностей личности старшеклассника. Автор акцентирует внимание на методе диалога как методе публичного со-размышления, со-участия участников диалогического общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of a dialogic contact based on the Socratic approach is revealed in the article. The dialogue method promotes formation of spiritual and moral values of a senior student"s personality. The author pays attention to the dialogue method as one of public co-reflection and co-participation of participants of a dialogic contact.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников: диалогический аспект»

Э. М. Молчан

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ДИАЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики

Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Е. А. Савченко

В статье раскрывается сущность диалогического общения, заключающаяся в сократическом подходе. Метод диалога способствует формированию духовно-нравственных ценностей личности старшеклассника. Автор акцентирует внимание на методе диалога как методе публичного со-размышления, со-участия участников диалогического общения.

The essence of a dialogic contact based on the Socratic approach is revealed in the article. The dialogue method promotes formation of spiritual and moral values of a senior student’s personality. The author pays attention to the dialogue method as one of public co-reflection and co-participation of participants of a dialogic contact.

28 1

Диалогическое общение в процессе фор -мирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников является одной из важных проблем психолого-педагогиче-ских исследований. Без осмысления сущности и структуры диалогического общения невозможно прийти к пониманию значимости диалога в педагогической теории и практике, определению его роли в процессе формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

Структура общения - диалогична (М. М. Бахтин, В. С. Библер, М. Б. Чернова и др.)1. Диалог как форма существования человека в мире, как способ выявления и проявления его сущности имманентен природе человека. В диалоге не только рождается общность между собеседниками, но и возникает возможность каждому открыть в себе нечто новое, неизвестное для себя ранее, духовно вырасти. Диалог всегда направлен на другого2.

Метод диалога - метод публичного со-размышления всех его участников, в ходе которого обсуждается проблемная ситуация, задаются вопросы, формулируется проблема; он помогает участникам обсуждения проблемы выяснить свою позицию, аргументировать решение; он воспитывает терпимость, уважение к собеседнику.

Ценность метода заключается в том, что в диалоге развиваются способности и умения его участников обосновывать свою позицию; на основе эмпатии представления одного человека обогащаются представлениями других людей о событиях и явлениях. Это особый способ создания мысленного содержания ситуации общения, отказ от ориентации на готовые истины. Умение открыто и всесторонне обсуждать проблемы предполагает момент сомнения, понимание относительности собственной позиции, способность отказываться от заблуж-дений. Метод развивает умение аргументированно отстаивать свои взгляды и внимательно слушать другого. М. М. Бахтин сформулировал главную цель диалогического взаимодействия, которая заключает-

ся в стремлении к истине, которая не рождается и не находится в голове отдельного человека, а рождается между людьми, совместно ищущими ее3.

Безусловно, диалогическое общение в процессе формирования духовно-нравственных ценностей личности не может быть исчерпано диалоговыми формами общения, поскольку изначально содержит установку на диалогическое воспитание. «Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, стиль жизни, организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком. Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития, хотя стремление к диалогу - родовое, природное качество человека», - считает Н. Е. Щуркова4. Инициировать диалоги, вести их, поддерживать, делать естественными и необходимыми может только педагог-профессионал. Это педагог, обладающий духовными ценностями, которому интересен воспитанник таким, каков он есть, и который понимает, что только в диалоге рождается то духовное и смысловое единство, без которого невозможно педагогическое взаимодействие.

У каждого старшеклассника есть свои духовно-нравственные ценности (справедливость, доброжелательность, совесть, ответственность, уважение, искренность, честность, милосердие и др.), которые нужно увидеть, понять. Диалогическое общение, основанное на сократическом подходе, способствует проявлению и формированию этих ценностей. Важно также, чтобы не только одноклассники давали человеку ха -рактеристику, но чтобы он и сам определял свои положительные и отрицательные качества, свои ценности. Для формирования духовно-нравственных ценностей целесообразно проводить специальные классные часы («Ценности современного человека», «Жизнь как ценность», «Диалог с Личностью»), стимулировать самооценку

учащихся (например, «дерево ценностей»). Активизируют позицию старшеклассников вопросы, обсуждаемые с ними. Такими вопросами могут быть следующие:

1. Являются ли для вас убедительными свидетельства великих мыслителей человечества о существовании ценностей?

2. Каковы, на ваш взгляд, пути нравственного совершенствования человека и человечества?

3. Чьи высказывания о ценностях произвели на вас наибольшее впечатление и показались наиболее убедительными?

4. Сформулируйте свое понимание ценностей.

5. Каково ваше отношение к духовнонравственным ценностям?

6. Обогатились ли ваши мировоззренческие универсалии в процессе обсуждения?

7. Существуют ли обстоятельства, которые могут заставить вас изменить вашу позицию?

Процесс диалогического общения состоит из пяти этапов:

1) введение в проблему;

2) определение проблемы;

3) принятие позиций старшеклассниками;

4) пересмотр и утверждение позиций;

5) проверка предположений по фактам, определениям и последствиям.

Рассмотрим каждый из них.

На первом этапе учитель предлагает для коллективного обсуждения и анализа материал духовно-нравственного характера. Иногда учащиеся смотрят видеоматериалы о жизни и деятельности людей и обсуждают, какое отношение имеет данная ситуация к жизни школы, сообщества или для них лично. Дальше выделяются основные моменты анализируемой ситуации, анализируются мотивы поступков ее участников.

На втором этапе старшеклассники выстраивают факты, явления в систему, объясняют, какие для этого используются основания.

На третьем этапе воспитанникам предлагается определить свою позицию и обосновать ее.

На четвертом этапе происходит оценка и утверждение позиций личности.

На пятом этапе идет проверка позиций с помощью фактического материала и других аргументов. Учитель помогает учащимся понять, на основании каких доказательств была принята та или иная позиция.

Анализ практики показывает, что старшеклассники не сразу приобретают знания

о ценностях, необходимые для объяснения своей позиции и уверенного ее обоснования. С этой целью мы предлагаем старшеклассникам фактический материал и вопросы, чтобы они могли заранее собрать необходимую информацию и подготовиться к предстоящей дискуссии. Обсуждение вопросов духовно-нравственного характера сопряжено с конкретной практической деятельностью: «Акция милосердия», «Подари радость ближнему», в результате чего старшеклассники приобретают нравственный опыт, лучше понимают значение таких ценностей, как сострадание, доброжелательность, ответственность, уважение к человеку.

Диалогическое общение в форме сократического диалога позволяет старшеклассникам выйти на уровень сопричастности к высшим духовно-нравственным ценностям, пережить их, определить свое отношение к ним. В этом контексте развитие личности понимается как движение не только к умению принимать и понимать ценности других, но и к умению находить собственные ценности, вступая в духовный диалог с самим собой. Старшеклассник учится в диалоге слушать многоголосие мира, понимать множественность субъективных миров других людей.

В процессе исследования диалогического общения были сделаны следующие вы -воды.

Сущность диалогического общения, основанного на сократическом подходе, состоит в умении принимать ценностный мир другого, находить собственные духовно-нравственные ценности, вести духовный диалог, вырабатывать и отстаивать

собственную точку зрения, разрешать противоречия, развивать коммуникативные навыки.

Диалог представляет собой форму обмена идеями, позициями, духовно-нравственными ценностями, чувствами участников общения. Диалогическое общение - это средство формирования духовно-нрав-

ственных ценностей личности, ибо с диалогом связаны и духовные отношения и проявления духовного состояния.

Таким образом, диалогическое общение способствует формированию духовнонравственных ценностей старшеклассников, ставит их в позицию авторов нового духовного содержания.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. С. 256-255; Библер В. С. Школа диалога двух культур: идеи, опыт, перспективы. Кемерево, 1993. С. 77; Чернова М. Б. Социально-педагогические и психологические аспекты формирования духовности личности: диалог как основа духовной жизни. Гродно: ГрГУ, 1999. С. 21.

2 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 397.

3 Там же. С. 397.

4 Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. С. 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.