Научная статья на тему 'Формирование благоприятного инвестиционного климата города Москвы для развития инновационного потенциала'

Формирование благоприятного инвестиционного климата города Москвы для развития инновационного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / ЭКОНОМИКА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОГРЕСС / ИНВЕСТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парсаданов Г.А., Попков С.Ю.

Исследуется инновационный потенциал Москвы и необходимые меры для привлечения инвестиций для его дальнейшего развития. На основе анализа мировых тенденций развития рынка инновационных технологий в статье делается вывод о необходимости создания инновационной системы города как составной и важнейшей части национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Парсаданов Г.А., Попков С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование благоприятного инвестиционного климата города Москвы для развития инновационного потенциала»

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ГОРОДА МОСКВЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Г. А. ПАРСАДАНОВ,

кандидат экономических наук, профессор кафедры государственного регулирования экономики E-mail: sergey-grand@yandex. ru Московский городской университет управления Правительства Москвы С. Ю. ПОПКОВ, кандидат экономических наук, советникДепартамента науки и промышленной политики города Москвы E-mail: sergey-grand@yandex. ru

Исследуется инновационный потенциал Москвы и необходимые меры для привлечения инвестиций для его дальнейшего развития. На основе анализа мировых тенденций развития рынка инновационных технологий в статье делается вывод о необходимости создания инновационной системы города как составной и важнейшей части национальной инновационной системы.

Ключевые слова: потенциал, технология, производство, экономика, промышленность, прогресс, инвесторы.

Одной из существенных проблем Москвы является деформированность структуры экономики. Как известно, в результате трансформации политической и социально-экономической систем страны столица, будучи старопромышленным городом, не стала депрессивным регионом благодаря своему статусу и тому, что является мегаполисом, сосредоточившем в себе около 80 % всех финансовых ресурсов страны и расширившем сферу рыночных услуг.

В результате этого в структуре валового регионального продукта (ВРП) на долю промышленности приходится 10—12%, а наиболее динамично развивающимися отраслями в хозяйстве Москвы являются торговля, общественное питание и строительство.

Каким должен быть облик Москвы в будущем, каким видится специализация ее хозяйства? Очевидно, что Москва есть и будет особым

бизнес-центром страны с развитыми рыночной инфраструктурой и банковской системой.

Также следует учесть, что в Москве сосредоточено более 60% научно-технического и промышленного потенциала Российской Федерации, особенно в области высоких технологий и информационных систем. В 900 научных организациях (включая государственные вузы) трудятся около трети общей численности научных работников страны, более половины докторов наук, около 45 % кандидатов наук [2].

Москва, имея такие возможности в научно-технической, инновационной, образовательной и промышленно-технической сферах, должна стать флагманом процесса развития высоких технологий и производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Вместе с тем, как отмечается в Концепции инновационной политики Москвы, «в городе не в полной мере используется огромный интеллектуальный потенциал специалистов и научных работников инновационной сферы, в результате чего лишь 3—5 % научно-технических разработок государственных предприятий доводится до серийного производства, не сформирован рынок высокотехнологической продукции».

Большие надежды возлагались на совместные предприятия (СП). Предполагалось, что иност-

ранцы привлекут передовые достижения науки, управленческий опыт и материальные ресурсы для развития у нас производства наукоемкой продукции. Но, как известно, надежды не оправдались. Еще до мирового финансового кризиса в сфере СП наукоемкий бизнес составлял лишь 10 % от общего количества совместных предприятий.

Резко сократились капиталовложения в науку, и это снижение затронуло, в первую очередь, крупные центры науки и в особенности Москву и Санкт-Петербург, на долю которых приходилось около 40 % общего объема инвестиций в науку.

Разрушение передовых научных школ, процесса обеспечения преемственности и непрерывности развития науки и техники, слабая научно-техническая база привели к эмиграции ученых, и, в первую очередь, физиков, химиков, биохимиков, биофизиков, математиков и программистов. Здесь, к сожалению, Москва на переднем крае.

В силу того, что научно-технический сектор потерял социальную престижность и молодежь не видит перспектив роста при выборе научной карьеры, наблюдается слабая «подпитка» науки молодыми способными исследователями.

Например, в Москве большое количество специализированных физико-математических школ и технических вузов, но очень незначительное число молодежи начинает свою трудовую деятельность по специальности.

Недостатки в области научно-технической и инновационной деятельности в стране, и в том числе Москве, общеизвестны. Однако, затронем лишь некоторые системные задачи, решение которых позволит Москве не только сохранить, но и развивать свои возможности в области научно-технического прогресса и инновационной деятельности.

Основная задача—это формирование эффективной и действенной инновационной системы города, нацеленной на создание и коммерциализацию знаний (новаций) в условиях, когда процесс формирования национальной инновационной системы Российской Федерации только начинает набирать обороты.

Необходимо помнить, что создание новаций (новшеств) означает только возможность выйти победителем в конкурентной борьбе на мировом рынке. А победителем становится тот, кто быстрее и эффективнее других коммерциализирует знания, используя даже результаты чужих разработок, копируя их, идаже улучшая их характеристики и свойства.

Вотдвапримера, подтверждающие этоттезис.

Первый — это опыт Японии, которая в послевоенный период за 1946—1955 гг., «питаясь» ли-

цензиями и «ноу-хау» США в области электронной промышленности, сумела по многим направлениям победить в конкурентной борьбе за мировой рынок своего «учителя» — США.

Второй пример: Англия славится как генератор научных идей — только одна Кавендишская лаборатория в Кембридже дала более 80 нобелевских лауреатов, т. е. в несколько раз больше, чем США.

Но при этом США являются одной из наиболее конкурентоспособных стран мира, а Англия

— наименее конкурентоспособной из ведущих развитых стран.

В условиях глобальной экономики широкое распространение новых технологий и налаженные коммуникации создают относительное преимущество не тем, кто создает новые идеи, а тем, кто быстрее находит им применение.

В конкурентной борьбе выигрывает та страна, которая способна быстрее и эффективнее освоить научные достижения, внедрить их в производство, разработать наиболее совершенные методы производства с привлечением интеллектуального потенциала коллективов работников, постоянно нацеленных на повышение качества и снижение затрат, и, таким образом, быстрее других завоевать мировой рынок.

Но, так как новации создаются в результате проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), в сфере производства необходимо выдвигать свои требования к результатам НИОКР. В противном случае можно тратить большие средства и не получить желаемого результата.

В Концепции инновационной политики Москвы отмечается, что «неконкурентоспособность результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ во многом обусловлена тем, что они не учитывают ни изменения потребительского спроса, ни реальные условия производства

— специфические требования к технологическому оборудованию, сырью, квалификации производственного персонала» [1].

Выполнение НИОКР в большинстве случаев проводится без учета инновационного цикла, в рамках которого образуется система технологических, экономических, финансовых и маркетинговых связей.

Инновационная система Москвы как составная и важнейшая часть национальной инновационной системы (НИС) должна формироваться в сопряжении с ней, и, естественно, проблемы, возникающие в процессе формирования НИС, напрямую влияют

на эффективность процессов формирования инновационной системы столицы.

Проблема сопряжения инновационных систем регионов с национальной системой страны сложна по своей сущности, но в особенности для Москвы, в которой сосредоточено большое количество объектов инновационной сферы федерального подчинения.

Основные трудности, на взгляд авторов, следующие: стратегия долгосрочного развития Москвы разрабатывается в условиях, когда еще не выработана стратегия социально-экономического развития страны, включающая основные направления развития науки и техники, приоритеты отраслевой политики. Кроме того, органы региональной власти не могут учесть в своих решениях все возможности регионального заказа организациям и предприятиям федерального подчинения. К тому же еще не выработан механизм полноценного взаимодействия органов власти Москвы с академической наукой.

Эти факторы, а также неопределенность и нестабильность развития мировой и национальной экономики, слабость рыночных механизмов позволяют Москве, как столице, мегаполису, научно-производственному центру страны, проявлять инициативу по многим направлениям социально-экономической политики.

Это, на взгляд авторов статьи, необходимо и естественно, так как сложности в регулировании (управлении) социально-экономической системы всей страны могут затормозить движение вперед.

Сложилась довольно-таки благоприятная психологическая атмосфера в стране для проявления активности Москвы как ведущего научно-технического центра страны в процессе формирования инновационной и инвестиционной политики государства. Федеральные органы власти осознали необходимость формирования национальной инновационной системы (НИС), увязывающей научно-техническую и образовательную сферы, а также сферу бизнеса с целью налаживания процесса создания и коммерциализации новаций (знаний), т. е. инновационного процесса.

Основные позитивы в этом процессе следующие:

• федеральными органами власти формирование инновационной системы Москвы квалифицируется как один из важнейших пилотных проектов в процессе формирования региональных инновационных систем;

• началось создание региональных и отраслевых кластеров с целью существенного повышения

эффективности взаимодействия предприятий частного высокотехнологического сектора экономики и научных организаций. Например, такой кластер формируется в г. Зеленограде в области электроники, микроэлектроники на базе информационно-промышленного комплекса Московского государственного института электронной техники (технического университета);

• сформированы система и механизмы государственной поддержки наукоградов;

• создается система прямой государственной поддержки малых инновационных предприятий (МИПов), первым и одним из основных элементов которой является учрежденный «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» [4];

• с участием федерального центра создан «Венчурный инновационный фонд» и создается система отраслевых и региональных венчурных фондов;

• в рамках государственной политики в области развития национальной инновационной системы (НИС) формируются новые для НИС негосударственные формы: независимые исследовательские центры, преимущественно ориентированные на зарубежный рынок;

• формируются научно-исследовательские комплексы внутри крупных корпораций с целью развития корпоративной науки, что для Москвы является существенным фактором ввиду наличия в городе большого количества корпораций федеральной собственности;

• формируется система малых инновационных предприятий (МИПов) в вузах страны. Процесс формирования инновационной системы Москвы должен быть увязан и со следующими

процессами:

• вывод части промышленного производства за пределы Садового кольца и за пределы города («филиализация» предприятия);

• сопряжение инновационной и промышленной политики Москвы и Московской области;

• сопряжение инновационной политики города с политикой градостроения, развития Москвы как историко-культурного, туристического и делового центра, центра делового туризма;

• реализация кластерного подхода в промыш-ленно-производственных зонах города;

• налаживание взаимодействия между «смежными» кластерами Москвы и Московской области.

Реализация кластерного подхода в промышлен-но-производственных зонах города требует большой аналитической и организационной работы.

Необходимо, чтобы промышленные зоны превратились в эффективные и дееспособные инновационные центры с оснащенными и организованными на самом высоком современном уровне технопарками и инженерными центрами.

На основе активизации инновационной деятельности Москва должна последовательно и поэтапно превратиться из индустриального агломерата в научно-технический и научно-промышленный центр, ориентироваться на создание и использование высоких и наукоемких технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции [3].

Как флагман научно-технического прогресса страны Москва должна действовать в сопряжении не только с федеральным центром и Московской областью, но и другими регионами России, атакже странами СНГ и зарубежья.

Наконец-то, все научно-техническое и производственное сообщество осознало, что Москва должна реформировать свою систему внешнеэкономических связей, перейти от снабженческо-сбы-товой и посредническо-торговой модели на производственно-инвестиционную, предполагающую доминирование в отношениях между регионами и странами не торгового, а научно-технического и производственного сотрудничества.

Отметим, что формирование инновационной системы Москвы невозможно без согласованного взаимодействия с органами власти города.

Необходимо активизировать обучение сотрудников администрации, атакже предпринимателей и менеджеров инновационной сферы в научно-технических центрах и соответствующих вузах.

Но, как известно, инновации требуют инвестиций, поэтому на передний план выдвигается инновационно-инвестиционная политика государства.

Рассмотрим основные проблемы в этой сфере.

С целью привлечения инвестиций, и в особенности прямых иностранных инвестиций (ПИИ), органам власти Москвы необходимо в первую очередь сформировать определенные механизмы снижения рисков инвестирования и повышения эффективности инвестиций, осуществление которых существенно оздоровит инвестиционный климат мегаполиса.

Для этого, по мнению авторов, необходимо, во-первых, обеспечить прозрачность и предсказуемость

инновационно-инвестиционной политики Москвы как составной и важнейшей части стратегии развития национальной инновационной системы.

Поэтому следует активировать работу, обеспечивающую учет интересов Москвы в разрабатываемой стратегии социально-экономического развития страны.

Многое в решении этой задачи зависит от федерального центра. Известно, что сегодня федеральные прямые инвестиции составляют лишь 6—7 % в объеме прямых инвестиций и их логика не связана с целями структурной политики, в основном, решаются задачи конвергенции, т.е. выравнивания уровней развития регионов.

Москва должна, по мнению авторов, проводить свою политику развития отраслей промышленности, по ходу действия сопрягая ее с общенациональной структурной политикой.

Для этого федеральный центр должен обеспечивать органы власти необходимой информацией, отражающей стратегию развития организаций федерального подчинения. В рамках разработки трехлетней программы социально-экономического развития страны Москве необходимо иметь информацию о важнейших НИОКР, разрабатываемых в организациях федерального подчинения с целью координации и сопряжения своих разработок с разработками центра и использования в своих целях интеллектуального потенциала академической науки, отраслевых и вузовских подразделений науки федерального подчинения.

Для этого федеральному центру необходимо обеспечить органам власти и хозяйствующим субъектам Москвы доступ к системе государственных заказов в сфере НИОКР, а наличие информации о недогруженности научной аппаратуры, мощностей опытных заводов и предприятий позволит использовать их в целях активизации инновационной деятельности столичного мегаполиса. А значит, предстоит провести следующие мероприятия:

1) обеспечить всем потенциальным инвесторам как отечественным, так и иностранным, доступ к информации об организациях Москвы в целях анализа и выбора объектов инвестиций;

2) по мере необходимости и целесообразности либерализовать по сравнению с установленным режимом по стране внешнеторговый и налоговый режимы для ввоза в Москву современного технологического оборудования;

3) уточнить параметры долевого участия в инвестициях в сферах (объектах) совместного ведения федерального центра и органов власти Москвы;

4) принимать участие в финансировании важнейших инновационных проектов;

5) непосредственное финансирование из бюджета Москвы двусторонних и многосторонних национальных и международных инновационных программ и проектов;

6) более активно участвовать в международных научных конференциях, научных программах, международных договоренностях о регулировании рынка технологии; в работе международных организаций, занимающихся вопросами развития науки и технологии с целью обмена опытом и достижениями мировой науки;

7) пощрение иностранных компаний, ведущих за собой вместе с инвестициями новую технику и технологии;

8) создание особых условий для импорта прецизионного оборудования по сравнению с условиями, общими для всех импортеров;

9) частичная или полная компенсация затрат из городского бюджета на проведение НИОКР и освоение техники и технологии, имеющих ощутимый социальный эффект.

10) обеспечение инфраструктурной поддержки МИПов: а) внедренческой (биржи технологий, фонды, информационные интернет-ресурсы); б) экспертно-консулътационной (консалтинговые организации, инновационные инкубаторы, технопарки); в) научной — посредством научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, а также вузов; г) маркетинговой — посредством инновационно-технологических центров и маркетинговых агентств;

11) в связи с высокой степенью риска венчурного инвестирования необходимо: а) распро-

странение гарантий правительства Москвы на инвестиции в венчурные проекты и, в особенности, проекты, направленные на решение социальных задач города; б) гарантирование банку-инвестору возмещение части потерь от участия в венчурном фонде; в) частичное или полное гарантирование беззалоговых кредитов; г) активизация решения задач, связанных с нормативно-правовым регулированием процессов формирования венчурных фондов и венчурного инвестирования.

Создание стабильной и прочной основы для развития экономики Москвы в дальнейшем во многом будет определяться тем, насколько быстро и эффективно использовать высокие технологии в производстве.

Список литературы

1. Постановление правительства Москвы от 02.09.2008 № 781-ПП «О городской целевой комплексной программе создания инновационной системы в городе Москве на 2008—2010 гг.».

2. Постановление правительства Москвы от 05.12.2006 № 943-ПП «О городской целевой программе «Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2007—2009гг.».

3. Постановление правительства Москвы от 05.09.2006 № 658-ПП «О концепции инновационной политики города Москвы».

4. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.