ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008
Формирование человеческого капитала —
главный ресурс инновационного
социально-экономического развития
России и ее регионов
В. В. Ложко,
первый проректор Федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Национальный институт здоровья», кандидат медицинских наук, магистр менеджмента
В статье показаны важнейшие проблемы, требующие неотложного формирования и воспроизводства человеческого капитала в интересах социально-экономического развития России и ее регионов.
Мировая практика стран лидеров социальноэкономического развития, таких как Германия, США, Япония, Китай свидетельствует
о том, что на самых тяжелых, кризисных этапах своего развития определялись главные общественные приоритеты государственного развития, которые становились основой национальных проектов, позволивших осуществить позитивные преобразования жизнеустройства общества и добиться прогрессивных общенациональных целей.
Использование этого опыта на современном этапе развития России особенно актуально в связи с крупнейшим национальный социальным кризисом, деформирующим российское общество на протяжении последних двадцати лет. Важнейшими его причинами стали разрушение социальных отношений в обществе, а также социальной инфраструктуры жизнедеятельности населения. Анализ русской политической культуры /1/ показывает, что «примат целого, общего над частным, идеального над прагматическим, практическим приводил не однажды в нашей истории к пренебрежению такими «частностями»..., как жизнь человека, его свобода, достоинства и права».
Происходит постоянное снижение качества жизни населения, усиливается расслоение между богатыми и бедными, увеличивается депопуляция населения России. Особую тревогу вызывает развитие тяжелого социального недуга, выражающегося в росте глобального эгоцентризма, глобального разрушения духовной структуры людей, отсутствии этики межличностных отношений и насаждении технократического мышления. Резко сокращается главная
составляющая национального богатства страны — человеческий капитал. в России сформировались такие условия, что его количественные и качественные параметры постоянно снижаются и уже не обеспечивается собственное воспроизводство.
В течение последних десяти лет постоянно усиливается дисбаланс между имеющимися природносырьевыми, энергетическими ресурсами, экономическим потенциалом, с одной стороны, и человеческим капиталом, с другой. Развитие этого противоречия быстро приближается к критическому порогу, за которым население России в силу своей недостаточной численности, недопустимых показателей здоровья, относительно низкого интеллектуального и культурного развития, не востребованного у большой части населения и недостаточно качественного профессионального образования, неадекватного мировоззрения и национального самосознания может оказаться неспособным к освоению всех имеющихся в стране ресурсов (территориальных, природно-сырьевых, топливно-энергетических, производственных и др.).
сформировавшиеся за последние десятилетия деградационные изменения здоровья населения, а также «эпидемия смертности» стали представлять реальную угрозу национальной безопасности России. официальная статистика и длительные, продолжительностью более тридцати лет, специальные исследования свидетельствуют, что здоровье населения ухудшается от поколения к поколению. среди этих процессов особо следует отметить: превышение смертности над рождаемостью; уменьшение средней ожидаемой продолжительности жизни; беспрецедентный рост смертности в самом расцвете трудоспособного возраста с 25 до 45 лет; катастрофическое уменьшение численности населения за последние 15 лет.
По этому поводу академик Д.С.Львов в своем докладе на заседании Президиума РАН в 2002 году /2/ обоснованно аргументировал, что побороть эту эпидемию смертности — первоочередная задача госу-
дарства. для этого необходимо понимание коренных причин этого катастрофического процесса, разработка стратегии развития, которая позволила бы развернуть экономику к человеку и политическая воля руководства страны реализовать эту стратегию. он также отметил, что такое масштабное вымирание населения, безусловно, связано с тем, что «большое число людей живет на низком, проще говоря, нищенском уровне», так как за годы реформ реальная заработная плата снизилась почти в 2,5 раза, а среднедушевой доход — в 2 раза. В то же время доходы крайне малой по численности, но наиболее состоятельной части населения постоянно росли.
исследования демографической катастрофы, проведенные профессором И.А. Гундаровым /3/ показали, что более 80% причин ускоряющейся смертности связаны с негативными для большинства населения социально-психологическими факторами (эмоциональный стресс, агрессия, страх, депрессия, неуверенность в завтрашнем дне, невозможность достижения достойного уровня жизни и др.). именно социальная первопричина является основой роста большинства современных болезней и смертности населения, поэтому действующая медицина не справлялась и по определению не сможет в перспективе справиться самостоятельно с этим процессом.
Определенная деградация населения, обусловленная значительным снижением уровня его здоровья и интеллектуального уровня, является определяющей в сдерживании пополнения рынка труда, а также реализации перспективной инновационной и технологической политики государства. следовательно, пока не изменится качество (и количество) человеческого капитала трудно ожидать формирования инновационной экономики и инновационной социально-экономической системы в целом.
использование опыта реализации национальных проектов развитых стран предполагает не только выделение и целевую установку общественных приоритетов развития государства, но и учет российской истории, своеобразия и изменений культуры, национального самосознания, национального образа жизни, характера, мировоззрения. Проводимые в настоящее время, отдельные государственные «национальные проекты» проекты, к сожалению, этим не характеризуются. Они научно и системно не разработаны, не взаимосвязаны общей идеей, поэтому не ведут к главным целям государственного управления — к повышению качества жизни и здоровья населения и неоднозначно им воспринимаются. Органами государственной власти определен перечень первых национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Газификация России». Отсутствие объединяющего начала, логики приоритетов, их различная значимость и разнонаправленность не свидетельствуют о комплексном подходе к решению приоритетных проблем.
несмотря на это национальные проекты стали важным явлением в жизни России. Как отметил нынешний Президент Российской Федерации Д.А. Медведев: «Речь идет об изменениях, которые отражаются, и будут отражаться на социально-экономической, психологической, общественной и, в конечном счете, политической сферах развития страны» /4/.
становится очевидным, что остановить комплекс негативных, деградационных процессов и проблем, преодолеть разнонаправленность региональных вариантов социально-экономического развития, направить деятельность регионов на достижение общенациональных интересов можно только на основе общей для страны идеологии перспективного развития. Обобщение многих современных научных разработок и аналитически исследований позволяет выделить в качестве идеологии общенациональных интересов и перспективного развития — приоритетное формирование качества и количества человеческого капитала, без применения которого невозможно бережное освоение природного капитала и инновационное развитие воспроизводимого капитала. Таким образом, создание механизмов, которые обеспечат рост главной составляющей национального богатства — человеческого капитала, позволит увеличить и остальные его составляющие.
В интересах инновационного формирования человеческого капитала в стране, где ведущую роль в этом процессе должна занять система образования следует обратить особое внимание на создание модели, обеспечивающей развитие способностей лежащих в его основе /5/:
• жизнеспособность человека — способность воспроизводить себя (жить в неких оптимальных условиях и давать потомство);
• работоспособность — способность выполнять определенную работу в необходимом количестве и с необходимым качеством (повышение профессиональной конкурентоспособности до уровня современных требований и др.);
• способность к адаптации — способность человека воспринимать нововведения и адаптироваться к ним, изменениям в различных сферах жизни в окружающем мире, способность изменять свое сознание и поведение вслед за изменением внешних условий (изменение в мировоззрении общества, организации общества, новые формы управления обществом, изменения в условиях жизни, деятельности и природной среды, нарастание потоков информации и знаний и др.);
• способность к обучению — способность приобретать новые умения, знания, навыки (обучение новым профессиям, самостоятельное получение новых научных, профессиональных, культурных знаний и др.).
Четыре основные способности соответствуют четырем уровням человека — индивиду, субъекту деятельности, личности и индивидуальности. именно эти способности каждого человека требуют их системного развития и включения в качестве активного
ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008
ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008
ресурса формирования человеческого капитала в каждой организации, поставившей себе цель повышение своей конкурентоспособности. на основе этих способностей следует формировать еще три способности высшего порядка, без которых не может быть успешного и конкурентоспособного человека. По нашему мнению к ним относятся интегральные способности человека:
• способность к формированию нравственного мировоззрения и нравственного управления;
• способность к генерации и реализации новшеств во всех сферах своей жизнедеятельности;
• способность к управлению собственным качеством жизни и здоровьем.
для создания полноценного человеческого капитала требуется на уровне всех семи ключевых способностей формирование таких знания, понимания и умения применить эти способности, которые позволят реализовать, принцип перспективных возможностей. Его можно сформулировать так: человек (группа, коллектив или команда людей) на основе знания, понимания и умения работает на себя, а в случае незнания, непонимания и неумения на тех, кто знает, понимает и умеет больше.
Главным связующим элементом всех семи ключевых способностей человека является такое качество как нравственность, которая представляет собой общее выражение тех свойств человеческой природы, которые выполняют функцию регулятора отношений между членами общества независимо от их социального, национального, конфессионального и других статусов. Закон нравственности /6/ предусматривает: предотвращение (не нанесение) человеком ущерба себе, ближайшему окружению, обществу и среде обитания (ни мыслью, ни словом, ни делом); гармонию духовных и материальных устремлений; баланс прав и обязанностей. Формирование нравственности должно стать первоочередной задачей всей системы образования, начиная с дошкольного. В процессе общественных отношений, в любых процессах управления и, в первую очередь, в государственном управлении это качество сегодня как никогда требует своего воплощения в нравственном управлении. В интересах формирования человеческого капитала нам представляется целесообразным ввести этот новый термин нравственное управление — управление осуществляемое нравственными субъектами, реализующими:
• способ мышления, поведения и действий, в том числе профессиональных, позволяющий не наносить ущерба себе, окружающим, обществу, среде обитания и результатам профессиональной деятельности;
• гармоничное сочетание духовных и материальных устремлений и действий;
• баланс прав и обязанностей.
Особое значение принцип нравственного управления имеет в процессах законотворческой и нормотворческой деятельности, разработки стратегических и целевых государственных программ и т.д. Все эти разрабатываемые документы, очевидно, должны про-
ходить специальную экспертизу на соответствие этому принципу. По-видимому, именно таким должно быть высшее приложение в обществе этого важнейшего качества человеческого капитала.
исследования, проведенные в последние годы в двух регионах России группой ученых под руководством профессора А.И. Юрьева показали, что одна из важнейших причин неэффективного социально-экономического развития кроется в психологических характеристиках человеческого капитала — его качествах /7/. Под ними понимаются строго измеряемые психофизиологическими методами параметры жизнеспособности, работоспособности, способности к обучению и к адаптации. Под человеческим капиталом в исследовании понималось такое количество людей, обладающих достаточными качествами жизнеспособности, работоспособности, способности к обучению и адаптации, чтобы страна могла успешно участвовать в мировом разделении труда. материалы исследования показали, что человеческого капитала, адекватного глобализации, в России, по-видимому, недостаточно. неизвестны параметры имеющегося человеческого капитала, никто не занимается их определением, а значит и формированием.
Обобщенные результаты по двум регионам России показывают, что интегральный показатель качества человеческого капитала равный 0,46 (максимальный — 1,0) недостаточен для современных условий модернизирующейся России. Косвенным подтверждением этому являются общие по стране результаты единого государственного экзамена, характеризующие неадекватность и не качественность системы образования, а значит и не соответствующее требованиям современной экономики качество человеческого капитала формируемого в этой системе.
Об этом же свидетельствуют оценки руководства министерства образования и науки деятельности целого ряда государственных и негосударственных Вузов России.
Понятно, что для выполнения даже скромных планов социально-экономического развития регионов, не говоря уже об инновационной экономике, нет достаточного человеческого капитала. Очевидным становится несоответствие реальных возможностей населения требованиям глобальной и внутренней экономики и политики. По результатам исследования авторами сделан вывод, что вкладываемый в конкретные регионы «финансовый капитал существенно превосходит ассимилирующий его человеческий капитал, который оказывается не в состоянии его «переварить».
становится понятным, что также как и не вкладывание достаточных инвестиций в основные фонды субъектов экономики привело к их запредельному износу, так и инвестирование пассивного формирования человеческого капитала по остаточному принципу привело его к «состоянию на грани с негодностью». следует обратить особое внимание на то, что формирования и воспроизводства человеческого капитала в стране как системы — не существует.
Изучая эволюционные процессы биосферы ученые пришли к выводу, что в человеческой популяции также как и в каждой популяции организмов существует генетически устойчивое ядро, обеспечивающее смену здоровых поколений и генетически отягощенная периферия. Рост последней в человеческой популяции обусловлен человеческой деятельностью, развитием производительных сил, экономики, достижениями науки и техники, увеличением деструктивных информационных и психологических процессов.
В основе процессов всего социально-экономического развития лежат потребности, исходя из которых общество формирует процессы производства и потребления. В обществе существует два спектра потребностей:
■ демографически обусловленный биосферно допустимый спектр потребностей (ДОБДСП), который предсказуем на многие десятилетия вперед на основе культуры, ценностей общества, этнографии, тенденций изменения численности возрастных групп и других условий;
■ деградационно-паразитарный спектр потребностей (дПсП), удовлетворение которых наносит вред тем, кто ему следует, их детям, внукам, наносит ущерб жизни, деятельности и развитию окружающих, антагонизирует общество, в массовой статистике активизирует деградационные процессы в живущих и последующих поколениях и разрушает биоценозы.
из этого следует, что нормативный принцип формирования качества жизни (условий жизни, деятельности и развития) — это разработка и достижение стандартов качества жизни на основе спектра дОБд-СП. Отсюда становится понятным, что и экономическая деятельность (этическая экономика) и человеческий капитал должны создаваться по этому принципу с приоритетным формированием и инвестированием человеческого капитала.
Результаты многих современны исследований российского научного сообщества /2,5, 7,9,11, 12/ сходятся во мнении, что необходимое для сегодняшнего социально экономического развития страны повышение качества населения и человеческого капитала требует создания государственной концепции и стратегии формирования конкурентоспособного инновационного человека, технологии его воспроизводства и системы по воспроизводству человеческого капитала как главного ресурса общества.
Единственно возможный путь, отмечает д.с. Львов /2/ — «выправить катастрофическое положение с человеческим капиталом страны — подчинить этой задаче использование ее природно-ресурсного потенциала, а также оставшейся в руках государства части воспроизводимого капитала».
Состоявшееся за последние 15 лет резкое сокращение доходов подавляющего большинства населения и снижение его благосостояния при дальнейшем росте доходов и богатства незначительной части населения сформировало в России дисбаланс, вышед-
ший за пределы принятых в мировой практике безопасных границ. Постоянно растет дифференциация между регионами России по показателям социальноэкономического развития. По некоторым из них разница достигает десятки раз.
В основе новых подходов к преодолению этих проблем лежит произошедшая во многих странах в последние годы переоценка социально-экономических ценностей, а, следовательно, и политических целей. Вектор цивилизационного развития меняет свое направление от увеличения производительности труда к новой парадигме — увеличению продуктивности ресурсов и формированию новых.
Поэтому ориентирами социальной политики государства также как и стратегии предпринимательской деятельности должны быть не столько денежный доход, сколько доступ к новым ресурсам, эффективное управление которыми позволит человеку в рамках своего предприятия при поддержке государства изменить качество своей жизни, повысить свое благополучие, а предприятию повысить свою конкурентоспособность и получить более высокий экономический эффект от своей деятельности. Сегодня человеческий капитал рассматривается как необходимое понятие для всех процессов жизни общества, которое, несмотря на сложность измерения и включения в формальные модели, выступает как важнейшая детерминанта долгосрочного экономического успеха. Осознание того, что значение человека и профессиональных коллективов возрастает, вынуждает экономистов считаться с этим фактором, даже при построении теоретических гипотез.
Человеческий капитал необходимо рассматривать как новый эффективный ресурс, который необходимо использовать для социального и экономического развития государства на основе его качественного и количественного роста во всех структурах общества, в том числе в субъектах предпринимательской деятельности, которые по численности и масштабам окончательно превзошли государственный сектор.
Особое значение решение проблем общества и экономики имеет для России, находящейся в настоящее время в состоянии перехода от планово-административной к рыночной экономике, который совпал со структурным кризисом в экономике, циклическим кризисом, демографическим кризисом, а также сложнейшими политическими и социальными преобразованиями в обществе.
Актуальность проблемы формирования человеческого капитала обусловлена как объективными потребностями современного этапа общемирового социально-экономического развития, так и спецификой современной ситуации в России, требующей принятия не только инвестиционных, а комплексных решений, формирующих в государстве, обществе и отдельных компаниях новые ресурсы, обеспечивающие как устойчивый экономический рост, так и достижение более высокого уровня благосостояния населения и достойного качества жизни.
Проблемыи опыт
33
ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008
ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008
Общеизвестна центральная проблема экономики любого государства, региона, предприятия — эффективное использование ограниченных ресурсов и управление ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека. Она стала причиной всех сегодняшних острых проблем, таких как низкие заработная плата и пенсии, инфляция, безработица, бюджетные дефициты, бедность и неравенство, техногенное загрязнение окружающей среды, правительственное регулирование бизнеса и пр. При этом существует параллельная проблема, суть которой заключается в том, что если даже власть находит с помощью профессиональных экономистов правильные решения, результат этих решений в огромной степени зависит от качества населения, качества его профессиональной подготовленности и экономической грамотности, а значит и его адекватного участия в реализации выбранных экономических мер. Таким образом, качество управления, согласующееся или не согласующееся с качеством населения, в данном аспекте демонстрирует приоритетность человеческого фактора.
За сокращающийся период жизни человека ускоряются процессы, протекающие на уровне социальной организации — резко сокращается период обновления знаний, ключевых технологий и формирования технологических укладов, которых Россия хронически не успевает достигать в периоды их формирования в странах лидерах мировой экономики. В наше время на жизнь одного поколения приходится несколько смен технологий, теоретических знаний и практических навыков, необходимых для достижения и развития социального статуса человека. Это со всей очевидность требует нового качества человеческого капитала.
Основы современных знаний позволяют сгруппировать важнейшие составляющие факторы, которые определяют системное формирование человеческого капитала, а значит темпы и качество социально-экономического развития российского государства. К ним следует отнести:
• социальный гуманизм /13/ как «целенаправленность, организованность и результативность государственной политики (общей и частных) в реализации целей человеческого развития (жизнь, здоровье, уровень и продолжительность жизни, психологический комфорт, степень нравственного духовного восхождения, достоинство, гражданские права и свободы человека) для всего населения страны»;
• формирование нравственного мировоззрения населения;
• нравственное управление государственной власти и нравственное управление в государственных и коммерческих предприятиях;
• этическую экономику (хозяйственную этику);
• востребованное на основе своего содержания и качества профессиональное образование;
• высокую культуру и качество жизни;
• высокие стандарты качества жизни и здоровья;
• формирование и применение ключевых способностей человека, создающих человеческий капитал;
• воспроизводство физического и психического здоровья населения; доступную и эффективную медицинскую помощь;
• развитую науку и инновационную деятельность;
• трудовую, предпринимательскую и социальную активность;
• рациональное, сберегающее использование любых ресурсов, в том числе минерально-сырьевых;
• рациональные взаимоотношения с природной средой.
Пока эти составляющие далеки от уровня, позволяющего создавать необходимое качество и количество человеческого капитала России и формировать эффективную экономику страны.
Научные разработки, проводившиеся в последние десятилетия в области исследования социальноэкономических процессов /8 — 12/ показывают, что в условиях постиндустриального гуманитарно-информационного общества человеческий капитал является важнейшим и главным фактором воспроизводства национального богатства, а достаточное инвестирование в него является абсолютно необходимым приоритетом для федеральной и региональной экономики России.
Производимый в российском государстве человеческий капитал с низкими параметрами жизнеспособности, работоспособности, способности к обучению и адаптации, устаревшим образом жизни, жизненными позициями и мировоззрением ушедшего прошлого неспособен успешно адаптироваться в настоящем и тем более формировать проекты будущего, сберегать окружающую среду и рационально использовать и развивать самый большой в мире природный капитал.
Анализ состояния человеческого капитала России доказывает, что разработка стратегии его формирования, эффективного воспроизводства, рационального использования становится в разряд первоочередных, при дальнейшей трансформации российского общества и требует незамедлительного решения этой проблемы на государственном уровне.
Очевидной стала необходимость реализации главных принципов перспективной государственной политики:
• человек, его достойное качество жизни и реализация его конституционного права на здоровье — генеральная цель развития государства;
• создание нового качества человеческого капитала как главной составляющей национального богатства и ресурса общества — основное средство и условие государственного развития;
• целевое системное формирование качества молодежной популяции и всего подрастающего поколения — один из основных ресурсов перспективного роста человеческого капитала. Разнонаправленность действующих национальных проектов не позволяет осуществлять комплексный подход к решению первоочередных задач. Кроме того, национальные проекты не связаны между собой
объединяющим идеологическим началом, без которого не выстраивается иерархия приоритетов.
Еще раз отметим — идеология всех национальных проектов должна быть направлена на самую главную стратегическую цель, главный ресурс государственного развития — человеческий капитал.
для этого требуется создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения Российской Федерации как базисной национальной инновации, позволяющей повысить качество жизни и здоровье населения, добиться роста человеческого капитала и существенным образом позитивно изменить процесс социально-экономического развития страны /12/.
Оптимальным решением этой задачи становится разработка и выполнение долгосрочной Федеральной программы «Создание государственной системы обеспечения высокого качества жизни и здоровья населения Российской Федерации». Цель программы: создание и развитие в Российской Федерации и ее субъектах политических, научных, правовых, нормативных, институциональных, социальных и экономических основ высокого качества жизни и здоровья нации, как стратегических базисных факторов качественного и количественного роста человеческого капитала.
Очевидно, именно такая программа может задать главную идеологию, направленность, государственную политику и стать объединяющим началом для существующих национальных проектов и их реализации в субъектах Российской Федерации.
Литература
1. Владислав Сурков. Тексты 97 — 07. Статьи и выступления. — М.: Изд-во «Европа», 2008. С. 17.
2. Львов Д. С. Концепция управления национальным имуществом./ Научный доклад на заседании Президиума РАН, 12 февраля 2002 г.
3. Гундаров И. А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. — М.: УРСС, 2001.
4. Дмитрий Медведев. Национальные приоритеты. Статьи и выступления. — М.: Изд-во «Европа», 2008. С. 33.
5. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учеб. пособие / Под науч. ред. д-ра психол. Наук, проф. А.И. Юрьева. СПб. 2006. — С. 161-174.
6. Чигирев В. А. Нравственный путь безнравственной цивилизации. — СПб., 2006. С. 4 — 72.
7. Бурикова И.С., Коновалова М.А., Мишучкова И.Н., Пушкина М.А., Юрьев А.И. Опыт измерения человеческого капитала двух регионов России / Доклад на IX Международной конференции «Модернизация экономики и глобализация» (1-3 апреля 2008 г.)
8. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11. С. 109-119; № 12. С.86-104.
9. Добрынин А. К., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999.
10. Вереникин А. О. Человеческий капитал: Концептуальные основания и особенности проявления // США. Канада: Экономика, политика, культура 2005. № 3. С. 85-101.
11. Исаенко А. Н. Человеческий капитал в современной эко-номике//США. Канада: Экономика, политика, культура. 2002. № 2. С. 110-127.
12. Ложко В. В. Базисные инновации для перспективного социально-экономического развития России. // Инновации, 2007, № 1. С. 33 — 44.
13. Постановка задачи разработки Концепции экономической политики России. — М.: Научный эксперт, 2006.С. 15.
14-я международная открытая научная конференция
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ»
1 октября 2008 г. — 31 января 2009 г.
Министерство образования и науки Российской Федерации, Воронежский государственный технический университет, Липецкий государственный технический университет, Вологодский государственный технический университет, Бакинский государственный университет, Академия ФСО России (г.Орел), Донской государственный технический университет в период с 01 октября 2008 г по 31 января 2009 г проводят Четырнадцатую международную открытую научную конференцию «Современные проблемы информатизации». Цель конференции — обмен опытом ведущих специалистов в области применения информационных технологий в различных областях науки, техники и образования.
Основные направления:
1. Телекоммуникации в образовании.
2. Анализ и синтез сложных систем.
3. Моделирование сложных систем и технологических процессов.
4. Информационные технологии в экономике.
5. Телекоммуникационные системы и приложения.
Россия, Воронеж
6. Информатизация в юриспруденции.
7. Информационные технологии в медицине.
8. Автоматическое и автоматизированное проектирование энергетических, электромеханических и технологических систем.
9. Информационные системы и их приложения. Конференция традиционно проводится в дистанционном режиме. Материалы предшествующих конференций издавались в форме сборников трудов и доступны на http://www.sbook.ru в разделе «Ежегодная международная открытая научная конференция «Современные проблемы информатизации».
Организаторы:
Министерство образования и науки Российской Федерации, Воронежский государственный технический университет, Липецкий государственный технический университет, Вологодский государственный технический университет, Бакинский государственный университет, Академия ФСО России (г. Орел), Донской государственный технический университет
Контактная информация: E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008