Научная статья на тему 'Формирование читательских интересов у младших школьников'

Формирование читательских интересов у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2455
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тумова З.В.

В современных условиях развития общества остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы и главным образом начальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование читательских интересов у младших школьников»

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Тумова З.В.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В современных условиях развития общества остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы и главным образом начальной.

Ключевые слова: читательский интерес, младший школьный возраст, личность младшего школьника, формирование навыков чтения.

Сейчас, когда детское чтение кричит SOS (его кризис приравнивают к национальному бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности [3, с. 19].

Ведь именно он, учитель, часто единственный человек в окружении детей, который профессионально может обеспечить становление учебных интересов у учеников, в том числе и интереса к книге. Защитить детское чтение - значит одновременно поддерживать и литературу, ибо какой бы развитой, богатой, великой она ни была (именно такая изучается в школе), если она не читается, она теряет свою созидательную силу, лишается смысла, становится ненужной [2, с. 12].

Личность ребенка формируется и под воздействием тех книг, которые он читает, так как именно литературе отводится роль трансформатора нравственных ценностей от одного поколения к другому. Чтение - своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше, а это одна из основных целей литературы. Поэтому задача уроков чтения - вырастить из маленького школьника «талантливого читателя» (С. Маршак) [1, с. 20].

Как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?

Над этой проблемой работали и работают многие отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них следует отметить Н.Н. Светловскую, Г.Н. Кудину, З.Н. Новлянскую, Т.Г. Рамзаеву, М.Р. Львова, О.В. Сосновскую,

* Магистрант кафедры Педагогики и психологии. Научный руководитель: Теуважукова Р.Т., доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.

О.В. Джежелей и других. Это трудные поиски дорог, ведущих школьников в мир литературы.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы работы над сказкой, положительно влияющие на становление и дальнейшее развитие читательского интереса у младших школьников. В исследовании приняли участие учащиеся МОУ СОШ № 23, 2 классов, в возрасте 8-9 лет, в количестве 50 человек.

Для исследования формирования читательских интересов у младших школьников были использованы следующие методики:

1. Анкета для выявления читательского интереса (С.Т. Огоревай);

2. «Вопрос - ответ» (С.О. Колесникова).

Констатирующий этап исследования строился на опросе учеников. Ответы детей фиксировались учителем: 1) Любишь ли ты читать? 2) Если тебе предложат прочитать рассказ, сказку или стихотворение, то ты что выберешь? 3) Какие русские народные сказки ты знаешь? 4) Кто написал сказку «Колобок»?

Результаты проведенной анкеты Огоревой С.Т в контрольной группе (входная диагностика).

Вопросы 2-а класс (контрольный).

Любишь ли ты читать?

Да - 12 чел. Нет - 13 чел.

Если тебе предложат прочитать рассказ, сказку или стихотворение, то ты что выберешь? Сказку - 13 чел. ; Рассказ - 11 чел. ; Стихотворение - 1 чел.

Какие русские народные сказки ты знаешь?

Назвали 3 сказки - 16 чел. Не назвали ни одной сказки - 9 чел.

Кто написал сказку «Колобок»?

Верный ответ 11 чел. Неверный ответ - 14 чел.

Проведя исследование в контрольной группе, мы пришли к следующему заключению: было исследовано 25 человек, в возрасте 8-9 лет. Из них на первый вопрос ответов «да» выявлено всего 12; на второй вопрос: сказку выбрали 13 человек, рассказ 11 человек, стихотворение 1 человек; на третий вопрос положительно ответили лишь 16 человек; на четвертый вопрос верных ответов было отмечено всего 11.

Результаты проведенной анкеты С.Т. Огоревой в экспериментальной группе (входная диагностика).

Вопросы 2-б класс (экспериментальный).

Любишь ли ты читать?

Да - 10 чел. Нет - 15 чел.

Если тебе предложат прочитать рассказ, сказку или стихотворение, то ты что выберешь? Сказку - 12 чел.; Рассказ - 10 чел.; Стихотворение - 3 чел.

Какие русские народные сказки ты знаешь?

Назвали 3 сказки - 12 чел. Не назвали ни одной сказки - 13 чел.

Кто написал сказку «Колобок»?

Верный ответ - 10 чел.; Неверный ответ - 15 чел.

Проведя исследование в экспериментальной группе, мы пришли к следующему заключению: было исследовано 25 человек, в возрасте 8-9 лет. Из них на первый вопрос ответов «да» выявлено всего 10; на второй вопрос -сказку выбрали 12 человек, рассказ 10 человек, стихотворение 3 человека; на третий вопрос положительно ответили лишь 12 человек; на четвертый вопрос верных ответов было отмечено всего 10.

Так же для исследования сформированности читательских интересов у младших школьников нами была использована методика «Вопрос-ответ» (С.О. Колесникова). Цель: выявить уровень сформированности читательского интереса у младших школьников.

Результаты по методике «Вопрос - ответ» С.О. Колесниковой в контрольной группе (входная диагностика).

Уровни сформир. чит. инт. Кол-во детей % соотношение Высокий 13 55 %

Средний 7 25 %

Низкий 5 20 %

Итого 25 100 %

Результаты по методике в контрольной группе следующие: высокий уровень сформированности читательского интереса имеют 13 детей (55 %) -сформирован устойчивый интерес к чтению книг, техника чтения вслух более 110 слов в минуту. Осознанное чтение про себя на 50 слов выше чтения вслух. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению, восприятие произведения на уровне «идей», широкий читательский кругозор, программа усвоена полностью. Средний уровень выявлен у 7 учащихся (25 %) -интерес к чтению книг проявляет, но он не устойчив, техника чтения вслух ниже 90 слов в минуту, темп чтения про себя такой же, слабо осознаёт прочитанное, констатирующий уровень восприятия. Ограниченный читательский кругозор, программа усвоена частично. Низкий уровень показали 5 исследуемых (20 %) - нет интереса к чтению, читает по необходимости, техника чтения вслух ниже 90 слов в минуту, темп чтения про себя такой же. Слабо осознаёт прочитанное, констатирующий уровень восприятия. Ограниченный читательский кругозор, программа усвоена частично.

Результаты по методике «Вопрос-ответ» С.О. Колесниковой в экспериментальной группе (входная диагностика).

Уровни сформир. чит. инт. Кол-во детей % соотношение Высокий 10 40 %

Средний 8 35 %

Низкий 7 25 %

Итого 25 100 %

Результаты по методике в экспериментальной группе следующие: высокий уровень сформированности читательского интереса имеют 10 детей (40 %).

Средний уровень выявлен у 8 учащихся (35 %). Низкий уровень показали 7 исследуемых (25 %).Таким образом, результаты проведённого опроса показывают, что наименьший уровень сформированности читательского интереса выявлен в экспериментальной группе. Это дает нам право проводить формирующий эксперимент в этой группе.

Содержание формирующего эксперимента представлено конспектами уроков чтения сказок разного вида, проведённых во 2-а классе. В уроки включались специально разработанные задания, адресующие детей к чтению других литературных произведений, связанных с изучаемой сказкой. Кроме того, проблемные ситуации, поставленные перед детьми до чтения, построены на использовании учителем материалов других литературных произведений.

«Лиса и тетерев» (русская народная сказка).

Цели урока: 1) Познакомить детей с жанром русской народной сказки; 2) Развивать умение выразительно читать. 3) Формировать умение передавать содержание произведения; учить отвечать на вопросы по тексту. «Петушок и бобовое зернышко».

Цель урока:

1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

2. Совершенствовать навык чтения, развивать речь, внимание;

3. Учить находить главную мысль в произведении; учить находить в абзаце слова, несущие основное содержание и смысл произведения.

4. Воспитывать стремление заботиться об окружающих.

После проведенного формирующего эксперимента, нашей целью было провести контрольный эксперимент для того, что бы проследить динамику повышения уровня сформированности читательского интереса у младших школьников.

Результаты проведенной анкеты С.Т. Огоревой в экспериментальной группе (повторная диагностика).

Вопросы 2-б класс (экспериментальный).

Любишь ли ты читать?

Да - 17 чел. Нет -8 чел.

Если тебе предложат прочитать рассказ, сказку или стихотворение, то ты что выберешь? Сказку - 13 чел.; Рассказ - 11 чел.; Стихотворение - 1 чел.

Какие русские народные сказки ты знаешь?

Назвали 3 сказки - 18 чел. Не назвали ни одной сказки - 7 чел.

Кто написал сказку «Колобок»?

Верный ответ - 15 чел. Неверный ответ - 10 чел.

Как видно из таблицы, даже за тот небольшой период учебного времени, которое занимало опытное обучение, у учащихся 2-б класса (экспериментального) фиксируется устойчивый интерес к процессу чтения вообще,

а полученные правильные ответы на вопросы свидетельствуют о повышении интереса к книгам и чтению.

Это говорит о том, что проведенный нами формирующий эксперимент дал положительный результат. Читательский интерес у младших школьников увеличился на 17 %.

Список литературы:

1. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге // «Начальная школа плюс до и после».

2. Кочетова П.Б., Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать // Начальная школа. - М., 2003.

3. Гаркунова И.Л. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. - М., 2011

4. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей / Российская государственная библиотека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.