Научная статья на тему 'Формирование долгосрочных топливно-энергетических балансов по субъектам Российской Федерации (на примере Новосибирской области)'

Формирование долгосрочных топливно-энергетических балансов по субъектам Российской Федерации (на примере Новосибирской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чурашев В. Н., Суслов Н. И., Маркова В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование долгосрочных топливно-энергетических балансов по субъектам Российской Федерации (на примере Новосибирской области)»

УДК 620.9

В.Н. Чурашев, Н.И. Суслов, В.М. Маркова ИЭОПП СО РАН, Новосибирск

ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ БАЛАНСОВ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Главной особенностью предлагаемой технологии анализа и прогнозирования энергоэффективности и энергобезопасности хозяйственного комплекса региона является формирование непротиворечивой и взаимосогласованной системы прогнозов его экономического развития, объемов потребления и производства основных видов топлива и энергии, а также производственного потенциала отраслей ТЭК.

Итеративное согласование системы прогнозов экономики и энергетики региона производится через проведение многовариантных расчетов с использованием экономических моделей, которые группируются в два блока: «Блок разработки прогноза социально-экономического развития» и «Блок анализа и прогнозирования топливно-энергетического баланса».

Информационная система для проведения расчетов предполагает использование и формирование следующих видов показателей:

- Исходные данные;

- Сценарные параметры;

- Входные параметры, поступающие от других моделей;

- Выходные параметры, которые рассчитываются с помощью вышеупомянутых показателей и передаются в другие модули.

Исходные данные определяются разработчиками на основе анализа статотчетности (государственной и ведомственной), а динамика сценарных параметров, например, цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы, ставок налогов, государственных инвестиций и т. д., задается нормативнозаконодательными документами федерального и областного уровней власти. Совокупность подобных траекторий образует сценарий.

В «Блоке разработки прогноза социально-экономического развития» с использованием «Модели межотраслевого баланса», «Межотраслевой модели» и «Регрессионных моделей», описывающих причинно-следственные связи между отдельными показателями, разрабатываются сценарии социальноэкономического развития региона, на основании которых прогнозируется валовой выпуск в отраслях региональной экономики и формируется первичный прогноз энергопотребления во всех секторах региональной экономики: в секторе производства товаров и рыночных услуг, в секторе нерыночных услуг, в секторе домашних хозяйств.

Прогнозирование производства и потребления топлива и энергии осуществлялось на основе модельных расчетов с использованием «Модели перспективного развития ТЭК» и «Прогнозного топливно-энергетического баланса». Для рассмотрения выделяются несколько вариантов расчетов, различающихся комбинациями возможных темпов роста экономики региона (максимальный и минимальный), вариантами энергосбережения (структурная

и технологическая экономия) и вариантами развития мощностей (модернизация действующих и строительство новых).

В общем виде сформированные в результате сквозных расчетов по системе моделей показатели формируют унифицированную систему согласованных прогнозов: сценарии динамики основных

макроэкономических показателей развития экономики НСО, соответствующие этим сценариям прогнозы потребности в топливе, электрической и тепловой энергии, варианты динамики индексов цен тарифов и цен на энергию и топливо, потребность во вводах новых добывающих, генерирующих и сетевых мощностей и требования к ним, укрупненные параметры производства топлива, выработки электроэнергии и отпуска тепла.

В 2006-2007 году коллективом Института экономики и организации промышленного производства СО РАН с привлечением ряда других организаций разрабатывалась Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года. Основным сценарием развития региона являлся мобилизационный сценарий, который рассматривался в конусе сценарных возможностей, ограниченном двумя крайними сценариями - минимальным и максимальным. В минимальном сценарии имитировалось развитие НСО по инерционному типу, воспроизводящему условия и ограничения 2000-2005 гг. Максимальный сценарий - это сценарий наиболее полного использования основных потенциальных возможностей области.

Мобилизационный сценарий развития Новосибирской области отвечает задаче высокого и устойчивого роста экономики Новосибирской области во все периоды рассматриваемого периода. Только такие темпы роста могут обеспечить амбициозные (но реальные) планы существенного усиления места и роли региона в системе народного хозяйства России. Душевой ВРП увеличится в 2025 г. по сравнению с 2005 г. в 4,7 раза. Численность населения Новосибирской области по данной траектории развития возрастет к 2025 году до 2780 тыс. чел. (в минимальном варианте она сокращается). Достигается более, чем двукратный рост реальной заработной платы (рассчитанной по индексу-дефлятору ВРП) в каждый десятилетний период (рост по периодам в 2,3- 2,1 раза).

Устойчивый рост ВРП Новосибирской области среднегодовым темпом порядка 8% должен обеспечиваться масштабными инвестициями в основной капитал, меняющими технологическую основу экономики региона. Доля затрат на инвестиции в основной капитал от произведенного ВРП достигнет к 2025 г. 21,2%, увеличившись по сравнению с 2005 г. на 58%.

По темпам роста в мобилизационном сценарии лидирует отрасль «строительство», что вызвано интенсивной динамикой инвестиций в основной капитал - на уровне 7,8 раза за период в целом. Наиболее низкие темпы экономического роста (примерно в 4,0 - 5,0 % в среднем за год) показывает сельское хозяйство, хотя эти темпы существенно выше, чем в предшествующий период. Доля производства товаров в совокупном выпуске

увеличится, хотя и не достигнет 40%, снизится доля транспорта и торговли и возрастет доля промышленности. В целом за двадцатилетний период в мобилизационном сценарии наибольшими темпами будут развиваться отрасли инвестиционного комплекса, движимые высоким спросом на капитальные вложения.

Прогнозные расчеты показали, что Новосибирская область во все годы рассматриваемого периода будет оставаться топливодефицитным регионом. Антрацит и нефть будут вывозиться за пределы НСО и не могут рассматриваться в качестве топлива для местной энергетики; объемы производства газа будут слишком малы для удовлетворения потребности области.

В минимальном сценарии развития потребность в электроэнергии в НСО покрывается за счет собственной выработки без ввода новых станций (прогнозируется положительное сальдо по поставкам электроэнергии). В мобилизационном сценарии обеспечение энергопотребления без строительства новых ТЭС возможно только при существенном росте величины импорта электроэнергии уже к 2015 году в размере до 2,5 млрд. кВтч, что с учетом складывающегося напряженного баланса электроэнергии на оптовом рынке мощности и электроэнергии Сибири связано с высокой степенью риска. К 2025 г. объем дефицита электроэнергии на территории Новосибирской области может возрасти до 10 млрд. кВтч, что однозначно обусловливает необходимость строительства новых ТЭС.

Объем производства теплоэнергии к 2025 г. по сравнению с 2003 г. по мобилизационному сценарию увеличивается в 1,7 раза. Покрытие дополнительной потребности осуществляется за счет увеличения выработки как на ТЭС, так и на котельных.

© В.Н. Чурашев, Н.И. Суслов, В.М. Маркова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.