Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА / ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА / РОСТ ДОХОДОВ / ФИНАНСОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игонина Л. Л., Кулинич В. В.

В статье рассмотрены особенности формирования доходов региональных бюджетов как фактора обеспечения финансовой самостоятельности территорий в ситуации экономической нестабильности. На примере Краснодарского края исследованы динамика и структура доходов бюджета в период 2018-2020 гг. Показано, что несмотря на устойчивый рост доходов краевого бюджета, как в номинальном выражении, так и по отношению к валовому региональному продукту, их повышательная динамика была обусловлена не ростом собственных доходов краевого бюджета, а увеличением безвозмездных поступлений, прежде всего, трансфертов из федерального бюджета. Актуальность исследования особенностей формирования доходов бюджета субъекта Российской Федерации обусловлена значимостью их роли в решении ключевых задач обеспечения устойчивого развития региональной экономики и социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF REGIONAL BUDGET REVENUES AS A FACTOR IN ENSURING THE FINANCIAL INDEPENDENCE OF TERRITORIES

The article discusses the features of the formation of regional budget revenues as a factor in ensuring the financial independence of territories in a situation of economic instability. On the example of the Krasnodar Territory, the dynamics and structure of budget revenues in the period 2018-2020 are studied. It is shown that despite the steady growth of the regional budget revenues, both in nominal terms and in relation to the gross regional product, their upward dynamics was due not to the growth of the regional budget's own revenues, but to an increase in gratuitous receipts, primarily transfers from the federal budget. The relevance of the study of the features of the formation of budget revenues of the subject of the Russian Federation is due to the importance of their role in solving the key tasks of ensuring the sustainable development of the regional economy and social sphere.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ»

References:

1. Monograph "Friendship forever: Essays on the history of cooperation between the Soviet Union and the People's Republic of China" / Research Institute of History, Economics and Law, Hebei Pedagogical University /, M.-2018, p.250.

2. Monograph "War without pore smoke: Currency battles in China during the years of the war of resistance against Japanese invaders (1937-1945)" / Research Institute of History, Economics and Law, Hebei Pedagogical University /, M.-2022, p.420.

3. Meliksetov A.V. Socio-economic policy ofthe Kuomintang in China (1927-1949). M.: Nauka, 1977. 317 p.

EDN: KGUZKH

Л.Л. Игонина - д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика и финансы» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Краснодарский филиал, [email protected],

L.L. Igonina - doctor of economics, professor, head. department of economics and finance, Financial University under the Government ofthe Russian Federation, Krasnodar branch;

В.В. Кулинич - студент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Краснодарский филиал, [email protected],

V.V. Kulinich - student, Financial University under the Government of Russian Federation, Krasnodar branch.

ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ КАК ФАКТОР

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ FORMATION OF REGIONAL BUDGET REVENUES AS A FACTOR IN ENSURING THE FINANCIAL INDEPENDENCE OF TERRITORIES

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования доходов региональных бюджетов как фактора обеспечения финансовой самостоятельности территорий в ситуации экономической нестабильности. На примере Краснодарского края исследованы динамика и структура доходов бюджета в период 2018-2020 гг. Показано, что несмотря на устойчивый рост доходов краевого бюджета, как в номинальном выражении, так и по отношению к валовому региональному продукту, их повышательная динамика была обусловлена не ростом собственных доходов краевого бюджета, а увеличением безвозмездных поступлений, прежде всего, трансфертов из федерального бюджета. Актуальность исследования особенностей формирования доходов бюджета субъекта Российской Федерации обусловлена значимостью их роли в решении ключевых задач обеспечения устойчивого развития региональной экономики и социальной сферы.

Abstract. The article discusses the features of the formation of regional budget revenues as a factor in ensuring the financial independence of territories in a situation of economic instability. On the example of the Krasnodar Territory, the dynamics and structure of budget revenues in the period 2018-2020 are studied. It is shown that despite the steady growth of the regional budget revenues, both in nominal terms and in relation to the gross regional product, their upward dynamics was due not to the growth of the regional budget's own revenues, but to an increase in gratuitous receipts, primarily transfers from the federal budget. The relevance of the study of the features of the formation of budget revenues of the subject of the Russian Federation is due to the importance of their role in solving the key tasks of ensuring the sustainable development of the regional economy and social sphere.

Ключевые слова: налоговые доходы, неналоговые доходы, формирование бюджета, исполнение бюджета, рост доходов, финансовая самостоятельность, экономическая нестабильность.

Keywords: tax revenues, non-tax revenues, budget formation, budget execution, income growth, financial independence, economic instability.

Региональные бюджеты являются центральным звеном региональных финансов, играющим ключевую роль в социально-экономическом развитии и укреплении финансовой самостоятельности территорий. Их состояние отражает, с одной стороны, общую экономиче-

скую ситуацию в стране и ее бюджетно-налоговой сфере, а с другой, - особенности проводимой социально-экономической политики, достигнутый уровень и структуру экономического и бюджетного потенциала [1, 2].

Условия экономической нестабильности определяют неустойчивость доходной базы региональных бюджетов. В последнее десятилетие эта проблема особо остро проявилась сначала в связи с экономическим кризисом, спровоцированным снижением мировых цен на нефть, затем пандемией коронавирусной инфекции, вынужденным локаутом и ухудшением геополитической ситуации. При этом, как свидетельствуют результаты прикладных исследований, большинство региональных бюджетов подвержено более сильным шокам, чем федеральный бюджет.

Анализ динамики доходов консолидированных региональных бюджетов по данным Минфина России показывает, что в 2010-2020 гг. номинальные показатели бюджетных доходов в целом росли с некоторым замедлением темпов роста в кризисный период 2014-2015 гг. Результаты расчета данного показателя по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) свидетельствуют о его снижении в 2010-2013 гг., стабилизации в 2013-2016 гг. и последующем неустойчивом росте (рисунок 1). В результате к 2020 г. доходы консолидированных бюджетов территорий в процентах ВВП не смогли достичь уровня 2010 г.

Рисунок 1 - Динамика доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2010-2020 гг.

Анализ налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2010-2020 гг. обнаруживает менее выраженный, по сравнению с совокупными доходами, тренд роста номинальных значений, который в конце периода приостановился (рисунок 2).

Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ демонстрировал устойчивое снижение, начиная с 2017 г., и к 2020 г. составила 74,7 %. Это позволяет сделать вывод о том, что основной детерминантой роста суммарных доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2010-2020 гг. стал рост безвозмездных поступлений, в основном, трансфертов из федерального бюджета, который в кризисной ситуации принял на себя риски снижения или стагнации доходов региональных бюджетов. Предоставление дополнительных трансфертов из федерального бюджета осуществлялось в рамках мер по борьбе с коронавирусной пандемией в целях компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов, а также реализации национальных проектов.

86,0% 84,0% 82,0% 80,0% 78,0%

76,0%

Уо

74,0% 72,0% 70,0% 68,0%

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 ■■ Налоговые и неналоговые доходы консолидированных региональных бюджетов, млрд руб.

Доля налоговых и неналоговых доходов в доходах консолидированных региональных бюджетов, %

Рисунок 2 - Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2010-2020 гг.

Рассмотрим особенности формирования доходов региональных бюджетов в период 2018-2020 гг. на примере Краснодарского края [3-5].

Одним из основных направлений реализации бюджетной политики Краснодарского края является увеличение наполняемости доходной части краевого бюджета. Обращение к отчетам об исполнении бюджета края свидетельствует о решении этой задачи, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

В 2018-2020 гг. доходы краевого бюджета, как и доходы региональных бюджетов в целом по России, устойчиво росли как в номинальном выражении, так и по отношению к валовому региональному продукту (ВРП) (рисунок 3).

Рисунок 3 - Динамика доходов краевого бюджета Краснодарского края в 2018-2020 гг.

В номинальном выражении они увеличились с 250 925 до 314 880 млн руб. (на 25,5 %), по отношению к ВРП - с 10,9 до 13,0 %.

Динамика налоговых и неналоговых доходов в 2018-2020 гг. была неоднозначной (рисунок 4). С 2018 по 2019 г. они увеличились на 15,5 % до 32 573 млн руб., а с 2019 по 2020 г. снизились на 9,7 % - до 23 472 млн руб.

Рисунок 4 - Динамика доходов краевого бюджета Краснодарского края

в 2018-2020 гг., млн руб.

Безвозмездные поступления выросли с 2018 по 2019 г. на 7 992 млн руб. (19,7 %), с 2019 по 2020 г. - на 46 862 млн руб. (96,6 %).

Анализ структуры доходов краевого бюджета показывает, что в 2018-2020 гг. сформировалась тенденция увеличения доли безвозмездных поступлений, и, соответственно, снижения доли налоговых и неналоговых поступлений (рисунок 5).

Рисунок 5 - Структура доходов краевого бюджета Краснодарского края

в 2018-2020 гг., %

В 2018 г. налоговые и неналоговые доходы составляли 83,8 % от доходов всего бюджета, безвозмездные поступления - 16,2 %. Уже в 2019 г. доля налоговых и неналоговых доходов стала ниже на 0,4 %, а, соответственно, безвозмездных поступлений - на столько же выше. В 2020 г. бюджетные показатели претерпели существенное изменение за счет непредвиденных обстоятельств в виде коронавирусной инфекции, на борьбу с которой из федерального центра в край было направлено значительное финансирование в виде безвозмездных поступлений, таким образом доходы краевого бюджета почти на треть (30,3 %) состояли из безвозмездных поступлений, а налоговые и неналоговые доходы снизились до 69,7 % вследствие влияния длительного карантина, остановки производств, закрытия предприятий, снижения покупательской способности населения. При этом доля налоговых и неналоговых доходов в совокупных доходах регионального бюджета уменьшилась на 14,1 % с 2018 по 2020 г.

Согласно данным отчетности налоговых органов, поступление налоговых доходов в бюджетную систему РФ по Краснодарскому краю уменьшилось на 15,4 млрд руб. В Южном федеральном округе Краснодарский край понес наиболее значительные потери (снижение

составило 8,3 %). Сокращение налоговых доходов было связано с карантинными мерами весны 2020 г., а также их социально-экономическими последствиями.

Доминирующая доля налоговых поступлений краевого бюджета приходится на налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (рисунок 6) [3-5]. В 20182020 гг. поступления этих видов налогов возросли на 7,2 %.

Рисунок 6 - Динамика и структура налоговых доходов краевого бюджета Краснодарского края в 2018-2020 гг., млн руб.

Поступления налога на прибыль организаций в 2018 г. составляли 56 231 млн руб., в 2019 г. - 66 389 млн руб., увеличившись на 18,1 %. Однако в 2020 г. из-за введения ограничительных мер, вызванных пандемией коронавируса, они сократились до 58 672 млн руб. (на 11,6 %).

Поступления налога на доходы физических лиц, как правило, превышают по величине поступления налога на прибыль организации. В 2018 г. они составили 58 522 млн руб., затем в 2019 г. выросли на 30,9 % до 76 607 млн руб., а в 2020 г. аналогично поступлениям налога на прибыль организации снизились до 64 383 млн руб. (на 16,0 %). Такая динамика вызвана ростом безработицы и введением карантинных мер, в связи с которыми доходы работающих граждан значительно снизились.

Акцизы с 2018 по 2020 гг. составляли 23 003, 28 007 и 27 454 млн руб. соответственно. В 2019 г. в сравнении с 2018 г. сбор акцизов вырос на 22,1 %, а в 2020 г. по отношению к 2019 г. снизился на 2,2 %. Поступления налога на имущество организаций с каждым годом сокращались, так в 2018 г. они составляли 41 132 млн руб., в 2019 г. - 38 467, а в 2020 г. -35 144 млн руб.

Объем прочих налоговых доходов (налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина) стабильно возрастал: с 25 162 млн руб. в 2018 г. до 26 694 млн руб. в 2019 г. и до 27 330 млн руб. в 2020 г. (рисунок 7).

Устойчивый рост был достигнут за счет поступательной динамики налога, взимаемого в связи с применением УСН и транспортного налога. Так, поступления налога по УСН, в 2018 г. фиксировались в размере 16 552 млн руб., в 2019 г. - 17 499 млн руб. с увеличением на 5,6 %, а в 2020 г. 18 074 млн руб. с приростом на 3,6 %. Рост указанных поступлений обусловлен намерениями индивидуальных предпринимателей оптимизировать налоговую нагрузку на свой бизнес.

■ Государственная пошлина

Налог на добычу

полезных

ископаемых

■ Налог на игорный бизнес

Транспортный налог

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы

налогообложения

Рисунок 7 - Динамика и структура прочих налоговых доходов краевого бюджета Краснодарского края в 2018-2020 гг., млн руб.

Ежегодно увеличивались и поступления по транспортному налогу - с 6 626 млн руб. в 2018 г. до 7 470 млн руб. в 2019 г. и 8 009 млн руб. в 2020 г. Такая динамика объясняется постоянным увеличением числа автовладельцев в регионе.

Поступления налога на игорный бизнес и государственной пошлины изменялись неоднозначно. Так, поступления налога на игорный бизнес в 2018 г. составили 706 млн руб., затем в 2019 г. сократились на 34,4 % до 463 млн руб., а в 2020 г. - на 45,8 % и составил 251 млн руб. Резкое падение показателя в 2019 г. связано с закрытием в декабре 2018 года игровой зоны «Азов-Сити», а в 2020 г. - с введенными в связи с распространением корона-вирусной инфекции ограничительными мерами. Поступления государственной пошлины, составлявшие в 2018 г. 1 152 млн руб., в 2019 г. незначительно (на 0,4 %) возросли и составили 1 157 млн руб., а в 2020 г. уменьшились более, чем на четверть - до 862 млн руб.

Поступления налога на добычу полезных ископаемых в 2018-2020 гг. снижались: со 156 млн руб. на начало периода до 155 млн руб. в 2019 г. и 132 млн руб. в 2020 г. Темп снижения в 2019 и 2020 гг. составлял 0,6 % и 14,8 % соответственно.

Неналоговые доходы региональных бюджетов традиционно уступают по величине налоговым доходам. В краевом бюджете Краснодарского краям на них приходится менее 3 % суммарной величины налоговых и неналоговых доходов. В исследуемый период неналоговые доходы с 6 333 млн руб. в 2018 г. выросли на 6,1 % в 2019 г. до 6 720 млн руб., а в 2020 г. снизились на 2,9 % до 6 524 млн руб.

Существенная часть неналоговых доходов (более 75 %) приходится на арендную плату за землю, доходы от продажи земельных участков, штрафы, санкции, возмещение ущерба. В совокупности в 2018 г. они составляли 5 363 млн руб., в 2019 г. - 5 748 млн руб. (темп прироста к 2018 г. - 7,2 %) и в 2020 г. - 5 021 млн руб. (темп снижения к 2019 г. - 12,6 %.) (рисунок 8).

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

Арендная плата за землю

Доходы от продажи земельных участков

Доходы от оказания платных услуг и компенсация затрат государства

■ Прочие неналоговые доходы

Рисунок 8 - Динамика и структура неналоговых доходов краевого бюджета Краснодарского края в 2018-2020 гг., млн руб.

Как видно, наиболее значимая часть неналоговых доходов краевого бюджета приходится на штрафы, санкции и возмещение ущерба. В общей величине неналоговых доходов они занимают 38,0 % в 2018 году, 43,9 % - в 2019 и 44,4% - в 2020 году. В 2018 году величина этого вида доходов составила 2406,2 млн руб., в 2019 году - 2951,4 млн руб. (рост на 22,7 %), а в 2020 г. - 2894,7 млн руб. (снижение на 1,9 %).

Следующим по значимости видом неналоговых доходов выступают поступления по арендной плате за землю. В 2018 г. они составили 2 119,5 млн руб., в 2019 г. - 2 201,3 млн руб. (рост на 3,9 %), а в 2020 г. снизились на 11,8 % до 1 940,8 млн руб.

Доходы от продажи земельных участков за 2018-2020 гг. резко снизились: с 836,9 до 185,4 млн руб. Особо сильным это снижение было в 2020 г. - на 409,5 млн руб. или 68,8 %.

Поступления от доходов от оказания платных услуг и компенсация затрат государства в 2018 г. составляли 212,7 млн руб., в 2019 г. - уменьшились на 6,7 % до 198,5 млн руб., а в 2020 г. увеличились более, чем в полтора раза, достигнув 498,7 млн руб.

К прочим неналоговым доходам краевого бюджета Краснодарского края мы отнесли доходы, характеризующиеся незначительной величиной и высокой степенью волатильности, в совокупности составляющие менее четверти суммарных неналоговых доходов (курортный сбор, доходы от оказания платных услуг и компенсация затрат государства, плату за негативное воздействие на окружающую среду, доходы от сдачи в аренду имущества, доходы от размещения временно свободных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, дивиденды по акциям, платежи от унитарных предприятий, плату за использование лесов, административные платежи и сборы, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, платежи за пользование недрами, плату по соглашениям об установлении сервитута, проценты от предоставления бюджетных кредитов и др.).

Динамика и структура более значимых неналоговых доходов этой группы представлена на рисунок 9.

Рисунок 9 - Динамика и структура прочих неналоговых доходов краевого бюджета Краснодарского края в 2018-2020 гг., млн руб.

Поступления по курортному сбору в 2018 г. характеризовались разнородной динамикой: с 109,3 млн руб. в 2018 г. они увеличились, более чем в 2 раза в 2019 г. (до 225,3 млн руб.), а в 2020 г. резко (на 82,9 %) сократились и составили 38,5 млн руб.

Устойчивой тенденцией к сокращению характеризовались величина платы за негативное воздействие на окружающую среду и доходов от сдачи в аренду имущества. Плата за негативное воздействие на окружающую среду. составлявшая в 2018 г. 183,3 млн руб., в 2019 г. сократилась на 5,5 % (до 173,2 млн руб.), а в 2020 г. - еще на 41,9 % (до 100,7 млн руб.), доходы от сдачи в аренду имущества снизились с 93,6 млн руб. в 2018 г., до 81,6 млн руб. в 2019 г. и 78,3 млн руб. в 2020 г.

Доходы от размещения временно свободных средств бюджетов субъектов Российской Федерации в 2018 г. отсутствовали, в 2019 г. они составили 52,4 млн руб., а в 2020 г. произошло их резкое (до 508,4 млн руб.) возрастание.

Динамика дивидендов по акциям была неоднозначной: в 2018 г. данный вид неналоговых доходов составил 137,8 млн руб., в 2019 г. фиксировалось снижение на 38,8 % до 84,3 млн руб., а в 2020 г. - рост на 24,6 % до 105,1 млн руб.

Неналоговые доходы, представленные платежами от унитарных предприятий, платой за использование лесов, административными платежами и сборами, доходами от продажи материальных и нематериальных активов, платежами за пользование недрами, платой по соглашениям об установлении сервитута, процентами от предоставления бюджетных кредитов и др., в совокупности составляли менее 4 % в структуре неналоговых доходов краевого бюджета.

В целом можно сделать вывод о сохранении положительной динамики доходов краевого бюджета Краснодарского края в 2018-2020 гг. Однако в 2020 г. такая динамика была обусловлена ростом безвозмездных поступлений, компенсировавшим сильное снижение налоговых и неналоговых доходов, что определяет необходимость продолжения реализации мер, направленных на увеличение наполняемости доходной части бюджета Краснодарского края.

Возможности регионов по наращиванию бюджетного потенциала и бюджетных доходов в предстоящие годы серьезно ограничены. Это связано с замедлением экономики, рисками сильного снижения налоговой базы в связи с уходом многих предприятий с российского рынка по причине острой геополитической обстановки, тенденцией сокращения реальных располагаемых денежных доходов населения.

В сложившейся ситуации особую значимость приобретают разработка региональных программ, ориентированных на структурные изменения, поиск и реализация резервов устойчивого развития, восстановление и наращивание экономической активности бизнеса, занятости и доходов населения.

Повышение налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов требует реализации мер поддержки фискального характера, направленные на повышение финансовой самостоятельности территорий и устойчивости их социально-экономической динамики. Все меры, которые должны работать на увеличение доходов регионального бюджета, также направлены на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы РФ, что является одним из ключевых направлений реформы системы управления общественными финансами.

Источники:

1. Печенская М. А., Поварова А.И. Региональные бюджеты: тенденции, состояние, перспективы / Под науч. рук. В. А. Ильина. Рос. акад. наук, Ин-т соц.-экон. развития территорий. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. 108 с.

2. Игонина Л.Л. Финансовая система и финансовая политика в контексте задач обеспечения со-циохозяйственного развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. Т. 9. № 43 (232). С. 2-8.

3. Закон Краснодарского края от 23 декабря 2019 г. № 4200-КЗ «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/2300201912300008.

4. Закон Краснодарского края от 21 декабря 2018 г. № 3939-КЗ «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/2300201812260002.

5. Закон Краснодарского края от 20 декабря 2017 г. № 3722-КЗ «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 2300201712250012.

6. Игонина Л.Л. Региональные бюджеты в условиях экономической нестабильности // Финансы. 2021. № 5. С. 3-9.

References:

1 Pechenskaya M. A., Povarova A.I. Regional budgets: trends, state, prospects / Under the scientific direction of V. A. Ilyin. Russian Academy of Sciences, In-t social-economic. development of territories. Vologda: ISERT RAS, 2016. 108 p.

2 Igonina L.L. Financial system and financial policy in the context of the tasks of ensuring socio-economic development // National interests: priorities and security. 2013. V. 9. No. 43 (232). Р. 2-8.

3 The Law of the Krasnodar Territory of December 23, 2019 No. 4200-KZ "On the regional budget for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022". - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/2300201912300008.

4 The Law of the Krasnodar Territory of December 21, 2018 No. 3939-KZ "On the regional budget for 2019 and for the planning period 2020 and 2021". - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/2300201812260002.

5 The Law of the Krasnodar Territory of December 20, 2017 No. 3722-KZ "On the regional budget for 2018 and for the planning period of 2019 and 2020". - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/2300201712250012.

6 Igonina L.L. Regional budgets in conditions of economic instability // Finance. 2021. No. 5. Р. 3-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.