Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА КИРОВСКА В 1930-Е - 1950-Е ГГ'

ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА КИРОВСКА В 1930-Е - 1950-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦЕНТ / АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР / ПЛАСТИКА ФАСАДА / КОНСТРУКТИВИЗМ / НЕОКЛАССИЦИЗМ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Иголкин Н.В.

В статье исследованы особенности развития застройки Кировска в довоенное десятилетие и послевоенные годы. Проведён краткий архитектурный анализ объектов, являющихся ценными элементами исторической застройки. Рассмотрены композиционные решения, стилистические особенности и специфика архитектуры Кировска в исследуемый период на примере характерных зданий в структуре исторической части города. Изучены приёмы, сформировавшие пространственную структуру центральной части города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ARCHITECTURAL APPEARANCE OF KIROVSK IN THE 1930S - 1950S

The article discusses the features of the development of Kirovsk building in the pre-war decade and post-war years. A brief architectural analysis of objects that are valuable elements of historical development has been carried out. The compositional solutions, stylistic features and specifics of the architecture of Kirovsk in the period under review are considered on the example of characteristic buildings in the structure of the historical part of the city. The techniques that formed the spatial structure of the central part of the city are considered. The method for solving the goals and objectives set in the article is the analysis of archival, literary, graphic materials, as well as field survey materials.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА КИРОВСКА В 1930-Е - 1950-Е ГГ»

УДК 72.03

doi: 10.55287/22275398 2022 4 127

ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА КИРОВСКА В 1930-Е — 1950-Е ГГ.1

Н. В. Иголкин

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье исследованы особенности развития застройки Кировска в довоенное десятилетие и послевоенные годы. Проведён краткий архитектурный анализ объектов, являющихся ценными элементами исторической застройки. Рассмотрены композиционные решения, стилистические особенности и специфика архитектуры Кировска в исследуемый период на примере характерных зданий в структуре исторической части города. Изучены приёмы, сформировавшие пространственную структуру центральной части города.

Ключевые слова

акцент, архитектурный декор, пластика фасада, конструктивизм, неоклассицизм

Дата поступления в редакцию

06.12.2022

Дата принятия к печати

12.12.2022

Ш

ОС

о

I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

Город Кировск, расположенный на окраине горного массива Хибины, возник в конце 1920-х гг., быстро став центром добычи полезных ископаемых и горнохимической промышленности на Кольском полуострове. Будучи монопрофильным городом, Кировск в последние годы активно развивает туристическую сферу и спортивную инфраструктуру. Соответственно, в застройке города стали появляться новые объ- га

екты, вносящие диссонанс в сложившуюся историческую застройку города и наносящие ущерб архитек- ц

турному наследию города. За последнее десятилетие город утратил ряд зданий, формировавших его исто- о.

рический облик, отдельные постройки пребывают в руинах. Подобная перспектива развития Кировска ^

делает актуальной задачу выявления культурной и исторической ценности его архитектурного облика. а

Возникновение в 1929 г. Кировска (до 1934 г. — Хибиногорска) связано непосредственно с периодом индустриализации, когда в регионе стала осуществляться добыча полезных ископаемых.

Промышленное развитие Кольского Севера происходила при непосредственном участии 1-го се- о

кретаря Ленинградского обкома С. М. Кирова. Бурный экономический рост региона дал толчок а

£

с генеральным планом, разработанным ленинградским архитектором О. Р. Мунцем [1]. Вдоль глав- I-

X

для формирования молодого города. Появление первых капитальных зданий в городе связано с генеральным планом, разработанным ленинградским архитектором О. Р. Мунцем [1]. Вдоль главной улицы — современного проспекта Ленина, были построены пожарное депо, ставшее высотной доминантой, а также здания почты, больницы, банно-прачечного комбината, школы № 1, ставшие

1 По материалам доклада на VII Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы истории и теории архитектуры». 9 ноября 2022 г.

средообразующими элементами в застройке города. Значимым является строительство кинотеатра «Большевик» (Рис. 1), в котором цилиндрический объем, встроенного в угол основного прямого объема здания, и небольшая башенка служили небольшим акцентом в структуре проспекта. По проектам самого Мунца в 1931 г. на склоне были возведены каменные жилые дома (Рис. 2) характерным тому периоду приемом строчной застройки [2, с. 7]. В целом первым зданиям был присущ общий аскетизм и геометризм архитектуры конструктивизма. Но поскольку начало строительство Кировска выпало на 1930-е годы, то конструктивистский период здесь оказался недолгим.

Рис. 1. Кинотеатр «Большевик» [фото из личного архива автора]

Рис. 2. Жилые дома, построенные по проекту О. Р. Мунца [фото из личного архива автора]

Период второй половины 1930-х гг. в Кировске можно охарактеризовать временем начала освоения классического наследия, переходом от конструктивизма к новой архитектуре, соответствующей идеологии государства. При разработке нового генерального плана ленинградским Гипрогором была дана установка на монументализацию архитектуры отдельных зданий и уличного фронта [2, с. 8]. Стилистические изменения в облике города продиктованы и идеологическими причинами, поскольку с 1934 года город стал носить имя убитого С. М. Кирова, сыгравшего первостепенную роль в промышленном освоении Кольского Севера. Здания, появившиеся в этот период, стали определяющими объектами в структуре проспекта Ленина. Фасады новых зданий, формирующих фронт проспекта, в сравнении с предыдущим периодом приобретали более насыщенные пластику и декор, однако для них ещё оставались характерны черты конструктивистской архитектуры, такие как несимметричная композиция

или акцент угловой части в виде крупного вертикального объема либо средствами фасадной пластики. При этом пластика фасадов и оформление классическим декором были достаточно сдержанными в силу климатических условий: применялись упрощенные ордерные или вовсе безордерные вертикальные элементы, упрощенные профили горизонтальных поясов и антаблемента, имитационный руст, легкая креповка и редкие балконы. Однако к концу 1930-х гг. несмотря на естественные ограничения с помощью небольшого набора пластических и декоративных элементов архитекторам удалось задать монументальный облик застройки главной улицы молодого города. Для формирования монументального фронта проспекта Ленина и центральной части города менялось оформление уже построенных зданий на неоклассическое: по проектам архитектора К. И. Гурьева были декорированы фасады жилых домов Мунца и здание школы № 1 [3, л. 12, л. 36]. Эскизы застройки центра города были разработаны ленинградскими архитекторами С. О. Овсянниковым и М. М. Синявером [4]. В большей степени работой над формированием архитектурного облика молодого города в довоенные годы занималось местное проектное бюро при комбинате «Апатит» под руководством архитектора Н. А. Медведева [5, с. 100 - 101]. Наиболее значимыми и характерными постройками, расположенными на проспекте Ленина, стали жилой дом горсовета (середина 1930-х гг.) (Рис. 3), который можно отнести к архитектуре переходного периода, и дома инженерно-технических работников (1936 - 1939 гг.) (Рис. 4, 5), которые представляют собой уже ранние образцы сталинского неоклассицизма.

Рис. 3. Жилой дом горсовета [фото из личного архива автора]

Рис. 4. Первый дом инженерно-технических работников [фото из личного архива автора]

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

го ¡е и ш о

а ^

го

¡е *

ц

ю о

0

1

а >

и н

X а га

х ш

* I

Г

л °

О о |- а

. 2 со а . о

з= е

Рис. 5. Второй дом инженерно-технических работников [фото из личного архива автора]

На противоположной стороне проспекта, на его изломе, было построено здание управления комбината «Апатит» (сегодня здание администрации города) по проекту С. О. Овсянникова и М. М. Си-нявера [5, с. 53] (Рис. 6). Здание представляет собой пример архитектуры переходного типа с несимметричной композицией фасада. Классический декор в оформлении здания использован достаточно условно (отсутствие ордера, простой прямолинейный профиль карниза). Украшает главный фасад портик с прямоугольными каннелированными колоннами, который смещен к угловой части здания, благодаря чему хорошо просматривается с дальних точек на проспекте.

»

Рис. 6. Здание управления комбината «Апатит» [фото из личного архива автора]

Особое внимание было уделено организации архитектурно-пространственной структуры главного планировочного узла—Центральной площади, сформированной расположенными симметрично и полуовалом четырьмя зданиями. Первым появившимся зданием на площади была гостиница «Северная» (1938 г., архитектор К. И. Гурьев) [3, л. 16 - 17] (Рис. 7). Неоклассический симметричный фасад дугообразного в плане здания решен сдержанно, без выраженных пластических элементов. Центральным декоративным элементом выступает пилястровый портик, углы здания закреплены парными пилястрами с каждой стороны и аттиком.

Рис. 7. Здание гостиницы «Северная» [фото из личного архива автора]

По центральной оси площади было начато строительство пары жилых домов (1940 - начало 1950-х гг., архитекторы Н. А. Медведев и И. Г. Ромм) [6], возвышающихся благодаря легкому подъему рельефа (Рис. 8, 9). Пятиэтажные здания выстроены по классическому принципу пропилеев, акцентирующих внимание зрителя со стороны проспекта и площади главную планировочную ось — пешеходный бульвар (ныне Курортный) в виде анфилады лестниц, и будущую городскую доминанту, расположенную выше по склону—здание Дворца культуры. Архитектура домов проста—фасады симметричны, на всю высоту декорированы рустом, украшены ионическими пилястрами и антаблементом с упрощенным профилем, верхние этажи решены как аттиковые.

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

Рис. 8. «Пропилейный» жилой дом на Центральной площади [фото из личного архива автора]

го ¡е и ш о

а ^

го

¡е *

ц

ю о

0

1

а >

и н

X а га

х ш

* I

Г

л °

О о |- а

. 2 со а . о

з= е

Рис. 9. Вид на Курортный бульвар со стороны Центральной площади, на переднем плане дома «пропи-лейного» типа, замыкает перспективу улицы Дворец культуры [фото из личного архива автора]

Наиболее значимым и грандиозным зданием довоенного периода в Кировске был железнодорожный вокзал (1934 - 1939 гг.), построенный по проекту ленинградского архитектора Н. А. Митурича [3, л. 11] (Рис. 10). Поскольку здание должно было играть роль транспортных «ворот города», особое внимание было уделено его монументальному облику. Фасад вокзала симметричен, решен по принципу трехчастного деления. Монументальность здания подчеркивает крупный центральный ризалит, который также поделен на три части: два боковых глухих тяжеловесных элемента, акцентирующих внимание на входной группе, и центральный, тоже разбитый мощными безордерными колоннами.

Рис. 10. Здание железнодорожного вокзала. Современное состояние [фото из личного архива автора]

В послевоенный период (1945 - 1950-е гг.) архитектурно-градостроительное проектирование Кировска переходит ленинградскому институту Гипрогор, группе специалистов под руководством архитекторов А. М. Синявера, И. Г. Ромма и Б. Д. Судоплатова. Этот период можно охарактеризовать полным переходом к классическим формам в архитектуре и продолжением градостроительных тенденций предвоенного времени.

Одним из самых заметных зданий послевоенного Кировска можно назвать шестиэтажное здание общежития (1950-е гг., архитектор Б. Д. Судоплатов) (Рис. 11), ставшее неотъемлемой частью парадного фронта южной части проспекта Ленина. Монументальность здания подчёркивается тяжелыми пропорциями и единичным декором: вход в здание оформлен в виде двух арок с ордерными вставками, небольшие лепные элементы в виде тройной аркатуры и медальонов расположены на третьем и четвертом этажах.

Рис. 11. Здание общежития фрагмент фасада [фото из личного архива автора]

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

Завершением композиции городского центра стал размещённый на вершине склона Дом культуры (1956 г.) (Рис. 12). Здание было построено по типовому проекту архитектора К. К. Бартошевича. В архитектуре здания отразились тенденции заимствования форм исторических стилей, акцент сделан на главном фасаде в виде шестиколонного портика и парадного курдонера. Благодаря своему классическому облику и расположению на возвышенности сооружение играет градоформиру-ющую роль, заняв доминирующее положение в пространстве ансамбля городского центра и став завершением перспективы Курортного бульвара (Рис. 9).

Рис. 12. Здание Дворца культуры [фото из личного архива автора]

го ¡е и ш о

а ^

го

¡е *

ц

ю о

о

X

а >

и н

X а га

х ш

* I

Г

л °

О о |- а

. 2 со а . о

х е

В 1950-е годы застройка Кировска по причине «борьбы с излишествами» в архитектуре все более приобретала типовой характер. Поэтому улицы второго порядка лишены каких-либо пространственных и пластических акцентов, сохранялся ступенчатый характер застройки, продиктованный ландшафтом. Акцентными элементами была отмечена только застройка проспекта Ленина, Центральной площади и Курортного бульвара. Оживляли застройку цветовые решения фасадов, что было продиктовано скудностью цветовой палитры в условиях заполярного региона.

Заключение

Историческая застройка Кировска в 1930-е - 1950-е гг. в силу изменений генерального плана, сложных ландшафтных и климатических условий приобрела различный композиционный и стилистический характер. Сравнительно небольшая территория исторической части города включает фрагменты застройки, ставшие отголосками различных архитектурных периодов (конструктивизм, постконструктивизм, сталинский неоклассицизм). Архитектурно-художественное решение зданий играет ключевую роль в формировании пространственной структуры города, формируют облик исторического Кировска объекты с характерным северному региону лаконичным типом неоклассической архитектуры с минимальным использованием пластических и декоративных элементов.

Библиографический список

1. Мунц, О. Р. Город Хибиногорск и его планировка // Хибинские апатиты. Сборник 2. — 1932. — С. 192 - 207.

2. Иголкин, Н. В. Развитие пространственно-планировочной структуры г. Кировска до конца 1950-х гг. // Вестник гражданских инженеров. — 2019. — № 4 (75). — С. 5 — 12.

3. Архивный фонд МВЦ «Апатит». Альбом архитектурных проектов в г. Кировск за 1930-е гг.

4. Синявер М. М., Николаев Н. Г., Челядинов Ю. Н. Новый город Кировск // Журнал «Архитектура Ленинграда». — 1936. — №2. — с. 52 - 56.

5. Кировск: страницы истории // авт.-сост.: В. Э. Берлин, Т. Е. Королева. — Кировск, 2006. — 176 с.

6. Архивный фонд МВЦ «Апатит». Пояснительная записка и расчет к общим соображениям по организации строительных работ по постройке 5-этажного каменного дома на Центральной площади г. Кировска. 1939 г.

FORMATION OF THE ARCHITECTURAL APPEARANCE OF KIROVSK IN THE 1930S - 1950S

N. V. Igolkin

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint-Petersburg

Abstract

The article discusses the features of the development of Kirovsk building in the pre-war decade and post-war years. A brief architectural analysis of objects that are valuable elements of historical development has been carried out. The compositional solutions, stylistic features and specifics of the architecture of Kirovsk in the period under review are considered on the example of characteristic buildings in the structure of the historical part of the city. The techniques that formed the spatial structure of the central part of the city are considered. The method for solving the goals and objectives set in the article is the analysis of archival, literary, graphic materials, as well as field survey materials.

The Keywords

accent, architectural decor, facade plasticity, constructivism, neoclassical architecture

Date of receipt in edition

06.12.2022

Date of acceptance for printing

12.12.2022

Ссылка для цитирования:

Н. В. Иголкин. Формирование архитектурного облика Кировска в 1930-е - 1950-е гг. — Системные технологии. — 2022. — № 4 (45). — С. 127 - 135.

Ш

ОС э

I-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и ш

I-ы

X

и

ОС <

га ¡е и (0 о а

s *

пз ¡е

s ^

ю о

о

X

а >

и н s X а га

х ш S s

* I

с

л °

О о

|- а

s s

. Z

со a

. о

х е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.