Научная статья на тему 'Формирование архитектурного облика Центральной башни Главного Адмиралтейства г. Санкт-Петербург'

Формирование архитектурного облика Центральной башни Главного Адмиралтейства г. Санкт-Петербург Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
208
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENTS / ИНЖЕНЕРНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ / ENGINEERING RESTORATION / РЕКОНСТРУКЦИЯ / RECONSTRUCTION / КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ / STRUCTURAL SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Попов А.О., Бирюлева Д.К., Матвеев И.Ю.

За долгие годы существования здания Адмиралтейства г. Санкт-Петербург имеются многочисленные архивные данные о строительстве и реконструкции, однако отсутствует четкое представление о том, что и когда было сделано, кроме того многие данные противоречивы. Согласно охранному обязательству, здание заложено в 1704 г. по указу Петра I. В 1732-1738 гг. перестроено по проекту архитектора И.К. Коробова. В 1806-1823 гг. здание реконструировано по проекту архитектора А. Д. Захарова. В настоящей статье авторами на основе инженерно-технического и историкокультурного исследования [1] раскрываются этапы изменения архитектурного облика этого уникального здания, а так же развеиваются некоторые общепринятые заблуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The architectural appearance of the central tower of the Admiralty, Saint-Petersburg

With the Admiralty, which is a monument of early classicism, the birth of the fleet in Russia and the development of shipbuilding and naval power of Russia began. The Admiralty in St. Petersburg one of the famous and beautiful monuments of the Northern capital. Construction was started in 1704 on the drawings of Peter I on the island between the Neva and the Sink (the island was named by the Admiralty). The Admiralty was conceived as the main shipyard of Russia on the Baltic sea and was the center of building ships. The premises of the Admiralty were the ship''s workshop. The shipyard was built by the letter «П», main facade had a length of 425 meters, the side walls 213 m Admiralty performed and defensive function: it was a fortress, walled earthen wall with a 5-d earthen bastions and deep ditch. Around the perimeter with 2 sides dug 2 channels. For an overview of the opponent around the building were deforested. So there Admiralty meadow. The first ship with the Admiralty shipyard was launched on April 29, 1706. During the reign of Peter I the stocks of the Admiralty came 262 warships. The construction of the ships continued until 1844. In 1711, in the center of the main facade is built tower with a spire with a ship. Under the boat were plated ball, inside of which a Golden jug with samples of coins minted In St. Petersburg. Now the Boat, the bronze horseman and divorced Palace bridge on the background of the fortress are the symbols of St. Petersburg. The Admiralty building and the area around it repeatedly reconstructed in 1732-1738, under the guidance of architect I.K. Korobov built stone building of the Admiralty. Ship weathervane raised on the spire of the 72-meter height. At the beginning of the 19th century reconstruction of the building was conducted under the supervision of the famous architect A.D. Zakharov. The complex was completely rebuilt. The three-storeyed building was decorated with 56 statues, 11 bas-reliefs and 350 stucco decorations. The idea of the architect was to glorify the power of the Russian fleet, enhancing the image of Russia as a naval power. In this paper the authors on the basis of engineering, historical and cultural research [1] reveals the steps of changing the architectural appearance of this unique building, as well as dispelled some common misconceptions.

Текст научной работы на тему «Формирование архитектурного облика Центральной башни Главного Адмиралтейства г. Санкт-Петербург»

УДК 72.035.1

Попов А.О. - кандидат технических наук

E-mail: a.o.popov@yandex.ru

Бирюлева Д.К. - кандидат технических наук, доцент

E-mail: dila899@mail.ru

Матвеев И.Ю. - кандидат экономических наук, доцент

E-mail: matigur@mail.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Формирование архитектурного облика Центральной башни Главного Адмиралтейства г. Санкт-Петербург

Ладья воздушная и мачта недотрога, Служа линейкою преемникам Петра, Он учит: красота - не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра.

О.Э. Мандельштам

Аннотация

За долгие годы существования здания Адмиралтейства г. Санкт-Петербург имеются многочисленные архивные данные о строительстве и реконструкции, однако отсутствует четкое представление о том, что и когда было сделано, кроме того многие данные противоречивы. Согласно охранному обязательству, здание заложено в 1704 г. по указу Петра I. В 1732-1738 гг. перестроено по проекту архитектора И.К. Коробова. В 1806-1823 гг. здание реконструировано по проекту архитектора А. Д. Захарова.

В настоящей статье авторами на основе инженерно-технического и историко-культурного исследования [1] раскрываются этапы изменения архитектурного облика этого уникального здания, а так же развеиваются некоторые общепринятые заблуждения.

Ключевые слова: памятники истории и культуры, инженерная реставрация, реконструкция, конструктивные решения.

Здание Главного Адмиралтейства г. Санкт-Петербург является одним из символов города и гордостью России. Это комплекс зданий, выстроенных в «каре», внешнего и внутреннего контура, между которыми находится широкий внутренний двор. Центральная башня Главного Адмиралтейства разделяет южный фасад на равные части, а «золоченый» ее шпиль является одной из высотных доминант г. Санкт-Петербург. Согласно охранному обязательству, здание заложено по указу Петра I в 1704 г. В 17321738 гг. перестроено по проекту архитектора И.К. Коробова. В 1806-1823 гг. здание реконструировано по проекту архитектора А. Д. Захарова.

Центральная башня здания Главного адмиралтейства является одним из наиболее ранних зданий комплекса. Первоначально это был центральный бастион, устроенный по мазанковой технологии, увенчанный обитым жестью деревянным шпилем, окончательным сроком строительства, которого является конец 1705 г.

По многочисленным данным [2-8] основание центрального бастиона и четырех других бастионов было усиленно сваями диаметром 0,3 м, погруженных с шагом 0,3 м, длина которых по различным источникам составляла от 6,3 до 8,0 м. Однако по результатам обследования фундаментов и грунтового основания, проведенного авторами [1] выявлено, что ни свай, ни продуктов их разложения не обнаружено, кроме того под подошвой бутового фундамента были обнаружены деревянные лежни, имеющие работоспособное состояние, древесина которых на срезе имела белый, не тронутый временем цвет. Причиной заблуждения о наличии свай является иконография проекта возведения бастионов, который, по всей видимости, был реализован со значительными отклонениями, либо центральная башня Главного Адмиралтейства выстроена И.К. Коробовым на другом месте.

Рис. 1. Фасады Центральной башни здания Главного Адмиралтейства: а.) Фасад центральной башни архитектор И.К. Коробов [4]; б.) Фасад центральной башни архитектор А.Д. Захаров

В 1730-1732 гг. по проекту архитектора И.К. Коробова на месте Центрального бастиона возведена Центральная башня комплекса зданий Адмиралтейства (рис 1а), разделяющая южный фасад на две равные половины. Созданная И.К. Коробовым Центральная башня имела легкие и ажурные формы, характерные для «Петровского» барокко, но, тем не менее, имела тесную связь конструктивных и декорирующих элементов.

При возведении Центральной башни И.К. Коробовым использовался классический прием ярусного нарастания уменьшающихся к верху объемов, используемый при возведении башен и колоколен. Так на широкое четырехгранное основание установлен легкий четверик первого яруса, украшенный полуколоннами в ионическом стиле, переход к которому сглаживает скатная кровля. Четверик первого яруса является опорой для открытой площадки, на которой установлен, украшенный полуколоннами и увенчанный золоченым куполом, четверик второго яруса. Венчает же Центральную башню И.К. Коробова закрытая смотровая площадка (восьмерик) с золоченым шпилем.

По проекту И.К. Коробова Центральная башня имела административное функциональное назначение. На первом этаже располагались конторские помещения, а второй этаж занимали помещения адмиральского «покоя» - помпезный зал для приемов, планы которых представлены на рис. 2. В восточном и западном крыле располагались лестничные марши с промежуточными площадками.

Рис. 2. Схематичные планы Центральной Башни здания Главного Адмиралтейства:

а, б. Схематичный план первого этажа (арх. И.К. Коробов) [4]; в, г. Схематичный план второго этажа первый и второй свет (арх. И.К. Коробов) [4];

д. Схематичный план первого этажа (арх. А. Д. Захаров) [1];

е. Схематичный план второго этажа (арх. А. Д. Захаров) [1];

ж. Схематичный план третьего этажа (арх. А. Д. Захаров) [1];

з. Схематичный план четвертого этажа (арх. А. Д. Захаров) [1]

Автором проекта нынешнего Адмиралтейства и Центральной башни является архитектор А.Д. Захаров, разработавший в 30-х годах XVIII века проект реконструкции. Наиболее важным изменением является новое функциональное назначение Центральной башни, по проекту Захарова все административные и представительские помещения были перенесены в прилегающие новые трехэтажные корпуса, а Башня приняла на себя логистический функционал, обеспечивая связь между прилегающими корпусами. По проекту А.Д. Захарова лестницы в восточном и западном крыле были демонтированы и устроены на месте конторских помещений первого этажа и части помещения адмиральского «покоя» (рис. 2 а-г). При проведении реставрационных работ фрагменты опорных частей свода были открыты, и оказалось, что они располагаются значительно выше существующего ныне перекрытия первого этажа, а именно между вторым и третьим этажом (рис. 3). Из последнего становится ясно, что при реконструкции А.Д. Захаровым объем первого этажа был разделен надвое, что наглядно показано на рис. 3.

Высота и ширина проездной арки была увеличена за счет того, что демонтированы разгрузочные арки, а возникающий при этом значительный горизонтальный распор был компенсирован увеличением толщи стены, как показано на рис. 2д. Зал адмиральского «покоя» рис. 2в потерял свое функциональное назначение и теперь является темным помещением, проходным помещением, в пределах которого находятся деревянные лестницы, ведущие к шпилю. Наружный контур колоннады помещения адмиральского «покоя» скрыт в толще кладки стен, а внутренний и ныне предстает взору (рис. 4). Окна северного фасада в уровне первого этажа были преобразованы в проходы либо заложены (рис. 2д), в уровне второго этажа предстают в виде ниш и проходов, показанных на рис. 2ж. Решением А.Д. Захарова северная часть башни в значительной степени была увеличена за счет пристраиваемых помещений, функциональное назначение которых не выяснено. Совместная работа существующей до реконструкции Захарова и пристраиваемой частей башни осуществлялась использованием разгрузочных арок (рис. 5), конструкция которых в значительной степени позволяла компенсировать неравномерность осадки.

Увеличение этажности прилегающих корпусов сформировало необходимость увеличения этажности самой Башни, дабы сохранить ее доминирующий облик над комплексом Главного Адмиралтейства, кроме того возникала необходимость в обеспечении перехода между корпусами, который был устроен над проездной аркой в уровне третьего этажа. При надстройке третьего (отм. 10,8) и четвертого (отм. 15,4) этажа, был закрыт четверик первого яруса, конструкции которого и по сей день находятся в удовлетворительном состоянии и представлены на рис. 3.

Четверик второго яруса скрыт легкой ионической колоннадой. При этом сам четверик претерпел незначительные изменения, а именно были заложены крайние проемы. Ионическая колоннада и четверик, объединенные цилиндрическим сводом, являются несущими конструкциями для вышележащей открытой площадки (отм. +30,0), на которой установлен четверик со срезанными углами. Венчает же Центральную башню деревянный восьмерик, с золоченым шпилем и открытой смотровой площадкой.

А.Д. Захаров максимально использовал существующую башню, перестроив ее в духе классицизма. Монументальный вид был, достигнут зрительным уменьшения длины южного фасада, за счет того, что по два крайних проема с каждой стороны были переведены в архитектурную композицию прилегающих корпусов. Для придания монументальности и установки скульптурной группы у проездной арки, с южного фасада, окна первого и второго этажей были заложены, а вновь возводимые третий и четвертый этажи выполнены вовсе без окон.

Рис. 3. Схематичное наложение разреза, построенного по обмерам авторов [1] (проект арх. А. Д. Захаров), и фасада И.К. Коробова [4]

Рис. 4. Фрагменты четверика первого яруса [1]

Рис. 5. Разгрузочная арка [1] Список библиографических ссылок

1. Отчёт по НИР. Инв. № 370/14-А/СМ. Попов А.О., Матвеев И.Ю., Бирюлева Д.К. и др. Отчет об обследовании технического состояния строительных конструкций здания по ул. Адмиралтейский пр. д. 1, г. Санкт-Петербург. Центральная башня Главного Адмиралтейства // ООО ЦТСС «ЭкспертПроектСтрой». - Казань, 2014.

2. Сашонко В.Н. Адмиралтейство. - Л.: Изд-во Лениздат, 1982. - 124 с.

3. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. - СПб.: Изд-во Белое и Черное, 2003. - 223 с.

4. Иконография проекта Центральной Башни здания Главного Адмиралтейства. Архивные материалы «Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры» (КГИОП) г. Санкт-Петербург.

5. Адмиралтейские верфи. Корабли и годы. 1704-1925. - СПб.: Изд-во Гангут, 1994. - 200 с.

6. Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926-1996. - СПб.: Изд-во Гангут, 1996. - 392 с.

7. Пилявский В.И. Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. - М.: Изд-во Искусство, 1945. - 78 с.

8. Главный военный порт России: от Санкт-Петербургского военного порта до тыла Ленинградской военно-морской базы (К истории развития системы обеспечения сил флота). - СПб.: Изд-во Тыл ЛенВМБ, 1999. - 182 с.

Popov A.O. - candidate of technical sciences E-mail: a.o.popov@yandex.ru

Biryuleva D.K. - candidate of technical sciences, associate professor E-mail: dila899@mail.ru

Matveev I.Y. - candidate of economical sciences, associate professor E-mail: matigur@mail.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

The architectural appearance of the central tower of the Admiralty, Saint-Petersburg Resume

With the Admiralty, which is a monument of early classicism, the birth of the fleet in Russia and the development of shipbuilding and naval power of Russia began. The Admiralty in St. Petersburg - one of the famous and beautiful monuments of the Northern capital. Construction was started in 1704 on the drawings of Peter I on the island between the Neva and the Sink (the island was named by the Admiralty). The Admiralty was conceived as the main

shipyard of Russia on the Baltic sea and was the center of building ships. The premises of the Admiralty were the ship's workshop. The shipyard was built by the letter «n», main facade had a length of 425 meters, the side walls 213 m Admiralty performed and defensive function: it was a fortress, walled earthen wall with a 5-d earthen bastions and deep ditch. Around the perimeter with 2 sides dug 2 channels. For an overview of the opponent around the building were deforested. So there Admiralty meadow. The first ship with the Admiralty shipyard was launched on April 29, 1706. During the reign of Peter I the stocks of the Admiralty came 262 warships. The construction of the ships continued until 1844. In 1711, in the center of the main facade is built tower with a spire with a ship. Under the boat were plated ball, inside of which a Golden jug with samples of coins minted In St. Petersburg. Now the Boat, the bronze horseman and divorced Palace bridge on the background of the fortress are the symbols of St. Petersburg. The Admiralty building and the area around it repeatedly reconstructed in 1732-1738, under the guidance of architect I.K. Korobov built stone building of the Admiralty. Ship weathervane raised on the spire of the 72-meter height. At the beginning of the 19th century reconstruction of the building was conducted under the supervision of the famous architect A.D. Zakharov. The complex was completely rebuilt. The three-storeyed building was decorated with 56 statues, 11 bas-reliefs and 350 stucco decorations. The idea of the architect was to glorify the power of the Russian fleet, enhancing the image of Russia as a naval power.

In this paper the authors on the basis of engineering, historical and cultural research [1] reveals the steps of changing the architectural appearance of this unique building, as well as dispelled some common misconceptions.

Keywords: historical and cultural monuments, engineering restoration, reconstruction, structural solutions.

Reference list

1. Report on the research. Inv. № 370 / 14 A / Popov A.O., Matveev I.Y., Biryuleva D.K. and others. Survey report technical condition of construction of the building on the street. Admiralty Ave. D.1. - SPb. The central tower of the Admiralty // Ltd. CTSC «EkspertProetkStroy». - Kazan, 2014.

2. Sosonko N.R. The Admiralty. - Leningrad: Izd-vo Lenizdat, 1982. - 124 p.

3. Stiglitz M.S., Lelina V.I., Gordeeva M.A., Kirikov B.M. Monuments of industrial architecture of St. Petersburg. - SPb.: Publishing house of Black and White, 2003. - 223 p.

4. The iconography of the project of the Central Tower of the Main building of the Admiralty. Archival materials of the «Committee on state control, use and protection of monuments of history and culture monuments» (KGIOP). - SPb.

5. Admiralty shipyards. Ships and years. 1704-1925. - SPb.: Publisher Gaunt, 1994. - 200 p.

6. Admiralty shipyards. People, vehicles, years. 1926-1996. - SPb.: Publisher Gaunt, 1996. - 392 p.

7. Pilawski V.I. Admiralty in St. Petersburg. - M.: Publisher Art, 1945. - 78 p.

8. The main military port of Russia: from St. Petersburg military port to the rear of the Leningrad naval base (the history of development of system of support of naval forces). -Publishing house of the Rear LenVMB, 1999. - 182 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.