Научная статья на тему 'Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников через коллективные формы организации изобразительной деятельности'

Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников через коллективные формы организации изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1972
608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева А.И.

В наше время изучение человеческих дружеских взаимоотношений является для педагогики и психологии ключевой проблемой. Слово «общение» говорит о мощности совместного дела, и тема для разговора, и обмен мыслями по поводу какого либо события. Наблюдая за детьми, мы видим только внешнюю сторону жизни, поверхностную картину взаимоотношений. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т.е. то, что побуждает одного ребёнка тянуться к другому. За тем или иным высказыванием, действием, обращённым к собеседнику, стоит особая потребность в общении. Только хорошо зная и понимая своего собеседника, можно построить истинное общение и дружбу с ним, в противном случае создаётся лишь видимость общения и дружбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников через коллективные формы организации изобразительной деятельности»

Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников через коллективные формы организации изобразительной деятельности

Лебедева А. И.,

студентка 3-го курса факультета психологии и педагогики, кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы

Минина

г. Нижний Новгород, Россия

В наше время изучение человеческих дружеских взаимоотношений является для педагогики и психологии ключевой проблемой.

Слово «общение» говорит о мощности совместного дела, и тема для разговора, и обмен мыслями по поводу какого - либо события. Наблюдая за детьми, мы видим только внешнюю сторону жизни, поверхностную картину взаимоотношений. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т.е. то, что побуждает одного ребёнка тянуться к другому. За тем или иным высказыванием, действием, обращённым к собеседнику, стоит особая потребность в общении. Только хорошо зная и понимая своего собеседника, можно построить истинное общение и дружбу с ним, в противном случае создаётся лишь видимость общения и дружбы.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать общество с высокой культурой взаимоотношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения. Большое значение приобретает изучение ребёнка в его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. В это время в общении ребёнка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Проблема дружеских взаимоотношений детей - одна из важных и сложнейших проблем психологии и педагогики. И она по - разному решается представителями различных психолого-педагогических направлений.

Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений определяется той ролью, которую имеет дружба. В развитии личностных качеств ребёнка, в становлении его общения со сверстниками, в развитии ребёнка с его чувствами, желаниями, потребностями, которые реализуются в детском обществе, на что указывала В.С.Мухина. Ведь именно в детском обществе ребёнок получает первые представления о коллективе, приобретает навыки поведения в нём. Именно в условиях общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике нормы поведения, проявлять доброжелательное отношение к другим.

На основе вышеизложенного, я определила цель моего исследования: изучить дружеские взаимоотношения у старших дошкольников, через коллективные формы организации изобразительной деятельности.

Для того, чтобы выделить задачи моей работы я изучила Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования, а именно опираясь на задачи области социально- коммуникативного развития.

Что же она подразумевает под собой? Из ФГОС ДОО можно выделить, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Задачи. 1)Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме

2)Рассмотреть дружеские взаимоотношения дошкольников в системе всестороннего развития личности.

3)Изучить механизмы и содержание нравственного воспитания дошкольников.

4)Изучить особенности коллективных форм организации в изобразительной деятельности старших дошкольников

Поставленные мною задачи, определили методы исследования.

- изучение и анализ литературы;

- анализ проведенной работы и результатов исследования;

- наблюдение за общением дошкольников в разных видах деятельности (в учебной деятельности и свободной деятельности).

- диагностики дружеских взаимоотношений у старших дошкольников

- анализ продуктов детской деятельности

В работе советских психологов 20-30 годов основной аспект был сделан на изучение дошкольной группы как зарождающегося коллектива. А.С.Залужный писал, что «изучение личности и поведения ребёнка изолированного, вне его взаимодействия с детьми, будет всегда односторонним (Булатова А.В. О дружеских взаимоотношениях // Дошкольное воспитание. 1968, N2). При классификации детских групп он выделял дошкольную группу как особый вид коллектива. Интересна его мысль о том, что «вожачество зависит от относительного уровня развития вожака и коллектива» и что необходимо изучать не абстрактного «среднего ребёнка», а все уклонения от стандарта.

Проблему дружеских отношений в совместной деятельности так же изучали педагоги и психологи: А.В.Булатова, А.А.Аржанова, Т.А.Маркова, В.К.Котырло, Е.И.Щербакова, Е.И.Кльчицкая, Я.Л.Коломенский, С.В.Петерина, Р.А.Репина и т.д.

О.Г.Дробницкий пишет о том, что в обществе возникает нужда в создании особых норм, систем предписаний, понуждений и запретов, а также социальных санкций, призванных согласовать массовое поведение с общественными требованиями (Дробницкий О.Г.Понятие морали. М.:Наука,1974.-254с.).Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой дружеских взаимоотношений детей в коллективной изодеятельности, отмечают, что они способствуют. развитию личностных качеств детей, удовлетворяют их потребность в общении, а также признании и сопереживании, позволяют усвоить нормы и правила жизни в обществе.

Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации изодеятельности, является и то, что дети получают интерес от такой работы. Во-первых, потому, что каждый чувствует себя сопричастным к полученному общему продукту, и это безусловно радует детей; во вторых, как правило, результат-картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значимости деятельности каждого ребёнка, выделяет индивидуальные усилия каждого. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат; чем лучше ребёнок выполнит свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.

Создание коллективного изображения ставит перед детьми ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки, аппликации не может быть успешным: запас знаний и представлений о предметах. Увидеть его основные части, величину, цвет и многообразие оттенков, уметь выделить общее и различное в разных предметах. Это требует умения проводить простой анализ предметов, делать нужные обобщения, синтез.

В процессе коллективной изодеятельности создаются благоприятные условия для формирования таких личностных качеств личности как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Она представляет большие возможности для развития речи ребенка дошкольника: обогащается словарный запас при знакомстве с различными изобразительными материалами, узнают и называют их свойства, познают образную характеристику предметов и явлений, способствует развитию связной речи (Буре Р.С. Социально - нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет.-М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ , 2012.-80с.).

Таким образом, в процессе коллективной изодеятельности осуществляется всестороннее развитие ребенка дошкольника.

Следует отметить, что до настоящего времени социально-психологическому изучению влияния дружеских взаимоотношений на успешность коллективной изодеятельности детей старшего дошкольного возраста уделялось недостаточное внимание. Однако многие исследователи связывают проблему отношений между детьми с организацией различных видов деятельности.

Несмотря на значительное количество психолого-педагогических исследований, многие вопросы специфики дружеских взаимоотношений в коллективной изодеятельности у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, достаточного освещения в них не получили. Этим и подчёркивается оригинальность моего исследования.

В психологии и педагогике акцентируются важные и ответственные задачи: формирование основ коллективистских качеств и гуманного отношения к другим людям; воспитание творческой и инициативной личности. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

В своей работе мы рассматриваем дошкольную группу в трех основных структурах: общении и деятельности, когнитивной и эмоциональной. Изучение подготовительной к школе группы, ее становление, развитие и функционирование, общение и отношение между детьми, групповых ценностей, положение отдельного ребенка среди сверстников -все это вопросы, тесно связанные с проблемой формирования личности в коллективе и успешного развития детского творчества и индивидуальности.

Методики, используемые в работе, были направлены главным образом на положение ребенка в группе, его взаимодействие с другими, в потребности оценки сверстников и самооценке, а также общий интерес к коллективной изобразительной деятельности, которая способствует общности переживаний, вызывает стремление ребенка наилучшим образом проявить себя в ней, повышает ответственность за общий результат. Методики носили комплексный характер. Данные, полученные с их помощью, взаимодополняли друг друга и характеризовали как групповые процессы (общения, коллективной деятельности, взаимооценивания детей и их межличностных отношений), так и некоторые личностные проявления дошкольников.

Итак, анализ нашей работы позволяет заключить: что уровень взаимоотношений и взаимодействий между детьми в коллективной художественно-творческой деятельности высокий. Положение ребенка в группе имеет стабильное совместное объединения, с членами которого его связывает не только общий интерес к изобразительной деятельности, но и взаимная симпатия, и отношения между детьми строятся на равноправной основе.

Литература

1. Булатова А.В. О дружеских взаимоотношениях // Дошкольное воспитание. 1968,

N2

2. Буре Р.С. Социально - нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2012.-80с.

3. Дробницкий О.Г.Понятие морали. М.:Наука,1974.-254с.

4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования http://krhroo.ucoz.ru/index/fgos_doo/0-87 . 22 марта 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.