Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МЕДИАТИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МЕДИАТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
380
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТИЗАЦИЯ / ЛИТЕРАТУРА / КНИГИ / ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Воскресенская Наталья Геннадьевна, Кузнецова Наталия Алексеевна, Мартынова Виктория Александровна

В статье раскрывается проблема снижения интереса молодого поколения к литературе, а также изменения в предпочтениях читателей при выборе книг. Авторы анализируют результативность коммуникативных методов решения существующей проблемы в молодежной среде, основываясь на опыте использования современных рекламных и пиартехнологий для популяризации художественной литературы с учетом специфики читательской аудитории цифрового общества. Приведенные в статье статистические данные позволили сформировать представление о значении книг в современных реалиях и обозначить основные задачи по формированию читательского интереса, связанные с увеличением молодежной читательской аудитории и повышением культуры чтения литературных произведений. В статье приведены примеры эффективных методов популяризации чтения и книг в современных реалиях, в том числе с активным использованием социальных сетей, отмечая при этом необходимость их интеграции с традиционными методами формирования читательских интересов молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF YOUNG PEOPLE READERS INTEREST IN THE MODERN CONDITIONS OF MEDIATIZATION

The article reveals the problem of declining interest of the younger generation in literature, as well as changes in readers' preferences when choosing books. The authors analyze the effectiveness of communicative methods of solving the existing problem in the youth environment, based on the experience of using modern advertising and PR-technologies to popularize fiction, taking into account the specifics of the readership of the digital society. The statistical data given in the article allowed to form an idea of the significance of books in modern realities and to identify the main tasks on formation of readership interest, related to the expansion of the youth readership and the enhancement of the literary reading culture. The article provides examples of effective methods of promoting reading and books in the modern realities, including the active use of social networks, noting the need to integrate them with traditional methods of shaping the reading interests of young people.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МЕДИАТИЗАЦИИ»

УДК 028.5 ББК 78.073 ГРНТИ 13.11.27 ВАК 42 03 01

Воскресенская Н.Г., Кузнецова Н.А., Мартынова В.А.

Нижний Новгород, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МЕДИАТИЗАЦИИ

Аннотация. В статье раскрывается проблема снижения интереса молодого поколения к литературе, а также изменения в предпочтениях читателей при выборе книг. Авторы анализируют результативность коммуникативных методов решения существующей проблемы в молодежной среде, основываясь на опыте использования современных рекламных и пиар-технологий для популяризации художественной литературы с учетом специфики читательской аудитории цифрового общества. Приведенные в статье статистические данные позволили сформировать представление о значении книг в современных реалиях и обозначить основные задачи по формированию читательского интереса, связанные с увеличением молодежной читательской аудитории и повышением культуры чтения литературных произведений. В статье приведены примеры эффективных методов популяризации чтения и книг в современных реалиях, в том числе с активным использованием социальных сетей, отмечая при этом необходимость их интеграции с традиционными методами формирования читательских интересов молодежи.

Ключевые слова: медиатизация, литература, книги, эффективные коммуникативные методы, популяризация чтения, молодежь.

Voskresenskaya N., Kuznetsova N., Martynova V.

Nizhny Novgorod, Russia

FORMATION OF YOUNG PEOPLE READERS INTEREST IN THE MODERN CONDITIONS OF MEDIATIZATION

Abstract. The article reveals the problem of declining interest of the younger generation in literature, as well as changes in readers' preferences when choosing books. The authors analyze the effectiveness of communicative methods of solving the existing problem in the youth environment, based on the experience of using modern advertising and PR-technologies to popularize fiction, taking into account the specifics of the readership of the digital society. The statistical data given in the article allowed to form an idea of the significance of books in modern realities and to identify the main tasks on formation of readership interest, related to the expansion of the youth readership and the enhancement of the literary reading culture. The article provides examples of effective methods of promoting reading and books in the modern realities, including the active use of social networks, noting the need to integrate them with traditional methods of shaping the reading interests of young people.

Keywords: mediatization, literature, books, effective communication methods, popularization of reading, youth.

Постановка проблемы

В настоящее время все большую популярность приобретает понятие медиатизация, позволяющая рассмотреть влияние массмедиа на общество посредством медиатехнологий, в ходе которого «конструируется» особая медиасоциальная реальность [Hepp, 2013: 615-629], определяющая картину мира и образ жизни современного человека [Кузнецова, 2021: 13-16]. Активное внедрение цифровых устройств и усиление роли интернета на качественно-количественном уровне вызвали изменения в информационных

потоках, играющих важную роль в социализации подрастающего поколения, что определяет необходимость включения новых технологий цифрового времени в традиционную систему воспитания и образования, направленную на формирование культуры чтения [Жилавская, 2013: 184].

Обзор литературы

В настоящее время многими исследователями отмечается снижение читательской активности. Согласно государственного статистического учета Российской книжной палаты, в 1940 году общий тираж выпущенных книг и брошюр составлял 353,5 млн. экз., достигнув пика в 1980 году (1393,2 млн. экз.), после чего началось снижение, достигнув в 2020 году минимальных показателей - 351,4 млн. экз., из них 12% составляла художественная литература (42,6 млн. экз.) [Статистический сборник, 2021]. При этом отмечается и снижение количества названий художественной литературы в 2020 году по сравнению с предыдущими четырьмя годами, в том числе детской литературы [Статистика книгоиздания, 2020].

В работе «Поддержка и развитие чтения - общенациональная задача» Е.И. Кузьмин и Э. А. Орлова, освещая проблему падения интереса людей к книгам в наши дни, отмечают ряд проблем, характерных для книжного рынка современной России, а именно: сложность в транспортировке прежде всего печатной информации между регионами страны; сложность содержания информации, а также ее неприменимость в вопросах бытового характера; отсутствие диалога общества и государства; изменения в социальной структуре мира, которые требуют быстрых обновлений в знаниях [Кузьмин, Орлова, 2007: 25-26].

Также на изменения в книжном рынке оказала влияние растущая популярность электронного самиздата со смещением читательских интересов к жанрам фантастики и фэнтези [Коммерсант, 2021], чей контент более низкого качества, но отличается большим разнообразием и дешевизной, при этом авторы активно задействуют для продвижения своих произведений таргетированную интернет-рекламу, инфлюенсеров, а также разнообразные

интерактивные формы интернет-взаимодействия в форматах «автор-автор», «автор-читатель», «читатель-читатель». В этом плане особенно интересно сообщение директора издательства «ЭКСМО» Евгения Капьева, отмечающего феноменальный рост читательской активности в пандемийный и постпандемийный периоды в возрастных группах 16-19 лет и 20-24 года. Интерес к чтению, прежде всего электронных версий книг, вырос в среднем на 62,7% в сопоставлении с 2019 годом, что во многом связывают с появлением свободного времени в период вынужденной самоизоляции. Высокий процент читателей среди молодежной аудитории отмечается в этот период и в других исследованиях. Так, согласно исследованиям ВЦИОМ 2019 года, 83% читающей аудитории составила молодежь 18-24 лет [Дубин, Зоркая, 2021]. Между тем существует опасность что эта тенденция может носить кратковременный характер, а читательская активность снизится с восстановлением традиционных каналов коммуникации. Поэтому именно сейчас важно предпринимать шаги, закрепляющие успех в активации читательского поведения молодежи, разрабатывая механизмы вовлечения в мир художественной литературы с учетом современных цифровых реалий.

Начиная с 1564 года, когда была напечатана первая книга на русском языке Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем «Апостол», художественная литература стала важной составляющей жизни людей, раскрывая проблемы добра и зла, любви и ненависти, смысла жизни человека, пути развития общества, играя значимую роль в формировании нравственных ориентиров и построении картины мира. Книга также является эффективным средством развития нестандартного, творческого сознания, так как погружая читателя в перипетии жизни литературных героев, через механизмы идентификации происходит включение читателя в решение проблем, обозначенных автором, характеризующихся подвижностью, противоречивостью и непредсказуемостью. Неслучайно В.Е. Кулешов и Н.А. Царева называют чтение тренировкой мозга, формирующей диалектичность, гибкость мышления, способность находить свои уникальные формулы

поступков в каждой конкретной ситуации не только в вымышленном авторском мире, но и в реальной жизни, в том числе в профессиональной деятельности [Кулешов, Царева, 2020: 144-149].

Важной функцией художественной литературы является и ее несомненная роль в повышении уровня грамотности населения (которая в субъективном восприятии россиян «значительно снизилась»: так посчитали 71% из 1500 опрошенных граждан РФ старше 18 лет) [ИА Яв^ит, 2021]. Чтение книг также влияет на увеличение словарного запаса и снижение коммуникативных барьеров, связанных с пониманием и принятием позиции собеседника, повышая тем самым коммуникативную компетентность людей. При этом значимая роль отводится именно высокохудожественным произведениям, приобщающих к общемировой и отечественной культуре через диалог с автором посредством его произведения, представляющим собой интеллектуальную работу, требующую от читателя определенных навыков. Вместе с тем исследователи давно обращают внимание на проблему снижения качества чтения молодежи, связанную как с содержанием, так и с характером чтения, отмечая поверхность чтения, смещение с вербального контента в визуальный, преобладание прагматических и компенсаторных мотивов обращения к чтению, уход от чтения со сложным языком в тексты с упрощенной и «клишированной» лексикой юного поколения [Суворова, 2021].

Таким образом, художественная литература играет важную роль в социализации молодежи, влияя на формирование их нравственного самосознания, стимулируя творческую активность, повышая коммуникативную компетентность и культурный уровень, обогащая словарный запас и стимулируя мыслительную деятельность. Поэтому представляется важным проанализировать современные методы формирования качественного читательского интереса молодежи, учитывающие реалии цифрового мира и социально-психологические

особенности молодежи как потенциальных читателей высокохудожественных произведений.

Результаты исследования

На просторах интернета можно увидеть огромное количество разнообразных методов популяризации книг, продвижения их в массы. Но проанализировав предпочтения молодежи, на которую в большей мере направлены исследования ученых, можно сделать вывод, что многие из используемых методов не всегда приводят к желаемому результату в силу их директивности и определенной предвзятости к молодому поколению. В статье Е.С. Гвоздевой, А.С. Жданова, А.Н. Нуртдинова «Лидерство молодежи и развитие: взгляд молодых ученых Новосибирского научного центра» говорится о изменениях в отношении к молодежи, которую следует рассматривать как активного участника социальных преобразований (актора), а не группу, вызывающую общественное беспокойство и нарушающую общепринятые правила [Гвоздева, Жданов, Нуртдинов, 2003: 2]. Такая предвзятость выстраивает психологические барьеры между сторонами взаимодействия, снижая эффективность воспитательных и образовательных практик. При формировании читательского интереса важно не только с уважением относится к активной позиции молодежи при выборе источников информации, но и учитывать информационное влияние современности на формирование их читательских предпочтений. Эти предпочтения можно рассматривать как исходный уровень актуального развития читателя, а методы вовлечения в высококультурное чтение с использованием современных цифровых технологий - как инструменты, облегчающие переход на более высокий читательский уровень, когда чтение становится не просто способом заполнения досугом, но важным условием постижения мира и самого себя, формируя через сопереживания литературным персонажам такие важные коммуникативные качества, как идентификация, эмпатия, рефлексия, способствуя осмыслению себя в мире,

обозначая нравственную позицию, повышая общую культуру и стимулируя творческое начало.

Рассматривая проблему формирования читательского интереса молодежи через призму рекламных и пиар-практик, хочется отметить уже существующие методы вовлечения, рассмотренные Т.М. Филаткиной и О.В. Рубчинской:

- Плакатная графика. Она позволяет «осовременить» классические сюжеты, авторов и привносит новизну благодаря образности и яркости плакатов.

- Буктрейлеры, знакомящие с произведением с помощью визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

- Популяризация чтения средствами рекламы, учитывающей социально-демографические и психологические особенности молодежных сегментов читателей.

- Социальные сети книжной тематики. Здесь происходит обмен мнениями по поводу произведений, даются рекомендации, пишутся отзывы и рецензии. При этом особую значимость приобретает активная включенность представителей библиотек для популяризации высокохудожественных текстов.

- Разнообразная проектная деятельность библиотек, направленная на расширение читательской аудитории. В качестве наиболее успешного проекта здесь можно привести акцию «Библионочь», запущенную в 2012 году библиотечным сообществом и Ассоциацией менеджеров культуры (АМК) и уже через два года получившую поддержку на более 2000 площадок по всей стране [Филаткина, Рубчинская, 2019: 242].

К эффективным методам повышения читательского интереса стоит также отнести активное использование РЯ-технологий продвижения, адаптированных для решения данной задачи. Среди них особо следует отметить следующие:

- Упоминание литературных произведений в массовой культуре, популярной среди целевой аудитории. Так, данные за 2021 год показали, что ведущим жанром среди молодых людей стала манга. Например, благодаря ей, «Проза бродячих псов» Асагири Кафка, в которой у каждого из героев есть настоящий литературный прототип, стала невероятно популярна начиная с 2012 года. Подобный ход автора привел к тому, что люди со всего мира начали читать работы тех литераторов, которые упомянуты в его манге. Так как в произведении использовались имена не только японских писателей, но также русских и американских - неизвестных читателям до прочтения манги, это привело к кросс-культурному литературному взаимодействию.

- Спонсирование медиаресурсов, занимающихся освещением литературных произведений в юмористической форме; проведение литературных вечеров. Основной целью здесь является не активная пропаганда книги и чтения, а формирование взглядов молодежи на литературную продукцию с помощью создания темы для разговора вокруг литературного произведения, с вовлечением в этот разговор разных целевых групп и использованием популярных у молодежи каналов социальных медиа [Куделин, 2020: 95]. В качестве примера можно привести интернет-ресурсы «Что бы мне поделать, только бы не почитать» на канале «Калинкин!» и «Книжный клуб» на канале «Stand-Up Club #1». На первом упомянутом ресурсе участники обсуждают биографии писателей и их книги, на втором комики пересказывают сюжеты книг и делятся своими впечатлениями о них в юмористической форме.

- Подключение инфлюенсеров для повышения читательского интереса. Для молодых людей увлечения любимых блогеров теми или иными литературными произведениями могут стать стимулами к самостоятельному ознакомлению с оригинальными текстами для возможности составить собственное впечатление и поделится с ним как с любимым блогером, так и с другими людьми из референтных групп.

- Проведение литературных вечеров, на которых каждый желающий может прочитать свое произведение или отрывок из работы известного автора. Такие встречи могут проводиться в комфортных досуговых местах, где бывают молодые люди, что будет способствовать большей заинтересованности в литературе. Грамотно подготовленный (возможно, с модными в настоящее время элементами интерактива) литературный вечер вызовет интерес участников, желание ознакомиться с произведением подробнее, а, возможно, и поделится своими «пробами пера». В качестве успешного примера применения подобного метода формирования читательского интереса можно привести литературные вечера в баре «Литературная гостиная», который находится в Санкт-Петербурге. В нем молодые авторы каждый вторник собираются на открытый микрофон и делятся свои творчеством.

- Выпуск книг со специальными разъяснениями, например, сложной лексики и исторических контекстов. Напрямую этот метод не относится к связям с общественностью, но помогает начинающим читателям справиться со страхом не понять книгу, способствует лучшему усвоению текста, комфортному чтению и, соответственно, положительному восприятию литературы в целом. К примеру, большинство читателей находят древнегреческую литературу сложной для понимания, так как она строится на древних мифах, с которыми знакомы единицы. Руководители издательства АСТ приняли решение о выпуске поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» с кратким словарем мифологических имен, обратившись к которому любой читатель сможет лучше и глубже понять содержание этих древнейших литературных памятников, получить удовольствие от прикосновения к истории.

Выводы

Предложенные выше методы являются эффективными при их тесной интеграции с традиционными методами формирования навыков чтения с раннего возраста: опорой на традиции семейного чтения, выполнением

учениками задач, поставленных школой (с написанием сочинений, рефератов, подготовкой к контрольным и экзаменам), вовлечением школьников к участию в литературных викторинах, конкурсах и играх.

Представленные в статье методы основаны на специфике молодежной читательской аудитории и использовании рекламных и PR-практик для решения важной задачи успешного общества - расширения читательской молодежной аудитории с целями повышения ее образовательного и культурного уровня, стимулирования творческой активности, укрепления нравственного самосознания через популяризацию высокохудожественных литературных произведений, увеличения числа начитанных, думающих и грамотных людей.

Библиография

Выпуск брошюр и книг по годам. 2021 г. // Печать Российской Федерации : Статистический сборник. URL: http://www.bookchamber.ru/statistics.html

Гвоздева Е.С., Жданов А.С., Нуртдинов А.Н. Лидерство молодежи и развитие: взгляд молодых ученых Новосибирского научного центра // Газета сибирского отделения российской академии наук. 2003. С.2 URL:

https://www.sbras.info/system/files/archive/archive1961-2009/2003_02.pdf Гомер. Одиссея. Илиада. Издательство АСТ, 2021. 608 с.

Дубин Б., Зоркая Н. Читательская активность россиян: 2000 vs 2020, 2021. URL: https://polit.ru/article/2021/01/03/reading/

Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. 243 с.

Жители РФ заметили сильное снижение уровня грамотности населения // ИА Regn^ от 15 апреля 2021. URL: https://regnum.ru/news/society/3243712.html

Итоги и статистика книгоиздания в 2020 году. Профессионально о книгах. URL: http://pro-books.ru/news/3/22130

Калинкин Е. Что бы мне поделать, только бы не почитать. URL: https://srsly.ru/series/show/5789/.

Кафка Асагари. Проза бродячих псов // Young Ace. URL: https://bungostraydogs.fandom.com/ru/wiki/Bungo_Stray_Dogs_(Манга)

Куделин Я.В. Популярность Интернета у подростков как зависимость или социальная дезадаптация // Научный альманах. 2020. С. 95. URL: https://ukonf.com/doc/na.2020.03.02.pdf

Кузьмин Е.И., Орлова Э.А. Поддержка и развитие чтения - общенациональная задача // Обсерватория культуры. 2007. С. 25-26

Кузнецова Е.И. Медиатизация: эффекты медиареальности // Общество: философия, история, культура. 2021. № 6. С. 13-16. DOI: 10.24158/fik.2021.6.

Кулешов В.Е., Царева Н.А. Художественная литература как фактор социализации человека // Манускрипт. 2020. Том 13. Вып. 1. С. 144-149.

Литературная гостиная. Санкт-Петербург. URL: https://vk.com/poetrymic Сальникова О.М., Рамазанова А.А. Вирусная реклама: грани дозволенного. 2013. URL: https://www.elibrary.ru/defaultx .asp

Самиздат пошел по рукам. Сегмент вырос на фоне кризиса книжной отрасли // Коммерсант. №5 (6967) от 15.01.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4642188

Суворова Л. Самой читающей аудиторией в России оказалась молодежь. 2021. URL: https://ug.ru/samoj-chitayushhej-auditoriej-v-rossii-okazalas-molodezh/

Филаткина Т.М., Рубчинская О.В. «Читать - модно!»: методы популяризации чтения. 2019. С. 242. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 38585350 95809762.pdf

Stand-Up Club #1. Книжный клуб. URL: https:// standupclub.ru/project/knizhnyy-klub. Hepp A. The Communicative Figurations of Mediatized Worlds: Mediatization Research in Times of the 'Mediation of Everything' // European Journal of Communication. 2013. Vol. 28. Pp. 615-629. 10.1177/0267323113501148

References

Gomer. (2021) Odisseya. Iliada. Ed. AST. 608 p.

Filatkina T.M., Rubchinskaya O.V. (2021) Chitat' - modno!»: metody populyarizatsii chteniya. ["Reading is fashionable!": methods of popularization of reading]. 242. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 38585350 95809762.pdf

Gvozdeva E.S., Zhdanov A.S., Nurtdinov A.N. (2003) Liderstvo molodezhi i razvitiye: vzglyad molodykh uchenykh Novosibirskogo nauchnogo tsentra [Youth leadership and development: the view of young scientists of the Novosibirsk Scientific Center] //. Gazeta sibirskogo otdeleniya rossiyskoy akademii nauk [Newspaper of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences]. S. 2.

URL:https://www.sbras.info/system/files/archive/archive1961-2009/2003_02.pdf

Hepp A. (2013) The Communicative Figurations of Mediatized Worlds: Mediatization Research in Times of the 'Mediation of Everything'. European Journal of Communication. Vol. 28. Pp. 615-629. 10.1177/0267323113501148

Dubin B., Zorkaya N. Chitatel'skaya aktivnost' rossiyan: 2000 vs 2020, 2021 [Readership of Russians: 2000 vs 2020, 2021]. URL: https://polit.ru/article/2021/01/03/reading/

Itogi i statistika knigoizdaniya v 2020 godu. Professional'no o knigakh [Results and statistics of book publishing in 2020. Professionally about books]. URL: http://pro-books.ru/news/3/22130

Kalinkin E. Chto by mne podelat', tol'ko by ne pochitat'[What could I do, just not to read. URL: https://srsly.ru/series/show/5789/.

Kafka Asagari. Proza brodyachikh psov [Prose of stray dogs] // Young AceURL;: https://bungostraydogs.fandom.com/ru/wiki/Bungo_Stray_Dogs_(Манга)

Kudelin Ya.V. (2020) Populyarnost' Interneta u podrostkov kak zavisimost' ili sotsial'naya dezadaptatsiya [The popularity of the Internet among teenagers as an addiction or social maladaptation] // Nauchnyy al'manakh [Scientific Almanac]. S. 95. URL: https://ukonf.com/doc/na.2020.03.02.pdf

Kuz'min E.I., Orlova E.A. (2007) Podderzhka i razvitiye chteniya -obshchenatsional'naya zadacha [Support and development of reading is a nationwide task // Observatoriya kul'tury [Observatory of Culture]. P. 25-26

Kuznetsova E.I. (2021) Mediatizatsiya: effekty mediareal'nosti [Mediatization: effects of mediareality] // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: Philosophy, history, culture]. № 6. С. 13-16. DOI: 10.24158/fik.2021.6

Kuleshov V.E., Tsareva N.A. (2020) Khudozhestvennaya literatura kak faktor sotsializatsii cheloveka [Fiction as a factor of human socialization] // Manuskript [Manuscript]. B. 13. Iss. 1. P. 144-149.

Literaturnaya gostinaya. Sankt-Peterburg [Literary living room. Saint-Petersburg]. URL:https://vk.com/poetrymic.

Sal'nikova O.M., Ramazanova A.A. (2013) Virusnaya reklama: grani dozvolennogo [Viral advertising: the limits of what is allowed]. URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp

Samizdat poshel po rukam. Segment vyros na fone krizisa knizhnoy otrasli [Samizdat went hand in hand. The segment grew amid the crisis of the book industry]. Kommersant [Merchant]. №5 (6967). 15.01.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4642188

Stand-Up Club #1. Книжный клуб [Book Club]. URL: https:// standupclub .ru/project/knizhnyy-klub.

Suvorova L. (2021) Samoy chitayushchey auditoriyey v Rossii okazalas 'molodez [The most reading audience in Russia turned out to be young people'. URL: https://ug.ru/samoj-chitayushhej -auditoriej -v-rossii-okazalas-molodezh/.

Vypusk broshyur i knig po godam. 2021 g. [Issue of brochures and books by year. 2021] // Pechat' Rossiyskoy Federatsii. Statisticheskiy sbornik [Press of the Russian Federation : Statistical collection]. URL: http://www.bookchamber.ru/statistics.html.

Zhilavskaya I.V. (2013) Mediaobrazovaniye molodezhi [Youth media education]. M.: RITs MGGU im. M. A. Sholokhova. 243 с.

Zhiteli RF zametili sil'noye snizheniye urovnya gramotnosti naseleniya [Residents of the Russian Federation noticed a strong decrease in the literacy rate of the population] // IA Regnum ot 15 aprelya 2021 [IA Regnum from April 15, 20219]. URL: https://regnum.ru/news/society/3243712.html

Сведения об авторах

Воскресенская Наталья Геннадьевна - к.пс.н., доцент социально-политических коммуникаций ИМОМИ, Нижегородский государственный университет им Н. И. Лобачевского; e-mail: navoskr@mail.ru.

Кузнецова Наталия Алексеевна - к.п.н., доцент кафедры социально-политических коммуникаций ИМОМИ, Нижегородский государственный университет им Н. И. Лобачевского; e-mail: natkuznet@mail. ru.

Мартынова Виктория Александровна - студентка направления «Реклама и связи с общественностью» ИМОМИ, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; e-mail: mart.vik69@mail.ru.

Kuznetsova Natalya V. - candidate of Psychological Sciences, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod National research university; e-mail: natkuznet@mail.ru.

Martynova Viktoria A. - advertising and public relation student, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod National Research University; e-mail: mart.vik69@mail .ru.

Voskresenskaya Natalya G. - candidate of political science, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod National research university; e-mail: navoskr@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.