А. В. Ничагина
Формирование диагностических знаний и умений в процессе общепедагогической подготовки педагога
В условиях нового образовательного пространства к современному учителю предъявляется ряд требований в области научно-исследовательской деятельности: осуществлять научно-методическую работу школы, проводить собственные научные исследования, руководить ученическими проектами, участвовать в конкурсах профессионального мастерства и др.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает эти требования в ст. 20 в рамках экспериментальной и инновационной деятельности [4]. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» уточняется, что учитель должен вовлечь ребят в исследовательские проекты и творческие занятия [2].
Овладение педагогом знаниями и умениями научно-исследовательской работы формируется в процессе общепедагогической подготовки. Общепедагогическая подготовка педагога (ОПП) осуществляется на двух образовательных этапах: вузовском и послевузовском. Вузовский этап ОПП представляет собой систему учебных занятий по педагогическим дисциплинам, педагогическую практику, написание курсовых и выпускной квалификационной работы. При подготовке студент опирается на компетенции, которыми он овладевает в процессе обучения - общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные.
В ФГОС третьего поколения предусматривается решение профессиональных задач в области научно-исследовательской деятельности: сбор, анализ, систематизация и использование информации по проблемам науки и образования; разработка современных педагогических технологий; проведение экспериментов в учебной и воспитательной работе; анализ результатов [3].
Составной частью, средством и инструментом научно-исследовательской деятельности педагога на определённых этапах является педагогическая диагностика (О.А. Абдуллина, Л.А. Байкова др.). Диагностические знания - это основа практической деятельности педагога, в опоре на которые осуществляется деятельность по педагогическому диагностированию, что возможно на основе овладения будущим учителем целым комплексом диагностических умений. Диагностические умения относятся к «сквозным» интегрированным умениям и включают изучение школьников, выявление их особенностей, определение уровня воспитанности и обученности и т. п. Данные умения направлены на систематическое получение
профессионально значимой информации для формулирования и решения педагогических задач [1]. Таким образом, для организации и проведения научно-исследовательской работы студенты должны владеть системой диагностических знаний и умений.
В качестве примера представим формирование системы диагностических знаний и умений у студентов I—IV курсов, дневного отделения по профилю «Психология и педагогика начального образования». Основными формами и методами обучения являлись лекционные и практические занятия, работа с литературой, проблемно-поисковая беседа, метод упражнений и анализа ситуаций. Основным средством выступала система учебно-профессиональных задач теоретического, технологического, аналитического и конструктивного содержания.
Использование вышепредложенной системы задач выстраивалось в зависимости от содержания дисциплины, например:
• задача теоретического характера: используя психолого-педагогическую литературу, найдите отличительные особенности педагогической и психологической диагностики, по трем параметрам: диагностика изучает, выявляет, исследует («Педагогика», 12 семестр);
• задача технологического характера: перечислите методы изучения уровня воспитанности и опишите технологию их реализации («Методика обучения и воспитания», 3 семестр);
• задача аналитического характера: выделите основные показатели уровня обученности и уровня обучаемости; объясните, как данные качества личности могут влиять на успех в обучении; предложите способы и подходы, повышающие объективность оценки уровня обученности («Педагогика начального образования», 4 семестр);
• задача конструктивного характера: составьте по теме своего исследования диагностическую программу в виде теста или тестового задания; продумайте фрагмент урока с использованием данной программы («Методология и методика психолого-педагогических исследований», 5 семестр).
Особая роль отводилась педагогической практике на старших курсах с целью отработки отдельных фрагментов диагностической деятельности с учетом темы курсовой работы. Практика на выпускном курсе организовывалась для отработки технологии диагностической деятельности с учетом темы ВКР.
Примерные задания для студентов в период педпрактики
• Выделите трудности в процессе обучения младших школьников.
• Опишите версии, объясняющие причины наблюдаемых явлений.
• Определите объект и цель диагностической работы.
• Выделите критерии и показатели диагностируемого объекта.
• Определите цель и задачи диагностической работы учителя.
• Подберите эффективные методы, формы и средства работы.
• Составьте программу диагностической работы для школьников.
• Составьте план наблюдений за деятельностью учащихся.
• Проведите наблюдение, оформив запись - протокол.
• Составьте беседу с учащимися в соответствии с целью работы.
• Продумайте ход урока (мероприятия), включив беседу.
• Подберите тест или анкету для учащихся (учителя, родителей).
• Составьте анкету для учащихся (учителя, родителей).
• Проведите диагностику с помощью различных методов.
• Подберите диагностические методики.
• С целью получения информации проведите диагностическую методику.
• Проанализируйте причины затруднений при обучении школьников.
• Представьте обработку результатов различными способами.
• Представьте диагностические данные в таблице, диаграмме.
• Дайте свои рекомендации по дальнейшей работе.
Задания в период практики распределялись следующим образом: шестой семестр - задания № 1, 2, 15-20; седьмой семестр - задания № 3-6, 8-12, 14, 18, 19; восьмой семестр - задания № 3-20;
Динамику формирования диагностических знаний и умений у студентов мы отслеживали посредством промежуточных срезов, с помощью методов беседы, анкетирования, тестирования и самооценки. В эксперименте участвовало 67 студентов (первый курс -23 чел., третий - 25 чел., четвертый - 19 чел.).
Анализ результатов показал следующее:
1) большинство первокурсников (69,6 %) продемонстрировали достаточный уровень владения диагностическими умениями (обобщение, формулировка проблемы, проведение наблюдения). Остальные (30,4 %) затруднились только в технологии проведения наблюдений;
2) студенты третьего курса (64 %) в ходе практики смогли выбрать объект диагностирования, определить цель и применить необходимые методы, формы и средства для достижения поставленной цели; 36 % респондентов составили диагностическую программу и дали рекомендации по дальнейшей работе;
3) в процессе педпрактики у выпускников не вызвало затруднений выделение объекта диагностирования, подбор и проведение методик - с заданием справились все (100 %). Также выяснилось, что студенты в совершенстве овладели такими умениями, как выдвижение гипотезы, постановка диагноза, обоснование рекоменда-
ций. Большинство (89,5 %) смогли точно соотнесли результат с исходной гипотезой и дали пошаговые рекомендации по дальнейшей работе с учащимися. Остальные студенты (10,5 %) выдвигали версии и ставили диагноз только на основе познавательных психических процессов, рекомендации давали схематично.
Результаты проведенного исследования показали положительную динамику, а именно, в среднем 83,5 % студентов I—IV курса свободно и осознанно владеют диагностическими умениями и могут использовать их на практике. Следовательно, проведенная работа позволяет отметить, что логическое изучение учебных дисциплин способствует теоретическому осмыслению основ педагогической диагностики, а педагогическая практика - увеличению объема диагностических знаний, умений и накоплению соответствующего опыта.
Список литературы
1. Ничагина А.В. Реализация принципа преемственности в развитии диагностической компетентности субъекта непрерывного образования: моногр. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 198 с.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 4.02.2010 // МОиН РФ. - URL: http://минобрнауки.рф/1450
3. Федеральные государственные образовательные стандарты. - URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Просвещение, 2015. - 160 с.
В. В. Орешкова
Методика педагогического измерения информационной грамотности учащихся девятых классов
«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».
Г. Лихтенберг
Предмет информатика очень молодой, но активно развивающийся. В школах он стал обязательным предметом относительно недавно, но произошло много перемен. Развитие информатики не стоит на месте, каждый день появляются новые технологии, открытия.
Существует достаточно большое количество учебно-методических комплексов (УМК) по этому учебному предмету. При этом не так давно многие темы изучали только в старших классах, а в этом году эти темы перекочевали в более младшие классы. В отличие от других точных наук в силу молодости предмета, его активного развития можно встретиться с такой ситуацией, что нет единого объёма знаний, того минимума, который должен знать каждый школьник по данному предмету.