НАУКОВ1СТАТТ1
В. П. Антошок
д-р экон. наук
Д. В. Кузнецова
г. Донецк
ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В истории человеческого развития и в современных условиях город выступает наиболее весомым фактором социально-экономического прогресса, что определено международными актами. На Всемирной конференции, состоявшейся в 1996 г. в Стамбуле, правительства 171 страны мира официально признали город центральным фактором социального и экономического развития человечества [1]. Европейская хартия городов (1992 г.) и Европейская хартия городов II (2008 г.) отмечают две основные концепции города: материальное, археологическое, топографическое и градостроительное понятие «город» как место расположения людей; историческое и юридическое явление, которое обеспечивает фундаментальное ядро жизни в обществе [2].
Город представляет собой сложный социальный и хозяйственный комплекс, который характеризуется концентрацией различных форм экономической деятельности, общественных отношений и связей, информационных потоков и культурных достижений, что в наибольшей степени определяет благосостояние людей. Он существенно влияет на развитие социальной сферы, обеспечивая определенный уровень комфортности, расширяя возможности выбора. В то же время город накладывает свою специфику на формирование доходов, условия жизни, окружающую среду. Уровень доходов и источники их формирования определяют возможности удовлетворения потребностей и уровень жизни населения соответствующей территории. В настоящее время в городах Украины проживает около 70% населения, при этом большинство из них являются малообеспеченными, что не дает возможность удовлетворить на нормальном уровне материальные и духовно-культурные потребности. Уровень доходов в значительной степени зависит от размера города. Несмотря на тот факт, что в городах, население которых больше 50 тыс. чел., формируются более высокие доходы, это не обеспечивает всем жителям высокий уровень жизни. Поэтому более глубокое исследование роли города в обеспечении благосостояния и человеческого развития является актуальной задачей. В обеспечении этого важнейшими факторами считаются уровень и динамика доходов.
Главной целью развития города является улучшение уровня и качества жизни населения, проживающего на его территории. В данной статье в качестве объекта анализа были выбраны областные центры, в которых доминируют индустриальные отрасли промышленности: Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Луганск, Харьков. Индустриальные города отличаются тем, что в них сконцентрировано значительное количество предприятий так называемой «тяже-
лой промышленности» (добывающей, металлургической, химической, машиностроительной и др.). В Украине немало городов можно считать индустриальными (Краматорск, Макеевка, Мариуполь — Донецкой обл., Кривой Рог — Днепропетровской обл., Лисичанск — Луганской обл. и др.).
Развитие индустриальных центров на современном этапе сопровождается кризисными явлениями в социально-экономической и экологической сферах. Технико-технологическая стагнация в ведущих отраслях промышленности, сокращение объемов производства, ухудшение условий труда, неблагоприятная экологическая обстановка — все это влияет на параметры социального развития городов. Больше всего это проявляется в сокращении численности населения городов в результате естественного прироста и миграционных процессов, ухудшении состояния здоровья, распространенности форм асоциального поведения (преступности, алкоголизма, наркомании и т.п.).
Данные табл.1 характеризуют динамику имеющегося населения. Во всех городах произошло сокращение его численности. Наибольшее сокращение произошло в г. Донецке (на 2,2%) и в г. Луганске (на 2,8%). Лучшая ситуация прослеживается в г. Харькове, где уменьшение численности имеющегося населения составило лишь 0,3%. Так, в крупных индустриальных городах Украины происходит сокращение населения, несмотря на миграционное перераспределение населения из сельской местности в городскую. За исследуемый период во всех городах, кроме г. Харькова, темпы сокращения населения были более высокими, чем в среднем по Украине. Убывание населения индустриальных городов обусловлено отрицательными коэффициентами естественного прироста населения и преобладанием отрицательных коэффициентов миграционного прироста (табл. 2).
Для всех городов характерен отрицательный коэффициент естественного прироста населения. Положительным является его тенденция к сокращению, кроме г. Донецка. Если в г. Днепропетровске сокращение населения в 2008 г. составляло 4,4 чел. на 1000 чел., а в 2012 г. — 2,9 чел., при этом в г. Донецке — 5,8 и 6,3 соответственно. Такая динамика обусловлена низкими, относительно среднего по Украине, коэффициентами рождаемости и высокими коэффициентами смертности. Самым высоким уровень смертности был в г. Донецке: 15,0 в 2008 г. и 16,1 в 2012 г.
Миграционный прирост населения в 20082011 гг. в Днепропетровске, Луганске и Донецке был отрицательным, в Запорожье и Харькове такая ситу-
Таблица 1
Динамика численности населения в исследуемых индустриальных городах Украины, тыс. чел. __(по состоянию на 1 _ января) [3, 4] ___
2009 2010 2011 2012 2013 2013 в% к 2009
Днепропетровск 1 017,5 1 011,2 1 004,9 999,6 997,8 98,1
Донецк 974,6 968,3 962,0 955,1 953,2 97,8
Запорожье 781,6 780,7 776,5 772,6 770,7 98,6
Луганск 438,0 434,9 431,1 427,2 425,8 97,2
Харьков 1 456,0 1 452,3 1 446,5 1 441,4 1 451,0 99,7
Украина 45 963,4 45 782,6 45 598,2 45 453,3 45 372,7 98,7
Таблица 2
Динамика коэффициентов естественного и миграционного прироста населения в исследуемых городах (чел. на 1000 населения) [3]
2008 2009 2010 2011 2012
Коэффициент природного прироста
Днепропетровск —4,4 —3,3 —4,1 —3,5 —2,9
Донецк —5,8 —4,9 —5,4 —4,9 —6,3
Запорожье —4,9 —4,5 —5,0 —4,2 —3,7
Луганск —5,0 —4,2 —4,8 —4,1 —3,4
Харьков —3,8 —3,0 —3,6 —2,9 —2,7
Коэффициент миграционного прироста
Днепропетровск —7,3 —2,9 —2,1 —1,8 1,1
Донецк —0,6 —1,5 —1,0 —2,4 2,5
Запорожье 0,5 0,0 —0,4 —0,8 1,2
Луганск —2,9 —2,2 —3,0 —4,6 0,1
Харьков 2,5 0,4 —0,3 —0,6 9,4
ация наблюдалась в 2010-2011 гг. Лишь 2012 г. отличился положительным миграционным приростом, однако неизвестно, перерастет ли это в устойчивую тенденцию.
Преобладание отраслей тяжелой промышленности увеличивает спектр возможностей на рынке труда, при этом существуют определенные риски — низкий технико-технологический уровень производства и оснащенность рабочих мест, неблагоприятные условия труда, высокая интенсивность труда, чрезмерное загрязнение окружающей среды — все это оказывает негативное влияние на здоровье населения, полноценное восстановление функций человека. Таким образом, процессы убывания населения индустриальных городов, безусловно, связаны с недостаточно благоприятными условиями жизнедеятельности в этих городских агломерациях.
Экономическая основа благосостояния населения базируется на полученных доходах, которые формируются из различных источников: факторные доходы (заработная плата, предпринимательский доход, доходы от деловых активов и т.п.), социальные трансферты (пенсии, стипендии, пособия малообеспеченным и др.), доходы от личного подсобного хозяйства и др. Весомым фактором здесь также выступает тенизация существенной доли экономики. Следует отметить некоторые препятствия в исследовании доходной составляющей населения индустриальных городов, ведь на уровне городов отсутствует доступная статистическая информация относительно всех источников доходов населения — как общих денежных доходов, так и совокупных ресурсов. Общую
информацию можно получить путем выборочных обследований домохозяйств, осуществляемых Госкомстатом Украины, только на уровне регионов и Украины.
В индустриальных городах роль заработной платы существенно возрастает в обеспечении благосостояния его жителей, поскольку занятость на крупных промышленных предприятиях ограничивает возможности наемных работников иметь дополнительные источники доходов. Как свидетельствуют данные табл. 3, уровень заработной платы в исследуемых городах существенно отличался, в г.Донецке он был выше на 20-30% в отличие от других городов.
Данные табл. 3 свидетельствуют, что лишь в трех городах среднемесячная заработная плата превышает среднюю по Украине, в гг. Луганск и Харьков она ниже примерно на 5%. Динамика заработной платы была самой высокой в г. Донецке, ее прирост составил 70,6%, в г. Запорожье — 56%. Темпы роста заработной платы во всех городах, кроме Донецка, были ниже, чем в среднем по Украине.
Соотношение заработной платы относительно прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМтр.н) показывает, что рост номинальной заработной платы не обеспечивал реального повышения благосостояния. Если в г. Днепропетровске в 2008 г. заработная плата составляла 2,8 ПМтр.н, в 2012 г. — 2,7 ПМтр.н. Снижение этого соотношения было существенным в Запорожье (на 0,3 п.) и лишь в Донецке оно осталось неизменным. Расчет реальной заработной платы был осуществлен на основе индекса потребительских цен (ИПЦ) по регионам. Данные показывают, что в 2008 г. вследствие инфляции реальная оплата труда была ниже номинальной примерно на 25%, в 2010-2011 г. — на 9%. Кумулятивный индекс потребительских цен показывает, что относительно 2007 г. цены возросли в 1,75-1,79 раза, что было выше, чем по Украине в целом. Расчет реальной заработной платы на основе кумулятивного индекса показывает, что в 2012 г. она была ниже, чем номинальная заработная плата в 2008 г. То есть покупательная способность заработной платы в неизменных ценах в исследуемых городах в сравнении с 2008 г. снизилась. Это свидетельствует о том, что в период 2008-2012 гг. в индустриальных городах не были созданы экономические возможности для повышения благосостояния.
Снижает реальные доходы населения задолженность по выплате заработной платы. Отсутствие доступных данных по задолженности в городах заставляет привлечь к анализу информацию о задолженно-
сти в регионах, которая показывает, что в исследуемых регионах она была наибольшей (табл. 4).
Таблица 3
Уровень и динамика заработной платы штатных работников предприятий индустриальных городов (рассчита-
* Кумулятивный индекс потребительских цен за 2008-2012 гг., раз.
** Реальная заработная плата 2012 г. в ценах 2007 г.
Таблица 4
Задолженность по выплате заработной платы
Более половины всей задолженности сформировалось именно в исследуемых областях, с большой степенью вероятности можно предположить, что значительная часть этой задолженности приходится на предприятия областных центров. Наибольшая часть задолженности аккумулировалась на предприятиях Донецкой обл. (20,5% в 2012 г.). Задолженность по оплате труда отрицательно сказывается на материальном и социально-психологическом положении
населения городов. При уменьшении текущих доходов население теряет долю реальных доходов в случае невыплаты заработной платы за определенный период (иногда в несколько месяцев), снижается стабильность материального положения наемных работников и повышается уровень социальной напряженности.
Особенностью занятости индустриальных городов является то, что промышленность требует высококвалифицированной рабочей силы, которая имеет преимущественно профессионально-техническое и высшее образование. Однако тот уровень оплаты труда, который сложился по Украине и в ее индустриальных центрах, не соответствует ни квалификации рабочей силы, ни интенсивности труда, он значительно ниже уровня, который сложился, например, в странах ЕС. Так, в 2010 г. заработная плата в Украине (в долларовом эквиваленте) составляла 282,2 долл., в Донецке — 344, в странах ЕС-15 она составляла 2-4 тыс. долл., даже в бывших странах социалистического лагеря она была в несколько раз выше: в Польше — 1010 долл., в Болгарии — 457 долл. [4, с. 551].
Следует также отметить, что преобладает определенная часть работников, получающих заработную плату ниже установленных социальных стандартов (прожиточного минимума и минимальной заработной платы). В Донецкой области такая группа составила около 5%. Таким образом, нарушаются нормы социальной защиты работников. Низкая стоимость рабочей силы обусловливает бедность среди работающего населения. Особенно это касается работников, которые заняты на небольших предприятиях, в бюджетной сфере.
Кроме отмеченных выше проблем, в сфере оплаты труда имеют место также другие негативные явления, которые усиливают имущественную дифференциацию населения, а именно:
значительная дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности, типам предприятий по формам собственности и их размерам. Самый высокий уровень заработной платы наблюдается в финансовой сфере, добывающей, металлургической промышленности, в несколько раз ниже он в отраслях легкой промышленности, в системе образования, охраны здоровья;
тенизация системы распределения доходов, выплата значительной доли заработка неофициально «в конвертах». Это явление является довольно распространенным в Украине и исследуемых городах.
Отсутствие статистической информации в разрезе городов не позволяет более глубоко проанализировать перечисленные проблемы, однако их наличие и весомое влияние на благосостояние населения индустриальных городов не вызывает сомнения.
В структуре доходов населения Украины важное место занимает пенсии и другие социальные выплаты: в 2011 г. их часть составляла 37%. Для индустриальных городов удельный вес пенсий еще выше, поскольку выше процент пенсионеров в структуре населения. Так, если в Украине на 01.01.2012 г. количество пенсионеров на 1000 населения составляла 304 чел., то в Донецкой области — 325, Луганской — 331, Днепропетровской и Запорожской — 312 и только в Харьковской — 300 чел. Более 30% населения исследуемых городов являются пенсионерами и для большинства из них пенсия является главным источником денежных доходов. Статистические данные свидетельствуют о низком размере пенсионного обеспечения.
но по источникам
3,4])
2008 2009 2010 2011 2012 2012 в% к 2008
Уровень с реднемесячной заработной платы, грн
Днепропетровск 1889 1930 2257 2692 3033 160.6
Донецк 2206 2340 2730 3283 3763 170.6
Запорожье 1984 1967 2316 2800 3096 156.0
Луганск 1733 1743 2104 2496 2850 164.5
Харьков 1765 1893 2141 2497 2855 161.8
Украина 1806 1906 2239 2633 3026 167.5
Соотношение среднемесячной заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения, раз
Днепропетровск 2.8 2.6 2.4 2.7 2.7 94.7
Донецк 3.3 3.1 3.0 3.3 3.3 100.6
Запорожье 3.0 2.6 2.5 2.8 2.7 92.1
Луганск 2.6 2.3 2.3 2.5 2.5 97.0
Харьков 2.6 2.5 2.3 2.5 2.5 95.4
Украина 2.7 2.6 2.4 2.6 2.7 98.8
Индекс потребительских цен в областях,%
Днепропетровск 125.4 117 109.8 108.3 100.7 1,76*
Донецк 124.9 117 109.9 108.7 101.5 1,77*
Запорожье 126.2 116.2 110.3 108.2 100.2 1,75*
Луганск 125.4 116.5 109.9 109.7 100.9 1,75*
Харьков 128.2 118.6 109.5 107.3 100.3 1,79*
Украина 125.2 115.9 109.4 108 100.6 1,72*
Реальная заработная плата в ценах предыдущего года, грн
Днепропетровск 1506.4 1649.6 2055.6 2485.7 3011.9 1723,3**
Донецк 1766.2 2000.0 2484.1 3020.2 3707.4 2126,0**
Запорожье 1572.1 1692.8 2099.7 2587.8 3089.8 1769,1**
Луганск 1382.0 1496.1 1914.5 2275.3 2824.6 1628,6**
Харьков 1376.8 1596.1 1955.3 2327.1 2846.5 1595,0**
Украина 1442.5 1644.5 2046.6 2438.0 3008.0 1723,3**
в промышленных регионах [5]
Области Задолженность на начало года, млн грн В% ко всей задолженности по Украине
2008 2010 2012 2008 2010 2012
Украина 668,7 1473,3 977,4 100,0 100,0 100,0
Днепропетровская 33,0 86,6 14,8 4,9 5,8 1,5
Донецкая 169,0 266,2 200,3 25,3 18,1 20,5
Запорожская 23,9 58,2 48,7 3,5 4,0 5,0
Луганская 77,8 132,3 92,9 11,6 9,0 9,5
Харьковская 55,5 119,5 90,1 8,2 8,1 9,2
Приведенные данные свидетельствуют о низких доходах пенсионеров, что приводит их к бедному и нищенскому существованию, ведь размер пенсий почти вдвое ниже среднемесячной заработной платы. Она превышает прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц лишь в 1,6-1,7 раза. Если человек пенсионного возраста не имеет возможности найти работу, в этом случае бедное существование — его безальтернативный вариант. При этом происходит сокращение соотношения средней пенсии к прожиточному минимуму. Так, в Донецкой области в 2009 г. средний размер пенсии содержал 2,2 ПМ для нетрудоспособных, в 2010 г. — 1,9, в 2011 г. — 1,86 ПМ [7].
Таблица 5
Средний уровень месячной пенсии пенсионеров, которые состояли на учете в органах пенсионного
Необеспеченность на достаточном уровне доходами заставляет население обращаться за помощью к государственным службам социальной защиты (табл. 6).
Таблица 6
Оказание помощи населению исследуемых городов
Значительная часть населения является получателями социальных трансфертов: помощи семьям с детьми, малообеспеченным гражданам, безработным, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. По данным Ассоциации городов Украины в 2010 г. в г. Харькове таких было 9,8%, Луганске — 11,4%, Запорожье — 8,4%, Днепропетровске — 6,1%. Средний размер пособия на одного получателя составлял 3,6-4 тыс. грн в год, а в г. Днепропетровске — 6,7 тыс. грн. В Донецке растет охват семей социальной помощью по оплате жилищно-коммунальных услуг (табл. 7). Количество семей, которым назначены субсидии, выросла более чем на 1/3, а объем помощи в 1,7 раза.
Таблица 7
Предоставление населению г. Донецка субсидий _в 2009 и 2011 гг. [7, 81 ^ _
2009 2011 2011 в% к 2009
Количество семей, которым назначены субсидии для оплаты ЖКХ, ед. 32537 44019 135
Общая сумма назначенных субсидий, тыс. грн 3800,4 6500,0 171
Количество семей, которым назначены субсидии для оплаты газа и топлива, ед. 328 462 141
Общая сумма назначенных субсидий, тыс. грн 115,2 237,0 206
Исследование статических показателей доходов населения свидетельствует, что в крупнейших индустриальных городах Украины происходит ухудшение уровня жизни определенной части населения. Большинство населения недовольны своим материальным положением, которое не дает возможности обеспечить на достаточном уровне удовлетворение даже самых необходимых потребностей. Об этом свидетельствуют результаты самооценки домохозяйствами уровня своих доходов (табл. 8). Информация предоставляется на уровне регионов, однако она характеризует и положение населения региональных центров, часть которых в опросе была значительной.
в 2006-2010 гг. Г61
Кол-во получателей всех видов помощи, тыс. чел. Общая сумма предоставляемой помощи, тыс. грн Средний размер помощи на 1 получателя, грн
2006 2010 2006 2010 2006 2010
Харьков 37,1 141,6 75845,2 521800 2044,3 3685,0
Днепропетровск 29,7 61,5 77441,9 410841 2608 6680,3
Запорожье 21,7 63,9 63585 259770 2930 3971,4
Луганск 32,5 49,5 50097,8 181203 1541,5 3660,7
фонда ^ в 2010 г. [61
Размер пенсии, грн Соотношение к средней заработной плате,% Соотношение к ПМ для не-трудоспособных лиц, раз
Днепропетровск 1218,3 54 1,66
Запорожье 1297,8 56 1,77
Харьков 1176,7 55 1,60
Таблица 8
Оценка домохозяйствами промышленных регионов достаточности своих доходов _и собственного благосостояния [8] ___
Днепропетровская Донецкая Запорожская Луганская Харьковская
2009 | 2012 2009 | 2012 2009 | 2012 2009 | 2012 2009|2012
Самооценка достаточности уровня доходов на протяжении последнего года:
Было достаточно и делали сбережения 25,6 17,8 6,5 7,5 8,7 19,8 21,1 27,9 7,0 5,3
Было достаточно, но не делали сбережений 43,0 39,6 45,0 38,8 41,4 39,2 48,8 50,7 48,6 38,5
Постоянно отказывали в самом необходимом, кроме питания 29,8 39,8 46,6 52,9 46,8 38,2 28,8 20,6 43,8 55,7
Не удавалось обеспечить даже достаточное питание 1,6 2,8 1,9 0,8 3,1 2,8 1,3 0,8 0,6 0,5
Часть домохозяйств, которые по оценке материального благосостояния отнесли себя к:
Представителям среднего класса 2,7 1,5 1,4 - 0,1 0,1 4,1 - 0,1 0,3
Небедным, но еще не представителям среднего класса 40,7 32,2 23,7 28,3 46,5 36,6 55,6 61,3 38,9 21,1
Бедным 56,6 66,3 74,9 71,7 53,4 63,3 40,3 38,7 61,0 78,6
Часть домохозяйств, которые считают, что за последние 12 месяцев их материальное состояние:
Улучшилось 8,2 4,3 8,2 7,0 7,4 4,8 2,9 7,2 2,4 3,6
Осталось без изменений 48,5 55,8 43,7 58,1 52,1 60,2 37,6 72,5 31,0 53,0
Ухудшилось 43,3 39,8 48,1 34,9 40,5 35,0 59,5 20,3 66,6 43,4
6
В1СНИК ЕК0Н0М1ЧН01 НАУКИ УКРА1НИ ф
Самооценка уровня достаточности доходов в Днепропетровской, Донецкой, Харьковской областях в 2012 г. по сравнению с 2009 г. ухудшилась, 40-55% населения постоянно отказывали себе в самом необходимом. Более 2/3 населения отнесли себя к бедным, только в Луганской области таких было 39%. Незначительная доля домохозяйств отметила улучшение своего материального положения (3-8%). Большинство домохозяйств не испытывают положительных изменений в своем материальном положении, достижением является уже то, что часть домохозяйств, которая отметила ухудшение, сократилась.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что существующий механизм формирования доходов населения индустриальных городов не создает экономического обоснования для повышения благосостояния. Низким является уровень заработной платы, пенсий, их рост нивелируется высокой динамикой индекса потребительских цен. Вследствие этого реальные доходы населения индустриальных городов не растут. Растет доля тех, которые вынуждены обращаться за помощью в государственные органы социальной защиты. Среди населения высок уровень неудовлетворенности своим положением. Все это обусловливает социальные риски в развитии человеческого потенциала городов.
Высокая дифференциация доходов подавляющей части населения индустриальных городов, низкий уровень развития малого предпринимательства и сектора услуг в целом, невысокий уровень современных компетенций занятого населения, растущий миграционный отток квалифицированных кадров и талантов, низкая социальная мобильность, неразвитость социально-культурной инфраструктуры, ограниченность доступа к получению актуальной и профессиональной информации и современных медиапродуктов обусловливают формирование ряда социальных рисков для стабильного человеческого развития в индустриальных городах. Отсутствие доступных данных относительно социальных рисков в исследуемых городах вынуждает привлекать к анализу региональную информацию.
Во-первых, выше, чем в других регионах, является уровень социально обусловленных болезней: активного туберкулеза, СПИДа, ВИЧ-инфицированных. Так, в Днепропетровской, Донецкой и Луганской областях уровень заболеваемости активным туберкулезом значительно превышал средний уровень по Украине. В 2011 г. на 100 тыс. населения он был: в Днепропетровской области — 95,6 чел., в Донецкой — 73,3, в Луганской — 80,3, а по Украине — 67,3 чел.; в 2012 г. — соответственно 93,1; 71,9; 79,4 и 68,2 чел. Численность больных СПИДом за период с 2000 по 2012 г. возросла: в Днепропетровской области в 112 раз, Луганской — в 63, Донецкой — в 32, по Украине — в 15 раз [41.
Во-вторых, именно в крупных индустриальных городах более распространенными являются такие антисоциальные явления, как наркомания и алкоголизм, благоприятной почвой для которых являются тяжелые условия труда, необустроенный на достойном уровне быт, разочарование относительно возможности лучших перемен. Данные свидетельствуют, что заболеваемость населения расстройствами психики и поведения как результат наркомании и токсикомании является более высокой именно в промышленных регионах. Численность таких больных на 100 тыс. населения была выше, чем в Украине (табл. 9). Уровень этих заболеваний существенно вырос в До-
нецкой и Запорожской областях, что способствует деградации человеческого потенциала.
Таблица 9
Уровень заболеваемости населения расстройствами психики и поведения в результате употребления нарко_тических и токсических веществ [5]_
Области 2009 2012 2012 в% к 2009
Украина 13,7 12,2 89,1
Днепропетровская 17,9 13,8 77,1
Донецкая 16,6 20,8 125,3
Запорожская 21,1 30,3 143,6
Луганская 32,8 19,4 59,1
Харьковская 11,6 10,3 88,8
В-третьих, высокий уровень преступности, значительная часть которой концентрируется именно в крупных городах. Коэффициент преступности в промышленных регионах, центрами которых являются исследуемые города, значительно выше, чем по Украине в целом, исключением является лишь Харьковская область (1297 зарегистрированных преступлений). По Украине количество преступлений на 100 тыс. населения в 2011 г. составило 1138 случаев, в Днепропетровской области — 1422, Донецкой — 1381, Запорожской — 1546, Луганской — 1397 [5].
В-четвертых, в индустриальных городах происходит интенсивный процесс расслоения населения в социально-территориальном плане на более состоятельный и обустроенный центр и бедную, преимущественно заброшенную периферию. Этому способствует: политика городского обустройства, которая направляет средства преимущественно на благоустройство центральных районов города; стратегия жилищного строительства, в результате которого жилые новостройки концентрируются в более престижных центральных районах; ценовая политика на рынке недвижимости, где значительное расхождение стоимости жилья в центре и удаленных районах обусловливает природные процессы территориальной дифференциации.
Выводы. Дальнейшее развитие человеческого потенциала индустриальных городов невозможно без решения социальных проблем, в первую очередь проблем повышения уровня и качества жизни городского населения. На сегодняшний день перед страной и обществом стоят вопросы благосостояния не одной сотни людей. Градообразующие предприятия, которые вследствие кризисных явлений 2008-2010 гг. столкнулись с падением цен на изготовляемую продукцию, вынуждены искать другие стратегии и сценарии развития будущего. Этим направлением также призвана заниматься городская администрация для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной сферы города. Эффективным инструментом в данном контексте является стратегическое и программно-целевое планирование развития индустриального города. Сделанный анализ является первым шагом для обеспечения научно обоснованных стратегий и планов городов в сфере формирования доходов и обеспечения роста благосостояния. Он позволяет систематизировать сильные и слабые стороны социально-экономического состояния индустриальных городов в данной сфере, что является элементом Б'WOТ-анализа (табл. 10), и определить задачи дальнейшего развития.
Таблица 10 Сильные и слабые стороны существующей системы формирования доходов населения индустриальных городов
ИМЕЮЩИЕСЯ ПРЕИМУЩЕСТВА
• Более высокий уровень занятости по сравнению с другими городами
• Динамичный рост номинальной заработной платы
• Снижение задолженности по выплате заработной платы
• Наличие разветвленной системы социальной защиты и социальной поддержки населения
СУЩЕСТВУЮЩИЕ НЕДОСТАТКИ
• Низкая стоимость рабочей силы относительно развитых стран мира, что обусловливает низкую заработную плату
• Остается почти неизменным соотношение среднемесячной заработной платы относительно прожиточного минимума, что свидетельствует о стагнации реальной заработной платы
• Наличие задолженности по оплате труда
• Значительная дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности
• Снижение доли заработной платы в совокупных доходах населения и рост доли социальных трансфертов
• Низкий уровень пенсий, ухудшение его соотношения к прожиточному минимуму
• Рост численности населения, которое нуждается в материальной помощи и субсидиях для оплаты жилищно-коммунальных услуг и топлива
• Значительная часть населения, которой не хватает дохода для удовлетворения самых необходимых потребностей, кроме питания
• Обострение социальных рисков, обусловленных низким уровнем доходов и бедностью
Важно обеспечить непрерывный диалог власти, градообразующих предприятий и жителей города по поиску потенциальных сценариев дальнейшего развития экономики и социальной сферы города. Для повышения жизненного уровня населения индустриальных городов и обеспечения человеческого развития необходимо в ходе разработки и реализации городских стратегий развития акцентировать внимание на решении таких вопросов:
повышение уровня и эффективности занятости экономически активного населения городов путем создания высокотехнологичных рабочих мест;
обеспечение роста заработной платы, приближение ее размера к уровню восточноевропейских стран-членов ЕС;
создание условий для диверсификации источников доходов населения, повышение в их структуре удельного веса оплаты труда и доходов от предпринимательства;
погашение задолженности по заработной плате и недопущение ее дальнейшего образования;
повышение уровня пенсионного обеспечения за счет развития государственного и негосударственного пенсионного страхования;
расширение возможностей занятости и получения трудовых доходов для социально уязвимых слоев населения и лиц пенсионного возраста.
Список использованных источников
1. Амитан В.Н. Город: проблемы демократических и рыночных трансформаций / В.Н. Амитан, Е.И.Зорина. - Донецк: ИЭП НАН Украины, 2001. -217 с.
2. бвропейська хартая мют: прийнята Радою бвропи 17-19 березня 1992 р. у Страсбурзi [Елек-тронний ресурс]. — Режим доступу: Ы±р://ш.уо1аёт. gov.ua/index.php?option=com.
3. Промисловi центри схщного регюну у цифрах 2012: статистичний збiрник / Головне управлшня статистики у Запорiзькiй область — Запор1жжя, 2013. — 20 с.
4. Статистичний щорiчник Украши за 2012 р. / Державна служба статистики Украши; За ред. О.Г. Осауленка. — К.: Август Трейд, 2013. — 552 с.
5. Сощальш шдикатори рiвня життя населення у 2012 рощ: статистичний збiрник / Державна служба статистики Украши. — К., 2012. — 195 с.
6. Основш соцiально-економiчнi показники мют за 2010 р. — К.:Асощащя мют Украши, 2011. — 81 с.
7. Статистичний щорiчник Донецько! област за 2011 р. / Державна служба статистики Украши; За ред. О.Г. Осауленка. — К.: Август Трейд, 2012. — 552 с.
8. Самооцшка домогосподарствами Украши рь вня сво!х доходiв (за даними вибiркового опитування домогосподарств, проведеного у ачш 2012 року): Статистичний збiрник / Державна служба статистики Украши. — Ки!в, 2012. — 74 с.
9. Михненко В. Убывание в городах Донецк и Макеевка, Донецкая городская агломерация, Украины: Доклад по результатам исследования / В. Мих-ненко, Л. Кузьменко, Д. Медведев // Разумное убывание: Управление убыванием в Европейском контексте. — Донецк, 2010. — 118 с.
10. Родченко В. Б. Мюью комплекси Украши: чинники та умови оргашзацп регулювання сощально-економiчного розвитку: моногр. / В. Б. Родченко; НАН Украши, 1н-т економiки пром-сть — Донецьк, 2012. — 403 с.