ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: [email protected]
ЗАРУБИНА Елена Васильевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета,
e-mail: [email protected]
РУЧКИН Алексей Владимирович,
кандидат социологических наук, заведующий кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета,
e-mail: [email protected]
СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета,
e-mail: [email protected];
ЧУПИНА Ирина Павловна,
доктор экономических наук, профессор кафедры философии Уральского государственного аграрного университета,
e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования демографической культуры молодежи как инновационной группы общества в условиях современных вызовов. Опираясь на методологические установки зарубежных авторов (Маргарет Мид, Дик ван де Каа, Питера Макдональда, Фрэнка Ноутстайна, Клиффорда Одимегву, Дэвида Коул-мэна, Томаса Фрейка, Ху Хуаньюна) и и теоретические подходы отечественных ученых (А. Г. Вишневского, Д. И. Валентея, С. И. Голода, И. А. Голосенко, С. В. Захарова, И. С. Кона, С. В. Рязанцева, В. А. Сысенко, В. М. Медкова и других), анализируются сущностные характеристики и функции категории «демографическая культура». Данное понятие, по мнению авторов, базируется на общей культуре социального субъекта и включает в себя культуру здоровья и поддержания высокого уровня фертильности, а также системных знаний об оптимальных интергенетических интервалах для реализации индивидуальной и социальной потребности в определенном количестве детей.
Рассмотрена структура демографической культуры как интегративного показателя, включающего: когнитивный уровень (систему знаний и образ мыслей, базирующийся на понимании демографической ситуации в стране и на глобальном уровне); аксиологический (ценностный) уровень (отражает ценность рождения желанных детей как возможности самореализации личности и как социального блага, определяющего динамику воспроизводства поколений); поведенческий уровень (предполагает наличие и реализацию на практике оптимальной индивидуальной и социально релевантной стратегии репродуктивного поведения, направленной на поддержание, сохранение, укрепление репродуктивного здоровья и потенциала фертильности).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-407-413 NIION: 2018-0076-11/23-920 MOSURED: 77/27-023-2023-11-920
Уровневый анализ, по мнению авторов, дает возможность увидеть этапы формирования демографической культуры и определить данный феномен как способность социального субъекта (личности, группы, общности) к осмыслению демографической ситуации и осознанию своей сопричастности к процессу воспроизводства населения на основе знаний, сложившихся ценностных ориентаций и установок, предопределяющих репродуктивное поведение.
Опираясь на данные экспресс опроса студентов, делается вывод о начальном этапе формирования демографической культуры в среде студенческой молодежи и необходимости разработки программы подготовки молодого поколения к успешным семейно-брачным отношениям и сознательному родительству.
Ключевые слова/ демографические вызовы как социальная проблема, демографическая культура, матримониальные намерения, репродуктивные установки, молодежь как социально-демографическая и инновационная группа.
ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University
ZARUBINA Elena Vasilyevna,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University
RUCHKIN Alexey Vladimirovich,
Candidate of Sociological Sciences, Head of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University
SIMACHKOVA Natalia Nikolaevna,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University
CHUPINA Irina Pavlovna,
Doctor of Economics Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University
FORMATION OF DEMOGRAPHIC CULTURE OF YOUTH AS A SOCIAL
PROBLEM
Annotation. The article substantiates the need to form a demographic culture of youth as an innovative group of society in the context of modern challenges. Based on the methodological principles of foreign authors (Margaret Mead, Dick van de Kaa, Peter MacDonald, Frank Notestein, Clifford Odimegwu, David Coleman, Thomas Frake, Hu Huanyun) and the theoretical approaches of domestic scientists (A. G. Vishnevsky, D. I. Valentey, S. I. Golod, I. A. Golosenko, S. V. Zakharova, I. S. Kona, S. V. Ryazantsev, V. A. Sysenko, V. M. Medkov and others), the essential characteristics are analyzed and functions of the category "demographic culture". This concept, according to the authors, is based on the general culture of the social subject and includes the culture of health and maintaining a high level of fertility, as well as systemic knowledge about optimal intergenetic intervals for the realization of individual and social needs for a certain number of children.
The structure of demographic culture is considered as an integrative indicator, including/ the cognitive level (a system of knowledge and way of thinking based on an understanding of the demographic situation in the country and at the global level); axiological (value) level (reflects the value of
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
the birth of desired children as an opportunity for personal self-realization and as a social good that determines the dynamics of generational reproduction); behavioral level (presupposes the presence and implementation in practice of an optimal individual and socially relevant strategy of reproductive behavior aimed at maintaining, preserving, strengthening reproductive health and fertility potential).
Level analysis, according to the authors, makes it possible to see the stages of the formation of demographic culture and define this phenomenon as the ability of a social subject (individual, group, community) to comprehend the demographic situation and realize their involvement in the process of population reproduction on the basis of knowledge, established value orientations and attitudes, predetermining reproductive behavior.
Based on data from an express survey of students, a conclusion is made about the initial stage of the formation of demographic culture among students and the need to develop a program for preparing the younger generation for successful family and marital relations and conscious parenthood.
Key words: demographic challenges as a social problem, demographic culture, matrimonial intentions, reproductive attitudes, youth as a socio-demographic and innovative group.
Демографический генофонд выступает базовым фактором, влияющим на стратегию развития общества, и определяется такими качествами человеческого потенциала как социальное здоровье, интеллектуальный уровень населения (включая образованность, систему ценностей, культуру и нравственность), экономическая эффективность и качество жизни [4; 6]. Не случайно, проблема изучения факторов формирования демографической культуры населения становится в современных условиях актуальным исследовательским направлением для ученых различных специальностей.
Значительный вклад в постановку вопроса о необходимости контроля за динамикой демографической ситуации в различных социально-территориальных общностях на локальных и глобальном уровнях внесли зарубежные исследователи: Маргарет Мид, Дик ван де Каа, Питер Макдо-нальд, Фрэнк Ноутстайн, Клиффорд Одимегву, Дэвид Коулмэн, Томас Фрейка, Ху Хуаньюн, а также отечественные ученые: А. Г. Вишневский, Д. И. Валентей, С. И. Голод, И. А. Голосенко, С. В. Захаров, И. С. Кон, С. В. Рязанцев, В. А. Сысенко, В. М. Медков и другие. Труды перечисленных авторов создали концептуально-методологические основания анализа типов воспроизводства населения, моделей рождаемости как важнейшего демографического процесса, институционального изучения проблем семьи и брака в современном мире [1; 3; 5; 8; 12; 17; 19].
При всем обилии подходов, на наш взгляд, недостаточно разработанной остается проблема формирования демографической культуры молодежи как фактора влияющего на воспроизводство человеческого потенциала в его количественном и качественном измерениях [2; 9; 10; 11; 14; 15; 16]. Данная проблема является чрезвычайно злободневной и востребованной как на теоретическом, так и на прикладном уровнях, что и определило наш исследовательский интерес к ее разработке.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
Как справедливо отмечают представители экспертного сообщества, молодёжь - это специфическая социально-демографическая группа, которая имеет общие социально-психологические особенности, обусловленные характером социальных отношений на определённом этапе общественного развития [13, с. 29].
Демографическая культура рассматривается нами как специфический способ развития человеческого потенциала, базирующегося на социальных нормах, национальных традициях и демографической ситуации в конкретном регионе, формирующий установку личности на рождение и воспитание желанных детей. Данное понятие базируется на общей культуре социального субъекта и включает в себя культуру здоровья и поддержания высокого уровня фертильности, а также системных знаний об оптимальных интергенетических интервалах для реализации индивидуальной и социальной потребности в определенном количестве детей.
Демографическая культура - это интегральный показатель, имеющий свою структуру, включающую:
- когнитивный уровень - образ мыслей, базирующийся на понимании демографической ситуации в стране и на глобальном уровне, на медико-биологических знаниях, традициях и нравственных нормах, особенностях социализации личности, направленный на формирование установок сознательной фертильности и внутреннего контроля над процессом деторождения, позволяющими успешно сочетать родительские роли с профессиональными, супружескими, культурными, социальными;
- аксиологический (ценностный) уровень -отражает ценность рождения желанных детей как возможности самореализации личности и как социального блага, определяющего динамику воспроизводства поколений; определяющий формирование репродуктивных мотивов и диспозиций как элементов ценностной структуры лично-
сти с доминированием ценностей здоровья, безопасности, родительства, любви, заботы, саморазвития;
- поведенческий уровень - предполагает наличие и реализацию на практике оптимальной индивидуальной и социально релевантной стратегии репродуктивного поведения, направленной на поддержание, сохранение, укрепление репродуктивного здоровья и потенциала фертильности.
Уровневый анализ дает возможность увидеть этапы формирования демографической культуры и определить данный феномен как способность социального субъекта (личности, группы, общности) к осмыслению демографической ситуации и осознанию своей сопричастности к процессу воспроизводства населения на основе знаний, сложившихся ценностных ориентаций и установок, предопределяющих репродуктивное поведение.
Демографическая культура выполняет следующие ключевые функции:
- социализирующую, обеспечивающую успешное усвоение социальных ролей и предписаний для эффективного функционирования в социуме;
- человекотворческую, направленную на развитие человеческого потенциала и обеспечивающую воспроизводство населения;
- трансляционную, связанную с возможностью передачи социального опыта новым поколениям;
- регулирующую репродуктивное поведение через формирование социального идеала и жизненных ценностей.
Начать изучение демографической культуры мы решили с прикладного исследования матримониальных и репродуктивных установок студенческой молодежи. Мы провели в октябре 2023 г. пилотажное исследование с применением количественных и качественных методов сбора социологической информации. Основной целью являлась необходимость выработки оптимальной исследовательской стратегии для системного изучения семейных ценностей и репродуктивных намерений студенчества как наиболее активной и интеллектуально развитой молодежной группы. В качестве основной задачи мы определили проектирование рекомендаций по формированию демографической культуры молодежи. Объектом выступили студенты первого курса бакалавриата Уральского государственного аграрного университета (п=100).
Количественная стратегия была представлена письменным экспресс опросом, нацеленным на выявление матримониальных намерений и репродуктивных установок респондентов. Качественная стратегия включала в себя проведение
двух фокус-групп с обстоятельным изучением мотивов и детерминант выбора того или иного решения. Первая фокус-группа касалась изучения степени предпочтения потенциальных брачных партнеров по тем или иным критериям (возрасту, внешнему виду, личностным качествам, образованию, уровню культуры, социальному статусу, величине доходов, национальности и некоторым другим), выявление мотивов вступления в брачные отношения и причин ориентации респондентов на официально зарегистрированный брак или сожительство. Во второй фокус-группе обсуждались вопросы, связанные с репродуктивным поведением: желательным количеством детей в их будущих семьях и факторах, предопределяющих данный выбор. В ходе модерируемой дискуссии респонденты обсуждали полученные результаты экспресс опроса, комментировали и оценивали их как сложившиеся в молодежной среде типы матримониального и репродуктивного поведения.
Начнем анализ полученных данных экспресс опроса с описания социально-демографического портрета респондентов. В исследовании приняли участие 56% респондентов женского и 44% мужского пола; 45% прошли социализацию и постоянно проживают в крупном мегаполисе, 35% - в средних городах с численностью населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек), 20% в малых городах и поселках городского типа с численностью населения до 50 тысяч человек. В числе приоритетных ценностей опрошенных преобладают универсальные витальные ценности - семья и здоровье, что коррелирует с данными других исследователей [18].
Среди важнейших семейных ценностей респонденты отметили: любовь, верность, уважение, духовное единство и взаимопонимание супругов, взаимопомощь и взаимная ответственность [7, с. 357].
90% опрошенных полагают, что оптимальным возрастом для вступления в брак является период от 25 до 28 лет, когда молодые люди заканчивают образование, начинают профессиональную карьеру, получают возможность экономического обеспечения семейного благополучия и рождения здоровых детей. 10% респондентов считают идеальным периодом начала брачного периода возраст от 30 до 35 лет, что, по мнению респондентов, связано со становлением социальной зрелости личности, карьерным ростом и профессиональным мастерством, завершением самоопределения человека в основных сферах жизнедеятельности.
65% от числа опрошенных выразили интен-ционную готовность вступления в официально зарегистрированные брачные отношения, а 35% высказались за сожительство как наиболее под-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
ходящий для них вид неформальных брачных отношений. Обсуждение факторов привлекательности отказа части молодых людей от легитимной формы брака в ходе фокус-группы, показало, что в этой группе респондентов немало тех, кто на себе испытал негативные последствия развода своих родителей и выбирает сожительство как модель «пробного» брака, позволяющую проверить чувства и лучше узнать своего избранника или избранницу.
Подавляющее большинство опрошенных (90%) вступают в брак или отношения по любви, ориентированы на создание эгалитарной и бика-рьерной семьи, планируют после вступления в брак жить отдельно от родителей и самостоятельно решать хозяйственно-бытовые вопросы.
65% респондентов ориентированы на рождение двух детей, 20% на трех детей, 15% на рождение одного ребенка. В ходе фокус-группы мы выяснили зависимость репродуктивных планов от количества детей в родительской семье, отношений, сложившихся между братьями и сестрами, демографическими знаниями, принадлежности к определенной социально-территориальной общности. Молодые люди из малых городов и поселков городского типа в большей степени ориентированы на рождение в своих будущих семьях трех и более детей по сравнению с жителями крупных и средних городов.
Обсуждение вопросов выбора брачного партнера в ходе фокусированного группового интервью показало приоритетность гомогенных характеристик будущего супруга или супруги: примерно одинаковый возраст, уровень образования и культуры, социального статуса семьи родителей. С помощью метода «мозгового штурма» участники фокус-группы сформулировали факторы, влияющие, по их мнению, на стабильность брака: продолжительный период добрачного ухаживания (не менее одного года); хорошее здоровье; качество брака в родительских семьях, знакомство в ситуации учебы, работы или совместных увлечений; наличие навыков выстраивания отношений и умений конструктивно решать семейные конфликты; поддержка родных и близких. Среди факторов, стимулирующих рождаемость, наиболее действенными респонденты считают: увеличение размера материнского капитала на второго и третьего ребенка, сохранение системы льготной ипотеки для молодых семей, развитие системы дошкольного, школьного и дополнительного образования, повышение качества работы медицинских учреждений родовспоможения и детских поликлиник, создание условий для семейного отдыха и туризма.
Проведенное исследование позволило не только провести апробацию методики изучения
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
репродуктивного поведения как основы демографической культуры, но и позволило сделать вывод о важности осмысления молодыми людьми своих матримониальных намерений и готовности построения успешных семейных отношений как важнейшей цели, определяющей дальнейший жизненный путь человека и благополучие общества. Полученные данные, позволили сделать выводы о начальном этапе формирования демографической культуры молодежи и необходимости разработки программы подготовки молодого поколения к успешным семейно-брачным отношениям и сознательному родительству, позволяющим переломить негативные демографические тенденции нарастающей депопуляции населения.
На наш взгляд, обсуждение с молодежью данных проблем в контексте демографических вызовов современности является одним из обязательных направлений воспитательной деятельности образовательных организаций различного уровня и специализации.
Таким образом, систематическое исследование репродуктивных установок населения будет способствовать проектированию рекомендаций для выработки эффективной демографической политики и разработки оптимальной модели репродуктивного поведения современной молодежи как активного демографического субъекта.
Список литературы:
[1] Антонов А.И., Карпова В.М., Медков В.М., Синельников А.Б. Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее изменения. - М.: КДУ, 2008. - 304 с.[2] Беляева М.А., Беляева Л.А. Культурологический анализ репродуктивного поведения человека // Вопросы культурологии. 2011. № 8. С. 13-17.
[3] Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. - М.: Финансы и статистика, 1982. - 287 с.
[4] Власти оценили динамику рождаемости в России до 2026 года. Она снизится до минимума с начала 1990-х [Электронный ресурс]. РБК. 2023. 3 октября. - Режим доступа: https:// www.rbc.ru/econ omics/03/10/2023/651a95509a7947addf136c31 (дата обращения: 12.09.2023).
[5] Голод И.С. Что было пороками, стало нравами: Лекции по социологии сексуальности. -М.: Ладомир, 2005. - 233 с.
[6] Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. Минтруд России. - Режим доступа: https://mintrud.gov.rU/ministry/programms/6 (дата обращения: 12.09.2023).
[7] Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В., Симачкова Н.Н., Чупина И.П. Особенности мировоззрения современной молодежи: социаль-
но-философский анализ // Образование и право. 2021. № 12. - С. 253- 259.
[8] Захаров С.В. Трансформация брачно-пар-тнерских отношений в России: «золотой век» традиционного брака близится к закату? // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под науч. ред. Т.М. Малевой, О.В. Синявской; Независимый институт социальной политики. -М.: НИСП, 2007. - С. 75-126.
[9] Зубок Ю.А. Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности [Электронный ресурс] // Мониторинг. 2020. № 3 (157). - С. 4-12. - Режим доступа: https://monitoringjournal.ru/index.php/ monitoring/article/view/1688/1375 (дата обращения: 12.09.2023).
[10] Ивченков С.Г., Ивченкова М.С. Особенности репродуктивных установок современной молодежи: мнения экспертов и реальность // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 11. - С. 36-44.
[11] Котов Д.А., Грек Н.В. Трансформация репродуктивного поведения в контексте жизненных стратегий Российской молодежи [Электронный ресурс] // Мониторинг. 2020. № 3 (157). - С. 499-517. - Режим доступа: https://monitoringjournal. ru/index.php/monitoring/article/view/1628 (дата обращения: 12.09.2023).
[12] Кон И.С. Сексология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.
[13] Любимов А.П. Государство и молодёжь: взаимные социальные обязательства // Вестник МГУКИ. 2014. № 1 (57). - С. 28-33.
[14] Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б. Динамика представлений российской молодежи. Монография. - М.: Канон+, 2018. - 288 с.
[15] Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б. Восприятие социального неравенства московскими студентами // Образование и право. 2020. № 3. - С. 11-25.
[16] Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б., Монахов Д.Н. Социально-политические процессы молодежной политики (результаты социологического мониторинга) // Молодежная политика. Коллективная монография в пяти томах (научно-исследовательский и общественно-политический проект) / Т. 1. Политическая социализация студенческой молодежи, место издания. - М.: Международный издательский центр «Город 21 век». - С. 120-137.
[17] Основы народонаселения / Под ред. Д.И. Валентея. - М.: Высшая школа, 1986. - 374 с.
[18] Рыбакова О.В., Мокерова Ю.В., Гурарий А.Д. Модели репродуктивного поведения в городской семье: поколенческий конфликт ценностных установок [Электронный ресурс] // Социодина-
мика. 2022. № 11. - С. 44-55. - Режим доступа: https://e-notabene.ru/pr/article_39129.html (дата обращения: 12.09.2023).
[19] Van de Kaa D.J. Demographic transitions // Yi. Zeng, ed. Encyclopedia of life support systems (EOLSS). Demography. - Oxford: Eolss Publishers. 2010. Vol. 1. - P. 65-103.
Spisok literatury:
[I] Antonov A.I., Karpova V.M., Medkov V.M., Sinel'nikov A.B. Monitoring demograficheskoj situacii v Rossijskoj Federacii i tendencij ee izmeneniya. -M.: KDU, 2008. - 304 s. [2] Belyaeva M.A., Belyaeva L.A. Kul'turologicheskij analiz reproduktivnogo pove-deniya cheloveka // Voprosy kul'turologii. 2011. № 8. S. 13-17.
[3] Vishnevskij A.G. Vosproizvodstvo nasele-niya i obshchestvo. - M.: Finansy i statistika, 1982. -287 s.
[4] Vlasti ocenili dinamiku rozhdaemosti v Ros-sii do 2026 goda. Ona snizitsya do minimuma s nachala 1990-h [Elektronnyj resurs]. RBK. 2023. 3 oktyabrya. - Rezhim dostupa: https:// www.rbc.ru/eco nomics/03/10/2023/651a95509a7947addf136c31 (data obrashcheniya: 12.09.2023).
[5] Golod I.S. CHto bylo porokami, stalo nra-vami: Lekcii po sociologii seksual'nosti. - M.: Ladomir, 2005. - 233 s.
[6] Demograficheskaya politika Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. [Elektronnyj resurs]. Mintrud Rossii. - Rezhim dostupa: https://mintrud. gov.ru/ministry/programms/6 (data obrashcheniya: 12.09.2023).
[7] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V., Ruchkin A.V., Simachkova N.N., Chupina I.P. Osobennosti mirovozzreniya sovremennoj molodezhi: social'no-filosofskij analiz // Obrazovanie i pravo. 2021. № 12. - S. 253- 259.
[8] Zaharov S.V. Transformaciya brachno-part-nerskih otnoshenij v Rossii: «zolotoj vek» tradi-cionnogo braka blizitsya k zakatu? // Roditeli i deti, muzhchiny i zhenshchiny v sem'e i obshchestve / Pod nauch. red. T.M. Malevoj, O.V. Sinyavskoj; Neza-visimyj institut social'noj politiki. - M.: NISP, 2007. -S. 75-126.
[9] Zubok Yu.A. Molodezh': zhiznennye strategii v novoj real'nosti [Elektronnyj resurs] // Monitoring. 2020. № 3 (157). - S. 4-12. - Rezhim dostupa: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/ article/view/1688/1375 (data obrashcheniya: 12.09.2023).
[10] Ivchenkov S.G., Ivchenkova M.S. Osoben-nosti reproduktivnyh ustanovok sovremennoj molo-dezhi: mneniya ekspertov i real'nost' // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2020. № 11. - S. 36-44.
[II] Kotov D.A., Grek N.V. Transformaciya reproduktivnogo povedeniya v kontekste zhiznennyh
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023
strategij Rossijskoj molodezhi [Elektronnyj resurs] // Monitoring. 2020. № 3 (157). - S. 499-517. -Rezhim dostupa: https://monitoringjournal.ru/index. php/monitoring/article/view/1628 (data obrash-cheniya: 12.09.2023).
[12] Kon I.S. Seksologiya. Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004. - 384 s.
[13] Lyubimov A.P. Gosudarstvo i molodyozh': vzaimnye social'nye obyazatel'stva // Vestnik MGUKI. 2014. № 1 (57). - S. 28-33.
[14] Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B. Dinamika predstavlenij rossijskoj molodezhi. Mono-grafiya. - M.: Kanon+, 2018. - 288 s.
[15] Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B. Vospriyatie social'nogo neravenstva moskovskimi studentami // Obrazovanie i pravo. 2020. № 3. - S. 11-25.
[16] Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B., Monahov D.N. Social'no-politicheskie processy
molodezhnoj politiki (rezul'taty sociologicheskogo monitoringa) // Molodezhnaya politika. Kollektivnaya monografiya v pyati tomah (nauchno-issledovatel'skij i obshchestvenno-politicheskij proekt) / T. 1. Politicheskaya socializaciya studencheskoj molodezhi, mesto izdaniya. - M.: Mezhdunarodnyj izdatel'skij centr «Gorod 21 vek». - S. 120-137.
[17] Osnovy narodonaseleniya / Pod red. D.I. Valenteya. - M.: Vysshaya shkola, 1986. - 374 s.
[18] Rybakova O.V., Mokerova Yu.V., Gurarij A.D. Modeli reproduktivnogo povedeniya v gorodskoj sem'e: pokolencheskij konflikt cennostnyh ustanovok [Elektronnyj resurs] // Sociodinamika. 2022. № 11. - S. 44-55. - Rezhim dostupa: https://e-notabene.ru/ pr/article_39129.html (data obrashcheniya: 12.09.2023).
[19] Van de Kaa D.J. Demographic transitions // Yi. Zeng, ed. Encyclopedia of life support systems (EOLSS). Demography. - Oxford: Eolss Publishers. 2010. Vol. 1. - P. 65-103.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023