Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ И НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ И ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЕГО РАЗВИТИЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ И НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ И ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЕГО РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмелева Людмила Александровна, Чистяков Максим Сергеевич

Статья посвящена вопросам формирования человеческого капитала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики в условиях генезиса науки и образования. Выявлена совокупность факторов, оказывающих влияние на человеческий потенциал, являющийся на современном этапе экономического развития основой повышения эффективности деятельности экономических субъектов. Структурированы основные методы оценки человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HUMAN CAPITAL IN HIGH-TECH AND SCIENTIFIC BRANCHES OF THE ECONOMY AND FACTORS AFFECTING ITS DEVELOPMENT

The article is devoted to the formation of human capital in high-tech and knowledgeintensive sectors of the economy in the context of the genesis of science and education. A set of factors influencing human potential, which at the present stage of economic development is the basis for increasing the efficiency of the activities of economic entities, has been identified. The main methods for assessing human capital have been structured.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ И НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ И ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЕГО РАЗВИТИЕ»

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Л. А. Шмелева

УДК: 330.14.014 Б01: 10.24412/2071-6435-2021-2-86-96

Формирование человеческого капитала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики и факторы, влияющие на его развитие

Статья посвящена вопросам формирования человеческого капитала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики в условиях генезиса науки и образования. Выявлена совокупность факторов, оказывающих влияние на человеческий потенциал, являющийся на современном этапе экономического развития основой повышения эффективности деятельности экономических субъектов. Структурированы основные методы оценки человеческого капитала.

Ключевые слова: инновационная экономика, человеческий капитал, высокие технологии, развитие, факторы.

М. С.Чистяков

Решением вопросов формирования и развития человеческого капитала занимались многие ученые, изучающие его динамику и структуру, а также влияние на процессы создания индивидуальных и общественных благ. В работах авторов, относящихся к «постиндустриальной волне», с разной степенью детализации и аргументации описывается ряд основополагающих характеристик новых качеств экономики и общества [14].

Проблемные аспекты человеческого капитала как самостоятельная предметная научно-прикладная область познания появилась сравнительно недавно, в единстве с одноименной теорией, с которой связаны труды выдающихся отечественных и зарубежных ученых. Среди исследователей, работы которых внесли весомый вклад в развитие некоторых аспектов человеческого капитала, необходимо выделить таких авторов, как Г. С. Беккер, М. Гроссман, Л. Н. Иванова-Швец, Дж. Колеман, Ликерт Р., М. Д. Парфенова, И. В. Роздольская, Л. Турроу, Дж. Р. Уолш, Д. Фит-ценц, Е. Г. Фламхольтц, Т. Шульц и других.

Становление высокотехнологичной инновационной экономики подразумевает стойкую потребность верификационного переосмысления влияния челове-

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета

© Л. А. Шмелева, 2021 © М. С. Чистяков, 2021

ческого капитала на хозяйственную деятельность современной цивилизации, оценочную идентификацию данного ресурса в общей структуре создания блага. Основоположник экономической теории, основатель классической политэкономии А. Смит, принимая во внимание труды У. Петти о ценностной значимости трудовых навыков населения в качестве компонентного элемента национального богатства, предложил рассматривать знания и квалификацию в единстве с основным капиталом общества, наряду с другими благами (например, орудиями производства, землей) [12].

Дефиниция «человеческий капитал» как категория экономического наполнения перманентно находится в развитии и расширении, исходя из тенденций эволюции мирового информационного социума и экономики знаний.

По мнению О. Б. Дигилиной [1], «человеческий капитал — это, с одной стороны, совокупность личностных атрибутов, являющихся релевантными относительно экономической активности человека и представляющими собой производительный ресурс, неотделимый от человеческой личности, который в результате его потребления приводит к возрастанию объектов интеллектуальной, вещной и социальной собственности, принадлежащей как лично человеку, так и предприятиям, и государству. С другой стороны, это такая совокупность накопленных производительных свойств и черт человека, которые, будучи адекватно сформированными с потребностью реализации экономической сущности человека, способны к самовозрастанию (капитализации) в материальной, духовной и социальной сферах ее проявления».

С. А. Дятлов приводит определение человеческого капитала как «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков данного человека)» [2].

Труды Г. Беккера, Т. Шульца и их последователей открыли новую эпоху в экономике труда. Они повлияли на иное рассмотрение показателей, являющихся однокритериальными, и привели к показателям полного жизненного цикла человека. Таким обозом, человеческий капитал — составляющая эволюции экономики, человека, семьи, социума, вобравшая спектр слагаемых элементов — воспитание, знания, умения, экосистему, инструментарий труда и продуктивную трудовую деятельность.

Человеческий капитал включает в себя системность мышления, навыки коммуникации межотраслевого характера, компетенции в части продуктивных подходов руководства проектами. Мультикультурность в современных реалиях глобализации необходима в кросс-культурном подходе к управлению многонациональными коллективами.

Вызывает интерес термин «интрапренерство» как фактор практи-

ческого воплощения инновационных стартапов высокотехнологичного развития. По мнению В. Т. Смирнова и И. В. Скоблякова, интрапренерст-во — социально-экономическая система, формирующая среду реализации инновационных идей в синергии с информационными ресурсами, финансами, человеческим капиталом в комплексе с внешними и внутренними коммуникациями [11].

Мировой банк приводит следующую структуру распределения факторов влияния на ВВП развитых государств мира: физический капитал — 16%, природный капитал — 20%, человеческий капитал — 64%. Для России данные соотношения имеют несколько иной вид: физический капитал — 14%, природный капитал — 72%, человеческий капитал — 14%, что свидетельствует о незадействованном потенциале человеческого капитала, который может быть использован для формирования высокотехнологичного инновационного пространства национальной экономической системы.

В 1971 году нобелевский лауреат Саймон Кузнец в своих трудах доказал, что высокий уровень сформированного человеческого капитала является важнейшим фактором институционального развития, реформ, трансформационных изменений государства, технологического переформатирования и обновления производств как элемента создания общественного благосостояния, рыночных преобразований в экономической системе [17].

Инвестиции в человеческий капитал через создание условий для эффективного функционирования «тройной спирали» науки, образования, здравоохранения является платформенной основой для генерации институциональных условий высокотехнологичного развития национальной экономики. Наука, образование и здравоохранение — основные отрасли народного хозяйства, определяющие качество человеческого капитала, а значит, и предпосылки для отраслевого высокого технико-техноло-го-инновационного формата становления потенциала воспроизводства общественного блага [4].

Духовно-нравственное воспитание личности в системе образования и становления человеческого капитала является важнейшим составным элементом формирования нового информационного общества высокотехнологичной индустриальной формации. Действительно, человечество достигло впечатляющих успехов во многих сферах жизни, имеющих разносторонний потенциал созидания и разрушительной силы. От того, как и какие будут заложены ценностные основы социума и воспитания, будет зависеть отношение индивида к окружающему миру и остальным представителям «человеческой агломерации» [3].

Особую роль в понимании категории «человеческий капитал» привнесла демографическая наука. Ученые-демографы впервые предложили рассматривать человеческий капитал с позиции «качества населения». В. М. Медков раскрывает категориальное содержание «качества населения» в комплексной взаимосвязи взаимообусловленных компонент [7].

1. Потенциал воспроизводственной категории — наличие у определенного культурно-исторического населения в отдельном географическом ареале способности к воспроизводству, сохранению генофонда и здоровья в последующих поколениях.

2. Потенциал деятельной составляющей, характеризующий возможности населения трансформировать потенциал предметно-вещественных объектов и ресурсов, социальной инфраструктуры, производительных сил в объекты определенного целеполагания в определенном хронологическом периоде.

3. Потенциал социального управления воспроизводственных возможностей населения, позволяющего согласованно регулировать производственный и воспроизводственный потенциал населения данной территории.

Последовательное развитие и расширение представлений в экономической науке о человеческом капитале в качестве фундаментального и универсального необходимого развития общества способствовало необходимости уточняющего дополнения в терминологический оборот «инвестиции в человека», вобравшее затраты на воспитание, медицинское сопровождение, образование, последующую переподготовку, затраты, необходимые на ротацию и воспроизводство рабочей силы, на сохранение и «поколенный трансфер» знаний и умений. Кроме того, американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1992 года Г. Беккер включал в инвестиции выделение средств на миграцию и поиск информации.

Финансирование социумом и индивидуумом развивающего становления универсальных способностей в эпоху цифровизации к продуктивному созиданию посредством расширения и углубления компетенций через развитие высокотехнологичного образования, создание институциональных условий для сохранения физического и духовно-нравственного здоровья предполагают меры инвестиционной направленности в человеческий капитал:

— финансовые вложения в профилактику заболеваний являются долгосрочными капиталовложениями в здоровье нации, что выражается в росте демографических показателей, увеличении работоспособности и меньших затратах на нивелирование последствий хронологизации заболеваний населения в будущем;

— затраты ресурсов на образование являются платформой интеллектуального и знаниевого роста компетентностной основы специалистов для высокотехнологичных отраслей народного хозяйства;

— экономика знаний и информации предполагает рост мобильности населения, тем самым вложения в развитие мобильной возможности, мотивации к ней являются составным элементом будущей конфигурации высокотехнологичной экономики знаний «Индустрии 4.0».

На качество человеческого капитала в высокотехнологичных отраслях

значительное воздействие оказывает мотивационная составляющая специалистов, так как«застойные проявления» в развитии как в производственном, так и социальном аспекте оказывают пагубное воздействие на комплексное качество человеческого капитала — отдельного индивида и предприятия в целом, являющихся составными элементами высокотехнологичного производства. Тем самым необходимо учитывать степень мотивации сотрудников в комплексной оценке качества человеческого капитала [6].

Методы воздействия на инновационное становление человеческого капитала в формате высокотехнологичного развития должны включать трансформационные изменения институциональных факторов, влияние на становление мотивационного интереса. К таковым необходимо отнести индикативное планирование.

Перечислим подходы и методы в формировании человеческого капитала, применимые в новых реалиях экономики знаний и информации [16]:

— системный подход представляет собой комплексное воздействие на становление алгоритмизации восприятия окружающей действительности, приводящее к генерации новых знаний и компетенций;

— мотивационный подход позволяет раскрыть завуалированные (скрытые) возможности человека, является действенным инструментом нивелирования пагубных проявлений турбулентных процессов в социуме, учитывая, что в личностной структуре особое место занимает социальный аспект, основной мотивационной основой развития человеческого капитала является свободное развитие личности;

— подход синергетического формата целесообразно рассматривать в контексте организационных изменений, направленных на формирование качественно иной модели человеческого капитала, отличающейся синергетической формацией;

— подход компетентностного формата направлен на становление ключевых поливалентных компетенций, необходимых в высокоиндустриальной экономике знаний;

— информационный подход в цифровой экономике связан с генерацией образовательной составляющей экономики знаний, в которой информация является ключевым элементом экономических процессов народного хозяйства.

Структура отношений в инновационной экономике является составной частью национальной инновационной системы, что предполагает отказ от упрощенных эмпирических моделей взаимосвязи человеческого капитала с его поступательным развитием вне среды высокотехнологичного развития.

Отметим, что любой социальной системе соответствуют определенные институциональные характеристики. Соответственно, эволюционное становление человеческого капитала должно протекать синхронно со становлением конкретной институциональной среды.

Факторы, которые оказывают влияние на формирование и развитие

человеческого капитала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики, многообразны и делятся на экзогенные (демографические, социально-культурные, экономические, правовые, экологические и другие) и эндогенные (профессиональное развитие, обучение, опыт, взаимодействие с коллективом и другие).

В таблице 1 представлена классификация факторов, влияющих на качество человеческого капитала, накопление и приращение которого в целях повышения эффективности трудовой деятельности и получения достойного вознаграждения, осуществляется на протяжении всей жизни.

Таблица 1

Факторы развития человеческого капитала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики

Экзогенные факторы Эндогенные факторы

Качество системы образования Получение образования

Уровень развития знаний и технологий, программного обеспечения Степень овладения приобретенными навыками и компетенциями

Уровень общественного развития Активная жизненная позиция

Отбор и привлечение профессионалов, профессиональное управление Личностный рост

Расходы на инновации и новые технологии Способность к инновационному мышлению

Защита интеллектуальной собственности Эмоциональная устойчивость

Уровень развития культуры и спорта Физические и интеллектуальные способности

Идейное воспитание личности, социальные и этические нормы Целеустремленность, креативность личности

Эффективное налогообложение Заинтересованность в работе и карьерном росте

Равноправные условия труда для мужчин и женщин Самореализация личности

Инвестиции в трудовые ресурсы Мотивация

Источник: составлено авторами

Анализ экономической литературы показал, что ключевыми проблемами, снижающими уровень развития человеческого капитала, являются сокращение численности трудоспособного населения, низкие показатели здоровья, слабое финансирование научных исследований и разработок, несбалансированное распределение трудовых ресурсов. В то же время имеется прямая зависимость между уровнем качества человеческого капитала и уровнем доходов, получаемых за труд. При росте доходов появляются возможности для укрепления здоровья, получения образования и повышения квалификации [9].

Майкл Портер определяет конкурентные преимущества предприятия как получение дохода от инвестиций больше, чем у конкурентов, который

можно получить благодаря обладанию ценными, трудно копируемыми ресурсами, в том числе человеческого капитала, инвестирование в который имеет стратегическое значение для предприятия и определяет его будущее.

В отличие от других факторов производства у человеческого капитала имеются свои особенности, которые заключаются в следующем.

1. Человеческий капитал подвержен эволюционной динамике, характеризующейся как в увеличении потенциала, так и в уменьшении.

2. Инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер перспективной направленности.

3. Деятельное функционирование человеческого капитала находится в прямой зависимости от сознания индивида.

4. Неотчуждаемость от его непосредственного носителя [13].

Целесообразно рассматривать человеческий капитал как совокупность способностей, как врожденных, так и приобретенных, основными элементами которого являются:

— неликвидный капитал (здоровье, культурно-нравственный, трудовой, интеллектуальный, предпринимательский);

— ликвидный капитал (социальный, клиентский, структурный, организационный).

В современной действительности к человеческому капиталу проявляют интерес ученые разносторонних отраслей науки. Выделяют три уровня исследования человеческого капитала (уровень отдельного человека, уровень предприятий и организаций, уровень государства). Человеческий капитал оценивается в стоимостных и натуральных показателях.

Существует множество подходов к формированию и развитию человеческого капитала высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в условиях генезиса науки и образования. Основой современных исследований являются два классических методологических подхода, первый из них построен на учениях Аристотеля, Ф. Аквинского, Т. Гоббса и Дж. Локка и обосновывает универсальность и неисчерпаемость знания и опыта, как основных компонентов человеческого капитала, выступающих главными факторами экономического роста индивида, нации и общества. Второй подход, предложенный Платоном, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, обосновывает главную причину роста материальных ресурсов за счет создания интеллектуального капитала [5].

Современная теория формирования и развития человеческого капитала высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономки возникла в середине XX века и представляет собой композицию ключевых идей неоклассической школы, в моделях которой человеческий капитал, являясь основой экономического роста, становится измеримой категорией, вызывающей увеличение производительности труда и ведущей к технологическому развитию [15].

В современных исследованиях выделяются пять основных подходов к оценке человеческого капитала: экономический, институциональный,

историко-генетический, комплексно-накопительный, информационный. Экономический подход объединяет совокупность факторов производства, как материальных, так и нематериальных, в его основе лежит принцип улучшения физического и интеллектуального потенциала человека пропорционально затратам, вложенным в его развитие.

Институциональный подход выделяет социальные институты, оказывающие влияние на формирование и развитие человеческого капитала, увеличивающие его стоимость, являющиеся капиталообразующими факторами, среди которых семья, школа, вуз, предприятие или организация, государство и другие.

А. А. Никитиным выделены историко-генетический и комплексно-накопительный подходы [8]. В рамках первого выделяется развитие человеческого капитала с позиций различных экономических школ и течений. Комплексно-накопительный подход объединяет в человеческий капитал совокупность знаний, навыков, опыта и других личностных, профессиональных и социальных качеств человека. Информационный подход содержит в своей основе информационный критерий ценности. Использование композиции всех методов и их модификаций формирования и развития человеческого капитала высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики способствует повышению конкурентоспособности наукоемкой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Несмотря на то, что человеческий капитал является одним из фундаментальных факторов развития цифровой экономики, в действующем законодательстве отсутствует единая система показателей его учета [10].

В связи с отсутствием универсальной модели оценки человеческого капитала в современных реалиях имеет смысл использовать модели финансовой оценки с моделями нефинансовых измерителей. Применение той или иной модели связано со спецификой деятельности предприятия и особенностями компетенций сотрудников.

Современные экономические реалии предполагают установление ключевых функциональных характеристик, что создаст предпосылки для развития отношений в экономике на инновационной платформе. Прослеживание и анализ состояния специфики эволюции институциональной среды является составной частью этапов выверенного построения потенциала инновационной направленности человеческого капитала.

Каждый год запас человеческого капитала будет изменяться за счет повышения квалификации, а также трансформации знаний, компетенций, навыков и нормой дисконта, которая определяет степень ежегодного устаревания знаний и в разных сферах деятельности может быть различной. Таким образом, в современном обществе основной ценностью является человеческий капитал как основополагающий фактор экономического роста на микро-, мезо- и макроуровнях, а для его увеличения необходимо оптимизировать все его составляющие.

Литература

1. Дигилина О. Б. Воспроизводство человеческого капитала в трансформационной экономике России: автореф. дис. ... доктора экон. наук.—Кострома, 2004. 36 с.

2. Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала / С. А. Дятлов; Санкт-Петербург. ун-т экономики и финансов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 1994. 160 с.

3. Иванова С. В., Иванов О. Б. Нравственно-гуманистический кризис в информационную эпоху // Ценности и смыслы. 2020. № 3(67). С. 6—22.

4. Иванова С. В., Иванов О. Б. Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 6. С. 7—30.

5. Иконникова И. В. Современные подходы к формированию и развитию человеческого капитала наукоемких предприятий // Экономические науки. 2018. № 1(26). С. 175—177.

6. Карамова А. А. Мотивация персонала промышленных предприятий // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 5. С. 677—680.

7. МедковВ. М. Качество населения: сущность, содержание, критерии // Народонаселение: современное состояние научного знания / под ред. Д. И. Валентея, А. С. Первушина. М., 1991.

8. Никитин А. А. Развитие подходов к исследованию человеческого капитала // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 6. С. 166—176.

9. ПришлякЕ. А., Радько С. Г. Исследование факторов, влияющих на формирование человеческого капитала в Российской Федерации // Управление персоналом. 2018. Т. 8. № 2. С. 94—105.

10. РуновА. А. Инвестиции в человеческий капитал и определение состава затрат на персонал в коммерческих организациях // Вестник Евразийской науки. 2018. № 5. ИЯЬ: Ьйр8:/МЦоёау/РВР/88ЕСУШ18.рёГ (дата обращения: 10 апреля 2021 года).

11. Смирнов В. Т., Скоблякова И. В. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике // Управление общественными и экономическими системами. 2006. иЯЬ: http://bali.ostu.ru/umc/ zj2006.php (дата обращения: 10 апреля 2021 года).

12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. 438 с.

13. Стрижакова Е. Н. Человеческий капитал и проблемы формирования его структуры, измерения и методов оценки // Государственный советник. 2013. № 2. С. 28—41.

14. Чирков М. А., Лачинина Т. А., Чистяков М. С. Знания и информация как синергия платформенного подхода цифровизации глобального развития // Свободная мысль. 2020. № 5(1683). С. 37—44.

15. Шкитырь Э. А. Исторические аспекты теории человеческого капитала // Креативная экономика. 2012. № 7. С. 92—97.

16. Эскиндаров М. А., Грузина Ю. М., Фирсова И. А., Мельничук М. В. Компетенции человеческого капитала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 6. С. 199-214. DOI: 10.15838/ esc.2020.6.72.12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Simon Kuznets'. Economic Growth of Nations: Total Output and Production Structure. Cambridge, Mass., 1971

References

1. Digilina O. B. Vosproizvodstvo chelovecheskogo kapitala v transformacionnoy ekonomike Rossii: avtoref. dis. ... doktora ekon. nauk [Reproduction of human capital in the transformational economy of Russia: author. dis. ... doctor of econ. Sciences], Kostroma, 2004, 36 p. (in Russian).

2. Dyatlov S. A. Osnovy teorii chelovecheskogo kapitala [Fundamentals of the theory of human capital], S. A. Dyatlov; St. Petersburg. University of Economics and Finance. SPb.: Publishing house of Saint Petersburg. University of Economics and Finance, 1994. 160 p. (in Russian).

3. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Moral and humanistic crisis in the information age. Tcennisti i Smysly [Values and Meanings], 2020, no. 3(67), pp. 6-22 (in Russian).

4. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Prospects for the development of education in the conditions of the fourth industrial Revolution. ETAP: Ekonomicheskaya Teor-iya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 6, pp. 7-30 (in Russian).

5. Ikonnikova I. V. Modern approaches to the formation and development of human capital in high-tech enterprises. Ekonomicheskie nauki [Economic Sciences], 2018, no.1 (26), pp. 175-177 (in Russian).

6. Karamova AA Motivation of personnel of industrial enterprises. Aktual'nye voprosy sovremennoy ekonomiki [Actual problems of modern economy], 2019, no. 5, pp. 677-680 (In Russian).

7. Medkov V. M. Kachestvo naseleniya: sushchnost', soderzhanie, kriterii [Quality of the population: essence, content, criteria v sb. Narodonaselenie: sovremennoe sostoyanie nauchnogo znaniya [Population: the current state of scientific knowledge], ed. D. I. Valentey, A. S. Pervushin, Moscow, 1991 (in Russian).

8. Nikitin A. A. Development of approaches to the study of human capital. Vest-nik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Linguistic University], 2013, no.6, pp. 166-176 (in Russian).

9. Prishlyak E. A., Radko S. G. Research of factors influencing the formation of human capital in the Russian Federation. Upravlenie personalom [Personnel management], 2018, vol.8. no 2, pp. 94-105 (in Russian).

10. Runov A. A. Investments in human capital and determination of the composition of personnel costs in commercial organizations. Vestnik Evraziyskoy nauki [Bulletin of Eurasian Science], 2018, no. 5. Available at: https://esj.today/PDF/88ECVN518.pdf (accessed: 10 April 2021) (in Russian).

11. Smirnov V. T., Skoblyakova I. V. Classification and types of human capital in an innovative economy. Upravlenie obshchestvennymi i ekonomicheskimi sistemami [Management of social and economic systems], 2006. Available at: http://bali. ostu.ru/umc/zj2006.php (accessed: 10 April 2021) (in Russian).

12. Smith A. Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov [Research on the nature and causes of the wealth of peoples], Moscow, 1962. 438 p. (in Russian).

13. Strizhakova E. N. Human capital and problems of formation of its structure, measurement and assessment methods. Gosudarstvennyy sovetnik [State Councilor], 2013, no. 2, pp. 28-41 (in Russian).

14. Chirkov M. A., Lachinina T. A., Chistyakov M. S. Knowledge and information as a synergy of the platform approach to digitalization of global development. Svobodnaya mysl'[Free Thought], 2020, no. 5 (1683), pp. 37-44 (In Russian).

15. Shkityr E. A. Historical aspects of the theory of human capital. Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 2012, no. 7, pp. 92-97 (In Russian).

16. Eskindarov M. A., Gruzina Yu.M., Firsova I. A., Melnichuk M. V. Human capital competences in high-tech and knowledge-intensive sectors of the economy. Ekonomicheskie i socialnyeperemeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2020, vol. 13, no. 6, pp. 199-214 DOI: 10.15838 / esc.2020.6.72.12 (in Russian).

17. Simon Kuznets'. Economic Growth of Nations: Total Output and Production Structure. Cambridge, Mass., 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.