Научная статья на тему 'Формирование балльно-рейтинговой системы оценивания достижения студентов в России'

Формирование балльно-рейтинговой системы оценивания достижения студентов в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / УЧЕБНЫЙ РЕЙТИНГ / НАУЧНЫЙ РЕЙТИНГ / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ / АНКЕТИРОВАНИЕ / BALL-RATING SYSTEM / EDUCATIONAL RATING / SCIENTIFIC RATING / SOCIAL RATING / SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулешова А.В., Шматко А.Д.

Основной задачей, стоящей перед университетами страны, является повышение качества современного образования. Качественное образование должно давать возможность каждому студенту продолжить образование в соответствии с его интересами. В России важным направлением в образовании является переход на новые пути обучения. Устанавливается четкое соотношение количества часов на самостоятельную и аудиторную работу. Важным и трудоёмким процессом стала оценка и создание новых форм обеспечения контроля качества образования в России. Актуальной тенденцией стало внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в высших и средних учебных заведений. В статье рассказывается о балльно-рейтинговой системе, о проведении анкетирования на кафедре Е4 «Высокоэнергетические устройства автоматических систем» в Балтийском Государственном Техническом Университете «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулешова А.В., Шматко А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a point - rating system for evaluating student achievement in Russia

The main task facing the country's universities is to improve the quality of modern education. A quality education should enable each student to continue their education in accordance with their interests. In Russia, an important direction of education is the transition to new ways of learning. A clear ratio of the number of hours for independent and classroom work is established. An important and time-consuming process was the assessment and creation of new forms of ensuring the quality control of education in Russia. The current trend has been the introduction of a point-rating system for assessing students' knowledge in higher and secondary educational institutions. The article tells about the point-rating system, on conducting surveys at the E4 department “High-energy devices of automatic systems” at the Baltic State Technical University “VOENMEH” named after D.F. Ustinova

Текст научной работы на тему «Формирование балльно-рейтинговой системы оценивания достижения студентов в России»

Формирование балльно-рейтинговой системы оценивания достижения студентов в

России

Formation of a point - rating system for evaluating student achievement in Russia

Кулешова А.В.

Аспирантка 1 курса, БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, РФ, г.Санкт-Петербург e-mail: Kuleschova112@ya.ru Научный руководитель - Шматко А.Д.

Доктор экономических наук, доцент, БГТУ Военмех им. Д. Ф. Устинова, РФ, г.Санкт-Петербург shmat2000@ van dex.ru

Kuleshova A. V.

1st year post- graduate student, BSTU "VOENMEH" them. D. F. Ustinov, Russian Federation, Saint Petersburg e-mail: Kuleschova112@ya.ru Scientific supervisor - A. D. Shmatko. Doctor of Economics, associate Professor, Baltic state technical University voenmech to them. D. F. Ustinov,

Russia, Saint Petersburg shmat2000@yandex.ru

Аннотация.

Основной задачей, стоящей перед университетами страны, является повышение качества современного образования. Качественное образование должно давать возможность каждому студенту продолжить образование в соответствии с его интересами. В России важным направлением в образовании является переход на новые пути обучения. Устанавливается четкое соотношение количества часов на самостоятельную и аудиторную работу. Важным и трудоёмким процессом стала оценка и создание новых форм обеспечения контроля качества образования в России. Актуальной тенденцией стало внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в высших и средних учебных заведений. В статье рассказывается о балльно-рейтинговой системе, о проведении анкетирования на кафедре Е4 «Высокоэнергетические устройства автоматических систем» в Балтийском Государственном Техническом Университете «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова.

Annotation.

The main task facing the country's universities is to improve the quality of modern education. A quality education should enable each student to continue their education in accordance with their interests. In Russia, an important direction of education is the transition to new ways of learning. A clear ratio of the number of hours for independent and classroom work is established. An important and time-consuming process was the assessment and creation of new forms of ensuring the quality control of education in Russia. The current trend has been the introduction of a point-rating system for assessing students' knowledge in higher and secondary educational institutions. The article tells about the point-rating system, on conducting surveys at the E4 department "High-energy devices of automatic systems" at the Baltic State Technical University "VOENMEH" named after D.F. Ustinova

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, учебный рейтинг, научный рейтинг, социальный рейтинг, анкетирование.

Key words: ball-rating system, educational rating, scientific rating, social rating, survey.

Образование в нашей жизни является одним из основных и важных сфер жизни общества. Основной задачей, стоящей перед университетами страны, является повышение качества современного образования [1]. В России важным направлением в образовании является необходимость перехода на новые стандарты обучения. Важным и трудоёмким процессом стала оценка и создание новых форм обеспечения контроля качества образования в России. Система образования в России неоднократно подвергалась изменениям. Одной из актуальных тенденций стало внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в высших и

средних учебных заведений. В статье рассказывается о балльно-рейтинговой системе, о проведении анкетирования на кафедре Е4 «Высокоэнергетические устройства автоматических систем» в Балтийском Государственном Техническом Университете «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова.

Целью работы является ознакомление с балльно-рейтинговой системой, проведение анкетирования на кафедре Е4 БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова для выяснения мнения студентов о роли балльно-рейтинговой системы в учебном процессе студентов и преподавателей.

Под определением рейтинга будем понимать индивидуальный накопительный показатель работы студента в баллах. Рейтинг студентов - это основание для:

1. распределения студентов по направлениям на факультетах;

2. распределения на практику с возможностью последующего трудоустройства;

3. направления на стажировку;

4. преимущества при участии в конкурсном отборе в магистратуру [2].

Рейтинг в университете складывается из трех составляющих: учебный рейтинг, научный рейтинг и социальный рейтинг.

Учебный рейтинг может иметь максимально 100 баллов по дисциплине. Учебный рейтинг состоит из посещение учебных занятий (20 баллов), результатов освоения учебного модуля (20 баллов), творческого рейтинга (20 баллов). Приобретённые знания отражают количество баллов, которые студент наберёт за посещение одной проведённой пары. Творческий рейтинг оценивается за выполнение заданий различного уровня сложности (подготовка проектов, презентаций, докладов, выполнение домашних заданий, участий в конференциях и олимпиадах). В конце семестра проводится промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация проводится либо на последнем практическом занятии или в день зачёта, экзамена. Чтобы допуститься к промежуточной аттестации необходимо набрать не менее 30 баллов, сдать рубежный контроль по каждой дисциплине. Студент не должен иметь задолженностей по текущему предмету.

Научный рейтинг позволяет набрать максимально 200 баллов. Научный рейтинг рассчитывается 2 раза в год и включает в себя баллы, начисляемые за:

1. участие в научно-исследовательских работах;

2. выступление на конференциях;

3. участие в олимпиадах;

4. участие в научной работе по тематике кафедры и работа в научных кружках;

5. публикация статей.

Социальный рейтинг - 200 баллов. Устанавливается деканатом со студенческим советом и куратором группы. Определяется 2 раза в год по итогам семестра. Отражает активность студентов в общественной жизни университета и кафедры. Рейтинг студентов рассчитывается в конце каждого семестра. Социальный рейтинг -это сумма учебного рейтинга, который рассчитывается как сумма произведений полученных баллов по каждой дисциплине на трудоемкость дисциплины. Исключением является дисциплина «физическая культура».

В настоящее время определены следующие плюсы и минусы балльно-рейтинговой системы. Считают, что балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов позволяет педагогам:

1. планировать образовательный процесс по определенной дисциплине и стимулировать постоянную активность обучающихся;

2. грамотно подправлять программу;

3. объективно определять итоговые оценки по дисциплинам;

4. обеспечивать сравнение показателей с основными формами контроля [3].

Балльно-рейтинговая система оценки знаний позволяет:

1. понимать структуру формирования показателей усвоения по изученной дисциплине;

2. осознавать необходимость непрерывной активной работы по реализации учебной программы;

3. вносить на протяжении семестра коррективы в организацию самостоятельной деятельности.

4. своевременно оценивать состояние собственной работы по изучению предмета [4].

Положительные факторы балльно-рейтинговой системы очевидны. В первую очередь активное

присутствие на семинарах, участие в конференциях не останется незамеченным. За эту деятельность студенту будут начисляться баллы, будет появляться стимул к учёбе. Также будет учитываться научно-исследовательская работа (НИР). Студенты, которые наберут определенное число баллов, могут получить автоматический зачет по дисциплине. Посещение лекций учитываются.

При всех перечисленных плюсах системы выделяют следующие недостатки:

1. Чтобы получить автоматический зачет необходимо выполнение большого объема работы. Для его выполнения надо набрать большое количество баллов. В большинстве случаев это сложнее, чем непосредственно сдать зачет или экзамен.

2. Посещение лекций и активное участие в них оценивается небольшим количеством баллов. Кроме этого, об обучающемся могут и вовсе забыть. За правильный ответ показатель студента не увеличится. Это может поставить под сомнение объективность балльно-рейтинговой системы.

3. Предусмотрен минимальный порог для допуска к зачету или экзамена. Обучающийся, который не достиг его из-за несданных либо плохо написанных работ, частых пропусков, то у него могут возникнуть серьезные проблемы в плане дальнейшего обучения.

10 марта 2020 года в БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова было проведено анонимное анкетирование студентов 3 курса кафедры Е4. Анкета направлена на выяснение мнения студентов о роли балльно -рейтинговой системы в учебном процессе на кафедре «Высокоэнергетические устройства автоматических систем». В анкетировании участвовало 28 человек, которые имели представление о балльно-рейтинговой системе.

Анкета состояла из 17 вопросов. Одни из таких вопросов: Знаете ли Вы что такое система балльно-рейтинговая система? Ваше отношение к балльно-рейтинговой системе? Считаете балльно-рейтинговую систему эффективной в учебном процессе? Создаёт балльно-рейтинговая система стимул к учебе? Вы хотели бы сдавать экзамен с учетом балльно-рейтинговой системы за семестр? Считаете балльно-рейтинговую систему выгодной для студента? Считаете балльно-рейтинговую систему выгодной для преподавателя? Устроила бы Вас балльно-рейтинговая система на кафедре Е4? И других вопросов. Предложены варианты ответов: положительное мнение (да), отрицательное мнение (нет), не могу ответить (нет ответа). Анкета и результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты анкетирования

Положитель Отрицат Не могу

№ Вопрос -ное мнение ельное ответить

(да), мнение (нет

человек (нет), человек ответа), человек

1 Получаете ли Вы стипендию? 9 21 -

2 Нравится ли Вам традиционная система образования? 16 8 4

3 Сложно ли Вам учиться в университете? 13 15 -

4 Как Вы считаете, справедливо ли оценивают преподаватели студентов на экзамене, зачёте? 22 6 -

5 Знаете ли Вы что такое балльно-рейтинговая система? 28 - -

6 Ваше отношение к бально- рейтинговой системе? 16 10 2

7 Считаете балльно-рейтинговую систему эффективной в учебном процессе? 11 10 8

8 Создаёт балльно-рейтинговая система стимул к учебе? 18 7 3

9 Вы хотели бы сдавать экзамен с учетом бально-рейтинговой системы за семестр? 23 5 -

10 Считаете балльно-рейтинговую систему выгодной для студента? 13 14 1

11 Увеличилась бы посещаемость студентов на занятиях, если бы внедрили балльно-рейтинговую систему? 20 5 3

12 Считаете балльно-рейтинговую систему выгодной для преподавателя? 19 6 3

13 Как Вы думаете, увеличится объём работы преподавателя, если внедрить балльно-рейтинговую систему? 24 - 4

14 Устроила бы Вас балльно-рейтинговая система на кафедре Е4? 8 4 16

15 Хотели бы Вы попробовать учиться по балльно-рейтинговой системе? 16 12 -

16 Учатся ли Ваши друзья, знакомые по балльно-рейтинговой системе в других университетах России? 2 26 -

17 Как Вы думаете, увеличится ли качество образования в России, если внедрить балльно-рейтинговую систему? 12 4 12

По результатам анкетирования выявлено, что 100% опрошенных студентов слышали про балльно-рейтинговую систему. 82,1% опрошенных хотели бы попробовать сдать экзамен с учётом балльно-рейтинговой системы за семестр, при этом 35,7% студентов считает, что эффективность в учебном процессе снизится. 67,9% анкетированных считают бально-рейтинговую систему выгодной для преподавателя, 46,4% считают выгодной для студентов. У 57,1% студентов нет определённого мнения устроила бы их балльно-рейтинговая система на кафедре Е4. Из результата анкетирования видно, что только 8 человек не устраивает традиционная система образования. Данный результат представлен на диаграммах (рисунок 1,2). Проанализировав анкету, приходим к выводу, что всех хорошистов и отличников устраивает традиционная система образования. Из 17 человек, которым нравится традиционная система образования, 9 человек являются хорошистами и отличниками.

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Нравится ли Вам традиционная система образования?»

■ нет ответа (троечники)

■ нравится (троечники)

■ не нравится (троечники)

■ нравится (хорошисты и отличники)

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Нравится ли Вам традиционная система образования?»

Студенты бы хотели попробовать учиться по балльно-рейтинговой системе, но при этом многие не уверены, что данная система повысит качество образования в России. Это мнение обосновано тем, что успешность сдачи экзамена или зачета - лишь один из факторов, влияющих на оценку. Для успешной сдачи экзамена, зачёта большое значение имеет работа в течение семестра. Студенты должны строго посещать занятия, выполнять тесты и задания, контрольные работы и домашние задания.

После анкетирования была проведена беседа со студентами. Каждый высказал своё отношение к балльно-рейтинговой системе. Есть мнение, что применение балльно-рейтинговой системы нарушает целостность образовательного процесса. Большинство считает, что балльно-рейтинговая система упрощает работу преподавателя, так как преподаватель может не проводить «полноценные экзамены и зачеты», а рейтинговые задания могут использоваться каждый год. Так же обсуждалось, что балльно-рейтинговая система - это разрушение советской модели образования, доказавшей свою высокую эффективность.

После беседы со студентами можно сделать вывод, что качество подготовки специалистов является важнейшим направлением высшего образования. Рассматриваемое понятие включает все виды деятельности вузов и системы высшего образования: образовательные программы и учебно- педагогический процесс; работники; индивидуальность обучающихся; состояние материально- технической базы и финансирования; работа на благо общества и академическая среда [5].

За окном XXI век, время прогресса и научных открытий. Система образования в России меняется. С 2011 года в некоторых высших учебных заведениях России внедрили балльно-рейтинговую систему. Система принята не во всех учебных заведениях страны. Как изменится образование в России, будет ли оно единым, вырастит ли стимул к учебе и появится интерес к науке покажет только время. По результатам анкетирования у студентов БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова мнение относительно балльно-рейтинговой системы неоднозначное.

Список используемой литературы:

1. Бучинская О.Н. Проблемы реализации балльно-рейтинговой системы в высшей школе // Политематический журнал научных публикаций. -2013. -Выпуск: No7 (37) С.106 -109.

2. Лапай Т. Н. Рейтинговая система контроля знаний в процессе обучения // Молодой ученый. —2014. —No3. —С. 935-937.

3. Тарасенко О. В. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза [Текст] / О. В. Тарасенко, Ж. А. Димиденок // Молодой ученый. —2014. —No1. —С. 579.

4. Шматко А.Д.Управление образовательной и научно-инновационной деятельностями вузов. Шматко А.Д., Карпюк А.Г., Эрдниев Т.Б. В сборнике: Научный форум: экономика и менеджмент сборник статей по материалам XXXIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 10-16.

5. Шматко А.Д. Влияние образовательной среды на формирование толерантности у будущих социальных работников Владыко О.М., Шматко А.Д. Человек и образование. 2010. № 4. С. 97-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.