Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ "БЕРЕЖЛИВОГО МЫШЛЕНИЯ" У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ "БЕРЕЖЛИВОГО МЫШЛЕНИЯ" У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / БЕРЕЖЛИВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / LEAN MANUFACTURING / LEAN THINKING / MINING / TRAINING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дадонов Михаил Васильевич, Кудреватых Андрей Валерьевич, Ащеулов Андрей Сергеевич

Введение. В статье рассматривается взаимодействие вузов и профессиональных образовательных организаций с производственными горнодобывающими и другими предприятиями Кузбасса, целью которого является принятие студентами в процессе обучения принципов концепции бережливого производства и формирования у них бережливого мышления как способа адаптации молодых специалистов к условиям на производстве. Методология. Решение задачи по снижению себестоимости добычи угля хорошо описывается концепцией бережливого производства, так как основополагающим принципом бережливого производства является минимизация всех потерь, то есть снижение производственных издержек. Результаты. Организация бережливого производства - сложный и многоэтапный процесс, требующий формирования особого бережливого мышления каждого сотрудника вне зависимости от места и роли в структуре предприятия, которое со временем должно перерасти в бережливую ментальность всего коллектива. Формирование бережливого мышления должно начинаться у студентов с первых моментов обучения. И этот процесс должен происходить в постоянном взаимодействии учебных заведений с производственными предприятиями. Взаимодействие обучающихся с реальным производством возможно в ходе учебных и производственных практик, курсового проектирования, научной деятельности, выпускных квалификационных работ. Заключение. Принятие студентами принципов концепции бережливого производства и формирование особого бережливого мышления помогут им в овладении профессиональными компетенциями, развитии навыков самостоятельно справляться с поставленными перед ними практическими задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дадонов Михаил Васильевич, Кудреватых Андрей Валерьевич, Ащеулов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE “LEAN THINKING” AMONG STUDENTS OF HIGHER AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Introduction. The article deals with the issue of interaction of higher and secondary professional educational institutions with industrial mining and other enterprises of Kuzbass on the issue of students’ mastering the principles of the concept of lean production and the formation of their lean thinking as a way of adaptation of young specialists in production. Methodology. The solution of the problem to reduce the cost of coal production is well described by the concept of lean production, as the fundamental principle of lean production is the minimization of all losses, id est reduction of production costs. Results. Organization of lean production is a complex and multi-step process that requires the formation of a special lean thinking of each employee, regardless of the place and role in the structure of the enterprise, which over time should grow into a lean mentality of the whole team. Lean thinking should start with students from the first moments of training. And this process must take place in constant interaction between the educational institutions and the production enterprises. Interaction of students with real production is possible in the process of passing educational and industrial practices, course design, scientific activity, performance of final qualifying works. Conclusion. The process of students’ assimilation of the principles of the lean production concept and formation of special lean thinking will help the process of formation of their professional competences, development of skills to cope with the practical tasks set before them independently.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ "БЕРЕЖЛИВОГО МЫШЛЕНИЯ" У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

8. Islamov R. S. Ispolzovanie mashinnogo perevoda na zanyatiyah po angliyskomu yazyiku studentami multilingvalnyih grupp [Using machine translation in English classes by students of multilingual groups]. Theoretical and applied aspects of lingvo education. Collection of scientific articles of the Interuniversity Scientific and Practical Conference. Kemerovo, 2019, pp. 114-120. (In Russian).

9. Kolomiets S. V. Osobennosti uchebnogo diskursa v polikulturnoy obrazovatelnoy srede vuza: teoreticheskiy aspekt [Features of the classroom discourse in the polycultural educational environment of higher education institution: theoretical aspect]. Human resources management in the field of physical culture, sports and healthy lifestyle. Collection of scientific articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. St. Petersburg, 2019, pp. 188-193. (In Russian).

10. Kontseptsiya razvitiya polikulturnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [The Conception of multicultural education development in the Russian Federation]. Available at: http://www. mon.gov.ru (accessed 23.06.2020). (In Russian).

11. Lukina A. K., Divakova O. Yu. Pedagogicheskaya deyatelnost v polietnicheskoy i polikulturnoy srede [Pedagogical activities in multi-ethnic and multicultural environment. Multicultural education]. Krasnoyarsk, 2011, 217 p. (In Russian).

12. Makaev V. V., Malkova Z. A., Suprunova L. L. Kontseptsiya poli-kulturnogo obrazovaniya v sovremennoy obscheobrazovatelnoy shkole Rossii [The Conception of multicultural education in modern secondary school of Russia]. Pyatigorsk, 1999, 17 p. (In Russian).

13. Prioritetnyiy proekt «Razvitie eksportnogo potentsiala rossiyskoy sistemyi obrazovaniya» [The Foreground project "The development of Russian education export potential"]. Available

at: http://government.ru/projects/selection/653/ (accessed 23.06.2020). (In Russian).

14. Resenchuk A. A. Vyiyavlenie etnokulturnyih stereotipov na zanyatiyah po distsipline "Inostrannyiy (angliyskiy) yazyik" v vuze [Identification of ethno-cultural stereotypes on the foreign (English) language discipline classes at the university]. Issues of Cultural Studies, 2019, no. 8, pp. 35-40. (In Russian).

15. Saveleva I. V. Uchebnyie strategii i ih rol v obuchenii inostrannomu yazyiku v polietnicheskih gruppah [Learning strategies and their role in foreign language teaching]. Cognitive strategies for philological education in Russia and abroad. Collection of scientific articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Ekaterinburg, 2019, pp. 186-190. (In Russian).

16. Banks J. A., Banks C. A. M. (Eds.) Multicultural Education: Issues and Perspectives. Wiley, 2013, 370 p. (In English).

17. Millet J. Understanding American Culture: From Melting Pot to salad Bowl. Available at: https://www.culturalsavvy.com/understanding_ american_culture.htm (accessed 20.06.2020). (In English).

18. Rubtsova A. V., Almazova N. I., Eremin Yu. V. Innovative Productive Method of Teaching Foreign Languages to International Students. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Proceedings of the Conference 18th PCSF 2018 Professional Culture of the Specialist of the Future. DOI: https://dx.doi. org/10.15405/epsbs.2018.12.02.1.

19. Sergeychick T. S., Greenwald O. N. Organizing Independent Activity in EFL Teaching in Ethnically Diverse Classrooms at the University of the Coal Mining Region. E3S Web Conferences. Vth International Innovative Mining Symposium. Kemerovo, 2020, vol. 174. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017404050.

УДК/UDC 378:377 М. В. Дадонов, А. В. Кудреватых, А. С. Ащеулов

M. Dadonov, A. Kudrevatykh, A. Ascheulov

ФОРМИРОВАНИЕ «БЕРЕЖЛИВОГО МЫШЛЕНИЯ» У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF THE "LEAN THINKING" AMONG STUDENTS OF HIGHER AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Введение. В статье рассматривается взаимодействие вузов и профессиональных образовательных организаций с производственными горнодобывающими и другими предприятиями Кузбасса, целью которого является принятие студентами в процессе обучения принципов концепции бережливого производства и формирования у них бережливого мышления как способа адаптации молодых специалистов к условиям на производстве.

Методология. Решение задачи по снижению себестоимости добычи угля хорошо описывается концепцией бережливого производства, так как основополагающим принципом бережливого производства явля-

ется минимизация всех потерь, то есть снижение производственных издержек.

Результаты. Организация бережливого производства - сложный и многоэтапный процесс, требующий формирования особого бережливого мышления каждого сотрудника вне зависимости от места и роли в структуре предприятия, которое со временем должно перерасти в бережливую ментальность всего коллектива. Формирование бережливого мышления должно начинаться у студентов с первых моментов обучения. И этот процесс должен происходить в постоянном взаимодействии учебных заведений с производственными предприятиями.

Взаимодействие обучающихся с реальным производством возможно в ходе учебных и производственных практик, курсового проектирования, научной деятельности, выпускных квалификационных работ.

Заключение. Принятие студентами принципов концепции бережливого производства и формирование особого бережливого мышления помогут им в овладении профессиональными компетенциями, развитии навыков самостоятельно справляться с поставленными перед ними практическими задачами.

Introduction. The article deals with the issue of interaction of higher and secondary professional educational institutions with industrial mining and other enterprises of Kuzbass on the issue of students' mastering the principles of the concept of lean production and the formation of their lean thinking as a way of adaptation of young specialists in production.

Methodology. The solution of the problem to reduce the cost of coal production is well described by the concept of lean production, as the fundamental principle of lean production is the minimization of all losses, id est reduction of production costs.

Results. Organization of lean production is a complex and multi-step process that requires the formation of a special lean thinking of each employee, regardless of the place and role in the structure of the enterprise, which over time should grow into a lean mentality of the whole team. Lean thinking should start with students from the first moments of training. And this process must take place in constant interaction between the educational institutions and the production enterprises.

Interaction of students with real production is possible in the process of passing educational and industrial practices, course design, scientific activity, performance of final qualifying works.

Conclusion. The process of students' assimilation of the principles of the lean production concept and formation of special lean thinking will help the process of formation of their professional competences, development of skills to cope with the practical tasks set before them independently.

Ключевые слова: бережливое производство, бережливое мышление, горнодобывающее производство, подготовка студентов.

Keywords: lean manufacturing, lean thinking, mining, training of students.

Введение

Традиционно горнодобывающее производство является основополагающим для Кузбасса. Добыча

угля осуществляется по всей его территории как шахтным (подземным), так и карьерным (открытым) способом. Технология добычи и обогащения угля включает в себя ряд последовательно выполняемых процессов и формирует в итоге себестоимость конечного продукта.

Снижение себестоимости добычи угля - это задача, от успешного решения которой зависят не только экономические показатели горнорудных предприятий, но и возможность расширения рынков сбыта, а значит, как минимум, сохранения возможности поступательного развития, своевременного перевооружения производства, укрепления социальных гарантий для своего персонала. Это становится особенно актуально в настоящее время в условиях общего падения спроса и цен на уголь [7; 8; 10].

Методология

Фактически решение этой задачи хорошо описывается концепцией бережливого производства, так как его основополагающим принципом является минимизация всех потерь, то есть снижение производственных издержек. Автором данной концепции является японец Тайити Оно. Работая с 1943 г. в компании Toyota Motor Corporation, он заложил основы системы организации производства под названием Toyota Production System (TPS), которая затем развивалась и совершенствовалась более 30 лет. Рассчитанная изначально на предприятия сферы автомобилестроения, она впоследствии стала широко применяться и в других отраслях производства и торговли.

Первые работы, связанные с применением принципов бережливого производства в угольной отрасли Кузбасса, принадлежат ученым Ю. Т. Рубанику, А. Г. Нецветаеву, В. В. Михальченко, Р. М. Дерябиной, А. М. Хотинскому [1; 2; 6; 9; 15]. Результаты их исследований были опубликованы в конце XX в. - с 1998 по 2000 г. С того момента внедрение стандартов бережливого производства охватило не только горнодобывающие производства, но и предприятия других отраслей Кузбасса.

Результаты

Организация бережливого производства - сложный и многоэтапный процесс, требующий формирования особого бережливого мышления каждого сотрудника вне зависимости от места и роли в структуре предприятия, которое со временем должно перерасти в бережливую ментальность всего коллектива.

Бережливое мышление - это особая философия, имеющая в своей основе ряд принципов.

• Понимание ценности результатов своего труда в общем потоке создания ценности всего производства, причем ценность во всех случаях должна определяться потребителем. Если говорить о производстве в целом, то это некий конечный продукт, произведенный в интересах конкретного лица, или группы лиц, или другого предприятия и т. д. Если рассматривать конкретного сотрудника предприятия, то ценность результатов его труда определяется его смежниками в рамках данного производства, т. е. технологического, функционального и административного взаимодействия.

• Нацеленность на снижение потерь и издержек всех уровней в процессе своей трудовой деятельности. Сюда можно отнести материальные и временные потери, связанные с перепроизводством, наличием брака, излишними запасами, лишней обработкой, ненужными операциями, нерациональной организацией рабочего места и процесса, отсутствием транспортной и складской логистики и т. д.

• Желание постоянно и непрерывно совершенствовать свой рабочий процесс, а также вносить предложения по совершенствованию производственных процессов всего предприятия на основе двух предыдущих принципов мышления.

Таким образом, построение бережливого производства на всех этапах преобразования опирается прежде всего на ресурс, формируемый сотрудниками данного предприятия. И данный процесс предъявляет к коллективу свои требования.

Конечно, персонал предприятия имеет разный стаж, разный уровень профессиональной подготовки, каждый сотрудник на своем месте выполняет свои трудовые функции, владеет или овладевает необходимыми ему профессиональными компетенциями. Однако для любого трудового коллектива характерен процесс текучести кадров.

Основными поставщиками молодых специалистов для производственных предприятий являются высшие и профессиональные образовательные организации. Соответственно, предприятия, вовлеченные в процесс преобразования своего производства, предъявляют свои требования к уровню сформированных у них профессиональных и других компетенций. При этом, согласно концепции бережливого производства, уже учебные заведения формируют ценность своего продукта, подготовленных молодых специалистов и должны учитывать в процессе своей учебной деятельности требования не только к уровню их профессиональной подготовки, но и формированию у студентов определенного производственного

мировоззрения, необходимого для скорейшей адаптации в условиях реального производства [5; 12; 13].

Формирование бережливого мышления должно начинаться у студентов с первых моментов обучения. И этот процесс должен происходить в постоянном взаимодействии учебных заведений с производственными предприятиями.

Взаимодействие обучающихся с реальным производством возможно в процессе прохождения учебных и производственных практик, курсового проектирования, осуществления научной деятельности, выполнения выпускных квалификационных работ [3; 4]. Однако в каждом из перечисленных случаев студент должен решать вполне конкретные производственные задачи, учиться находить оптимальные решения в конкретной смоделированной производственной ситуации. При этом решаемые задачи могут быть типовыми, возникающими на предприятиях регулярно и решаемыми студентами в рамках конкретной работы, например выполнения курсового проекта, или носить долговременный научно-практический характер, над которыми группа студентов-единомышленников может работать в течение всего обучения [14].

Заключение

Таким образом, процесс усвоения студентами принципов концепции бережливого производства и формирование особого бережливого мышления помогут процессу становления у них профессиональных компетенций, развитию навыков самостоятельно справляться с поставленными перед ними практическими задачами.

Литература

1. Васильев В. Л., Седов С. А., Устюжина О. Н. Бережливое производство как метод повышения экономической безопасности предприятий и организаций [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Т. 7, № 5 (30). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/33EVN515.pdf.

2. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М., 2004. 473 с.

3. Дадонов М. В., Алексеев В. А., Алексеев М. А. Оценка технологического процесса ремонта двигателей внутреннего сгорания в условиях ООО «Белтранс» [Электронный ресурс] // Россия молодая : сб. материалов XII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Кемерово, 2020. URL: http:// science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/RM/2020/ RM20/pages/Articles/52501.pdf.

4. Дадонов М. В., Воронков П. А., Ефремов О. И. Оценка структуры и причин сверхнормативных простоев автосамосвалов БелАЗ-75306, эксплуатируемых в ООО «Разрез Березовский» [Электронный ресурс] // Россия молодая: сб. материалов XII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Кеме-

рово, 2020. URL: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/ Conference/RM/2020/RM20/pages/Articles/52511.pdf.

5. Дерябина Р. М. Моделирование и оптимизация синхронизирующих расписаний (на примере предприятий открытой угледобычи) : дис. ... канд. техн. наук. Кемерово, 2000. 119 с.

6. Захаров О. Б. Бережливое производство как инструмент повышения операционной эффективности // Сертификация. 2016. № 2. С. 14-19.

7. Кудреватых А. В., Ащеулов А. С., Ащеулова А. С. Метод определения фактического технического состояния поворотного редуктора карьерных экскаваторов // Вестник КузГТУ 2019. № 3. C. 24-29.

8. Кудреватых А. В., Ащеулов А. С., Ащеулова А. С. Методика определения технического состояния редукторов мотор-колеса автосамосвалов БЕЛАЗ по параметрам масла // Вестник КузГТУ. 2020. № 1. C. 49-55.

9. Михальченко В. В. Обоснование необходимости реинжиниринга производственных систем угледобычи // Вестник КузГТУ 2015. № 5. С. 211-221.

10. Михальченко В. В. Реинжиниринг производственных систем угледобычи на принципах «бережливого производства» // Вестник КузГТУ. 2016. № 5. C. 154-166.

11. Михальченко В. В., Рубаник Ю. Т., Хотинский А. М. Синхронизация работы предприятий открытой угледобычи с динамикой рыночного спроса. Кемерово, 2000. 176 с.

12. Нецветаев А. Г Организация логистической системы угле-производства в условиях рынка : дис. . д-ра техн. наук. Челябинск, 1999. 312 с.

13. Нецветаев А. Г., Рубаник Ю. Т. Логистическая система «уголь - рынок». Моделирование и оптимизация. Кемерово, 1999. 292 с.

14. Нецветаев А. Г, Рубаник Ю. Т., Михальченко В. В. Кризис угледобывающей отрасли и современная теория управления. Кемерово, 1998. 92 с.

15. Буялич Г. Д., Фурман А. С. Исследование транспортного процесса карьерных автосамосвалов // Горное оборудование и электромеханика. 2017. № 5. С. 40-42.

References

1. Vasil'ev V. L., Sedov S. A., Ustyuzhina O. N. Berezhlivoe proizvodstvo kak metod povysheniya ekonomicheskojbezopasnosti predpriyatiji organizacij[Lean production as a method to increase the economic security of enterprises and organizations]. Internet magazine "SCIENCES", 2015, vol. 7, no. 5 (30). Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/33EVN515.pdf. (In Russian).

2. Womack J., Jones D. T. Berezhlivoe proizvodstvo: kak izbavit'sya ot poter' i dobit'sya procvetaniya vashej kompanii [Lean Thinking: Banish waste and create wealth in your corporation]. Moscow, 2004, 473 p. (In Russian).

3. Dadonov M. V., Alekseev V. A., Alekseev M. A. Ocenka tekhnologicheskogo processa remonta dvigatelej vnutrennego sgoraniya v usloviyah OOO «Beltrans» [Assessment of technological process of internal combustion engine repair in conditions of LLC "Beltrans"]. Russia is young. Collection of materials of XII All-Russian scientific and practical conference with international participation. Kemerovo, 2020. Available at: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/ RM/2020/RM20/pages/Articles/52501.pdf. (In Russian).

4. Dadonov M. V., Voronkov P. A., Efremov O. I. Ocenka struktury i prichin sverhnormativnyh prostoev avtosamosvalov BelAZ-75306, ekspluatiruemyh v OOO «Razrez Berezovskij» [Estimation of structure and reasons of abnormal downtime of BelAZ-75306 dump trucks operated at "Razrez Berezovsky" Ltd]. Russia is young. Collection of materials of XII All-Russian scientific and practical conference with international participation. Kemerovo, 2020. Available at: http://science.kuzstu.ru/wp-content/ Events/Conference/RM/2020/RM20/pages/Articles/52511 .pdf. (In Russian).

5. Deryabin R. M. Modelirovanie i optimizaciya sinhroniziruyushchih raspisanij (na primere predpriyatij otkrytoj ugledobychi) [Modeling and optimization of synchronizing schedules (on the example of open coal mining enterprises)]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2020, 119 p. (In Russian).

6. Zakharov O. B. Berezhlivoe proizvodstvo kak instrument povysheniya operacionnoj effektivnosti [Lean production as a tool to increase operational efficiency]. Certification, 2016, no. 2, pp. 14-19. (In Russian).

7. Kudrevatykh A. V., Ashcheulov A. S., Ashcheulova A. S. Metod opredeleniya fakticheskogo tekhnicheskogo sostoyaniya povorotnogo reduktora kar'ernyh ekskavatorov [Method to determin the actual technical condition of the rotary gear of open cast excavators]. Bulletin of the Kuzbass State Technical University, 2019, no. 3, pp. 24-29. (In Russian).

8. Kudrevatykh A. V., Ashcheulov A. S., Ashcheulova A. S. Metodika opredeleniya tekhnicheskogo sostoyaniya reduktorov motorkolesa avtosamosvalov BELAZ po parametram masla [Procedure for determining the technical condition of motor-wheel gear of belaz dump trucks by oil parameters]. Bulletin of the Kuzbass State Technical University, 2020, no. 1, pp. 49-55. (In Russian).

9. Mikhalchenko V. V. Obosnovanie neobhodimosti reinzhiniringa proizvodstvennyh sistem ugledobychi [Case for change for reengineering manufakturing system of coal mining]. Bulletin of the Kuzbass State Technical University, 2015, no. 5, pp. 211-221. (In Russian).

10. Mikhalchenko V. V. [Reengineering of production systems of coal mining on the principles of "lean production"]. Bulletin of the Kuzbass State Technical University, 2016, no. 5, pp. 154-166. (In Russian).

11. Mikhalchenko V. V., Rubanik Yu. T., Khotinsky A. M. Sinhronizaciya raboty predpriyatij otkrytoj ugledobychi s dinamikoj rynochnogo sprosa [Synchronization of open-cast coal mining enterprises with market demand dynamics]. Kemerovo, 2000, 176 p. (In Russian).

12. Netsvetaev A. D. Organizaciya logisticheskojsistemy ugleproizvodstva v usloviyah rynka [Organization of carbon production logistics system in market conditions]. Doctor's degree dissertation. Chelyabinsk, 1999, 312 p. (In Russian).

13. Netsvetaev A. G., Rubanik Y. T. Logisticheskaya sistema «ugol' -rynok». Modelirovanie i optimizaciya [Logistic system "coal -market". Modeling and Optimization]. Kemerovo, 1999, 292 p. (In Russian).

14. Netsvetaev A. G., Rubanik Y. T., Mikhalchenko V. V. Krizis ugledobyvayushchej otrasli i sovremennaya teoriya upravleniya [The Crisis of the Coal Mining Industry and Modern Management Theory]. Kemerovo, 1998, 92 p. (In Russian).

15. Buyalich G. D., Furman A. S. Issledovanie transportnogo processa kar'ernyh avtosamosvalov [Study of the transport process mining dump trucks]. Mining Equipment and Electromechanics, 2017, no. 5, pp. 40-42. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.