Научная статья на тему 'Формирование бизнес-структур в условиях глобализации высшего образования'

Формирование бизнес-структур в условиях глобализации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-СТРУКТУРА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / BUSINESS STRUCTURE / GLOBALIZATION / INTEGRATION / QUALITY OF EDUCATION / HIGHER EDUCATION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столина Наталья Николаевна

Рассмотрено современное общество, развивающееся под воздействием научно-технического прогресса и мирового сообщества. Одним из стратегических векторов развития социально-эконо-мической системы страны является рост инновационного потенциала высшей школы и на этой основе расширение масштабов производства и распространения научно-технических достижений, и, как следствие, осуществление структурной перестройки экономики. В этой связи особо актуальной является потребность в разработке механизма, способного обеспечить эффективное использование инноваций в образовательной сфере. Проанализированы рыночные отношения, тенденции глобализации, открытость границ. Это обусловливает необходимость широкого участия в процессах экономического развития страны представителей научного сообщества. Рассмотрены эффективные пути комплексного и взаимовыгодного сотрудничества учреждений высшего образования, бизнес-структур, органов государственной власти, общественных организаций. Выявлены возможности построения современной экономики, обеспечивающей стабильное и поступательное развитие страны. Все это обусловливает необходимость теснейшего сотрудничества структур бизнеса и учреждений высшего образования. Доказано, что школа бизнеса, с одной стороны, это образовательное учреждение, а с другой бизнес-структура. Развитие национального бизнеса является надежным фундаментом развитию общества и достижению культурного процветания страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BUSINESS STRUCTURES IN THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION GLOBALIZATION

Modern society, developing under the influence of scientific-technical progress and world community is considered. One f strategic vectors of development of social-economic system of the country is the growth of innovative potential of higher school and basing on this the widening of scales of production and spread of scientific-technical achievements and the implementation of structural rebuilding of economics. The most relevant is the necessity in the development of mechanism which s able to provide efficient use of innovations in educational sphere. The marketplaces, tendencies of globalization, exposure of borders are analyzed. This causes the necessity of participation in the processes of economic development of the country of representatives of scientific community. Efficient ways of complex and mutually beneficial cooperation of higher education institutions, business structures, public authorities, social organizations. The possibilities of modern economics building, providing stable and progressive promotion of the country are presented. All these factors cause the necessity of business structures cooperation and institutions of higher education. It is proved, that business school, on the one hand, is an education institution, on the other hand it is a business structure. The development of national business is safe fundament for development of society and achievement of cultural improvement of the country.

Текст научной работы на тему «Формирование бизнес-структур в условиях глобализации высшего образования»

УДК 316.422

ФОРМИРОВАНИЕ БИЗНЕС-СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Наталья Николаевна СТОЛИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, магистрант, факультет истории, мировой политики и социологии, e-mail: stolinatalya@yandex.ru

Рассмотрено современное общество, развивающееся под воздействием научно-технического прогресса и мирового сообщества. Одним из стратегических векторов развития социально-экономической системы страны является рост инновационного потенциала высшей школы и на этой основе -расширение масштабов производства и распространения научно-технических достижений, и, как следствие, осуществление структурной перестройки экономики. В этой связи особо актуальной является потребность в разработке механизма, способного обеспечить эффективное использование инноваций в образовательной сфере. Проанализированы рыночные отношения, тенденции глобализации, открытость границ. Это обусловливает необходимость широкого участия в процессах экономического развития страны представителей научного сообщества. Рассмотрены эффективные пути комплексного и взаимовыгодного сотрудничества учреждений высшего образования, бизнес-структур, органов государственной власти, общественных организаций. Выявлены возможности построения современной экономики, обеспечивающей стабильное и поступательное развитие страны. Все это обусловливает необходимость теснейшего сотрудничества структур бизнеса и учреждений высшего образования. Доказано, что школа бизнеса, с одной стороны, - это образовательное учреждение, а с другой - бизнес-структура. Развитие национального бизнеса является надежным фундаментом развитию общества и достижению культурного процветания страны.

Ключевые слова: бизнес-структура; глобализация; интеграция; качество образования; высшее образование; инновация.

На сегодняшний день наблюдаются глубокие изменения, характеризующие динамичное развитие экономической ситуации в России на современном этапе, предъявляющие новые серьезные требования к специалистам как в экономической сфере, так и в сфере бизнеса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отмечается, что переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования соответствующей инновационной инфраструктуры, где главным элементом выступает сфера образования, в т. ч. и инновация бизнес-структур российского высшего образования [1]. При этом инноватика бизнес-структуры занимает особое место, т. к., с одной стороны, конкурентоспособность бизнеса и экономики в целом зависит от подготовки и квалификации управленческих кадров, а с другой - получение бизнес-образования является одной из главных инвестиций в человеческий капитал, которую может позволить себе человек в течение своей жизни.

Переход к новому типу модели вуза, который должен обособленно выстраивать стратегию своего развития на рынке профессиональных образовательных услуг, опираясь на собственные конкурентные преимущества, требует поиска основных точек реформирования его деятельности, связанных с формированием глобального рынка образовательных услуг и предпринимательского стиля поведения вуза [2].

Уже более двадцати лет в России система бизнес-образования выстраивает эффективные пути и возможности для наиболее полной адаптации формирующейся экономической системы к новым реальностям за счет развития высококвалифицированного кадрового потенциала, полностью отвечающего современным требованиям и ориентированного на максимальное использование и внедрение рыночных механизмов.

Инновационное развитие касается практически всех уровней образовательной системы, а в особенности системы высшего профессионального образования. При инновационном внедрении в российских вузах складываются особые экономические отно-

КБЫ 2413-6840. Вестник ТГУ, выпуск 1 (5), 2016

шения, обусловленные тем, что диапазон инноваций в образовании представлен очень широко: это и результаты исследований и разработок, передаваемых для внедрения и применения в производстве, и новые формы обучения, например, дистанционное обучение, включение Болонской системы обучения, отвечающей всем запросам глобализа-ционного мира, внедрение мировых стандартов, межкультурных программ, интернационализации учебных курсов. В научных изданиях классифицированы экономические, политические, культурные и образовательные стимулы, которые предопределяют глобализацию высшего образования и используются для ее обоснования.

Система высшего профессионального образования играет важную роль для инновационной экономики, именно она выступает как сфера экономической жизни, сформировывает «кадровый каркас» новой экономики. В силу этого организация инновационной среды обусловливает значительные изменения в системе профессионального образования, направленные на повышение качества предоставляемых образовательных услуг, формирование различных форм повышения квалификации и переподготовки, также выработку как практических, так и исследовательского потенциала выпускников, способных создавать продукты в сфере инноватики. В России заложена только основа для формирования инновационной среды. Остро стоит вопрос развития взаимной интеграции образования с наукой и бизнесом, поскольку именно через сотрудничество возможен эффективный обмен знаниями, технологиями и инновационными разработками, а также воплощение идей в реальные продукты.

Возможность перехода на путь развития инноваций определяется человеческим фактором, уровнем профессионального образования и культуры населения. С точки зрения того, что система высшего образования -достаточно сложное явление, изменения необходимо проводить по всей образовательной системе, что позволит эффективно вовлечь ее в инновационный процесс. Необходимо проанализировать направленность системы образования на воспроизведение готовых знаний студентами и создать условия для развития экономического мышления, обеспечивающего готовность будущих спе-

циалистов к постановке и решению сложных проблем инновационного развития [3].

Широкий круг специалистов в сфере экономики утверждают, что необходимо, определяя перспективы развития высшего образования в условиях формирования инновационной модели экономики, прежде всего сохранять традиции подготовки высококвалифицированных специалистов для практической деятельности и при этом непременно развивать целенаправленную подготовку исследователей [4, с. 185].

Сегодня изменяются требования к результатам системы образования, растет запрос на массовость креативных компетент-ностей и готовность к переобучению. Эти новые требования позволяют выделить основные характеристики системы образования к 2020 г. и обозначить условия базовой подготовки с многообразием возможностей и форм повышения квалификации и переобучения с постоянно обновляемым набором модульных программ профессиональных компетенций. Огромная часть времени будет посвящена участию в исследовательских проектах, разработках и других практических занятиях [5].

В соответствии с новыми задачами, основополагающими требованиями к системе образования, которые предъявляются самим обществом, выступают: открытость в мировом сообществе, насыщенность информационной базой, интегративность с фундаментальными и научными исследованиями в лидирующих областях знаний, доступность и конкурентоспособность, способность формировать интеллектуальную элиту и служить источником просвещения, а также обеспечение национальной безопасности и долгосрочного прогнозирования.

Интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство становится серьезным порывом к реформированию отечественной системы образования, процесса модернизации. Но, как и сама модернизация, членство в Болонском процессе вызывает множество вопросов, ответы на которые часто ставят в тупик самих авторов, все чаще приходя к выводам о возможных потерях российской системы образования своих национальных традиций [6, с. 60].

Преобразования последнего периода демонстрируют необходимость для развитых

стран мира, в т. ч. и России, увеличения доли иностранных студентов, принимаемых в магистратуру и на обучение по программам PhD, по сравнению с приемом в бакалавриат. Одновременно университеты развитых стран мира стали предлагать более гибкие образовательные программы для иностранцев: обучение на иностранных языках (чаще всего на английском), двойные дипломы и совместное научное руководство в докторантуре [7, с. 22].

Обозначенные изменения в системе образования требуют «новых» кадров, что является основой для тщательного пересмотра методик обучения и технологий, направленных на усиление развития творческого мышления. Несмотря на все это, возникают проблемы, связанные с повышением надзора к качеству образовательных услуг, изменением внешней макросреды, растущим дисбалансом между спросом и возможностями его удовлетворения и др. [8]. Частичное решение этих проблем российское правительство усматривает в создании инновационных университетов, поскольку именно они призваны выпускать не просто высококвалифицированных специалистов, а специалистов-универсалов, способных комплексно сочетать в себе разноплановую деятельность, в т. ч. проектную и предпринимательскую.

Высшие учебные заведения мировых стран всегда и везде выступают полноценными субъектами национального и регионального развития. Функция университетов достаточно обширна и заключается в следующем: генерации объектов интеллектуальной собственности, способных трансформироваться в объекты коммерциализации; формировании инновационной инфраструктуры с многочисленными и разнокачественными центрами, инкубаторами и другими формами взаимодействия науки и бизнеса; организации малых наукоемких предприятий, активно взаимодействующих с вузом, подготовке кадров для инновационной деятельности; формировании инновационной культуры в бизнес-среде [9].

Взглянуть по-новому на систему высшего образования послужило изменение социальных функций университетов путем внедрения бизнес-структур в систему высшего профессионального образования, т. к. на сегодняшний день именно они становятся не только работодателями, представителями

профессионального образования, но и выступают центрами инновационного технологического развития промышленности и социальной сферы через механизмы трансфера технологий, создания технопарков, бизнес-инкубаторов, консалтинговых организаций и др. Создание таких университетов позволит осуществлять различные формы взаимодействия с властью и реальным сектором через деятельность центров трансфера технологий и венчурного инвестиционного фонда в высших учебных заведениях [10].

Перспективное развитие национальной инновационной системы имеет важное значение для выработки управленческих решений, направляемых прежде всего на повышение ее эффективности. Данные решения должны базироваться на учете особенностей функционирования рынка венчурных инвестиций, поскольку динамика его развития определяет специфику, направленность и содержание регулирующего воздействия в рамках обоснованной модели. Вопрос, ка-саемый освоения новой социальной модели развития российского общества, внедрение рыночных отношений, развитие рынка труда и реформирование системы высшего образования, перевод экономики на путь инновационного развития обостряют проблему профессиональной самоидентификации студенческой молодежи, качественной подготовки, достаточно полной реализации потенциала выпускников вузов на рынке труда. Любые усилия по синхронизации рынка труда и системы высшего образования рано или поздно встретят немало барьеров на пути реализации и натолкнутся в настоящее время на отсутствие комплексного, системного реформирования российского общества.

Развитие бизнеса и образования показывает, насколько тесно переплетены эти две составляющие. Иначе и быть не может, ведь школа бизнеса, с одной стороны, - это образовательное учреждение, а с другой, - бизнес-структура. Внимание к состоянию и динамике образования - это отражение внимания к развитию национального бизнеса.

Список литературы

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.

ISSN 2413-6840. Вестник ТГУ, выпуск 1 (5), 2016

Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Паничкина М. В. Совершенствование бизнес-процессов вуза в системе взаимодействия с региональным бизнес-сообществом // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 17. С. 142-147.

3. Соболева Е.Н. Развитие высшего социально-экономического образования в России: проблемы, перспективы, политика. URL: http:// ecsocman.hse.ru/data/203/690/1219/001.SOBOL EVA.pdf (дата обращения: 11.01.2016).

4. Каллас М.С. Взаимодействие науки, образования и бизнеса как основа формирования инновационной среды в России // Экономика. 2011. № 4.

5. Яковлева Н.И. Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов // Справочник заместителя директора школы. 2008. № 6.

6. Налетова И.В. Становление и развитие европейского образовательного пространства в рамках европейской культурной традиции // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2007. № 1.

7. Агранович М.Л. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего // Логос. 2010.

8. Рыгалин Д.Б., Зайченко С.Е., Микитась А.В. [и др.]. Место инновационного университета в новой экономической системе, основанной на знаниях // Инновации. 2006. № 7. С. 48-54.

9. Власов В.А., Дмитриенко В.П., Клименов В.А. [и др. ]. Роль университета в формировании реальной инновационной системы на примере Томского политехнического университета // Инновации. 2006. № 8. С. 36-40.

10. Захаров Д.Н., Антипьев А.Г. Синхронизация системы высшего образования и рынка труда в трансформируемом российском обществе // Гуманизация образования. 2009. № 3. С. 3137.

References

1. Russian Federation. (2008) Decree № 1662-r of the Government of Russia of November 17,

2008, O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federat-sii na period do 2020 g. Available at: http://www.consultant.ru/ (In Russian).

2. Panichkina M. V. Sovershenstvovanie biznes-protsessov vuza v sisteme vzaimodeystviya s re-gional'nym biznes-soobshchestvom. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tekhni-cheskie nauki, 2006, no. 17, pp. 142-147. (In Russian).

3. Soboleva E.N. Razvitie vysshego sotsial'no-ekonomicheskogo obrazovaniya v Rossii: prob-lemy, perspektivy, politika. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/203/690/1219/00LS OBOLEVA.pdf (accessed 11.01.2016). (In Russian).

4. Kallas M.S. Vzaimodeystvie nauki, obrazovaniya i biznesa kak osnova formirovaniya innovatsionnoy sredy v Rossii. Ekonomika - Economy, 2011, no. 4. (In Russian)

5. Yakovleva N.I. Sistema povysheniya kvalifikatsii i professional'noy perepodgotovki pedagogov. Spravochnik zamestitelya direktora shkoly, 2008, no. 6. (In Russian).

6. Naletova I.V. Stanovlenie i razvitie evropeyskogo obrazovatel'nogo prostranstva v ramkakh evropeyskoy kul'turnoy traditsii. Izvestiya vuzov. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki - University proceedings. Volga region. Humanities, 2007, no. 1. (In Russian).

7. Agranovich M.L. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya: tendentsii, strategii, stsenarii budushchego. Logos - The Logos Journal, 2010. (In Russian).

8. Rygalin D.B., Zaychenko S.E., Mikitas' A.V. [at al.]. Mesto innovatsionnogo universiteta v novoy ekonomicheskoy sisteme, osnovannoy na znaniyakh. Innovatsii - Innovations, 2006, no. 7, pp. 48-54. (In Russian).

9. Vlasov V.A., Dmitrienko V.P., Klimenov V.A. [at al.]. Rol' universiteta v formirovanii real'noy innovatsionnoy sistemy na primere Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. Innovatsii -Innovations, 2006, no. 8, pp. 36-40. (In Russian).

10. Zakharov D.N., Antip'ev A.G. Sinkhronizatsiya sistemy vysshego obrazovaniya i rynka truda v transformiruemom rossiyskom obshchestve. Gumanizatsiya obrazovaniya - Humanization of Education, 2009, no. 3, pp. 31-37. (In Russian).

Поступила в редакцию 12.02.2016 г. Received 12 February 2016

UDC 316.422

FORMATION OF BUSINESS STRUCTURES IN THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION GLOBALIZATION

Natalya Nikolaevna STOLINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Master's Degree, History, World Policy and Sociology Faculty, e-mail: stolinatalya@yandex.ru

Modern society, developing under the influence of scientific-technical progress and world community is considered. One f strategic vectors of development of social-economic system of the country is the growth of innovative potential of higher school and basing on this the widening of scales of production and spread of scientific-technical achievements and the implementation of structural rebuilding of economics. The most relevant is the necessity in the development of mechanism which s able to provide efficient use of innovations in educational sphere. The marketplaces, tendencies of globalization, exposure of borders are analyzed. This causes the necessity of participation in the processes of economic development of the country of representatives of scientific community. Efficient ways of complex and mutually beneficial cooperation of higher education institutions, business structures, public authorities, social organizations. The possibilities of modern economics building, providing stable and progressive promotion of the country are presented. All these factors cause the necessity of business structures cooperation and institutions of higher education. It is proved, that business school, on the one hand, is an education institution, on the other hand it is a business structure. The development of national business is safe fundament for development of society and achievement of cultural improvement of the country.

Key words: business structure; globalization; integration; quality of education; higher education; innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.