Научная статья на тему 'Формирование дизайн-концепции в рамках курса художественное проектирование интерьера'

Формирование дизайн-концепции в рамках курса художественное проектирование интерьера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7784
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРА / ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕРЬЕРА / ОБРАЗ ИНТЕРЬЕРА / ART DESIGN OF AN INTERIOR / DESIGN-CONCEPT / CONCEPT OF AN INTERIOR / IMAGE OF AN INTERIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурова Т. Ю., Егоров Д. А.

Требования современности постоянно ставят перед дизайнерами задачи поиска новых решений при генерировании идей. Решения многих интерьеров с точки зрения раскрытия идеи-образа, принятых для конкретных условий, являются уникальными. В процессе обучения у студентов возникает проблема трансформации идеи-образа в дизайн-концепцию. Как показывает практика не всякий студент может представить свою идею в виде дизайн-концепции. При этом многие ставят между этими понятиями знак равенства. В статье рассматриваются основные этапы формирования дизай-концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation design-concept within a course art design of an interior

The notion of the design-concept defines unity of the visual and semantic beginning of any project. It is expressed by art means of submission of information, such as illustrations, sketches and graphic materials. It reflects the key principles and receptions for further implementation of the project. Besides it considers a complex of the initial factors influencing formation of an image and the functional scenario. Design-concept defines algorithm of work. Within a course art design when forming design-concept to the student is offered to open the vision of the problem put in the project, a way of its decision, means by which the result and estimated algorithm of realization can be reached. After preparation of the design-concept it is expedient to present it in a graphic, illustrative, tabular look. In the course of training at the student the individual algorithm of development of the design concept is formed. The author''s model reflecting a figurative and material aspect of the project is result.

Текст научной работы на тему «Формирование дизайн-концепции в рамках курса художественное проектирование интерьера»

УДК 747.012

Бурова Т.Ю. - кандидат архитектуры, доцент

E-mail: [email protected]

Егоров Д.А. - старший преподаватель

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Формирование дизайн-концепции в рамках курса художественное проектирование интерьера

Аннотация

Требования современности постоянно ставят перед дизайнерами задачи поиска новых решений при генерировании идей. Решения многих интерьеров с точки зрения раскрытия идеи-образа, принятых для конкретных условий, являются уникальными.

В процессе обучения у студентов возникает проблема трансформации идеи-образа в дизайн-концепцию. Как показывает практика не всякий студент может представить свою идею в виде дизайн-концепции. При этом многие ставят между этими понятиями знак равенства.

В статье рассматриваются основные этапы формирования дизай-концепции.

Ключевые слова: художественное проектирование интерьера, дизайн-концепция, концепция интерьера, образ интерьера.

Понятие дизайн-концепции является одним из ключевых для курса Художественное Проектирование Интерьера на специальности 070603.

«Дизайн-концепция это четкая мысль, выраженная средствами архитектуры. Литературная, эмоциональная или пространственная идея, которая объединяет вокруг себя все решения в проекте». (Фёдор Ращевский, гл. архитектор проектов департамента интерьеров ABD ARCHITECTS).

Создание дизайн-концепции - самостоятельный абсолютно авторский раздел проектной работы. Идея, в отличие от дизайн-концепции, может быть представлена в текстовом виде, в виде комиксов-картинок, в виде аналогового цветового или иллюстративного ряда. Дизайн-концепцию следует раскрывать при помощи средств архитектурной композиции. Для успешного представления необходимо не только «интуитивное озарение» и «чутье на гармоническое построение», но и рациональное восприятие действительности. Следует единовременно сформулировать главную мысль, объединяющую образ и функциональное начало. Дизайн-концепция вырабатывает своего рода предпроектную идею будущего решения, формулирующую принципы работы. Средства архитектурной композиции и способы формообразования позволяют задуманную образную идею представить в реальном пространстве. При этом дизайн-концепция не является готовым проектом, оставляя творческое поле для дальнейшего преобразования и реализации идеи.

Концепция в переводе с латыни (лат. conceptio) - понимание, систематизация. Если собрать воедино ключевые слова, определяющие понятие концепции, то мы получаем, что концепция - это:

• трактовка каких-либо явлений;

• приоритетная точка зрения;

• центральная идея для представления творческого понимания ситуации;

• система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе;

• ведущий принцип в научно-технической, художественной, экономической, политической и других видах деятельности;

Концепция (лат. conceptio - понимание, познание) - основная идея, замысел, ведущая мысль, план какого-либо научного труда, произведения искусства и т.п. (Словарь иностранных слов. Комлев Н.Е., 2006).

Концепция определяет систему путей решения выбранной задачи и стратегию действий.

Понятие концепция можно встретить во многих сферах человеческой деятельности. Оно встречается не только в дизайне, архитектуре, художественном творчестве, но и в политике, экономике, менеджменте, инженерии, рекламе, в других отраслях научно-технической деятельности.

Понятие дизайн-концепции определяет единство визуального и смыслового начала любого проекта, причем в разных, перечисленных выше сферах деятельности. Применительно к художественному проектированию можно сказать, что дизайн-концепция - это одновременно пространственная и эмоциональная идея. Она выражена художественными средствами представления информации, такими как иллюстрации, зарисовки и графические материалы. Дизайн-концепция концентрирует предполагаемые решения проекта.

С формирования концепции необходимо начинать работу над любым проектом. В художественном проектировании концепция - это визуально-вербальное изложение, пересказ всей функциональной стратегии. Благодаря этому можно «собрать» необходимые ресурсы в виде изображений, иллюстраций, схем и таблиц и в дальнейшем сформировать полноценный образно-функциональный сценарий. Структурирование и систематизация отдельных разрозненных мыслей и идей на бумаге обязательная составляющая в курсе художественного проектирования. Это необходимо как для самого автора, в данном случае студента, так и для потенциального заказчика, в роли которого в процессе обучения выступает преподаватель.

Перед тем, как приступить к формированию дизайн-концепции проекта, нужно последовательно реализовать следующие задачи:

1. Проанализировать специальную, научную, техническую и периодическую литературу по исследуемой проблеме проекта;

2. Выявить основные образные и функциональные составляющие, отражающие задуманную идею;

3. Определить ключевые характерные и понятные для реализации визуально-вербальные приемы, которые позволят автору выразить проектную мысль.

Дизайн-концепция проекта - это образно-функциональная модель проекта. Она отражает на определенном уровне обобщения ключевые принципы и приемы для дальнейшей реализации проекта. Кроме этого она учитывает комплекс исходных факторов, влияющих на формирование как образа, так и функционального сценария. И, наконец, дизай-концепция определяет весь алгоритм работы и по сути должна ответить на ключевой вопрос «что делать?» и какими средствами достичь результата.

В рамках курса художественное проектирование при формировании дизайн-концепции студенту предлагается раскрыть свое видение поставленной в проекте проблемы, пути ее решения, средства, которыми может быть достигнут результат и предполагаемый алгоритм реализации. После подготовки дизайн-концепции целесообразно представить ее в графическом, иллюстративном, табличном виде. Это позволит автору комплексно оценить свой результат и исключить заведомо неграмотные решения поставленных задач.

В дизайн-концепции необходимо отразить творческую новизну и индивидуальность решения. Тут автор концепции должен четко представить, что нового он лично вносит в проектное решение своим предложением. Это может быть образная и (или) функциональная и (или) конструктивная составляющие. Причем творческая новизна концепции не означает, что вся работа должна быть совершенно новой. Формирование концепции невозможно без использования и творческой эксплуатации существующих идей.

Для художественного проектирования дизайн-концепция - это система опорных точек построения проекта, творчески описанная и позволяющая достичь результата. Это визуальный образ проекта и инструкция по воплощению, записанная на бумаге в графическом виде.

Дизайн-концепция проекта - это понятие образное и абстрактное, сформированное на уровне структуры и идей. В этом ракурсе дизайн-концепция не должна содержать ничего лишнего, что может отвлечь от центральной идеи. Для формирования такой идеальной концепции нужно хорошее знание «базы данных» или информационного материала. Для формирования дизайн-концепции нами выделены моменты, на которые следует обратить внимание:

1. Дать необычное, но понятное название. Оно должно быть емким, образным, удобно читаемым, понятно написанным. Кроме этого название должно отражать как содержание, так и основную идею проекта;

2. Определить цель проекта. При этом важно помнить, что цель отображает желаемый результат;

3. Четко сформулировать основные задачи, выделяя в качестве основных не более пяти. Задачи выявляют действия, которые необходимо осуществить для достижения результата;

4. Сформировать образно-функциональную палитру из понятных терминов, изображений, схем и эскизов, отражающих название, основную идею, цель и поставленные задачи;

5. Дать описание (вербальное и текстовое) проекта на основе ранее сформированной палитры образов и эскизов. Здесь необходимо написать несколько абзацев текста, описывающих проект, подчеркивающих его сущность, уникальность и достоинства. Текст должен быть понятным и увлекательным. В дальнейшем в реальной практике это пригодится для привлечения потенциальных инвесторов.

После анализа большого количества форумов с изложениями разного рода коцепций, мы сформулировали общие советы по написанию дизайн-концепции:

• Используйте уникальную идею;

• Пишите грамотно по-русски, с соблюдением морфологии и семантики языка;

• Общайтесь с людьми, представляющими интерес для потенциальной реализации проекта;

• Изучайте профессиональную литературу, выделяя важные и интересные части;

• Составьте журнал сделанных ошибок. Кроме этого записывайте туда всё, что является недостатком или не нравиться в проекте, а потом исправляйте;

• Составьте журнал идей. Записывайте туда все, даже безумные, идеи относительно проекта.

Однако не стоит беспрекословно следовать им, надеясь, что именно это приведет к созданию идеальной концепции. Дизайнеру следует постепенно выработать свой индивидуальный набор принципов, который позволит комфортно работать над задачей.

Для реализации дизайн-концепции необходимо появление большого количества идей. При этом очень важно не зацикливаться на своих удачных приемах, следует постоянно совершенствоваться, чтобы быстро уметь перестраиваться к новым условиям. В процессе обучения очень важно уметь выразить концепцию именно на бумаге, в графическом виде. Прежде всего, следует думать об идее, ее содержании и функциональности. Любую идею необходимо представить в систематизированном, удобном для графической подачи, виде. Сетка или условная табличная форма поможет структурировать расположение различных графических и текстовых составляющих относительно друг друга. Такой способ подачи информации позволяет представить образную идею в виде логической цепочки.

Немаловажным для дизайн-концепции является выбор шрифта. Поскольку она включает не менее 25 % текстовой информации, иногда и больше. Из этого следует, что необходимо выбирать базовый шрифт, с которым легко прочитать основную мысль, и шрифт более неформальный, который позволяет расшифровать графическую информацию, дать пояснения.

Для рационального формирования дизайн-концепции следует ограничить палитру цветов, чтобы избежать эмоциональной, информационной визуальной перегрузки при ее восприятии. Чтобы создать понятную дизайн-концепцию следует избегать некоторых моментов. Так, например, «размытые» края в графических элементах, «размытые»

шрифты, нечеткие границы разных изобразительных рядов с эстетической точки зрения отрицательно влияют на полноценное восприятие целого. Примеров можно приводить бесконечное множество, поэтому следует анализировать каждый выбранный для дизайн-концепции элемент в отдельности более тщательно.

Дизайн-концепция должна включать в себя четко структурированную информацию, предварительно классифицированную по какому-либо признаку. Необходимо понимать, что следует делить графическую информацию, прежде чем вставлять ее в общую структуру дизайн-концепции. Чем проще и понятнее классификационный признак, тем логичнее концепция, тем проще она для восприятия. Каждый раздел концепции должен раскрывать какую-то составляющую всей идеи. Так, например, в качестве отдельных классификационных признаков могут выступать стиль, цвет, форма, материал, эмоциональный образ, технологические приемы и т.д. Общий дизайн всей концепции должен помогать обращать при восприятии внимание на наиболее важные блоки. В целом, не должно быть слишком много главного. Необходимо регулярно задавать себе вопрос: «Насколько важен тот или иной графический элемент в общем контексте всей концепции?» Следует разумно оценивать не только графическое содержание элементов, но и их смысловое содержание, т.е. насколько каждый элемент способствует полноценной реализации всей дизайн-концепции. И как следствие, могут ли быть удалены какие-либо элементы (графические или текстовые. Это будет способствовать тому, что концепция становится более легкой и элегантной для восприятия.

Последовательное формирование дизайн-концепций в рамках курса художественное проектирование приводит к тому, что у каждого студента вырабатывается свой собственный индивидуальный стиль подачи информации. Параллельно с этим необходимо избегать типовых приемов графического изображения. Следовательно, кроме «фирменного стиля» формирование дизайн-концепции способствует постоянному творческому росту. Поскольку существует вопрос к самому себе, который требует придумать и, главное, сформировать новое решение той или иной задачи. Поэтому необходимо бросать вызов самому себе на каждом новом проекте. В качестве приемов это может быть: использование новой сетки для расположения информационных блоков, изменение цветовых предпочтений при подаче или смена классификационных признаков при формировании информации. Кроме этого следует обращать внимание на детали. В целом, они должны выглядеть неотъемлемыми элементами одного целого и также естественно вписываться в него. Дизайн - он ведь в мелочах. Поэтому необходимо анализировать и используемые графические приемы: тени, текстуры, прозрачность (непрозрачность), контрастность и т.д.

И наконец, дизайн-концепция не может считаться законченной без хорошей защиты. «Идеальная» дизайн-концепция может быть проигнорирована или как минимум не понята, если нет возможности достойно ее преподнести. Всегда следует иметь в виду: если все абсолютно ясно автору, то это не значит, что также абсолютно ясно для тех, кто видит эту концепцию впервые.

Построение дизайн-концепции любого объекта может включать следующие информационные блоки:

1. Описание идеи. Здесь возможно использование любого приема визуализации, как, например, текстовая таблица, набор образных сюжетов, иллюстрации и изображения;

2. Определение наиболее выгодной ценовой и целевой аудитории. На уровне построения дизайн-концепции необходимо точно представлять для кого будет формироваться пространство. Данный материал проще представлять в табличном виде;

3. Планировочные решения. В этом информационном блоке имеют место аналоговые планировочные решения, на которые следует обращать внимание при формировании проекта. Здесь необходимо уделить внимание и нормативным параметрам, если таковые имеются при проектировании заданного интерьера;

4. Описание стилистической концепции оформления интерьеров. В данном разделе желательно представить иллюстративный ряд, характеризующий стилевое решение будущего интерьера. В отдельный блок можно вынести характерные детали определенного стиля, цветовые сочетания, примеры фактур и т.д.;

5. Предварительный подбор отделочных материалов. Данный раздел дизайн-концепции является смежным с предыдущим, может составлять с ним единое целое. Наилучшим образом он иллюстрируется при помощи изображений, представленных в виде цвето-фактурной карты.

Таким образом, дизайн-концепция включает в себя эмоциональный образ, стилистическое и цветовое решение интерьера, планировочные схемы, предварительный обзор мебели, светильников и отделочных материалов. Весь материал должен быть представлен в систематизированном виде. Дизайн-концепция - это художественный образ, творческая мысль и функциональная идея, воплощенная в доступном и удобочитаемом виде. Дизайн-концепция - это важнейший информативный блок, оформленный умелой рукой специалиста. Задача концепции - получить понимание конечной цели, сформировав визуальный ряд по ключевым вопросам проекта.

В рамках курса художественное проектирование у студента формируется индивидуальный алгоритм разработки дизайн-концепции. Студент, ограниченный рамками тем и условий, решает последовательно ряд задач, каждый раз совершенствуя очередную форму представления дизайн-концепции. Результатом подобного построения является индивидуальная модель, отражающая образную и материальную сторону проекта. Следовательно, от дизайн-концепции зависит новизна и перспективность авторских предложений, особенности их дальнейшего развития и даже судьба приятия их зрителем.

Список библиографических ссылок

1. Гидион З. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат, 1984. - 456 с.

2. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. - М.: Европа, 2006. - 317 с.

3. Лаврентьев А.Н. История дизайна // Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2007. - 303 с.

4. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. - М.: Просвещение, 1985. - 240 с.

5. URL: http://cinemalib.narod.ru/concept.html (дата обращения: 30.06.2014).

6. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/20524/%D0%9A%D0%9E%D0%9D%

D0%A6%D0%95%D0%9F%D0%A6%D0%98%D0%AF (дата обращения: 30.06.2014).

7. URL: http://www.nadprof.ru/projects/bp/concept.htm (дата обращения: 30.06.2014).

Burova T.Y. - candidate of architecture, associate professor

E-mail: [email protected]

Egorov D.A. - senior lecturer

E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Formation design-concept within a course art design of an interior

Resume

The notion of the design-concept defines unity of the visual and semantic beginning of any project. It is expressed by art means of submission of information, such as illustrations, sketches and graphic materials. It reflects the key principles and receptions for further implementation of the project. Besides it considers a complex of the initial factors influencing formation of an image and the functional scenario. Design-concept defines algorithm of work.

Within a course art design when forming design-concept to the student is offered to open the vision of the problem put in the project, a way of its decision, means by which the result and estimated algorithm of realization can be reached. After preparation of the design-concept it is expedient to present it in a graphic, illustrative, tabular look. In the course of training at the student the individual algorithm of development of the design concept is formed. The author's model reflecting a figurative and material aspect of the project is result.

Keywords: art design of an interior, design-concept, concept of an interior, image of an interior.

Reference list

1. Gidion Z. Space, time, architecture. - M.: Stroyizdat, 1984. - 456 p.

2. Glazychev V.L. Design as it is. - M.: Evropa, 2006. - 317 p.

3. Lavrentyev A.N. History of design // Manual. - M.: Gardariki, 2007. - 303 p.

4. Holmyansky L.M., Shchipanov A.S. Design. - M.: Obrazovanie, 1985. - 240 p.

5. URL: http://cinemalib.narod.ru/concept.html (reference date: 30.06.2014).

6. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/20524/%D0%9A%D0%9E%D0%9D% D0%A6%D0%95%D0%9F%D0%A6%D0%98%D0%AF (reference date: 30.06.2014).

7. URL: http://www.nadprof.ru/projects/bp/concept.htm (reference date: 30.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.