Научная статья на тему 'Формирование бюджета собственных ресурсов в МЕркосур'

Формирование бюджета собственных ресурсов в МЕркосур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
709
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / MЕРКОСУР / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION / REGIONALIZATION / MERCOSUR / BUDGETARY PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масалимова Асем Мухамедрахимовна

В статье автор описывает процесс формирование собственного бюджета МЕРКОСУР общего рынка стран Южной Америки, интеграционного объединения, созданного в 1991 г. Членами МЕРКОСУР сейчас являются Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай и Уругвай. Шестая страна, Боливия, на сегодняшний день находится в процессе присоединения к блоку. Ассоциированные члены объединения Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Чили и Эквадор. Мексика и Новая Зеландия имеют статус наблюдателей. Суммарный объем ВВП государств МЕРКОСУР в 2014 г. составил 3,2 трлн долл. США. Население стран объединения насчитывает свыше 285 млн человек. В статье показано, как собственные ресурсы МЕРКОСУР формируются и распределяются через систему бюджетов различных органов, входящих в данную международную организацию (Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР, Социального института МЕРКОСУР, парламента МЕРКОСУР, секретариата МЕРКОСУР, секретариата Постоянного ревизионного суда и др.). Через данные бюджеты осуществляется финансовое обеспечение деятельности МЕРКОСУР по экономической интеграции стран-участниц, в том числе содержание органов МЕРКОСУР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of the Budget of Own Resources in the MERCOSUR

In article the author describes process forming of own budget MERCOSUR the total market of the countries of South America, the integration consolidation created in 1991. Members MERCOSUR are Argentina, Brazil, Venezuela, Paraguay and Uruguay now. The sixth country, Bolivia, is in process of accession to the block today. Associated members of consolidation Guyana, Colombia, Peru, Surinam, Chile and Ecuador. Mexico and New Zealand have the status of observers. The total amount of GDP of the states MERCOSUR in 2014 made 3,2 trillion US dollar. The population of the countries of consolidation totals over 285 million people. In article it is shown how own resources MERCOSUR are created and distributed through system of budgets of various bodies entering into this international organization (Fund of structural convergence MERCOSUR, Social institute MERCOSUR, Parliament MERCOSUR, the Secretariat MERCOSUR, the Secretariat of Fixed auditing court, etc.). Through these budgets financial provision of activities MERCOSUR on economic integration of member countries, including content of bodies MERCOSUR is performed.

Текст научной работы на тему «Формирование бюджета собственных ресурсов в МЕркосур»

экономическая политика

37 ►

УДК 339.923

Формирование бюджета собственных ресурсов в МЕркосур

МАСАЛИМОВА АСЕМ МУХАМЕДРАХИМОВНА,

аспирантка кафедры мировой экономики экономического факультета, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

asem.masalimova@mail.ru

Аннотация. В статье автор описывает процесс формирование собственного бюджета МЕРКОСУР — общего рынка стран Южной Америки, интеграционного объединения, созданного в 1991 г. Членами МЕРКОСУР сейчас являются Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай и Уругвай. Шестая страна, Боливия, на сегодняшний день находится в процессе присоединения к блоку. Ассоциированные члены объединения — Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Чили и Эквадор. Мексика и Новая Зеландия имеют статус наблюдателей. Суммарный объем ВВП государств МЕРКОСУР в 2014 г. составил 3,2 трлн долл. США. Население стран объединения насчитывает свыше 285 млн человек. В статье показано, как собственные ресурсы МЕРКОСУР формируются и распределяются через систему бюджетов различных органов, входящих в данную международную организацию (Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР, Социального института МЕРКОСУР, парламента МЕРКОСУР, секретариата МЕРКОСУР, секретариата Постоянного ревизионного суда и др.). Через данные бюджеты осуществляется финансовое обеспечение деятельности МЕРКОСУР по экономической интеграции стран-участниц, в том числе содержание органов МЕРКОСУР.

Ключевые слова: международная экономическая интеграция; регионализация; MЕРКОСУР; бюджетный процесс.

The Formation of the Budget of Own Resources in the MERCOSUR

MASSALIMOVA A. M.,

graduate student of department of world economy of economics department, MSU of M. V. Lomonosov, Moscow, Russia asem.masalimova@mail.ru

Abstract. In article the author describes process forming of own budget MERCOSUR — the total market of the countries of South America, the integration consolidation created in 1991. Members MERCOSUR are Argentina, Brazil, Venezuela, Paraguay and Uruguay now. The sixth country, Bolivia, is in process of accession to the block today. Associated members of consolidation — Guyana, Colombia, Peru, Surinam, Chile and Ecuador. Mexico and New Zealand have the status of observers. The total amount of GDP of the states MERCOSUR in 2014 made 3,2 trillion US dollar. The population of the countries of consolidation totals over 285 million people.

In article it is shown how own resources MERCOSUR are created and distributed through system of budgets of various bodies entering into this international organization (Fund of structural convergence MERCOSUR, Social institute MERCOSUR, Parliament MERCOSUR, the Secretariat MERCOSUR, the Secretariat of Fixed auditing court, etc.). Through these budgets financial provision of activities MERCOSUR on economic integration of member countries, including content of bodies MERCOSUR is performed.

Keywords: International economic integration; regionalization; MERCOSUR; budgetary process.

Регионализацию мировой экономики с полным правом можно рассматривать как современную тенденцию развития мирового хозяйства в условиях глобализации. Поскольку до последнего времени глобализация реализовы-валась по либеральному сценарию, в котором от «открытия» национальных рынков разных стран в выигрыше оказывался, прежде всего, транснациональный капитал передовых государств, а более слабым странам доставались преимущественно вызовы и риски глобализации, неудивительным стало стремление многих государств-соседей в разных регионах создать условия для формирования экономических и экономико-политических союзов, зон, объединений на межгосударственном уровне, в рамках которых они могли бы защищать свои национальные интересы.

Закономерной стала реакция на глобализаци-онные процессы развивающихся стран (экономики которых поодиночке не в состоянии противостоять глобальному транснациональному капиталу) в

форме активизации создания региональных объединений. Тем более, что в формирующейся новой модели мирового экономического развития развивающиеся страны играют значительно более заметную роль, чем в прежнем мироустройстве, где ведущими игроками, диктовавшими свои условия, выступали развитые страны.

Сегодня развивающиеся страны и страны с формирующимися рынками опережают развитые государства по объему промышленного производства и товарной торговли, в них направляется более половины прямых иностранных инвестиций, их голос становится все более слышимым и в политической сфере. Одним из регионов активных интеграционных процессов стала Латинская Америка. Феномен латиноамериканской интеграции насчитывает более полувека, она прошла четыре этапа, различавшихся как по содержанию, так и по результатам. Одним из наиболее успешных интеграционных объединений стало создание в начале 1990-х гг. МЕРКОСУР — общего рынка стран Южного конуса

Бюджеты органов МЕРКОСУР

Бюджеты фондов МЕРКОСУР

Консолидированный бюджет Кретариата МЕРКОСУР

-Секретариат МЕРКОСУР (Secretaría del MERCOSUR)4

- Комиссия постоянных представителей МЕРКОСУР (CRPM)

- Генеральный верховный представитель МЕРКОСУР (Alto Representante General del

ERCOSUR)

- ГрупПаподдержки социального участия-■^UPS)

Парла (Parle

г МЕРКОСУР lento del MERCOSUR)

Фон, кон

Специальный раз югпасий (

фонд для разрешения

rondo Especial para Controversias]

ый фонд для разрешения й/Консультативные вопросы (Fondo Especial para Controversias/ Opiniones Consultivas)

Гарантийный фонд д средних компаний М

пя микро-, малых и ЕРКОСУР (FOGAPyME)

Социальный инстит (InstitutovSocial del

р МЕРКОСУР

:rcosur)

Институт личной политики в областиав человека (IPPDH)

Секретари Постоянн

ражного суда (TPR)

Фонд-содействия туризму МЕРКОСУР

нди

(FPTw4 Фермерский фонд МЕРКОСУР

(fafvmercosur)

Фонд-финансирования образовательного сектера-МЕРКОСУР (FEM MERCOSUR)

нд кто

нд-

Фонд культуры МЕРКОСУР (FoAdo-MERCOSUR Cultural)

Рис. 1. система бюджетов Меркосур [1]

объемы бюджетов в рамках МЕркосур, 2012 г. Таблица 1

наименование органа/ фонда МЕркосур Объем бюджета, 2012 г., тыс. долл. шА

Органы МЕРКОСУР 6923,4

Секретариат МЕРКОСУР (SecretaríadelMERCOSUR), включая Комиссию постоянных представителей МЕРКОСУР (Comisión de Representantes Permanentes del Mercosur) 2461,9

Генеральный верховный представитель МЕРКОСУР (Alto Representante General del MERCOSURR) 1295,7

Группа поддержки социального участия (Unidad de Apoyo a la Participación Social) 256,6

Парламент МЕРКОСУР (Parlamento del MERCOSUR) 1573

Социальный институт МЕРКОСУР (Instituto Social del MERCOSUR) 559,3

Институт публичной политики в области прав человека (Instituto de Políticas Públicas en Derechos Humanos del Mercosur) 400

Секретариат Постоянного арбитражного суда (Tribunal Permanente de Revisión) 376,8

Фонды МЕРКОСУР

Фонд структурной конвергенции МЕРКОСУР (Fondo de Convergencia Estructural del MERCOSUR) 788 276,4

Специальный фонд для разрешения разногласий (Fondo Especial para Controversias) 200

Специальный фонд для разрешения разногласий / Консультативные вопросы (Fondo Especial para Controversias / Opiniones Consultivas) 60

Гарантийный фонд для микро-, малых и средних компаний МЕРКОСУР (Fondo de Garantía para la Micro, Pequeña y Mediana Empresa) 100 000

Фонд содействия туризму МЕРКОСУР (Fondo de Promoción de Turismo del MERCOSUR) 603 (первоначальный взнос)

Фермерский фонд МЕРКОСУР (Fondo de Agricultura Familiar del Mercosur) 360

Фонд финансирования образовательного сектора МЕРКОСУР (Fondo de Financiamiento del Sector Educativo del MERCOSUR) -

Фонд культуры МЕРКОСУР (Fondo MERCOSUR Cultural) -

Источник: [1].

в составе Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая, к которым позднее присоединилась Венесуэла. К середине второго десятилетия текущего века этот континент переживает настоящий интеграционный бум: с 2004 по 2011 г. там сформировались четыре крупные интеграционные объединения, наиболее значимым из которых представляется Союз южноамериканских наций (UNASUR) в составе 12 государств. Среди стран — членов нового объединения и все участники МЕРКОСУР. Первоначальное предложение о роспуске МЕРКОСУР в связи с этим не нашло отклика, поэтому он представляет собой действующий интеграционный союз, опыт

функционирования которого небезынтересен и для Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Хотя латиноамериканская интеграция в целом в качестве ориентира использует европейскую интеграцию, в МЕРКОСУР существует децентрализованная бюджетная система, не подразумевающая составление и исполнение единого бюджета, как в Евросоюзе. Бюджеты делятся на бюджеты органов и бюджеты фондов МЕРКОСУР (рис. 1).

Через приведенную на рис. 1 систему бюджетов осуществляется финансовое обеспечение деятельности МЕРКОСУР по экономической интеграции стран-участниц, в том числе — содержание орга-

Таблица 2

Структура доходной базы бюджета FOCEM по источникам поступлений, в долл. США

Источник доходов 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Взносы стран-участниц (оговоренные соглашениями) 100 000 000 100 000 000 100 000 000 100 000 000 100 000 000

Аргентина 27 000 000 27 000 000 27 000 000 27 000 000 27 000 000

Бразилия 70 000 000 70 000 000 70 000 000 70 000 000 70 000 000

Парагвай 1 000 000 1 000 000 1 000 000 1 000 000 1 000 000

Уругвай 2 000 000 2 000 000 2 000 000 2 000 000 2 000 000

Взносы стран-участниц (добровольные на финансирование конкретных проектов) - - 205 600 000 300 000 000 220 899 474

Бразилия - - 205 600 000 300 000 000 220 899 474

Взносы иных стран - - - - 27 000 000

Венесуэла - - - - 27 000 000

Переходящие остатки средств прошлых лет (нераспределенные доходы; распределенные, но не использованные доходы) 202 545 234 290 993 842 365 726 577 377 755 435 309 046 253

Процентные доходы по размещаемым депозитам в банках 143 095 473 471 804 021 521 012 291 860

Резервы на обеспечение непрерывного финансирования проектов - 10 000 000 10 000 000 10 000 000 28 285 182

Иные резервы - - - - 194 850

ВСЕГО 302 688 329 401 467 313 682 130 598 788 276 446 685 717 619

Источник: [2].

нов МЕРКОСУР. При этом бюджеты секретариата МЕРКОСУР, парламента МЕРКОСУР и секретариата Постоянного арбитражного суда не являются программными и используются только на содержание данных органов.

Следует отметить, что с 2012 г. в МЕРКОСУР начата институциональная реформа, включающая переход на единый бюджет МЕРКОСУР. Группа по бюджету [Grupo de Asuntos Presupuestarios (GAP)] занимается разработкой предложений по единому бюджету МЕРКОСУР, который будет представлен на Комитете по анализу институциональной структуре МЕРКОСУР на высшем уровне [Reunión de Alto Nivel para el Análisis Institucional del MERCOSUR (RANAIM)].

В настоящее время в данной международной организации сохраняется децентрализованная бюджетная система. В табл. 1 представлены объемы бюджетов органов и фондов МЕРКОСУР.

Бюджетный процесс различается в зависимости от вида бюджета.

Бюджет Фонда структурной конвергенции МЕРкоСУР

Фонд структурной конвергенции МЕРКОСУР [Fondo de Convergencia Estructural del MERCOSUR (FOCEM)] был создан в 2006 г. для финансирования проектов, направленных на поддержку стран-участниц с наименее крупными экономиками и стал первым финансовым механизмом блока, нацеленным на снижение существующих асимметрий между странами. Поддерживаемые Фондом проекты ориентированы на структурную конвергенцию, развитие конкуренции, помощь в социальных проектах (в особенности — в наименее крупных экономиках и наименее развитых регионах), обеспечение функционирования институцио-

Рис. 2. Бюджетный процесс в МЕркосур

нальных структур и укрепление интеграции между странами-участницами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно Регламенту Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР ^ОСЕМ) источниками его доходов (которые гораздо менее диверсифицированы в сравнении с Европейским союзом) являются:

— взносы стран-участниц (в долях, определенных в соответствии с усредненными размерами ВВП стран-участниц: Аргентина — 27%, Бразилия — 70%, Парагвай — 1%, Уругвай — 2%) в общей сумме 100 млн долл. США ежегодно (табл. 2);

— ресурсы, предоставляемые третьими странами и международными организациями.

FOCEM, обладающий крупнейшим программным бюджетом, формируется за счет следующих источников:

— оговоренные соглашениями взносы стран-участниц в установленной пропорции;

— добровольные взносы стран-участниц на финансирование конкретных проектов;

— ресурсы, предоставляемые третьими странами и международными организациями (на практике не используется);

— иные собственные источники (переходящие остатки средств прошлых лет; процентные доходы по размещаемым депозитам в банках; резервы, в том числе на обеспечение непрерывного финансирования проектов).

Источниками ресурсов секретариата МЕРКОСУР (крупнейшего административного бюджета интеграционного объединения) являются:

— оговоренные соглашениями взносы стран-участниц в равной пропорции;

— иные собственные источники (выручка от продажи официального Бюллетеня МЕРКОСУР, сувениров и др.; процентные доходы по размещаемым депозитам в банке; переходящие остатки средств прошлых лет);

— кредиты, получаемые для финансирования расходов МЕРКОСУР (привлекаются при задержке внесения странами-членами ежегодных взносов).

Бюджетный процесс в отношении указанных бюджетов представлен на рис. 2.

Подготовка бюджета FOCEM осуществляется Технической группой FOCEM в рамках секретариата МЕРКОСУР [Unidad Técnica FOCEM / Secretaría del MERCOSUR (UTF/SM)], которая после согласований проекта бюджета с рядом иных органов МЕРКОСУР, представляет его на утверждение высшему органу — Совету Общего рынка — в составе министров иностранных дел и экономик [Consejo del Mercado Común (CMC)]. К его компетенции относится также утверждение финансируемых проектов.

Доходы FOCEM распределяются по двум направлениям: финансирование проектов FOCEM (преимущественно, в Парагвае и Уругвае) и обеспече-

ние деятельности данной организации (ее текущих и капитальных расходов). Также формируются резервы в целях обеспечения непрерывного финансирования проектов.

Бюджет секретариата МЕРкоСУР

Секретариат МЕРКОСУР (Secretaría del MERCOSUR) составляет бюджет с целью финансового обеспечения деятельности руководящих органов данной организации. Начиная с 2003 г. разработка бюджета осуществляется секретариатом совместно с группой по бюджету [Grupo de Asuntos Presupuestarios (GAP)].

Секретариат в текущем году представляет для утверждения разработанный проект бюджета на следующий год исполнительному ор-

гану МЕРКОСУР — Группе общего рынка [Grupo Mercado Común (GMC)], которой секретариат подотчетен по бюджетным расходам. В нее входят официальные представители каждой страны от министерства иностранных дел, министерства экономики (или его аналогов — министерства промышленности, торговли и др.) и центрального банка. К компетенции GMC относится также определение порядка использования переходящих остатков доходов данной организации в следующем году.

Также секретариат обязан информировать парламент МЕРКОСУР об исполнении своего бюджета в течение первого квартала года, следующего за отчетным.

Таблица 3

Структура доходной базы бюджета секретариата МЕРКОСУР по источникам поступлений, в долл. США

Год Взнос страны-участницы* Продажа официального Бюллетеня МЕРКОСУР, сувениров и т. п. Процентные доходы по банковским депозитам Переходящие остатки средств прошлых лет Кредиты ВСЕГО

1997 г. н/д н/д н/д н/д н/д 980 887""

1998 г. н/д н/д н/д н/д н/д 980 887""

1999 г. н/д н/д н/д н/д н/д 980 887""

2000 г. 245 224 - - - - 980 896

2001 г. 245 224 - - - - 980 896

2002 г. 245 224 - - - - 980 896

2003 г. 245 224 11 073 - - 61 306 991 969

2004 г. 245 224 16 100 - - - 980 896

2005 г. 245 224 16 100 - 323 000 - 1 319 996

2006 г. 245 224 16 100 - - - 996 996

2007 г. 245 224 16 100 - - - 996 996

2008 г. 275 695 5000 - - - 1 107 781

2009 г. 417 920,25 1500 300 - - 1 673 481

2010 г. 509 476 800 1000 - - 2 039 704

2011 г. 574 242,25 - 1000 - - 2 297 969

2012 г. 615 472 - - - 2 461 888

* Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай.

** Совокупные расходы Административного секретариата МЕРКОСУР (SAM) - предшественника секретариата МЕРКОСУР. Источник: [3].

Таблица 4

структура доходной базы бюджета секретариата Постоянного арбитражного суда по источникам поступлений, в долл. сША

взносы стран- участниц, тыс. долл. сША аргентина Бразилия Парагвай уругвай венесуэла всего

2010 г. 76,876 76,876 76,876 76,876 - 307,502

2011 г. 85,492 85,492 85,492 85,492 - 341,967

2012 г. 94,203 94,203 94,203 94,203 94,203 376,812

2013 г. 148,099 148,099 148,099 148,099 148,099 740,496

Источник: [4].

Структура источников собственных средств МЕРКОСУР менее диверсифицирована в сравнении с Европейским союзом и включает:

1. Собственные источники:

— отчисления в бюджет МЕРКОСУР, осуществляемые странами-членами (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай) в равных долях;

— прочие доходы (выручка от продажи официального Бюллетеня МЕРКОСУР, сувениров и др.; процентные доходы по размещаемым депозитам в банке);

— переходящие остатки доходов прошлых лет.

2. Привлеченные источники:

— кредиты, получаемые для финансирования расходов МЕРКОСУР при задержке внесения ее странами-членами ежегодных взносов.

Анализ структуры доходной базы бюджета секретариата МЕРКОСУР по источникам поступлений с момента создания данного органа до настоящего времени приведен в табл. 3.

Данные табл. 3 свидетельствуют о превалировании в структуре источников средств секретариата МЕРКОСУР собственных средств (банковский кредит на покрытие кассовых разрывов, возникших в результате задержки внесения взносов странами-участницами, был привлечен только один раз — в 2003 г.). 99% собственных средств приходится на взносы стран — участниц данной организации. В составе прочих доходов довольно стабильным (хотя и небольшим по объему) источником является выручка от продажи официального Бюллетеня МЕРКОСУР, сувениров и т.п.; размещение временно свободных средств на депозиты банков используется нечасто.

Доходы секретариата МЕРКОСУР направляются на обеспечение деятельности данного органа — финансирование его текущих и капитальных расходов:

— содержание персонала (оплата труда, медицинское страхование, социальные расходы);

— оплата иных текущих расходов [закупки, содержание помещений, обслуживание и ремонт оборудования, оплата служебных командировок, представительские расходы, оплата временных контрактов, различных услуг (почтовых, страховых и др.), подготовка Официального бюллетеня МЕРКОСУР и Ежегодного доклада о деятельности МЕРКОСУР, резервы и т.п.];

— капитальные затраты (покупка движимого имущества, включая офисное оборудование, амортизация и др.).

Бюджет парламента МЕркосур

Бюджет парламента МЕРКОСУР (Parlamento del MERCOSUR) формируется за счет взносов стран-участниц, размер которых зависит от объемов ВВП страны и ее национального бюджета. Доли взносов устанавливаются Советом Общего рынка МЕРКОСУР по представлению парламента.

В рамках парламента действует Комиссия по бюджету и внутренним делам (laComisiónde Presupuestoy Asuntos Internosdel Parlamentodel MERCOSUR), которая анализирует два бюджета: секретариата МЕРКОСУР и парламента МЕРКОСУР. Об исполнении собственного бюджета парламент информирует Совет Общего рынка МЕРКОСУР. В свою очередь, секретариат МЕРКОСУР информирует парламент об исполнении своего бюджета.

Таблица 5

Резервы в МЕРКОСУР

Наименование резерва Организация, формирующая резерв Цель создания резерва Объем резерва Порядок использования резерва Процедура пополнения/ высвобождения средств резерва

Резерв на обеспечение непрерывного функционирования (la Reserva de Contingencia) Фонд структурной конвергенции МЕРКОСУР ^ОСЕМ) Бесперебойное финансирование реализуемых проектов FOCEM в случае возникновения проблем с функционированием Фонда 10% годовых взносов стран - участниц МЕРКОСУР в FOCEM до достижения размера в 10 млн долл. США, что составляет 10% от годовых взносов стран -участниц МЕРКОСУР в FOCEM (до 2012 г. включительно); в 2013 г. увеличен до уровня в 10% от планируемых затрат FOCEM, осуществляемых из регулярных источников доходов Фонда (в 2013 г. составил 4,12% от общего объема затрат Фонда) Определяется Комиссией постоянных представителей МЕРКОСУР (CRPM) по итогам консультаций с Технической группой FOCEM в рамках секретариата МЕРКОСУР (UTF/SM) (орган, осуществляющий подготовку бюджета FOCEM) По мере внесения странами - членами МЕРКОСУР взносов в FOCEM по итогам года (вносятся двумя частями 15 апреля и 15 октября) средства резерва высвобождаются в соответствующей пропорции для использования для финансирования новых проектов

Резерв на финансирование дополнительных расходов по проведению внешнего аудита проектов (la Reserva para costos complementarios de las auditorías externas de los proyectos) Фонд структурной конвергенции МЕРКОСУР ^ОСЕМ) Покрытие дополнительных расходов по проведению внешнего аудита реализуемых FOCEM проектов Создан в 2013 г. в объеме согласно утвержденному решением Совета Общего рынка (CMC) (высшего органа МЕРКОСУР) объему дополнительных расходов по проведению внешнего аудита проектов FOCEM Объем в 2013 г. составил 194,85 тыс. долл. США, или 0,03% от общего объема затрат Фонда Определяется Советом Общего рынка МЕРКОСУР (CMC) Не установлен

Источник: [5].

Бюджет секретариата Постоянного арбитражного суда

Постоянный арбитражный суд [Tribunal Permanente de Revisión (TPR)] является высшей инстанцией по разрешению разногласий между странами — членами МЕРКОСУР. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется через бюджет, составляемый и исполняемый секретариатом Суда (Secretaría del Tribunal Permanente de Revisión). Утверждение бюджета относится к компетенции исполнительного органа МЕРКОСУР — Группы общего рынка (GMC); контроль за исполнением бюд-

жета возложен на Группу по бюджету (GAP). Доходы бюджета формируются за счет равных взносов стран-участниц (в 2012 г. они составили по 94,203 тыс. долл. США, в 2013 г. — по 148,099 тыс. долл. США), состав расходов аналогичен составу расходов секретариата МЕРКОСУР (табл. 4).

Финансовые резервы, формируемые в рамках МЕРКОСУР

Перечень резервов, формируемых в рамках МЕРКОСУР, значительно уступает резервам ЕС. Бюджеты большинства организаций в рамках дан-

ного интеграционного объединения не содержат резервов (секретариат МЕРКОСУР, секретариат Постоянного арбитражного суда, Социальный институт МЕРКОСУР и др.). Резервы формируются в Фонде структурной конвергенции МЕРКОСУР ^ОСЕМ) (табл. 5). Основной резерв здесь создается для обеспечения бесперебойного финансирования реализуемых FOCEM проектов.

Таким образом, в МЕРКОСУР резервы формируются по программным расходам союза; резерв административных расходов не формируется.

16 июля 2015 г. на 48-м саммите в Бразилии участники МЕРКОСУР в качестве главной задачи озвучили намерение продвигать процесс региональной интеграции, расширять торговлю с целью укрепления экономик стран — членов МЕРКОСУР, чтобы возродить свою промышленность.

В настоящее время готовится подписание Соглашения о свободной торговле между МЕРКОСУР и Европейским союзом.

Вместе с тем в столице аргентинской провинции Энтре-Риос, городе Парана, 18 декабря 2014 г.

прошел саммит государств — членов МЕРКОСУР. По итогам форума было принято совместное заявление, в котором выражена готовность активно развивать диалог с Евразийским экономическим союзом.

12 апреля 2016 г. в Евразийской экономической комиссии состоялась рабочая встреча представителей ЕЭК с сотрудниками Министерства иностранных дел и культуры Аргентинской Республики. Стороны высказали желание укреплять региональные связи, налаживать сотрудничество ЕАЭС и МЕРКОСУР.

Евразийская экономическая комиссия ранее подготовила и в ходе встречи передала на рассмотрение в МЕРКОСУР проект меморандума о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам.

Возобновление переговоров по подписанию меморандума при содействии нового правительства Аргентины будет способствовать дальнейшему развитию партнерских отношений как между двумя интеграционными объединениями, так и между странами, входящими в них.

^MTepaTya/References

1. Informe Semestral del Grupo de Asuntos Presupuestarios (GAP) al Grupo Mercado Común (GMC) en Cumplimiento de la Instrucción Contenida en la RES. GMC № 37/11 "Lineamientos para la Revisión de la Estructura Institucional del MERCOSUR".

2. Presupuestos del Fondo para la Convergencia Estructural del MERCOSUR (FOCEM) para los Ejercicios 20092013. Available at: http://www.mercosur.int/focem.

3. Presupuestos de la SAM para los Ejercicios 1997-2003; Presupuestos de la Secretaría del MERCOSUR para los Ejercicios 2004-2012. Available at: http://www.mercosur.int.

4. Presupuestos de la Secretaría del Tribunal Permanente de Revisión para los Ejercicios 2009-2013. Available at: http://www.mercosur.int.

5. Anexo del Reglamento del Fondo para la Convergencia Estructural del Mercosur; Decisión CMC No. 01/10; MERCOSUR/CMC/DEC. No. 28/11; MERCOSUR/CMC/DEC. No. 48/12; Decisión CMC No. 05/12.

ЛИ КНИЖНАЯ ПОЛКА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАДЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНС.ОВЫ1 ОТНОШ ЕН И

Звонова Е.А., Игнатова О.В., Прудникова A.A. Международные валютно-кре-дитные и финансовые отношения: практикум / под ред. Е.А. Звоновой. М.: Финансовый университет, 2016. 108 с.

ISBN 978-5-7942-1326-3

Практикум «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» охватывает десять основных тем дисциплины, каждая из которых состоит из тестов, направленных на закрепление теоретического материала, и из практико-ориен-тированных заданий, формирующих навыки практической работы.

Издание предназначено для студентов и преподавателей в области мировых финансов и мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.