Научная статья на тему 'Формирование бюджетного правила в странах с теологическим стилем управления'

Формирование бюджетного правила в странах с теологическим стилем управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ВЛИЯНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ДЕМОКРАТИЯ / МЕТОД / STATE / INFLUENCE / GOVERNANCE / DEMOCRACY / METHOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомедова Малика Магомедовна

Теократия буквально в переводе с греческого звучит, как власть бога. Определение у этого понятие звучит, как «гражданская и духовная власть в одном лице». К современным теологическим государствам относят Ватикан, а также ряд Исламских государств. Модель системы органов власти в этих государствах называют еще монотеократической, а сравнивают с моноцефальной. В этих системах влияние на управление страной оказывает официальная религия. За последние пару десятков лет список стран с монотеократической моделью управления существенно сократился. До 2008 года в нем значился Непал. После ряда гражданских войн там установилась демократия. Иран и Саудовская Аравия возглавляют список теократических государств. Формирование монотеократических государств, согласно историческим данным, приходится на конец 70-х, начало 80-х годов. Страны персидского залива развивались эволюционным методом, чем выделись на фоне государств пограничных с Израилем и имеющих более динамичный путь развития. Иран, или его полное название, Исламская Республика Иран является государством унитарным. Оно состоит из 25 провинций. Форма правления в Иране представляет собой весьма специфическую вещь. Это из-за влияния шиитских политических концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countries of theological administration

Theocracy literally translated from Greek sounds like the power of God. The definition of this concept sounds like » civil and spiritual power in one person.» Modern theological States include the Vatican, as well as a number of Islamic States. The model of the system of authorities in these States called monotetradecyl and compare with monocephalous. In these systems, the official religion influences the governance of the country. Over the last couple of decades the list of countries with monotetradecyl model control is significantly decreased. Until 2008 it was listed in Nepal. After a series of civil wars, democracy was established there. Iran and Saudi Arabia top the list of theocratic States. The formation monostearates States, according to historical data, accounts for the late 70’s, early 80-ies. The countries of the Persian Gulf developed by an evolutionary method, which stood out against the background of States bordering with Israel and having a more dynamic path of development. Iran, or its full name, the Islamic Republic of Iran is a unitary state. It consists of 25 provinces. The form of government in Iran is a very specific thing. This is because of the influence of Shiite political concepts.

Текст научной работы на тему «Формирование бюджетного правила в странах с теологическим стилем управления»

Формирование бюджетного правила в странах с теологическим стилем управления

Countries of theological administration

DOI 10.24411/2658-3569-2019-14051 Бакаева Малика Магомедова,

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», ассистент кафедры финансов и кредита, b.malika91@mail.ru

Bakaeva Malika Magomedova Аннотация. Теократия буквально в переводе с греческого звучит, как власть бога. Определение у этого понятие звучит, как «гражданская и духовная власть в одном лице». К современным теологическим государствам относят Ватикан, а также ряд Исламских государств.

Модель системы органов власти в этих государствах называют еще монотеократической, а сравнивают с моноцефальной.

В этих системах влияние на управление страной оказывает официальная религия. За последние пару десятков лет список стран с монотеократической моделью управления существенно сократился. До 2008 года в нем значился Непал. После ряда гражданских войн там установилась демократия. Иран и Саудовская Аравия возглавляют список теократических государств. Формирование монотеократических государств, согласно историческим данным, приходится на конец 70-х, начало 80-х годов. Страны персидского залива развивались эволюционным методом, чем выделись на фоне государств пограничных с Израилем и имеющих более динамичный путь развития. Иран, или его полное название, Исламская Республика Иран является государством унитарным. Оно состоит из 25 провинций.

Форма правления в Иране представляет собой весьма специфическую вещь. Это из-за влияния шиитских политических концепций.

Summary. Theocracy literally translated from Greek sounds like the power of God. The definition

of this concept sounds like » civil and spiritual power in one person.»

Modern theological States include the Vatican, as well as a number of Islamic States.

The model of the system of authorities in these States called monotetradecyl and compare with

monocephalous.

In these systems, the official religion influences the governance of the country. Over the last couple of decades the list of countries with monotetradecyl model control is significantly decreased. Until 2008 it was listed in Nepal. After a series of civil wars, democracy was established there. Iran and Saudi Arabia top the list of theocratic States. The formation monostearates States, according to historical data, accounts for the late 70's, early 80-ies. The countries of the Persian Gulf developed by an evolutionary method, which stood out against the background of States bordering with Israel and having a more dynamic path of development.

Iran, or its full name, the Islamic Republic of Iran is a unitary state. It consists of 25 provinces. The form of government in Iran is a very specific thing. This is because of the influence of Shiite political concepts.

Ключевые слова: государство, влияние, управление, демократия, метод. Keywords: state, influence, governance, democracy, method.

Режим, который действует в Исламской Республике Иран: клерикально-авторитарны. При этом с 1979 года на территории государства действует Конституция, которая запрещает создавать в стране неисламские политические партии и организации.

Такой монорелигиозный режим позволяет поддерживать различные ассоциации, как например «Общество борющегося духовенства».

Главным лицом в стране является политический и духовный лидер в одном лице, факих. Его назначает так называемый Совет экспертов. Факиху подчиняются законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, которые друг от друга не зависят.

В обязанности духовного лидера включены контроль за соблюдением генеральной линии Исламской Республики Иран. Он также возглавляет вооруженные силы, может принимать решение о начале и прекращении войны, увольнять и принимать на должность факихов, отвечающих за Конституцию, главных судей и других ключевых чинов ИРИ. Кроме того, в его руках власть над главнокомандующим страже Исламской революции, главой вооруженных сил, а также именно он подписывает указ о назначении Президента, когда того выберут.

Меджлис, так называется парламент в ИРИ. Он состоит из 270 депутатов. Депутаты попадают в Собрание исламского совета путем народного тайного голосования. Срок полномочий 4 года.

На Меджлис возложены некоторые полномочия исполнительного органа власти. К примеру, ратификация договоров, подписание соглашений с зарубежными партнерами,

получение займов и осуществление помощи. Как законодательный орган, Меджлис формирует правительство, принимает законы, бюджет и прочее.

Официальным главой государства, как мы отмечали ранее, подконтрольным Меджлису и Факиху (руководителю), является президент. Он выбирается на эту должность путем всеобщего тайного голосований сроком на 4 года, но не более, чем на 2 срока.

Он отвечает за конституционные права и обязанности, управляет исполнительной властью, точнее теми рычагами, которые не лежат в списке обязанностей Факиха. Президент является и главой Кабинета министров, кстати он их и назначает. А вот утверждение министров, уже задача Меджлиса. За его подписью заключаются все договорные отношения с другими странами.

Еще один важный орган в системе власти ИРИ это Высший национальный совет. Его задача быть гарантом защиты нацинтересов.

Президент должен наблюдать за деятельностью кабмина, регулировать их работу. Их совместная задача также отрегулировать политический курс и следить за выполнением законов.

За работу кабинета министров президент отчитывается Меджлису. В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей всего кабинета или отдельных министров, тех могут отправить в отставку.

Исламским нормам и обычаям в Иране подчинена судебная власть. Так гласит Конституция.

Высокий совет правосудия является высшей инстанцией. В него входя пять членов, состав формируется на пять лет.

Обязательными членами Высокого совета являются генпрокурор и главный судья, которые являются знатоками мусульмановедения, духовными представителями, наделенными полномочиями интерпретировать Коран и сунны к человеческим поступкам. Их еще называют шиитскими муджатахидами.

Верховный суд отвечает за исполнение законов. Главный судья, председатель верховного суда, а также генеральный прокурор должности назначаемые. Из выбирают члены Высокого совета правосудия, в тесном совете с судьями Верховного суда. Срок полномочий 5 лет.

Верховный суд является инстанцией для подачи апелляции по решением судов, которые стоят ниже. Это гарантирует, что все решения, принимаемые судами, отвечают законам страны.

Дела о преступлениях военнослужащих и полицейских рассматриваются на Военных судах. Однако гражданские правонарушения людей в погонах уже относятся к общим судам, и рассматриваются там же.

Тем не менее, военная прокуратура и военные суды подчинены единым законам исламского государства.

Согласно Конституции, граждане Исламской Республики Иран могут обращаться с жалобами на чиновников в суд административной юстиции. Там же они могут оспаривать подзаконные акты. Суд курирует глава иранской судебной власти.

Обязательным требованием к судьям всех инстанций относится знание мусульманского права и других правовых актов Высокого совета правосудия.

Королевство Саудовская Аравия является наиболее крупным государством на Аравийском полуострове. Его называют «Страна двух святынь», так как в ней находятся два священных города ислама Мекка и Медина.

Саудовская Аравия состоит из 13 эмират, административных округов. Основным законом СА является Основной низам правления Саудовской Аравии. Он был принят в 1992 году. Несмотря на то, что СА является теологическим государства, государственный строй в этой стране абсолютная монархия. Власть передается по линии детей и внуков первого короля Абделя Азиза. Власть короля ограничена лишь шариатом. Закон основан на исламском праве. Все законы, подписываемые монархом, сперва согласовываются им с группой религиозных лидеров, улемами.

Исполнительная власть представлена Советом министров. В него входят 20 министров, а также премьер-министр и его первый зам. В совет входят только родственники короля. Кто именно, монаршая особа решает сам.

Есть в Саудовской Аравии и свой парламент. Консультативная ассамблея относится к законодательной ветви власти. В него входят 150 человек. Они также назначаются королем и полномочны исполнять свои обязанности в течение четырех лет.

Судебная власть состоит из судов религиозных. Монарх согласовывает кандидатуры в совет, которые ему на рассмотрение предоставляет Верховный судебный совет, который состоит из 12 человек, назначаемых монархом. Высшей судебной инстанцией в Саудовской Аравии также является король.

Уголовное право в Саудовской Аравии основано на законах шариата.

В последнюю четверть XX века произошли колоссальные изменения на политической карте мира. Все началось еще в середине 70-х вместе с уходом от авторитарной власти стран Южной Европы. В конце 80-х - начале 90-х в моду вошла демократия. Европу накрыла так

называемая «третья волна демократии», ведь именно в эту сторону устремили свои взоры лидеры стран, образованных от распада СССР.

В это же время переходные процессы в сторону демократизации происходили и в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Новые политические режимы в этих странах, а также в странах постсоветского пространства получили название «страны новой демократии». Остановимся на особенностях режимов в некоторых из них.

Страны Латинской Америки выделяются особой системой организации местного самоуправления. Она включает в себя муниципальные советы, которые являются выборными органами, а также исполнительные органы, которые те формируют.

Исторические предпосылки следующие: влияние оказало колониальное испанское прошлое стран Латинской Америки. Любопытное сочетание тогда действовало: местные власти имели обширные полномочия, однако находились под жестким гнетом и неустанным контролем со стороны центральных властей.

Муниципалитеты имели право распоряжаться имуществом, урегулировать текущие местные вопросы, собирать дань и издавать местные решения и указы. Но мэры и советники муниципалитетов являлись служащими «центра». Первых называли «алькальды», вторых «коррехидоры».

Собственно, таким образом Латинская Америка стала первой территорией, где начали функционировать административные автономии. Этот принцип лег в основу законодательства Латинской Америки и действует там до сих пор.

Чтобы стать мэром (советником) муниципалитета во многих странах Латинской Америки, нужно соответствовать ряду критериев:

- обладать избирательным правом;

- быть уроженцем муниципалитета, где избран, либо проживать там не менее двух лет до выборов;

- быть в списке избирательного регистра граждан или иностранцев;

- не иметь судимостей по уголовным статьям.

Индия является федеративным государством, в состав которого входят 25 штатов и семь союзных территорий. Последние это административные единицы с незначительным населением, которые подчиняются «центру».

Высшим законодательным органом считается Парламент. В его состав входят Президент Республики, Раджья Сабха (250 мест) и Лок Сабха (545 мест). Первое является аналогом совета штатов и представляет интересы субъектов федерации, второе народной палатой, которая защищает интересы федерации в целом.

Единственным серьезным рычагом влияния Совета штатов является право вето, по которому можно заморозить принятие решения до 6 месяцев. Помимо этого, он может вносить поправки в законопроекты и отправлять их на доработку в Народную палату.

Один раз в пять лет проходят выборы в Народную палату. Система выборов мажоритарная. Внеочередные выборы также не исключены.

Правительства Индии подотчетно народной палате. Оно несет коллективную ответственность перед членами палаты.

Президент в Индии также выбирается на 5 лет, но не населением страны, а его представителями: выборщиками. В состав выборщиков входят члены обеих палат и депутаты легислатур. Количество сроков, на которые может избираться президент, законом не ограничено.

Президент в Индии является верховным главнокомандующим армией, верхушкой исполнительной власти, частью Парламента.

Но по факту, все основные полномочия, которыми наделен Президент, осуществляются Премьер-министром. Дело в том, что он обязан руководствоваться рекомендациями Правительства по причине того, что руководит страной по факту Совет министров и возглавляющие его Премьер-министр.

В штатах система государственной власти аналогична центру. На две палаты разделены легислатуры штатов. В нижней палате может быть избрано от 60 до 500 депутатов. Их выбираются сроком на 5 лет. Они наделены правом осуществлять правосудие, управлять муниципалитетами, полицией, здравоохранением, сельским хозяйством, системой образования и налогообложения. Сроком на 6 лет выбирают членов Верхней палаты.

Единой системой является судебные и административные органы штатов. Правительство имеет право заставлять штаты исполнять все их распоряжения и указания.

Корея - президентская республика, состоящая из девяти провинций и двух городов, Пусан и Сеул.

Национальное собрание высший орган законодательной власти в Корее. Срок полномочий: 4 года. 253 члена Национального собрания - являются народными избранниками, выбранным путем тайного голосования. Одновременно с этим проводятся и выборы политических партий, которые разыгрывают между собой 46 политических мандатов.

Президент в Корее также должность выборная. Тайное общенародное голосование выбирает главу государства и исполнительной ветви власти на 5 лет. Президент может быть избран только на один срок.

Президент является также председателем высшего органа исполнительной власти, Госсоветом. Его заместителем является премьер-министр.

Государственный совет отвечает за ведение внешней и внутренней политики, назначает генпрокурора и других руководителей в высших эшелонах власти. Он же руководит внутренней и внешней политикой страны. Президент, посоветовавшись с Премьер-министром, принимает решения о том, кто станет главой исполнительных министерств.

Издавать ордонансы может премьер-министр или главы исполнительных комитетов. Но лишь в случае, если такие полномочия были им предоставлены президентским распоряжением, законом или ex officio.

За внешнюю военную и внутреннюю политику отвечает Совет национальной безопасности.

Верховный суд блюдет за системой общих судов. Он является инстанцией высшей степени по части апелляций. В его компетенции осуществлять апелляцию и по военным судам, что делают системы в Корее уникальной. Исключениями являются лишь решения, принятые военными судами во время введения чрезвычайного положения. Также влияние верховного суда не распространяется на смертельные приговоры.

Гражданские и уголовные дела, а вернее сказать, апелляции по ним, рассматриваются в высоких судах Сеула, Кванджу и Тэгу.

К ним же обращаются, как к судам высшей инстанции при рассмотрении исков, адресованных высшим должностным лицам в правительстве.

Окружные суды в Сеуле и других центральных городах в регионах служат судами первой инстанции для рассмотрения дел, как уголовных, так и гражданских.

Дела, затрагивающие семейное право, либо дела с участием несовершеннолетних, рассматриваются в специальном семейном суде Сеула. В малочисленных городах этот вопрос находится в юрисдикции окружного суда. Военные суды также относятся к специальным.

Список использованной литературы

1. Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011.

2. Лаврикова Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.

3. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 3-е. - М.: Инфра-М, 2014.

4. Орешин В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2016.

5. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration): учебник для академического бакалавриата /отв. ред. Г.А. Меньшикова, Н.А. Пруель. - М.: Издательство Юрайт, 2018.

6. Попов Р.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебник. - М: Инфра-М, 2013.

7. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии / Под ред. А.В. Кузнецова, О.В. Кузнецовой. - М.: ИМЭМО РАН, 2015.

8. Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Н. Ильина [и др.]; под общ. ред. Ф.Т. Прокопова. - М. : Издательство Юрайт, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.