Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста средствами интеграции методов в изобразительной деятельности'

Формирование духовно-нравственной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста средствами интеграции методов в изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА / SPIRITUAL AND MORAL SPHERE / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ARTISTIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Незнаева Юлия Юрьевна, Прокопенко Виктор Иванович

Статья посвящена формированию духовно-нравственной сферы с помощью создания эффективных интеграционных методов и их оценки в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Незнаева Юлия Юрьевна, Прокопенко Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL SPHERE''S DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF TECHNIQUES INTEGRATION IN ARTISTIC ACTIVITY

The article is devoted to the development of a spiritual and moral sphere by means of creation of effective integration methods and their value in preschool children artistic activity.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста средствами интеграции методов в изобразительной деятельности»

YAK 373.291 ББК 74.102

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАНИИ МЕТОДОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

SPIRITUAL AND MORAL SPHERE'S DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF TECHNIQUES INTEGRATION IN ARTISTIC ACTIVITY

Статья посвящена формированию духовно-нравственной сферы с помощью создания эффективных интеграционных методов и их оценки в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

The article is devoted to the development of a spiritual and moral sphere by means of creation of effective integration methods and their value in preschool children artistic activity.

Ключевые слова: духовно-нравственная сфера, духовность, изобразительная деятельность, интеграция.

Key words: a spiritual and moral sphere, spirituality, artistic activity, integration.

Важная роль в формировании духовно-нравственной сферы личности ребёнка старшего дошкольного возраста принадлежит воспитанию искусством, знакомству ребёнка с общечеловеческими ценностями. По мнению А.Н. Сидоровой [9], образование является духовным обликом человека. И, как пишет автор, данный облик складывается под влиянием моральных и духовных ценностей. Тогда как сегодня практически вся система образования направлена на создание образа материального мира в ущерб духовному [8].

Сегодня потребность общества заключается в обогащении ребёнка старшего дошкольного возраста духовно-нравственной сферой. В то же время готовность педагогических работников детских садов и родителей к реализации данной проблемы недостаточная. В связи с этим становится важным поиск методов по формированию духовно-нравственной сферы с опорой на духовно-нравственные ценности, которые были бы наиболее эффективны.

В рамках реализации федеральных государственных образовательных требований существует недостаточная методическая разработанность, проблемы формирования духовно-нравственной сферы старшего дошкольника. Включение его в духовно-нравственную сферу через изобразительную деятельность - это формирование в нем качеств доброты, гуманности и любви, применение системного подхода в формировании духовно-нравственной сферы ребёнка [1].

С позиции психологии духовность понимают как индивидуальную выраженность двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать «для других», в гуманном отношении к природе, людям и самому себе [7, с. 63-64].

По мнению Г.В. Осипова, духовность - это выражение добра, гуманности, справедливости, честности и уважения по отношению друг к другу [5].

Таким образом, понятие духовности, на наш взгляд - это стремление человека в познании мира, своей причастности к нему, определение смысла жизни, выраженное в творении добра, справедливости, честности и терпимости по отношению друг к другу. Кроме того, духовность - это потреб-

Ю.Ю. НЕЗНАЕВА, В.И. ПРОКОПЕНКО

YU.YU. NEZNAYEVA, V.I. PROKOPENKO

ность в высших ценностях, стремление человека к совершенству, к Богу. В трактовке понятия «духовность» нельзя не согласиться с Л.А. Секлитовой и Л.Л. Стрельниковой [8, с. 53], которые полагают, что духовность - это особый вид чистой энергии. Как считают авторы, данную энергию человек может выделять на протяжении всей жизни, совершая добрые поступки и приобретая духовные знания. То есть чистая энергия формируется из нашего образа жизни, наших мыслей и чувств, повседневных эмоций, налаженного контакта взаимоотношений человека с самим собой и внешней средой.

Определение сферы раскрывает В.И. Даль - это ограниченный простор духа. Автор пишет, что духовный мир разделяется на сферы по нравственным качествам жителей [4, с. 368]. Духовная сфера - это сфера отношений, которые возникают при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (это знания, верования, художественные образы и т. п.) [14].

Ещё Аристотель заметил, что развивая чувственное восприятие, душа познает материальный мир и, следовательно, развивается в нем. Как считает философ, в ней закладывается некий образ познания. На наш взгляд, чтобы этот образ формировал духовно-нравственную сферу, необходимы духовные образцы познания. По нашему мнению, в полной мере их предоставляет изобразительное искусство, через продукт деятельности которого можно проследить динамику развития духовности детей старшего дошкольного возраста [2].

Познание мира через изобразительную деятельность, на наш взгляд, приемлемо решать через познание цвета с помощью сенсорных эталонов. Так, по мнению Е.И. Тихеевой [10], с их помощью происходит развитие внешних чувств ребёнка, через которые, как пишет Аристотель [2], закладываются духовные образцы. Духовность, как мы писали выше - это вид чистой энергии, которая формируется из чувств и внешних эмоций. Таким образом, посредством творчества и красоты в душе формируется качество любви, которое, в свою очередь, способствуют формированию духовно-нравственной сферы детей [8].

Для анализа сути детского рисунка в своей работе мы обратились к автору статьи «К проблеме анализа детского рисунка» Н.Н. Фоминой [13, с. 25], которая считает, что ребёнок изображает в рисунке собственные переживания, воспоминания, мечтания и наблюдения действительности. По мнению автора, рисунки в некотором смысле могут разрушить сложившееся представление о том, что дети стремятся к правдоподобному изображению. Для них рисование - это, прежде всего, способ постижения своего внутреннего мира.

Для формирования духовно-нравственной сферы в старшем дошкольнике в условиях детского сада мы попытались разработать свой метод, который не применяется в изобразительной деятельности. Он представлен совокупностью взаимосвязанных между собой компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого. В когнитивном компоненте мы формируем у старших дошкольников представления о душе и ценностях. В эмоционально-ценностном компоненте - эмоциональное отношение к ценностям, к духовной и нравственной сферам. И, наконец, поведенческий компонент формирует нравственное поведение в общении с окружающими.

Наши изыскания показали, что декларирование роли искусства в становлении духовно-нравственной сферы личности и слабая разработанность условий эффективного её формирования в изобразительном виде деятельности, требует разработки интеграционных методов и средств по формированию духовно-нравственной сферы старшего дошкольника. В связи с этим целью нашего исследования стало формирование духовно-нравственной сферы детей 5-6-летнего возраста с помощью интеграции средств и методов в изобразительной деятельности и оценка эффективности её компонентов.

Нами было проведено исследование на базе МАДОУ № 46 «Искорка» г. Тобольска в двух группах старшего дошкольного возраста; из каждой группы было отобрано по двенадцать детей.

Для проверки эффективности наших методов, отличающихся от современной педагогики, по формированию духовно-нравственной сферы детей нами был использован следующий комплекс методик: в когнитивном компоненте, беседы по духовности, методика «Закончи историю» Ю.А. Афонь-киной, Г.А. Урунтаевой [11]. В эмоционально-ценностном компоненте реализованы три методики: одна авторская по развитию духовно-нравственной сферы с помощью цветоощущения; другая - методика Л.Б. Фесюковой [12] «Беседы по картинкам» и методика Н.М. Погосовой [6]. «Цветовой игротре-нинг». В поведенческом компоненте применялась методика «Сделаем вместе» Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко [3], то есть здесь работа была направлена больше на межличностные отношения между сверстниками. Таким образом, главное отличие наших интеграционных средств и методов от традиционных в том, что беседы, изобразительная деятельность, совместная деятельность детей друг с другом направлены на формирование духовно-нравственной сферы путём погружения их в изобразительную деятельность.

В целях определения эффективности выбранных нами методов изобразительной деятельности на формирование духовно-нравственной сферы были разработаны критерии, уровни и оценка её сформированности у старших дошкольников, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии оценки духовно-нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Критерии Уровни Показатели

1 2 3

Когнитивный компонент

Критерий 1: Представление о душе через беседу низкий не всегда даёт ответы на вопросы

средний ответ не всегда отличается полнотой

высокий свободно высказывается, самостоятельно рассуждает

Критерий 2: Представления о духовно-нравственной сфере (по методике дорисуй историю) низкий не может дорисовать историю, на отношения картинок не ориентируется

средний дорисовывает, с помощью взрослого. Слабо ориентируется на отношения

высокий дорисовывает, может объяснить смысл своих действий

Эмоционально-ценностный компонент

Критерий 3: Развитие эмоционально-чувственной сферы (духовности) с помощью цветоощущения низкий не способен увидеть цвет настроение и эмоции произведений, дать обонятельную, вкусовую характеристику цвету

средний не точно определяет настроение произведения, не может подобрать цвет к определённым условиям

высокий даёт развёрнутую характеристику цвета: на вкус, запах, осязание, слух; способен передать в рисунке характер произведений с помощью многообразия красок и оттенков

Критерий 4: Эмоциональное отношение к духовно-нравственным ценностям низкий ребёнок не даёт оценку поступку, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют

средний ребёнок правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свой выбор, эмоциональные выражены слабо

высокий ребёнок правильно оценивает поведение детей, мотивирует свою оценку, эмоциональные реакции адекватны, проявляются в мимике, жестах, словах

Окончание табл.1

1 2 3

Поведенческий компонент

Критерий 5: Нравственная направлен- низкий отсутствует общительность и контактность, заинтересованность в совместной деятельности

ность средний имеются признаки общительности и контактности, частично заинтересован в совместной деятельности

высокий ребёнок общителен, заинтересован в совместной деятельности, проявляет терпимость, уважение к собеседнику

По каждому из интеграционных компонентов - когнитивному, эмоционально-ценностному, поведенческому - диагностика уровня духовно-нравственной сферы проводилась отдельно.

Для начального и формирующего этапа диагностики сформированно-сти у детей духовно-нравственной сферы нами были использованы следующие методы: в когнитивном компоненте с детьми проводилась беседа по духовности, которая состояла из 14 вопросов и была проведена в форме индивидуальной работы. Вопросы были следующего типа: «Что такое душа?», «Каким цветом ты бы её нарисовал?», «Как бы ты изобразил добрую душу?» и т. п. Также детям предлагалось дорисовать историю с духовно-нравственной направленностью, т. е. в двух предложенных картинках изображена конфликтная ситуация, в третье пустое окошечко ему необходимо дорисовать решение ситуации. Поскольку у детей старшего дошкольного возраста моторика руки ещё мало разработана, а дорисовывать необходимо людей (или животных) их задача упрощается использованием в работе техники монотипии (отпечаток картофелем). Эмоционально-ценностный компонент направлен на формирование духовно-нравственной сферы, в котором мы применили, разработанную нами методику по цветовосприятию, цветоощущению, т. е. с помощью прослушивания музыкальных, художественных произведений и использование в изобразительной деятельности вкусовых, обонятельных, зрительных чувств. Дети по данной методике выбирали в рисунке сочетания красок, подходящие, по их мнению, выбранной теме. Темы направлены на изучение семи цветов, где прослеживается взаимосвязь с семью музыкальными нотами. И в поведенческом компоненте методом наблюдения нами выявлялись отношения между дошкольниками в совместной изобразительной деятельности, рассматривалось, как дети договариваются, что изобразить, с каким отношением делятся друг с другом художественными материалами. На констатирующем и формирующем этапах перед нами стояла задача выявления актуальности знаний дошкольников по выбранным методикам. Для этого, в промежутке между этапами в экспериментальной группе в течение одного года нами проводились занятия по цветоощущению - 2 раза в неделю и беседы по духовности - 1 раз в неделю по 25 минут. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Динамика уровня формирования духовно-нравственной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста (%) с помощью изодеятельности

Исследуемая группа Высокий уровень развития Средний уровень развития Низкий уровень развития

Конст. этап Форм. этап Конст. этап Форм. этап Конст. этап Форм. Этап

Когнитивный компонент

Беседа по духовности

Контрольная группа (п = 12 дошкольников) 25% 25% 58,3% 66,6% 16,7% 8,4%

Экспериментальная группа (п = 12 дошкольников) 16,7% 33,4% 58,3% 66,6% 25% 0%

Методика «Закончи историю»

Контрольная группа (п = 12 дошкольников) 25% 33,4% 33,4% 50% 41,6% 16,6%

Экспериментальная группа (п = 12 дошкольников) 25% 50% 25 % 41,7% 50% 8,3%

Эмоционально-ценностный компонент

Контрольная группа (п = 12 дошкольников) 16,6% 25% 41,7% 33,3% 41,7% 41,7%

Экспериментальная группа (п = 12 дошкольников) 8,3% 41,7% 41,7 % 33,3% 50% 25%

Поведенческий компонент

Контрольная группа (п = 12 дошкольников) 16,7% 25% 33,3% 41,7% 50% 33,3%

Экспериментальная группа (п = 12 дошкольников) 16,7% 41,7% 25 % 33,3% 58,3% 25%

Итого в контрольной группе: 20,8% 27,1% 41,6% 47,9% 37,6% 25%

Итого в экспериментальной группе: 16,7% 41,7% 37,5% 43,7% 45,8% 14,6%

По каждому из компонентов, выделенных нами в работе, была проведена диагностика уровня сформированности духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты исследования говорят о том, что:

- в когнитивном компоненте диагностика проводилась в два этапа: первый этап - беседа по духовности. Второй - применение элементов методики «Закончи историю». В беседе по духовности в экспериментальной группе на формирующем этапе процент повысился в два раза, тогда как в контрольной группе остался на прежнем месте. По методике «Закончи историю» на формирующем этапе в экспериментальной группе процент стал выше на 25%, в контрольной группе на 8,4%. Как мы уже писали в когнитивном компоненте, мы формируем у старших дошкольников представления о душе и ценностях. По данному показателю дети осознают, что у них есть душа, дают её характеристику (что она «чистая, воздушная, лёгкая, добрая и т. п.»), могут завершить историю с духовно-нравственной направленностью;

- в эмоционально-ценностном компоненте на формирующем этапе в экспериментальной группе процент освоения методики повысился на 33,4%, а в контрольной - на 8,3%. Нами было выявлено, что дети экспериментальной группы могут верно определять поступки героев, разграничивают поня-

тия «добро» и «зло» и дают им развёрнутую характеристику. Кроме того, они видят и ощущают данные понятия в цвете при выборе сюжета и композиции в изобразительной деятельности. Согласно данным таблицы, мы можем говорить об эффективности выбора наших методик и проведения непосредственно образовательной деятельности (в экспериментальной группе количество детей, не освоивших методику в экспериментальной группе, уменьшилось в два раза, а в контрольной группе, по данному показателю, изменений не произошло);

- поведенческий компонент является завершающим. На данном этапе опосредованно мы можем говорить о том, что динамика между констатирующим и формирующим этапом составила в контрольной группе 8,3%, тогда как в экспериментальной группе - 25%. Это говорит о том, что наши занятия, которые проводились в экспериментальной группе, дали положительный результат. Дети выполняли совместное задание - нарисовать в цвете образы, которые видят, они были заинтересованы в совместной деятельности, помогали друг другу найти необходимый образ. Так, в экспериментальной группе результат по поведенческому компоненту выше, чем в контрольной группе на 16,7%.

Таким образом, полученные нами результаты исследования, дают нам право говорить о том, что интеграция методов в воспитательном процессе по изобразительной деятельности является эффективным средством формирования духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс [Текст] / В.И. Андреев. - Казань : Речь, 1996. - Кн. 1. - 568 с.

2. Аристотель трактат о душе / пер. П.С. Попова. - М. : Государственное социально-экономическое издательство, 1937. - 202 с.

3. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии : учеб.-метод. пособие [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2002. - 694 с.

4. Даль, В.И., Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - М. : Рус. яз., 1999. - 688 с.

5. Осипов, Г.В. Россия: новый курс [Текст] / Г.В. Осипов // Завтра. - 1996. -№ 1. - С. 109.

6. Погосова, Н.М. Цветовой игротренинг [Текст] / Н.М. Погосова. - СПб. : Речь, 2005. - 152 с.

7. Психологический словарь / под ред. Давыдова В.В. [и др.] ; Научные исследования института общей и педагогической психологии Академия педагогических наук СССР. - М. : Педагогика, 1983. - 448 с.

8. Секлитова, Л.А. Словарь космической философии [Текст] / Л.А. Секлитова, Л.Л. Стрельникова. - М. : Амрита-Русь, 2004. - 208 с.

9. Сидорова, А.Н. Формирование духовно-нравственных основ личности ребёнка старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Сидорова. - Челябинск : Амур. гум.-пед. гос. университет, 2009.

10. Тихеева, Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание [Текст] / Е.И. Тихеева, О.М. Морозова // Дошкольное воспитание. - 1993. -№ 5. - С. 54-55.

11. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Владос, 1995. - 291 с.

12. Фесюкова, Л.Б., Уроки доброты. Беседы по картинкам [Текст] / Л.Б. Фесюко-ва. - М. : Сфера, 2010. - 20 с.

13. Фомина, Н.Н., К проблеме анализа детского рисунка [Текст] / Н.Н. Фомина // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». Институт художественного образования Российской академии образования. - 2007. -№ 1. - С. 25-29.

14. Социология. Общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. grandars.ru/college/sociologiya/sfera-obshchestva.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.