Научная статья на тему 'Формирование доверия к незнакомому человеку при восприятии его лица по фотографии'

Формирование доверия к незнакомому человеку при восприятии его лица по фотографии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1041
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / НАПРЯЖЕННОСТЬ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хрисанфова Л.А., Маркелова Т.В., Суслова Л.Ф.

Представлены результаты исследования процесса формирования доверия. Выявлено, что доверие может служить определённым индикатором эмоциональной устойчивости человека, от которой зависит возникновение доверия/недоверия и наличие личностной особенности, как возможность доверять незнакомому человеку. Источником информации об эмоциональной устойчивости может служить лицо человека. Считываемая с лица человека информация об эмоциональной устойчивости является неосознаваемой и влияющей на принятие решения о возникновении доверия. Склонность к недоверию указывает на отсутствие направленности человека на социальные контакты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хрисанфова Л.А., Маркелова Т.В., Суслова Л.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUSTING A STRANGER: WHAT WE CAN TELL BY OBSERVING A PHOTOGRAPHIC IMAGE OF HUMAN FACE

This article presents the results of the study that aims to investigate the process of building trust. It was discovered that trust can serve as a certain mark of emotional stability. The lack of such a trait affects not only the ability of a person to trust other (unknown) people but also the possibility of being considered trustworthy by them. We prove that human face conveys some information that helps onlookers to evaluate emotional stability/instability of the individual. This information is obtained subconsciously. Nevertheless, it does influence one’s decision on whether to take something that a stranger might say at face value or not. Importantly, it was revealed that the tendency of not trusting people indicates a low level of other-orientation.

Текст научной работы на тему «Формирование доверия к незнакомому человеку при восприятии его лица по фотографии»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2014, N° 3 (35), с. 250-257

Педагогические науки

УДК 37.07+378

ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИЯ К НЕЗНАКОМОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЕГО ЛИЦА ПО ФОТОГРАФИИ

© 2014 г. Л.А. Хрисанфова, Т.В. Маркелова, Л.Ф. Суслова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского l.hri@fsn.unn.ru

Поступила в редакцию 03.06.2014

Представлены результаты исследования процесса формирования доверия. Выявлено, что доверие может служить определённым индикатором эмоциональной устойчивости человека, от которой зависит возникновение доверия/недоверия и наличие личностной особенности, как возможность доверять незнакомому человеку. Источником информации об эмоциональной устойчивости может служить лицо человека. Считываемая с лица человека информация об эмоциональной устойчивости является неосознаваемой и влияющей на принятие решения о возникновении доверия. Склонность к недоверию указывает на отсутствие направленности человека на социальные контакты.

Ключевые слова: доверие, напряженность, привлекательность, активность, эмоциональная устойчивость, личностные особенности.

Проблема исследования

Изучаемый нами феномен доверия есть нравственная категория: об этом говорит ее тесная сопряженность с такими категориями, как вера (в идеалы), верность (воинскому долгу), уверенность (в себе). Потеря доверия и предательство - явления одного порядка, они осуждаемы в любом обществе вне зависимости от его исторического развития.

Чувство доверия сопровождает все лучшие стороны человеческого бытия: любовь, дружбу, привязанность [1]. Переживания, связанные с утратой доверия к близкому человеку, вызывают наиболее неприятные эмоции и имеют тяжелые последствия.

Ориентация современного глобализированного общества на ненасыщаемое потребление, личную и групповую конкурентность, чрезмерный акцент на индивидуализации личности при снижении ценности нравственных и моральных норм поведения приводят к прогрессированию негативного социально-психологического явления, называемого «дефицитом доверия».

Дефицит доверия усиливается вследствие распространения и увеличения всеобъемлющего влияния виртуальной реальности на все сферы общественной жизни и личность человека. Как следствие, возникает иллюзия общения, происходит обособление личности, отчуждение людей друг от друга.

В конечном итоге дефицит доверия в жизни человека приводит его к одиночеству, утрате

чувства личностной целостности, отсутствию взаимопонимания, что деструктурирует психику, делая её неустойчивой. Последствия таких изменений весьма разрушительны как для каждого человека в отдельности, так и для общества в целом.

Доверие является своего рода индикатором психологической устойчивости и благополучия личности, создаёт безопасную среду функционирования человека.

В рамках данной статьи представлен первый результат наших исследований в данном направлении, который связан с анализом особенностей формирования доверия к незнакомому человеку при восприятии лица по фотографии.

Целью исследования является выявление психологических параметров, имеющих отношение к лицу человека, и личностных особенностей, способствующих формированию доверия.

Исходя из цели исследования было сформулировано две гипотезы:

1) формирование доверия к незнакомому человеку при восприятии его лица по фотографии зависит от оценки воспринимаемого человека по параметрам напряженности, активности и привлекательности;

2) на формирование доверия к незнакомому человеку оказывают влияние такие личностные особенности, как доверие к другим, доверие к себе, а также личностные качества, связанные с эмоциональной сферой.

Объект исследования - формирование доверия к незнакомому человеку.

Предмет исследования - психологические параметры, имеющие отношение к воспринимаемым лицам людей, и личностные особенности человека, способствующие формированию доверия.

Многообразие подходов на сегодняшний день не позволяет сформулировать однозначное определение доверия. Мы будем придерживаться определения, данного Б.А. Рутковским: доверие - нравственное понятие, выражающее такое отношение одной личности к другой, которое исходит из убеждённости в её добропорядочности, верности, ответственности, честности и правдивости [1].

Доверие является социально-психологическим явлением, которое возникает только в процессе межличностного взаимодействия. Межличностное взаимодействие имеет очень широкий спектр и не ограничивается только непосредственным общением. В данной статье обсуждается возникновение доверия в ситуации викарного общения. В процессе викарного общения человек общается с неким заменителем другого человека - это может быть фотография человека, портрет, скульптура и т.п. Межличностное восприятие в данных условиях является принципиально сходным, а оценка индивиду-ально-психологи-ческих особенностей устойчива во времени [3].

Среди многочисленных проявлений доверия в процессе общения нас интересует возникновение доверия или недоверия к незнакомому человеку при первичном восприятии его лица, которое впоследствии достаточно часто определяет взаимоотношения людей, их поведение и поступки.

Процесс общения всегда сопровождается рассматриванием коммуниканта, при этом лицо человека является приоритетным объектом наблюдения. И это неслучайно: лицо является богатым источником информации, прежде всего о его владельце. Лицо даёт нам не только текущую и явную информацию о человеке (эмоции, переживания, пол, возраст, раса и др.), но и более глубинную, неявную (например, информацию о состоянии здоровья человека или его индивидуально-психологических особенностях).

Положение об информационной функции лица человека было сформулировано на основе системного подхода (Б.Ф. Ломов). Согласно основным положениям системного подхода, всё многообразие индивидуально-психологических качеств организовано иерархичным образом. Каждый уровень иерархии определяется раз-

личной степенью влияния биологических и социальных факторов. Эти факторы влияют на формирование структуры характера человека и определяют развитие тех или иных индивидуально-психологических качеств. Достаточно подробный и убедительный анализ отдельных системообразующих факторов осуществляется в рамках теорий ведущих тенденций [4-6].

Влиянию системообразующих факторов подвергаются все структуры в человеке, в том числе и лицо. На наш взгляд, лицо является узловым местом, в котором встречаются две реальности: биологическая и психическая.

С одной стороны, лицо включено в функционирование многих систем организма и является зоной презентации основных сенсорных органов человека, главным назначением которых является информационный обмен со средой.

С другой стороны, лицо является средством коммуникации в межличностном общении благодаря сложной системе мимики и других сигнальных систем. Эта функция лица стала возможной благодаря социальной природе человека, поскольку жизнь человека в норме невозможна вне социума. Данное положение было более подробно раскрыто нами в ряде предшествующих работ [7-8].

В процессе восприятия существует возможность считать информацию об индивидуально-психологических особенностях человека по его лицу. Информация в процессе реального общения считывается, как правило, имплицитно и достигает сознания в обобщённых, интегральных формах, выражаемых через такие понятия, как доверие/недоверие к коммуниканту, приятность/неприятность в общении и т.п.

В нашем эксперименте в качестве психологических параметров, оцениваемых по лицу человека, были выбраны напряжённость, активность и привлекательность. Выбор качеств для оценки основан на основных положениях теории ведущих тенденций, которая опирается на парадигму преемственности разных уровней психических функций [6] и на предшествующие исследования, которые подтверждают наличие определённого числа ведущих тенденций, результаты влияния которых могут презентиро-ваться на лице человека [7].

Теория ведущих тенденций утверждает, что из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими. Понятие «ведущая тенденция» - более емкое и динамичное,

чем понятия «черта», «свойство», «состояние»: оно их объединяет и определяет направление их трансформации в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания. «Ведущая тенденция» - это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и пре-диспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства [6; 9]. Изложенные нами основания выбора психологических параметров для оценки качеств по лицу находят подтверждение и в исследованиях, направленных на поиск тех личностных особенностей, которые могут служить критериями доверия. Так, в исследованиях А.Б. Купрейчен-ко в качестве наиболее значимых критериев доверия были выделено четыре свойства личности: сила, активность, оптимизм (весёлость), смелость [10]. Силу, активность, смелость можно соотнести с ведущей тенденцией «активность», оптимизм (весёлость) - с «напряжённостью», вернее её отсутствием.

Под активностью в нашем исследовании понимается стремление и способность человека преобразовывать окружающую среду, отношения с другими людьми и себя лично. Напряжённость понимается как чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором, при этом обязательно присутствует возрастание и сила переживаемых эмоций и реакций. Привлекательность - это обладание приятным внешним видом, вызывающим симпатию, располагающим к себе.

Обсуждая информационные возможности лица человека, не стоит забывать, что общение является двусторонним процессом, и на формирование впечатления о коммуниканте оказывают влияние и свойства самого воспринимающего субъекта. В качестве измеряемых особенностей были взяты следующие: доверие к другим и доверие к себе, экстравертированность - интровертирован-ность, привязанность - отдалённость, контролирование - естественность, эмоциональность - сдержанность, игривость -практичность. Для оценки этих показателей нами использовались опросники «Оценка доверия к себе» и «Оценка доверия к другому» Т. П. Скрипкиной [ 11]; «Пятифактор-ный опросник личности» Р. МакКрае и П. Коста (сост. Х. Тсуйи) в адаптации А.Б. Хромова [ 12].

Организация исследования

Исследование проходило в несколько этапов.

Первый этап заключался в фотографировании лиц участников эксперимента с целью подготовки стимульного материала для предъявления испытуемым.

Фотографирование лиц испытуемых происходило цифровым фотоаппаратом в помещении с хорошим освещением с соблюдением всех условий для получения стандартных фотографий в ракурсе анфас.

В дальнейшем работа с фотографиями заключалась в приведении к общему стандарту всех фотоизображений. При помощи программы AdobePhotoshopCC каждое фотоизображение редактировалось с целью нивелирования явных погрешностей с точки зрения «чистоты эксперимента»: убирались те элементы изображения, которые явно привлекли бы внимание (большие родинки, сережки в ушах, угревая сыпь и т.п.). Фотографии из цветного переводились в черно-белый вариант.

В качестве стимульного материала использовались фотографии мужских лиц, которые соответствовали требованиям, описанным ниже.

Прежде всего были отобраны фотографии лиц, которые в соответствии с морфологическим индексом Гарсона (Garson's facial index, GI) относились к лептопрозопному типу (GI равен 88.0-92.9% и более), то есть фотографии узких лиц. В дальнейшем подобное исследование будет проведено для всех остальных типов лиц.

Всего в эксперименте было использовано 35 фотографий мужских лиц. Ни одно лицо не повторялось и предъявлялось одному испытуемому лишь один раз.

Второй этап экспериментального исследования заключался в процедуре оценки испытуемыми подготовленных фотоизображений на предмет выраженности у людей на фотографиях таких качеств, как активность, напряжённость и привлекательность. Предъявление стимульного материала осуществлялось на экране компьютера. Время экспозиции каждой фотографии составляло 2000 м/сек.

Для получения оценочных суждений испытуемых при восприятии стимульного материала использовалась пятибалльная шкала (от 1 балла до 5 по возрастающей). При анализе данных 5-балльная шкала преобразовывалась следующим образом: качество не выражено - оценка в 1 и 2 балла, качество выражено - оценка в 3, 4, 5 баллов (оценка выраженности качества в 5 баллов испытуемыми использовалась крайне редко).

На этом же этапе испытуемые оценивали возможность доверия или недоверия к каждому лицу на фотографии.

Третий этап исследования включал в себя диагностику индивидуально-психологических особенностей испытуемых. Измеренные личностные особенности каждого испытуемого сопоставлялись с количеством выборов доверия к лицам на фотографиях.

В качестве испытуемых выступили 23 человека, среди которых 11 женщин и 12 мужчин в возрасте от 18 до 52 лет.

Статистическая обработка данных производилась с помощью программы IBM SPSS Statistics 20.

Результаты исследования

В табл. 1 представлены результаты оценки испытуемыми возможности доверия/недоверия к людям, лица которых предъявлялись на фотоизображениях, в зависимости от оценки по лицу человека качеств напряжённости, привлекательности, активности.

Выраженность качества определялось количеством выборов данного человека на фотографии как напряжённого, привлекательного или активного.

Индекс доверия определялся количеством доверительных выборов испытуемых к каждой фотографии.

При обработке полученных данных с использованием корреляционного метода была обнаружена статистически значимая взаимосвязь количества выборов доверия к лицу на фотографии с выраженностью признака «напряженность» (критерий Спирмена равен 0.783,

уровень значимости 0.003). С оценкой привлекательности и активности количество выборов доверия статистически значимой связи не показало.

Взаимосвязь оценки испытуемыми напряжённости наблюдаемых лиц на фотографиях и количества доверительных выборов к этим лицам иллюстрируется графиком, представленным на рис. 1.

При сопоставлении смысловых значений понятий доверия и напряжённости обнаруживается их общая глубинная составляющая, которая относится к эмоциональной сфере, а именно сила переживаемых эмоций и реакций. Согласно найденной в исследовании взаимосвязи, можно утверждать, что для человека, лицо которого воспринимается как напряжённое, характерно переживание эмоций, сила которых быстро нарастает. Это приводит к нарушению прежде всего эмоционального баланса. Нарушение внутреннего эмоционального баланса приводит к нарушению эмоциональной устойчивости. Как известно, эмоциональная устойчивость позволяет гибко и адекватно приспособиться к новым или изменившимся внешним условиям или внутреннему состоянию без негативных последствий для личности и профессиональной деятельности [13]. Как показывают полученные результаты, испытуемые, не доверяя людям, которых они оценивают как напряжённых, в итоге стараются не полагаться на человека, чьё поведение не отличается гибкостью и адаптивностью в разных ситуациях, в том числе и угрожающих. Как известно, гибкость и адаптивность являются важными гарантами психологической устойчивости в целом.

Таблица 1

Оценка испытуемыми доверия к лицам на фотографиях в связи с оценкой их напряжённости,

привлекательности и активности

Напряжённость Привлекательность Активность

№ Выраженность Индекс № Выраженность Индекс № Выраженность Индекс

фото качества доверия фото качества доверия фото качества доверия

1.11 6 18 2.12 8 20 3.5 21 18

1.7 5 17 2.4 7 17 3.3 9 17

1.4 4 16 2.5 5 17 3.9 14 17

1.5 8 16 2.11 11 15 3.4 10 16

1.1 4 15 2.6 14 14 3.8 16 13

1.9 8 13 2.10 17 14 3.1 17 11

1.10 13 10 2.1 10 13 3.6 8 11

1.6 19 9 2.7 4 12 3.2 10 8

1.8 10 7 2.2 4 8 3.7 6 7

1.3 17 6 2.8 12 7 3.11 5 6

1.12 18 6 2.3 4 5 3.10 16 4

1.2 17 5 2.9 4 4

Рис. 1. Количество доверительных выборов испытуемых к лицам на фотографиях в зависимости от оценки их напряженности

* Выраженность качества «напряженность» измерялась количеством выборов каждого фотоизображения как напряженного

Таблица 2

Значимые взаимосвязи (по Спирмену) количества выборов доверия испытуемых к лицам на фотографиях с личностными качествами этих испытуемых

Экстравертированность -интровертированность Привязанность -отделённость Эмоциональность -сдержанность Игривость -практичность

привлечение внимания -избегание понимание -непонимание уважение других -самоуважение тревожность -беззаботность депрессивность -эмоциональная сбалансированость мечтательность -реалистичность

-0.624** 0.482* 0.636** -0.562* -0.617** -0.604*

* уровень значимости 0.05; ** уровень значимости 0.01

Интересно отметить, что самим людям, характеризующимся эмоциональной неустойчивостью (высоким нейротизмом), больше нравятся люди добродушные, спокойные, то есть эмоционально устойчивые [14].

Следующее, на чем стоит подробнее остановиться, это взаимосвязь личностных особенностей людей, рассматривающих фотографии, с количеством доверительных выборов, которые они осуществили по отношению к людям на этих фотоизображениях.

Пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае и П. Коста, который использовался в работе, предполагает диагностику пяти обобщенных черт-факторов человека, которые включают по пять первичных компонентов. Четыре из пяти черт-факторов (кроме контролирования) показали наличие значимых корреляционных связей с количеством выборов доверия к

незнакомым людям на фотографиях. Но лидируют по числу связей такие черты-факторы, как «привязанность - отделённость» (коэффициент Спирмена равен 0.772 при уровне значимости 0.01) и «эмоциональность - сдержанность» (коэффициент Спирмена равен -0.654 при уровне значимости 0.004). Анализируя эти две черты личности по компонентам (табл. 2), можно утверждать, что больше склонны доверять незнакомым людям испытуемые, которые уверены, что умеют понимать других людей, и уважают их, а также не являются тревожными и депрессивными. Каждая из этих характеристик отражает в определённой степени какой-либо аспект эмоциональной сферы. Отсутствие тревожности и депрессивности характеризуют, по сути, сбалансированность эмоциональной сферы (отсутствие напряжённости и присутствие эмоций в оптимальном количестве, которое вы-

ражается в стеничности человека). Умения понимать и уважать других людей являются характеристиками эмоционального интеллекта.

При сопоставлении полученных личностных черт людей, которым доверяют, с характеристиками людей, чьи лица рассматривались испытуемыми и которым доверяют, обнаруживается интересное соответствие: вызывают доверие (по лицу человека) и доверяют люди, характеризующиеся прежде всего эмоциональной устойчивостью.

Интересно отметить, что при анализе первичных компонентов черт-факторов «экстравертированность - интровертиро-ванность» и «игривость - практичность», было выявилено, что не склонны доверять незнакомым людям испытуемые, которые стремятся привлекать к себе внимание и любят мечтать (непрактичные). И в том, и в другом случае выделенные характеристики подчёркивают некую отчуждённость от социальной реальности. Следовательно, недоверие может служить индикатором отсутствия ориентации на социальную реальность.

Что касается таких личностных черт, как доверие к себе и доверие к другим, то они не показали связи с возможностью доверять незнакомому человеку, глядя на его лицо. Нам представляется весьма простое объяснение отсутствия связи между этими характеристиками. Уровень доверия к себе, как и уровень доверия к другому, определялся по самоопроснику, то есть испытуемый, читая вопросы, сознательно выделяет те положения, которые считает наиболее подходящими для себя. Здесь мы наблюдаем сознательные теоретические конструкты феномена доверия. В ситуации же, когда идёт общение (в том числе и викарное), детерминантом доверия является прежде всего эмоциональная устойчивость, то есть фактор, определяющий в итоге безопасность и адекватность участников коммуникации, и источником подобной информации является лицо человека. Этот факт, как правило, фактически не осознаётся людьми. Последнее высказывание подтверждают результаты устного опроса испытуемых после оценки ими возможности доверять человеку на фотографии. На задаваемый вопрос «Почему же Вы доверяете/не доверяете этому человеку?» никто из испытуемых не назвал чётких критериев. Ответы носили расплывчатый, эмоциональный характер («общее впечатление», «видно, что ему нельзя доверять», «глаза обо всём говорят», «какой-то он странный» и т.п.).

Выводы

1. Количество выборов доверия к лицу на фотографии показало наличие связи с выраженностью признака «напряженность» у человека на фотографии. Количество выборов доверия к лицу на фотографии не связано с оценкой активности и привлекательности человека на фотографии.

2. Больше склонны доверять незнакомым людям испытуемые, которые уверены, что умеют понимать других людей, и уважают их, а также не являются тревожными и депрессивными.

3. Не склонны доверять незнакомым людям испытуемые, которые стремятся привлекать к себе внимание и любят мечтать (непрактичные).

4. Личностные особенности «доверие к себе» и «доверие к другим» не показали связи с возможностью доверять незнакомому человеку при восприятии его лица.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить, что выдвинутая гипотеза, согласно которой формирование доверия к незнакомому человеку при восприятии его лица по фотографии зависит от оценки воспринимаемого человека по параметрам напряженности, активности и привлекательности, подтвердилась частично. Обнаружено влияние на возникновение доверия только параметра напряженности.

Исходя из анализа найденной закономерности, можно утверждать, что доверие может служить определённым индикатором эмоциональной устойчивости человека, поскольку доверие не вызывают прежде всего те люди, лица которых оцениваются как напряжённые. Как известно, устойчивая напряжённость свидетельствует о нарушении эмоционального баланса. Обнаружено, что возникновение доверия/недоверия при оценке другого человека по его лицу и возможность доверять незнакомому человеку как субъективное качество основываются на общей детерминанте - эмоциональной сбалансированности, отражающей эмоциональную устойчивость личности. Кроме того, недоверие указывает на отсутствие направленности человека на социальные контакты.

Детерминантой доверия в процессе общения является эмоциональная устойчивость участников коммуникации, и источником информации об эмоциональной устойчивости является лицо

человека. Этот факт, как правило, фактически не осознаётся людьми.

Что касается выдвинутой гипотезы о том, на формирование доверия к незнакомому человеку оказывают влияние такие личностные особенности, как доверие к другим и доверие к себе, а также личностные качества, связанные с эмоциональной сферой, то данная гипотеза также подтвердилась частично. К процессу формирования доверия к незнакомому человеку при рассматривании фотографии его лица имеют отношение личностные качества наблюдателя, связанные с эмоциональной сферой.

Список литературы

1. Ильин Е.П. Психология доверия. СПб. : Питер, 2013. 288 с.

2. Алексеева А.Ю. Уверенность, обобщенное доверие и межличностное доверие: критерии различения // Социальная реальность. 2008. № 7. С. 85-98.

3. Барабанщиков В.А., Демидов А.А. Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека в ситуациях непосредственного и викарного общения // Вестник МГОУ. Серия Психологические науки. 2007. № 3. С. 17-28.

4. McWilliams N. Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. N.Y.: The Guilford Press, 1994. 414 с.

5. Fadiman J., Frager R. Personality and personal growth. 5th ed. Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall, 2002. 584 p.

6. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005. 624 с.

7. Хрисанфова Л.А. Лицо человека. Системный подход // В кн. Лицо человека как средство общения. Междисциплинарный подход / Под ред. В.А. Бара-банщикова, А.А. Демидова, Д.А. Дивеева. М.: Коги-то-центр, 2012. С. 115-142.

8. Хрисанфова Л.А. Индивидуально-психологические особенности, презентируемые на лице человека с точки зрения системного подхода // В кн. Познание в структуре общения / Под ред. В.А. Бара-банщикова, Е.С. Самойленко. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 43-54.

9. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

10. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Институт психологии РАН, 2008. 520 с.

11. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М., 2000. 264 с.

12. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. Курган, 2000. 23 с.

13. Ашихмина О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации: Автореферат дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2010. 26 с.

14. Khrisanfova L.A. Assessment of individual psychological characteristics based on perception of photographic image of human face with the use of SensoMo-toric Instruments // Bremen, Perception supplement. 2013. № 42. P. 199.

TRUSTING A STRANGER: WHAT WE CAN TELL BY OBSERVING A PHOTOGRAPHIC IMAGE OF HUMAN FACE

L.A. Khrisanfova, T. V. Markelova, L.F. Suslova

This article presents the results of the study that aims to investigate the process of building trust. It was discovered that trust can serve as a certain mark of emotional stability. The lack of such a trait affects not only the ability of a person to trust other (unknown) people but also the possibility of being considered trustworthy by them. We prove that human face conveys some information that helps onlookers to evaluate emotional stability/instability of the individual. This information is obtained subconsciously. Nevertheless, it does influence one's decision on whether to take something that a stranger might say at face value or not. Importantly, it was revealed that the tendency of not trusting people indicates a low level of other-orientation.

Keywords: trust, tenseness, attractiveness, energies, emotional stability, personality traits.

References

1. Il'in E.P. Psihologija doverija. SPb.: Piter, 2013. 288 s.

2. Alekseeva A.Ju. Uverennost', obobshhennoe doverie i mezhlichnostnoe doverie: kriterii razlichenija // Social'naja real'nost'. 2008. № 7. S. 85-98.

3. Barabanshhikov V.A., Demidov A.A. Vosprija-tie individual'no-psihologicheskih osobennostej cheloveka v situacijah neposredstvennogo i vikarnogo obshhenija // Vestnik MGOU. Serija Psihologicheskie nauki. 2007. № 3. S. 17-28.

4. McWilliams N. Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. N.Y.: The Guilford Press, 1994. 414 s.

5. Fadiman J., Frager R. Personality and personal growth. 5 th ed. Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall, 2002. 584 p.

6. Sobchik L.N. Psihologija individual'nosti. Teorija i praktika psihodiagnostiki. SPb.: Rech', 2005. 624 s.

7. Hrisanfova L.A. Lico cheloveka. Sistemnyj pod-hod // V kn. Lico cheloveka kak sredstvo obshhenija. Mezhdisciplinarnyj podhod / Pod red. V.A. Bara-banshhikova, A.A. Demidova, D.A. Diveeva. M.: Kogi-to-centr, 2012. S. 115-142.

8. Hrisanfova L.A. Individual'no-psihologicheskie osobennosti, prezentiruemye na lice cheloveka s tochki zrenija sistemnogo podhoda // V kn. Poznanie v strukture obshhenija / Pod red. V.A. Barabanshhikova, E.S. Samo-jlenko. M.: Institut psihologii RAN, 2009. S. 43-54.

9. Psihicheskie sostojanija / Sost. i obshh. red. L.V. Kulikova. SPb.: Piter, 2000. 512 s.

10. Kuprejchenko A.B. Psihologija doverija i ne-doverija. M.: Institut psihologii RAN, 2008. 520 c.

11. Skripkina T.P. Psihologija doverija: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. uchebn. zavedenij. M., 2000. 264 s.

12. Hromov A.B. Pjatifaktornyj oprosnik lich-nosti: Uchebno-metodicheskoe posobie. Kurgan, 2000. 23 s.

13. Ashihmina O.A. Jemocional'naja ustojchi-vost' psihologov sistemy obrazovanija na raznyh jetapah professionalizacii: Avtoreferat dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2010. 26 s.

14. Khrisanfova L.A. Assessment of individual psychological characteristics based on perception of photographic image of human face with the use of SensoMotoric Instruments // Bremen, Perception supplement. 2013. № 42. P. 199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.