Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ПРОСОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ПРОСОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОСОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / НЕКОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерошенкова Елена Ивановна, Исаев Илья Федорович, Ерошенков Николай Викторович, Тарасова Светлана Ивановна, Дуплякина Алина Вадимовна

Формирование человеческого капитала в различных сферах общества воспринимается как особая ценность. Роль человека с его когнитивными и некогнитивными способностями связывается с преобразованиями, конкурентоспособностью, темпами развития общества. Особенно это актуально для «помогающих» профессий, предполагающих деятельность в диадах «человек - человек», «человек - коллектив», «человек - общество». К таким профессиям можно отнести педагогов, офицеров полиции и др. Цель статьи связана с выявлением возможностей и социальных практик высших учебных заведений, направленных на формирование человеческого капитала и просоциальных установок обучающихся. Методы исследования представляют: контент-анализ нормативных источников, анализ материалов в базах данных открытого доступа; опрос среди обучающихся двух вузов: Белгородского государственного национального исследовательского университета (180 чел.) и Белгородского юридического института МВД России имени И.В. Путилина (112 чел.). Объектом были просоциальные практики вузов по формированию человеческого капитала. В результате исследования было определено «облако» ассоциаций с терминами «человеческий капитал», «просоциальная установка личности» и «высшее образование», куда вошли «благо», «потенциал», «инвестиции», «конкурентоспособность» и др. Выявлены просоциальные законодательные инициативы на уровне государства и отдельных вузов. Были определены преобладающие уровни вовлечения обучающихся в просоциальные практики (средний - 43,15%; выше среднего - 15,75%; высокий - 11,75%), приоритет учебной (64,5%) и практико-ориентированной (64%) микросред вуза в формировании человеческого капитала, а также степень участия обучающихся в различных видах и сферах социальной активности с учетом влияния вуза (по рангам: 1) образовательно-развивающая; 2) общественно-педагогическая (общественно-служебная); 3) досуговая, спортивная; социокультурная; 4) здоровьеориентированная; 5) альтруистическая (бескорыстная), волонтерская; гражданская, патриотическая) из рассматриваемых 13 позиций. В итоге были сформулированы факторы, влияющие на результативность формирования человеческого капитала в вузе (уровень законодательной базы; возможности вуза; запросы общества и потребителей образовательных услуг; установка обучающегося); предложены управляющие воздействия интеграции миссии вуза, конкурентоспособности его субъектов, корпоративной ценности человеческих ресурсов. Перспективы связаны с разработкой интегративной Концепции формирования просоциальной установки обучающихся вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерошенкова Елена Ивановна, Исаев Илья Федорович, Ерошенков Николай Викторович, Тарасова Светлана Ивановна, Дуплякина Алина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HUMAN CAPITAL AND PRO-SOCIAL ATTITUDES OF FUTURE TEACHERS AND UNIVERSITY STUDENTS

The formation of human capital in various spheres of society is perceived as a special value. The role of a person with his cognitive and non-cognitive abilities is associated with transformations, competitiveness, and the pace of development of society. This is especially true for “helping” professions that involve activities in the dyads “person - person”, “person - team”, “person - society”. These professions include teachers, police officers, etc. The purpose of the article is to identify the opportunities and social practices of higher education institutions aimed at the formation of human capital and pro-social attitudes of university students. Research methods are: content analysis of regulatory sources, analysis of materials in open access databases; a survey among students of two universities: the Belgorod State National Research University (180 people) and the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.V. Putilina (112 people). The object was the pro-social practices of universities in the formation of human capital. As a result of the study, a “cloud” of associations with the terms “human capital”, “pro-social attitude of the personality” and “higher education” was identified, which included “good”, “potential”, “investment”, “competitiveness”, etc. Prosocial legislative initiatives at the level of the state and individual universities. The prevailing levels of student involvement in pro-social practices were identified (average - 43.15%; above average - 15.75%; high - 11.75%), the priority of educational (64.5%) and practice-oriented (64%) microenvironments. the university in the formation of human capital, as well as the degree of participation of students in various types and spheres of social activity, taking into account the influence of the university (by ranks: 1) educational and developmental; 2) public pedagogical (public service); 3) leisure, sports; sociocultural; 4) health oriented; 5) altruistic (unselfish), volunteer; civil, patriotic) of the 13 positions under consideration. In total, the factors influencing the effectiveness of the formation of human capital at the university were formulated (the level of the legal framework; the capabilities of the university; the needs of society and consumers of educational services; the student's attitude); the control effects of the integration of the mission of the university, the competitiveness of its subjects, the corporate value of human resources are proposed. Prospects are associated with the development of an integrative concept for the formation of a pro-social attitude of students of universities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ПРОСОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-01/ Дата публикации: 28.02.2021 УДК 378; 37.04

Е. И. Ерошенкова, И. Ф. Исаев, Н. В. Ерошенков, С. И. Тарасова, А. В. ДуплякинА

Формирование человеческого капитала и просоциальных установок обучающихся вузов

Формирование человеческого капитала в различных сферах общества воспринимается как особая ценность. Роль человека с его когнитивными и некогнитивными способностями связывается с преобразованиями, конкурентоспособностью, темпами развития общества. Особенно это актуально для «помогающих» профессий, предполагающих деятельность в диадах «человек - человек», «человек - коллектив», «человек - общество». К таким профессиям можно отнести педагогов, офицеров полиции и др.

Цель статьи связана с выявлением возможностей и социальных практик высших учебных заведений, направленных на формирование человеческого капитала и просоциальных установок обучающихся.

Методы исследования представляют: контент-анализ нормативных источников, анализ материалов в базах данных открытого доступа; опрос среди обучающихся двух вузов: Белгородского государственного национального исследовательского университета (180 чел.) и Белгородского юридического института МВД России имени И.В. Путилина (112 чел.). Объектом были просоциальные практики вузов по формированию человеческого капитала.

В результате исследования было определено «облако» ассоциаций с терминами «человеческий капитал», «просоциальная установка личности» и «высшее образование», куда вошли «благо», «потенциал», «инвестиции», «конкурентоспособность» и др. Выявлены просоциальные законодательные инициативы на уровне государства и отдельных вузов. Были определены преобладающие уровни вовлечения обучающихся в просоциальные практики (средний - 43,15%; выше среднего - 15,75%; высокий - 11,75%), приоритет учебной (64,5%) и практико-ориентированной (64%) микросред вуза в формировании человеческого капитала, а также степень участия обучающихся в различных видах и сферах социальной активности с учетом влияния вуза (по рангам: 1) образовательно-развивающая; 2) общественно-педагогическая (общественно-служебная); 3) досуговая, спортивная; социокультурная; 4) здоровьеориентированная; 5) альтруистическая (бескорыстная), волонтерская; гражданская, патриотическая) из рассматриваемых 13 позиций.

В итоге были сформулированы факторы, влияющие на результативность формирования человеческого капитала в вузе (уровень законодательной базы; возможности вуза; запросы общества и потребителей образовательных услуг; установка обучающегося); предложены управляющие воздействия интеграции миссии вуза, конкурентоспособности его субъектов, корпоративной ценности человеческих ресурсов. Перспективы связаны с разработкой интегративной Концепции формирования просоциальной установки обучающихся вузов.

Ключевые слова: человеческий капитал, просоциальное поведение, просоциальная установка, высшее образование, вуз, когнитивные способности, некогнитивные способности

Ссылка для цитирования:

Ерошенкова Е. И., Исаев И. Ф., Ерошенков Н. В., Тарасова С. И., Дуплякина А. В. Формирование человеческого капитала и просоциальных установок обучающихся вузов // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 66-79. сЬк 10.32744/р$е.2021.1.5

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-01/ Accepted: 4 January 2021 Published: 28 February 2021

e. i. eroshenkova, i. f. isaev, n. v. eroshenkov, s. i. tarasova, a. v. duplyakina

Formation of human capital and pro-social attitudes of future teachers and university students

The formation of human capital in various spheres of society is perceived as a special value. The role of a person with his cognitive and non-cognitive abilities is associated with transformations, competitiveness, and the pace of development of society. This is especially true for "helping" professions that involve activities in the dyads "person - person", "person - team", "person - society". These professions include teachers, police officers, etc.

The purpose of the article is to identify the opportunities and social practices of higher education institutions aimed at the formation of human capital and pro-social attitudes of university students.

Research methods are: content analysis of regulatory sources, analysis of materials in open access databases; a survey among students of two universities: the Belgorod State National Research University (180 people) and the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.V. Putilina (112 people). The object was the pro-social practices of universities in the formation of human capital.

As a result of the study, a "cloud" of associations with the terms "human capital", "pro-social attitude of the personality" and "higher education" was identified, which included "good", "potential", "investment", "competitiveness", etc. Prosocial legislative initiatives at the level of the state and individual universities. The prevailing levels of student involvement in pro-social practices were identified (average - 43.15%; above average - 15.75%; high - 11.75%), the priority of educational (64.5%) and practice-oriented (64%) microenvironments. the university in the formation of human capital, as well as the degree of participation of students in various types and spheres of social activity, taking into account the influence of the university (by ranks: 1) educational and developmental; 2) public pedagogical (public service); 3) leisure, sports; sociocultural; 4) health oriented; 5) altruistic (unselfish), volunteer; civil, patriotic) of the 13 positions under consideration.

In total, the factors influencing the effectiveness of the formation of human capital at the university were formulated (the level of the legal framework; the capabilities of the university; the needs of society and consumers of educational services; the student's attitude); the control effects of the integration of the mission of the university, the competitiveness of its subjects, the corporate value of human resources are proposed. Prospects are associated with the development of an integrative concept for the formation of a pro-social attitude of students of universities.

Keywords: human capital, pro-social behavior, pro-social attitude, higher education, university, cognitive abilities, non-cognitive abilities

For Reference:

Eroshenkova, E. I., Isaev, I. F., Eroshenkov, N. V., Tarasova, S. I., & Duplyakina, A. V. (2021). Formation of human capital and pro-social attitudes of future teachers and university students . Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 49 (1), 66-79. doi: 10.32744/ pse.2021.1.5

_Введение

Общество на современном этапе развития характеризуется осознанием всё возрастающей роли человека, его субъектности в различных сферах и видах деятельности. От человека: его мировоззрения, мироотношения, установок, ценностных ориентаций, мотивации, потенциала, творческих способностей, личностных и профессиональных качеств и др., - зависят направления преобразований в обществе, их темпы и результаты. В этой связи в настоящее время большое внимание уделяется формированию у молодого поколения не только когнитивных способностей, связанных с формированием системного критического мышления, различных способов познания, но и некогнитивных способностей. Некогнитивные способности личности, по мнению Я. Кузьминова, П. Сорокина, И. Фрумина, охватывают обширную область [8] и основаны на традиционных национальных ценностях: нравственности, патриотизме, гражданственности, духовности; связаны с ориентацией на здоровьесо-зидательные, культурные, семейные, экологические, образовательные ценности, как отдельные составляющие человеческого капитала и формирования просоциальных установок личности [8].

Вопросы формирования человеческого капитала в последнее десятилетие вызывают особенный интерес ученых, общественности и рассматриваются наряду с формированием социального, экономического и экологического капиталов [23]. Роль человеческого капитала и его формирования в настоящее время обсуждаются в банковской, экономической сферах, в области применения цифровых информационных, бережливых технологий и др. С педагогической точки зрения вызывают интерес труды Ю.В. Алексеева и авт. В.М. Белокур, Д.В. Белокур, В.А. Плаксина, Н.В. Семенец, в которых человеческий капитал рассматривается в контексте разработки доктрины человеческого капитала Российской Федерации [3]; М.В. Пьяновой, Р.В. Лавник - в плане определения его структурных компонентов и факторов, определяющих развитие [12]; Д.И. Галлямовой - в области формирования ценностных ориентаций молодежи средствами общественной государственной политики [2]; Л.И. Власюк и авт. В.К. Кашина, С.В. Макара - по определению индикаторов гуманизации регионального развития посредством человеческого капитала [1]; Ю.А. Масаловой - в контексте опоры на качество человеческих ресурсов как объекта управления в системе высшего образования [11]; Я. Кузьминова и авт. П. Сорокина, И. Фрумина - по определению общих и специальных навыков как компонентов человеческого капитала [8]; Г.В. Леонидовой, М.А. Головчина - по рассмотрению возможностей его развития с учетом приоритетов национального проекта «Образование» [10]; М.Н. Кичеровой, Г.З. Ефимовой - по рассмотрению влияния неформального образования на человеческий капитал через по-коленческий подход [7] и т.д.

В то же время исследования последних лет в трудах зарубежных ученых и отечественных авторов всё чаще обращают внимание в рассматриваемом контексте на значимость формирования нравственных (Н.В. Ерошенков [4]), просоциальных установок личности (A.N. Davis et al. [16]; J.E. Mills [20]), просоциальных индикаторов человеческого капитала средствами образования (Е.И. Ерошенкова [5], F. Boldrini [15], S. Itle-Clark, E. Comaskey [17], U. Kuswendi [18]). Однако, таких исследований с учетом специфики высшего образования, по нашему мнению, недостаточно.

Целью статьи является выявление возможностей и социальных практик высших учебных заведений, направленных на формирование человеческого капитала и про-социальных установок обучающихся.

_Материалы и методы

Исследование проводилось на основе контент-анализа нормативных источников; анализа материалов, представленных в базах открытого доступа: Академия Google, Elibrary, Science Direct и др.; а также на основе опроса, проведенного среди обучающихся педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») - 180 чел. и Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина (БелЮИ МВД России) - 112 чел. Опрос был составлен с опорой на методики, представленные в методических рекомендациях Н.В. Кухтовой, Н.В. Доморацкой «Просоциальное поведение специалистов, ориентированных на оказание помощи: теоретические основы и методики изучения», 2011 [9], а также на основе мнения экспертов (из числа ученых-педагогов и руководящих работников указанных вузов). Опрос проводился в удаленном режиме с помощью Google-форм. Он содержал ряд вопросов, с закрытыми и открытыми ответами (содержание подробнее будет описано далее), отдельные вопросы предполагали ранжирование. Объектом исследования были просоциальные практики вузов по формированию человеческого капитала. В задачи исследования входило обобщение этих существующих практик. Достоверность достигалась приведением результатов по каждому вузу, принявшему участие в исследовании, в отдельности. Результаты были подсчитаны с помощью математических способов обработки данных. Выборка обучающихся была обусловлена отнесенностью направлений их подготовки к «помогающим» профессиям (педагог, офицер полиции / будущий педагог, курсант) [9], предполагающим деятельность в диадах «человек - человек», «человек - коллектив», «человек - общество», что наиболее значимо с нашей точки зрения для рассматриваемой проблематики.

_Результаты исследования

Проведенное теоретическое исследование позволило определить круг дефиниций и подходов к их определению, составляющих ядро данного исследования:

1) человеческий капитал, по мнению коллектива авторов: К.А. Устиновой, Е.С. Губановой, Г.В. Леонидовой, - «это совокупность имеющихся у человека запаса способностей и качеств, как врожденных, так и приобретенных» [14, с. 16];

2) человеческий капитал, в интерпретации А.В. Трубникова, - «совокупность характеристик, позволяющая индивиду получать более высокие доходы в будущем» [13, с. 80];

3) человеческий капитал, в трактовке М.В. Пьяновой, Р.В. Лавник, - это «источник конкурентного преимущества национальной экономики или отдельно взятого региона» [12, с. 183] и др.

Несмотря на разнообразие трактовок и подходов к определению основной категории, мы в своем исследовании опираемся на интеграцию терминов и мнение Д.И. Гал-лямовой, которая утверждает, что «человеческий капитал представляет собой совокуп-

ность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества» [2, с. 84]. При этом наращивание человеческого капитала взаимосвязано с развитием человеческого потенциала в определенном социуме, управлением человеческими ресурсами.

Так, согласно «Доктрине человеческого капитала Российской Федерации (проект)», «высокое качество человеческого потенциала РФ обусловлено уникальной духовно-нравственной традицией и миссионерским предназначением российской нации, призванной стать оплотом разума и мирохранения на планете» [3, с. 11]. В этой связи вызовы времени, потребности человека и общества сегодня связаны не только с глобальным развитием в интеллектуальной, технологической, культурной сфере, но и с поддержкой волонтерских практик, самореализации личности, вовлечением молодежи в различные благотворительные акции, приносящие реальную пользу обществу. Данный тезис подтверждается в ряде действующих на сегодняшний день нормативных документов. Так, согласно федеральному документу «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года», ключевой задачей в рассматриваемой области является «воспитание патриотически настроенной молодежи с независимым мышлением, способной принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи» [24]. В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» (2012 г.) отмечено: «образование, представляя собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, является общественно значимым благом, осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства» [25] и т.д. Такая трактовка ключевых терминов и задач, определяя нематериальную специфику человеческого капитала, по нашему мнению, носит просоциальный характер, так как, учитывая значение приставки про- (от древне-русского «про-» - ради; чешского, латинсткого - «для»), ориентирует молодежь, обучающихся на определенную деятельность, активность ради блага, для пользы обществу, сообществам, индивидам [5]. Это, по нашему мнению, подчеркивает значимость и взаимосвязь просоциальной установки отдельной личности и человеческого капитала, в целом. Под просоциальной установкой личности мы понимаем устойчивые ценностные ориентации, убеждения, позиции, настрой, готовность, предрасположенность субъекта к «помогающему» поведению, социально положительным поведенческим актам, действиям, поступкам, их системности и последовательности.

В настоящее время со стороны государства наблюдается достаточно различных инициатив, в том числе законодательных, которые стимулируют формирование человеческого капитала посредством вовлечения личности, коллективов в просоциальные социокультурные практики. Эти практики зачастую направлены на заботу, поддержку воспитания, формирование ценностных установок подрастающего поколения и др. (примеры финансирования государством съемок кинофильмов патриотической тематики, создания общероссийской детской организации «Российское движение школьников, внедрения регионального проекта Белгородской области «Доброжелательная школа» и т.д.). Это всё обусловлено, по нашему мнению, осознанием роли и необходимости определенной поддержки современной российской молодежи в ситуации проблемности выбора их системы ценностных ориентиров в условиях остаточного влияния коммунистической идеологии советского прошлого, противоречивости западно-либеральных ценностей, неоднозначной трактовки истории, традиций, влияния пандемического кризиса и др.

В сложившихся условиях отметим важную роль образования, в целом, и высшего образования, в частности, в рассматриваемом контексте, так как оно соединяет в себе и ориентиры подготовки кадров высшей квалификации, и ориентиры в сфере профессионального образования, и в сфере молодежной политики. В этой связи считаем уместным привести мнение исследователей Л.И. Власюк, В.К. Кашина, С.В. Макар, которые утверждают, что «уровень образования населения - один из базовых показателей, используемых в оценке качества человеческого капитала» [1, с. 73]. По их мнению, в тех регионах, где отмечается более высокий уровень образования, наблюдается корреляция с наименьшими показателями по безработице, наибольшими инвестициями на развитие региона, проведение научных исследований и др.

Рассматривая возможности высшего образования в формировании человеческого капитала и просоциальных установок студентов, в качестве гипотезы был выдвинут тезис о роли вуза и его субъектов как значимых генераторов индивидуальных и коллективных просоциальных установок.

/-. V V»

С целью проверки данной гипотезы, а также проектирования просоциальной группы показателей человеческого капитала было проведено исследование, в котором обучающимся (НИУ «БелГУ» и БелЮИ МВД России им. И.Д. Путилина) было предложено ответить на ряд вопросов. Рамки статьи не предусматривают возможности приведения результатов по всем вопросам, содержащимся в опросе, поэтому опишем лишь некоторые из них. Так, например: «Влияет ли высшее образование на формирование человеческого капитала и в какой степени?», «Оказывает ли влияние Ваш вуз на формирование системы Ваших ценностных ориентаций, просоциальных (благоориентированных) установок?». В результате на указанные вопросы были получены более 95% утвердительных ответов.

Уточнение дефиниций «человеческий капитал», «просоциальная установка личности» и «высшее образование» среди обучающихся позволило сформировать следующее «облако» наиболее встречающихся ассоциаций для совокупности этих словосочетаний с наиболее устойчивыми связами (см. рис. 1):

«благо» «взаимодействие» «добро» «дружба» «здоровье»

«инвестиции» «инновации» «коллектив» «компетенции» «конкурентоспособность»

«культура» «навыки XXI века» «наука» «образование» «общение»

«общество» «польза» «помощь» «потенциал» «профессия»

«сообщество» «сотрудничество» «творчество» «труд» «учение»

Рисунок 1 «Облако» наиболее устойчивых ассоциаций с терминами «человеческий капитал», «просоциальная установка личности» и «высшее образование»

Полученное «облако» позволило уточнить содержание и основные векторы формирования человеческого капитала и просоциальных установок личности в условиях получения высшего образования по оценкам самих обучающихся.

Далее логика исследования предполагала уточнение наличия субъектного опыта участия обучающихся в различных просоциальных практиках (в том числе, по оказанию помощи другим людям, практиках шефства, тьюторства, волонтерства, добровольчества и др.), которые, по нашему мнению, имеют достаточную значимость при формировании человеческого капитала (см. рис. 2).

47 ГВ

17.6

13/9 9,6 13,3 1

никогда

почти никогда

1

да, иногда да, в да, часто

достаточной степени

I НИУ "БелГУ" БелЮИ МВД России

Рисунок 2 Результаты ответа на вопрос: «Участвуете ли Вы в различного рода просоциальных практиках (по оказанию помощи другим людям, практиках шефства, тьюторства, волонтерства, добровольчества и др.)? (в %)

Полученные данные показали преимущественно высокие результаты (в среднем обобщении: низкий уровень вовлеченности - 9,8%; ниже среднего - 19,5%; средний - 43,15%; выше среднего - 15,75%; высокий - 11,75%), что позволило предположить наличие специфики в формировании человеческого капитала и просоциальных установок личности во взаимосвязи с различными микросредами вуза (см. табл. 1). Микросреды вузов определялись на основе мнений экспертов из числа наиболее авторитетных ученых-педагогов и руководящих работников указанных вузов.

Таблица 1

Результаты ответа на вопрос: «Какая микросреда вуза в большей степени влияет на формирование человеческого капитала и просоциальных установок обучающихся?»

(по количеству выборов)

№ п/п Микросреды вуза Вуз Результаты по вузам, % Среднее значение, % Ранг

1 Учебная НИУ «БелГУ» 75 64,5 1

БелЮИ МВД РФ 62

2 Воспитательная НИУ «БелГУ» 40 63 3

БелЮИ МВД РФ 86

3 Развивающая НИУ «БелГУ» 14 34 6

БелЮИ МВД РФ 54

4 Социокультурная (в т.ч., НИУ «БелГУ» 46 47 4

внеслужебная для БелЮИ МВД РФ) БелЮИ МВД РФ 48

5 Научно-исследовательская НИУ «БелГУ» 46 37 5

БелЮИ МВД РФ 28

6 Проектная НИУ «БелГУ» 11 12,5 7

БелЮИ МВД РФ 14

7 Информационная НИУ «БелГУ» 4 8 8

БелЮИ МВД РФ 12

8 Практикоориентированная (в т.ч., служебная для БелЮИ МВД РФ) НИУ «БелГУ» 54 64 2

БелЮИ МВД РФ 74

9 Другая НИУ «БелГУ» 4 2 9

БелЮИ МВД РФ -

Рассматривая обобщенные результаты по вузам, были выявлены лидеры микросред (по ответам обучающихся), оказывающие влияние на формирование человеческого капитала и просоциальных установок личности, - учебная и прак-тикоориентированная (в т.ч., служебная). Среди «аутсайдеров» оказались - информационная и «другая» микросреды. Отметим, что в качестве варианта «другая» микросреда обучающимися в ходе исследования предлагались, в основном, - неформальная, инновационная, предпринимательская, управленческая, корпоративная микросреды.

Проведенное далее исследование позволило уточнить наличие социальных практик, осуществляемых вузом, с целью формирования социальной активности обучающихся, выполняющей важную роль при формировании человеческого капитала и их просоциальной установки. Респондентам было предложено проранжировать, в каких сферах и видах деятельности они проявляют наибольшую активность под влиянием внешних рекомендаций вуза (см. табл. 2).

Таблица 2

Ранжирование степени участия обучающихся в различных видах и сферах социальной активности с учетом влияния вуза

№ п/п Сферы и виды социальной активности Ранг - НИУ «БелГУ» Ранг - БелЮИ МВД России

1 альтруистическая (бескорыстная), волонтерская 5 7

2 досуговая, спортивная 6 2

3 социально-политическая 11 8

4 интернет-сетевая 7 11

5 гражданская, патриотическая 9 3

6 социально-экономическая 10 10

7 образовательно-развивающая 1 1

8 общественно-педагогическая // общественно-служебная 2 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 социокультурная 3 5

10 духовная 8 9

11 протестная 13 13

12 субкультурная 12 12

13 здоровьеориентированная 4 6

Из таблицы видно, что вузы практически не привлекают обучающихся к проявлению социальной активности в протестной, субкультурной, социально-экономической сферах деятельности (совпадения указаны жирным шрифтом), что отражает современные государственно-общественные установки.

_Обсуждение результатов

Полученные в ходе исследования результаты и их анализ позволили констатировать, что вузы имеют особую значимость и разнообразные возможности при формировании человеческого капитала и просоциальной установки обучающихся. Это доказывается не только в ответах респондентов, но и в работе C. Stiff и авт. H. E. S. Rosenthal-Stott, S. Wake, которые подчеркивают важность роли университетов Великобритании в рассматриваемом контексте [22]. Авторы выявили два вида факторов про-социального поведения: индивидуальные (социальная идентичность, эмпатическая забота, принятие перспективы, доверие, самоконтроль, благодарность) и институциональные (процедурная справедливость; воспринимаемая поддержка, наставническая забота, ясность роли, организационная приверженность) [22]. Учет мнения авторского коллектива позволит использовать выявленные факторы в дальнейших исследованиях и разнообразить разного рода просоциальные практики в вузах.

Результаты исследования, подтверждающие участие респондентов в различного рода просоциальных практиках (по оказанию помощи другим людям, практиках шефства, тьюторства, волонтерства, добровольчества и др.) позволили выявить преобладающие уровни вовлечения обучающихся в просоциальные практики (средний

- 43,15%; выше среднего - 15,75%; высокий - 11,75%). Некоторое превосходство в ответах курсантов БелЮИ МВД России об участии в различного рода просоциальных практиках вполне объяснимо нами и связывается со спецификой их служебно-профес-сиональной деятельности. Причем, считаем необходимым продолжить исследование в области мотивации и выявления просоциальных поведенческих тенденций в формировании человеческого капитала в вузах. В этом плане вызывает научный интерес исследование E. Lampridis, D. Papastylianou, которое показало, что студенты из Греции чаще проявляют такие просоциальные тенденции, как «альтруизм» - т.е. «я часто помогаю, и не думаю, что получу от этого что-нибудь взамен» и «уступчивость», - т.е. «когда меня просят помочь, я не отказываюсь» [19].

Важно также отметить, что значимых отличий в ответах по полу при изучении степени участия респондентов в различного рода просоциальных практиках не было получено (в НИУ «БелГУ» преобладали обучающиеся - девушки, а в БелЮИ МВД России

- юноши). Такой вывод подтверждается и в исследовании S. Quain и авт. X. D. Yidana, B. B. Ambotumah, I. J. N. A. Mensah-Livivnstone, которые отмечают, что просоциальное поведение высших учебных заведений не зависит от пола [21].

Анализ результатов по изучению влияния микросред вузов на формирование человеческого капитала и просоциальных установок обучающихся показал, что, по мнению обучающихся, наиболее приоритетными (ТОП-5) в рассматриваемом контексте для НИУ «БелГУ» являются - учебная, практико-ориентированная, научно-исследовательская, социокультурная и воспитательная микросреды; для БелЮИ МВД России им. И.Д. Путилина - воспитательная, практико-ориентированная (служебная), учебная, развивающая и социокультурная. В этой плоскости вузы, хотя и не показали значимых доминантных совпадений по рангу, видимо, из-за специфики профессиональной подготовки и формы обучения в условиях пандемии (смешанной, преимущественно дистанционной; и очной, соответственно); всё-таки выявили наиболее значимые для наших целей и задач микросреды: учебную, практико-ориентированную. С другой

стороны, разнообразие выборов, по нашему мнению, подчеркивает интеграцию процессов по формированию человеческого капитала и просоциальных установок обучающихся и обусловленность системного влияния всех микросред на ожидаемые результаты.

Среди лидеров по ответам респондентов из двух вузов на вопрос о степени участия обучающихся в различных видах и сферах социальной активности с учетом влияния вуза оказались:

1) образовательно-развивающая;

2) общественно-педагогическая (общественно-служебная);

3) досуговая, спортивная; социокультурная;

4) здоровье-ориентированная;

5) альтруистическая (бескорыстная), волонтерская; гражданская, патриотическая.

Соотнесение полученных результатов с ценностями общества позволяет составить

соответствующее ценностное ядро (аксиосферу), формируемое у обучающихся в изучаемых вузах. В него, как показало исследование, преимущественно входят: образование, развитие, общество, профессия, служба, досуг, спорт, культура, здоровье, альтруизм, гражданственность, патриотизм.

Помимо этого, детальный анализ полученных результатов показал, что в указанных вузах в настоящее время большое внимание уделяется не только формированию когнитивных (направленных на формирование познавательных, предметных, профессиональных компетенций), но и некогнитивных способностей обучающихся.

Вузы все чаще обращаются к социокультурному регулированию процессов и явлений, направленных на поддержание порядка системы взаимоотношений, корпоративной, профессиональной, нравственной культуры. Это обычно происходит с помощью приобщения не только к ценностям будущей профессии, формирования идеальных образов, моделей личностей, но и к просоциальным запросам и ценностным ориента-циям современного общества, интересам государства, отражающимся в дальнейшем на качестве человеческого капитала, в целом.

В определенных случаях в вузах действуют некоторые запреты, ограничения, предписания, которые неизбежно приводят к культурной просоциальной саморегуляции всех субъектов профессиональной подготовки в вузе (например, отказ от наркотических средств, алкоголя, табакокурения; осуждение политических протестов и т.д.; как позитивный опыт - поддержка добровольчества, вовлечение в благотворительные акции и др.). В этом плане мы можем констатировать здоровьеориетированный вектор человеческого капитала, основанный не только на физическом, но и моральном здоровье обучающихся вузов.

Сегодня всё чаще будущие педагоги и курсанты участвуют в волонтерских проектах, связанных с уходом за больными, поддержкой пожилых, людей с ОВЗ, помощью детям); поисковых движениях, проэкологических акциях, направленных на заботу о природе, животных; в краеведческих, спортивных, культурных, образовательных походах (даже в виртуальной реальности). Все эти практики формируют у студентов про-социальную установку, основанную на потребности оказывать помощь тем, кто особенно в ней нуждается; позволяют внедрить просоциальность в повседневную жизнь студентов, преподавателей, их ближнего и дальнего окружения.

В качестве своего рода образовательных инвестиций в формирование человеческого капитала в настоящее время, по нашему мнению, можно рассматривать: 1) привлечение всё большего числа обучающихся к участию в высокобюджетных моло-

дежных форумах, фестивалях, грантовых конкурсах, проектах различного уровня и масштаба; 2) создание креативного, просоциального класса из числа инициативных, проактивных студентов, готовых работать в интересах общества, страны, региона, организации.

Достижению цели формирования человеческого капитала и просоциальных установок будущих педагогов и курсантов, а также обучающихся, в целом, в настоящее время способствуют также созданные в вузах инфраструктура, система краудсорсинга, открытого обсуждения целей и задач, а также способов их решения, благодаря которым расширяются просоциальные сети обучающихся, происходит общественное (в том числе, сетевое) обсуждение идей, подходов к решению задач на благо конкретной личности и общества. При этом следует обратить внимание на немаловажную для вузов категорию «конкурентоспособности», которая в рассматриваемом контексте воспроизводится на эго- (индивидуальном), микро- (корпоративном), мезо- (региональном) и макро- (государственном, мировом) уровнях.

Заключение

Человеческий капитал через призму просоциальных человеческих ресурсов, установок личности рассматриваются в статье как нематериальный актив вуза. К основным просоциальным возможностям, факторам, влияющим на результативность формирования человеческого капитала в вузе, по мнению авторов, относятся:

• уровень требований, инициатив, законодательной базы со стороны государства;

• условия и возможности вуза, его микросред;

• запросы общества и потребителей образовательных услуг в различных видах деятельности и социальных практик;

• установка обучающегося как отношение, позиция, система ценностных ориен-таций, наличие продуктивного опыта по формированию и использованию личностного потенциала как составляющей человеческого капитала.

Таким образом, наблюдается, как минимум, две ветви формирования человеческого капитала и усвоения обучающимися просоциальных нарративов, ценностей, поведенческих схем и практик в условиях получения высшего образования в вузе: 1) с учетом внешних форм регулирования просоциальных установок и поведения студентов, основанных на заданных нормах и правилах; 2) на основе внутренних форм, связанных с самопроизводством смыслов, установок, ценностных ориентаций.

В качестве управляющих воздействий при формировании человеческого капитала и просоциальных установок обучающихся в вузе, с нашей точки зрения, могут рассматриваться:

• интеграция с миссией организации высшего образования, содействие синерге-тической конкурентоспособности субъектов вуза;

• содействие удовлетворению потребностей обучающихся в самореализации, участии в просоциальных практиках, и как следствие, - повышение корпоративной ценности человеческих ресурсов;

• эффективно-экономичное решение поставленных задач с учетом имеющихся ресурсов и возможностей с минимальными затратами;

• поддержка на всех уровнях управления вузом культуры формирования чело-

веческого капитала и просоциальных установок обучающихся с последующим воспроизводством конкурентных преимуществ каждого. Перспективы исследования связаны с разработкой интегративной Концепции формирования просоциальной установки обучающихся вузов.

_Благодарности

Исследование выполнено в рамках Государственного задания НИУ «БелГУ» на 2020-2022 гг. № 0624-2020-0012 «Обоснование интегративной методологии профессионального воспитания в вузе: доминанты формирования универсальных компетенций, просоциальных установок и полисубъектности будущего педагога».

ЛИТЕРАТУРА

1. Власюк Л.И., Кашин В.К., Макар С.В. Индикаторы гуманизации регионального развития: человеческий капитал // Экономика. Налоги. Право. 2016. №. 6. С. 68-76.

2. Галлямова Д.И. Формирование ценностных ориентаций молодежи средствами общественно-государственной политики в контексте теории человеческого капитала // Вестник Поволжского института управления. 2016. №. 1 (52). С. 81-86.

3. Доктрина человеческого капитала Российской Федерации (проект) // Человеческий капитал / Ю.В. Алексеев, В.М. Белокур, Д.В. Белокур, В.А. Плаксин, Н.В. Семенец. 2016. №9 (93). Том 2. С. 10-33.

4. Ерошенков Н.В. Воспитание профессиональной нравственности курсантов в вузе МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2015. №1(25). С. 35-39.

5. Ерошенкова Е.И. Просоциальная направленность педагогической деятельности в современной науке и образовании: от сущности к содержанию // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т.5, №2. С. 3-16. DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-1

6. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Говин О. Современное волонтерство в воспитании просоциального поведения личности // Образование и наука. 2019. Т. 21, №6. С. 122-145. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-6-122-145

7. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Влияние неформального образования на человеческий капитал: поколенческий подход // Интеграция образования. 2020. Т. 24. №. 2 (99). С. 316-338.

8. Кузьминов Я., Сорокин П., Фрумин И. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования // Форсайт. 2019. Т. 13. №. 2. С. 19-23.

9. Кухтова Н.В., Доморацкая Н.В. Просоциальное поведение специалистов, ориентированных на оказание помощи: теоретические основы и методики изучения. Витебск: ВГУ, 2011. 47 с.

10. Леонидова Г.В., Головчин М.А. Национальный проект «Образование» и возможность его влияния на развитие человеческого капитала // Проблемы развития территории. 2019. №. 4 (102). С. 7-24.

11. Масалова Ю.А. Качество человеческих ресурсов как объект управления в системе высшего образования // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26. №. 1. С. 107-114.

12. Пьянова М.В., Лавник Р.В. Структурные элементы человеческого капитала и факторы, определяющие их развитие // Символ науки. 2016. №5-1. С. 182-186.

13. Трубников А.В. Инвестиции в образование как основополагающее направление повышения качества человеческого капитала // Теория и практика общественного развития. 2015. №13. С. 80.

14. Устинова К.А., Губанова Е.С., Леонидова Г.В. Человеческий капитал в инновационной экономике. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН. 2015. 195 с.

15. Boldrini F. Prosocialità Nella Scuola Superiore: Una Guida per i Docenti. Montesca: ALICE, 2017. 118 р.

16. Davis A.N., Carlo G., Schwartz S.J., Unger J.B., Zamboanga B L., Lorenzo-Blanco E.I. and Martinez M.M. The longitudinal associations between discrimination, depressive symptoms, and prosocial behaviors in US Latino / a recent immigrant adolescents // Journal of youth and adolescence, 2016. 45(3): 457-470.

17. Itle-Clark S., Comaskey E. A proposal for humane pedagogy // International Journal of Humane Education, 2020. Vol. 1 (1). P. 1-31.

18. Kuswendi U. Teacher strategy in Development Prosocial behavior of Students in Elementary School // PrimaryEdu-Journal of Primary Education, 2019. 3 (1). P. 6-16.

19. Lampridis E., Papastylianou D. Prosocial behavioural tendencies and orientation towards individualism-collectivism of Greek young adults // International Journal of Adolescence and Youth, 2017, 22 (3): 268-282, DOI: 10.1080/02673843.2014.890114.

20. Mills J.E. Truly altruistic, or just fitting in: exploring motivations of philanthropic Millennial. 2016. 135 p. Retrieved from: https://mdsoar.org/handle/11603/3269 (accessed 12 October 2020).

21. Quain S., Yidana X.D., Ambotumah B.B., Mensah-Livivnstone. J.N.A. Pro-social Behavior amongst Students of Tertiary Institutions: An Explorative and a Quantitative approach // Journal of Education and Practice, 2016, 7 (9): 26-33. Retrieved from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1095830.pdf (accessed 14 November 2020).

22. Stiff C., Rosenthal-Stott H.E.S., Wake S. et al. Student pro-sociality: Measuring institutional and individual factors that predict pro-social behaviour at university // Curr Psychol, 2019, 38: 920-930. Retrieved from: https://doi. org/10.1007/s12144-019-00256-3 (accessed 14 November 2020).

23. Trends Shaping Education. 2019. Retrieved from: http://www.oecd.org/education/ceri/trends-shaping-education. htm (accessed 30 October 2020).

24. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р. URL: http://static.government.ru/media/ files/ ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 20 ноября 2020).

25. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения 20 ноября 2020).

REFERENCES

1. Vlasyuk L.I., Kashin V.K., Makar S.V. (2016). Indicators of humanization of regional development: human capital. Economics. Taxes. Right, 6: 68-76 (in Russ.)

2. Gallyamova D.I. (2016). Formation of value orientations of youth by means of public policy in the context of the theory of human capital. Bulletin of the Volga Institute of Management, 1 (52): 81-86 (in Russ.)

3. The doctrine of human capital of the Russian Federation (draft) / Yu.V. Alekseev, V.M. Belokur, D.V. Belokur, V.A. Plaksin, N.V. Semenets (2016). Human capital, 9 (93). Vol. 2: 10-33 (in Russ.)

4. Eroshenkov N.V. (2015). Education of professional morality of cadets in the higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina, 1 (25): 35-39 (in Russ.)

5. Eroshenkova, E.I. (2019). Prosocial orientation of pedagogical activity in modern science and education: from essence to content. Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 5(2): 3-16. DOI: 10.18413/2313-89712019-5-2-0-1 (in Russ.)

6. Kislyakov, P. A., Shmeleva, E. A., Gowin, O. (2019). Contemporary volunteering in the formation of prosocial behaviour of a person. The Education and Science Journal, 6 (21): 122-145. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-6-122145 (in Russ.)

7. Kicherova M.N., Efimova G.Z. (2020). Impact of non-formal education on human capital: a generational approach. Integration of Education, vol. 24, 2 (99): 316-338 (in Russ.)

8. Kuzminov Y., Sorokin P., Frumin I. (2019). General and special skills as components of human capital: new challenges for the theory and practice of education. Forsyth, 13 (2): 19-23 (in Russ.)

9. Kukhtova, N.V., Domoratskaya, N.V. (2011). Prosocial behavior of assistance-oriented professionals: theoretical foundations and methods of study. Vitebsk, VGU, 47 p. (In Belarus).

10. Leonidova G.V., Golovchin M.A. (2019). National project "Education" and the possibility of its impact on the development of human capital. Territory Development Problems, 4 (102): 7-24 (in Russ.)

11. Masalova Yu.A. (2016). The quality of human resources as an object of management in the higher education system. Bulletin of the Baikal State University, 26 (1): 107-114 (in Russ.)

12. Pyanova M.V., Lavnik R.V. (2016). Structural elements of human capital and factors that determine their development. Science Symbol, 5-1: 182-186. (in Russ.)

13. Trubnikov A.V. (2012). Investments in education as a fundamental direction of improving the quality of human capital. Theory and practice of social development, 13: 80. (in Russ.)

14. Ustinova K.A., Gubanova E.S., Leonidova G.V. (2015). Human capital in an innovative economy. Vologda, Institut sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya territoriy RAN, 195 p. (in Russ.)

15. Boldrini, F. (2020). Prosociality in High School: A Guide for Teachers. Montesca, ALICE, 118 p. (in Italy)

16. Davis, A.N., Carlo, G., Schwartz, S.J., Unger, J.B., Zamboanga, B L., Lorenzo-Blanco, E.I., Martinez, M.M. (2016). The longitudinal associations between discrimination, depressive symptoms, and prosocial behaviors in US Latino / a recent immigrant adolescents. Journal of youth and adolescence, 45 (3), 457-470. DOI: 10.1007/s10964-015-0394-x

17. Itle-Clark S., Comaskey E. (2020). A proposal for humane pedagogy. International Journal of Humane Education, 1 (1): 1-31.

18. Kuswendi, U. (2019). Teacher strategy in Development Prosocial behavior of Students in Elementary School". PrimaryEdu-Journal of Primary Education, 3(1): 6-16. DOI: 10.22460/pej.v3i1.1231

19. Lampridis E., Papastylianou D. (2017). Prosocial behavioural tendencies and orientation towards individualism-collectivism of Greek young adults. International Journal of Adolescence and Youth, 22 (3): 268-282. DOI: 10.1080/02673843.2014.890114.

20. Mills, J.E. (2016). Truly altruistic, or just fitting in: exploring motivations of philanthropic Millennial. 135 p. Retrieved from: https://mdsoar.org/handle/11603/3269 (accessed 12 October 2020).

21. Quain S., Yidana X.D., Ambotumah B.B., Mensah-Livivnstone. J.N.A. (2016). Pro-social Behavior amongst Students of Tertiary Institutions: An Explorative and a Quantitative approach. Journal of Education and Practice, 7 (9): 26-33. Retrieved from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1095830.pdf (accessed 14 November 2020).

22. Stiff C., Rosenthal-Stott H.E.S., Wake S. et al. (2019). Student pro-sociality: Measuring institutional and individual factors that predict pro-social behaviour at university. Curr Psychol, 38: 920-930. Retrieved from: https://doi. org/10.1007/s12144-019-00256-3 (accessed 14 November 2020).

23. Trends Shaping Education (2019). Retrieved from: http://www.oecd.org/education/ceri/trends-shaping-education. htm (accessed 30 October 2020).

24. Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025. Approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 №2403-r. Retrieved from: http://static. government.ru/ media/files/ceFXleNUqOU.pdf (accessed 20 November 2020).

25. Federal Law "On Education in the Russian Federation". Adopted by the State Duma on December 21, 2012. Retrieved from: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (accessed 20 November 2020).

Информация об авторах Ерошенкова Елена Ивановна

(Россия, г. Белгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, старший научный сотрудник Белгородский государственный национальный исследовательский университет E-mail: eroshenkova@bsu.edu.ru ORCID ID: 0000-0002-5828-4902 Scopus ID:57193996793

Исаев Илья Федорович

(Россия, г. Белгород) Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, ведущий научный сотрудник Белгородский государственный национальный исследовательский университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: isaev@bsu.edu.ru ORCID ID: 0000-0003-3520-9552 Scopus ID: 57190879550

Ерошенков Николай Викторович

(Россия, г. Белгород) Доцент, кандидат педагогических наук, начальник

кафедры оперативно-разыскной деятельности Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина E-mail: nic_bui@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-3944-4592

Тарасова Светлана Ивановна

(Россия, г. Белгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент

кафедры педагогики Белгородский государственный национальный исследовательский университет E-mail: tarasova_s@bsu.edu.ru ORCID ID: 0000-0003-2695-3419

Дуплякина Алина Вадимовна

(Россия, г. Белгород) Ассистент кафедры педагогики, младший научный сотрудник

Белгородский государственный национальный исследовательский университет E-mail: duplyakina@bsu.edu.ru

Information about the authors

Elena I. Eroshenkova

(Russia, Belgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Senior Researcher Belgorod State National Research University E-mail: eroshenkova@bsu.edu.ru ORCID ID: 0000-0002-5828-4902 Scopus ID:57193996793

Ilya F. Isaev

(Russia, Belgorod) Professor, Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy, Leading Researcher Belgorod State National Research University E-mail: isaev@bsu.edu.ru ORCID ID: 0000-0003-3520-9552 Scopus ID: 57190879550

Nikolay V. Eroshenkov

(Russia, Belgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Department of Operational-Investigative Activities Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina

E-mail: nic_bui@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-3944-4592

Svetlana I. Tarasova

(Russia, Belgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy Belgorod State National Research University E-mail: tarasova_s@bsu.edu.ru ORCID ID: 0000-0003-2695-3419

Alina V. Duplyakina

(Russia, Belgorod) Assistant of the Department of Pedagogy,

Junior Research Fellow Belgorod State National Research University E-mail: duplyakina@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.