мую инфраструктуру (школы, сады, медицинские учреждения), которая в последние годы исчезала из сел, построить благоустроенное жилье. Кроме того, чтобы сделать села привлекательными для проживания, необходимо обеспечить их современными информационными технологиями. Для увеличения посевных площадей и освоения новых территорий необходима современная техника, удобрения и др. Приоритетность тех или иных направлений развития, прежде всего, определяется политикой государства, однако, учитывая непосредственную связь развития сельского хозяйства с обеспечением продовольственной безопасности страны, этот сектор не может оставаться без внимания правительства.
Библиографический список:
1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория. — М.: Питер, 2010. — 564 с.
2. Гуртов В.А., Питухин Е.А., Серова Л.М., Сигова С.В. Прогнозирование динамики спроса на рынке труда на различных фазах развития кризисных процессов в рос-
сийской экономике / / Проблемы прогнозирования. — 2010. — № 2. — С. 84-98.
3. Акишина М.Л., Фанненштиль А.А., Лейбгам Е.Ю. Подходы к формированию баланса трудовых ресурсов в зависимости от типов сельских поселений // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2012. — № 12 (98). — С. 121-125.
4. Основные показатели социальноэкономического положения муниципальных образований / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю // Режим доступа: http://akstat.gks.ru.
5. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю // Режим доступа: http://akstat.gks.ru.
6. Пономаренко М.В., Кораблин Н.В.
Предпринимательство, рынок труда, занятость сельского населения // Управление экономическими системами: электронный
научный журнал / НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»: ООО
«Д-Медиа», № 570 от 19 октября 2011 г.
УДК 331.101.26:63:314.7 (571.15) М.Л. Акишина,
А.А. Фанненштиль
ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В УСЛОВИЯХ РОСТА МАЯТНИКОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Ключевые слова: сельское население, занятость, маятниковая трудовая миграция, трудовые ресурсы, рабочая сила, баланс трудовых ресурсов.
Введение
Современные тенденции развития общества и размещения производства определяют необходимость переосмысления подходов к расчету трудовых ресурсов в территориальном разрезе. Законы и принципы рыночной экономики проявляются в том, что рабочие места создаются в тех местностях, где это более экономически целесообразно и выгодно собственнику средств производства, и поэтому концентрация рабочих мест и трудовых ресурсов не всегда совпадает территориально.
Целью исследования является разработка подходов к формированию баланса тру-
довых ресурсов сельской местности в условиях роста маятниковой трудовой миграции.
Результаты исследования
Алтайский край по основным социальноэкономическим показателям относится к аграрным регионам. Он занимает 1-е место в стране по объемам производства муки,
2-е место — по производству крупы,
3-е — по валовому производству молока,
4-е место — по производству зерна [1]. Доля сельского населения края стабильно более чем в 1,5 раза превышает среднюю долю сельского населения Российской Федерации (45 и 26% соответственно) [2].
Реструктуризация экономики, применение энегро- и трудосберегающих технологий в совокупности с современными высокопроизводительными средствами механизации в сельскохозяйственном производст-
ве, прекращение деятельности части сельхозтоваропроизводителей привели к сокращению числа работников сельскохозяйственных организаций. Достаточно отметить, что в 2012 г. доля работников, занятых в сельском и лесном хозяйстве, составила только 19,5% от общей численности занятых в экономике. Поэтому можно утверждать, что современная сельская местность перестает быть преимущественно аграрной.
В каждом пятом населенном пункте (в 341 из 1598) отсутствуют работодатели-товаропроизводители. В этих населенных пунктах проживает порядка 39 тыс. человек трудоспособного возраста [2]. По состоянию на 01.12.2012 г. на сельские районы приходилось 14% вакансий, на которые претендовало 19 тыс. безработных (74% от их общей численности). В этих условиях часть сельских жителей трудоспособного возраста вынуждена искать место работы за пределами постоянного места жительства. Речь идет о маятниковой трудовой миграции, которая в статистической практике учитывается при расчете баланса трудовых ресурсов.
Мы согласны с Е.С. Мальцевой, которая предложила конкретизировать понятие маятниковой трудовой миграции и уточнить его содержание применительно к разным категориям лиц, выезжающих на работу за пределы места постоянного проживания, и ввела следующие понятия:
- «маятниковая ежедневная трудовая миграция» (далее — МЕТМ), которая предполагает занятость вне своего поселения с ежедневным возвращением в место постоянного проживания. Она наиболее характерна для жителей пригородов, работающих в городе, сельских жителей, осуществляющих трудовую деятельность в районных центрах и т.п.;
- «маятниковая регулярная трудовая миграция» (далее — МРТМ) — занятость вне места постоянного проживания с регулярным возвращением (периодичность может быть от нескольких дней до нескольких месяцев). Чаще всего это работа так называемым «вахтовым методом» и связана с необходимостью поиска жилья (в случае,
Группировка занятого населения по
если оно не предоставляется работодателем) и обустройством быта по месту работы [3].
Проведенные нами в 2012 г. исследования позволили выделить 3 типа сельских населенных пунктов в зависимости от географического положения и удаленности от крупных городов:
- глубинные (расстояние до ближайшего города или крупного районного центра более 100 км);
- среднеудаленные (расстояние до ближайшего города или крупного районного центра от 20 до 100 км);
- пригородные (расстояние до ближайшего города менее 20 км) [4].
Изучая занятость населения среднеудаленных населенных пунктов, мы определили, что маятниковой миграции подвержено от 15 до 25% трудовых ресурсов.
Для более детального анализа нами были проведены специальные исследования 4 типичных населенных пунктов, относящихся к среднеудаленным и пригородным, в которых проживает 2180 лиц трудоспособного возраста. Исследования показали, что маятниковая ежедневная трудовая миграция характерна только для 20-25% маятниковых мигрантов, которые находят работу на расстоянии до 25 км от места постоянного жительства. Большинство лиц (65-75%) трудятся и временно проживают в населенных пунктах (городах, районных центрах), удаленных от места постоянного проживания на расстоянии 40-100 км, и возвращаются к месту постоянного жительства только на выходные (нерабочие) дни. Остальные 5-10% маятниковых мигрантов работают преимущественно вахтовым методом с удалением от места проживания на расстояние от 100 до 3000 км. Таким образом, большая часть маятниковых мигрантов составляет маятниковую регулярную трудовую миграцию (табл. 1).
В пригородных населенных пунктах, наоборот, наблюдается доминирование маятниковой ежедневной трудовой миграции над маятниковой регулярной трудовой миграцией.
Таблица 1 стоянию до рабочих мест (2012 г.)
Наименование населенного пункта | Расстояние, км Удельный вес занятых на рабочих местах, расположенных в месте проживания и на расстоянии до 5 км от него, % МЕТМ, % МРТМ, %
до ближайшего города до райцентра
| Среднеудаленные |
п. Алтай 60 25 75,3 5,1 19,6
с. Косиха 50 45 84,7 4,0 11,3
| Пригородные |
п. Кировский 30 5 80,2 18,1 1,7
с. Шубенка 18 23 41,7 53,3 5,0
Таблица 2
Группировка работников сельскохозяйственных организаций по расстоянию до рабочих мест (2013 г.)
Наименование сельскохозяйственной организации До 5 км От 6 до 20 км От 21 до 40 км Свыше 40 км Итого
чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %
ООО «Вирт» 95 100,0 - - - - - - 95 100,0
ООО «Фарм» 50 73,5 15 22,1 3 0,4 68 100,0
ООО «Агрофирма «Нива» 108 97,3 3 2,7 111 100,0
ООО «Октябрьское» 247 77,9 18 5,7 45 14,2 7 2,2 317 100,0
Всего 500 84,6 36 6,1 45 7,6 10 1,7 591 100,0
В 2013 г. нами проведены исследования, направленные на изучение штатного состава сельскохозяйственных организаций, в зависимости от места жительства работников. В качестве объекта наблюдения выступили 4 организации, расположенные в бийской зоне.
Анализируя состав работников выбранных нами сельскохозяйственных организаций, мы выяснили, что в большинстве из них имеются лица, проживающие в других населенных пунктах (табл. 2). При этом 14% работников составляют объем МЕТМ и почти 2% — МРТМ.
Маятниковая миграция уже давно стала привычным явлением не только для России, но и для развитых зарубежных стран. К примеру, в Орловской области удельный вес МРТМ в общей численности занятых в разрезе территорий колеблется от 3 до 35% [3]. В Германии «маятниковый» образ жизни ведут от 30 до 40 млн ее жителей, т.е. 37-49% населения [5].
Исследования, проведенные в Орловской области, позволили выделить три основные причины маятниковой миграции сельских жителей: безработица, отсутствие подходящей работы и низкий заработок в сельской местности [3].
Представитель Агентства по труду в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия Вернер Марки связывает рост маятниковой миграции, с одной стороны, с возросшей активностью работодателей, которые размещают рабочие места в центральных городах и прилегающих к ним районам и параллельно открывают для себя новые регионы и рынки. Поэтому сотрудники просто вынуждены следовать за работодателем, перемещаясь на большие расстояния. С другой стороны, найдя место работы в другом городе, люди не торопятся менять постоянное место жительства. Это объясняется недолгосрочностью трудовых договоров, приемлемой арендной платой за жилье за пределами крупных городов, а также причинами социального характера, к примеру, благоприятным окружением для семьи или
ценными социальными контактами в месте постоянного жительства [5].
На наш взгляд, объемы маятниковой миграции имеют тенденцию к увеличению благодаря пространственно-временной конвергенции, заключающейся в «сжатии» времени, необходимого для преодоления расстояния между различными позициями, возникшего вследствие усовершенствования транспортных систем [6]. Этому способствует развитие и расширение транспортной и информационной сетей, увеличение числа личных автомобилей у жителей сельской местности.
При перемещении значительной части трудовых ресурсов на работу в другие населенные пункты целесообразным, на наш взгляд, является уточнение понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила», а также границы их размещения.
Как и любой вид ресурсов «трудовые ресурсы» формируются и имеются в наличии в определенной местности. Поэтому мы считаем, что данная категория достаточно четко обозначена в методике Росстата и может быть точно определена по любой административно-территориальной единице, вплоть до сельского поселения [7].
При рассмотрении вопроса об учете используемых трудовых ресурсов (вторая часть баланса трудовых ресурсов) в пределах конкретной административно-территориальной единицы возникает ряд трудностей и противоречий.
Во-первых, маятниковые мигранты, работая за пределами места постоянного жительства, учитываются в составе трудовых ресурсов той территории, где они трудоустраиваются.
Во-вторых, определить точное количество рабочих мест и используемых трудовых ресурсов крупной административно-территориальной единицы в современных условиях очень трудно в силу наличия занятости в неформальном секторе экономики.
В-третьих, многие крупные организации юридически находятся в крупных городах, а неадминистративные подразделения (производственные, торговые, консультационные)
размещают на периферии (в небольших городах, районных центрах, сельских населенных пунктах).
В-четвертых, с апреля 2013 г. в российском трудовом праве появилось легальное определение дистанционной работы, которая предполагает выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет [8].
Третья и четвертая отмеченные позиции вызывают вопрос о том, где учитывать данных работников: в составе трудовых ресурсов места проживания или в составе территории — места нахождения работодателя.
На наш взгляд, отмеченные противоречия позволит решить изменение содержания понятия «рабочая сила». Под рабочей силой следует понимать количество работников, осуществляющих трудовую деятельность на рабочих местах, фактически размещенных на территории конкретного населенного пункта, при этом отчисления в бюджет и во внебюджетные фонды осуществляются по месту регистрации организации. Таким образом, административно-территориальные контуры использования рабочей силы и контуры получения доходов от использования рабочей силы (заработная плата, налоги, прибыль собственников бизнеса и др.) не совпадают.
На наш взгляд, во второй части баланса трудовых ресурсов следует отражать:
а) численность трудовых ресурсов, занятых в экономике независимо от территориального расположения рабочего места:
б) численность трудовых ресурсов, не занятых в экономике, проживающих на территории данного населенного пункта.
В этом случае корректировка численности трудовых ресурсов на количество маятниковых мигрантов теряет смысл. Для современного механизма государственного регулирования сферы занятости нами предлагается дополнительно к балансу трудовых ресурсов определять количество рабочей силы, реализующей свой потенциал в конкретной административно-территориальной единице, что соответствует количеству имеющихся в ней рабочих мест.
Жители сельской местности, работающие в организациях, зарегистрированных в крупных городах, участвуют в формировании городских бюджетов, но при этом пользуются социальными благами в месте постоянного жительства. Создается дисбаланс доходов и расходов бюджетов в связи с устаревшей концепцией, заключающейся в том, что доходная часть бюджета должна формироваться за счет зарегистрированного на данной территории бизнеса. Практика показывает, что с развитием транспортнокоммуникационных сетей контуры проживания и использования трудовых ресурсов будут расходиться все более. Это объективный процесс. Таким образом, нужен современный механизм формирования бюджетов.
В своих исследованиях мы уже отмечали, что главной задачей любого государства является повышение качества жизни людей, где бы они не жили — в городе или селе. Для России, с ее громадными пространствами, низкой плотностью и неравномерностью размещения поселений другим не менее важным государственно образующим фактором был и становится все более острым присмотр за собственной территорией [9]. Следовательно, в области формирования и размещения трудовых ресурсов первоочередное значение имеет создание нормальных социально-экономических условий для проживания населения в конкретной местности. Эти функции, на наш взгляд, должно выполнять Министерство регионального развития, независимо от типа населенного пункта — сельского или городского. Централизация функций в одном министерстве позволит наиболее комплексно и эффективно решать вопросы по размещению на территории страны наиболее важных социальных объектов (учебных заведений, медицинских учреждений, спортивных учреждений и сооружений, учреждений культуры), обеспечению населения водо-, газо-, теплоснабжением, современными системами связи и телекоммуникаций.
Заключение
Развитие и расширение транспортной и информационной сетей позволяют сельским жителям найти подходящее место работы и реализовать свой трудовой потенциал с целью получения дохода вне постоянного места жительства. Проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что маятниковой миграции подвержено от 15 до 25% трудовых ресурсов, проживающих в среднеудаленных сельских населенных пунктах сельской местности Алтайского края. Благодаря пространственно-временной конвергенции объемы маятниковой миграции
имеют тенденцию к увеличению. Эти процессы прослеживаются в мировом масштабе.
Нами предлагается использовать новые подходы к расчету второй части баланса трудовых ресурсов, в которой следует отражать численность трудовых ресурсов, занятых в экономике независимо от территориального расположения рабочего места, и численность трудовых ресурсов, не занятых в экономике, проживающих на территории данного населенного пункта. Для современного механизма государственного регулирования сферы занятости нами предлагается дополнительно к балансу трудовых ресурсов определять количество рабочей силы, реализующей свой потенциал в конкретной административно-территориальной единице, что соответствует количеству имеющихся в ней рабочих мест. Для создания равных условий доступа к социальным благам, гарантированным государством вне зависимости от места жительства и места работы, концентрация государственных функций по развитию сельского и городского населения должна быть закреплена за одним ведомством — Министерством регионального развития. Это будет способствовать подтягиванию уровня качества жизни сельского населения к городскому.
Библиографический список
1. Краткая характеристика Алтайского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //econom22.ru.
2. Бушмин И.А. Современная служба занятости региона: новый вектор и технологии развития: монография. — Барнаул, 2011. — 110 с.
3. Мальцева Е.С. Маятниковая трудовая
миграция: государственное регулирование
или рыночная саморегуляция? [Электронный
ресурс] // Вопросы управления. — 2012. — Вып. №1(18). — Режим доступа
http://vestnik.uapa.ru.
4. Акишина М.Л., Фанненштиль А.А., Лейбгам Е.Ю. Подходы к формированию баланса трудовых ресурсов в зависимости от типов сельских поселений // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2012. — № 12 (98). — С. 121-125.
5. Люди-маятники, или Трудовая мигра-
ция в Германии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // toemigrate.
com/blog/germany.
6. Временная география [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: http: //
kmpyar.ru/vremya-prostranstvo-i-regionaliza tsiya.html.
7. Пенчева С.Н. Баланс трудовых ресурсов: теоретический аспект // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2012. — № 11 (97). — С. 95-99.
8. О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации: ФЗ РФ от 05.04.2013 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система
КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Фанненштиль А.А., Акишина М.Л. Занятость населения в условиях территориальной модели сельского развития // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2012. — № 12 (98). — С. 112-117.
Статья подготовлена по итогам научноисследовательской работы по теме «Проведение научных исследований и разработка баланса трудовых ресурсов в сельской местности с учетом программы социальноэкономического развития страны на долгосрочную перспективу».
+ + +