Научная статья на тему 'Формирование дискурсивно-аналитических компетенций курсантов (слушателей) в аспекте междисциплинарной интеграции'

Формирование дискурсивно-аналитических компетенций курсантов (слушателей) в аспекте междисциплинарной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / ДИСЦИПЛИНА / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуковская И. В.

В настоящей статье научно обосновано применение в учебном процессе междисциплинарных модулей как средства формирования дискурсивно-аналитических компетенций курсантов (слушателей) при изучении гуманитарных дисциплин. Представлена схема формирования интегративной основы обучения курсантов на базе различных видов интеграции междисциплинарных модулей с учетом элементов компьютерной обучающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуковская И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование дискурсивно-аналитических компетенций курсантов (слушателей) в аспекте междисциплинарной интеграции»



г

И.В. Жуковская,

доктор экономических наук (КЮИ МВД России)

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) В АСПЕКТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В настоящей статье научно обосновано применение в учебном процессе межднсцнплннар-ных модулей как средства формирования дискурсивно-аналитических компетенций курсантов (слушателей) при изучении гуманитарных дисциплин. Представлена схема формирования ин-тегративной основы обучения курсантов на базе различных видов интеграции междисциплинарных модулей с учетом элементов компьютерной обучающей среды.

Ключевые слова: парадигма, дисциплина, компетенции, интеграция, учебный процесс.

The use of educational process of interdisciplinary modules as means of formation of diskursiv-analytical competence of cadets during studying of humanitarian disciplines is scientifically proved at the present study. The scheme of integrative formation based on training of cadets on the basis of various kinds of integration of interdisciplinary modules according to software.

Keywords: a paradigm, discipline, the competence, integration, educational process.

Современный период развития системы высшего профессионального образования характеризуется очевидной интеграцией научных исследований с учебным процессом. Интеграция инновационных научных идей в образовательное пространство создает оптимальные условия не только для формирования профессионально ориентированной целостной личности обучающегося в смежных дисциплинарных областях знаний, но и повышает уровень качества образовательного процесса.

Развитие обобщенности профессиональных компетенций позволяет обоснованно подойти к перспективе выбора дальнейшего образовательного маршрута у обучающегося. Выявленную многомерность и многоуровне-вость интегративных тенденций, отмечаемую многими исследователями в области педагогики в системе высшего профессионального образования, такими как Ф.К. Зиннуров, И.С. Якиманская, В.А. Сластенин, В.А. Никитин, Э. Берн, Л.И. Божович и др., сложно отразить в рамках одной исследовательской статьи. Таким образом, логичным является сосредоточение на прикладных аспектах интеграции, в частности, на междисциплинарных связях в основе гуманитарных дисциплин.

Формирование междисциплинарной парадигмы, представляющей собой обобщенность фундаментального научного базиса, определений и терминологии, хорошо кор-релируется с применяемыми на сегодняшний день Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в системе образования. Развитие и адаптация междисциплинарной парадигмы в интеграционных аспектах системы образования не препятствует фундаментальным основам компетентностного подхода, являющегося личностно-ориентированным направлением в модернизации российского образования. Сущностная характеристика междисциплинарной парадигмы в образовательном процессе отражает взаимосвязь содержательных и функциональных компонентов исследуемых гуманитарных дисциплин, а также создает максимально благоприятные условия для саморазвития, самоопределения обучающихся в образовательном процессе.

Интегративная основа обучения в системе высшего профессионального образования может проявляться в дидактической форме визуализации междисциплинарной парадигмы, а именно: в формировании междисциплинарных модулей, апробации учебно-ме-

тодических комплексов и учебных пособий, в составе которых имеются тестовые задания и примеры решения по актуализации междисциплинарного взаимодействия в сфере личностных, социальных, познавательных и предметно-деятельностных компетенций.

Формирование междисциплинарных модулей обусловлено наличием достаточного количества профессионально-ориентированных учебных пособий, которые в свою очередь не учитывают перспективность развития компьютерной обучающей среды. Адаптация таких учебных пособий происходит в основном за счет наличия в них когнитивной составляющей, однако, по мнению автора, необходимо учитывать и инновационно-познавательный потенциал обучающегося курсанта (слушателя), который хорошо владеет ИТ-технологиями и навыками компьютерной обучающей среды.

В контексте исследования междисциплинарных связей в образовательном процессе дополнительную актуальность приобретает создание научно-методологического базиса, ориентированного на интеграцию Болонско-го процесса в российской системе образования, а также внедрение междисциплинарного подхода, позволяющего сформировать интегративные компетенции, которые помогут курсантам (слушателям) стать полноправными участниками международных и всероссийских научных симпозиумов, форумов (конференций), круглых столов.

Таким образом, концептуальной основой предлагаемой методики изучения гуманитарных дисциплин в рамках актуализации междисциплинарной парадигмы в образовательном процессе, является модернизированный на данном этапе развития системы высшего профессионального образования, компетент-ностный подход.[1] Сущностная характеристика данного подхода предполагает описать, классифицировать и оценить сформирован-ность развиваемых междисциплинарных ин-тегративных компетенций курсантов (слушателей), которые помогут дополнить и углубить профилирующую для дисциплины профессиональную компетентностную составляющую в сфере личностной, социальной, познавательной и предметно-деятельностной функций.

Целью научной статьи является разработка, научное обоснование и апробация в учебном процессе междисциплинарных модулей как средства формирования интегратив-ных компетенций курсантов (слушателей) при изучении гуманитарных дисциплин.

Гипотеза исследования. Процесс обучения курсантами (слушателями) изучаемых гуманитарных дисциплин будет более эффективным, если:[2]

-делается акцент на компетентностном подходе исследования, учитывающем инновационно-познавательный потенциал обучающегося курсанта (слушателя), усовершенствованный в рамках его интегративных компетенций;

-используются возможности апробации в учебном процессе междисциплинарных модулей с целью создания интегративной основы обучения;

-формирование интегративных компетенций ориентировано на содержательные и процессуальные ресурсы изучаемых дисциплин с учетом элементов компьютерной обучающей среды.

Непременным условием улучшения качества образования является согласованность или корреляция компьютеризации учебного процесса и междисциплинарной парадигмы исследования в системе высшего профессионального образования. Многочисленные научные исследователи отмечают приоритетность использования дидактического статуса компьютерной обучающей среды, а информатизация и развитие научно-технического прогресса в сфере информационных технологий (ИТ) расширяет границы ее использования педагогами (профессорско-преподавательским составом) в системе образования наряду с традиционной методикой преподавания гуманитарных дисциплин. Также следует отметить, что усиленная позиция применения элементов компьютерной обучающей среды сопряжена не только с формированием интегративных компетенций обучающегося, но и соответствует требованиям Болонской декларации, согласно которой обучающийся обязан владеть компьютерными навыками самостоятельной работы и свободно пользоваться Интернет-ре-

сурсами. Существующая многовариантность электронных ресурсов создает проблему выбора, а не проблему наличия информативных электронных источников.

Как было отмечено ранее, признание интегративного характера междисциплинарной парадигмы является базовой идеей уже существующего компетентностного подхода в педагогике. Затрагивая практические аспекты исследования данной проблемы, в частности, проведенный автором анализ УМК гуманитарных дисциплин, позволяет сделать вывод о том, что исходя из

учебно-тематических планов дисциплин, существующие компетенции формируются не одной, а несколькими дисциплинами рабочей учебной программы,что в свою очередь, предполагает высокую степень совместимости усовершенствованного компе-тентностного подхода и предлагаемой междисциплинарной парадигмы исследования.

Далее представлена схема формирования интегративной основы обучения курсантов на базе различных видов интеграции междисциплинарных модулей.

Рисунок 1.

Структура интегративной основы обучения курсантов в аспекте базисных междисциплинарных модулей исследования

п^дпртапгт

шцшн гиюпеншШ журакИ

при^птзчшшнп-

(. пц ш лрт-пшк л ■ довдсгма-личиных Лрбф^йЗНЯНВП

кппгщщ «7РЯИЦ-_игшгсш!_

тсиз.-етнчгта: п^гаи

гтЖ»* Црнщищй!*

™ Т ^ ¡.К-ЛЛП.МНЬ;-; ■ Т1В|1.1,9Я кЯ_

оосмч*п»тгч:^ сптаАвигсргюта

ш лщч ашж, 1! рока их, □ н ОЩ. тствютиытш. двр^олр к гг^тдата

и

Как видно из рисунка 1, деятельностный компонент интегративной основы обучения предусматривает личностно-значимые приоритеты обучающегося, которые актуальны для его профессиональных компетенций и являются обязательным условием современного образовательного процесса. Присутствие дискурсивно-аналитических компетенций предполагает классификационные признаки личностных, социальных, познавательных и предметно-деятельност-ных компетенций обучающегося.

Таким образом, именно корреляция компе-

тентностного подхода с усилением личност-но-ориентированного аспекта и междисциплинарной парадигмы с информационными технологиями для курсантов (слушателей) при изучении гуманитарных дисциплин способна оптимизировать, актуализировать и систематизировать полученные знания, умения и навыки обучающихся, а также развить их профессиональные компетенции.

Интегративная основа обучения в системе высшего профессионального образования по своей сути представляет собой результат междисциплинарной проекции образовательно-

го процесса и обобщенность дидактических методов актуализации междисциплинарного синтеза. Формирование междисциплинарных связей может быть усилено внутридисци-плинарным межаспектным взаимодействием и взаимодополняемостью. Наиболее важными дидактическими формами создания современной интегративной основы обучения курсантов (слушателей) являются предлагаемые междисциплинарные модули, предусматривающие горизонтальную и вертикальную взаимосвязь. При этом, как отмечается многими научными исследователями,[1, 2] модульное обучение является инвариантностью процесса модернизации традиционных методов обучения в системе высшего профессионального образования. Трактовка междисциплинарного модуля при этом подразумевает логически завершенный блок учебного материала, который резюмируется контрольной акцией, рубежным контролем (тестами, упражнениями, контрольной работой обучающегося). Модульное обучение предполагает, что обучающийся курсант (слушатель) владеет самоорганизацией, самоконтролем и самооценкой в достаточной степени, а лектор (преподаватель) лишь задает вектор исследования и организует процесс обучения на должном высоком уровне. Дидактическая форма проявления интегративного содержания междисциплинарного модуля при этом отражается в базовой учебной программе исследуемой гуманитарной дисциплины. Немаловажными и убедительными являются также следующие доводы. Если содержание разделов профессионально-ориентированного модуля должно проходить несколько этапов согласования с учебно-методическими отделами соответствующих вузов, то содержание разделов междисциплинарного модуля определяется и разрабатывается профессорско-преподавательским составом кафедры и может иметь авторский научно-методический характер.

Преимуществами междисциплинарной модульной презентации является, по мнению автора, содержание конкретных практиче-

мы внедрения идеи междисциплинарности, а также сопряженность междисциплинарных связей с другими параллельными или последующими гуманитарными дисциплинами, что позволяет выделить компактность и самостоятельность его дидактической единицы. Сущностным дидактическим качеством при этом является категория емкости междисциплинарных модулей. Возможность применения в учебном процессе междисциплинарных модулей базируется, как отмечалось ранее, на создании интегративной основы обучения курсантов (слушателей), которая, в свою очередь, подразумевает формирование интегративных компетенций и преломление в содержательных и процессуальных ресурсах изучаемой гуманитарной дисциплины с учетом элементов компьютерной обучающей среды. В реестр интегративных компетенций курсантов, формируемых за счет разработки междисциплинарных модулей изучения гуманитарных дисциплин предлагается включить дискурсивно-аналитические компетенции, позволяющие курсантам (слушателям) применить навыки полученных знаний в профессиональной деятельности.

Таким образом, в результате формируемых интегративных компетенций курсантов (слушателей) наблюдается приоритетность использования междисциплинарной парадигмы исследования в аспекте дополняемого компетентностного подхода за счет дискурсивно-аналитических компетенций обучающегося, усилением личностно-ори-ентированного аспекта и корреляцией компьютерной обучающей среды. По мнению автора, формирование интегративных компетенций обучающихся в аспекте междисциплинарной парадигмы исследования гуманитарных дисциплин, возможно, не является панацеей для решения всех многочисленных проблем улучшения качества образовательного процесса, однако существенно приближает к оптимизационной модели современного учебного процесса.

ских заданий и упражнений как удобной фор-

ЛИТЕРАТУРА:

1.Попова Н.В. Изучение многовариантности дискурсивного анализа // Вестник Государственного университета управления. М., 2008. С.55-57.

2. Якиманская И.С. Лекции по социальной педагогике. Часть 1. М., 1997. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.