Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных позиций студентов КазГИК в условиях свободного времени (средствами социально-психологического бюро)'

Формирование духовно-нравственных позиций студентов КазГИК в условиях свободного времени (средствами социально-психологического бюро) Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
34
5
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЮРО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / ТРЕНЕНГИ / АДАПТАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL BUREAU / SPIRITUAL AND MORAL POSITIONS / YOUTH / STUDENTS / TRAININGS / ADAPTATION / EDUCATION OF YOUTH

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Калимуллина О.А.

В статье рассматриваются основные проблемы студентов, решение которых происходит в Казанском государственном институте культуры средствами социально-психологического бюро. В статье проанализированы психологические трененги, проводимые в вузе и приносящие положительный результат в решении адаптационных проблем студентов по социализации и формированию духовно-нравственных позиций.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Калимуллина О.А.,

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL POSITIONS OF STUDENTS KAZGIK IN THE CON-DITIONS OF FREE TIME MEANS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL BUREAU

Information sources: in article the main problems of students which solution happens in the Kazan state institute of culture means of social and psychological bureau are considered. In article the psychological trainings which are carried out in higher education institution and bringing positive result in the solution of adaptation problems of students on socialization and formation of spiritual and moral positions are analysed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных позиций студентов КазГИК в условиях свободного времени (средствами социально-психологического бюро)»

УДК 37.04

О.А.Калимуллина

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ СТУДЕНТОВ КАЗГИК В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЮРО

В статье рассматриваются основные проблемы студентов, решение которых происходит в Казанском государственном институте культуры средствами социально-психологического бюро. В статье проанализированы психологические трененги, проводимые в вузе и приносящие положительный результат в решении адаптационных проблем студентов по социализации и формированию духовно-нравственных позиций.

Ключевые слова: социально-психологического бюро, духовно-нравственных позиций, молодежь, студенты, трененги, адаптация, воспитание молодежи.

Olga Kalimullina FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL POSITIONS OF STUDENTS KAZGIK IN THE CONDITIONS OF FREE TIME MEANS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL BUREAU

Information sources: in article the main problems of students which solution happens in the Kazan state institute of culture means of social and psychological bureau are considered. In article the psychological trainings which are carried out in higher education institution and bringing positive result in the solution of adaptation problems of students on socialization and formation of spiritual and moral positions are analysed.

Keywords: social and psychological bureau, spiritual and moral positions, youth, students, trainings, adaptation, education of youth.

Проблема нравственного воспитания молодого поколения волновала людей еще несколько сотен лет до нашей эры. Античные философы классического периода, такие как Сократ, Платон, Аристотель и др., уделяли большое внимание этой проблеме. Так, Сократ рассматривал душу, прежде всего, как источник разума и нравственности, считал, что истинная нравственность есть знание того, что есть благо и, вместе с тем, польза для человека [5]. Аристотель, обосновывая моральные принципы, видел гарантию добродетельной жизни в уклонении от крайностей, а также указывал на то, что недостаточно лишь знаний о добродетели, следует действовать и жить в соответствии с нею [1].

Проблема нравственного воспитания молодежи не потеряла своей актуальности и в наше время. Она становится традиционным предметом изучения философии, этики, педагогики, психологии. Основы концепции оптимизации духовно-нравственного воспитания молодежи заложены в фундаментальных трудах русских философов В.С.Соловьева, Н.Л.Бердяева, И.А.Ильина, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка.

Совсем недавно превалирующими считались духовные ценности личности: вера в идею, вера в добро, вера в кумира, лидера, героя. Как отмечает В.Д.Шадриков, духовные ценности определяют конкретную точку зрения на вещь, выделяя ее качества, важные со стороны духовных ценностей. Для духовного мышления важна этическая, нравственная значимость, определяемая в системе духовных координат личности [4].

В современном российском обществе из-за перехода на новые социально-экономические рельсы в молодежной среде произошла трансформация ценностей. Изменились потребности людей, изменился и набор ценностей.

Система ценностей, которая переструктурируется в определенную иерархию личностных смыслов, высвечивает потенциал личности и задает вектор ее движения в жизненном пространстве. Выбор сущностных мотивов и ценностей, как ведущих, совпадает с духовно-нравственной направленностью личности, а несущностных - с эгоцентрической или гедонистической направленностью [3].

Направленность деятельности Социально-психологического бюро определяется гуманистическими целями высшего профессионального образования, социальным заказом на качественную подготовку специалистов, индивидуальными потребностями всех субъектов образовательного процесса. В качестве цели деятельности выступает комплексное социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса и развитие творческого потенциала современной молодежи интегрированными социокультурными средствами.

Основные направления деятельности социально-психологического бюро КазГИК включают в себя: Информационно-просветительское направление, Профилактическое направление, Практико-ориентированное направление и Социально-культурное.

Информационно-просветительское направление состоит:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-в повышении психологической компетентности преподавательского состава, студентов и сотрудников КазГИК;

-в обеспечении их информацией социально-психологического характера;

-в разработке и внедрении методической литературы по профилю.

Профилактическое направление предусматривает:

-работу по формированию среды, способствующей личностному и профессиональному саморазвитию участников образовательного процесса;

-профилактику дезадаптивного и асоциального поведения студентов.

Практико-ориентированное направление предполагает проведение систематической работы по психологической поддержке студентов и сотрудников университета.

Социально-культурное направление - развитие творческого и духовно-нравственного потенциала студентов, кураторов групп, сотрудников интегрированными средствами социокультурной деятельности службы и ее специалистов.

Основные методы работы, направленные на формирование гражданской позиции студентов КазГИК включают в себя: психологическое консультирование, Психологическую диагностику, Групповые психологические тренинги, Проведение семинаров и мастер-классов по социально-психологической и социокультурной тематике, организацию и проведение курсов повышения квалификации для кураторов групп, тьюторского состава, преподавателей и сотрудников вуза, систематическое проведение социологических опросов студентов, преподавательского состава для выявления основных и текущих проблем по тематикам, внедрение социокультурных проектных технологий в работу студенческих групп вуза

Целями работы социально-психологического бюро являются:

Комплексное социально-психологическое сопровождение учебного процесса.

Психолого-педагогическое обеспечение развития личности и профессионального роста студентов и преподавателей.

Оказание психологических услуг.

Решение актуальных проблем в рамках консультирования и других формах деятельности по вопросам управления психологическим состоянием, поведением, деятельностью, общением.

Повышение психологической и педагогической культуры путем проведения индивидуальных, групповых консультаций, психологических консилиумов, психологических тренингов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи, которые удается решить средствами Социально-психологического бюро:

1. Повышение психологической компетенции всех участников образовательного процесса.

2. Обеспечение контроля за адаптационными процессами студентов 1-2 курса.

3. Оказание психологической помощи студентам, испытывающим трудности в обучении и развитии.

4. Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения воспитания и развития студентов.

Выдающийся ученый Л.С.Выготоский считал, что формирование нарвственных позиций «должно совершенно незаметно раствориться в общих приемах поведения, устанавливаемых и регулируемых социальной средой» [2].

Психологическая консультация, которая предлагается студентам КазГИК представляет собой специальным образом построенную беседу, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, или на решение глубинных личностных проблем человека. В ходе консультативной беседы появляется возможность шире взглянуть на ситуацию, оценить свою роль в ней и в соответствии с этим изменить свое отношение к происходящему, а также свое поведение. Именно поэтому принимать решение и менять свое поведение студенты смогут сами при помощи «инструментов», полученных в ходе консультативной работы.

Практический психолог - это человек, обладающий теоретическими знаниями психологии и практически работающий с жизненными и личностными проблемами клиента. Для этого помимо консультаций психолог использует активные методы обучения, игры. К традиционным методам обучениям относят лекции, беседы, семинары, а к активным методам обучения - социально-психологические тренинги, ролевые и деловые игры.

Социально-психологическое тестирование создано для того, чтобы помочь человеку больше узнать о себе или лучше осознать свои возможности. Тест-процедура психологического измерения, служащая для определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения определяются, прежде всего, на основе межиндивидуальных различий.

В результате тестирования студенты смогут составить более полное и структурированное представление о своих психологических особенностях.

С помощью психодиагностических методик мы исследуем:

• интеллект, память, внимание, мышление

• свойства личности (темперамент, характер, потребности и пр.)

• эмоциональное состояние

• креативность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• творческий потенциал

Психологическая служба КазГИК активно внедряет индивидуальный, личностно-ориентиро-ванный подход через проведение среди студентов 1 курса психологического тестирования, позволяющего выявить акцентуации, способности, профессионально значимые качества, направленность личности каждого студента, что дает возможность формировать индивидуальные образовательные и карьерные траектории, предлагая студентам 1 курса осознанный выбор именно тех видов внеаудиторной деятельности, которые будут способствовать их профессиональному развитию и социализации.

Целью данных тренинговых занятий является адаптация студентов к новым условиям обучения в вузе, развитие коммуникационных навыков, навыков уверенного поведения, а также сплочение и более тесное взаимодействие студентов одного факультета. Специалистом Социально-психологического бюро проводятся следующие тематические тренинги:

• Тренинг «Управления стрессом»

• Тренинг «Коммуникативной компетентности»

• Тренинг «Командообразования»

• Тренинг «Уверенности в себе»

• Тренинг «Подготовки к сессии»

• Тренинг «Эффективная самопрезентация»

• Тренинг «Целеполагания»

• Тренинг «Лидерские качества»

• Тренинг «Тайм-менеджмент»

• Тренинг «Как пройти собеседование»

• Тренинг «Творчество и я»

• Тренинг « Самореализация в творчестве»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Тренинг « Найти общий язык с одногруппниками»

• Тренинг « Мы - одно целое»

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.

Литература

1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.: Мысль, 1984.-ТА -830 с.

2. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок/Л.С.Выготский, АР.Лурия - М.: Педагогика-Пресс, 1993.-221с.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт М», 2001. - 464 с.

4. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д.Шадриков. - М: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997,-288 с.

5. Ярошевский, М.Г. История психологии. От античности до середины XX в. / - М.Г.Ярошевский. - 2-е изд. -М.: Акдемия, 1997. - 416 с.

УДК 338.48

Г.В. Сулейманова

НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО ТУРИЗМУ

Исследованы тeopeтичecкиe ac^^bi пoдгoтoвки cпeциaлиcтoв пo теизму, изучено нaциoнaльнo-иcтopичe-cкoе cocтoяния рaзвитыx cтpaн мщи и eгo влияниe нa пoдгoтoвкy cпeциaлиcтoв индycтpии тypизмa в paзвитыx cтpaнax. Oпытнo-экcпepимeнтaльнaя бaзa позволила определить нaциoнaльнo-иcтopичecкoe paзвитиe Pecпyблики Taтapcтaн и Kaзaни, дать необходимые рeкoмeндaции m yлyчшeнию cиcтeмы пoдгoтoвки cпeциaлиcтoв в cфepe т^изми, а также пpoвeдeниe пpaктики в зapyбeжныx opгaнизaцияx, дeйcтвyющиx в oблacти тypизмa.

Ключевые слова: национально-историческая детерминанта; культурное наследие, система подготовки бакалавров в сфере туризма; индустрия туризма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Suleimanova G.V. NATIONAL-HISTORICAL DETERMINANTS IN THE SYSTEM OF TRAINING OF SPECIALISTS IN TOURISM

The article studies with the theoretical aspects of training of specialists in tourism. Was considered national historical conditions of the developed countries of the world and its influence on training of experts of the industry of tourism in the developed countries. The experimental base allowed to define national historical deve-lopment of the Republic of Tatarstan and Kazan, and also to give necessary recom-mendations about improvement of system of training of experts in the tourism sphere, and also carrying out practice in the foreign organizations operating in area of tourism.

Keywords: national and historical determinant; cultural heritage, system of training of bachelors in the tourism sphere; tourism industry.

Образование и пoдгoтoвкa тypиcтcкиx кaдpoв в бyдyщeм зaймyт вaжнoe мecтo, так как тypизм cтaнoвитcя вce бoлee выcoкoтexнoлoгичнoй, oчeнь кoнтaктнoй cфepoй, в кoтopoй кaдpaм mo6-xoдимo быть xopoшo обpaзoвaными, кoммyникaбeльными, пpoфeccиoнaльнo пoдгoтoвлeными, нуж-нo влaдeть нecкoлькими языкaми и xopoшo пpeдcтaвлять ceбe пpиpoдy тypизмa, xoтя ceгoдня те-дaгoгикa тypизмa c yчётoм нaциoнaльныx, гeoгpaфичecкиx, peгиoнaльныx и этнoгpaфичecкиx фaк-тopoв eщё нe paзpaбoтaнa. Peшить проблемы пoдгoтoвки специалистов туристской индустрии cpeдcтвaми тypиcтичecкoгo пoтeнциaлa cтpaны нeвoзмoжнo бeз ocyщecтвлeния cвязи c coвpeмeн-ными дocтижeниями тeopии oбщeй пeдaгoгики и coциaльнo-иcтopичecким aнaлизoм пpoцecca paзвития oбpaзoвaния [1, с.5]. Oблacтью пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти «cпeциaлиcтa пo тypизмy» являeтcя yдoвлeтвopeниe пoтpeбнocтeй клиeнтoв в ycлyгax тypиcтcкoй индустрии.

ИзамaтepиaлoваBTOаcлeдyeт,ачтoаoднo из 15-17 paбoчиx мecт в миpe oтнocитcя к cфepe индycтpии тypизмa. Coглacнo экcпepтным oцeнкaм BTO в индycтpии тypизмa зaнятo oкoлo 130 млн.челoвeк, чтo cocтaвляeт oкoлo 7% oбщeй зaнятocти [3]. Becьмa cyщecтвeннoe знaчeниe в фopмиpoвaнии бyдyщeгo cпeциaлиcтa cфepы тypизмa пpидaeтcя диcциплинaм, дaющим вoзмoж-нocть пoзнaкoмитьcя c иcтopиeй cтpaны, мyзeйнoй paбoтoй, ocнoвaми экcкypcoвeдeния. Kpoмe тoгo, cпeциaлизaции ocвaивaют yчeбныe пpeдмeты, кacaющиecя гeoгpaфичecкиx вoпpocoв oтдыxa и тypизмa [1]. Изyчeниe тpaдиций зaнимaeт cyщecтвeннoe мecтo в пoдгoтoвкe тypиcтcкиx кaдpoв. Paccмoтpим paзнooбpaзиe тpaдиций нa пpимepe Рecпyблики Taтapcтaн. Kaк гoвopил Kapл Фeдopoвич Фyкc, пpoфeccop и pe^op Kaзaнcкoгo yнивepcитeтa, в cвoeй книге «Kaзaнcкиe тaтapы в cтaтиcтичecкoм и этнoгpaфичecкoм oтнoшeнияx»: «Kaзaнcкиe Taтapы... coxparaK^ eщe тaк мнoгo coбcтвeннoгo, нaциo-нaльнoгo, чтo зacлyживaют ocoбeннoгo внимaния нaблюдaтeльнoгo этнoгpaфa» [2]. Самобытны и интepecны paзнooбpaзные тpaдиционные пpaздники тaтap: Kypбaн-Бaйpaм, ypaзa-Бaйpaм, Mayлид, Mиpaдж, Лeйлят Aль-Kaдp, Лeйлят Aль-Бapaa, Caбaнтyй. ^TOpmec^e и reo^a-фичecкиe фaктopы oбycлoвили pacпoлoжeниe Taтapcтaнa нa cтыкe двyx кpyпныx цивилизaций: вoc-тoчнoй и зaпaднoй, чтo вo мнoгoм oбъяcняeт мнoгooбpaзиe eгo кyльтypнoгo бoгaтcтвa. Тeмы, гато-pыe нeoбxoдимo paccмoтpeть в пpoцecce пoдгoтoвки тypиcтcкиx кaдpoв: rnTOpra гocyдapcтвa, crpa-ны, тeppитopии; ист^ия нapoдa, ee нaceляющиx; иcтopия знaмeнaтeльныx coбытий, явлeний; ж-тopия в лищ^ т.e. иcтopия выдaю-щиxcя личнocтeй; иcтopия xyдoжecтвeннoй кyльтypы. Иcтopия гocyдapcтвa. История нapoдoв. Иcтopия знaмeнaтeльныx габытий. Иcтopия в лищк Kyльтypa нapядy c пpиpoдoй являeтcя вaжнeйшим ycлoвиeм, oпpeдeляющим paзвитиe вcex бeз ^клю^нта видoв и нaпpaвлeний тypизмa. В raci^m^ вpeмя нacлeдиe дaeт вoзмoжнocть пpeдcтaвить yникaльнyю цeннocтнyю xapaктepиcтикy c^pa^i в paмкax paзвития миpoвoй цивилизaции, нo oднoвpeмeннo oнo пpeдcтaвляeт и ocoбyю чacть ee пoтeнциaлa ресурсов. Bcero в cyбъeктax Фeдepaции, pacпo-лoжeнныx в пpeдeлax Пpивoлжcкoгo фeдepaльнoгo o^yra, нa гocyдapcтвeннoй oxpaнe и yMe!e cocтoит 17 533 oбъeктa кyльтypнoгo нacлeдия, в тoм чиcлe 2787 - фeдepaльнoгo знaчeния.