Научная статья на тему 'Формирование дидактического принципа научности и доступности в истории отечественной педагогики (1935-2006)'

Формирование дидактического принципа научности и доступности в истории отечественной педагогики (1935-2006) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
648
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ / PEDAGOGIC / TEACHING PRINCIPLE / RETROSPECTIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайфутдинов Азат Минабутдинович

Развитие знаний о дидактических принципах научности и доступности в истории отечественной педагогики в период 1935-2006 гг. На основе ретроспективного анализа выявляются предпосылки создания единого принципа научности обучения и его доступности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of knowledge about didactical principles of science and simplicity in the History of Pedagogics in 1935 2006. Making integrated principle of science and its simplicity is defined on the basis of retrospective analysis.

Текст научной работы на тему «Формирование дидактического принципа научности и доступности в истории отечественной педагогики (1935-2006)»

ФОРМИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА НАУЧНОСТИ И ДОСТУПНОСТИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

(1935-2006)

А.М. Гайфутдинов

Развитие знаний о дидактических принципах научности и доступности в истории отечественной педагогики в 1935—2006 гг. На основе ретроспективного анализа выявляются предпосылки создания единого принципа научности обучения и его доступности.

Ключевые слова: педагогика, принцип обучения, ретроспективный анализ.

The development of knowledge about didactical principles of science and simplicity in the History of Pedagogics in 1935 — 2006. Making integrated principle of science and its simplicity is defined on the basis of retrospective analysis.

Keywords: pedagogic, teaching principle, retrospective analysis.

Принцип «научность обучения А.В.Усовой (1985) [17], ряд педагогов-

и его доступность» был предложен М.А.Даниловым (1975) [3]. Парное рассмотрение научности и доступности, известных к тому времени как самостоятельные принципы, обосновывалось необходимостью наполнения содержания дидактического требования доступности. Что же изменилось в результате соединения известных принципов?

Непрерывное расширение научных знаний порождает необходимость введения критериев отбора самых существенных аспектов содержания науки, необходимых для передачи подрастающему поколению. В роли такого критерия в педагогике выступает требование научности. Оно получило обоснование в развитии педагогики и подтверждается данными психологии и дидактики, свидетельствующими о возможности значительного расширения познавательных возможностей учащихся. Как указано в статье

исследователей (И.Т.Огородников, Н.В.Савин) дидактическое требование научности выдвигали в качестве ведущего принципа обучения.

На вопрос о появлении научности как дидактического принципа в системе педагогических знаний в литературе представлены различные сведения, часть из которых противоречит друг другу. В работе «Основы общей дидактики» Б.А.Голуба (1999) [2] указано, что принцип научности, в отличие от многих других, долгое время не был необходим в организации обучения, так как и сама наука не играла существенной роли в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому принцип не выделялся Я.А.Коменским. В дальнейшем, с повышением роли знаний в практической деятельности человека, в общественном производстве, наряду с обыденными житейскими толкованиями явлений окружающего мира,

стало необходимым его научное понимание. Вслед за этим встал вопрос о введении принципа научности и в систему образования.

В работе «Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы» П.И. Пидкасистого и др. (1999) [14] представлен следующий факт. Характеризуя принципы дидактики высшей школы, авторы делают заключение: «Легко установить, что все они являются трансформацией принципов, сформулированных еще в 1957 году известными педагогами М.А. Даниловым и Б.П. Есиповым: научности обучения; связи теории с практикой; системности...» [14, с. 135]. Однако в статье В.И.Загвязинского (1978) [4] указаны совершенно иные дата появления и автор принципа научности: «Рассмотрим в этом плане дидактический принцип научности. Как самостоятельный он был сформулирован в 1950 г. М.Н. Скаткиным...» [4, с. 68].

Еще более запутанным становится вопрос появления принципа научности после анализа работы «Очерки истории советской дидактики» Р.Б. Вендровской (1982) [1]. В характеристике развития советской дидактики в 30-е годы указывается, что одним из аспектов реализации принципа научности явилось рассмотрение вопроса о соотношении науки и учебного предмета. Значит ли это, что принцип научности был сформулирован в 30-е годы? О принципах, которые обосновал М.Н.Скаткин, Р.Б.Вендровская пишет следующее: «Разработка ряда актуальных аспектов в области теории образования была предпринята видным советским

дидактом М.Н.Скаткиным. Им были сформулированы следующие принципы определения содержания образования: историзм, овладение теорией, принцип партийности, связь теории с практикой, воспитание интереса к науке» [1, с. 44].

Таким образом, сложно определить, кто и когда ввел в педагогику принцип научности. Анализ учебников и учебных пособий, год издания которых относится к периоду 1935— 2008 гг. и в которых принцип научности приводится в перечне дидактических принципов, показал:

стабильным педагогическим термином «принцип научности» становится к концу 60-х годов ХХ века. К такому выводу приводит тот факт, что начиная с 1968 г. и до настоящего времени принцип научности постоянно указывается в учебниках и учебных пособиях по педагогике (стабильные термины — это те термины, которые являются «общепризнанными, стабилизировавшиеся на определенном этапе развития педагогики») [7, с. 18];

принцип научности обладает устойчивой структурой, позволяющей ему существовать более сорока лет в системе педагогических знаний. Вывод основывается на том, что понятие научности, образующее название принципа, как любое понятие, согласно логике, обладает сложной структурой, которая, в свою очередь, «обусловлена функциями понятия и служит средством их осуществления» [5, с. 44].

Были определены также сходства и различия в раскрытии содержания принципа. Общим для всех работ является то, что авторы определяют научность как критерий отбора учеб-

ного материала: принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук.

Под влиянием мнения о сближении методов науки и обучения «научность» определяют как критерий выбора методов. Такая позиция отражена в работе Н. А. Сорокина (1974) [16]. Он пишет о том, что принцип научности относится не только к содержанию, но и к методам обучения. Однако следует заметить, что в этом случае указываются не сами методы обучения, а необходимость обучения научным методам исследования, что составляет содержательную сторону образования. В более поздних работах «научность» «требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска» [11, с. 166] или «нацеливает на использование в организации учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов» [12]. Все это подтверждает положение о том, что научность является критерием, определяющим содержание обучения.

В настоящее время указывается, что в основе принципа научности лежит ряд закономерностей: мир познаваем, и объективно верную картину развития мира дают знания, проверенные практикой; наука в жизни человека играет все более значимую роль; научность обучения обеспечивает, прежде всего, содержание образования [13].

Существует еще одна особенность формирования понятия научности

в педагогике. Авторы большинства проанализированных работ при характеристике научности не формулируют правила, естественно вытекающие из данного принципа, ограничиваясь лишь определением общих требований к содержанию. Только в самой ранней и самой поздней по году издания из рассмотренных работ, а именно в статье М. Н. Скаткина «О принципах обучения в советской школе» (журнал «Советская педагогика», № 1, 1950), в учебнике «Педагогика» под редакцией Л. П. Крившен-ко (2006) [13], представлен наиболее полный перечень требований и правил принципа научности.

В работе М. Н. Скаткина (1950) [15] одним из требований научности является раскрытие учителем реальных связей явлений природы, человеческого общества и психики путем перехода от простого сосуществования явлений к установлению причинных связей, от связей простых и очевидных к более сложным, общим и глубоким. Аналогичное по содержанию, но более лаконичное по формулировке правило обучения от простого к сложному описывается в работе «Педагогика» И. Т. Огород-никова и П. Н. Шимбирева (1946) [9], конкретизирующей в дидактическом процессе другой принцип — принцип доступности.

Требование принципа научности «обязанность учителя вести мысль учащихся от явлений к сущности и от сущности менее глубокой к более глубокой» (по М. Н. Скаткину, 1950) [15] имеет сходство в содержании с требованиями принципа доступности, согласно которым обучение учитель

должен вести от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от общего к частному [9]. Конкретизация в дидактических правилах научности как принципа обучения привела к его сближению с принципом доступности.

На рисунке 1 изображена схема образования системы названий принципов, в основе которой лежит понятие «научность».

В прямоугольниках указан год издания педагогической работы, в которой впервые встречен данный вариант названия. Так, в 1937—1982 гг. были образованы принципы: научность и коммунистическая идейность, научность обучения и его доступность; научность, систематичность и последовательность обучения, а также принцип научности и посильной трудности. Следует отметить, что варианты названий дидактических требований, сочетающих в структуре понятие «научности» с другими понятиями, в основном относятся к единичным случаям использования.

Анализ педагогических работ по вопросу содержания в перечне дидактических принципов доступности как принципа обучения показывает, что период формирования знаний о свой-

ствах доступности в педагогике по продолжительности составляет более пятидесяти лет. Это пример стабильного варианта названия принципа. Сравнивая периоды развития принципов научности и доступности, можно сделать вывод, что появление доступности как дидактического принципа предшествовало появлению требования научности к процессу обучения.

В работе И. Т. Огородникова и П. Н. Шимбирева (1946) [9] указано, что принцип доступности вытекает из требований учета возрастных особенностей учащихся. Это утверждение можно рассматривать как факт установления взаимосвязи принципа доступности и возрастных особенностей учащихся. В работах более позднего года издания наблюдается конкретизация, уточнение формулировок в раскрытии сущности понятия «доступность» как требования к процессу обучения. Увеличивается также емкость содержания понятия. Так, в работе «Педагогика» под редакцией И.А.Каирова не только устанавливается взаимосвязь «доступности» и возрастных особенностей учащихся, но и конкретизируется «доступность» как критерий отбора учебного материала. «...Этот принцип требует соответству-

Рис. 1. Схема образования системы названий принципов на основе понятия «научность»

ющего отбора учебного материала и изложения его простым языком» [10, с. 144].

В работе Н. А. Константинова и др. «Основные вопросы педагогики» [8] указано, что доступность обусловлена: а) возрастными особенностями учащихся; б) уровнем подготовки учащихся, т.е. запасом знаний, необходимых для понимания и усвоения нового материала; в) объемом программ и соответствием программного материала количеству времени, отведенному на его изучение. Анализ более поздних по году издания работ показывает идентичность понимания авторов.

В работе Т. А. Ильиной «Педагогика» отсутствует учет уровня подготовки учащихся, а указывается только учет возрастных особенностей при разработке учебных программ: «Этот принцип теснейшим образом связан со знанием возрастных особенностей учащихся и лежит в основе разработки учебных планов и программ» [6, с. 282].

В количестве и содержании дидактических правил, конкретизирующих «доступность» как принцип обучения, в рассматриваемых работах существенных различий не наблюдается. В работе Б. А. Голуба «Основы общей дидактики» (1999) [2] часть правил определены как «традиционные»: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. К этим дидактическим правилам Б. А. Голуб добавляет следующие: 1) необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися; 2) необходимость ориентации учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала,

а не на запоминание. Традиционный репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) процесс обучения ориентирует именно на запоминание, на повторение информации, данной учителем. Поэтому необходимо ставить учащихся в проблемные ситуации, предложить им, например, задачу практического содержания, для решения которой надо использовать на практике знания, данные учителем, а не просто повторить их, предлагает Б. А. Голуб (1999) [2].

Анализ содержания позволяет сделать вывод о том, что принцип доступности в большинстве случаев, так же как и принцип научности, определяется как критерий отбора учебного материала. В работе «Педагогика» под редакцией Л.П. Крившенко (2006) указано: «Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся.». В той же работе указано, что в процессе обучения слабо реализуется развивающая функция доступности. В связи с этим Л. В. Занков в качестве одного из принципов развивающего обучения выдвинул принцип обучения на высоком уровне трудности [13, с. 253]. В связи с этим возникает вопрос: Как может существовать противоположное по значению требование к процессу обучения, которое, так же как и искомое требование, принимается как дидактический принцип? Это нарушает главное свойство понятия «принцип» — это объективность действия.

Исследования показывают, что и

научность обучения, и его доступность в истории отечественной педагогики являются дидактическими требованиями со стабильной структурой и периодом формирования содержания более пятидесяти лет. Однако остается открытым вопрос о причине их соединения в единый принцип.

Парное рассмотрение уже известных как принципы обучения требований М. А. Данилов обосновывал следующим образом: «Но если рассматривать в тесном взаимодействии принцип научности и принцип доступности, они непременно отразят диалектику реального процесса обучения со свойственными ему противоречиями» [3, с. 121]. Идея парного рассмотрения принципов для выражения противоречивости процесса обучения поддержана в статье В. И. Загвязин-ского «О современной трактовке дидактических принципов». По мнению автора, такое понимание предполагает преодоление рядоположенно-сти принципов и требует целостного, комплексного подхода к их использованию.

Тем не менее в учебниках «Педагогика» самых поздних лет издания принцип не рассматривается в структуре, предложенной М. А. Даниловым. Авторы педагогических работ характеризуют принципы «научности» и «доступности» как самостоятельные. Очевидным является то, что реализация функций принципа «научности обучения и его доступности» даст новые возможности совершенствования всего процесса обучения. Для этого необходима организация педагогических исследований по данному вопросу.

Литература:

1. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики.— М.: Педагогика, 1982.- 128 с.

2. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учебное пособие для студентов педвузов.- М.: ВЛАДОС, 1999.- 96.

3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скатки-на.- М.: Просвещение, 1975.- 303 с.

4. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Советская педагогика.- 1978.- № 10.-С. 66-72.

5. Иванов Е.А. Логика: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: БЕК, 2002.368 с.

6. Ильина Т.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1968.- 570 с.

7. Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. Теория и история.- М.: Просвещение, 1969.- 311 с.

8. Константинов Н.А. и др. Основные вопросы педагогики.- М.: Учпедгиз, 1956.

9. Огородников И.Т., Шимбирев П.Н. Педагогика. Учебник для учительских институтов.- М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1946.

10. Педагогика. Учебник для педагогических институтов / Под ред. И.А.Каи-рова.- М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1956.

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабан-ского.- М.: Просвещение, 1983.- 608 с.

12. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пид-касистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 640 с.

13. Педагогика: Учебник/ Л.П. Крив-шенко (и др.); под ред. Л.П. Крившен-ко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.- 432 с.

14. ПидкасистыйП.И., ФридманЛ.М., Гарунов М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы.— М.: Педагогическое общество России, 1999.- 354 с.

15. Скаткин М.Н. О принципах обучения в советской школе // Советская педагогика.- 1950.- №1.- С. 27-41.

16. Сорокин Н.А. Дидактика. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1974.- 222 с.

17. Усова А.В. О статусе принципов дидактика/Принципы обучения в современной педагогической теории и практике.-Челябинск: ЧГПИ, 1985.- С. 12-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.