УДК 69 Комлева Д.В., Перов Ф.В.
Комлева Д.В.
студент
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (г. Санкт-Петербург, Россия)
Перов Ф.В.
доцент кафедры архитектурного проектирования Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (г. Санкт-Петербург, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА РАСПОЛОЖЕННОГО НА НАБЕРЕЖНОЙ РЕКИ ОХТА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Аннотация: данная статья посвящена изучению и анализу опыта комплексного развития территории на набережной реки Охта в целях повышения ее социальной, экономической, туристической привлекательности, а также максимального уровня ее комфорта и функциональности для жителей Красногвардейского района. Прилегающие территории набережных города отличаются высоким природно-рекреационным потенциалом для развития, а также являются популярными среди жителей города и туристов, следовательно развитие подобных территорий необходимо для развития города. В данной статье проведено исследование опыта проектирования жилых комплексов на территории серого пояса, выделены основные методы и подходы к их проектированию, проведен анализ структуры города Санкт-Петербурга, в частности Красногвардейского района, и выявлены основополагающие градостроительные факторы, определяющие формообразование проектируемого жилого комплекса и характер окружающей его среды, формирующейся на основе идентичности ближайших жилых кварталов.
1661
Ключевые слова: архитектура, набережная, благоустройство территории, жилой комплекс.
Территория проектирования расположена в Красногвардейском районе вдоль набережной реки Охта. Данный район особо перспективен в строительстве, так как имеет свободные территории для застройки. Красногвардейский район считается одним из самых промышленных районов в городе (территории серого пояса).
Серый пояс - это промышленная и отчасти постиндустриальная территория, расположенная между историческим центром города и новыми растущими районами города. Ежедневно через эту зону транзитом передвигается большая часть жителей, теряя значительные временные и материальные ресурсы. В настоящее время эта территория во многом лишена активности и смыслового наполнения. В городе остро стоит вопрос о развитии промышленных территорий, потому что они полностью исключены из городской среды. Серый пояс города - это не пустые гектары земли. В нем есть наполнения, структура, идентичность. Это затерянный пласт культурных ценностей города с огромным потенциалом для развития.
1662
Рис. 1. Определение экономического потенциала территории и потенциально нежилой программы.
Рассмотрим непосредственно зеленый каркас проектируемой территории. Зеленый каркас - это сеть, связывающая естественные и преобразованные природные и водные ландшафты города различных масштабов. Набережная реки Охта - это живописное место, которое привлекает местных жителей и туристов. Она располагается вдоль реки Охта и предлагает красивые виды на окружающую застройку. Набережная реки Охта берет свое начало с пересечения Свердловской набережной, собирая на своем пути знаковые достопримечательности, к примеру судостроительный и механический завод Охта, усадьба Жерновка и многие другие известные объекты или объекты культурного наследия. Вдоль реки расположены парки и зеленые зоны, пешеходные дорожки, зоны для отдыха, рестораны, кафе, а также различные культурные и развлекательные объекты, которые являются важными для
1663
экологии города и местом отдыха для горожан. В последнее время проводятся проекты по благоустройству берегов реки, что помогает сохранить ее историческое и культурное наследие.
Рис. 2. Определение зеленого каркаса Красногвардейского района.
Несмотря на это главным нереализованным потенциалом этой территории является ее природная составляющая.
Проанализировав зеленый каркас, транспортную доступность и территории серого пояса наиболее перспективным участком для проектирования был выбран участок на мысу:
1664
Рис. 3. Ситуационный план территории проектирования.
Участок обладает уникальными характеристиками и идентификационными особенностями.
В ходе исследования был произведен SWOT-анализ сильных и слабых сторон выбранного участка проектирования:
Слабые стороны:
- наличие железнодорожных путей,
- большое количество монотонных жилых массивов,
- серый пояс, преобладание промышленных и складских зданий.
Сильные стороны:
- развития транспортная инфраструктура,
- расположение станции метро «Ладожская» недалеко от участка проектирования,
- рекреационная составляющая,
1665
- средняя этажность застройки 9-14 этажей,
- географическое расположение территории проектирования в центре Красногвардейского района.
Данный участок является наиболее перспективным для застройки на нем жилого квартала. Предлагается разработка проекта жилого комплекса со встроенным обслуживанием вдоль реки Охта, с организацией благоустройства территории набережной, создание пешеходных маршрутов и мест притяжения населения.
В рамках разработки проекта был изучен отечественный опыт проектирования жилых комплексом с выходом на набережную реки, а также опыт проектирования разработки квартала на бывшей промышленной территории. Один из самых ярких примеров разработки квартала на бывшей промышленной территории является - программа реорганизации территории участка ООО «ЗИЛ-Юг», ограниченного территорией МК МЖД, рекой Москвой, старым руслом реки Москвы и технической зоной метрополитена. Район включает в себя комплекс объектов с социальной инфраструктурой, административно-деловыми комплексами, магазинами, ресторанами и многим другим.
Рассматриваемая территория планировочно разделяется на две части -южную и северную, границей участков является районная магистраль. Вдоль магистрали располагается зеленый каркас проектируемых кварталов, а также центр с объектами административно-делового, торгово-бытового и жилого назначения.
В северной части территории сформирована жилая функция с элементами социальной инфраструктуры, а также офисы, объекты торговли, культуры и развлечения. Некоторую часть занимают сохраняемые и реконструируемые объекты коммунально-производственного назначения. В южной части территории преобладает жилая функция. По берегу реки формируются смешанные жилые кварталы повышенной этажности с высокими акцентами вдоль береговой линии. Непосредственно в прибрежной зоне старого русла
1666
проектом предусмотрено создание озелененной набережной. Ближе к районной дороге формируется высокоплотная примагистральная зона смешанной жилой застройки.
Рис. 6. Концепция формирования связи жилой застройки с зеленым каркасом проектируемой территории.
Основными принципами формирования планировочной организации вновь застраиваемой территории являются:
- Восприятие территории «полуострова ЗИЛ» как единого целостного градостроительного образования по принципу «город в городе»,
- Интеграция создаваемой функционально-планировочной структуры в общую структуру реорганизуемых территорий,
- Создание комфортной среды для проживания населения,
- Создание системы общественных центров вдоль главных транспортных магистралей.
1667
Результаты анализа опыта проектирования жилого квартала с социальной инфраструктурой на бывшей промышленной территории приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Анализ опыта проектирования жилого квартала.
Наименование проекта, местоположени е, архитекторы, год создания Изображения Описание проекта
Опыт проектирования жилого квартала с социальной инфраструктурой на бывшей промышленной территории
Проект планировки производствен ной зоны «ЗИЛ» Г.Москва Проект 2013 года Концепция формирования проекта бывшей промышленной территории завода ЗИЛ Данный пример рассмотрен в качестве разработки жилого квартала на бывшей территории завода им.Лихачева. В новом районе предусмотрено строительство жилья, социальной и транспортной инфраструктуры, офисов, спортивного кластера «Парк легенд», благоустройство и озеленение территории и набережной Москвы-реки. «Комплексное развитие территории ЗИЛа» - крупнейший проект реорганизации промзон на территории Москвы. На территории проектом предусмотрено сохранение некоторых заводских корпусов под
Концепция формирования планировки территории бывшей промышленной территории завода ЗИЛ
1668
Концепция формирования зеленого каркаса бывшей промышленной территории завода ЗИЛ
:
Концепция формирования транспортного каркаса
бывшей промышленной территории завода ЗИЛ
деловые центры. Автомобильное сборочное производство оставят, но площадь цехов станет меньше. От жилья их отделит зеленая зона, также предполагается создание благоустройства парка «Тюфелева роща», создание крытой прогулочной зоны и смотровой площадки.
Для обеспечения транспортной и пешеходной доступности
проектом предполагается
прокладка новых проездов и улиц, строятся подъезды к объектам, реконструкция набережной. Большое внимание при разработке концепции уделялось проекту планировки территории. Большая часть отдана под зеленые зоны. Основными элементами «зеленого каркаса» заложены набережная Москвы-реки, бульвар и парки для активного отдыха в зоне размещения ТПУ «ЗиЛ и вдоль МК МКЖД».
1669
Помимо этого, был изучен один из самых ярких примеров разработки жилого квартала в непосредственной близости к реке - ЖК Монблан, расположенный в городе Москва на Шлюзовой набережной. Это современный жилой проект, который предлагает различные комфортные варианты жилья, включая квартиры с разными планировочными решениями, позволяющие оптимально использовать пространство. В проекте предусмотрены видовые квартиры на верхних этажах жилого комплекса с панорамными окнами и красивыми видами на город. Стоит отметить удобное расположение с хорошей транспортной доступностью жилого комплекса, выходящего своими видовыми характеристиками на набережную реки.
Архитектурная концепция жилого комплекса Монблан включает в себя несколько основных принципов:
- Современный дизайн. Элегантный и стильный облик, за счет использования стекла и металла, - Функциональность планировочных решений, - Благоустроенная территория. Вокруг комплекса предусмотрены зеленые зоны, парки и скверы, создающие комфортную среду для проживания, -Инфраструктура. Жилой комплекс имеет развитую инфраструктуру. На первых этажах проектом предусмотрены магазины, рестораны, спортивные зоны и зоны отдыха для проживающих.
Результаты анализа опыта проектирования жилого комплекса приведены в Таблице 2.
1670
Таблица 2. Анализ опыта проектирования жилых комплексов.
Изображения
Описание проекта
Анализ опыта проектирования жилых комплексов
1. Клубный дом Opus, г. Москва м. Павелецкая,
Архитектурное бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры»
Расположение объекта в структуре города
Рассматриваемый объект располагается в историческом месте с видом на Крутицкое подворье и Симоновский вал. Совсем рядом располагается Замоскворечье - район, сохранивший камерную атмосферу старой Москвы. Локация уникальна также тем, что новые современные объекты будут перекликаться с культовыми объектами культурного и исторического наследия города.
Расположение объекта в границах участка застройки
Здание располагается на берегу Москвы-реки, которая определила его исключительную форму, вдохновляющую стихией воды. Природная пластика здания, повторяя изгиб береговой линии, льется изящной мелодией волны.
Формирование концепции благоустройства дворового пространства (левая сторона - первая зона, правая - вторая зона)
1671
Архитектурный облик ■ " т ^ ^ ч I г ру
Подобно водной стихии, благоустроенная территория состоит из двух абсолютно разных зон двора. Первая, словно спокойная вода с гладкой, как зеркало, поверхностью. Эта тихая часть идеально подойдет для уединения и медитации. Вторая зона двора, подобная быстрым потокам воды, расположена со стороны набережной и способствует активному времяпрепровождению.
Близость Москвы-реки определила волнообразную форму дома, вдохновленную стихией воды. Фасады здания выполнены ступенчатым каскадом от двух до десяти этажей.
Ритм и фактура белоснежных фасадов из матового архитектурного бетона мягко вписывается в окружающую застройку данной территории. Акценты из алюминия и стали придают утонченные вертикальные направления.
Проектное предложение заключается в разработке жилого комплекса со встроенным обслуживанием и благоустройства прилегающей территории набережной, ограниченной железными путями с запада, Ириновским проспектом с севера. Жилой комплекс - доминанта, которая станет точкой пересечения заложенного проектом пешеходного маршрута вдоль набережной с ее проектируемой частью. Длина пешеходного маршрута затрагивает всю разрабатываемую набережную. Проектом предполагается благоустроить и
1672
разработать систему зеленого каркаса проектируемой территории, которая будет продолжением уже существующего зеленого каркаса всей реки Охта.
Рис. 7. Основные направления зеленого каркаса проектируемой территории.
На основе изученного анализа опыта проектирования бывших промышленных территорий и литературы были выявлены принципы формирования генерального плана, характерные для территорий серого пояса граничащие с водным объектом:
Формирование зданий - акцентов вдоль набережной, как единого элемента,
Формирование зеленого каркаса с элементами пешеходных маршрутов как связь между кварталами,
Формирование комфортной среды для проживания, за счет функциональной наполненности в квартале (наличие магазинов, ресторанов, детских кружков и секций),
Согласно концепции жилого дома проектом предусматривается создание стеклянной доминанты, с расположением в ней жилой функции и офисов на некоторых этажах. А также типовой застройки из 7-ми этажей с видовыми
1673
характеристиками на реку Охта используя принципиально другие принципы застройки.
У проектируемого объекта предполагается крытый двор, защищающий от шума и суеты, и наполненный различными зонами (детскими, спортивными, местами для отдыха). К доминанте примыкает трехэтажное здание состоящее из магазинов галерейного типа. Расположение галереи в таком месте вызвано тем, что окна с одной стороны выходят на железную дорогу, что является не лучшим фактором для расположения жилых зданий. На первых этажах жилого комплекса предполагается размещение встроенного обслуживания населения.
Вывод.
Рассматриваемая территория проектирования имеет преимущественные характеристики для застройки жилой функции и вместе с тем необходимо детальное формирование зеленого каркаса как системы маршрутов общественных пространств, пронизывающих значительные территории города. Долины реки Охты может стать новой осью городского развития, развивая территории линейных парков, которые ведут от периферийных районов города к его центральной части.
Наличие водного каркаса является преимуществом данной территории. Формирование программы речного транспорта, вводного такси и развитие экскурсионно-рекреационного судоходства может стать имиджевой составляющей реки Охта. Система водного транспорта может решить ряд внешних проблем и пробок.
Также необходимо развитие территорий прилегающих к воде, за счет освоения территорий серого пояса, ведь в настоящее время к водному фронту примыкает промышленная застройка и гаражные массивы.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что проектируемый объект, расположенный на набережной реки Охта является единым смысловым элементов, выходящих фасадов на набережную. Данный жилой комплекс может стать местом притяжения населения не только за счет наличия офисов внутри
1674
расположенной доминанты, но и за счет сформированных мест притяжения внутри двора и снаружи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (КЭПиСП) // URL: https://cedipt.gov.spb.ru/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-2035/;
2. Градостроительное развитие Санкт-Петербурга в 1703-2000е годы: Семенцов С.В // URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004108453.pdf;
3. Научный журнал «Актуальные исследования» #46(176), Ноябрь 2023 // URL: https://apni.ru/article/7494-sotsialno-ekonomicheskaya-kharakteristika
1675
Komleva D.V., Perov F.V.
Komleva D.V.
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
(Saint Petersburg, Russia)
Perov F.V.
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
(Saint Petersburg, Russia)
FORMATION OF ARCHITECTURAL CONCEPT
OF RESIDENTIAL COMPLEX LOCATED ON OKHTA RIVER EMBANKMENT IN ST. PETERSBURG
Abstract: this article is devoted to the study and analysis of the experience of integrated development of the territory on the Okhta River embankment in order to increase its social, economic, tourist attractiveness, as well as the maximum level of its comfort and functionality for residents of the Krasnogvardeysky district. The adjacent areas of the city's embankments are characterized by high natural and recreational potential for development, and are also popular among city residents and tourists, therefore the development of such territories is necessary for the development of the city. This article examines the experience of designing residential complexes in the territory of the gray belt, highlights the main methods and approaches to their design, analyzes the structure of the city of St. Petersburg, in particular the Krasnogvardeysky district, and identifies the fundamental urban planning factors that determine the formation of the projected residential complex and the nature of its environment, which is formed on the basis of the identity of the nearest residential neighborhoods.
Keywords: architecture, embankment, landscaping, residential complex.
1676