Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ DUE DILIGENCE КОНТРАГЕНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ DUE DILIGENCE КОНТРАГЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DUE DILIGENCE / КОНТРАГЕНТЫ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / БЛАГОНАДЕЖНОСТЬ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабанова Наталья Алексеевна, Целыковская Анастасия Вячеславовна

В данной статье рассматривается вопрос, связанных с формирование контрагентов организации на основе метода due diligence. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о партнерах и контрагентах с точки зрения финансовой составляющей на предмет благонадежности, оценки перспектив дальнейшего сотрудничества организовывают процедуру due diligence. Автором были рассмотрены ключевые риски, связанные с выбором тех или иных контрагентов, а также была описана важность процесса поиска и оценки рисков в аспекте дальнейшего управления ими. В статье рассматриваются теоретические аспекты due diligence с выделением технологий и методов проведения проверки due diligence контрагентов. Автором была описана особенность, связанная с тем, что при проведении due diligence в компаниях, которые занимаются оказанием услуг, необходимо ограничение в сроках проведения и обуславливается это тем, что клиент не должен потерять интерес к услугам компании за то время, что проводится проверка. Также в данной работе описан механизм, разработанный для предупреждения ситуаций, когда могут возникнуть риски. В данной статье описывается важность процедуры due diligence как инструмента детального исследования вопросов, которые имеют отношение к выбору контрагентов и дальнейшему взаимодействию с ними. В заключительной части работы автором описаны преимущества метода due diligence в процессе выбора контрагентов, а также изучены дальнейшие перспективы развития указанного метода и даны рекомендации по расширению аспектов, в которых применение данного метода можно считать эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DUE DILIGENCE OF COUNTERPARTIES

This article discusses the issue related to the formation of contractors of an organization based on the due diligence method. In order to form the most complete picture of partners and counterparties from the point of view of the financial component for reliability, the assessment of prospects for further cooperation organizes the due diligence procedure. The author considered the key risks associated with the choice of certain counterparties, and also described the importance of the process of searching and assessing risks in the aspect of their further management. The article discusses the theoretical aspects of due diligence with the allocation of technologies and methods for conducting due diligence verification of counterparties. The author described a feature related to the fact that when conducting due diligence in companies that provide services, a time limit is required and this is due to the fact that the client should not lose interest in the company's services during the time that the audit is being conducted. This paper also describes a mechanism designed to prevent situations where risks may arise. This article describes the importance of the due diligence procedure as a tool for a detailed study of issues related to the selection of counterparties and further interaction with them. In the final part of the work, the author describes the advantages of the due diligence method in the process of selecting counterparties, and also studies the further prospects for the development of this method and gives recommendations for expanding the aspects in which the use of this method can be considered effective.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ DUE DILIGENCE КОНТРАГЕНТОВ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav

2022, №5, Том 14 / 2022, No 5, Vol 14 https://esj.today/issue-5-2022.html

URL статьи: https://esj.today/PDF/48ECVN522.pdf

Дата публикации: 14.10.2022

Ссылка для цитирования этой статьи:

Кабанова, Н. А. Формирование due diligence контрагентов / Н. А. Кабанова, А. В. Целыковская // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 5. — URL: https://esj .today/PDF/48ECVN522.pdf

For citation:

Kabanova N.A., Tselykovskaya A.V. Formation of due diligence of counterpartie. The Eurasian Scientific Journal, 14(5): 48ECVN522. Available at: https://esi.today/PDF/48ECVN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Кабанова Наталья Алексеевна

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Доцент Департамента экономической безопасности и управления рисками

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: nkabanova@fa.ru

Целыковская Анастасия Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Факультет «Экономики и бизнеса»

Бакалавр

E-mail: anastasia. student19.5@gmail.com

Формирование due diligence контрагентов

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос, связанных с формирование контрагентов организации на основе метода due diligence. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о партнерах и контрагентах с точки зрения финансовой составляющей на предмет благонадежности, оценки перспектив дальнейшего сотрудничества организовывают процедуру due diligence. Автором были рассмотрены ключевые риски, связанные с выбором тех или иных контрагентов, а также была описана важность процесса поиска и оценки рисков в аспекте дальнейшего управления ими.

В статье рассматриваются теоретические аспекты due diligence с выделением технологий и методов проведения проверки due diligence контрагентов. Автором была описана особенность, связанная с тем, что при проведении due diligence в компаниях, которые занимаются оказанием услуг, необходимо ограничение в сроках проведения и обуславливается это тем, что клиент не должен потерять интерес к услугам компании за то время, что проводится проверка. Также в данной работе описан механизм, разработанный для предупреждения ситуаций, когда могут возникнуть риски. В данной статье описывается важность процедуры due diligence как инструмента детального исследования вопросов, которые имеют отношение к выбору контрагентов и дальнейшему взаимодействию с ними.

В заключительной части работы автором описаны преимущества метода due diligence в процессе выбора контрагентов, а также изучены дальнейшие перспективы развития указанного метода и даны рекомендации по расширению аспектов, в которых применение данного метода можно считать эффективным.

Ключевые слова: due diligence; контрагенты; управление рисками; благонадежность; риск-ориентированный подход; предпринимательская деятельность; угрозы

Введение

В ходе осуществления предпринимательской деятельности осуществляется взаимодействие не только компаниями-партнерами, деловая репутация и финансовая возможность которых проверены годами, но нередкими являются случаи, когда поступают предложения на заключении договоров на выгодных условиях с компаниями, с которыми мы ранее не взаимодействовали. Тогда возникает необходимость принятия взвешенного и правильного решения, что невозможно без наличия полной и достоверной информации о компании-контрагенте, которая предлагает свои услуги. Усиливаются требования компаний к степени открытости информации о потенциальных партнерах и контрагентах. Возрастает роль оценки их деятельности, анализа рисков и угроз, в результате чего происходит понимание, что управление рисками своей деятельности — важный элемент, который способствует повышению качества распределения финансов и создания продуманной инвестиционной политики.

Для достижения наиболее благоприятного результата своих сделок участники гражданского оборота стараются иметь дело с проверенными контрагентами. Особенно это имеет большое значение для сферы предпринимательской деятельности, которая характеризуется большими рисками. Тщательная проверка контрагента поможет избежать экономических издержек.

Актуальность работы состоит в предоставлении возможности обезопасить компанию от недобросовестных деяний партнеров и контрагентов, а также будет способствовать не только уменьшению рисков, связанных с финансовой деятельностью компании, но и повысит экономическую безопасность компании в целом.

Целью данной работы является формирование due diligence контрагентов рассматриваемой организации при заключении сделок.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить аспекты процесса проверки контрагентов.

2. Рассмотреть особенности метода due diligence.

3. Проанализировать риски, связанные с деятельностью контрагентов.

4. Описать преимущества метода due diligence.

Объект исследования — процесс проверки контрагентов.

Предмет исследования — метод due diligence.

Термин «due diligence» в переводе означает «должная осмотрительность», «разумная предосторожность». Данный термин получил широкое распространение в 1933 году, когда в США приняли закон о ценных бумагах. Он содержит в себе требования к брокерам и дилерам о том, чтобы они при проверке эмитентов, с ценными бумаги которых работали, проявляли должную осмотрительность. Термин «due diligence» со временем приобрело широкое значение — необходимость проведения проверки контрагента до совершения сделки. Данная проверка проводится с целью повышения репутации компании, а также позволяет сберечь финансы от мошеннических действий и является инструментом предотвращения возможных потерь акционеров при выборе контрагентов [1].

1. Материалы и методы

Данная проверка позволяет найти способы, которые смогут повысить уровень правового и финансового состояния компании. А также по итогам проведения данной проверки формируется полное представление о возможных рисках на момент совершения сделки и будущих кризисных ситуациях, которые могут возникнуть после заключения сделки. Анализируются сведения, которые связаны с такими направлениями, как бухгалтерский, кадровый и налоговый учет.

Существенный вклад в исследование вопроса проверки контрагентов внесли Курносова О.А. [2], Кадиева Л.М. [3], Абдулаев А.А. [4]. При написании работы была использована отечественная и переводная учебная литература, в частности труды Ивалги А.Б. [5], Спицыной Ю.Д. [6] и многих других научных деятелей, посвященные изучению особенностей методов проверки контрагентов.

Информационная база работы содержит учебную литературу, статистическую информацию, материалы судебной практики, а также информацию из интернет-источников в СМИ.

В статье представлены и систематизированы существующие методы по анализу контрагента. На конкретном хозяйствующем субъекте были рассмотрены данные методы в совокупности и сделан вывод о контрагенте.

В ходе исследования были использованы общенаучные методы, в числе которых выделены анализ и синтез, а также использован метод анализа документов и нормативно-правовых актов.

2. Результаты и обсуждение

На основании определений отечественными и зарубежными авторами, а также аудиторскими и консалтинговыми фирмами и международными ассоциациями due diligence это процесс сбора достаточного количества информации о юридическом лице, которая позволит сформировать осознанное представление о степени риска, которое несет то или иное сотрудничество. 1

Большинство российских авторов определяют DD как процедуру, которая сопутствует инвестированию. При этом не уделяется должного значения распространения due diligence на другие аспекты деятельности компании, которые связаны с выбором поставщика или подрядчика, заключение договоров о сделках (по продаже готовой продукции). В то время как, зарубежные авторы уже отмечают, что DD уже является не только частью инвестиционного процесса, но и распространяется на взаимодействие компанией с внешней средой. При этом акцентируя внимание на определения, которые дают крупные компании и ассоциации, то можно сделать вывод о том, что DD уже является инструментом управления рисками, которые возникают при взаимодействии с другими компаниями (клиенты, контрагенты и компании на аутсорсинге) [7].

Данная проверка позволяет найти способы, которые смогут повысить уровень правового и финансового состояния компании. А также по итогам проведения данной проверки формируется полное представление о возможных рисках на момент совершения сделки и будущих кризисных ситуациях, которые могут возникнуть после заключения сделки. Анализируются сведения, которые связаны с такими направлениями, как бухгалтерский, кадровый и налоговый учет [8].

1 Сформулировано автором. Страница 3 из 9

Целью проведения due diligence является анализ, который позволит хозяйствующим субъектам исключить или минимизировать возможные отрицательные последствия при заключении сделки. А также его проводят с целью оптимизации бизнес-процессов в будущей деятельности компании.

Суть данного метода заключается в том, что потенциальная сторона договора или контрагент по собственной инициативе собирает подробную информацию о своем контрагенте и затем проводит анализ [9].

В первую очередь стоит отметить, что due diligence бывает внутренним и внешним, в зависимости от субъекта сбора информации. Внутренний due diligence — проводят специалисты компании, которая является объектом проверки (исследования). Внешний — проводится с привлечением специалистов на усмотрение инициаторов проверки. Чаще всего привлекают юристов, аудиторов, финансовых аналитиков и налоговых консультантов [10].

Деятельность по проведению due diligence в России в настоящее время регулируется следующими документами:

• Федеральный закон от 30.12.2008 № 307 — ФЗ «Об аудиторской деятельности».

• Соглашение швейцарских банков о стандартах проведения DD (The Swiss Banks Due Diligence Agreement).2

• Первая директива ЕС по предотвращению использования финансовой системы для целей отмывания денег.3

• Вторая директива ЕС по предотвращению использования финансовой системы для целей отмывания денег.

• Письмо ФНС РФ от 23.01.2013 № АС-4-2/207 «По вопросу проявления должной осмотрительности в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности» .4

При заключении сделок проводится анализ, который направлен на оценку выгод и обязательств при этом рассматриваются аспекты не только настоящего, но прошлого и будущего, и выявляются возможные риски.

В ходе проверки производится анализ, который основывается на внутренней информации, нормативных актах и данных, которые предоставляются конкурентами и партнерами. Выполняются следующие действия:

Проверяется достоверность финансовой и внутренней информации.

Происходит поиск подтверждающих факторов оценкам/предположениям, которые отражены в бизнес-плане.

Дается оценка возможности реализации краткосрочной и долгосрочной стратегии компании.

Проверка добросовестности подачи налоговой и статистической отчетности. Оценка конкурентоспособности компании на рынке.

2 SBA_Agreement_CDB_2020_EN.pdf (swissbanking.ch).

3 Directive (rus) 2015_849.pdf (cbr.ru).

4 Письмо ФНС от 23.01.2013 № АС-4-2/710@ — Контур.Фокус (kontur-f.ru). Страница 4 из 9

• Выявление существующей внешней или иной задолженности.

• Оценка компетентности руководства компании, для возможности реализации условий сделки [11].

Для выполнения вышеперечисленных действий необходимо предпринять ряд мероприятий (табл. 1).

Таблица 1

Шаги, позволяющие провести проверку контрагента

Создание технического задания Тщательная процедура due diligence начинается с подготовки исчерпывающего детального технического задания на проведения такой проверки. В техническом задании освещается наиболее интересующие области планируемой сделки. Специалисты стараются запрашивать только те документы, которые обязательно должны быть у того или иного вида компании.

Переговоры и интервью с контрагентом Стороне, проводящей due diligence следует получить информацию, которая не отображается в документах, путем проведения переговоров с должностными лицами продавца. Это является важной составляющей при проведении due diligence.

Необходимая и достаточная информация (документация) Также в ходе проведения процедуры due diligence не менее важной является проверка операций, которые проводятся внутри фирмы: договора, которые заключены компанией (залогов, подрядов, аренды и иных гражданско-правовых договоров), включая любые протоколы о намерениях, переводы денежных средств. Также необходимо проводить тщательный анализ судебных рисков в отношении компании, производится проверка прав на объекты интеллектуальной собственности, вопросы антимонопольного законодательства, охраны окружающей среды. В ходе проверки также необходимо определять существенность проводимых судебных разбирательств, важно производить оценку потенциальных рисков, которые оказывают влияние на деятельность компании.

Получение подтверждений от государственных органов Для детального изучения состояния компании первостепенно необходимо удостовериться в том, что она была создана в соответствии с законодательством и продолжает свою деятельность. Для этого изучаются уставные (учредительные) документы компании и любые изменения к ним (например: смена наименования). Учредительные документы должны предоставляться в оригинале или в виде нотариально заверенных копий. Необходимо получить официальное подтверждение из регистрирующего органа о том, что компания зарегистрирована должным образом, а также, что все имеющиеся изменения были приняты и зарегистрированы. Также стоит запрашивать подтверждения из органов статистики, налогового комитета, земельного комитета, центра по недвижимости, агентства по финансовому надзору, а также из лицензирующих органов. Производится проверка лицензии на осуществление деятельности, соответствующие сертификаты о регистрации в качестве налогоплательщика и о регистрации в органах статистики, документы, подтверждающие оплату уставного капитала.

Подготовка отчета После изучения и проведения анализа всей информации и переговоров составляется отчет по проведению процедуры due diligence. Отчет составляется в письменной форме, в соответствии с действующим законодательством и стандартами.

Составлено автором

На данный момент нет четкого алгоритма действий, на основании которого можно было бы проводить такую проверку контрагента. В письме Федеральной налоговой службы перечислены только формальные подходы к проверке, которые основываются на документальном подтверждении полномочий руководителя, копии документов и информации о фактическом месте нахождении.

Необходимо использовать риск-ориентированный подход. В процессе проведения ББ необходимо проводить ранжирование потенциальных контрагентов на определенные группы риска. Использование данного метода позволит дать оценку защищенности компании, выявить существующие риски и внести корректировки в план мероприятий, направленных на их минимизацию [12].

Положительной динамикой можно отметить тот факт, что на сегодняшний день даже обычная проверка контрагента превратилась в комплексный анализ, что подтверждает развитие деловой культуры и знаний в области права и экономики.

Суть данного метода заключается в добровольной проверке потенциальной стороны договора, проводится сбор подробной информации и всесторонние анализ.

Due diligence может проводиться самостоятельно компанией или с привлечением третьих лиц (экспертов или консультантов). Главным отличием due diligence от других видов анализа является применение широких методов исследования, что позволяет наиболее детально и эффективно провести всесторонний анализ компании. Способы, с помощью которых можно собрать информацию — разнообразны, их можно разделить по сферам деятельности контрагента:

1. Корпоративные риски. В данном случае необходимо проверять правомерность создания юридического лица, наличие необходимых учредительных документов, уставный капитал, а также управленческий состав и проверка аффилированности.

2. Риски хозяйственной деятельности и финансовые риски. При проведении такого анализа происходит сбор информации о наличии: обязательств у контрагента, дебиторской задолженности, признаках банкротства. Более того, проводится оценка финансовых показателей контрагента, также анализируются способы привлечения активов и перспективы проводимой инвестиционной деятельности.

3. Налоговые риски. Наиболее значимым элементом проверки контрагента является проверка на предмет соблюдения налогового законодательства, а также проводится проверка налоговой политики компании.

4. Юридические риски. При проверке законности деятельности организации необходимо проводить проверку прав собственности контрагента на активы, обременения, а также выявление признаков противоправной или преступной деятельности.

5. Риски менеджмента. Здесь оценивается эффективность проводимой управленческой политики, оценивается компетентность персонала и руководителей.

Все вышеперечисленные сферы являются взаимосвязанными и имеет точки соприкосновения. Но именно поэтапный анализ, который проводится в ходе проведения due diligence позволяет выявлять наиболее рисковые возможные ситуации и избегать негативные последствия [13].

В действующем гражданском законодательстве есть некоторые «элементы» due diligence.

Прежде всего, необходимо выделить, что метод проверки контрагента due diligence имеет взаимосвязь с принципом добросовестности участников гражданского оборота (п. 3 ст. 1, п. 5, ст. 10 Гражданского кодекса РФ), поэтому можно говорить о возможности применения положения недействительных сделок, которые были совершены под воздействием существенного заблуждения (ст. 178 ГК РФ); а также о добросовестности субъектов обязательства (п. 3 ст. 307 ГК РФ), и в отношении института заверений об обстоятельствах (ст. 431.2 ГК РФ), а также о добросовестности приобретателя (абз. 2 п. 2 ст. 223 и п. 1 ст. 302 ГК РФ).

Системный анализ, который проводится при проверке контрагента, также указывает на то, что due diligence — это частный случай проявления принципа добросовестности.

В соответствии со статьей 431.2 ГК РФ недостоверные заверения влекут за собой наступление гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, которые были причинены недостоверностью сведений, или неустойки, которая прописывается в договоре.

На сегодняшний день due diligence, в первую очередь позиционируется как набор рекомендаций для предпринимателей и инвесторов, а не как полноценный инструмент законодательства.

Также, данный метод оценки контрагента не получил конкретной оценки возможности его использования, также, как и неприменения, что порождает спорные и конфликтные ситуации с другими институтами гражданского права.

В настоящее время процедура Due Diligence является всеобъемлющим методом для того, чтобы получить достоверную и совершенную информацию о вероятном контрагенте, а также снизить возможные убытки. Все фирмы обязаны проявлять должную осмотрительность и проявлять инициативу получения необходимой информации, тем самым повышая вероятность принятия взвешенного и правильного решения о необходимости взаимодействия с теми или иными контрагентами. В результате исследования анализ поможет: получить полную информацию, возможность обратить внимание на наиболее рисковые области компании, а также поможет принятию необходимых мер, которые будут направлены на снижение и предотвращение рисков.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Спицына Ю.Д. Учет расчетов с контрагентами и способы их осуществления // Финансовый вестник. — 2018. — № 2. — С. 60-64.

2. Шатина Е.Н., Козменкова С.В., Фролова Э.Б. Внутренний контроль: методические особенности проверки контрагентов на благонадежность // Международный бухгалтерский учет. — 2018. — Т. 21. — № 8(446). — С. 904-

916.

3. Курносова О.А. Матрица стратегий управления взаимотношениями с контрагентами в системе логистического сервиса промышленных предприятий // Экономика и эффективность организации производства. — 2019. — № 29. —

С.10-14.

4. Кадиева Л.М. Особенности проверки контрагентов в деятельности современной организации // Наука без границ. — 2018. — № 5(22). — С. 25-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Абдулов А.А. Концептуальные подходы к вопросам обеспечения экономической безопасности организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 2. —

11-15 с.

6. Иволга, А.Б. Экономическая безопасность и ее составляющие как основа жизнедеятельности корпорации / А.Б. Иволга // Молодой ученый. — 2015. —

114 с.

7. Абдуханова Н.Г. и др. Совершенствование методики рейтинговой оценки контрагентов // Финансы и кредит. — 2019. — Т. 25. — № 10. — С. 2385-2401.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

Еделькина А.Г. Процесс проверки контрагентов как важный элемент комплаенс // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 5. — С. 46.

Зотиков Н.З. Контрагент-надежный партнер или источник налогового риска // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 1. — С. 27.

Булатенко М.А., Брусова В.А. Алгоритм проверки контрагентов службой экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Заметки ученого. — 2021. — № 6-1. — С. 342-350.

Berndsen R. Fundamental questions on central counterparties: A review of the literature // Journal of Futures Markets. — 2021. — Т. 41. — № 12. — С. 2009-2022.

Badarinza C., Ramadorai T., Shimizu C. Gravity, counterparties, and foreign investment // Journal of Financial Economics. — 2022. — Т. 145. — № 2. — С. 132152.

Paddrik M., Young H.P. How safe are central counterparties in credit default swap markets? // Mathematics and Financial Economics. — 2021. — Т. 15. — № 1. — С. 41-57.

Kabanova Natalia Alekseevna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: nkabanova@fa.ru

Tselykovskaya Anastasia Vyacheslavovna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: anastasia.student19.5@gmail.com

Formation of due diligence of counterparties

Abstract. This article discusses the issue related to the formation of contractors of an organization based on the due diligence method. In order to form the most complete picture of partners and counterparties from the point of view of the financial component for reliability, the assessment of prospects for further cooperation organizes the due diligence procedure. The author considered the key risks associated with the choice of certain counterparties, and also described the importance of the process of searching and assessing risks in the aspect of their further management.

The article discusses the theoretical aspects of due diligence with the allocation of technologies and methods for conducting due diligence verification of counterparties. The author described a feature related to the fact that when conducting due diligence in companies that provide services, a time limit is required and this is due to the fact that the client should not lose interest in the company's services during the time that the audit is being conducted. This paper also describes a mechanism designed to prevent situations where risks may arise. This article describes the importance of the due diligence procedure as a tool for a detailed study of issues related to the selection of counterparties and further interaction with them.

In the final part of the work, the author describes the advantages of the due diligence method in the process of selecting counterparties, and also studies the further prospects for the development of this method and gives recommendations for expanding the aspects in which the use of this method can be considered effective.

Keywords: due diligence; counterparties; risk management; trustworthiness; risk-oriented approach; entrepreneurial activity; threats

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.