УДК 640.41
ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ГОСТИНИЦАХ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА
РУБЕЖОМ
Солдаткина Мария Александровна, Шарипова Элина Раифовна
Магистранты второго курса Высшей школы туризма и гостеприимства
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
[email protected], [email protected]
Научный руководитель:
Ухина Татьяна Викторовна
К.экон.наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрен конкурентоспособный сегмент гостиничной индустрии - гости с ограниченными возможностями, ведущие активный образ жизни и стремящиеся путешествовать по миру. Определена социальная необходимость формирования надлежащих условий на гостиничных предприятиях для туристов, путешествующих в рамках программы «Доступная среда». Обосновано экономическое значение для расширения спектра и возможностей сезонного выравнивания гостиничных услуг, а так же мотивации для гостиничных предприятий.
Ключевые слова: доступная среда, безбарьерная среда, маломобильная группа населения, доступный туризм, люди с ограниченными возможностями, предприятия гостеприимства, универсальный дизайн.
В современном обществе все больше принимаются во внимание потребности людей с ограниченными возможностями, а так же их интеграция в общество, создание условий труда, досуга и преодоление барьеров. Во всем мире существуют законодательные акты, защищающие права инвалидов и, как правило, они построены на основном принципе, который был провозглашен в 1948 году Организацией Объединенных наций во Всеобщей декларации прав человека и имеет в виду равенство возможностей для всех. В России государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ во многом определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", призывающий обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями. Важнейшим шагом в этом направлении стало принятие Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Целью данной программы - сформировать условия для обеспечения равного доступа инвалидов к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам, предоставляемым для населения.
Согласно статистическим данным ЮНВТО, в мире около 650 млн. инвалидов, что составляет приблизительно 10% от всего населения. В странах Европы инвалидами являются от 22% до 31% населения. Люди с ограниченными возможностями путешествуют не так активно, как другие категории граждан Евросоюза: от 37% в Великобритании, до 53% в Германии. Между тем, более 11% всех туристических поездок в Европе и 1% во всем мире совершают путешественники с особыми потребностями, чаще всего в компании членов семьи или друзей [2]. За рубежом куда больше внимания уделяется созданию инфраструктуры, доступной для людей с ограниченными возможностями, вернее сказать, универсальной среды, которая удобна для всех. Многие западные страны высоко оценивают перспективу развития доступной среды в туризме и активно развиваются в данном направлении. Особенно высокий рост данного направления замечен в таких странах, как Чехия, Германия, Великобритания, Израиль, США, Австралия и Китай [1].
В последние десятилетия широкое распространение в России и за рубежом получили отели, готовые принимать людей с ограниченными возможностями. При создании таких гостиниц, в первую очередь, необходимо обеспечить определенные условия на близлежащей территории, специально оборудованные номера, а так же учитывается архитектурная доступность отеля. Кроме того, одним из самых важнейших компонентов является обеспечение беспрепятственного передвижения маломобильных граждан по наиболее важным зонам гостиничного предприятия, а именно ресторанной, развлекательной, деловой и медицинской. Так же, отель должен иметь хорошую транспортную доступность, а именно, специальный транспорт, оборудованный подъемником для коляски и специализированная парковка.
Необходимо помнить о доступности информации, представленной различными способами, в том числе для слабовидящих и слабослышащих: визуальная и звуковая, тактильная, написанная рельефно-точечным шрифтом Брайля и любая другая информация должна быть расположенная так, чтобы людям на инвалидной коляске было возможно воспользоваться ею. При соблюдении всех вышеописанных условий складывается основа доступного гостеприимства. Сделать отель удобным и максимально комфортным для всех клиентов, независимо от состояния здоровья — эта одна из самых важных задач отельеров.
Главной функцией деятельности гостиничных средств является комфортное размещение клиента. Специализированные средства размещения, адаптированные под нужды лиц с ограниченными возможностями, предполагают так же особые методы
обслуживания. Как минимум, гостиничный персонал должен быть обучен и квалифицирован для работы с подобной категорией гостей.
Организация обслуживания инвалидов предполагает создание гостиничной инфраструктуры по принципу универсального дизайна, что подразумевает использование продуктов и объектов всеми людьми без необходимости специальной адаптации или специального дизайна. Основные принципы такого подхода были сформулированы в 1990-х годах в университете Северной Каролины в США, к ним относятся:
1. Равенство в использовании. Имеется в виду, что люди с разными физическими возможностями должны использовать объекты гостиничного предприятия на равных условиях, а неприкосновенность личной жизни, безопасность и надежность должны быть доступны всем пользователям.
2. Гибкость в использовании. Дизайн должен быть обеспечен выбором способа использования продукта, а так же соответствовать множеству разнообразных индивидуальных предпочтений пользователя.
3. Простой и интуитивно понятный дизайн для любого пользователя, в независимости от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.
4. Легко воспринимаемая необходимая информация, независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя. Необходимость использования различных способов (визуальных, вербальных, осязательных) с целью многократного представления важной информации, а так же обеспечение совместимости с различными технологиями и средствами, которые используют люди с ограниченными возможностями.
5. Допустимость ошибки. Дизайн должен свести к минимуму опасность или негативные последствия случайных или непреднамеренных действий, а так же предупреждать о наличии опасности или ошибок.
6. Низкое физическое усилие. Потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться дизайном, прилагая минимум усилий и в удобном для него положении.
7. Размер и пространство для доступа и использования. Соответствующий размер и пространство должны быть обеспечены для удобного подхода, доступа, манипуляции и использования продукта любым пользователем, не зависимо от его роста, фигуры или подвижности [9].
В связи с тем, что потребности граждан, имеющих проблемы со здоровьем, ставятся современным обществом в число приоритетных, их начинают активно решать.
Из всего многообразного зарубежного опыта по размещению и созданию условий для отдыха людей с ограниченными физическими возможностями, хотелось бы выделить испанский частный отель Mar y Sol, расположенный на юго-западе Тенерифе в городе ЛосКристианос. Этот комплекс позиционирует себя как «Отель для инвалидов». Тринадцать корпусов и вся территория отеля очень хорошо приспособлены для людей с ограниченными возможностями, все доступно для любого гостя и соответствует всем необходимым требованиям доступности. Кроме того, прекрасно оборудован пляж: специальные костыли облегчают движение по песку, а специальная коляска-амфибия позволяет всем желающим окунуться в теплое море. Оба бассейна имеют подъемники, около них всегда дежурит обученный персонал [4]. Таких гостиничных предприятий в мире не много, но их создание и развитие на западе и в развитых странах юго-восточной Азии значительно выше.
В России же, ситуация немного иная. В настоящий момент, согласно данным информационной системы по безбарьерному пространству городской инфраструктуры, которая была разработана при поддержке Правительства города Москвы, только 30% гостиниц полностью оборудованы для обслуживания лиц с ограниченными возможностями. В большинстве своем, это гостиницы категории четыре-пять звезд, относящиеся к известным мировым сетям. Около 35% средств размещения категории 3-4 звезды частично оборудованы: имеются широкие дверные проемы, пандусы и парковки для инвалидов. Однако ни оборудованных санитарных узлов общего пользования, ни заниженной мебели, ни оборудованных номеров в этих гостиницах не имеется. В свою очередь, 35% гостиниц не имеют никаких условий для приема гостей с ограниченными физическими возможностями [8].
Несмотря на это, хотелось бы отметить, что не так давно в Санкт-Петербурге открылся первый мини-отель, предназначенный специально для инвалидов. В здании сделан капитальный ремонт, демонтированы пороги, оборудованы пандусы, расширены дверные проёмы. В этом комплексе доступного туризма восемь номеров, в каждом из них стоят дорогостоящие спальные системы. Помимо инфраструктурных удобств, большое внимание уделялось набору квалифицированного персонала.
Кроме того, прекрасным примером безбарьерной среды в современной России является город Сочи - при подготовке к Олимпиаде была проведена огромная работа. Для параолимпийских спортсменов были возведены две комфортабельные Параолимпийские деревни, около двух десятков отелей переоборудованы для размещения гостей с ограниченными физическими возможностями, построены новые доступные гостиницы, специализированные номера, обустроенные входы, широкие лифты, парковка [5].
Хотелось бы отметить, что помимо социальной значимости формирования доступной среды в гостиницах для лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом, ее развитие может стать серьезным конкурентным преимуществом и для гостиничного предприятия. В том числе, благодаря увеличению объема продаж за счет расширения контингента потребителей гостиничных услуг, увеличению объема продаж дополнительных услуг, заполнению номерного фонда в низкий сезон, увеличению продолжительности пребывания в гостинице по сравнению с другими категориями потребителей, а так же повышению лояльности и частоты повторного размещения клиентов. Не стоит забывать, что лица и группы с ограничениями возможностей передвижения любят отдыхать в «низкий» сезон, с целью избежать переполненных мест и высоких цен. При этом они могут отдыхать дольше, чем путешественники из других групп населения, а так же привлекать опекунов и членов семей и вместе с тем прибыль гостиничному предприятию.
Исходя из вышесказанного, авторы считают возможным предоставить ряд рекомендаций, претворение которых благоприятно сказалось бы на гостиничных предприятиях как на местах комфортного отдыха для инвалидов. В первую очередь, конечно же, стоит отметить удовлетворение всех технических и инфраструктурных требований, установленных государством и необходимых для принятия гостей с органичными возможностями. Так же немаловажным фактором является создание актуальных медийных материалов об отдыхе для инвалидов на гостиничном предприятии, в том числе рекламных роликов, например, с привлечением известных персон с ограниченными физическими возможностями. Как часть государственно- частного партнёрства можно предложить субсидирование авиаперевозок, выраженное льготными билетами, а так же организацию социальных туров (льготные путевки в те самые гостиничный предприятия), часть стоимости которых оплачивается за счет средств федерального бюджета. При этом бюджетные средства выделяются не самим гражданам с ограниченными возможностями, а перечисляются в качестве субсидий гостиницам, которые принимают непосредственное участие в реализации программы. Кроме того, пользу может принести организация и проведение пресс-туров в гостиницы. Программы таких туров должны демонстрировать представителям СМИ доступность средств размещения, транспорта и развлекательной стороны отдыха для всех граждан. Значимым фактором так же является разработка и реализация комплексной стратегии маркетинга с применением Интернет-технологий, привлечение социальных сетей Facebook, Вконтакте, Twitter, YouTube и других, а так же создание «горячей линии», ориентированных исключительно на людей с ограниченными возможностями. Хорошей рекомендацией для
гостиничного предприятия будет сотрудничество со специально созданными организациями (турагентствами), которые будут заниматься разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта (специальные туры для инвалидов в конкретные гостиницы).
Таким образом, создание доступной среды является одной из приоритетных задач государства и общества в целом. Люди, имеющие ограничения в физическом, психологическом или интеллектуальном плане, имеют право получать образование, развиваться в профессиональной деятельности и путешествовать наравне со всеми. На сегодняшний день индустрия гостеприимства идет в ногу со временем: гостиничные предприятия уделяют внимание отношению к людям с ограниченными возможностями, создают для них специальные номера, планируют доступное передвижение гостя по наиболее значимым зонам гостиницы, обучают персонал. Стоит сказать, что в первую очередь, формирование доступной среды на предприятиях гостеприимства несет очень важную социальную роль, но помимо этого, возможности безбарьерного пространства внутри гостиничного комплекса помогут в привлечении большего числа потребителей, создавая тем самым конкурентные преимущества для гостиничного предприятия.
Литература
1. Баязитова А. Инвалидность в России и Европе. // Маркер. Деловая газетаЗО августа 2010 года. URL: http://marker.ru/news/1770 (Дата обращения: 07.10.2019).
2. Всемирная Туристская Организация. Декларация по упрощению туристских путешествий (2009 г.) (Declaration on the facilitation of tourist travel)
3. Доступная среда: Федеральная целевая программа на 2011-2020 г.г. // URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 // (дата обращения 06.10.2019)
4. Кузнецова К.А. Туризм для людей с ограниченными возможностями для здоровья в европейских странах // Университетский округ: прошлое и настоящее. - 2014. - №1. -С. 39-43.
5. Маньшина Н. В. Россия без барьеров: туризм, доступный для всех - перспективы развития, экономическая выгода и социальная значимость // Материалы X Петербургского туристского Форума «Новый взгляд на Россию», Санкт-Петербург, 1315 октября 2010 года. // URL: http://sankurtur.ru/press/item/3000 (дата обращения 06.10.2019)
6. Межова Л. А., Губин И. В. Инклюзивный туризм: проблемы и перспективы его развития в России // Культура физическая и здоровье. - 2013. - № 6. - С. 70-71.
7. Радыгина Е.Г. Создание безбарьерной среды в средствах размещения для гостей с ограниченными возможностями // Концепт. 2014. №5(май). С. 1-6.
8. Безбарьерная Москва // URL: www.mobidat.ru (дата обращения 06.10.2019г).
9. Национальный форум реабилитационной индустрии и универсального дизайна «Надежда на технологии» // URL: http://promise-of-tech.ru/ (дата обращения 08.10.2019г).