Н.В. ЦАРЕВА
УДК 338.48 (57) Н.В. ЦАРЕВА
ББК 75.81 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ БАЙКАЛЬСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЕГИОНА КАК ОСНОВА ЕГО КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ
Посвящена необходимости формирования Байкальского туристического региона с целью его комплексного развития. Работа содержит определение понятия «Байкальский туристический регион», обоснование необходимости его введения, сравнение его с понятием «туристическая дестинация». В работе дана характеристика основных туристических ресурсов Байкальского туристического региона, определены перспективные направления туризма в зависимости от туристических мотивов.
Ключевые слова: Байкало-Монгольская Азия, Байкальский туристический регион, дестинация, первичная дестинация, вторичная дестинация, комплексное освоение территории, объект туризма, туризм, туристические ресурсы.
Туристы, посещающие озеро Байкал, рассматривают его как единый туристический объект независимо от того, в каком субъекте РФ они при этом находятся — в Иркутской области или в Республике Бурятия. Байкальский туристический регион можно определить как акваторию озера Байкал с прилегающими к ней районами со всей существующей на их территории туристической инфраструктурой.
При этом озеро Байкал административно находится на территории двух регионов (субъектов РФ) — Иркутской области и Республики Бурятия.
Под инфраструктурой туризма понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, дорог, средств связи, а также предприятий, обеспечивающий нормальный доступ туристов к туристическим ресурсам1.
Необходимо ввести понятие «Байкальский туристический регион» для осуществления дальнейших разработок в области освоения данной территории как туристического объекта.
Стратегической целью всего региона является обеспечение конкурентоспособности
© Н.В. Царева, 2009
на длительный период. Взаимодействие отраслей (гостиниц, транспортных предприятий, торговли), их рынков, населения и окружающего мира оказывает влияние на конкурентоспособность региона.
В рассматриваемом случае понятие «Байкальский туристический регион» совпадает с понятием «дестинация», обозначающим географическую территорию, обладающую определенной привлекательностью для ту-ристов2.
В список Всемирного наследия ЮНЕСКО входят пять российских природных объектов: девственные леса Коми, вулканы Камчатки, золотые Алтайские горы, Западный Кавказ и озеро Байкал, 60% побережья которого находится на территории Республики Бурятия, 40% — на территории Иркутской области.
Основные туристические ресурсы Байкальского туристического региона приведены в таблице.
Мотивами туристов, желающих посетить территорию озера Байкал, являются:
- отдых, досуг, развлечения;
- стремление к познанию;
- спорт;
- лечение.
РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Основные туристические ресурсы Байкальского туристического региона
Субъект РФ Туристический центр Туристический ресурс
Иркутская область Город Иркутск Поселок Листвянка Город Байкальск Озеро Байкал Байкальский лимнологический музей Дом Трубецкого Крестовоздвиженская церковь Прибайкальский национальный парк Музей деревянного зодчества Кругобайкальская железная дорога Горнолыжный центр «Гора Соболиная» Продукция предприятий художественных промыслов (ювелирные изделия, вышивка, сувениры и др.)
Республика Бурятия Город Гусиноозерск Поселок Усть-Баргузин Село Кырен Ламаистский монастырь Забайкальский национальный парк Тункинский национальный парк Озеро Байкал Продукция предприятий художественных промыслов (деревянная скульптура малой формы, резьба по камню, кости, живопись на буддийские мотивы, серебряные украшения с полудрагоценными камнями)
В зависимости от указанных выше мотивов туристы могут быть сгруппированы в целевые группы. С учетом цели путешествия и климатических особенностей Байкальского туристического региона выделим наиболее приоритетные виды туризма:
- экологический;
- спортивный (водный, пеший, байка-лизм, горный туризм);
- лечебно-оздоровительный;
- экскурсионный;
- горнолыжный;
- круизный;
- религиозный.
Дестинация может быть первичной и вторичной. Первичная дестинация (или цель путешествия) своей привлекательностью вызывает у клиента интерес и желание приехать с целью посещения какого-либо туристического объекта на определенный промежуток времени (например, на неделю). Вторичная дестинация (или остановка в пути) представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Ее основная задача — обеспечение удовлетворения желаний туристов на один-два дня. Вторичная дестинация представляет собой достаточно интересное место. С одной стороны, она является лишь необходимой остановкой на пути к первичной дестинации, а с другой стороны, может также выступать местом, привлекающим
туристов на несколько дней для осмотра ее достопримечательностей3.
С точки зрения посещаемости первичная дестинация должна привлекать относительно небольшое количество туристов на достаточно длительное время. Привлекательность вторичной дестинации для туристов ниже, и, следовательно, ее главная задача состоит в привлечении большего числа туристов, но на небольшой промежуток времени.
Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Первичная дестинация всегда связана с определенным местоположением, территорией, а вторичная должна обязательно удачно располагаться по отношению к транспортным коммуникациям.
Необходимо отметить, что Байкальский туристический регион относится и к первичной, и к вторичной дестинации. Первичной дестинацией Байкальский туристический регион является для туристов, основная цель которых — посетить озеро Байкал и познакомиться с его уникальной природой. В данном случае туристы готовы провести на Байкале от семи до десяти дней. При этом они хотят посетить как можно больше мест, познакомиться с разнообразием его природы. Сейчас организовать туристу отдых на озере Байкал со стороны Иркутской области и со стороны Республики Бурятия одновременно возможно, однако это сопряжено со значительными затра-
Известия ИГЭА. 2009. № 1 (63)
Н.В. ЦАРЕВА
тами времени и денег, что обусловливает сложившуюся тенденцию средней продолжительности отдыха иностранных туристов на территории Байкальской туристической зоны около четырех дней. В то же время они могли бы провести здесь семь-де-сять дней при оптимальном соотношении затраченных денег и количества объектов осмотра. Несомненным является то, что с увеличением времени нахождения туриста в регионе усиливается не только прямое влияние туризма на экономику региона, но и его косвенный эффект.
Вторичной дестинацией Байкальский туристический регион является для туристов, следующих транзитом через Байкал в страны Юго-Восточной Азии, в основном в Монголию и Китай. Туристы проводят три-четыре дня на территории Байкальского туристического региона и дальше едут по запланированному маршруту.
Дальнейшее развитие туризма на Байкале возможно только при комплексном подходе к развитию данной территории.
Одним из механизмов проектирования Центра стратегических разработок «Северо-Запад» в области туризма является принцип комплексного освоения территории (КОТ). Он направлен на создание новой туристической инфраструктуры в регионе. Суть подхода сводится к распределению расходов между всеми участниками КОТ, включая государство, обеспечивающее строительство инфраструктуры. Это облегчает их участие в проекте, делает его более привлекательным для инвесторов.
КОТ направлено на развитие территории, основывающееся на каком-либо ее ресурсе (в данном случае — на туристическом), предполагает ее комплексную масштабную застройку в рамках единой концепции.
На сегодняшний момент на территории Байкальского туристического региона создано две особые экономические зоны ту-ристическо-рекреационного типа — «Ворота Байкала» на территории Иркутской области и «Байкальская Гавань» на территории Республики Бурятия. Первая находится в районе Большого Голоустного, включает также
территорию острова Ольхон, район Малого моря. «Байкальская Гавань» расположена в районе деревни Турка. Само расположение этих зон подразумевает их взаимодействие и взаимодополнение в части создания единого туристического продукта. Для того чтобы турист мог попасть из одной туристической зоны в другую, необходимо создание единой транспортной инфраструктуры, а именно водного и авиасообщения. Это означает, что на основе принципа КОТ должна быть выработана единая программа действий по формированию и развитию транспортной инфраструктуры на территории Байкальского туристического региона.
Цель формирования Байкальского туристического региона заключается в создании конкурентоспособного туристического продукта, продвижении озера Байкал на мировом рынке туризма.
Идея укрупнения туристического пространства не нова. На конференции по экологическому туризму 24 мая 2005 г. обсуждался проект создания объединенной территории — Байкало-Монгольской Азии.
Понятие «Байкало-Монгольская Азия» было заимствовано из физической географии, где обозначало в основном бассейн озера Байкал. Сегодня под этим словосочетанием часто подразумевается территория от Байкала до пустыни Гоби как единое туристическое пространство.
На современном этапе объединение усилий всех трех регионов — Иркутской области, Республики Бурятия и Монголии — по созданию единого туристического пространства предполагает создание особой рекреационной зоны, в рамках которой можно будет формировать единый туристический продукт.
Примечания
' Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М., 2003. С. 7.
2 Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. М., 2006. С. 64.
3 Там же. С. 65.
Известия ИГЭА. 2009. № 1 (63)