Научная статья на тему 'Формирование человеческого капитала в рамках частного высшего образования в России'

Формирование человеческого капитала в рамках частного высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
частные университеты / негосударственный сектор высшего образования / условия функционирования частных образовательных организаций / финансовые ресурсы частных образовательных организаций / виды частных вузов / private universities / non-state sector of higher education / conditions of functioning of private educational organizations / financial resources of private educational organizations / types of private universities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев И.В., Горовой А.А., Гаврилюк Е.С., Изотова А.Г.

Образование, как и здравоохранение является одним из источников развития человеческого капитала. Создание и поддержание человеческого капитала требует значительных усилий. Частный сектор высшего образования способен решить задачу накопления человеческого капитала, что может помочь снизить нагрузку на государство. В статье рассмотрен институциональный срез частного высшего образования. 90-е годы XX века характеризовались бурным ростом количества частных вузов в России. С начала нулевых годов XXI века количество частных вузов и число их студентов стало постепенно снижаться, сформировались многочисленные негативные стереотипы в отношении негосударственного высшего образования. В данной работе авторы попытались проанализировать действующее состояние сферы частной высшей школы России, определить ее преимущества и недостатки и выявить дальнейшие перспективы развития. Целями, которые поставлены авторами в ходе исследования, являются анализ современного состояния частного сектора высшего профессионального образования и поиск направлений развития негосударственных университетов. Работа построена на изучении научных публикаций и обзоров частного сектора высшего профессионального образования, а также на основе анализа статистических данных Министерства науки и высшего образования РФ и отчетов рейтинговых агентств. Авторы проанализировали положение частной высшей школы в России в настоящее время, оценили ее долю на рынке образовательных услуг. В ходе исследования действующие частные вузы были разделены на три категории: «фундаментальные», «коммерчески успешные», «теневые». Для каждой рассматриваемой группы были определены отличительные характеристики и признаки. В качестве результатов исследования авторами предложены направления развития негосударственного сектора высшего образования в России, направленные в итоге на рост человеческого капитала в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьев И.В., Горовой А.А., Гаврилюк Е.С., Изотова А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of human capital within private higher education in Russia

Education, like healthcare, is one of the sources of human capital development. Creating and maintaining human capital requires significant effort. The private higher education sector is capable of solving the problem of accumulating human capital, thereby reducing the burden of the state. The article examines the institutional profile of private higher education. The 90s of the 20th centuries were characterized by rapid growth in the number of private universities in Russia. Since the beginning of the 2000s of the 21st century, the number of private universities and the number of their students began to gradually decline, and numerous negative stereotypes were formed regarding non-state higher education. In this work, the authors tried to analyze the current state of the private higher education sector in Russia, determine its advantages and disadvantages, and identify further prospects for development. The goals set by the authors during the study are to analyze the current state of the private sector of higher professional education and search for directions for the development of non-state universities. The work is based on the study of scientific publications and reviews of the private sector of higher professional education, as well as on the basis of an analysis of statistical data from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and reports from rating agencies. The authors analyzed the current situation of private higher education in Russia and assessed its share in the educational services market. During the study, existing private universities were divided into three categories: “fundamental”, “commercially successful”, “shadow”. For each group under consideration, distinctive characteristics and characteristics were identified. As the results of the study, the authors proposed directions for the development of the non-state sector of higher education in Russia, ultimately aimed at the growth of human capital in the country.

Текст научной работы на тему «Формирование человеческого капитала в рамках частного высшего образования в России»

УДК 378.147

DOI: 10.17586/2310-1172-2024-17-1-22-30 Научная статья

Формирование человеческого капитала в рамках частного высшего образования в России

Григорьев И.В. ivgrigorev@itmo.ru Д-р экон. наук, профессор Горовой А.А. gorovoi@itmo.ru Канд. экон. наук, доцент Гаврилюк Е.С. gavrilyukes@gmail.com Изотова А.Г. agizotova@itmo.ru Университет ИТМО 197101, Россия, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49

Образование, как и здравоохранение является одним из источников развития человеческого капитала. Создание и поддержание человеческого капитала требует значительных усилий. Частный сектор высшего образования способен решить задачу накопления человеческого капитала, что может помочь снизить нагрузку на государство. В статье рассмотрен институциональный срез частного высшего образования. 90-е годы XX века характеризовались бурным ростом количества частных вузов в России. С начала нулевых годов XXI века количество частных вузов и число их студентов стало постепенно снижаться, сформировались многочисленные негативные стереотипы в отношении негосударственного высшего образования. В данной работе авторы попытались проанализировать действующее состояние сферы частной высшей школы России, определить ее преимущества и недостатки и выявить дальнейшие перспективы развития. Целями, которые поставлены авторами в ходе исследования, являются анализ современного состояния частного сектора высшего профессионального образования и поиск направлений развития негосударственных университетов. Работа построена на изучении научных публикаций и обзоров частного сектора высшего профессионального образования, а также на основе анализа статистических данных Министерства науки и высшего образования РФ и отчетов рейтинговых агентств. Авторы проанализировали положение частной высшей школы в России в настоящее время, оценили ее долю на рынке образовательных услуг. В ходе исследования действующие частные вузы были разделены на три категории: «фундаментальные», «коммерчески успешные», «теневые». Для каждой рассматриваемой группы были определены отличительные характеристики и признаки. В качестве результатов исследования авторами предложены направления развития негосударственного сектора высшего образования в России, направленные в итоге на рост человеческого капитала в стране.

Ключевые слова: частные университеты, негосударственный сектор высшего образования, условия функционирования частных образовательных организаций, финансовые ресурсы частных образовательных организаций, виды частных вузов.

Scientific article

Formation of human capital within private higher education in Russia

Grigoryev I.V. ivgrigorev@itmo.ru D.Sc., professor Gorovoy A.A. gorovoi@itmo.ru Ph.D. Gavrilyuk E.S. gavrilyukes@gmail.com Izotova A.G. agizotova@itmo.ru ITMO University 197101, Russia, St. Peterburg, Kronverkskypr., 49

Education, like healthcare, is one of the sources of human capital development. Creating and maintaining human capital requires significant effort. The private higher education sector is capable of solving the problem of accumulating human capital, thereby reducing the burden of the state. The article examines the institutional profile ofprivate higher education. The 90s of the 20th centuries were characterized by rapid growth in the number of private universities in Russia. Since the beginning of the 2000s of the 21st century, the number ofprivate universities and the number of their

22

students began to gradually decline, and numerous negative stereotypes were formed regarding non-state higher education. In this work, the authors tried to analyze the current state of the private higher education sector in Russia, determine its advantages and disadvantages, and identify further prospects for development. The goals set by the authors during the study are to analyze the current state of the private sector of higher professional education and search for directions for the development of non-state universities. The work is based on the study of scientific publications and reviews of the private sector of higher professional education, as well as on the basis of an analysis of statistical data from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and reports from rating agencies. The authors analyzed the current situation of private higher education in Russia and assessed its share in the educational services market. During the study, existing private universities were divided into three categories: "fundamental", "commercially successful", "shadow". For each group under consideration, distinctive characteristics and characteristics were identified. As the results of the study, the authors proposed directions for the development of the non-state sector of higher education in Russia, ultimately aimed at the growth of human capital in the country. Keywords: private universities, non-state sector of higher education, conditions of functioning of private educational organizations, financial resources of private educational organizations, types of private universities.

Образование, как и здравоохранение является одним из источников развития человеческого капитала. В России имеет место две комплементарные институционально-правовые формы существования высшего образования: государственное и частное. Поэтому роль частного сектора образования необходимо оценивать и с позиции его возможности накопления человеческого капитала. Частное высшее образование в России имеет продолжительную историю. Одним из первых высших учебных заведений считается Киево-Могилянская коллегия, получившая статус вуза в 1701 г. В XVП-XVШ в. В Москве создаются сразу несколько высших учебных заведений: Славяно-латинская академия (1687 г.) и Первый классический университет (1755 г.), а в Петербурге - Морская академия (1715 г.), Академический университет (1724 г.), Кадетские корпуса (1731 г.), Горное училище (1773 г.) [1]. Одними из первых работ, которые систематизировали историю отечественной частной высшей школы, стали диссертационные исследования Климочкиной Н.Я. «Народные университеты в России» и Воробьевой Ю.С. «Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского» [2, 3]. Данные работы были посвящены частным образовательным учреждениям России, функционирующим до 1917 г. В период с 1917 по 1991 гг. частная высшая школа в России не существовала по объективным историческим причинам. В конце XX века на фоне бурного роста количества частных вузов возобновился и исследовательский интерес к истории негосударственного высшего образования в России. Данной тематике посвящены труды следующих отечественных и зарубежных ученых: Раскин Д.И., Веникова М.С., Березовский А.П., Михеева В.В., Дэниел Леви.

В 1991 г. был принят закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который позволял создаваться негосударственным образовательным учреждениям [4]. А законом РФ «Об образовании», принятом в 1992 году, была закреплена возможность существования негосударственных образовательных учреждений в системе высшего профессионального образования [5]. 90-е годы XX отличались бурным ростом количества частных вузов [6]. Кроме того, многие частные образовательные учреждения открыли большое количество филиалов. Основными направлениями подготовки специалистов университетов нового типа стали социально-гуманитарные науки: менеджмент, юриспруденция, бухгалтерский учет, психология. В настоящий момент многие исследователи констатируют стагнацию частного сектора высшего профессионального образования, особенно это наблюдается на отечественном уровне. Количество частных вузов и количество их студентов в России к настоящему времени значительно снизилось, что показывает и данное исследование [7]. При этом данная тема требует более подробного рассмотрения, т.к. большое количество экспертов придерживается мнения, что эффективная и качественная поддержка сектора частной высшей школы создает благоприятную конкурентную среду, способствующую развитию высшего образования, и содействует совершенствованию научно-инновационной деятельности, которая положительным образом влияет на экономику в целом [8, 9]. Именно поэтому необходимо определять пути роста и принимать меры, ориентированные на интенсивное развитие процессов, протекающих в частных вузах, и улучшение качества предоставляемых данными организациями услуг. Таким образом, вопрос определения перспектив и направлений развития сектора частного высшего образования в России является актуальным.

Целью исследования является анализ состояния российского частного сектора высшего профессионального образования в настоящий момент и поиск перспектив и направлений развития частных университетов.

Теоретической базой исследования выступают научные публикаций российских и зарубежных ученых в области частного сектора высшего профессионального образования, а информационной базой работы являются

Введение

Цель и методы исследования

статистические данные Министерства науки и высшего образования РФ и отчеты рейтинговых агентств. В статье используются следующие методы исследования: анализ и синтез информации, обобщения, классификации и конкретизации данных.

Анализ современного состояния российского частного сектора высшего профессионального образования

Согласно отчету ВПО-1 Минобрнауки в 2023 году в России насчитывается 724 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), 227 из которых являются частными [9]. То есть доля частных организаций высшего образования составляет 31%. Если рассматривать показатель, отражающий количество учащихся, то можно отметить следующее: из 4 325 280 человек, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, студентами частных вузов выступают 488 926 человек (11%) [10].

В табл. 1 представлена динамика изменений основных количественных показателей, связанных со структурой организаций высшего образования, за последние десять лет.

Таблица 1

Количество государственных и частных вузов и обучающихся в них студентов в 2013 и 2023 гг

Показатель 2013 год 2023 год

Всего Доля, в % Всего Доля, в %

Количество государственных вузов, шт 578 59,65 497 68,65

Количество частных вузов, шт 391 40,35 227 31,35

Количество обучающихся в государственных вузах, чел 4 761 978 84,33 3 836 354 88,7

Количество обучающихся в частных вузах, чел 884 693 15,67 488 926 11,3

Источник: составлено авторами на основе данных [10]

Проанализировав информацию, представленную в таблице, можно отметить, что за последние десять лет количество частных вузов в России сократилось на 42%, а количество студентов, обучающихся в частных образовательных учреждениях, сократилось на 45%. Также рассматриваемый в работе отчет был проанализирован на определение наиболее значимого для частного сектора высшей школы уровня образования (см. табл. 2, 3).

Таблица 2

Количество обучающихся на программах высшего профессионального образования в государственных и негосударственных вузах в 2022 году

Программа Государственные вузы Частные вузы

Количество обучающихся, чел. Доля, в % Количество обучающихся, чел. Доля, в %

Бакалавриат 2 454 296 65,5 321 974 83,5

Специалитет 790 809 21,1 33 235 8,6

Магистратура 499 488 13,3 30 216 7,8

Итого: 3 744 593 100,0 385 425 100,0

Источник: составлено авторами на основе данных [10]

Таблица 3

Количество программам высшего профессионального образования в государственных и негосударственных вузах в 2022 году

Программа Государственные вузы Частные вузы

Количество программ, шт. Доля, в % Количество программ, шт. Доля, в %

Бакалавриат 28 351 56,8 2 213 69,4

Специалитет 4 636 9,3 218 6,8

Магистратура 16 884 33,9 758 23,8

Итого: 49 871 100,0 3 189 100,0

Источник: составлено авторами на основе данных [10]

Изучение отображенной в таблице информации показало следующую закономерность: доля программ бакалавриата у частных университетов составляет 84% (от числа студентов) и 69% (от общего числа программ), тогда как у государственных вузов такая доля составляет 66% и 57% соответственно. То есть, можно сделать вывод, что частные вузы, в основном, ориентированы и специализируются на программах бакалавриата.

Интересна и финансовая составляющая, выраженная следующими показателями: распределение доходов и основных фондов, наличие персонала у государственных и частных вузов. В табл. 4 приведены сведения, взятые из отчетов статистических данных Министерства науки и высшего образования РФ за 2022 год. Столбец с определением показателей в расчете на одного студента был добавлен для нормирования данных и отражения более объективной оценки.

Таблица 4

Основные показатели деятельности государственных и частных вузов за 2022 год

Показатель Государственные вузы Частные вузы Сравнение показателей (3/5)

Значение В расчете на 1 студента Значение В расчете на 1 студента

1 2 3 4 5 6

Основные фонды, тыс. руб. 1 521 504 756,30 406,3 40 983 893,40 106,3 3,82

Объем поступивших средств, тыс. руб. 1 160 497 695, 80 309,9 72 905 864,30 189,2 1,64

Фонд оплаты труда, тыс. руб. 683 737 751,40 182,6 41 898 208,60 108,7 1,68

Всего сотрудников, чел. 508 531,80 0,136 24 520,30 0,064 2,13

В т.ч. ППС, чел. 168 961,30 0,045 9 579,70 0,025 1,82

Источник: составлено авторами на основе данных [9]

Согласно данным, отраженным в табл. 4, основных фондов у государственных фондов в 3,82 раза больше, чем у частных вузов. Также государственные вузы привлекают денежные средства в расчете на одного студента в 1,64 раза больше, чем частные вузы. На одного студента у государственного вуза приходится 310 тыс. руб.

ежегодного финансирования в то время, как частный университет на одного студента привлекает финансирования только в размере 189 тыс. руб. Как следствие, затраты в виде расходов на оплату труда в пересчете на 1 студента у государственных вузов в 1,68 раз выше, чем у частного вуза.

Похожая ситуация обстоит и с привлечением кадров в организации частной высшей школы. Очевидно, что численность студентов в негосударственных вузах меньше, однако, если рассматривать данные, отражающие количество привлеченных сотрудников в расчете на одного студента, то можно отметить у государственных университетов они выше в 2,13 (общее количество сотрудников) и 1,82 (количество III 1С ) раза.

Таким образом, проанализировав всю информацию в представленных выше таблицах, можно сделать следующий вывод: частные университеты проигрывают государственным по всем основным показателям. К данным показателям относятся - количество студентов, уровень и количество преподаваемых программ, объем привлеченных средств, оснащенность основными фондами, штатная численность персонала.

Помимо исследования данных, отраженных в статистических отчетах по мониторингу высшего образования и показывающих деятельность университетов, необходимо рассмотреть какие места занимают частные университеты в российских рейтингах вузов. Данные рейтинги направлены на комплексную и всестороннюю оценку образовательных учреждений по различным параметрам: образование, наука, инновации и т.д. Нахождение вуза в рейтингах отражает высокое качество предоставляемых им услуг и эффективное функционирование происходящих в нем процессов, и попадание частных университетов в общероссийские рейтинговые системы - скорее является исключением, чем правилом. Рассмотрим позиции представителей негосударственного сектора высшего образования за последние несколько лет.

Так Российская экономическая школа (институт) заняла 8 место в рейтинге Forbes 100 лучших российских вузов 2022 года [11]. Университет «Синергия» занял третье место в рейтинге компании HeadHunter 2022-2023 года. Данный рейтинг оценивал востребованность выпускников вуза у работодателей [12]. Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка) заняла 9 место в рейтинге «Топ-10 университетов России по баллам ЕГЭ студентов, поступивших на программы бакалавриата» в 2022 году [13].

Как можно заметить, единичные представители частных университетах фигурируют в топе лучших вузов. Частному образованию необходимо развиваться и наращивать свои конкурентные преимущества за счет усиления основных показателей деятельности. Действующее положение частного сектора высшего образования в России не является исключением в мировой практике. Для того, чтобы определить основные пути развития отечественного негосударственного образования и выстроить ключевые рекомендации по совершенствованию аналогичным методом, нужно рассмотреть положение частных университетов на международном уровне.

Высшее образование в США всегда функционировало на рыночных условиях, американские частные вузы возглавляют международные рейтинги, являются крупнейшими налогоплательщиками и образуют значимый сектор экономики. Доля частных вузов составляет чуть более 50% [14]. В континентальной Европе долгое время существовала тесная интеграция между университетами и государством. Правительство, а не рынок, инициировало изменения и реформы в сфере высшего образования, поддерживало вузы и устанавливало правила конкуренции (т. е. создавало ситуацию искусственного квази-рынка) [15]. В азиатских странах, в Китае и Японии, частные вузы стали появляться после Второй мировой войны, поскольку огромные массы населения нуждались в образовании. Государство этому процессу активно содействовало, поддерживая прямыми и косвенными способами частные вузы. В арабских странах негосударственные вузы часто тоже поддерживались государством, но их подспудная цель была в том, чтобы ограничить миграцию молодого населения в западные страны [7].

Российское государство через различные программы поддержки вузов (Национальные исследовательские университеты, Федеральные университеты и Опорные университеты, Проект «5-100», Приоритет 2030), с одной стороны, и жесткой системой государственной аккредитации, с другой стороны, осуществляет модель развития высшего образования больше соответствующей европейской модели.

Классификация частных университетов

В настоящее время эксперты выделяют несколько типов частных университетов. Лебедева А. в своей статье выделяет три условные группы частных университетов: университеты, ориентированные на реализацию определенной миссии, «предпринимательские университеты» и коммерческие вузы, играющие на низкой стоимости обучения, доступных формах и простой схеме обучения [16]. Для первой группы вузов свойственны сильные образовательные и научные направления деятельности, наличие определенной модели финансирования и попадание в национальные рейтинги. Вторая группа отличается тем, что смогла результативно конкурировать с государственными учреждениями и занять в секторе высшего образования свою небольшую, но стабильную нишу. Организации из последней группы в основном нацелены на получение прибыли и уже подверглись сокращению в силу своих отрицательных характеристик [16].

Еще одну систему группировки частных университетов, несколько отличающуюся от классификации, описанной выше, в блоге издания «Бизнес Online» предлагает заведующий кафедрой реактивных двигателей и

энергетических установок Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-Каи - Алексей Лопатин. По его мнению представителей сектора негосударственного высшего образования также можно разделить на три укрупненные группы: «нишевые» вузы (специфика образовательных программ за счет изучения конкретных направлений, серьезная исследовательская работа), «реальные» университеты (конкуренция с государственными вузами за счет современных образовательных технологий и гибкого, индивидуального подхода к обучению) и чисто коммерческие вузы (постоянно «играют» на стоимости обучения, преимущественно применяют заочные и дистанционные методы обучения, находятся на грани рентабельности) [17].

Отдельно можно выделить такую группу частных образовательных учреждений, как религиозные университеты и колледжи, которые распространены за рубежом (преимущественно, в США и Европе), но практически не представлены в России [16].

В ходе проведения исследования, авторами была предложена классификация действующих частных вузов в России, выделяющая три крупных группы университетов, неодинаковых по своим масштабам и характеристиками:

- Фундаментальные,

- Коммерчески успешные,

- Теневые.

Фундаментальные. Данные университеты широко известны своими исследованиями, научными конференциями, исследовательскими проектами, которые научным сообществом оценено достаточно высоко. Такие вузы характеризует высокая публикационная активность, авторитет и уважение в академической среде. Примеры вузов из данной группы: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Российская экономическая школа (институт); Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка).

Коммерчески успешные. Вузы из этой группы характеризует наличие истории бизнес-успеха. Данным университетам свойственны высокие финансовые показатели, яркие маркетинговые политики. Вузы из этой категории проводят резонансные запоминающиеся мероприятия, подобно приглашению Арнольда Шварценеггера на Synergy Global Forum в 2019 году. Примеры вузов из данной группы: Университет «Синергия» (выручка 8,1 млрд руб. за 2022 год); Университет «Иннополис» (выручка 1,2 млрд руб. за 2022 год).

Теневые. Вузы из этой категории и ответственны за создание негативного образа «коммерческого института» в нашей стране. Можно привести следующий пример собирательного образа такого вуза. Направления подготовки: менеджмент, экономика, юриспруденция, психология. Десятки филиалов, открытые даже в городах районного значения. Такие вузы зачисляют студентов с минимально возможными баллами по ЕГЭ, а отчисляют студентов только в случае непоступления платы за обучение. Как правило, такие вузы лишаются лицензии на право осуществления образовательной деятельности и (или) государственной аккредитации образовательных программ.

Появление в 90-е годы XX века и в начале нулевых годов XXI века «теневых вузов» (в той интерпретации, которая приведена в данной статье) является большой проблемой, заслуживающей отдельных исследований и глубокого осмысления данного феномена.

Необходимость существования негосударственного сектора высшего профессионального образования экспертами не ставится под сомнение. Данные вузы снижают нагрузку государства на финансирование высшей школы, создают конкуренцию. Если не допускать развития сектора негосударственного образования, недооценивать его, а решать конкурентные проблемы только административными методами, это может привести к стагнации, как образования, так и экономики, в целом. Необходимо допустить мысль, что в современном постиндустриальном обществе, образование не может существовать независимо от рыночной экономики, быть оторванным от него [18].

В силу существования данных факторов, частное образование в России должно развиваться. Если рассматривать пути развития негосударственного образования по выделению его основных групп, то можно сделать следующие выводы [9]:

- Первые две группы частных университетов должны продолжать траекторию развития через приращение научного и инновационного потенциала, привлечения финансирования, адаптацию образовательных программ под современные образовательные тренды и требования рынка труда. Вузы данных групп имеют большие шансы на еще более плотную конкуренцию с государственными учреждениями, и в будущем, возможно, смогут рассчитывать на то, чтобы стать полноценными участниками государственных программ поддержки образования.

- Представители «теневого» сектора вряд ли смогут рассчитывать на существенный рост своей доли в отрасли, «поскольку есть общие демографические и институциональные факторы, которые будут способствовать ее сжатию или радикальной переориентации на другие формы образования» [16].

Рекомендации по развитию негосударственных организаций высшего образования в России

Улучшить качество частного высшего образования и расширить его действующую долю на образовательном рынке, составляющую 10%, возможно с помощью следующих рекомендаций, которые, на наш взгляд, весьма необходимы.

Борьба со стереотипами. В отношение частных вузов существует много стереотипов. Частные вузы называют «фабриками, печатающие дипломы», «заборостроительными институтами». Считается, что в частный вуз поступают троечники, не желающие учиться. Повсеместен стереотип о низком качестве образования частного вуза, при том, что профессорско-преподавательский состав в государственном и негосударственном вузе зачастую совпадает из-за широкой практики работы по совместительству у преподавателей. Помочь борьбе со стереотипами помогут следующие меры: повышение вступительного балла по ЕГЭ, более активная деятельность государства по лишению лицензий и аккредитаций у заведений, которые в данной статье названы «теневыми вузами».

Научная активность. При изучении главных страниц официальных сайтов частных вузов крайне редкое можно обнаружить упоминание о научных конференциях, исследованиях, исследовательских проектах, которые проводят данные образовательные учреждения. Вузы, не проводящие значимые исследования и конференции, у которых отсутствует патенты и публикации, как раз и ассоциируются с недобросовестными участниками рынка высшего профессионального образования. Частным вузам необходимо не только увеличить число научных конференций, исследовательских проектов, публикаций в журналах ВАК и Scopus, но и придать им максимально возможную огласку.

Трудоустройство. В России выпускники вузов 2022 года стали реже устраиваться на работу - процент трудоустройства составил около 73%, и, в первую очередь, эта проблема касается выпускников негосударственных вузов [19].

Современный рынок труда рассматривает диплом о высшем образовании не как независимый сигнал о продуктивности работника, а как необходимый пререквизит для найма, который может быть дополнен другими информативными характеристиками. Наиболее показательная из них - репутация университета, выдавшего диплом. Неоднородное качество высшего образования, которое значительно разнится между университетами, вместе с неоднородным развитием регионов приводит к существенным различиям в возможностях трудоустройства выпускников. Хотя среди частных вузов в России есть достойные представители, конкурирующие с ведущими государственными образовательными организациями, в среднем негосударственные вузы в общественном представлении ассоциируются с более низким качеством подготовки кадров [20].

В настоящий момент практика негосударственной поддержки образовательных инициатив развита достаточно слабо [21]. Частным вузам стоит усилить сотрудничество с бизнесом: открывать совместные кафедры, программы подготовки специалистов, специализированные под нужды конкретных компаний. Ориентир на трудоустройство выпускников в деятельности частных вузов поможет устранить предвзятое отношение к негосударственному сектору высшего образования в России у абитуриентов.

До сих пор образовательная услуга направлена на отдельного гражданина, желающего обучиться, но возможно выстроить модель, где работа ведется и с руководителями коммерческой компании [22].

Выводы

В настоящее время частные университеты являются неотъемлемой частью рынка образовательных услуг в России. Комплексное развитие и грамотное совершенствование таких вузов повысят эффективность основных процессов внутри образования, что положительным образом отразится на процессе накопления человеческого капитала.

В ходе проведения исследования авторами был подробна изучена сфера высшего частного образования и рассмотрены основные показатели, характеризующие организации этой сферы. Произведенный анализ показал, что негосударственные вузы по всем основным параметрам (доля на рынке, количество студентов, уровень и количество преподаваемых программ, объем привлеченных средств, оснащенность основными фондами, штатная численность персонала) уступают государственным университетам. В связи с этим необходимо их развитие и последующее увеличение общей доли на рынке. Также были проанализированы различные классификации частных университетов, которые выделяли три ключевых группы вузов по различным признакам. Авторами была предложена собственная классификация частных вузов, включающая в себя три категории: «фундаментальные», «коммерчески успешные», «теневые». Для каждой из групп были выявлены отличительные признаки и характеристики, отражающие основные направления и методы работы образовательных организаций.

В качестве одного из наиболее существенных результатов исследования были разработаны и предложены направления для развития негосударственного сектора высшего образования в России, направленные в итоге на рост человеческого капитала в стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Михеева В.В. Частная высшая школа России: история и актуальные проблемы изучения // Человек и культура. 2022. № 2. С. 68-80.

2. Климочкина Н.Я. Народные университеты в России 1905-1917 гг.: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.00. Москва, 1970. 316 с.

3. Воробьева Ю.С. Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата исторических 10.25136/2409-8744.2022.2.37758 Человек и культура, 2022 - 2 77 наук. (07.00.02) / АН СССР. Ин-т истории СССР. Москва: [б. и.], 1973. 31 с.

4. Закон РСФСР N 445-I «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г.

5. Закон РФ N 3266-1 «Об образовании» от 10 июля 1992 г.

6. Скворцов Н.И., Павлов Н.С. Условия и проблемы функционирования частных образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации // Научные записки молодых исследователей. 2022. № 2. С.343-348.

7. Негосударственные вузы — временное явление? Актуальные исследования и разработки в области образования [Электронный ресурс] -URL: https://www.hse.ru/news/edu/71991874.html (дата обращения 05.01.2024);

8. «Задача частных вузов - создавать конкурентную среду» [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/38BV8K (дата обращения: 19.01.2024).

9. Мануйлова Анастасия «У частных образовательных учреждений большой потенциал для развития» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5005680 (дата обращения: 19.01.2024).

10. Высшее образование [Электронный ресурс]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 05.01.2024).

11. Лучшие российские вузы - 2022 Рейтинг Forbes [Электронный ресурс] - URL: https://www.forbes.ru/society/482914-lucsie-rossijskie-vuzy-2022-rejting-forbes (дата обращения 05.01.2024).

12. Лучшие вузы России по версии hh.ru 2022-2023. Исследование компании HeadHunter [Электронный ресурс] -URL: https://spb.hh.ru/article/31475 (дата обращения 05.01.2024).

13. Качество приема в российские вузы: 2022. Исследование ВШЭ [Электронный ресурс] - URL: https://www.hse.ru/ege2022 (дата обращения 05.01.2024).

14. Карелина И.Г., Соболев А.Б., Сорокин С.О. Мониторинг деятельности образовательных организаций -инициатива системных изменений в высшем образовании // Высшее образование сегодня. 2015. №7. С. 37-43.

15. Участие в управление университетом. Научное издание / ответ. ред. О. Бычкова. - СПб.: Норма, 2016. 120 с.

16. Лебедева А. «Нет больших возможностей для развития частных университетов» [Электронный ресурс]. - URL: https://indicator.ru/humanitarian-science/negosudarstvennye-vuzi-perspektiva.htm (дата обращения: 08.01.2024).

17. Алексей Лопатин «Приведи абитуриента и получи фиксированную выплату!» [Электронный ресурс]. - URL: https://m.business-gazeta.ru/blog/587148 (дата обращения: 08.01.2024).

18. Арясова Д.В., Барбаков Г.О. Негосударственное частное образование в системе российского высшего образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 11-2. С. 22-27.

19. Выпускники российских вузов стали реже устраиваться на работу [Электронный ресурс]. - URL: https://lenta.ru/news/2023/08/23/trud_stud/ (дата обращения 05.01.2024).

20. Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы [Текст]: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / Н. К. Емелина, К. В. Рожкова, С. Ю. Рощин, С. А. Солнцев, П. В. Травкин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики. - 2022. - 160 с.

21. Щеглова Д.В., Опфер Е.А., Гармонова А.В. Институциональная система поддержки магистратуры в России: негосударственные игроки и эффекты их влияния // Университетское управление: практика и анализ. 2022. № 2. С. 67-80.

22. Рогозин А.Ю. Необходимость повышения качества высшего образования, получаемого в частных высших учебных заведениях с учетом опыта частных университетов Новой Зеландии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. №1 (112). С. 216-225.

References

1. Mikheeva V.V. Chastnaya vysshaya shkola Rossii: istoriya i aktual'nye problemy izucheniya // Chelovek i kul'tura. 2022. № 2. S. 68-80.

2. Klimochkina N.Ya. Narodnye universitety v Rossii 1905-1917 gg.: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.00. Moskva, 1970. 316 s.

3. Vorob'eva Yu.S. Moskovskii gorodskoi narodnyi universitet im. A.L. Shanyavskogo [Tekst]: Avtoreferat dis. na soiskanie uchenoi stepeni kandidata istoricheskikh 10.25136/2409-8744.2022.2.37758 Chelovek i kul'tura, 2022 - 2 77 nauk. (07.00.02) / AN SSSR. In-t istorii SSSR. Moskva: [b. i.], 1973. 31 s.

4. Zakon RSFSR N 445-I «O predpriyatiyakh i predprinimatel'skoi deyatel'nosti» ot 25 dekabrya 1990 g.

5. Zakon RF N 3266-1 «Ob obrazovanii» ot 10 iyulya 1992 g.

6. Skvortsov N.I., Pavlov N.S. Usloviya i problemy funktsionirovaniya chastnykh obrazovatel'nykh organizatsii vysshego obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii // Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei. 2022. № 2. S. 343-348.

7. Negosudarstvennye vuzy — vremennoe yavlenie? Aktual'nye issledovaniya i razrabotki v oblasti obrazovaniya [Elektronnyi resurs] -URL: https://www.hse.ru/news/edu/71991874.html (data obrashcheniya 05.01.2024);

8. «Zadacha chastnykh vuzov - sozdavat' konkurentnuyu sredu» [Elektronnyi resurs]. - URL: https://clck.ru/38BV8K (data obrashcheniya: 19.01.2024).

9. Manuilova Anastasiya «U chastnykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii bol'shoi potentsial dlya razvitiya» [Elektronnyi resurs]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5005680 (data obrashcheniya: 19.01.2024).

10. Vysshee obrazovanie [Elektronnyi resurs]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (data obrashcheniya: 05.01.2024).

11. Luchshie rossiiskie vuzy - 2022 Reiting Forbes [Elektronnyi resurs] - URL: https://www.forbes.ru/society/482914-lucsie-rossijskie-vuzy-2022-rejting-forbes (data obrashcheniya 05.01.2024).

12. Luchshie vuzy Rossii po versii hh.ru 2022-2023. Issledovanie kompanii HeadHunter [Elektronnyi resurs] - URL: https://spb.hh.ru/article/31475 (data obrashcheniya 05.01.2024).

13. Kachestvo priema v rossiiskie vuzy: 2022. Issledovanie VShE [Elektronnyi resurs] - URL: https://www.hse.ru/ege2022 (data obrashcheniya 05.01.2024).

14. Karelina I.G., Sobolev A.B., Sorokin S.O. Monitoring deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsii - initsiativa sistemnykh izmenenii v vysshem obrazovanii // Vysshee obrazovanie segodnya. 2015. №7. S. 37-43.

15. Uchastie v upravlenie universitetom. Nauchnoe izdanie / otvet. red. O. Bychkova. - SPb.: Norma, 2016. 120 s.

16. Lebedeva A. «Net bol'shikh vozmozhnostei dlya razvitiya chastnykh universitetov» [Elektronnyi resurs]. - URL: https://indicator.ru/humanitarian-science/negosudarstvennye-vuzi-perspektiva.htm (data obrashcheniya: 08.01.2024).

17. Aleksei Lopatin «Privedi abiturienta i poluchi fiksirovannuyu vyplatu!» [Elektronnyi resurs]. - URL: https://rn.business-gazeta.ru/blog/587148 (data obrashcheniya: 08.01.2024).

18. Aryasova D.V., Barbakov G.O. Negosudarstvennoe chastnoe obrazovanie v sisteme rossiiskogo vysshego obrazovaniya // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2022. № 11-2. S. 22-27.

19. Vypuskniki rossiiskikh vuzov stali rezhe ustraivat'sya na rabotu [Elektronnyi resurs]. - URL: https://lenta.ru/news/2023/08/23/trud_stud/ (data obrashcheniya 05.01.2024).

20. Vypuskniki vysshego obrazovaniya na rossiiskom rynke truda: trendy i vyzovy [Tekst]: dokl. k XXIII Yasinskoi (Aprel'skoi) mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 2022 g. / N. K. Emelina, K. V. Rozhkova, S. Yu. Roshchin, S. A. Solntsev, P. V. Travkin; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki. - 2022. - 160 s.

21. Shcheglova D.V., Opfer E.A., Garmonova A.V. Institutsional'naya sistema podderzhki magistratury v Rossii: negosudarstvennye igroki i effekty ikh vliyaniya // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2022. № 2. S. 67-80.

22. Rogozin A.Yu. Neobkhodimost' povysheniya kachestva vysshego obrazovaniya, poluchaemogo v chastnykh vysshikh uchebnykh zavedeniyakh s uchetom opyta chastnykh universitetov Novoi Zelandii // Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. 2023. №1 (112). S. 216-225.

Статья поступила в редакцию 08.02.2024 Received 08.02.2024

Принята к публикации 27.02.2024 Accepted for publication 27.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.